VI. НАУЧНАЯЖИЗНЬ
УДК: 378:009
DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-3-65-75
С. Л. Андреева (Магнитогорск, Россия)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2021 г.
Аннотация. Статья представляет собой ежегодный обзор крупных научных публикаций преподавателей Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Автор рассматривает научные труды 2021 г. и анализирует их по критерию практической значимости, используемому для оценивания «реальных» достижений ученого, научных групп, школ, научных направлений и специфически проявляющемуся в гуманитарно-педагогических исследованиях. Данный критерий представлен с позиций особенностей гуманитарного познания как специализированной познавательной деятельности человека. Автор обзора, размышляя о прагматической ценности целенаправленного изучения человеческих практик в синхроническом и диахроническом аспектах, приходит к выводу о необходимости формирования гуманистических идеалов на научной основе; о том, что нужность и важность гуманитарных исследований обеспечивается неограниченным спектром тем гуманитаристики и широчайшей палитрой аспектов изучения проблем. Вниманию ученых-гуманитариев подвергаются самые разнообразные объекты из разных областей жизни и профессиональной деятельности. Их объединяет одно - осмысление опыта человека. Монографические исследования 2021 г. в отборе тем, в выборе предмета, методов, целей изучения и в определении учеными сфер применения своих разработок демонстрируют особый тип познавательной деятельности ученых-гуманитариев, их специфическую социальную активность, которую они проявляют в своих исследованиях даже тогда, когда вступают в коллаборацию с учеными негуманитарных наук. В любом случае гуманитарии всегда выявляют ценностную составляющую анализируемой человеческой практики для определенной эпохи, социальной группы, отдельного индивида, вида человеческой деятельности, социального поведения, государственной политики и т.п. Констатируя ту или иную ценность, авторы изученных публикаций дают ей своеобразную экспертную оценку, рекомендуют или не рекомендуют к тиражированию проанализированный человеческий опыт, обозначают его полезность / бесполезность, опасность / безопасность, продуктивность / непродуктивность и т. д.
Ключевые слова: гуманитарные исследования, практическая значимость, монография, МГТУ им. Г. И. Носова, научные коллаборации, проекты.
Введение
Вопрос о роли социальных и гуманитарных наук в современном мире ставится сегодня ребром, поскольку гуманитарии обнаруживают массу скрытых угроз в глобализации и тотальной цифровизации человечества. Темы «глобализации и ее социальных последствий, путей развития человека и общества в противоречивом и динамично меняющимся мире современности» все чаще выносятся на обсуждение ученых на всероссийских и международных конференциях [6; 18; 19]. Ученые пытаются напомнить, что знания гуманитарного характера составляют мировоззренческий фундамент подготовки квалифицированного специалиста на всех уровнях современной образовательной системы, включая основное образование. Однако практическая значимость гуманитарных научных исследований не исчерпывается только образовательным спектром полезности, поскольку обнаруживает ценность «человеческого фактора» и его приоритет в выборе новейших технологий, в постановке задач развития и технического совершенствования окружающего мира.
1. Прагматическая ценность целенаправленного формирования гуманистических идеалов
Практическая значимость исследования - это его прагматическая ценность, которая, к сожалению, не всегда может обнаруживаться при первом представлении результатов перед научной, отраслевой и прочей общественностью. К примеру, практическая полезность, важность и востребованность исторических исследований, проведенных на научной основе на добротном методологическом фундаменте, с широким охватом исторических источников и т. п., ощущается сегодня как никогда остро, поскольку политические технологии недружественных государств базируются на пробелах в образовании или его отсутствии у экстремистски восприимчивой части населения страны-мишени, или на намеренно формируемых мифах (например, о тысячелетней украинской государственности). Вопросы преподавания истории в школах, колледжах, вузах стали сегодня чуть ли не вопросами государственными безопасности для многих стран. Это же касается и других гуманитарных дисциплин.
Ошибки, связанные с недооценкой значимости гуманитарных исследований, не всегда быстро обнаруживаются и десятилетиями могут влиять на общественное сознание, оправдывать политическую близорукость чиновников от науки и образования доводами о затратности, экономической неэффективности гуманитарных исследований или преподавания гуманитарных дисциплин. Последние 30 лет новейшей истории стран постсо-
ветского пространства и бывшего соцлагеря - это красноречивые свидетельства губительного государственного невнимания к гуманитаристике, а также не менее губительной практики применения госчиновниками при оценке практической значимости гуманитарных исследований сугубо экономических определителей полезности. Слишком высокая цена у таких ошибок, которая измеряется, к сожалению, не только деньгами! Получается, что формирование ценностей в обществе - это совсем не второстепенное занятие!
Зато западные политтехнологи прекрасно осознают (в долларах и евро) цену «правильных» гуманитарных траекторий, поскольку по таким гуманитарных «рельсам» в страны легко «вкатываются» выгодные для транснациональных корпораций экономические «проекты». Механизм прост: сначала в страну-мишень импортируется культурное оболванивание в виде негосударственных образовательных организаций с четкими западными образовательными стандартами («под соусом» соответствия мировым требованиям) и прозападных общественных организаций, а затем на их же финансовой базе возникают экологически вредные производства, бактериологические, химические и иные небезопасные лаборатории, компании, выкачивающие за копейки из страны-мишени ценные ресурсы, не заботясь о последствиях для населения и человечества в целом.
То же можно сказать и о философии, социологии, литературе, языке, психологии, педагогике, искусствоведении и т. д. Ориентируясь на требования наукометрических систем и на действующие показатели научной эффективности, ученые гуманитарных отраслей знания вынуждены подстраиваться под эти «рамки полезности в ближайшей краткосрочной перспективе», оставляя без должного внимания долгосрочную перспективу, а именно она является по-настоящему важной, поскольку формирует прочные «стержни» отдельной человеческой личности и общества в целом - ценности жизни и культуры, дающие возможность ориентироваться в мире и смысле происходящего. Как доказать эту ценность? Приложить акт о внедрении? «Практическая значимость научного исследования доказывает его нужность и важность», поэтому, если она не очевидна на сегодняшний день в «краткосрочной» перспективе, то, получается, что гуманитарное исследование и не столь актуально.
2. Аспекты прагматической ценности гуманитарных исследований
В словаре, посвященном исследовательской деятельности, говорится, что «критерий практической значимости указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в учебно-воспитательный процесс, методику преподавания» [26]. Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (области, республика, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий); предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.
В гуманитарных науках прагматическая ценность не так очевидна, как в естественных или технических науках. Она может заключаться в:
- более удобной систематизации знаний;
- предложении новых методов гуманитарного исследования;
- применении выводов для разработки новых концепций;
- возможности использования результатов для повышения эффективности преподавания соответствующей дисциплины;
- обнаружении скрытых гуманитарных проблем, требующих срочного решения;
- объяснении истоков, природы, способов гуманного преодоления или эффективного использования «человеческого фактора» на производстве и т.п.
Гуманитарная составляющая есть у любой проблемы, где участником, прямым или косвенным, является человек, социальная группа или общество. Учет этой составляющей важен при решении большинства технических и технологических, производственных и прочих очень важных, практических задач, особенно, если речь идет о нацпроектах.
Практическая значимость гуманитарного исследования начинается с выбора объекта исследования, который, как известно, диктуется проблемной ситуацией в той или иной предметной области, и, чем шире и острее оказывается проблема, тем большей практической значимостью обладают научные исследования, посвященные ей.
Сегодня в числе таких острых гуманитарных вопросов находится проблема влияния компьютерных технологий на жизнь и здоровье человека, в особенности ребенка. Научное педагогическое сообщество разрабатывает данную проблему сразу в нескольких направлениях, стараясь найти баланс между необходимостью применения ^-технологий в различных видах деятельности человека, в том числе в процессе обучения, и рисками негативного влияния данных технологий на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В данном ключе написана монография Т. А. Безенковой, К. Е. Безенкова и О. А. Андриенко «Профилактика аддиктивного поведения подростков в сфере информационно-коммуникационных технологий» [8]. Уход подростков и молодых людей от реальности с помощью компьютерных технологий или иных искусственных (химических) средств формирует аддитивное отклоняющееся поведение, проявляющееся в различных деструктивных формах. Развитие интернет-зависимости в подростковой среде стало важной социальной и педагогической проблемой, так как именно данная возрастная категория - наиболее активные интернет-пользователи. В другой своей монографии «Социализация личности подростка с девиантным поведением средствами социально-культурной деятельности» [7] авторы рассмотрели указанную проблему в широком контексте социализации
подростков, сделав акцент на девиации.
Гуманитарно-педагогические исследования интернет-пространства как новой среды существования и деятельности человека нашли отражение в коллективной монографии «Язык виртуального пространства: тенденции и перспективы исследования» [4]. Ее авторы (Л.И. Антропова, А.В. Бутова, Е.А. Гасаненко, Н.В. Дёри-на, А.И. Дубских, Т.Ю. Залавина, О.В. Кисель, Е.А. Ломакина, О.А. Лукина, Е.А. Пикалова, Л.С. Полякова, Е.И. Рабина, Ю.В. Южакова) исследовали в рамках названной проблемы спектр инновационных лингвоинформаци-онных технологий, которые применяются при выстраивании образовательной среды в техническом вузе [4, с. 8]. Проведенный в монографии анализ теории и практики интеграции электронных цифровых ресурсов и цифровых технологий в обучение иностранному языку в вузе указывает не только на педагогические (использование разных технологий и жанров виртуальной коммуникации [4, с. 101]), психологические (мотивы и способы самопрезентации [4, с. 24, 72; 93]), но и лингвистические векторы исследования (язык виртуального пространства как фрагмент языковой картины мира [4, с. 34], современные неологизмы в английском интернет-дискурсе [4, с. 126]).
Некоторые аспекты такого исследования, как например, фактор создания языковой образовательной среды в техническом вузе с помощью профессионального глоссария [4, с. 48], получили развитие в других публикациях авторов [11]. Решая различные лингвистические и лингводидактические задачи при обучении иностранному языку в техническом вузе, эти исследователи объединились, чтобы попытаться теоретически и практически осмыслить цифровизацию языкового образования и предложить свой взгляд на проблему; обозначить новые грани, условия и факторы жизни, обучения и просто общения современных молодых людей в интернет-пространстве как новой реальности человека. Практическая значимость самого научного поиска в рамках таких научных коллабораций определяется комплексностью и многогранностью взгляда на объект и предмет исследования, возможностью увидеть общие точки в оценке явлений и общие позиции в выборе направлений и средств разрешения выявленных проблем. Важно, что гуманитарии сами участвуют в подготовке монографий по техническим направлениям, имя возможность на практике проверить действенность и целесообразность лингводидактических технологий в области преподавания иностранных языков в техническом вузе [30].
3. Практическая значимость научных трудов и социальная активность ученого
Способность ученого-гуманитария целенаправленно осуществлять научные исследования, обладающие практической значимостью, можно рассматривать как его способность производить общественно значимые преобразования в мире, т. е. как социальную активность этого ученого. Но гуманитарии, используя богатства материальной и духовной культуры в своем творчестве, проявляют социальную активность не только в научной или общественной деятельности, собственном поведении или общении; они исследуют сам феномен социальной активности и разрабатывают технологии и условия ее формирования у других членов общества. Значимость такой деятельности подтверждается на государственном уровне, например, поддержкой федерального проекта «Социальная активность», который «направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского обще-ства»1.
Разновидностью социальной активности является познавательная активность, которая обнаруживается в отношении к процессу познания человеком окружающего мира и которая необходима для начала и успешного протекания учебной деятельности, обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения, являясь необходимым фактором самообразования человека. Именно проблеме развития познавательной активности у обучающихся в учреждениях дополнительного образования посвятили свой научный труд Н. Г. Супрун и Н. Ю. Пешкова [20]. Исследователи описали и представили опыт развития познавательной активности у обучающихся в учреждениях дополнительного образования [20, с. 38], выявили особенности создания условий, необходимых для развития познавательной активности детей [20, с. 30]. В работе дан разбор известных методов и технологий формирования познавательной активности, структурирован диагностический материал и предложена Программа развития познавательной активности у обучающихся в дополнительном образовании [20, с. 55].
Частному аспекту познавательной деятельности обучающихся посвящен раздел другой коллективной монографии «Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании» [10]. Его авторы, Г. Г. Гранатов, Е. Н. Ращикулина и М. А. Климов, исследовали категорию преемственности в аспекте общих особенностей ее изучения и понимания студентами. Сопоставляя функции и специфику уровней обобщения с познавательными задачами логических этапов развития понятия (основание, ядро, следствия и общее критическое истолкование) и опираясь на соответствие между ними [10, с. 75], авторы предлагают специальные «многофункциональные программированные упражнения для студентов, иллюстрируют одно из актуальных перспективных сейчас направлений взаимодополняющего сочетания профессионального образования и самообразования при изучении сложных и интегративных понятий и их систем, позволяющие не только развивать необходимые знания, познавательные умения, но и диагностировать» [10, с. 76]. Педагогическое исследование этих авторов подтвердило, что снижение качества образования может быть результатом нарушения системных,
1 Федеральный проект «Социальная активность» // Минпросвещения России [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/soc_activity/ (23.04.2022).
глубинных связей между воспитанием, обучением и развитием участников образовательного процесса. Анализ только одной категории преемственности показал: «Пренебрежение принципом преемственности в образовании ведет к потере системности и, ослаблению, прежде всего, воспитательных функций. Идейно-понятийный и многоуровневый подход к пониманию и решению проблемы преемственности может в значительной мере способствовать успешному ее решению. Решать ее нужно уже сейчас одновременно и на всех уровнях от государственно управленческого и регионального до школьного (и семейного), междисциплинарного и внутридис-циплинарного» [10, с. 63].
Практическим аспекты организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в языковом пространстве высшей технической школы посвящена монография О. А. Лукиной и Е. А. Гасаненко [32]. По мнению авторов, «создание имиджа специалиста при изучении иностранного языка в вузе - это необходимый ответ на требования, предъявляемые к современному выпускнику высшей школы» [32, с.4]. Исследуя имиджевые передовые технологии в университетском образовании и практику преподавания иностранных языков в технических вузах, авторы предлагают использовать содержательные особенности развития общекультурной компетенции студентов при изучении иностранных языков для формирования имиджа будущих специалистов. Языковые компетенции должны способствовать не только постоянному профессиональному росту, а также социальной и профессиональной мобильности выпускников.
4. Проектирование в науке: гуманитарный контекст
Практическая значимость любой науки, в том числе и гуманитарной, заключается не только в раскрытии скрытых процессов, механизмов их возникновения, понимании причин и последствий проблем, но и в возможности преобразовывать мир, проектировать и перепроектировать его для решения определенных задач. По мнению В. М. Розина, в проектировании есть обычно две грани: «это, с одной стороны, задание и разработка объекта в семиотической плоскости, что предполагает проблематизацию, схематизацию, исследования, конструирование, нормирование, с другой - создание этого объекта в материале на основе создаваемого проекта» [17, с. 121]. Разбирая имеющиеся толкования понятия «проектирование», В. М. Розин говорит о его эволюции, движущим фактором которой является трансформация социальных отношений и форм социальной организации общества, причем о каком бы типе проектирования и сфере применения (экономика, градостроительство, образование, государственное управление и т.д.) речь ни шла. Всегда при анализе деятельности и технологий следует учитывать «контекст культурно-исторической и социальной среды» [17, с. 121]. Проектирование как деятельность и технология опирается, по мнению исследователя, на особенности «проектного мышления и дискурса».
Закладывать константы проектного мышления и учить этому виду деятельности следует с детства, считают О. Ю. Пустовойтова, Н. А. Шепилова и Л. А. Яковлева, опубликовавшие в 2021 г. монографию «Проектная деятельность в дошкольном образовании» [16]. В этой книге рассматривается феномен проектной деятельности в дошкольном образовании, специфика применения проектного метода, а также технология его использования при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В научной разработке этих авторов представлены направления организации проектной деятельности, такие как патриотическое, познавательное и безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста [16, с. 3].
Любопытный опыт проектирования в коллаборации ученых разных сфер науки мы видим в монографии «Сети с распределенной генерацией: способы повышения эффективности проектирования и эксплуатации» [9]. Книга посвящена решению сугубо технического вопроса, не связанного с гуманитарной сферой, - повышению эффективности работы систем электроснабжения с источниками распределенной генерации при их проектировании и эксплуатации; и адресована студентам технических направлений, в частности 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника». Коллектив авторов работал над монографией два года назад. Примечательно то, что команда исследователей способов решения технической задачи состояла не только из узких специалистов в сфере электроэнергетики и электротехники (А. В. Варганова, Е. А. Панова, Ю. А. Морева, М. М. Суровцов -кандидаты технических наук), но и гуманитариев (И. О. Колдомасов - кандидат исторических наук, Е. А. Морозов - кандидат филологических наук, Е. Е. Руслякова - кандидат психологических наук). Задача гуманитариев заключалась в изучении и освещении мирового опыта использования источников распределенной генерации в Европе, США, Китае, а также в рассмотрении психосоциальных оснований и влияния развития распределенной энергии на различные сферы общества, т. е. как раз в выявлении того «контекста культурно-исторической и социальной среды», о котором пишет В. М. Розин. Практическая значимость такой работы сочетает специфику практической значимости гуманитарных исследований со спецификой практической значимости разработок в сфере техники и технологии - обозначение социальных и гуманитарных аспектов технической проблемы. Гуманитарная значимость подобной коллаборации состоит в том, чтобы, решая технические и технологические задачи, соответствующие специалисты-практики не забывали о человеке, для которого создаются технические объекты, а также о человеке, чьими усилиями создаются технические объекты, учитывали бы позитивный и негативный опыт прошлого, осознавали степень влияния своей профессиональной деятельности на общество, ощущали социальную ответственность за свои технические и управленческие решения.
5. Диахрония ценностей: исторические источники и факты в социальной практике поколений
Историческая наука, как никакая друга, знает, как со временем переосмысливается культурная, научная и практическая ценность результатов человеческих практик, как меняются акценты в организации практической деятельности поколений.
В 2021 г. при участии ученых МГТУ им. Г. И. Носова М. Г. Абрамзона, Ю. Ю. Ефимовой и Н. В. Копцевой была опубликована очередная серия монографий по археологической нумизматике [1; 2; 3; 29; 31], показывающая, что вопрос о практической значимости исследований в области археологии, в частности и археологической нумизматики, может освещаться в нескольких аспектах, потому что предметы, найденные на месте раскопов или содержащиеся в кладе, представляют и культурную, и материальную ценность. Как известно, культурно-историческая ценность монеты не является исходным смыслом ее возникновения и существования для человека, это «приобретение времени», возникшее в результате развития опыта людей во всех видах деятельности, связанных с монетами, из отношения к самим монетам, их чеканке, хождению, кладам, кладоис-кательству, коллекционированию, музейному экспонированию менялось в разные исторические эпохи. Именно развитие этих видов деятельности отразилось на восприятии и интерпретации монет как исторических источников, что способствовало развитию методов исследования как в самой нумизматике [2], так и в других отраслях исторической науки. Появление культурно-исторической ценности у денег в свою очередь поменяло характер некоторых видов деятельности, например, коллекционирования. Так, сегодня в России частное коллекционирование стало источником формирования отечественного культурного наследия и музейного фонда. Оно рассматривается в «аксиологических, институциональных, деятельностных, психологических, эстетических, репрезентативных и исторических аспектах» [12, с. 3-4], т.е. в разных гуманитарных и социальных аспектах, поскольку это вид культурной деятельности по сбору, присвоению, освоению, накоплению, систематизации, хранению, экспозиции, популяризации и обращению коллекции, ее виртуализации, а также инвестиционной стратегии развития и др.
Совершенно иная практика, иные ценностные парадигмы затронуты в историческом исследовании В. В. Филатова. В 2021 г. вышла его четвертая книга по истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова [24], которая завершила цикл книг, раскрывающих различные стороны жизнедеятельности коллектива в 1960-е гг. Если из первых трех книг [21; 22; 23] читатели узнали биографии профессорско-преподавательского состава института, познакомились с оценками деятельности некоторых из них, выяснили, как решались кадровые вопросы, какие изменения происходили в структурных подразделениях, в решении финансово-хозяйственных вопросов, организации учебного процесса и научно-исследовательской работы, то новая книга позволит раскрыть повседневность коллектива вне учебы в МГМИ (ныне - МГТУ им. Г. И. Носова). Это поможет создать целостное представление о вузе, его коллективе. Новая книга В.В. Филатова по истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова раскрывает особенности внеучебной деятельности вуза в 1960-е гг. Она передает атмосферу ожидания перемен во всех сферах жизни общества. Нынешнему поколению весьма важно знать, как жили, учились, работали их предшественники. Шестидесятые годы двадцатого столетия для нашей страны имели особое значение. Хрущевская «оттепель» с ее плюсами и минусами и возврат к определенному консерватизму при Л.И. Брежневе наложили свой отпечаток и на деятельность вузов. Молодому поколению будет интересно узнать, как были организованы быт, общественная деятельность, отдых людей, работавших и обучавшихся в то время в институте. 1960 -е гг. отмечены подъемом уровня спортивно-массовой работы в вузе. Книга имеет большую практическую значимость и в плане знакомства с интересными внеучебными мероприятиями, проводимыми в институте в то время. На основе многочисленных документальных источников, как правило, впервые вводимых в научный оборот, автору удалось отразить значимость событий повседневной жизни коллектива института.
Анализ монографий за последние пять лет показал усилившийся интерес общества к истории повседневности, к истории эмоций людей, живших в ту или иную историческую эпоху, на той или иной территории. В этом новомодном для исторической науки ключе написана монография Н. Н. Макаровой «Магнитогорск как социокультурный проект советской власти в 1930-1950-е гг.» [14]. Автора интересует эмоциональный «репертуар» жителей уникального, с одной стороны, и типичного, с другой стороны, советского моногорода - Магнитогорска. Н. Н. Макаровой показалось полезным исследовать повседневную жизнь людей, вовлеченных в социокультурный проект советской власти в 1930-1950-е гг. Насколько «особенности социально-бытовых условий, общий уровень благоустройства жизни и труда определяли ландшафты повседневности и черты господствовавшего эмоционального режима», счастлив ли был новый советский человек, которого вели в светлое социалистическое будущее? Исследовав широчайший круг факторов, определяющих эмоциональный фон эпохи: особенности периода форсированной индустриализации, демографические процессы и численность населения города, жизнь отдельных социальных групп в «новом» городе, городское пространство, жилищные условия магнитогорцев, здравоохранение и санитарно-эпидемическую обстановку в городе, просвещение горожан и систему образовательных учреждений, традиции и новации в организации досуга горожан, религиозный фактор в жизни «города без церквей», формы девиантного поведения в городской среде, стратегии сопротивления и механизмы адаптации горожанина к меняющимся условиям, - автор приходит к выводу, что «население Магнитогорска представляло собой сложный эмоциональный микромир, в котором сосуществовали разнообразные эмоциональные репертуары, а каждый магнитогорец одновременно принадлежал к различным эмоциональным сообществам, демонстрировавшим порой неодобряемые эмоциональные реакции» [14, с. 6]. Такое
исследование истории эмоций - это тоже изучение «контекста культурно-исторической и социальной среды» государственного индустриального и градостроительного проекта.
Как видно, внимание историков фиксируется на самых разных аспектах жизни людей. Важно всё: факты, события, предметы, эмоции и многое другое, - словом то, что дает объективную картину эпохи, формирует тот гуманитарный контекст жизни, который влияет на практику деятельности людей в совершенно разных ее областях.
6. Грантовая поддержка практически значимых гуманитарных исследований
Институциональное определение практической значимости научного исследования в России и мире осуществляется через грантовую систему поддержки научных исследований. В нашей стране, как известно, эта система включает разнообразные организации, которые делятся на три категории: а) фонды (государственные: РФФИ, РГНФ, РНФ и др.; а также негосударственные); б) государственные учреждения (министерства, например, Министерство науки и высшего образования РФ, Правительство России, Президент РФ, администрации регионов и субъектов РФ, РАН и ее институты, университеты); в) коммерческие организации (отдельные гран-товые программы и конкурсы компаний, например, Газпрома, Сбербанка и др.) [13].
Грантовая система России до недавнего времени широко поддерживалась зарубежными организациями государственными и негосударственными. Так, в 2021 г. в рамках русско-болгарского проекта магнитогорские ученые (С. Г. Шулежкова, Л. Н. Чурилина, Н. В. Позднякова, О. Е. Чернова, А. Н. Михин, Д. А. Новиков) совместно болгарской коллегой профессором С. И. Георгиевой опубликовали коллективную монографию «Новая фразеология в новой Европе: русские и болгарские сверхсловные неологизмы в современном коммуникативном пространстве» [28], издание которой в нашей стране осуществлено за счёт средств РФФИ2, поддержавшего этот международный проект. В книге обосновывается «необходимость сопоставительного исследования и словарного описания стремительно обновляющихся в условиях цифровой цивилизации фразеологических систем русского и болгарского языков» [28, с. 3]. Авторов интересуют «пласты сверхсловных неологизмов, рожденных в интернет-сети, в военной, социальной и финансовой сферах, а также тех неофразеологизмов, которые обязаны своим происхождением кинематографу» [Там же]. Участники проекта занимались «словарной "паспортизацией" сверхсловных неологизмов», которая, по определению Л. Н. Чурилиной, представляет собой процедуру отбора единиц, осуществляемую «с ориентацией на конкретные дискурсивные практики, в том числе и профессиональную коммуникацию, которая характеризуется определённой системой знаний (системой концептов) и правил их языковой экспликации» [25, с. 44]. Решая одну из важнейших проблем славистики, авторы надеются, что их книга поможет внести свой скромный вклад в поддержание дружеских отношений между народами, которые связаны между собой общими культурными истоками, общей религией, общими невзгодами и общими победами» [27, с. 21].
Другим примером грантовой поддержки в 2021 г. стало научное исследование, проеденное при участи профессора МГТУ им. Г. И. Носова М. Н. Потемкиной в общем проекте с коллегами из Челябинского государственного университета и опубликованное в коллективной монографии «Экономическая преступность в СССР в годы Великой Отечественной войны (на материалах Южного Урала)»3 [5]. В этой монографии «на базе современной методологии, результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, мемуаров, неопубликованных документов из федеральных и региональных архивов представлены виды, формы и особенности экономической преступности, а также возможности и способы борьбы с ней в советском обществе» военного времени, силы и средства которого «были направлены на достижение стратегической цели — победы в тотальной войне против сильного внешнего врага». Важно, что ценность своего исследования авторы видят именно сегодня, когда «современный мир вступил в фазу шестого (постиндустриального) уклада, открывшего колоссальные возможности «наноразмерных» производств, биоинженерии, передовой медицины, а также усовершенствованной бытовой техники и виртуальных коммуникативных практик» [5, с. 4]. К сожалению, сегодня авторы вынуждены констатировать, что «впечатляющие успехи в новых направлениях не только не способствовали преодолению преступности, понимаемой как исторически изменчивый, массовый, уголовно -правовой и системный социальный процесс, но и в значительной мере обогатили его содержание» [Там же]. Приводя неутешительную статистику по росту экономической преступности в мире за последние 8 лет и отмечая онтологическую склонность людей к отступлению от принятых норм, авторы публикации решили с помощью «ретроспективного анализа конкретных обстоятельств» разобраться в предпосылках и мотивах «отклоняющегося» поведения. Период Великой Отечественной войны выбран учеными не случайно, поскольку «особой когнитивной ценностью для криминологов и обществоведов обладают экстремальные события в истории, такие как большие стихийные бедствия, пандемии, революции, войны, вынужденные миграции, когда витальность общества и приверженность его членов установленным правилам подвергаются серьезным испытаниям» [Там же]. Поразительно, насколько сложен был социальный механизм восстановления законности в советском обществе
2 Издание монографии осуществлено за счёт средств РФФИ в рамках научного проекта № 19-51218005\19 «Новая фразеология в новой Европе: русские и болгарские сверхсловные неологизмы в современном коммуникативном пространстве».
3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00185 «Экономическая преступность в годы Великой Отечественной войны : выявление, расследование, пересечение (на материалах Южного Урала)».
того периода. Он предполагал «взаимодействие многих специалистов: пропагандистов, добровольных помощников милиции, завербованных осведомителей, оперативников, следователей отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), прокуроров и адвокатов, народных заседателей и судей, членов судебных коллегий вышестоящих инстанций, судебных исполнителей, конвоиров и тюремного персонала» а также партийных органов, государственных торговых инспекций, контрольных и ревизионных комиссий и профсоюзов [5, с. 7]. Практическую значимость такого исследования сам авторский коллектив видит в том, что «изучение экономической преступности и борьбы с ней в годы Великой Отечественной войны, позволяет расширить представления об этом драматическом отрезке нашей истории, увидеть преемственность и определить, что именно из арсенала минувших лет можно применить сегодня. Ведь ныне, как и тогда, нет времени на эксперименты, а требуются взвешенные решения и действия, направленные на укрепление правовой дисциплины» [5, с. 10].
Не только исследования массовых или групповых проявлений человека обладают практической значимостью для науки, но можно отметить и усиливающийся интерес общества к индивидуальной жизни человека. Биография и жизненный путь моряка как отражение своей эпохи - периода Великой Отечественной войны -описаны в монографии доктора филологических наук Е. Г. Постниковой и кандидата исторических наук А. Е. Любецкого, «"Мы - подводники": военные дневники матроса-подводника СФ Г. И. Сенникова»4 [15]. Публикация книги поддержана грантом субъекта РФ - администрацией Челябинской области. Первый том книги издан в издательстве МГТУ им. Г. И. Носова в 2021 г. Научное осмысление получили военные дневники (1943-1946 гг.) штурманского электрика подводных лодок «М-107» и «М-119» Северного и Черноморского флотов Георгия Ивановича Сенникова. Исследователи изучали специфику жанра и функциональные особенности военного дневника, фронтовые бытовые практики, психологию фронтовиков, феномен страха и способы его преодоления, матросские суеверия, табу, ритуалы и традиции, феномен авторитета командиров Северного флота (СФ) и специфику взаимоотношений военнослужащих, а также другие вопросы, имеющие отношение к антропологии войны. Широкому кругу читателей будут интересны восстановленные фамилии и имена сослуживцев и командиров, упоминаемых в дневниках, списки моряков подводных лодок «М-106», «М-105», «М-119», впервые публикованные фотографии периода войны из государственных и семейных архивов, сканы страниц дневника с записями и рисунками, воспоминания членов экипажа «М-105». История конкретного человека в истории его страны, воссозданная на основе личных архивов, свидетельствует о значимости для науки и общества фондов личного происхождения.
Заключение
Практическая значимость исследований в области гуманитарных наук оказывается одной из самых очевидных именно в переломные моменты жизни государства и общества. Осмысливая различные аспекты жизни людей, гуманитарии моделируют различные версии развития человечества, общества, государства, отдельного народа, группы или конкретных людей. Практическая ценность гуманитарных исследований и заключается в ценностях, которые укрепляются или, наоборот, развенчиваются с помощью данных разработок под пристальным вниманием ученых, поэтому выбор темы, объекта, материала и предмета исследования - это не только отражение собственно научного интереса, а часто для ученого это и способ выражения своей социальной ответственности и активности.
Гуманитарные исследования человеческих практик все больше интересуют специалистов из других (негуманитарных) отраслей науки, потому что они способны выявить факторы, влияющие на успешность их технических и технологических решений; способны увидеть и обозначить ценностную траекторию явлений социальной жизни везде, где задействован человек; заметить тенденции и эволюционные процессы развития разных сфер жизни людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамзон М. Г., Кузнецов В. Д., Остапенко С. Н. Деньги в повседневной жизни Фанагории (монеты из раскопок). Фанагория. Научно-популярная серия. Под редакцией В. Д. Кузнецова. М. : Институт археологии РАН, 2021. 80 с.
2. Абрамзон М. Г., Ефимова Ю. Ю., Копцева Н. В., Сапрыкина И. А., Смекалова Т. Н. Последнее серебро Боспора: мультианалитический подход к исследованию боспорской серебряной чеканки III в. н.э. Москва: Институт археологии РАН, 2021. 128 с. (Серия: Археометрия Причерноморья. Вып. 4).
3. Абрамзон М. Г., Новичихин А. М., Сапрыкина И. А., Смекалова Т. Н. Клад боспорских дидрахм из станицы Фонталовская (IGCH 1143): жалование наемников эпохи Митридатовых войн? М. : Институт археологии РАН, 2021. 168 с. (Серия: Археометрия Причерноморья. Вып. 5).
4. Антропова Л. И., Бутова А. В., Гасаненко Е. А., Дёрина Н. В., Дубских А. И., Залавина Т. Ю., Кисель О. В., Ломакина Е. А., Лукина О. А., Пикалова Е. А., Полякова Л. С., Рабина Е. И., Южакова Ю.В. Язык виртуального пространства: тенденции и перспективы исследования: коллективная монография / под науч. ред.
4 Монография готовилась при поддержке гранта 20-49-740008 р_а_Челябинск «Челябинская область в Великой Отечественной войне на Севере (по дневникам 1943-1946 гг., документальным повестям матроса-подводника Северного флота Г. И. Сенникова и архивным документам)»
Н. Н. Зеркиной, техн. ред. Т. Ю. Залавиной. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова», 2022. 164 с.
5. Аполовников А. А., Пасс А. А., Потемкина М. Н., Усольцева Н. Л. Экономическая преступность в СССР в годы Великой Отечественной войны (на материалах Южного Урала): монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2021. 359 с.
6. Баклыкова Т. Ю. «Что такое человек?»: Международная научно-практическая конференция «Human Plus» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 4. С. 22-29.
7. Безенкова Т. А., Андриенко О. А. Социализация личности подростка с девиантным поведением средствами социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] : монография. Электрон. текстовые дан. (1,19 Мб). Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2021. 1 электрон. оптич. диск (CD-R). Систем. требования : IBM PC, любой, более 1GHz ; 512 Мб RAM ; 10 Мб HDD; МS Windows XP и выше; AdobeReader8.0 и выше; CD/DVD-ROM дисковод; мышь. - Загл. с титул. экрана.
8. Безенкова Т. А., Безенков К. Е., Андриенко О. А. Профилактика аддиктивного поведения подростков в сфере информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] : монография. Электрон. текстовые дан. (1,09 Мб). Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2021. 1 электрон. опт. диск (CD-R). Систем. требования : IBM PC, любой, более 1GHz ; 512 Мб RAM ; 10 Мб HDD; МS Windows XP и выше; AdobeReader8.0 и выше; CD/DVD-ROM дисковод; мышь. Загл. с титул. экрана.
9. Варганова А. В., Панова Е. А., Морева Ю. А., Суровцов М. М., Колдомасов И. О., Морозов Е. А., Рус-лякова Е. Е. Сети с распределенной генерацией: способы повышения эффективности проектирования и эксплуатации. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. 181 с.
10. Гранатов Г. Г., Ращикулина Е. Н., Климов М. А. Категория «преемственность»: общее и особенное в ее изучении, понимании и диагностике // Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании: коллективная монография /под ред. А. А. Сукиасян. Уфа : Аэтерна, 2021, С. 63-78.
11. Дёрина Н. В., Дёрина К. С. Создание лингвоинформационной образовательной среды в вузах с помощью профессионального глоссария на английском языке // Современные технологии: проблемы и тенденции развития : монография / ред. МЦНП «Новая наука». Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2021, С. 63-83.
12. Клюканова Л. Г. Частное коллекционирование в современной художественной культуре России : ав-тореф. дис. ...канд. культурологии. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. 2017. 21 с.
13. Лазар М. Г., Стрельцова Е. А. Грантовая система финансирования российской науки: итоги одного социологического опроса [Электронный ресурс] // Социология науки и технологий. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grantovaya-sistema-iinansirovaniya-rossiyskoy-nauki-itogi-odnogo-sotsiologicheskogo-oprosa (дата обращения: 22.08.2022)].
14. Макарова Н. Н. Магнитогорск как социокультурный проект советской власти в 1930-1950-е гг. Магнитогорск : Магнитогорский дом печати, 2021. 532 с.
15. Постникова Е. Г., Любецкий А. Е. «Мы - подводники»: военные дневники матроса-подводника СФ Г. И. Сенникова: монография. В 2-х тт. Т. I. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. 308 с.
16. Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Яковлева Л. А. Проектная деятельность в дошкольном образовании: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. 180 с.
17. Розин В. М. К построению понятия проектирования [Электронный ресурс] // Урбанистика. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-postroeniyu-ponyatiya-proektirovaniya (дата обращения: 22.08.2022)
18. Роль гуманитарных наук в современном образовательном пространстве : Республик. науч. -практ. конф. по гуманитарному образованию, Минск, 18 октября 2019 г. : сб. науч. ст. / редкол.: Д. Л. Гулякевич (отв. ред.) [и др.]. Минск : Ин-т бизнеса БГУ, 2020. 207 с.
19. Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире: материалы пятнадцатой международной весенней научной конференции / под общей редакцией профессора В. П. Шалаева. Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2019. 388 с.
20. Супрун Н. Г., Пешкова Н. Ю. Развитие познавательной активности у обучающихся в дополнительном образовании [Электронный ресурс]: монография / ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Электрон. текстовые дан. (1,25 Мб). Магнитогорск : ФГБОУВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2021. 1 электрон. опт. диск (CD-R). Систем. требования: IBMPC, любой, более lGHz ; 512 Мб RAM; 10 Мб HDD; МS Windows XP и выше; AdobeReader8.0 и выше; CD/DVD-ROM дисковод; мышь. Загл. с титул. экрана.
21. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы. В 4 кн. Кн. 1: монография. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. 352 с.
22. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы. В 4 кн. Кн. 2: монография. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. 268 с.
23. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы. В 4 кн. Кн. 3: монография. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. 383 с.
24. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы. В 4 кн. Кн. 4: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. 251 с.
25. Чурилина Л. Н. Глобальный мир, глобальный язык и «новая» фразеология как феномен // Шулежкова С. Г., Чурилина Л. Н., Георгиева С. И. и др. Проблемы русско-болгарской фразеологической неографии : колл. моногр. / гл. ред. С. Г. Шулежкова. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова; Пловдив : Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского, 2021, С. 31-49.
26. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность : словарь. М.: УЦ «Перспектива». 2010 // Академик, 2000-2022 [сайт]. URL: https://research_activities.academic.ru (дата обращения: 15.01.2022).
27. Шулежкова С. Г. Тенденции обновления фразеологических фондов славянских языков и проблемы современной русско-болгарской фразеографии // Шулежкова С. Г., Чурилина Л. Н., Георгиева С. И. и др. Проблемы русско-болгарской фразеологической неографии : колл. моногр. / гл. ред. С. Г. Шулежкова. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова; Пловдив : Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского, 2021. С. 4-29.
28. Шулежкова С. Г., Чурилина Л. Н., Георгиева С. И., Позднякова Н. В., Чернова О. Е., Михин А. Н., Новиков Д. А. Проблемы русско-болгарской фразеологической неографии: колл. моногр. /; Науч.-исслед. словарная лаб., каф. рус. яз., общего языкознания и массовой коммуникации Магнитогорского гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова; ред. колл.: С. Г. Шулежкова (гл. ред.), Н. В. Позднякова, О. Е. Чернова. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова; Пловдив : Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского, 2021. 158 с.
29. AbramzonM.G., KuznetsovV.D. CoinHoards. Vol. XI. Greek Hoards. The Cimmerian Bosporus. (Colloquia Antiqua, 32). Leuven-Paris-Bristol : Peeters, 2021, 409 р.
30. Dyorina N. V., Velikanov V. S. Research and modelling of loading parameters of excavator-power shovel implement in the development of exploded rocks: monograph. Magnitogorsk : Publishing house of Nosov Magnitogorsk. State Tech. University, 2021. 55 p.
31. Kuznetsov V. D., Abramzon M. G. The Beginning of Coinage in the Cimmerian Bosporus (A Hoard from Phanagoria) / Kuznetsov V.D., Tsetskhladze G.R. (eds.), Phanagoria Studies. 1 = Colloquia Antiqua. 34. Leuven-Paris-Bristol: Peeters, 2021. 146 p.
32. LukinaО. А., GasanenkoЕ. А. Image making in the crosscultural aspect of foreign language learning in the higher technical education : коллективная монография. Магнитогорск : ФГБОУВО «МГТУим. Г.И. Носова», 2020. с. 140.
S. L. Andreeva(Magnitogorsk, Russia) PRACTICAL SIGNIFICANCE OF HUMANITARIAN RESEARCHES IN 2021
Abstract.The article represents annual major scientific publications review of Institute for the Humanities teachers, Nosov Magnitogorsk State Technical University. The author examines the scientific works of 2021 and analyzes them according to the practical significance criterion used to evaluate the "actual" achievements of a scientist, scientific groups, schools, scientific directions and specifically manifested in humanitarian and pedagogical researchers. This criterion is presented out of the peculiarities of humanitarian cognition as a specialized cognitive activity of a person. The author of the review, reflecting on the pragmatic value of focused study of human practices in synchronic and diachronic aspects, comes to the conclusion that it is essential to form humanistic ideals on a scientific basis; the necessity and importance of humanitarian research is provided by an unlimited range of humanitarianism issues and a vast palette of aspects of the studying problems. A wide variety of objects from different areas of life and professional activity is exposed to the attention of Humanities scientists. They are united by one thing - the comprehension of human experience. The monographic studies of 2021 in the selection of topics, the choice of a subject, methods, goals of study and fields of application of the developments determined by the scientists demonstrate a special type of cognitive activity of Humanities scientists, their specific social activity, shown in their researches even collaborating with scientists of non-humanitarian fields. In any case, humanitarians always identify the value component of the analyzed human practice for a certain epoch, social group, individual, type of human activity, social behavior, public policy, etc. Stating this or that value, the authors of the studied publications give it a kind of expert assessment, recommend or do not recommend the analyzed human experience for replication, denote its usefulness / uselessness, danger / safety, productivity / unproductivity, etc.
Keywords: humanitarian research, practical significance, monograph, Nosov Magnitogorsk State Technical University, scientific collaborations, projects.
REFERENCES
1. Abramzon M. G., Kuznetsov V. D., Ostapenko S. N. Den'gi v povsednevnoi zhizni Fanagorii (monety iz raskopok). Fanagoriya. Nauchno-populyarnaya seriya. Pod redaktsiei V. D. Kuznetsova, Moscow, Institut arkheologii RAN, 2021, 80 p.
2. Abramzon M. G., Efimova Yu. Yu., Koptseva N. V., Saprykina I. A., Smekalova T. N. Poslednee serebroBospora: mul'tianaliticheskii podkhod k issledovaniyu bosporskoi serebryanoi chekanki III v. n.e., Moscow, Institut arkheologii RAN, 2021, 128 p. (Seriya: ArkheometriyaPrichernomor'ya, vol. 4).
3. Abramzon M. G., Novichikhin A. M., Saprykina I. A., Smekalova T. N. Klad bosporskikh didrakhmizstanitsy Fontalovskaya (IGCH 1143): zhalovanie naemnikov epokhi Mitridatovykh voin? Moscow, Institut arkheologii RAN, 2021, 168 p. (Seriya: Arkheometriya Prichernomor'ya, vol. 5).
4. Antropova L. I., Butova A. V., Gasanenko E. A., Derina N. V., Dubskikh A. I., Zalavina T. Yu., Kisel' O. V., Lomakina E. A., Lukina O. A., Pikalova E. A., Polyakova L. S., Rabina E. I., YuzhakovaYu.V. Yazyk virtual'nogo prostranstva: tendentsii i perspektivy issledovaniya: kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. N. N. Zerkinoi, tekhn. red. T. Yu. Zalavinoi, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2022, 164 p.
5. Apolovnikov A. A., Pass A. A., Potemkina M. N., Usol'tseva N. L. Ekonomicheskaya prestupnost' v SSSR v godyVelikoi Otechestvennoi voiny (namaterialakh Yuzhnogo Urala): monografiya, Chelyabinsk, Izd-voChelyab. gos. un-ta, 2021, 359 p.
6. Baklykova T. Yu. «Chto takoe chelovek?» : Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Human Plus»,Gumanitarno-pedagogicheskieissledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2021, vol. 5, no. 4,pp. 22-29.
7. Bezenkova T. A., Andrienko O. A. Sotsializatsiya lichnosti podrostka s deviantnym povedeniem sredstvami sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti [Electronic resource]: monografiya. Elektron. tekstovye dan. (1,19 Mb), Magnitogorsk : FGBOU VO «MGTU im. G.I. Nosova», 2021, 1 elektron. optich. disk (CD-R). Sistem. trebovaniya : IBM PC, lyuboi, bolee 1GHz ; 512 Mb RAM ; 10 Mb HDD; MS Windows XP ivyshe; AdobeReader8.0 ivyshe; CD/DVD-ROM diskovod; mysh'. Zagl. s titul. ekrana.
8. Bezenkova T. A., Bezenkov K. E., Andrienko O. A. Profilaktika addiktivnogo povedeniya podrostkov v sfere informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii [Electronic resource] : monografiya. Elektron. tekstovye dan. (1,09 Mb), Magnitogorsk, FGBOU VO «MGTU im. G.I. Nosova», 2021. 1 elektron. opt. disk (CD-R),Sistem. trebovaniya: IBM PC, lyuboi, bolee 1 GHz ; 512 Mb RAM ; 10 Mb HDD; MS Windows XP ivyshe; AdobeReader8.0 ivyshe; CD/DVD-ROM diskovod; mysh'. Zagl. s titul. ekrana.
9. Varganova A. V., Panova E. A., Moreva Yu. A., Surovtsov M. M., Koldomasov I. O., Morozov E. A., Ruslyakova E. E. Seti s raspredelennoi generatsiei: sposobypovysheniya effektivnosti proektirovaniya i ekspluatatsii, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2021, 181 p.
10. Granatov G. G., Rashchikulina E. N., Klimov M. A. Kategoriya «preemstvennost'»: obshchee i osobennoe v ee izuchenii, ponimanii i diagnostike, Sovremennye usloviya integratsionnykh protsessov v nauke i obrazovanii : kollektivnaya monografiya / pod red. A. A. Sukiasyan, Ufa, Aeterna, 2021, pp. 63-78.
11. Derina N. V., Derina K. S. Sozdanie lingvoinformatsionnoi obrazovatel'noi sredy v vuzakh s pomoshch'yu professional'nogo glossariya na angliiskom yazyke, Sovremennye tekhnologii: problem itendentsii razvitiya : monografiya / red. MTsNP «Novaya nauka», Petrozavodsk,MTsNP «Novaya nauka», 2021, pp. 63-83.
12. Klyukanova L. G. Chastnoe kollektsi onirovanie v sovremennoi khudozhestvennoi kul'ture Rossii : avtoref. dis. ...kand. kul'turologii, Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburgskogogos. in-ta kul'tury, 2017, 21 p.
13. Lazar M. G., Strel'tsova E. A. Grantovaya Sistema finansirovaniya rossiiskoi nauki: iogi odnogo sotsiologicheskogo oprosa [Electronic resource], Sotsiologiya nauki i tekhnologii [SociologiaNauki I Tehnologij-Sociology of Science and Technology], 2015, no. 3, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grantovaya-sistema-finansirovaniya-rossiyskoy-nauki-itogi-odnogo-sotsiologicheskogo-oprosa (accessed 22 August2022).
14. Makarova N. N. Magnitogorsk kak sotsiokul'turnyi proekt sovetskoi vlasti v 1930-1950-e gg., Magnitogorsk, Magnitogorskii dom pechati, 2021, 532 p.
15. Postnikova E. G., Lyubetskii A. E. «My - podvodniki»: voennye dnevniki matrosa-podvodnika SF G. I. Sennikova: monografiya. V 2-kh tt., T. I, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2021, 308 p.
16. Pustovoitova O. V., Shepilova N. A., Yakovleva L.A. Proektnaya deyatel'nost' v doshkol'nom obrazovanii: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2021, 180 p.
17. Rozin V. M. K postroeniyu ponyatiya proektirovaniya [Electronic resource], Urbanistika [Urban Studies], 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-postroeniyu-ponyatiya-proektirovaniya (accessed 22 August 2022).
18. Rol' gumanitarnykh nauk v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: Respublik. nauch.-prakt. konf. po gumanitarnomu obrazovaniyu, Minsk, 18 oktyabrya 2019 g. : sb. nauch. st. / redkol.: D. L. Gulyakevich (otv. red.) [i dr.], Minsk, In-t biznesa BGU, 2020, 207 p.
19. Sotsial'no-gumanitarnye nauki i praktiki v XXI veke: chelovek I obshchestvo v menyayushchemsya mire: materialy pyatnadtsatoi mezhdunarodnoi vesennei nauchnoi konferentsi / pod obshchei redaktsiei professora V. P. Shalaeva, Ioshkar-Ola, Povolzhskii gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet, 2019, 388 p.
20. Suprun N. G., Peshkova N. Yu. Razvitie poznavatel'noi aktivnosti u obuchayushchikhsya v dopolnitel'nom obrazovanii [Electronic resource]: monografiya / FGBOU VO «Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova». Elektron. tekstovye dan. (1,25 Mb), Magnitogorsk, FGBOUVO MSTU im. G.I. Nosova», 2021, 1 elektron. opt. disk (CD-R). Sistem. trebovaniya: IBMPC, lyuboi, boleelGHz; 512 Mb RAM; 10 Mb HDD; MS Windows XP ivyshe; AdobeReader8.0 ivyshe; CD/DVD-ROM diskovod; mysh'. Zagl. s titul. ekrana.
21. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova:
1960-e gody. V 4 kn. Kn. 1: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2019, 352 p.
22. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1960-e gody. V 4 kn. Kn. 2: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2020, 268 p.
23. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im.. G. I. Nosova: 1960-e gody. V 4 kn. Kn. 3: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2020, 383 p.
24. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1960-e gody. V 4 kn. Kn. 4: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2021, 251 p.
25. Churilina L. N. Global'nyi mir, global'nyi yazyki «novaya» frazeologiya kak fenomen, Shulezhkova S. G., Churilina L. N., Georgieva S. I. i dr. Problemy russko-bolgarskoi frazeologicheskoi neografii : koll. monogr. / gl. red. S. G. Shulezhkova, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-t im. G. I. Nosova; Plovdiv, Plovdivskii universitetim. Paisiya Khilendarskogo, 2021, pp. 31-49.
26. Shashenkova E. A. Issledovatel'skayadeyatel'nost' : slovar'. Moscow, UTs «Perspektiva». 2010, Akademik, 2000-2022 [sait]. URL: https://research_activities.academic.ru (accessed 22 August 2022).
27. Shulezhkova S. G. Tendentsii obnovleniya frazeologicheskikh fondov slavyanskikh yazykov i problemy sovremennoi russko-bolgarskoi frazeografii // Shulezhkova S. G., Churilina L. N., Georgieva S. I. i dr. Problemy russko-bolgarskoi frazeologicheskoi neografii : koll. monogr. / gl. red. S. G. Shulezhkova, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-t im. G. I. Nosova; Plovdiv, Plovdivskii universitetim. Paisiya Khilendarskogo, 2021,pp. 4-29.
28. Shulezhkova S. G., Churilina L. N., Georgieva S. I., Pozdnyakova N. V., Chernova O. E., Mikhin A. N., Novikov D. A. Problemy russko-bolgarskoi frazeologicheskoi neografii: koll. monogr. /; Nauch.-issled. slovarnaya lab., kaf. rus.yaz., obshchego yazykoznaniya i massovoi kommunikatsii Magnitogorskogo gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova; red. koll.: S. G. Shulezhkova (gl. red.), N. V. Pozdnyakova, O. E. Chernova, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-t im. G. I. Nosova; Plovdiv, Plovdivskii universitetim. Paisiya Khilendarskogo, 2021, 158 p.
29. AbramzonM.G., Kuznetsov, V.D. Coin Hoards. Vol. XI. Greek Hoards. The Cimmerian Bosporus. (Collo-quia Antiqua, 32). Leuven-Paris-Bristol, Peeters, 2021, 409 p.
30. Dyorina N. V., Velikanov V. S. Research and modelling of loading parameters of excavator-power shovel implement in the development of exploded rocks: monograph, Magnitogorsk, Publishing house of Nosov Magnitogorsk. State Tech. University, 2021, 55 p.
31. Kuznetsov V.D., Abramzon M.G. The Beginning of Coinage in the Cimmerian Bosporus (A Hoard from Phanagoria) / Kuznetsov V.D., Tsetskhladze G.R. (eds.), Phanagoria Studies. 1 = Colloquia Antiqua. 34, Leuven-Paris-Bristol, Peeters, 2021, 146 p.
32. Lukina O. A., Gasanenko E. A. Image making in the crosscultural aspect of foreign language learning in the higher technical education : kollektivnay amonografya, Magnitogorsk, FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», 2020, 140 p.
Андреева С. Л. Практическая значимость гуманитарных исследований 2021 г.// Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 65-75.
Andreeva S. L. Practical Significance of Humanitarian Researches in 2021, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, vol. 6, no 3, pp. 65-.75
Дата поступления статьи -25.08.2022; 1,49печ. л.
Сведения об авторе
Андреева Светлана Леонидовна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; [email protected]
Author:
Svetlana L. Andreeva, Associate Professor, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Pedagogical Education and Document Management, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; [email protected]