Talqin va tadqiqotlar respublika ilmiy-uslubiy jurnali №6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ПРЫЖКОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ
Асанова Динара
преподаватель физической культуры в Университете Журналистики и
Массовых Коммуникаций
https://doi.org/10.5281/zenodo.6758209
! J-> | V r ^ г ! J'>
)> З^Р
Согласно мнениям специалистов-ученых и тренеров, разрабатывающих научно-практические проблемы современного баскетбола, известно что прыжковая выносливость игроков обеспечивается не только на основе скоросто-силовых возможностей мышечных групп нижних конечностей и
тъ
у
активных маховых движений рук, но и во многих определяется
»
А,„„„„п„п„, .-гл.,™, /П 1\/Г 1П1П.
функциональной стоимостью прыжковых нагрузок (Д.М.Нестеровский,2010;
>
*
Л.В.Костикова, 2002; Ж.Л.Козина,2009; Е.Р.Яхонтов,2009).
Принято считать, что чрезмерное учащение частоты сердечных сокращений и дыхательного ритма, возникающее в ходе интенсивных нагрузок,
оказывает негативное влияние на показатели прыжковой выносливости. Исходя из такого представления нами была предпринята попытка исследовать
пульсометрическую и респираторную стоимость тестовой нагрузки, связанной с прыжковой выносливостью у баскетболистов, занимающихся в группах спортивного совершенствования.
Результаты данного исследования представлены в таблице1. Из таблицы
>
видно, что у обследованных баскетболистов ЧСС в покое до начало выполнения теста прыжковая выносливость составляла в среднем 67,4 ± 4,07уд/мин., средняя результативность выполнения теста была равна 27,8 ± 3,49
раз. Это означает, что максимальное количество последовательных прыжков с доставанием маркера с высотою 40см в среднем было заметно ниже, чем могли бы показать баскетболисты высших разрядов. Принимая во внимание среднее
*
*>:> 1>
*
стандартное отклонение от средней статистической величины прыжковой
ЛТТЛТТЛППТТТТТ ТЛ7 /ЛПАТ/»ЛТ/\/\ТТТТЛТА'П т ттттт
выносливости можно отметить, что среди обследованных баскетболистов были
и такие испытуемые, которые показали число максимальных прыжков от 31 до 29 раз. Следовательно, можно полагать что для баскетболистов групп СПС показанное среднее число прыжков с доставанием маркера является
! К*
относительно недостаточным и, тем самым, такой уровень прыжковой выносливости не гарантирует сохранения прыжковой активности баскетболистов на протяжении всего тренировочного занятия и
соревновательных игр.
Ы> 3 ]> <}>
! & * и ■
ы> >>
*: > 3>>
ж*
ы )> > >
Я>
ы > >>
Щу
ы*
Ж"
>
Talqin va tadqiqotlar respublika ilmiy-uslubiy jurnali №6
Таблица 1
Показатели функциональной стоимости прыжковой выносливости у баскетболистов группы СПС-п=24
ж**
| Я*
До выполнения тестов Результаты теста Прыжковой выносливости (количество) После Выполнения теста
ЧСС(уд/мин) 67,4 ± 4,07 27,8 ± 3,49 129,3 ± 6,39
ЧД (уд/мин) 13,7 ± 1,13 27,8 ± 3,49 37,5 ± 2,03
I 1><СК.
1
+И >
Щ
+Н к
>>>
Ы >
Я>
Ы >
3 >4»
ЗН* * - 1>
Привлекает внимание и тот факт, что пульсовая стоимость такого уровня прыжковой выносливости была значительной, что было видно по данным ЧСС, которые были зафиксированы сразу после тестовой нагрузки (129,3 ± 6,39уд/мин).
Частота дыхания (ЧД) в покое до начала выполнения тестовой нагрузки составила в среднем 13,7 ± 1,13 раз/мин. Следует отметить, что ЧД в покое у хорошо тренированных спортсменов, по данным В.И.Дубровского (2002) должна составлять 9,5-12,5раз/мин. Респираторная реакция (ЧД) на выполнение тестовой нагрузки "прыжковая выносливость" была значительной и достигла до 37,5 ± 2,03раз/мин, хотя число последовательных прыжков в этом тесте было равно только лишь 27,8 ± 3,49 раз. Следует полагать, что подобная динамика кардиореспираторной реакции на выполнение кратковременной тестовой нагрузки "прыжковая выносливость" свидетельствует о недостаточном развитии функциональной подготовленности обследованной группы баскетболистов. Кроме того, всё это даёт основание утверждать, что занятия по СПС, проводимые в форме академических уроков, следует перевести на факультативную форму в виде тренировочных занятий, так как прыжковую выносливость, также как и другие виды выносливости невозможно полноценно развивать в условиях академических занятий.
%4 > Щ >
Ы >
3 > >
■зН >
Ыз> >
¡йи*
щ >
-1- Л ]>
Ш
шъ
т >
>
>
72
щ>
ш>
чн>