УДК 811
С.А. Ламзин
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В статье раскрываются теоретические положения из естествознания и синергетики, которые должны найти свою реализацию в практике обучения иностранным языкам.
Обобщение опыта предметной деятельности человека в фило- и огнтогенезе приводит к тому, что у людей появляются замыслы, идеи, что в свою очередь создает основу
" зыковыми средствами. Развитие и использование языка в историческом
© Ламзин С.А., 2015 0рмировании человека связано с мифологией как определенной логикой. Но мифотворчество - это не только мифы и сказки, но и фантастика. Мифология и мифологическое мышление являются одними из объективных детерминант в развитии языкового сознания человека. Педагогический процесс при обучении иностранному языку должен включать мифотворчество и быть связан с механизмом прогнозирования будущего (возможные миры) и синергетическим - нелинейным, многовариантным - развитием мира.
синергетика, фантастика, воображение, творческое мышление, миф, мифотворчество, языковое сознание, сверхсознание
В обучении иностранным языкам должны найти отражение и свое практическое воплощение некоторые важные теоретические положения из естествознания, культурологии и синергетики. Данные положения как объективные детерминанты должны определять обучение иностранным языкам.
1. Первое научное теоретическое положение, которое должно найти реализацию в практике обучения иностранным языкам, связано с усвоением родного языка в онтогенезе.
Изучение процесса употребления языка как в историческом, так и в онтогенетическом плане показывает, что человек начинает использовать языковые знаки в качестве средства общения только с приобретением практического опыта, на определенной ступени развития мышления и сознания. По словам Ф. Энгельса, в процессе развития труда и совместной деятельности «формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу» \ или, как считает А.А. Леонтьев, более точный перевод данного предложения звучит следующим образом: они «пришли к тому, что у них появилось что сказать друг другу» 2. На доречевую стадию в развитии мышления как в фило-, так и в онтогенезе указывал также Л.С. Выготский. Психолингвисты, иссле-
1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 489.
2 Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту : Изд-во Тарт. ун-та, 1974. С. 18.
дуя развитие мышления у детей, также приходят к выводу, что обобщение опыта предметной деятельности ребенка приводит к возникновению знаковой системы отражения этого опыта. И в лингвистической литературе указывается на то, что основу для всякого наименования языковыми средствами создает опыт.
Усваивая в общении со старшими родной язык, ребенок выделяет посредством наименования отдельные объекты в окружающей его действительности, познает неизвестные ему отношения между предметами и явлениями, синтезирует чувственные образы, представления и понятия, формирует соответствующие категории и знания о мире, развивает свое сознание 3.
Воспроизводя объект в той форме, как он существует в настоящее время или существовал в прошлом, человек воспроизводит прошлые и настоящие отношения. Овладевая родным языком, ребенок усваивает те объекты, знания и понятия, тот общественный опыт, которые были выработаны предшествующими поколениями и зафиксированы в языке. Иными словами, при овладении языком ребенок усваивает прошлые и настоящие отношения между предметами и явлениями.
2. Второе теоретическое положение связано с мифологическим мышлением.
Логико-лингвистический анализ предложений, проведенный А.Ф. Лосевым, позволил ему сделать вывод, согласно которому все основные грамматические строи «оказались расположенными в таком ряду, по которому видно само направление движения грамматического строя человеческой речи», а это уже не просто описание, а «такое объяснение, которое пытается установить известного рода внутреннюю закономерность грамматического и логического развития» (выделено мною. - С.Л.) 4
Наиболее древний грамматический строй языка, с которого начинается исследование развития предложения, - инкорпорированный строй, где предложения являются одновременно комплексным слово-предложением. Развитие такого типа предложений сопряжено с определенной логикой, представленной в мифологии. Мифология как логика неразрывно связана с развитием предложений и исчезает с появлением номинативного строя предложения. Этот строй является последним, наивысшим, самым развитым в иерархии типов предложений.
Но с появлением и развитием номинативного строя предложения сам мифотворческий процесс не исчезает непосредственно. С течением времени человек пришел к пониманию того, что содержание речи может не зависеть от конкретной ситуации. Вместе с воображением и фантазией это открытие привело к появлению сказок и различных выдуманных (фантастических) рассказов. Научная фантастика является современным мифотворчеством.
Все сказанное, на наш взгляд, позволяет сделать вывод, что мифология и связанное с ней мифологическое мышление являются одними из объективных детерминант в развитии культуры в целом и языкового сознания чело-
3 См. также: Игнатова Е.В. Структура художественного текста и организация литературного общения на иностранном языке // Иностранные языки в высшей школе. Рязань, 2007. № 5 ; Игнатова Е.В. Способы обучения пониманию художественного текста на иностранном языке // Иностранные языки в высшей школе. Рязань, 2005. № 2.
4 Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М. : Изд-во МГУ, 1982. С. 401.
века в частности. Мифологическое мышление может функционировать и на него можно опираться при усвоении номинативного строя предложения и на современном этапе развития культуры и мышления человека. При этом важным является для нас то обстоятельство, что развитие мифов определялось воображением и фантазией первобытных людей.
Поскольку появление и развитие мифа - закономерный процесс, связанный с развитием языка, то мы считаем, что и при обучении иностранному языку должен иметь место мифотворческий процесс со всеми его характеристиками и особенностями, описанными выше, во всем многообразии своего проявления (мифы, сказки, детективы, фантастика).
3. Третье научное положение связано с развитием творческого мышления и сверхсознания.
Задача познания не сводится лишь к отображению, воспроизведению только устойчивости окружающего мира. Объективный мир развивается от прошлого к настоящему и от него к будущему. Поэтому задача познания заключается в том, чтобы адекватно отразить мир, то есть не просто воспроизвести объект в той или иной форме, как он существует сам по себе, но и отразить его преобразование. «Мышление, - пишет Э.В. Ильенков, - есть способность активно строить и перестраивать схемы внешнего действия сообразно любому стечению обстоятельств» 5. Это значит, что мышление может и должно создавать схемы поведения, модели реального мира в соответствии с любым стечением обстоятельств, то есть в бесконечно изменяющихся условиях. В процессе познания, таким образом, необходимо создавать новые понятия, абстракции и идеализации, воображаемые условные ситуации, комбинации и отношения элементов, которых нет, но которые могут быть. Такое познавательное отражение есть в сущности творческий подход. Развитие воображения, фантазии и образного мышления для человека невозможно переоценить. «Без наличия могучего воображения, - пишет В.Ф. Асмус, - которое подсказывает целый ряд неиспытанных, неизвестных, вымышленных, но, вообще говоря, возможных вариантов, не могла бы двигаться вперед никакая, в том числе самая точная наука» 6.
Истоки воображения и фантазии лежат в объективном мире. Объектом комбинирования в процессе воображения выступают реальные вещи, их свойства и отношения. Создавая воображаемый образ, человек выделяет различные стороны каких-либо явлений, по-новому связывает различные их свойства и отношения. Фантастический образ есть «отход» от реальности, но это такой отход, который преследует цель опережающего отражения мира, воспроизведения действительности в ее тенденции, в ее развитии, в ее возможности. Мы как бы отступаем из реального мира в условный мир, чтобы точнее и глубже постичь саму объективную реальность. Диалектика познавательного отражения такова, что формирование адекватного образа осуществляется через его противоположность - эвристическое применение фантазии, воображения.
5 Ильенков Э.В. Диалектическая логика : очерки истории и теории. М. : Политиздат, 1984.
С. 40.
6 Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М. : Искусство, 1968. С. 32.
Механизм творчества связан с понятием «сверхсознание». Согласно П.В. Симонову, сверхсознание в виде творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах творчества, не контролируемых сознанием и волей. Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляют трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта, замыкание новых связей. Своеобразной характеристикой творчества является ускоренная выработка последующих условно-рефлекторных связей по сравнению с предыдущими. А для нас это означает более быстрое формирование функциональной системы как нейробиологической основы речевой деятельности и иноязычной компетенции.
Творчество выступает как движущая сила самодвижения и саморазвития человека. Личность раскрывается в творчестве с наибольшей силой. К числу факторов, стимулирующих творческий процесс, относится особая - положительная творческая - эмоция.
В продолжение сказанного можно еще раз сравнить процессы познания и развития языка, речевой деятельности у людей в филогенезе и в онтогенезе.
В процессе исторического развития человек реально, объективно отражал, познавал сначала лишь свое ближайшее окружение. Многие неизвестные ему предметы и явления, с которыми он не имел возможности обращаться непосредственно, он отражал в нереальной - мифической - форме. Все это находило выражение в языке.
Ребенок также отражает реально, объективно то, с чем он сталкивается и имеет дело ежедневно. Многое же он познает в нереальной, мифической форме в виде сказок.
Опираясь на данные факты, выражающие определенную объективную закономерность в интеллектуальном развитии человека, мы можем заключить, что изучение иностранного языка должно быть связано с реальным и нереальным отражением мира. Ближайшее окружение обучаемого может находить отражение в реальной форме. Многое, однако, он должен отражать и познавать в нереальной, фантастической форме. С другой стороны, если в филогенезе и онтогенезе в процессе усвоения языка формируется сознание человека, отражается прошлое и настоящее, познание идет от нереального к реальному, от неосознанного к осознанному, то изучение иностранного языка должно быть связано с формированием сверхсознания обучаемого, отражаться и познаваться должны не существующие, но возможные связи и отношения. Если же этого не будет, то не будет развития личности в процессе обучения, так как будет повторяться пройденное (а развитие связано прежде всего с приобретением нового содержания, а не формы). Формирование же сверхсознания учащихся связано с развитием обоих полушарий мозга, так как построение образного многозначного контекста сопряжено с работой правого полушария, а формирование однозначного словесно-логического контекста с помощью новой понятийной системы иностранного языка связано с работой левого полушария. Однако в самих учебных действиях развитие языка и речи у обучаемых тоже будет идти от нереального (фантастического), подчас неосознанного образа к осознанному контексту в речи. Положительно окрашенная эмоция, сопровождающая этот творческий процесс, будет стимулировать
дальнейшую работу, связанную с изучением иностранного языка. По закону обратной связи порождение речевого высказывания будет закреплять в памяти сформированный «фантастический» образ, соответствующий мыслительный процесс и используемые языковые средства.
Поскольку появление и использование языковых средств связано с познанием мира, то это позволяет, на наш взгляд, считать, что успешное изучение иностранного языка и соответственно развитие иноязычной способности (на начальной ступени обучения) должно быть связано с познанием ранее неизвестных отношений между явлениями и предметами действительности, развитием фантазии и сверхсознания 7.
4. Четвертое научное положение связано с опережающим отражением действительности.
Фундаментальное свойство психики - опережающее отражение. Оно может иметь различные формы: предчувствие, предвидение, предугадывание, прогнозирование. Наиболее общим понятием, которое охватывает все формы опережающего отражения, является понятие «антиципация», или «модель потребного будущего».
Любой вид опережающего отражения имеет вероятностный характер. Более того, изменения в жизни происходят так динамично, что старшее поколение едва ли может прогнозировать условия жизни будущих поколений. Взаимосвязь адаптационных процессов и опережающего отражения Л.А. Регуш кратко формулирует в виде следующей закономерности: чем быстрее меняется окружающая действительность, тем больше требуется прогнозирование будущего. Предвидение будущего (возможных миров) необходимо для лучшей адаптации организма к изменяющимся условиям. Успешная адаптация содержит в себе и возможности личностного развития, которое может инициировать творческое создание субъективной концептуальной модели потребного будущего (или возможных миров) с последующей самодетерминацией развития. В этой связи многие психологи считают, что будущему нужно учить. На первый взгляд, может показаться непонятным, чему нужно учить. По мнению Л.А. Регуш, «это может быть показ различных альтернатив будущего, создание образов будущего, определение последствий сделанного выбора и др. Важно учить думать в терминах вероятностей, выявлять роль ценностей в принятии решений» 8.
Когда люди будут проявлять больший интерес к будущему, они будут лучше приспособлены к изменениям. Таким образом, образование должно переместиться в будущее время. Механизм прогнозирования будущего (возможных миров) и своих собственных действий опирается на способность человека на основе предшествующего опыта предвидеть определенные последствия. Вместе с тем наряду с описанным прогнозированием есть образы, которые также основываются на имеющихся представлениях, но обращены уже к неизвестному опыту - к тому, чего не было и нет на данный момент. Эти образы, создаваемые
7 См. также: Сомова С.В. Проблема соизучения языков и культур в современном иноязычном образовании // Культура и образование : электронный научно-практический журнал. 2014. № 1/5. С. 39.
8 Регуш Л.А. Психология прогнозирования. СПб. : Речь, 2003. С. 36.
человеком в своем сознании, становятся основой творения новой реальности, новых возможных миров. Подчас образы воображения, создаваемые в литературе, в театре, опережают реальность и становятся образцами для подражания, примерами, на основе которых люди строят свое поведение, организуют речь, определяют свою жизненную судьбу. Опережающие образы, в свою очередь, становятся сами причиной изменения существующего бытия. Такие образы описываются в виде моделей будущего (города будущего, техника будущего и пр.), научно-фантастических образов и концептов. История науки и культуры человечества имеет много примеров, которые свидетельствуют о том, что с богатым воображением человек может заглянуть в будущее, в возможные миры. Самые яркие примеры этого - в научно-фантастической литературе.
С помощью своего воображения человек создает образ себя (свое «Я») в будущем. Это может быть идеальный образ «Я», профессиональный образ, образ физического «Я» 9. В данном аспекте будущее является «началом» индивидуального времени. Для человека, таким образом, время течет в двух различных направлениях: онтогенез совершается в соответствии с ходом объективного времени - от прошлого к будущему, а индивидуальное время движется в противоположном направлении - от будущего через настоящее к прошлому. Для личности будущее всегда является потенциально изменяемым. Вследствие этого содержание будущего не является окончательно оформленным. Будущее содержит широкий диапазон возможностей, вариантов развития. Цели и задачи будущего конкретно не определяются.
5. Пятое научное положение связано с синергетическим развитием мира.
Согласно научным данным последнего времени, мир развивается нелинейно
по однозначным причинно-следственным связям (причина следствие ——причина —э»— следствие), где заранее все может быть предопределено. Развитие и жизнь возможны только в неустойчивом мире. Нестабильным необратимым процессам принадлежит фундаментальная конструктивная роль в природе. Если бы мир состоял из устойчивых динамических систем, то это был бы статичный и предсказуемый мир. В мире, в котором мы живем, неустойчивость, флуктуации присущи всем уровням развития. А выбор неустойчивой системой одной линии развития из нескольких возможных связан с такими понятиями, как самоорганизация и точка бифуркации - точка, где происходит потеря устойчивости и выбор одного варианта развития 10.
6. Данное положение связано с пониманием сознания с позиций квантовой физики.
М.Б. Менский предлагает усилить квантовую концепцию Х. Эверетта следующим образом: сознание - это и есть разделение альтернатив. То, что образуется после такого отождествления автором называется «расширенная концепция Эверет-та» (РКЭ) и дает следующее определение сознания: «Способность, называемая со-
9 Кузина М.В. Сравнительный анализ подходов к развитию Я-концепции студентов в российских и зарубежных вузах // Психолого-педагогический поиск. Рязань, 2012. № 4 /24. С. 187-195 ; Кузина М.В. Система средств развития Я-концепции студентов при обучении иностранному языку в вузе // Российский научный журнал. 2011. № 23. С. 124-129.
10 Ламзин С.А. Постмодернизм и обучение иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета. 2014. № 2. С. 14-25.
знанием, - это то же самое явление, которое в квантовой теории измерений фигурирует как редукция состояния или выбор альтернативы, а в концепции Эверетта - как разделение состояния квантового мира на классические альтернативы» п.
Продолжая свою логику рассуждений, данный автор выдвигает еще одну гипотезу - о возможности человека влиять на выбор альтернативы, то есть возможность осуществлять выбор, благоприятный для собственной жизни (для выживания). Жизнедеятельность человека может быть значительно улучшена, если сознание будет иметь возможность влиять на выбор возможных сценариев для окружающей среды.
Рассмотренные выше теоретические положения синергетики, развития фантазии и закономерности усвоения языка в онтогенезе применимы и к организации процесса обучения иностранным языкам.
Поясним все вышеизложенное на следующих примерах.
Для изучения иностранных языков обучаемым предлагаются различные задания. В рамках предлагаемой концепции такие задания могут иметь несколько иную форму и содержание.
Первая серия заданий. Составьте рассказы по опорным ключевым словам.
Слова приводятся на русском языке, чтобы не возникало какое-либо недопонимание из-за иноязычного текста. (В учебном процессе эти задания выполняются на изучаемом иностранном языке.)
Задание 1
1. ГЕРОЙ: Много лет назад, жить, в, одно селение, один человек.
2. ИМЯ ГЕРОЯ: Все, называть, он, Прат.
3. ЖЕЛАНИЕ ГЕРОЯ: Прат, иметь желание, узнать, все тайны, мир.
4. ЗАПРЕТ ДЛЯ ГЕРОЯ: Но, один злой волшебник, советовать, этот человек, лучше, ловить, рыба.
5. НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА ГЕРОЕМ: Однако, Прат, решить, исполнить, свое, желание, и, узнать, все тайны.
6. НАКАЗАНИЕ ГЕРОЯ: Волшебник, наказать, этот человек. Он, долженствовать, считать, звезды, на, небо. Но, он, делать, ошибка, и начинать, снова.
7. БОГ/БОГИНЯ УЗНАЕТ О ГЕРОЕ: Однажды, гулять, богиня Ника. Она, увидеть, Прат, и, решить, превратить, этот человек, в, одна звезда.
8. ПРЕВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ: Теперь, светить, на, небо, звезда Антарес.
Задание 2
1. ГЕРОЙ: Однажды, жить, один человек. Он, иметь корабль. Он, плавать, на, корабль, и, помогать, дети, и, звери.
2. ИМЯ ГЕРОЯ: Его имя, быть, Келль.
3. ЖЕЛАНИЕ ГЕРОЯ: Келль, хотеть, найти, формула, счастье.
4. ЗАПРЕТ ДЛЯ ГЕРОЯ: Но фея Нис, предложить, этот человек, лучше, строить, корабли.
11 Менский М.В. Многомировая интерпретация квантовой механики и проблема сознания // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН. М. : Наука, 2008. С. 39.
5. НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА ГЕРОЕМ: Келль, не хотеть, бросать, свое желание.
6. НАКАЗАНИЕ ГЕРОЯ: Фея Нис, наказать, он. Его лицо, стать, ужасным. Люди, не хотеть, разговаривать, с, он.
7. БОГ УЗНАЕТ О ГЕРОЕ: Однажды, узнать, об, это, бог Хадес.
8. ПРЕВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ: Он, превратить, человека, в, птица. Птица, полететь, к, небу, и остаться, там, в виде, звезда Арктур.
Задание 3
1. МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: История, происходить, на, планета Альфа-Центавра, в, 25 век.
2. ОБИТАТЕЛИ ПЛАНЕТЫ: Планета, быть заселенной, биокиборги. Они, строить, заводы и фабрики. Они, производить, энергия, и, искусственные материалы.
3. ОБРАЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ: Биокиборги, пытаться, развивать, культура.
4. БЕДА ОБИТАТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ: Год назад, на, планета, стать, темно и холодно. Биокиборги, не видеть, солнце.
5. КОРАБЛЬ: В, это время, земляне, предпринять, один космический полет. Для, межпланетарные полеты, быть построенным, корабль, на, ионный двигатель.
6. ЦЕЛЬ ПОЛЕТА ЗЕМЛЯН: Земляне, желать, найти, технология, теле-портация, у, другие цивилизации.
7. ПРОИСШЕСТВИЕ В КОСМОСЕ: Однажды, потерять, пилоты, радиосвязь, с, Земля. Они, долженствовать, лететь, к, планета Альфа-Центавра.
8. ПРОВЕРКА ЗЕМЛЯН НА ВРАЖДЕБНОСТЬ: Биокиборги, пытаться, стереть, у, люди, память.
9. РЕАКЦИЯ ЗЕМЛЯН: Астронавты, не пытаться, уничтожить, биокиборги.
10. РЕШЕНИЕ ОБИТАТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ: Обитатели планеты, приглашать, гости. Биокиборги, хотеть, говорить, с, они.
11. ПРИЕМ ГОСТЕЙ: Несколько дней спустя, быть написанным, на, монитор, компьютера: «Добро пожаловать!»
12. СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНОПЛАНЕТЯН: Люди, провести, генная манипуляция, у, биокиборги. Они, получать, новые способности.
Задание 4
1. МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Это, происходить, на, одна планета, в, созвездие Возничего. Идти, 3015 год.
2. ОБИТАТЕЛИ ПЛАНЕТЫ: Там, жить, воздушные подушки. Для, жизнь, они, нуждаться, генераторы, магнитные поля.
3. ОБРАЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ: Они, жить, спокойно и счастливо.
4. БЕДА ОБИТАТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ: Но, в течение, многие годы, вода, начинать, уменьшаться, на, планета.
5. КОРАБЛЬ: В это время, земляне, предпринимать, космический полет. Астронавты, лететь, на, импульсная ракета.
6. ЦЕЛЬ ПОЛЕТА ЗЕМЛЯН: Их задача, состоять, в, то, чтобы, найти, абсолютное знание.
7. ПРОИСШЕСТВИЕ В КОСМОСЕ: Но, однажды, одна сильная гравитационная волна, отбросить, корабль, в, сторона. Корабль, долженствовать, при-земдяться, на, планета, созвездие Возничего.
8. ПРОВЕРКА ЗЕМЛЯН НА ВРАЖДЕБНОСТЬ: Обитатели планеты, программировать, у, астронавты, ужасные сны.
9. РЕАКЦИЯ ЗЕМЛЯН: Космонавты, не пытаться, сделать, что-либо злое.
10. РЕШЕНИЕ ОБИТАТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ: Воздушные подушки, быть не против того, чтобы, вступить, в, контакт, с, люди.
11. ПРИЕМ ГОСТЕЙ: Через, некоторое время, воздушные подушки, использовать, перенос мыслей. Внутренний голос, астронавты, сказать: «Мы, быть, миролюбивые!»
12. СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНОПЛАНЕТЯН: Люди, запустить, соленоид. Они, изменять, расположение, соседние планеты.
Вторая серия заданий. Составьте свой мифологический рассказ о звезде или созвездии, где действующими лицами являются несколько человек (близнецы) или животное (рис. 1).
Рис. 1
Третья серия заданий. Эпизоды из фантастических фильмов дополните своей информацией («Дюна», «Солярис» и др.).
Четвертая серия заданий. На основе слайдомузыкальной композиции разверните одну из предлагаемых идей в виде рассказа (рис. 2).
Рис. 2
Пятая серия заданий. Составьте на изучаемом языке свою сюжетную линию действий литературного героя на основе иноязычной книги-игры Д. Бра-славского и приведенного ниже примера.
1
Слуга выводит Арбалета из конюшни, и вы легко вскакиваете в седло. Тихий провинциальный Ажен еще спит; стук копыт гулко разносится по улицам. У ворот приходится первый раз воспользоваться королевским перстнем, разрешающим страже нарушить строгий запрет губернатора никого из города не выпускать. Генрих (король) принял необходимые меры предосторожности: теперь вы можете быть уверены, что даже самый ловкий шпион не смог бы выехать из Ажена раньше вас. Но вот ворота позади. Теперь предстоит решить, по какой дороге направить своего коня: на г. Вильнёв (83) или на г. Каор (321)?
83
Через пару лье справа от дороги попадается небольшой трактир. У трактира слуга держит лошадь, с которой спрыгивает какой-то дворянин. Лицо его кажется странно знакомым. Увидев вас, он выходит на дорогу и знаком приглашает вас остановиться. Задержитесь, чтобы узнать, что ему надо (401), или крикните, что у вас нет времени, и пришпорьте коня (535)?
321
Примерно через пять лье вы слышите на дороге за спиной приближающийся стук копыт. На горизонте показываются два всадника, несущиеся во весь опор вслед за вами. Наверное, ворота уже открыли, и теперь они торопятся наверстать упущенное время. Что это: погоня или Генрих послал вам вослед курьеров, чтобы что-то передать? А, может быть, они вообще не имеют к вашему поручению ни малейшего отношения. Остановитесь, чтобы подождать их (210), или постарайтесь побыстрее добраться до Каора (403)?
Итак, в каждой серии заданий студент может выбрать свой вариант поведения. В первой серии заданий обучаемый может выбрать, например, следующие варианты: рассказы 1 и 2 (только мифы), истории 3 и 4 (только фантастика), рассказы 1 и 4, истории 2 и 3 (миф и фантастика).
Во второй серии заданий каждый студент тоже может сделать выбор одного из предложенных изображений: созвездие 1 или 2.
В третьей, четвертой и пятой сериях заданий (фильмы, слайды, книга-игра) каждый обучаемый может выбрать один вариант из предлагаемых. При описании слайдомузыкальной композиции он может остановиться на одном из предлагаемых вариантов развития сюжетной линии или же составить собственную историю со своей композицией сюжета.
Таким образом, организация обучения иностранным языкам, когда каждый обучающийся выбирает свою линия поведения (самообучение, речевое высказывание в зависимости от собственных интересов и своей языковой подготовки), способствует:
1) формированию индивидуальной картины мира, мышления (объединение образов), языковой картины мира, языкового сознания (набор и связь лексических единиц);
2) развитию творческого мышления, сверхсознания обучающихся.
3) активизации речи на иностранном языке на основе замысла, формирующегося в заданиях;
4) становлению в сознании у обучаемых единой речевой функциональной системы иностранного языка (которая включает в себя замысел как цель речевой деятельности и языковые средства его выражения).
К этому необходимо также добавить следующее:
1) Выбирая и выполняя предлагаемые задания, обучаемый как информационная система реагирует только на важную и интересную для него в данный момент информацию в конкретной ситуации (здесь и сейчас), что способствует эффективному усвоению языкового материала.
2) Сюжетов и вариантов историй для обучения может быть очень много, которые можно в свою очередь значительно разнообразить набором предлагаемых сюжетов и вариантов их развития.
3) Большое количество вариантов развития речевого поведения обучаемых предоставляет также игра (по мотивам книги-игры Д. Браславского).
4) Изложенная выше концепция, связанная с самообучением, самодетерминацией и саморазвитием обучающихся, в отличие от традиционной, представляет собой иную логику обучения иностранным языкам.
Вместе с тем в рамках данной статьи не нашло своего отражения обучение диалогической речи в аспекте предлагаемой концепции обучения иностранным языкам. Но это может быть предметом отдельного научного исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмус, В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики [Текст]. - М. : Искусство, 1968. - 654 с.
2. Браславский, Д. Верная шпага короля [Текст] / Производственно-коммерческий центр «АТ». - М., 1993. - 223 с.
3. Игнатова, Е.В. Способы обучения пониманию художественного текста на иностранном языке [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. - 2005. - № 2. - С. 13-18.
4. Игнатова, Е.В. Структура художественного текста и организация литературного общения на иностранном языке [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. -2007. - № 5. - С. 106-111.
5. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика [Текст] : очерки истории и теории. - М. : Политиздат, 1984. - 320 с.
6. Кузина, М.В. Система средств развития Я-концепции студентов при обучении иностранному языку в вузе [Текст] // Российский научный журнал. - 2011. - № 23. -С. 124-129.
7. Кузина, М.В. Сравнительный анализ подходов к развитию Я-концепции студентов в российских и зарубежных вузах [Текст] // Психолого-педагогический поиск. -2012. - № 4/24. - С. 187-195.
8. Ламзин, С.А. Постмодернизм и обучение иностранным языкам [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2014. - № 2. -С. 14-25.
9. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] : учеб. пособие для студентов-психологов. - Тарту : Изд-во Тарт. ун-та, 1974. - 219 с.
10. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф [Текст]. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.
11. Менский, М.В. Многомировая интерпретация квантовой механики и проблема сознания [Текст] // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН. - М. : Наука, 2008. - С. 27-55.
12. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]. - СПб. : Речь, 2003. - 352 с.
13. Сомова, С.В. Проблема соизучения языков и культур в современном иноязычном образовании [Текст] // Культура и образование : Электронный научно-практический журнал. - 2014. - № 1/5.
14. Энгельс, Ф. Диалектика природы [Текст] // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М. : Госполитиздат, 1961. - Т. 20. - С. 343-629.
REFERENCES
1. Asmus, V.F. Voprosy teorii I istorii estetiki [Issues of the theory and the history of Aesthetics] [Text]. - Moscow : Art, 1968. - 654 p.
2. Braslavskiy, D. Vernaya shpaga korolya [King's faithful sword] [Text] / Proizvod-stvenno-kommercheskiy tsentr «AT» - Industrial and commercial center «AT». - Moscow, 1993. - 223 p.
3. Engels, F. Dialektika prirody [Natural dialectics] [Text] // Marks K., Engels F. -Soch. - Moscow : Gospolitizdat, 1961. - Vol. 20. - P. 343-629.
4. Ignatova, Ye.V. Sposoby obucheniya ponimaniyu khudozhestvennogo teksta na in-ostrannom yazyke [Training methods of understanding of a literary text in a foreign language] [Text] // Inostrannyye yazyki v vysshey shkole - Foreign languages in Higher School. - 2005. - N 2. - P. 13-18.
5. Ignatova, Ye.V. Struktura khudozhestvennogo teksta I organizatsiya literaturnogo obscheniya na inostrannom yazyke [The structure of a literary text and the organization of literary communication in a foreign language] [Text] // Inostrannyye yazyki v vysshey shkole -Foreign languages in Higher School. - 2007. - N 5. - P. 106-111.
6. Il'yenkov, E.V. Dialekticheskaya logika: Ocherki istorii I teorii [Dialectical logic: Essays on the History and the Theory] [Text]. - Moscow : Politizdat, 1984. - 320 p.
7. Kuzina, M.V. Sistema sredstv razvitiya YA-kontseptsii studentov pri obuchenii in-osyrannomu yazyku v vuze [System of tools for the development of self-concept of students in learning a foreign language in university] [Text] // Rossiyskiy nauchnyy zhurnal - Russian scientific journal. - 2011. - N 23. - P. 124-129.
8. Kuzina, M.V. Sravnitel'nyy analiz podkhodov k razvitiyu YA-kontseptsii studentov v rossiyskikh I zarubezhnykh vuzakh [Comparative analysis of approaches to the development of self-concept of students in Russian and foreign universities] [Text] // Psikhologo-pedagogicheskiy poisk - Psychological and pedagogical search. - 2012. - N 4/24. - P. 187-195.
9. Lamzin, S.A. Postmodernizm I obucheniye inostrannym yazykam [Postmodernism and the teaching of foreign languages] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Yesenina. - Bulletin of the Ryazan State University named after S.A. Yesenin. -2014. - N 2. - P. 14-25.
10. Leont'yev, A.A. Psikhologiya obscheniya [Communication psychology] [Text] : uchebnoye posobiye dlya studentov-psikhologov - Textbook for psychology students. - Tartu : Publishing house of Tartu University, 1974. - 219 p.
11. Losev, A.F. Znak. Symvol. Mif. [Sign. Symbol. Myth] [Text]. - Moscow: MSU Publishing house, 1982. - 480 p.
12. Menskiy, M.V. Mnogomirovaya interpretatsiya kvantovoy mekhaniki I problema soznaniya [The many-worlds interpretation of quantum mechanics and the problem of consciousness] [Text] // Theoretical virtualistics: New challenges, approaches, solutions / RAS Institute of Philosophy. - Moscow : Science, 2008. - P. 27-55.
13. Regush, L.A. Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii buduschego [Psychology of prediction: Achievements in cognition of the future] [Text]. - SPb. : Speech, 2003. - 352 p.
14. Somova, S.V. Problema soizucheniya yazykov I kultur v sovremennom inoyazy-chnom obrazobanii [The problem of joint study of languages and cultures in the modern foreign language education] [Text] // Culture and education : Electronic scientific and practical journal. - 2014. - N 1/5.
S.A. Lamzin
THE PRACTICAL REALIZATION OF NATURAL-SCIENTIFIC AND SYNERGETIC PROPOSITIONS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The paper specifies some natural-scientific and synergetic propositions that should be adopted in foreign language teaching. The generalization of a person's experience in phylogenesis and ontogenesis results in thoughts and ideas which seek to be expressed by language means. The development and employment of language within the framework of historical and individual formation of a human being are connected with mythology as a logical system. Mythology incorporates myths and fairy tales with fantasies. Since mythology is one of the objective determinants in the development of human language consciousness, foreign language teaching methodology should employ myth creation as one of teaching methods. The pedagogical process can't be alienated from the mechanism of predicting the future, as well as from synergetic, i.e. nonlinear, multivariate development of the world.
Synergetics, fantasy, imagination, creative thinking, myth, myth creation, language consciousness, hyperconsciousness.