Научная статья на тему '«ФРОНТИР» ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАКТИК: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ 2020 ГОДА'

«ФРОНТИР» ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАКТИК: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / АКСИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева С. Л.

Статья продолжает серию обзоров монографий и других крупных научных работ, опубликованных учеными-гуманитариями МГТУ им. Г. И. Носова в 2020 г. самостоятельно или совместно с преподавателями других российских и зарубежных вузов. В качестве исследовательской основы анализа тематики и проблематики публикаций в обзоре выбрана антропологическая парадигма. Отталкиваясь от проблемы «антропологического поворота» в научном познании, обозначившей на рубеже XX-XIX вв. онтологическую дезориентацию человека, автор последовательно анализирует спектр познавательных практик, исследованных в научных публикациях 2020 г., и интерпретирует их с позиций гуманитарной экспертизы. Проанализированы работы нескольких научных направлений в области социальных и гуманитарных наук, в частности, исторических наук (археология, всеобщая история, история образования России, гендерная история, история Великой Отечественной войны), филологических наук (лингвистика, литературоведение), педагогических наук (теория и методика обучения и воспитания, коррекционная педагогика, методология и технология профессионального образования), психологических наук (социальная и возрастная психология), когнитивной науки и культурологии. Обзор выявил внимание исследователей к проблеме сохранения и поддержания «человеческого» в человеке в разные исторические периоды и в настоящее время. В фокусе анализа всякий раз оказываются ценностные ориентиры, на основе которых возникают, строятся, трансформируются и реализуются социальные и исследовательские практики. Ценности, как регуляторы деятельности человека, определяют цели научных исследований, которые в первую очередь должны подвергаться гуманитарной экспертизе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“FRONTIER” OF HUMANITARIAN EXPERTISE IN HUMAN RESEARCH: OVERVIEW OF PUBLICATIONS 2020

The article continues a series of reviews of monographs and other major scientific works published by scholars humanitarians of Nosov MSTU in 2020 independently or together with teachers from other Russian and foreign universities. The anthropological paradigm is chosen as a research basis for the analysis of topics and problems of the publications. The author consistently analyzes the range of cognitive practices studied in scientific publications in 2020, and interprets them from the standpoint of humanitarian expertise, starting from a problem of the “anthropological turn” in scientific knowledge, which marked the ontological disorientation of a person at the turn of XX-XIX cc. There have been analyzed several scientific directions in the field of social and humanitarian sciences, in particular, historical sciences (archaeology, general history, history of education of Russia, gender history, history of the Great Patriotic War), philological sciences (linguistics, literary criticism), pedagogical sciences (theory and methods of teaching and upbringing, correctional pedagogy, methodology and technology of vocational education), psychological sciences (social and developmental psychology), cognitive science and cultural studies. The review revealed some attention of the researchers to the problem of preserving and maintaining the “human” feature in a person during different historical periods and at the present time. Each time, the focus of the analysis turns out to be some value orientations, on the basis of which social and research practices arise, and are being built, transformed and implemented. Values, as regulators of human activity, determine the goals of scientific research, which, first of all, should be subjected to humanitarian expertise.

Текст научной работы на тему ««ФРОНТИР» ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАКТИК: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ 2020 ГОДА»

VI. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК: 378.662(470.55)

DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-3-62-73

С. Л. Андреева (г. Магнитогорск, Россия)

«ФРОНТИР» ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

ПРАКТИК: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ 2020 ГОДА

Аннотация. Статья продолжает серию обзоров монографий и других крупных научных работ, опубликованных учеными-гуманитариями МГТУ им. Г. И. Носова в 2020 г. самостоятельно или совместно с преподавателями других российских и зарубежных вузов. В качестве исследовательской основы анализа тематики и проблематики публикаций в обзоре выбрана антропологическая парадигма. Отталкиваясь от проблемы «антропологического поворота» в научном познании, обозначившей на рубеже XX-XIX вв. онтологическую дезориентацию человека, автор последовательно анализирует спектр познавательных практик, исследованных в научных публикациях 2020 г., и интерпретирует их с позиций гуманитарной экспертизы. Проанализированы работы нескольких научных направлений в области социальных и гуманитарных наук, в частности, исторических наук (археология, всеобщая история, история образования России, гендерная история, история Великой Отечественной войны), филологических наук (лингвистика, литературоведение), педагогических наук (теория и методика обучения и воспитания, коррекционная педагогика, методология и технология профессионального образования), психологических наук (социальная и возрастная психология), когнитивной науки и культурологии. Обзор выявил внимание исследователей к проблеме сохранения и поддержания «человеческого» в человеке в разные исторические периоды и в настоящее время. В фокусе анализа всякий раз оказываются ценностные ориентиры, на основе которых возникают, строятся, трансформируются и реализуются социальные и исследовательские практики. Ценности, как регуляторы деятельности человека, определяют цели научных исследований, которые в первую очередь должны подвергаться гуманитарной экспертизе.

Ключевые слова: монография, социальные и гуманитарные науки, антропологическая парадигма, гуманитарная экспертиза, социальные практики, аксиология.

Введение

В 2017 г. редакция журнала «Гуманитарно-педагогические исследования» начала серию годовых обзоров крупных научных публикаций, сделанных преподавателями Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Исследовались новые концепции и идеи в области гуманитарных наук и гуманитарного образования [3; 4], возможности и задачи гуманитарно-педагогических исследований в техногенной среде [6], спектр человеческих ценностей, являющихся навигаторами в научных исследованиях и образовании [5].

Настоящая статья не только знакомит читателей с научными новинками в области гуманитарных и социальных наук, но предлагает задуматься над тем, какие человеческие практики выбираются сегодня исследователями для глубокой научной проработки в ситуации смены антропологической модели, онтологической дезориентации человека, живущего в эпоху радикального изменения его (само)идентичности, «в условиях целого ряда глобальных проблем, всеобщего кризиса техногенной цивилизации, ее сугубо утилитарно-прагматических сциентистских, техницистских и рыночных устоев и ценностей, коммерциализации и дегуманизации науки, становления "общества знания"» [15].

Антропологический поворот, связанный с выработкой иной парадигмы знаний о человеке, науке, философии, мире в целом, начался в 1910-20-х гг. и продолжается по сей день. В отличие от других парадигмальных сдвигов, которые знала история философии и культуры, этот сдвиг заставил человека на рубеже уже ХХ-ХХ1 вв. задуматься о ситуации онтологического предела (границы). С. Смирнов и Е. Яблокова пишут: «Будучи увлечённым собственным развитием, идущим большей частью в логике внешнего технологического оснащения и усиления себя, человек стал использовать такие практики технологического развития, которые его самого поставили на собственную границу» [24, а 29; 26]. В идеологии естественных наук и общественном сознании стало развиваться представление, согласно которому человек в принципе заменим. Заменимы не только его органы, но и он сам (клон, искусственный интеллект, робот, биоробот, киборг, «техночеловек» - постчеловек): «По этой логике человек, отдавая совершенствующемуся техническому устройству свои органы, стал

отдавать и интеллектуальные работы и функции - восприятие, внимание, зрение, слух, письмо, счёт, чтение, узнавание образов. Человек готов отдать и свои высшие психические функции - мышление, волю, память, воображение. Но если он отдаёт свои качества умному устройству, то что происходит с ним самим? Тем самым исчезает и он сам, исчезает само представление о норме человека. Исчезают и привычные границы между человеком и иным ему существом» [там же]. Современная эпоха, по мнению С. С. Хоружего, «переживает радикальные тектонические сдвиги, суть которых уже нельзя передать привычно как смену "культурной парадигмы" или "общественной формации", ибо <...> начал крупно меняться сам человек» [29].

Вопрос об онтологических границах сегодня актуален как никогда не только собственно в философии, но и в исторических, социальных психологических, педагогических и естественных, технических, медицинских, биологических науках. Вопрос онтологических границ человека родом из ХХ в., который обозначил человечеству срезу несколько «точек невозврата» - Освенцим, ГУЛАГ, Херосима, Нагасаки и т. д. Стало очевидно - возможно всё. Прежние, веками существовавшие гуманитарные ценности, этические кодексы и «пределы» перестали быть всеобщими смыслами и регуляторами [24, с. 29].

Сегодня в условиях проталкивания соблазнительных проектов технонауки и трансгуманизма по использованию новых технологий для изменения, улучшения человеческой природы активно стали обсуждаться проблемы антропологической альтернативы, антропологической навигации, онтологической дезориентации человека и выработки новой онтологической ориентации; ставится задача выстраивания новых опор и ориентиров, новых способов и границ существования человека, новых дискурсов и программ развития его и общества. И эти проблемы не просто актуализировались, они «приобрели по-настоящему смысложизненный и судьбоносный характер» [15, с. 10].

В нашей стране «тектонические сдвиги антропологической парадигмы» совпали со сменой государственного строя, идеологии, множественных и сложных социальных изменений, в силу чего российское общество и государство, начиная с 1990-х гг., находятся в состоянии перманентного реформирования. Чего стоит, например, ставший «вечным» вопрос реформирования российского образования! На наш взгляд, образовательные реформы - это прежде всего следствие дезориентации нашего общества и государства в понимании ключевого онтологического основания - границ и норм человека. Речь ведется о так называем «фронтире» - плавающей границе между тем, что является признаком и свойством человека, и «нечеловеческим» [24].

Вопрос границ для человека поставил вопрос контроля. В гуманитаристике возникла идея гуманитарной экспертизы, который при современном бурном развитии технологий все больше оказывается востребованной. Под гуманитарной экспертизой понимают «теорию и практику анализа и оценки феномена радикального изменения идентичности человека и всех его базовых (и привычных) качеств, в силу чего происходит переоценка привычных границ и норм человека как сущего» [24, с. 28].

Философы называют пока четыре «рамочных основания», в пределах которых и обсуждается концептуально норма человека: человек и животный мир; человек и постчеловек (естественный человек и искусственный человек); жизнь человека и смерть человека (живое и мёртвое); человек и Бог (онтологически Иное человеку Начало, предельный горизонт). Все остальные границы являются производными от рамочных/создается своеобразный «антропологический квадрат» (см. рисунок 1) [24, с. 31].

Рисунок 1. Антропологический квадрат по Смирнову-Яблоковой

И решаться поставленные вопросы должны не на основе построения новых идей и теорий, а на основе широчайшего изучения человеческих практик и всестороннего анализа их последствий.

В составлении обзора текущих публикаций возьмем за основу «оптику» субъекта-исследователя, определенный угол, под которым он представляет реальность, определенный принцип интеграции данных опыта. И начнем представление монографий в указанном выше ключе с исторических исследований, т. к., по мнению С. С. Хоружего, «обсуждение древних практик способно существенно обновить современные представления о человеке» [29, с. 125].

1. Древние практики и новые исторические исследования

В 2020 г. было опубликовано несколько исторических монографий, отражающий поиск в разных научных направлениях изучения исторических проблем. В области археологии, точнее, археологической нумизматики, вышли две книги «Последнее золото Боспора: клады статеров III в. н. э. из поселения Волна 1» [18] и «Фанагория. Результаты археологических исследований» [12], написанные группой ученых из разных научных и образовательных организаций.

Первая книга посвящена публикации двух кладов боспорских электровых статеров III в. н. э., найденных на античном поселении Волна 1 (Таманский п-ов) в 2013-2014 гг. Оба клада были сокрыты во время варварских набегов, сопровождавшихся разрушениями поселения: первый - в 205 / 206 г., второй - в 232 / 233 г. н. э. Обратим внимание, что исследователи-нумизматы придерживались метода всестороннего и комплексного изучения монет, в том числе, они определили химический состав металла всех статеров клада по методу РФА [18]. Отталкиваясь от ключевой особенности денег - их универсальности и стандартизации, авторы книги конкретизировали представление о золотосодержащих сплавах, используемых на пантикапейском монетном дворе в конце II - первой трети III в. н. э. Данные свидетельствовали о падении боспорского золотого статера в данный период. Оба клада представляют исключительный интерес для изучения денежного обращения, экономической и политической ситуации на Боспоре в первой трети III в. н. э. Данный том открывает серию публикаций «Археометрия Причерноморья», в которой будут представлены результаты новейших исследований с помощью комплекса естественно-научных методов (РФА, рентгеноспектрального микроанализа (РСМА), оптической микроскопии, металлографии, нейтронной томографии, дифракции, изотопного анализа Pb и т. д.) химического состава металлов и сплавов, используемых монетными дворами Причерноморья в античную эпоху, а также различных аспектов греко-римской техники монетного производства и денежного обращения. Как правило, изменения химического состава монетного сплава указывают на дефицит драгоценного / недрагоценного металла у эмитента и/или смену источников поставки сырья на монетный двор в связи с изменением политической ситуации и направлений экономических связей [18, с. 7].

Вторая книга - «Фанагория. Результаты археологических исследований» впервые публикует клад борспорских позднеархаических монет из раскопок Фанагории в 2005 г.» [12]. Клад был найден в слое пожара, связанного с захватом города персами в 480 г. до н. э. Самый ранний из всех найденных кладов древнейшего серебра в Северном Причерноморье, этот клад проливает свет на датировку и метрологию первых боспорских монет в античной нумизматике (позволяет установить дату начала чеканки на Боспоре Киммерийском).

Человеческая практика использования денег (и их аналогов), а также практика чеканки монет отрабатывали более точные инструменты взвешивания, способствовали выработке более развитой системы счета. Это практика унификации и стандартизации материальных ценностей позволяет исследовать движение человеческого «фронтира».

Следующая историческая монография «Kropotkin and Canada» [31] написана А. Г. Ивановым на английском языке в рамках проблематики всеобщей истории - истории освоения Северной Америки и научной интерпретации его результатов. Книга посвящена русскому ученому и революционеру, географу-геоморфологу князю П. А. Кропоткину, который в 1897 году посетил Канаду, бежав от преследования правительства России. Кропоткин встретил теплый прием в Канаде. Путешествуя из одного конца страны в другой, он смог изучать развитие сельских районов, кооперативные движения и положение коренных народов. Такая человеческая практика, как колонизация земель, стала объектом анализа и оценки русского ученого и революционера. Остались многочисленные записи и комментарии Петра Алексеевича, которые не получили до этого должно внимания биографов, несмотря на ценнейшие научные наблюдения и выводы, сделанные Кропоткиным [31]. Исследование А. Г. Иванова основывается на архивных документах, включая канадский дневник П. А. Кропоткина,

и показывает, как понимание исторического опыта Канады по освоению индейских территорий повлияло на идеи и политические взгляды русского революционера-анархиста.

Отметим, что выбранное нами понятие «фронтир» (термин введен американским историком Ф. Тернером) восходит к истории освоения именно североамериканского континента, где сформировалась особый «плавающий» рубеж, или граница, за которой начиналась неосвоенная, дикая территория (к западу от фронтира законы США не действовали). Фронтир - это зона освоения; точнее, территория, социальные и экономические условия которой определяются идущим на ней процессом освоения. Ф. Тернер называл его «точкой встречи дикости и цивилизации». Термин был освоен не только историками, занимавшимися изучением освоения новых земель, но и закрепился в литературе и философии. В данной статье термин имеет значение нестабильной границы между онтологически «человеческим» и «нечеловеческим», которая сегодня стремительно отодвигается, изменяя представление человека о самом себе, меняя антропологическую модель. Эта граница является смысловой: она плавает, она событийна и ситуативна.

«Гендерным границам» в истории Второй мировой войны посвящена коллективная монография ученых из России и Казахстана «Гендерные аспекты истории Великой Отечественной войны в Казахстане и России: макро- и микроуровень» [9]. Исследователи изучали человеческую практику, возникшую в критический период жизни человека, общества и государства. Смещение гендерных границ в онтологической идентификации женщины, возрастных и социальных границ ребенка - это следствие тяжелых испытаний, навязанных войной. Оценивалось значение женского труда, потери и обретения в эвакуации, социально-правовое положение женщин, практика женсоветов, использование детей и женщин как мобилизационного ресурса власти в годы Великой Отечественной войны. В книге исследуется гендерная трансформации в центре страны и национальных республиках на основе опубликованных и неопубликованных архивных документов, материалов устной истории. Ощущение родной земли как ценности перед угрозой смерти, жизнь в эвакуации рассмотрены историками М. Н. Потемкиной, Р. С. Жаркынбаевой и А. С. Абдирайымовой [19]. Авторский коллектив сосредоточил свое внимание на таких проблемах, как новые подходы к изучению проблемы войны и гендера, изменение гендерного порядка страны и гендерной профессиональной сегрегации, мобилизационной и эвакуационной политики государства, трудностях военного детства.

В русле истории образования, точнее высшего профессионального технического образования в нашей стране, написана монография доктора исторических наук В. В. Филатова. В 2020 г. В. В. Филатов продолжил публикацию серии монографий по истории МГТУ [27; 28]. Предыдущие исследования этого автора были проанализированы в нашем журнале [4; 5]. Новые книги посвящены 1960-м гг. В первой книге автор отмечает особенности тех лет по формированию кадрового состава, когда администрации Магнитогорского горно-металлургического института пришлось столкнуться с проблемой возрастания контингента студентов, что требовало увеличения численности преподавателей. Подобная ситуация сказывалась на остепененности профессорско-преподавательского состава. Поэтому в монографии много места отведено анализу подготовки кандидатов и докторов наук.

Использовав в своем монографическом исследовании многочисленные документальные источники, В. В. Филатов описал практику оптимизации управления вузом (поиски оптимальных и рациональных путей трансформаций в структурных подразделениях, создание новых факультетов и кафедр; особенности финансово-хозяйственной деятельности) в условиях новых вызовов реальности 1960-х гг. Достоинством работы является постоянное обращение к нормативным актам министерства высшего и среднего специального образования, в которых излагались основные требования по организации работы вузов в выполнении решений директивных органов и содержались материалы проверок других учебных заведений.

В другой книге этого автора [27] исследуются проблемы учебной и научно-исследовательской деятельности. Тогда в процессе обучения происходила коренная перестройка, направленная на выполнение закона 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Руководству МГТУ (тогда МГМИ) приходилось направлять деятельность всего коллектива на разработку новых учебных программ, корректировать прежние курсы, чтобы приблизить обучение к нуждам производства. Практика показала, что при всех положительных моментах тесного соединения учебы и производства возникало немало вопросов, связанных с качеством образовательного процесса. Не каждое предприятие, в том числе и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), могло обеспечить студентов младших курсов рабочими местами, создать нормальные условия для овладения производственными навыками. Институту вновь пришлось пережить новые подходы в образовании в середине 1960-х гг. В определенной степени начался откат к прежней системе обучения в вузе, но на иной основе. Не получился эксперимент и с организацией

бессессионного обучения. На одних кафедрах он дал положительный эффект, а на других - усложнил учебный процесс и не улучшил качественные показатели. Интересен опыт организации научно-исследовательской работы ППС и студентов МГМИ. С одной стороны, государственные структуры определяли задачи для научных работников МГМИ по разработке прорывных исследовательских тем. С другой - продолжалась реконструкция ММК, вводились в строй более мощные агрегаты, совершенствовались технологии. Все это открывало возможности для ППС института применить свой ум и талант для оказания помощи предприятиям, выполняя хоздоговорные и госбюджетные работы. Научные изыскания преподавателей института совместно с разработками производственников помогали поддерживать высокий имидж ММК, повышать производительность труда и качество продукции не только на комбинате, но и на других предприятиях. Деятельность объединенных научно-исследовательских групп, договоры творческого содружества, внедренческие мероприятия и другие элементы научной деятельности способствовали укреплению связи науки и производства.

Разнообразные практики, к которым прибегали люди в разные исторические эпохи, чтобы выжить, сохранить свою идентичность, казалось бы, теряют смысл перед лицом «онтологической дезориентации» человека, возникшей на рубеже XXI века и способной завести человечество за «антропологическую Границу». Однако, на наш взгляд, исследование социальных практик важно изучать, чтобы понять «предел» в онтологическом основании «жизнь человека и смерть человека», предел, который человек, социальная группа или общество могут перейти в кризисной ситуации и ситуации «покоя».

2. Человек в фокусе психолого-педагогических исследований

Есть периоды, в которые человек объективно склонен изменять культурные и психологические «границы» и заниматься самоидентификаций, проверять достижимость границ, возможность не только приблизиться, но и зайти за них. Человечество XXI в., увлеченное технологиями, как токсичным наркотиком, создающим ему иллюзию полноты проживания и событийности, теряет самоидентичность и раскачивается на краю своей «антропологической Границы». Ведет себя как подросток, особенности переходного возраста которого коренятся в перестройке гормональных и физиологических процессов. Подростковый период, как известно, один из самых проблемных в онтогенезе, и, возможно, ответ на вопрос, как отвести человечество от опасного стремления перешагнуть «границы Homo sapiens», будет найден в психологических исследованиях поведения подростков.

Проблеме кризиса подросткового возраста посвящена монография Т. А. Безенковой и О. А. Андриенко [7], написанная в области социальной и возрастной психология. В книге отмечается аксиологическая и коммуникативная палитра противоречий данного возраста - потеря «смысла событий», отсутствие «необходимого жизненного опыта, который позволил бы сохранить свою индивидуальность и сформировать позитивный социально одобряемый и здоровый стиль поведения»; оторванность от традиционных положительных сообществ; стремление добиться уважения и признания не в формальных коллективах, а в «группах риска» [7, c. 4-5]. Авторы этого научного труда исследуют методы профилактической работы, способы организации «комплексного и целенаправленного реабилитационного процесса детей и подростков». Другими словами, исследователи анализируют механизмы примирения подростков с социальными нормами - нормами, которые должны стать для подростка непреодолимыми «антропологическими границами», каркасом для его самоидентификации. Сталкиваясь в практике с многочисленными случаями отклоняющегося поведения человека, психологи, социологи и педагоги стремятся объяснить его побудительными причинами [7, с. 7]. В онтогенезе человека подростковый период характеризуется смещением физиологических и психологических «рамок», а девиантное поведение становится следствием попыток преодоления антропологических, социально приемлемых границ, расставленных перед подростком социумом и родителями.

Человечеству нужна психологическая поддержка, «антропологическая навигация» [26], которая даст ему онтологический шанс не поддаться все же соблазну ухода в будущее, начерченное трансгуманизмом; позволит человеку меняться, но при этом использовать технологии как ресурс, а не как наркотик. Технология не должна лишить человека его собственной личности, не должна провоцировать его на отказ от самого себя, на то, чтобы он, будучи рожденным зрячим и слышащим, перестал видеть, слышать, чувствовать, запоминать, отдав все эти функции умному техническому устройству. Поэтому так остро стоит вопрос ценностей, движущих человеком сегодня.

Уже упоминалось, что философы отмечают усиление процесса аксиологизации, гуманизации и антропологизации научного знания в области естественных, технических, медицинских и сельскохо-

зяйственных наук, но гуманитарной экспертизе подвергаются и собственно социальные и гуманитарные науки, хотя гуманитаристика антропоцентрична сама по себе.

К примеру, гуманитарную экспертизу в научных исследованиях проходят новые идеи реформирования образовательной системы, к числу которых относится идея инклюзии в образовании. В этом ключе написана коллективная монография «Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды» [11]. Авторы поставили цель изучить и дать теоретико-методологическое обоснование путей решения проблем комплексной коррек-ционно-реабилитационной работы с детьми в организациях, обеспечивающих необходимые условия инклюзивной образовательной среды. Социальная практика организации инклюзивного образования нуждается и в изучении, и в оценке, поэтому, рассмотрев теоретические аспекты проблемы комплексной оздоровительно-педагогической и реабилитационно-профилактической работы с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды, авторы решили исследовать «внутренние» (разработку и внедрение технологии сопровождения образовательного процесса, проведение донозологиче-ской диагностики и оценки состояния здоровья детей, специфику коррекционно-реабилитационных технологий в инклюзии) и «внешние» (условия промышленного города) факторы влияние на результат образовательного процесса.

Продолжается исследование компетентностного подхода к образованию и практики адаптации выпускников на рынке труда. Так, в 2020 г. была опубликована коллективная монография ученых России и Таджикистана, посвященная практике подготовки инженеров в рамках международного образовательного проекта EXTEND [20]. Монография структурирует в себе концептуальные положения о профессиональной деятельности выпускников с точки зрения организации образовательного процесса в различных вузах консорциума международного образовательного проекта EXTEND, а также включает обширный практический материал, направленный на развитие у выпускников общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для формирования их будущей профессиональной траектории. В зоне внимания авторов оказались проблемы социального партнерства; профориентации и социально-экономической адаптации молодежи на рынке труда; гармонизации взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения обучающихся; формирования системы ценностей и поиска смысла профессионального труда и всей жизни; социализации личности и ее гражданского становления.

Обратим внимание на то, что в монографии затронут гендерный аспект реализации проекта EXTEND, который в числе прочего нацелен на гендерное «выравнивание», чтобы избежать нежелательной для общества «гендерной асимметрии», при которой женщины современного общества традиционно более активны, они интенсивно осваивают социально значимые виды деятельности, считающиеся традиционно мужскими профессии [20, с. 8]. Причины этой асимметрии, возможно, заложены Второй мировой войной, изменившей представления о потенциале и жизненных ориентирах женщины, даже в республиках Средней Азии, где не распространены европейские стандарты женской эмансипации. В проекте акцент сделан на инженерном образовании, которое по мысли устроителей позволит привлечь в структуру проекта, а также последующее обучение в Центрах мужскую половину молодежи, в то время как девушки смогут более активно включиться в программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по гуманитарным направлениям. В анализируемой работе, как и в монографии В. В. Филатова, обращается внимание на развитие вузовского сектора в обществе в целом, т. к. развитие вузов стало социальной практикой, которая определяет в значительной степени ключевые стратегии развития города, области, региона и страны.

Среди монографий, которые были изданы в 2020 г., есть несколько исследований затрагивающих разные аспекты человеческой коммуникации.

В работе В. А. Чернобровкина и Д. В. Тупикиной «Технологии использования сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта дошкольников» [30] речь идет о ценном качестве ком-муницирующего человека - его эмоциональной сфере, но не об эмпатии, а эмоциональном интеллекте. Понятие «эмоциональный интеллект» вошло в научный обиход к концу ХХ в., т. е. примерно тогда же, когда человечество стало терять свои онтологические ориентиры. Понятие ввели в 1990 г. Дж. Майер и П. Саловей, «которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность индивида отслеживать свои и чужие эмоции и чувства» [2]. Обратим внимание на то, что популярность этой идеи придал прагматизм западного индивидуализма. Н. П. Александрова пишет: «Широкое распространение понятие "эмоциональный интеллект" получило благодаря работам американского психолога Д. Гоулмана, опубликованным в 1995 г., и смысл этого понятия сводился к тому, что эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать

полученную информацию для реализации собственных целей (курсив наш)» [2]. Сегодня эмоциональный интеллект развивают уже у детей дошкольного возраста, отвечая «на социальный заказ общества и системы дошкольного образования». В. А. Чернобровкин и Д. В. Тупикина подчеркивают: «Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие различных форм личностной активности детей, включая развитие эмоционального интеллекта» [30]. Авторы монографии подвергли анализу множество существующих вариативных методик, способов, средств развития эмоционального интеллекта дошкольников и остановились детально на технологии использования сказочного материала. Древнейшая технология и социальная практика воспитания подрастающего поколения с помощью сказки, как оказалось, остается действенной и в цифровую эпоху, но уже представлена она как «сказкотерапия», как «инновационная технология формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Работу по развитию эмоционального интеллекта детей следует признать соответствующим антропологической парадигме образования, т. к., например, по мнению В. И. Слободчикова, методологическим основанием для исследования гуманистического образовательного процесса выступает понимание антропологически ориентированного образования как особой «антропрактики», т. е. практики вочеловечивания человека, где главным результатом является способность человека к саморазвитию, способность отстаивать человечность [23, с. 16]. Однако, с нашей точки зрения, сам факт развития у человека полезных ему качеств не является априори поддерживающим «практику вочеловечивания человека», поскольку не ясна конечная цель (как ценность). В чем она: зайти за Границу или сохранить онтологические ориентиры человека?

Будучи философской, социологической и культурологической категорией, ценность характеризует нечто положительно значимое для личности. В этом понятии закреплена норма и оценка не только деятельности по производству чего-то полезного, но и оценка, например, простого человеческого общения, которое, как и другие ценности, способно удовлетворить потребности и интересы людей, являться предметом предпочтений человека, его устремлений и ориентаций.

В прошлом году были опубликованы монографии, в которых ценностью называется общение, диалог людей и культур, но при этом разбирается и проблема человеческих ценностей, необходимых для общения, выстраивания диалога. Оказалось, что успешность профессиональной подготовки людей, для которых общение - это основная среда проявления профессиональных компетенций, зависит от ценностных ориентаций этих людей. Назовем здесь коллективный научный труд «Аксиология иноязычного педагогического образования» [1], ставший итогом международного научно-практического форума преподавателей иностранных языков различных научных школ, российских и зарубежных университетов. На протяжении ряда лет ученые и практики размышляли над вопросами методической аксиологии, обсуждали перспективные аксиологические стратегии, которые характеризуют педагога будущего. Гуманитарной экспертизе подверглись концептуальные идеи и подходы к методически обоснованным способам реализации ценностного компонента в профессионально-педагогической подготовке педагога в области иноязычного образования. Широкомасштабный проект был реализован кафедрой методики преподавания иностранных языков МПГУ в русле задач национального проекта «Образование» (2019-2024 гг.). Одним из ключевых направлений данного нацпроекта является направление «Учитель будущего», ориентированное на готовность учителя, педагога к всестороннему, научно обоснованному формированию и развитию у обучающихся ценностной картины мира социально-ответственного гражданина своей Родины.

Показательна в этом смысле тема, разрабатываемая доктором педагогических наук из Магнитогорска Л. В. Павловой, которая посвятила свое исследование технологии обогащения ценностно-ориентированного опыта студентов и представила систему заданий, которые «формируют умения выслушать мнение оппонента и высказать свое, привести аргументы, вести культурный диалог, развивают установку на позитивное толерантное отношение к ценностям культуры страны изучаемого языка, на их осмысление, понимание и интерпретацию в учебном процессе» [16, с. 134]. Для будущих учителей иностранного языка принципиально важно формировать «собственную систему ценностей, основанную на уважительном отношении к представителям других культур», и «способность обеспечивать нравственное, когнитивное и коммуникативное развитие школьников средствами иностранного языка» [там же]. Здесь уже четко прослеживается связь между антропологической навигацией и успешностью образовательного процесса.

В другой монографии «Лингводидактические аспекты организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в языковом пространстве высшей технической школы» [13] затронут вопрос гуманитаризации технического и естественно-научного образования и его модернизации, в частности, в том плане, что выпускникам технических направлений подготовки придется на рабочем

месте решать свои профессиональные задачи «в условиях полилингвальной профессиональной коммуникации во всех смыслах ее понимания». И здесь тоже готовность к коммуникации, причем как на родном, так и на иностранном языке, становится предметом педагогических и лингвоме-тодических изысканий. Коммуникативные способности в плане использования иностранного языка в профессиональном общении становятся частью профессиональной мобильности будущего инженера.

3. Самоидентификация человека в языке и литературе

Проблемам межкультурного диалога, формам его репрезентации в произведениях разных жанров, а также причинам коммуникативных неудач, типологии коммуникативных стратегий в литературном процессе посвящена коллективная монография «Диалог и диалогичность» [10]. Раскрывая специфику диалога в постмодернистском произведении, авторы монографии (философы, культурологи и литературоведы) показывают, как решается проблема непонимания, разобщения людей в литературе разных эпох. Диалог не просто форма взаимодействия людей, например, у Е. А. Боратынского настроенность на диалог с незримым собеседником есть способ «дослышать» самого себя [21, с. 72], такой способ самоидентификации.

В другой монографии в области филологических наук «Национальные коды в европейской литературе Х1Х-ХХ1 вв. Литературный канон в контексте межкультурной коммуникации» взгляд исследователей фокусируется на соединении категорий нормы (канона), коммуникации и ценностей. Так, С. В. Рудакова, исследуя идеальный мир А. А. Дельвига и счастье, как безусловную ценность, отмечает, что для поэта реализация мечты о полноценном человеческом существовании связана не с реальностью, не с материальным, сословным и социальным, а с вневременным, вечным и духовным, где единственно возможны гармония и счастье [22, с. 258]. Монография позволяет изучить смещение ценностного фронтира в литературе за последние два века.

Анализ установления и преодоления семантических границ как лингвистическую проблему исследовала С. А. Песина в монографии «Полисемия в когнитивном аспекте» [17]. Естественный язык, служащий человеческой коммуникации, живет и развивается под действием разнонаправленных сил: с одной стороны, сохранения языковой нормы, в данном случае, формирования, распознавания узуального значения, а с другой стороны, стремления выйти за границы системного значения (формирование полисемии). Автора интересует «содержательное ядро» в значении полисеманта, которое очерчивает для носителя языка «границы дозволенного», сохраняющего значения в рамках лексемы и не разрушающего его. Поиск интуитивных границ в языке средствами когнитивной лингвистики вписывается в антропологическую парадигму науки. Обозначение этих пределов позволит найти грань между разрушающим высказывание абсурдом, бессмыслицей и новым (окказиональным) значением, допустимым смыслом. И здесь граница становится основой для идентификации объекта познания. В истории изучения языка еще не так давно, в ХХ в., был период, когда лингвисты не брались в исследование речи, за конструкции, превышающие пределы предложения, когда фразеологизмы не признавались фактами языковой системы. Сегодня границы интересов и возможностей лингвистов раздвигаются, и фразеология уже описывается по источникам древних письменных памятников. Так, в 2020 г вышел первый том «Большого фразеологического словаря старославянского языка» под редакцией С. Г. Шулежковой [8]. Профессор В. М. Мокиенко пишет: «Описание фразеологических единиц старославянского языка - одна из сложнейших задач, к решению которой слависты долго не приступали. Слишком много препятствий встречалось на пути тех, кто рисковал посвятить свою жизнь изучению сверхсловных языковых единиц древнейших славянских текстов» [14, с. 51].

Получается, что вышедший словарь - это своеобразное преодоление границ, которое значительно продвигает науку. Чем такое преодоление границ отличается от границ трансгрессии, в которой некоторые антропологи видят «жест кролика перед удавом»? С. С. Хоружий - физик-теоретик, математик, специалист в области философской антропологии и религиозной философии - в своей работе 2002 г. пишет по поводу усилившегося влияния трансгрессии: «Здесь — самая прямолинейная реакция на Границу, завороженность Границей как таковой, словно завороженность кролика перед удавом. Часто трансгрессию представляют как отважный бунт против власти Границы, предельный жест утверждения свободы и достоинства человека; но верней и точнее видеть в ней жест кролика: завороженность Границей находит выход в болезненной тяге преступить, и кролик по имени Батай утверждает свою свободу, бросаясь в пасть...» [29, с. 125-126].

Заключение

Итак, вопрос о Границе в науке остается открытым, что в свою очередь является свидетельством того, что предел в науке - это фронтитр, который создает исследователь. Всякое новое иссле-

дование (т. е. обладающее научной новизной) - это рискованное смещение фронтира, и здесь главное - держать в фокусе человека «как высшую ценность и цель общественного развития, а не просто как рабочую силу, трудовой ресурс, фактор и капитал» [15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксиология иноязычного педагогического образования. Монография по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (Москва 6-7 декабря 2019 г.) / М. А. Ариян, В. С. Белгородский, Е. В. Борзова [и др.]. М. : Московск. пед. гос. ун-т, 2020. 423 с.

2. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 1. иКЬ: ШрБУ/суЬегктпка.гиайск/п/к-уоргози-о-БизсЬпозй-ропуайуа-ето18Юпа1пуу^йеИеШ: (дата обращения: 11.09.2021).

3. Андреева С. Л. Гуманитарные исследования: Старые и новые научные парадигмы // Гуманитарно -педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 98-107.

4. Андреева С. Л. Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 160-168.

5. Андреева С. Л. Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 72-82.

6. Андреева С. Л. Гуманитарно-педагогические исследования в техногенной цивилизации: опыт МГТУ им. Г.И. Носова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 85-98.

7. Безенкова Т. А. Андриенко О. А. Социальная реабилитация подростков с девиантным поведением средствами арт-терапевтических методов: монография [Электронное издание]. Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2020. Загл. с титул. экрана. ISBN 978-5-9967-2024-8.

8. Большой фразеологический словарь старославянского языка / Научно-исследовательская словарная лаборатория МГТУ им. Г. И. Носова / авт. вступ. ст. и гл. ред. С. Г. Шулежкова; авторы-составители: С. Г Шу-лежкова, С. А. Анохина, А. А. Осипова [и др.]; ред. колл.: С. А. Анохина, А. А. Осипова, Н. В. Позднякова. М. : ФЛИНТА, 2020. Т. 1: Авити / гавити д^ло - Въврьгнжти, въвр^фи въ псфь огньн@. 552 с.

9. Гендерные аспекты истории Великой Отечественной войны в Казахстане и России: макро- и микроуровень : коллективная монография / А. С. Абдирайымова, Е. В. Ануфриева, Е. Ю. Волкова [и др.] / под общ. ред. Р. С. Жаркынбаевой, Е. В. Ануфриевой. Алматы : Казакуниверситеп, 2020. 271 с.

10. Диалог и диалогичность / И. С. Юхнова, Т. Попович, А. Ямадзи [и др.]. Нижний Новгород: Изд-во Национальн. исследовател. Нижегородск. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2020. 177 с.

11. Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды : монография / И. А. Кувшинова, Е. А. Овсянникова, В. А. Чернобровкин. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. 141 с.

12. Кузнецов В. Д., Абрамзон М. Г. Клад позднеархаических монет из Фанагории // Фанагория. Результаты археологических исследований /под общей ред. В. Д Кузнецова. Т. 8. М.: Институт археологии РАН. 2020. 160 с.

13. Лингводидактические аспекты организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в языковом пространстве высшей технической школы: коллективная монография / О. А. Лукина, Е. А. Гасаненко, Н. В. Дерина [и др.] / под науч. ред. О. А. Лукиной, Е. А. Гасаненко. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. 152 с.

14. Мокиенко В. М. Большой фразеологический словарь старославянского языка: рецензия на первый том // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 51-54.

15. Орешников И. М., Шкерина Т. И. Аксиологические, гуманистические и антропологические основания современного естествознания // История и педагогика естествознания. 2016. № 2. иЯЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/aksio1ogicheskie-gumanisticheskie-i-antropo1ogicheskie-osnovaniya-sovremennogo-estestvoznaniya (дата обращения: 07.07.2021).

16. Павлова Л. В. Технология обогащения ценностно-ориентированного опыта студентов - будущих учителей иностранного языка в процессе овладения иностранным языком // Аксиология иноязычного педагогического образования. Монография по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (Москва 6-7 декабря 2019 г.) / М. А. Ариян,

B. С. Белгородский, Е. В. Борзова [и др.]. М. : Московск. пед. гос. ун-т, 2020. с. 228-234.

17. Песина С. А. Полисемия в когнитивном аспекте: монография. М. : Наука: Флинта, 2020. 300 с.

18. Последнее золото Боспора: клады статеров III в. н. э. из поселения Волна 1 / М. Г. Абрамзон,

C. И. Безуглов, О. Л. Гунчина [и др.]. М. : Институт Археологии РАН. 2020. 168 с.

19. Потемкина М. Н., Жаркынбаева Р. С., Абдирайымова А. С. Жизнь в эвакуации: потери и обретения // Гендерные аспекты истории Великой Отечественной войны в Казахстане и России: макро- и микроуровень : коллективная монография / А. С. Абдирайымова, Е. В. Ануфриева, Е. Ю. Волкова [и др.] / под общ. ред.

Р. С. Жаркынбаевой, Е. В. Ануфриевой. Алматы : Казакуниверситеп, 2020. С. 78-115.

20. Психолого-педагогические основы инженерной подготовки обучающихся (на материалах международного образовательного проекта EXTEND): коллективная монография / Л. В. Оринина, С. А. Одинаева, Ф. А. Гафаров [и др.]. Новосибирск : Изд. ООО «СибАК», 2020. 78 с.

21. Рудакова С. В. Диалог в лирике Е. А. Боратынского // Диалог и диалогичность / И. С. Юхнова, Т. Попович, А. Ямадзи [и др.]. Нижний Новгород: Изд-во Национальн. исследовател. Нижегородск. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2020. С. 68-86.

22. Рудакова С. В. Поиск идеального человеческого счастья в идиллическом мире А. А. Дельвига // Национальные коды в европейской литературе XIX-XXI вв. Литературный канон в контексте межкультурной коммуникации: коллективная монография c видеоприложением /под ред. Т. А. Шарыпиной, И. К. Полуяхтовой, М. К. Меньщиковой. Нижний Новгород : Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. С. 258-265.

23. Слободчиков В. И. Антропология образования // Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный, культурологический подходы. Тезаурус. 2005. Вып. 5 (24). С. 15-16.

24. Смирнов С, Яблокова Е. Антропологические границы гуманитарной экспертизы // Философская антропология. 2019. № 1. C. 26-44 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskie-granitsy-gumanitarnoy-ekspertizy (дата обращения: 05.08.2021)

25. Смирнов С. А. Антропологический поворот: его смысл и уроки // Философия и культура. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/antropologicheskiy-povorot-ego-smysl-i-uroki (дата обращения: 05.09.2021).

26. Смирнов С. А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Оф-сет-ТМ, 2016. 438 с.

27. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1960-е годы. В 4 кн. Кн. 3: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. 383 с.

28. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы. В.4 кн. Кн. 2.: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. 268 с.

29. Хоружий С. С. К Антропологической модели третьего тысячелетия // Философия науки и техники. 2002. № 1. С. 108-137 URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-antropologicheskoy-modeli-tretiego-tysyacheletiya (дата обращения: 04.09.2021)

30. Чернобровкин В. А., Тупикина Д. В. Технологии использования сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта дошкольников: [Электронный ресурс]: монография; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Электрон. текстовые дан. (2,01 Мб). Магнитогорск : ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2020. 1 электрон. опт. диск (CDR). Систем. требования : IBM PC, любой, более l GHz ; 512 Мб RAM ; 10 Мб HDD; МS Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше ; CD/DVD-ROM дисковод ; мышь. Загл. с титул. экрана.

31. Ivanov A. G. Kropotkin and Canada. Edmonton, Alberta (Canada): BlackCatPress, 2020. 225 p.

S. L. Andreeva

"FRONTIER" OF HUMANITARIAN EXPERTISE IN HUMAN RESEARCH: OVERVIEW OF

PUBLICATIONS 2020

Abstract. The article continues a series of reviews of monographs and other major scientific works published by scholars humanitarians of Nosov MSTU in 2020 independently or together with teachers from other Russian and foreign universities. The anthropological paradigm is chosen as a research basis for the analysis of topics and problems of the publications. The author consistently analyzes the range of cognitive practices studied in scientific publications in 2020, and interprets them from the standpoint of humanitarian expertise, starting from a problem of the "anthropological turn" in scientific knowledge, which marked the ontological disorientation of a person at the turn of XX-XIX cc. There have been analyzed several scientific directions in the field of social and humanitarian sciences, in particular, historical sciences (archaeology, general history, history of education of Russia, gender history, history of the Great Patriotic War), philological sciences (linguistics, literary criticism), pedagogical sciences (theory and methods of teaching and upbringing, correctional pedagogy, methodology and technology of vocational education), psychological sciences (social and developmental psychology), cognitive science and cultural studies. The review revealed some attention of the researchers to the problem of preserving and maintaining the "human" feature in a person during different historical periods and at the present time. Each time, the focus of the analysis turns out to be some value orientations, on the basis of which social and research practices arise, and are being built, transformed and implemented. Values, as regulators of human activity, determine the goals of scientific research, which, first of all, should be subjected to humanitarian expertise.

Keywords: monograph, social and humanitarian sciences, anthropological paradigm, humanitarian expertise, social practices, axiology

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Monografiya po itogam Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, posvyashchennogo 65-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov (Moskva 6-7 dekabrya 2019 g.) / M. A. Ariyan, V. S. Belgorodskii, E. V. Borzova [i dr.], Moscow, Moskovsk. ped. gos. un-t, 2020, 423 p.

2. Aleksandrova N. P. K voprosu o sushchnosti ponyatiya «Emotsional'nyi intellekt», Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2009, no. 1, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-emotsionalnyy-intellekt (date of access: 20 July 2021).

3. Andreeva S. L. Gumanitarnye issledovaniya: Starye i novye nauchnye paradigm, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no. 1, pp. 98-107.

4. Andreeva S. L. Gumanitarnye nauki i gumanitarnoe obrazovanie 2016: novye issledovaniya, kontseptsii, idei, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 160168.

5. Andreeva S. L. Chelovecheskie tsennosti kak tsennosti nauki i obrazovaniya: obzor monografii 2019 goda, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 1, pp. 72-82.

6. Andreeva S. L. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya v tekhnogennoi tsivilizatsii: opyt MGTU im. G. I. Nosova, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no. 1, pp. 85-98.

7. Bezenkova T. A. Andrienko O. A. Sotsial'naya reabilitatsiya podrostkov s deviantnym povedeniem sredstvami art-terapevticheskikh metodov: monografiya [Elektronnoe izdanie], Magnitogorsk, FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», 2020, Zagl. s titul. ekrana. ISBN 978-5-9967-2024-8.

8. Bol'shoi frazeologicheskii slovar' staroslavyanskogo yazyka / Nauchno-issledovatel'skaya slovarnaya labora-toriya MGTU im. G. I. Nosova / avt. vstup. st. i gl. red. S. G. Shulezhkova; avtory-sostaviteli: S. G. Shulezhkova, S. A. Anokhina, A. A. Osipova [i dr.]; red. koll.: S. A. Anokhina, A. A. Osipova, N. V. Pozdnyakova, Moscow, FLINTA, 2020, T. 1: äehth / "ehth ghAO - fi^Epbrn@TH, E^Eßhm" e^ nem^ ornbM@. 552 p.

9. Gendernye aspekty istorii Velikoi Otechestvennoi voiny v Kazakhstane i Rossii: makro- i mikrouroven' : kollektivnaya monografiya / A. S. Abdiraiymova, E. V. Anufrieva, E. Yu. Volkova [i dr.] / pod obshch. red. R. S. Zharkynbaevoi, E. V. Anufrievoi, Almaty, ^aza^universiteti, 2020, 271 p.

10. Dialog i dialogichnost' / I. S. Yukhnova, T. Popovich, A. Yamadzi [i dr.], Nizhnii Novgorod, Izd-vo Natsional'n. issledovatel. Nizhegorodsk. gos. un-ta im. N. I. Lobachevskogo, 2020, 177 p.

11. Kompleksnaya korrektsionno-reabilitatsionnaya rabota s det'mi v usloviyakh inklyuzivnoi obrazovatel'noi sredy : monografiya / I. A. Kuvshinova, E. A. Ovsyannikova, V. A. Chernobrovkin, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2020, 141 p.

12. Kuznetsov V. D., Abramzon M. G. Klad pozdnearkhaicheskikh monet iz Fanagorii, Fanagoriya. Rezul'taty arkheologicheskikh issledovanii / pod obsh. red. V. D Kuznetsova, T. 8, Moscow, Institut arkheologii RAN, 2020, 160 p.

13. Lingvodidakticheskie aspekty organizatsii uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti obuchayushchikhsya v yazykovom prostranstve vysshei tekhnicheskoi shkoly: kollektivnaya monografiya / O. A. Lukina, E. A. Gasanenko, N. V. Derina [i dr.] / pod nauch. red. O. A. Lukinoi, E. A. Gasanenko, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2020, 152 p.

14. Mokienko V. M. Bol'shoi frazeologicheskii slovar' staroslavyanskogo yazyka: retsenziya na pervyi tom, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2021, vol. 5, no. 1, pp. 51-54.

15. Oreshnikov I. M., Shkerina T. I. Aksiologicheskie, gumanisticheskie i antropologicheskie osnovaniya sov-remennogo estestvoznaniya, Istoriya i pedagogika estestvoznaniya [History and Pedagogy of Natural Science], 2016, no. 2, URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aksiologicheskie-gumanisticheskie-i-antropologicheskie-osnovaniya-sovremennogo-estestvoznaniya (date of access: 20 July 2021).

16. Pavlova L. V. Tekhnologiya obogashcheniya tsennostno-orientirovannogo opyta studentov - budushchikh uchitelei inostrannogo yazyka v protsesse ovladeniya inostrannym yazykom, Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya po itogam Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, posvyashchennogo 65-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov (Moskva 6-7 dekabrya 2019 g.) / M. A. Ariyan, V. S. Belgorodskii, E. V. Borzova [i dr.], Moscow, Moskovsk. ped. gos. un-t, 2020, pp. 228-234.

17. Pesina S. A. Polisemiya v kognitivnom aspekte : monografiya, Moscow, Nauka : Flinta, 2020, 300 p.

18. Poslednee zoloto Bospora: klady staterov III v. n. e. iz poseleniya Volna 1 / M. G. Abramzon, S. I. Bezuglov, O. L. Gunchina [i dr.], Moscow, Institut Arkheologii RAN, 2020, 168 p.

19. Potemkina M. N., Zharkynbaeva R. S., Abdiraiymova A. S. Zhizn' v evakuatsii: poteri i obreteniya, Gendernye aspekty istorii Velikoi Otechestvennoi voiny v Kazakhstane i Rossii: makro- i mikrouroven' : kollektivnaya monografiya / A. S. Abdiraiymova, E. V. Anufrieva, E. Yu. Volkova [i dr.] / pod obshch. red. R. S. Zharkynbaevoi, E. V. Anufrievoi, Almaty, Kaza^universiteti, 2020, pp.78-115.

20. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy inzhenernoi podgotovki obuchayushchikhsya (na materialakh mezhdu-

narodnogo obrazovatel'nogo proekta EXTEND): kollektivnaya monografiya / L. V. Orinina, S. A. Odinaeva, F. A. Gafarov [i dr.], Novosibirsk, Izd. OOO «SibAK», 2020, 78 p.

21. Rudakova S. V. Dialog v lirike E. A. Boratynskogo, Dialog i dialogichnost' / I. S. Yukhnova, T. Popovich, A. Yamadzi [i dr.], Nizhniy Novgorod, Izd-vo Natsional'n. issledovatel. Nizhegorodsk. gos. un-ta im. N. I. Lobachevskogo, 2020, pp. 68-86.

22. Rudakova S. V. Poisk ideal'nogo chelovecheskogo schast'ya v idillicheskom mire A. A. Del'viga, Natsion-al'nye kody v evropeiskoi literature KhIKh-XXI vv. Literaturnyi kanon v kontekste mezhkul'turnoi kommunikatsii: kollektivnaya monografiya c videoprilozheniem / pod red. T. A. Sharypinoi, I. K. Poluyakhtovoi, M. K. Men'shchikovoi, Nizhniy Novgorod, Izd-vo NNGU im. N. I. Lobachevskogo, 2020, pp. 258-265.

23. Slobodchikov V. I. Antropologiya obrazovaniya, Novye tsennosti obrazovaniya [New Educational Values], Antropologicheskii, deyatel'nostnyi, kul'turologicheskii podkhody, Tezaurus, 2005, vol. 5 (24], pp. 15-16.

24. Smirnov S, Yablokova E. Antropologicheskie granitsy gumanitarnoi ekspertizy, Filosofskaya antropologiya [Philosophical anthropology], 2019, no. 1, pp. 26-44 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskie-granitsy-gumanitarnoy-ekspertizy (date of access: 20 July 2021).

25. Smirnov S. A. Antropologicheskii povorot: ego smysl i uroki, Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture], 2017, no. 2, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskiy-povorot-ego-smysl-i-uroki (date of access: 20 July 2021).

26. Smirnov S. A. Antropologicheskii navigator. K sobytiinoi ontologii cheloveka, Novosibirsk, Ofset-TM, 2016, 438 p.

27. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1960-e gody. V 4 kn. Kn. 3: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2020, 383 p.

28. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1960-e gody, v 4 kn. Kn. 2.: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2020, 268 p.

29. Khoruzhii S. S. K Antropologicheskoi modeli tret'ego tysyacheletiya, Filosofiya nauki i tekhniki [Philosophy of Science and Technology], 2002, no. 1, pp. 108-137, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-antropologicheskoy-modeli-tretiego-tysyacheletiya (date of access: 20 July 2021).

30. Chernobrovkin V. A., Tupikina D. V. Tekhnologii ispol'zovaniya skazochnogo materiala v razvitii emotsion-al'nogo intellekta doshkol'nikov: [Elektronnyi resurs]: monografiya; FGBOU VO «Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G. I. Nosova». Elektron. tekstovye dan. (2,01 Mb), Magnitogorsk, FGBOU VPO «MGTU im. G.I. Nosova», 2020, 1 elektron. opt. disk (CDR). - Sistem. trebovaniya : IBM PC, lyuboi, bolee l GHz ; 512 Mb RAM ; 10 Mb HDD; MS Windows XP i vyshe; Adobe Reader 8.0 i vyshe ; CD/DVD-ROM diskovod ; mysh'. Zagl. s titul. ekrana.

31. Ivanov A. G. Kropotkin and Canada. Edmonton, Alberta (Canada), BlackCatPress, 2020, 225 p.

Андреева С.Л. «Фронтир» гуманитарной экспертизы в исследованиях человеческих практик: обзор публикаций 2020 года// Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 3. С. 62-73.

Andreeva S. L. "Frontier" of Humanitarian Expertise in Human Research: Overview of Publications 2020, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2021, vol. 5, no. 3, pp. 62-73.

Дата поступления статьи - 01.09.2021; 1,4 печ. л.

Сведения об авторе

Андреева Светлана Леонидовна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; 216zamsv@mail.ru.

Author:

Svetlana L. Andreeva, Associate Professor, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Pedagogical Education and Document Management, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; 216zamsv@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.