Научная статья на тему 'Концепции возможных миров и обучение иностранным языкам'

Концепции возможных миров и обучение иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ФАНТАСТИКА / ФАНТАЗИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / POTENTIAL WORLDS / VIRTUAL REALITY / CONSCIOUSNESS / SUPERCONSCIOUSNESS / SCIENCE FICTION / IMAGINATION / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ламзин Сергей Алексеевич

Рассматриваются различные концепции возможных миров. Данные концепции могут служить научной (методологической) основой для обучения иностранным языкам вместе с развитием фантазии, сверхсознания и формированием разнообразных возможных миров. Такое направление в теории обучения иностранным языкам можно связать с новым научным направлением – мультивекторной лингводидактикой, или мультивекторной глоссодидактикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF POTENTIAL WORLDS AND TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article addresses various concepts of potential worlds. Such concepts may serve as the research (methodological) basis in language teaching that will incorporate imagination development, superconsciousness, and creation of various potential worlds. This trend in FLT theory can affiliate with the novel research field of multi-vector linguodidactics, or multi-vector glossodidactics.

Текст научной работы на тему «Концепции возможных миров и обучение иностранным языкам»

УДК 81 (07)

С.А. Ламзин КОНЦЕПЦИИ ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Рассматриваются различные концепции возможных миров. Данные концепции могут служить научной (методологической) основой для обучения иностранным языкам вместе с развитием фантазии, сверхсознания и формированием разнообразных возможных миров. Такое направление в теории обучения иностранным языкам можно связать с новым научным направлением - мультивекторной лингводидактикой, или мультивекторной глос-содидактикой.

возможные миры, виртуальная реальность, сознание, сверхсознание, фантастика, фантазия, творческое мышление.

Изучение процесса употребления языка как в историческом, так и в онтогенетическом плане показывает, что человек начинает использовать языковые знаки в качестве средства общения только с приобретением практического опыта, на определенной ступени развития мышления и сознания. По словам Ф. Энгельса, в процессе развития труда и совместной деятельности «формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась п о т р е б н о с т ь ч т о-т о с к а з а т ь друг другу» \ или, как считает А.А. Леонтьев, более точный перевод данного предложения звучит следующим образом: они «пришли

к тому, что у них появилось что сказать друг другу» 2. На доречевую стадию в развитии мышления как в фило-, так и в онтогенезе указывал также Л.С. Выготский. Психолингвисты, исследуя развитие мышления у детей, тоже приходят к выводу, что обобщение опыта предметной деятельности ребенка приводит к возникновению знаковой системы отражения этого опыта. И в лингвистической литературе указывается на то, что опыт создает основу для всякого наименования языковыми средствами.

Изучение иностранного языка в свою очередь также связывают с познанием новой неизвестной действительности, под которой понимают жизнь, реалии и культуру страны изучаемого языка. То же самое подразумевается и в случае виртуальной реальности, которую можно создать с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

В настоящей статье нам хотелось бы изложить несколько иную точку зрения на новый мир и непознанную действительность, что, на наш взгляд, не только можно, но и необходимо использовать в лингводидактическом процессе.

Методика обучения иностранным языкам и лингводидактика как методология преподавания иностранных языков не являются изолированными научны-

1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 489.

2 Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. С. 18.

ми дисциплинами. Их теоретические положения должны согласовываться с данными иных наук, и в первую очередь с фундаментальными науками, определяющими современное мировоззрение и мировосприятие людей. Считаем необходимым остановиться на некоторых важных положениях имеющихся научных теорий.

Согласно научным данным последнего времени мир развивается не линейно по жестким однозначным причинно-следственным связям (причина —> следствие ---> причина----> следствие), где заранее все может быть предопре-

делено. Развитие и жизнь возможны только в неравновесном мире. Неравновесным, необратимым процессам принадлежит фундаментальная конструктивная роль в природе. Если бы мир состоял из устойчивых динамических систем, то это был бы статичный и предсказуемый мир. В том мире, в котором живем мы, неустойчивость, флуктуации присущи всем уровням развития. А выбор неустойчивой системой одной линии развития из нескольких возможных связан с такими понятиями, как самоорганизация и точка бифуркации - точка, где происходит потеря устойчивости и выбор одного варианта развития 3.

В картине мира, которая вытекает из теории Большого взрыва и расширения Вселенной, наша планета и наша цивилизация никак не могут считаться уникальными.

Наряду с такой концепцией классического мира, есть квантовая механика, согласно которой существует квантовый мир. Квантовая механика описывает законы движения микрочастиц. Однако поскольку свойства макроскопических тел определяются движением и взаимодействием частиц, из которых они состоят, постольку квантовая механика применяется для объяснения многих макроскопических явлений. Например, квантовая механика позволила понять многие свойства твердых тел, объяснить природу таких астрофизических объектов, как нейтронные звезды, выявить механизм протекания термоядерных реакций в Солнце и звездах.

В соответствии с копенгагенской точкой зрения, разработанной Нильсом Бором и его последователями, квантовый мир непредсказуем. Но в 1950 году Хью Эверетт III предложил альтернативную интерпретацию. Он утверждал, что в действительности реализуются все возможные варианты развития каждого квантового события, но происходит это в разных параллельных Вселенных.

При этом нельзя забывать, что никаких «многих классических миров» на самом деле нет. Есть только один квантовый мир, и он находится в суперпозиции. Лишь каждая отдельная компонента из суперпозиции соответствует тому, что наше сознание воспринимает как картину классического мира. Разным компонентам суперпопозиции соответствуют разнообразные картины мира. Каждый отдельный классический мир представляет собой лишь одну «классическую проекцию» квантового мира.

3 Пригожин И. Конец определенности: время, хаос и новые законы природы / НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». Ижевск, 2001. 208 с.

Интерпретация Эверетта, или многомировая интерпретация, которая ранее считалась слишком фантастической, в последние годы активно обсуждается. И в настоящее время с ней согласно гораздо большее количество специалистов, чем ранее. По концепции Эверетта, различные компоненты соответствуют различным классическим реальностям, или классическим мирам, причем эти миры совершенно равноправны и ни один из них не более реален, чем остальные.

Вместе с тем возникает вопрос о сознании. С позиций квантовой механики данный аспект о сознании в квантовой механике представляется нам интересным и важным для педагогического процесса.

Итак, согласно квантовой механике каждый наблюдатель видит и осознает лишь один результат развития. В классической физике понятия «объективная реальность» и «субъективное сознание» полностью разделены. Но в квантовой механике они тесно взаимосвязаны и проникают друг в друга, образуя некий конгломерат, который условно можно назвать «квантовым сознанием». Согласно квантовой физике наблюдатель (как и квантовый мир) тоже находится в состоянии суперпозиции, а его сознание как бы расщепляется (разделяется), так что человек видит то, что происходит в каждом из классических миров. Сознание человека воспринимает классические миры независимо друг от друга. Условно можно сказать, что сознание разделяется на альтернативные составляющие, каждая из которых воспринимает лишь один классический мир. Субъективно человек воспринимает происходящие события так, будто существует один классический мир, который он видит вокруг себя. Но по концепции Эверетта, на самом деле во всех альтернативных мирах существуют как бы «двойники» (клоны) этого наблюдателя. Для каждого из них их ощущения формируют картину того мира, в котором «существует» именно он. М.Б. Менский данное положение Эверетта формулирует следующим образом: сознание разделяет альтернативы, то есть воспринимает их независимо друг от друга. Вместе с тем М.Б. Менский предлагает усилить концепцию Эверетта следующим образом: сознание - это и есть разделение альтернатив. То, что образуется после такого отождествления, он называет расширенной концепцией Эверетта и дает следующее определение сознания: «Способность, называемая сознанием, - это то же самое явление, которое в квантовой теории измерений фигурирует как редукция состояния или выбор альтернативы, а в концепции Эверетта - как разделение состояния квантового мира на классические альтернативы» 4

Продолжая свою логику рассуждений, данный автор выдвигает еще одну гипотезу - о возможности человека влиять на выбор альтернативы, то есть возможность человека выбирать альтернативу, благоприятную для цели жизни (для выживания). Качество жизни может быть значительно улучшено, если сознание

4 Менский М.Б. Многомировая интерпретация квантовой механики и проблема сознания. М., 2008. С. 39.

будет иметь возможность влиять на выбор возможных сценариев для окружающей среды.

Разделение альтернативного развития возможных миров не является абсолютным. Когда сознание человека воспринимает одну из альтернативных классических реальностей, оно может воспринимать также и другие альтернативные классические реальности. Информация, полученная из других возможных миров, может быть применена при работе индивидуального сознания со своей собственной альтернативой. На основании информации из других классических реальностей, то есть из различных сценариев развития событий, человек может сравнивать различные варианты развития и делать вывод о том, какие сценарии являются наилучшими (благоприятными для жизни). Увеличивая вероятность благоприятных альтернатив, сознание может использовать информацию из квантового мира для улучшения качества жизни. Сознание имеет свободу выбора и выбирает жизнь. Сознание в трактовке расширенной концепции Эверетта можно было бы условно назвать «квантовым сознанием». Оно связывает между собой «две культуры» - естественнонаучную и гуманитарную, и образует общий элемент этих двух культур 5.

Наряду с изложенными концепциями, к возможным мирам можно подойти и с позиции семантики. С точки зрения семантики возможных миров логическая истинность высказываний определяется как истинность во всех возможных мирах, которые могут трактоваться как описание состояний. В рамках несколько иного подхода к построению семантик возможных миров предполагается, что миры задаются без констатации в них определенного положения дел. В данном подходе не определяются истинные высказывания в данном мире. Вместо этого моделируются все возможные отношения между мирами (совместимости, несовместимости, «порождения» и т.п.). Тем самым детерминируется формирование и развитие множества возможных миров (W). Таким образом появляются реляционные семантики (С. Крипке) и окрестностные семантики (семантики возможных миров Р. Монтегю). В данном аспекте, с одной стороны, предъявляются миры, связанные с данным миром определенным отношением и образующие его «окрестности», с другой стороны, рассматривается множество миров (W), которые связаны определенными отношениями. В реляционных семантиках возможные миры анализируются вместе с некоторым отношением ^) между ними. На этой основе с каждым миром соединяется много других миров (W), выводимых из первого и возможных относительно него. Таким образом формируются множества возможных миров.

Под возможными мирами могут подразумеваться различного вида и типа положения дел. Последние согласуются с законами природы, логики, с определенными нормами, принятыми постулатами, с определенной фиксированной системой знаний. И отношение «достижимости» связано с переходами от одних ситуаций, положений дел к другим в соответствии с названными установками.

5 Менский М.В. Многомировая интерпретация квантовой механики и проблема сознания // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН. М. : Наука, 2008. С. 27-55.

Но такая выводимость (достижимость) миров может трактоваться в отвлечении от различного вида конкретных связей, которые могут возникать между различными ситуациями - во времени, в ходе развития знания, между мирами фантазии, веры и т.д. 6.

Все вышеизложенное имеет самое непосредственное отношение к развитию человека.

Фундаментальным свойством психики является опережающее отражение. Оно может иметь различные формы: предчувствие, предвидение, предугадывание, прогнозирование. Наиболее общим понятием, которое охватывает все формы опережающего отражения, является понятие «антиципация» (см. также «модель потребного будущего» Н.А. Бернштейна).

Любой вид опережающего отражения имеет вероятностный характер. Более того, изменения в жизни происходят так динамично, что старшее поколение едва ли может прогнозировать условия жизни будущих поколений. Взаимосвязь адаптационных процессов и опережающего отражения Л.А. Регуш кратко формулирует в виде следующей закономерности: чем быстрее меняется окружающая действительность, тем больше требуется прогнозирование будущего. Предвидение будущего (возможных миров) необходимо для лучшей адаптации организма к изменяющимся условиям. Успешная адаптация содержит в себе и возможности личностного развития. Оно может инициировать творческое создание субъективной концептуальной модели потребного будущего (или возможных миров) с последующей самодетерминацией развития. В этой связи многие психологи считают, что будущему нужно учить. На первый взгляд может показаться непонятным, чему нужно учить. По мнению Л.А. Регуш, «это может быть показ различных альтернатив будущего, создание образов будущего, определение последствий сделанного выбора и др. Важно учить думать в терминах вероятностей, выявлять роль ценностей в принятии решений» 7.

Когда люди будут проявлять больший интерес к будущему, они будут лучше приспособлены к изменениям. Таким образом, образование должно переместиться в будущее время. Механизм прогнозирования будущего (возможных миров) и своих собственных действий опирается на способность человека на основе предшествующего опыта предвидеть определенные последствия. Вместе с тем наряду с описанным прогнозированием есть образы, которые также основываются на имеющихся представлениях, но обращены уже к неизвестному опыту - к тому, чего не было и нет на данный момент. Эти образы, создаваемые человеком в своем сознании, становятся основой творения новой реальности, новых возможных миров. Подчас образы воображения, создаваемые в литературе, в театре, опережают реальность и становятся образцами для подражания, примерами, на основе которых люди строят свое поведение, организуют речь,

6 Смирнова Е.Д. Роль идеи возможных миров в обосновании аподиктического знания // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН. М. : Наука, 2008. С. 16-27.

7 Регуш Л.А. Психология прогнозирования. СПб. : Речь, 2003. С. 36.

определяют свою жизненную судьбу. Опережающие образы в свою очередь становятся сами причиной изменения существующего бытия. Такие образы описываются в виде моделей будущего (город будущего, техника будущего и пр.), научно-фантастических образов и концептов. История науки и культуры человечества имеет много примеров, которые свидетельствуют о том, что богатое воображение человека может заглянуть в будущее - в возможные миры. Наиболее ярко это выражается в научно-фантастической литературе.

С помощью своего воображения человек создает образ себя (свое «Я») в будущем. Это может быть идеальный образ «Я», профессиональный образ, образ физического «Я». В данном аспекте будущее служит «началом» индивидуального времени. Для человека, таким образом, время течет в двух различных направлениях: онтогенез совершается в соответствии с ходом объективного времени - от прошлого к будущему, а индивидуальное время движется в противоположном направлении - от будущего через настоящее к прошлому. Для личности будущее всегда является потенциально изменяемым. Вследствие этого содержание будущего (возможных миров) не является окончательно оформленным, оно содержит широкий диапазон возможностей, вариантов развития, а его цели и задачи жестко не определяются.

Развитие является основным способом бытия личности. Стремление к будущему по существу - это желание своего развития. Будущее (возможные миры) представляет для личности направленность ее развития.

Изложенное выше о возможных мирах, «квантовом сознании» и предвидении будущего отражает существенную и даже основополагающую характеристику развития мира. Данное обстоятельство может иметь самое непосредственное отношение к обучению иностранным языкам и образовывать научно-методологическую основу лингводидактического процесса в данном аспекте.

Усваивая в общении со старшими родной язык, ребенок выделяет посредством наименования отдельные объекты в окружающей его действительности, познает неизвестные ему отношения между предметами и явлениями, синтезирует чувственные образы, представления и понятия, формирует соответствующие категории и знания о мире, развивает свое сознание.

Воспроизводя объект в той форме, как он существует в настоящее время или существовал в прошлом, человек воспроизводит прошлые и настоящие отношения. Репродукция, направленная на прошлое и настоящее, служит, таким образом, средством воспроизведения неоднократно повторяющихся событий. В репродукции воспроизводится относительная стабильность объекта и содержится момент пассивности. Овладевая родным языком, ребенок усваивает те объекты, знания и понятия, тот общественный опыт, которые были выработаны предшествующими поколениями и зафиксированы в языке. Иными словами, при овладении языком ребенок усваивает прошлые и настоящие отношения между предметами и явлениями.

Но задача познания не сводится лишь к отображению, воспроизведению только устойчивости окружающего мира. Объективный мир развивается от прошлого к настоящему и от него к будущему. Поэтому задача познания заклю-

чается в том, чтобы адекватно отразить мир, то есть не просто воспроизвести объект в той или иной форме, как он существует сам по себе, но и отразить его преобразование. «Мышление, - пишет Э.В. Ильенков, - есть способность активно строить и перестраивать схемы внешнего действия сообразно любому стечению обстоятельств» 8. Это значит, что мышление может и должно создавать схемы поведения, модели реального мира в соответствии с любым стечением обстоятельств, то есть в бесконечно изменяющихся условиях. В процессе познания, таким образом, необходимо создавать новые понятия, абстракции и идеализации, воображаемые условные ситуации, комбинации и отношения элементов, которых нет, но которые могут быть.

Поскольку появление и использование языковых средств связано с познанием мира, то это позволяет, на наш взгляд, считать, что успешное изучение иностранного языка и соответственно развитие языковой и коммуникативной компетенции (на первой ступени обучения) должно быть связано с познанием ранее неизвестных отношений между явлениями и предметами действительности, а не на основе текстов, содержащих общеизвестные абстрактные положения и факты и часто не глубоких, не познавательных по содержанию.

Если сравнить процессы познания и развития языка, речи у людей в филогенезе и в онтогенезе, то можно констатировать следующее.

В процессе исторического развития человек реально, объективно отражал, познавал сначала лишь свое ближайшее окружение. Многие неизвестные ему предметы и явления, с которыми он не имел возможности обращаться непосредственно, он отражал в нереальной - мифической - форме. Все это находило выражение в языке.

Ребенок также отражает реально, объективно то, с чем он сталкивается и имеет дело ежедневно. Многое же он познает в нереальной, мифической форме, например с помощью сказок.

Опираясь на данные факты, выражающие определенную объективную закономерность в интеллектуальном и языковом развитии человека, мы можем заключить, что изучение иностранного языка должно быть связано с реальным и нереальным отражением мира. Ближайшее окружение обучаемого может находить отражение в реальной форме. Многое, однако, он должен отражать и познавать в нереальной, фантастической форме. В то же время, если в филогенезе и онтогенезе в процессе усвоения языка формируется сознание человека, отражается прошлое и настоящее, познание идет от нереального к реальному, от неосознанного к осознанному, то изучение иностранного языка должно быть связано с формированием сверхсознания обучаемого, отражаться и познаваться должны не существующие, но возможные связи

и отношения (возможные миры). Если же этого не будет, то не будет развития личности в процессе обучения, так как будет повторяться пройденное

8 Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 40.

(а развитие связано прежде всего с приобретением нового содержания, а не формы). Формирование же сверхсознания учащихся связано с развитием обоих полушарий мозга, так как построение образного многозначного контекста сопряжено с работой правого полушария, а формирование однозначного словесно-логического контекста с помощью новой понятийной системы иностранного языка связано с работой левого полушария. Однако в самих учебных действиях развитие языка и речи у обучаемых тоже будет идти от нереального (фантастического) образа к осознанному контексту в речи. Положительно окрашенная эмоция, сопровождающая этот творческий процесс, будет стимулировать дальнейшую работу, связанную с изучением иностранного языка. По закону обратной связи порождение речевого высказывания будет закреплять в памяти сформированный «фантастический» образ, соответствующий мыслительный процесс и используемые языковые средства.

Как пишут П.В. Симонов и П.М. Ершов, «вооруженность воображением есть, в сущности, вооруженность интуицией или сверхсознанием» 9. Фантазию, воображение, логику они считают универсальными качествами, которые должны входить в квалификацию человека. Творческая деятельность человека, отмечают далее данные исследователи, есть проявление на качественно новом уровне универсальных тенденций в саморазвитии живой природы. При этом «к числу таких универсальных принципов (выделено мною. - С.Л.) относятся и общие правила возникновения нового, ранее не существовавшего, независимо от того, идет ли речь о появлении новых форм живых существ в процессе биологической эволюции или о принципиально новых достижениях творческой деятельности человека в виде научных открытий, технологии, произведений искусства, этических норм и т. п.» 10.

Развитие воображения связано с развитием речи. Задержка в развитии речи влечет за собой задержку в развитии воображения. Как показывают психологические исследования, дети с задержкой в развитии речи являются отсталыми и в развитии своего воображения. Не только появление речи у ребенка, но и самые важные узловые моменты в ее развитии являются в то же время, по словам Л.С. Выготского, узловыми моментами в развитии детского воображения 11.

Именно формирование сверхсознания, связанное с развитием обоих полушарий мозга, можно считать, на наш взгляд, во-первых, тем общим развитием, о котором обычно говорят, когда объясняют, для чего нужно изучение иностранного языка. Описываемое здесь общее развитие можно понимать, во-вторых, также в том плане, что принципы развития сверхсознания являются общими для всех людей. И в-третьих, понимаемое таким образом общее развитие необходимо для всех профессий, для всех видов деятельности, то есть является общим для разных сфер деятельности человека.

9 Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. С. 45.

10 Там же. С. 80.

11 Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М., 1987. С. 320-325.

При овладении родным языком развитие познавательного процесса идет от неосознанного, нереального к осознанному, реальному (сознание), при изучении же иностранного языка должно быть развитие от осознанного (сознание) к неосознанному, нереальному (сверхсознание).

Итак, смысл изучения иностранного языка заключается не только в результате - в его знании, его практическом владении, но и в самом процессе изучения - в развитии творческого мышления, сверхсознания.

Вместе с тем в данном вопросе имеются и другие аспекты.

Возможные, виртуальные миры (созданные интенсионалами языковых знаков - произведения искусства) есть, во-первых, реальность нашей жизни, поскольку существуют в том же объективном мире, в котором существуем и мы.

Во-вторых, подобно тому, как родной язык можно рассматривать как иностранный и соответственно его освоение - как изучение иностранного языка, точно также и с точки зрения творческого воображения к нашему реальному миру можно подойти как к нереальному (фантастическому), как к мифу 12. Многое из того, что раньше считалось и сейчас считается нереальным, является или уже реальным (материально воплощенным), или же в принципе объективно возможным в действительности.

В-третьих, для творческого (креативного) мышления необходимо креативное отношение к действительности, в соответствии с которым допустимо считать реальным все создаваемые воображением возможные миры (см. также выше о квантовой механике и квантовых мирах).

Научная фантастика как современное мифотворчество, которая содержит описание всевозможных миров, охватывает самые разнообразные проблемы:

1) космическое бытие человека; проблема внеземных цивилизаций, вариантами которой являются различные предположения о посещении Земли гостями из космоса в далеком прошлом; техническое вооружение человечества - роботы и всякого рода мыслящие машины, ибо без них освоение космоса невозможно; полеты в космос и освоение человеком неизвестных планет и галактик; путешествие во времени; столкновения с пришельцами из других миров; превращение роботов в разумные существа и «разумных машин» в диктующую силу человеческого (и даже интерпланетарного) общества;

2) поиски единой картины мира; проникновение в мегамир и ультрамалые области элементарных ячеек;

3) мифы о самом человеке, о неких скрытых неразвитых силах его организма (например, телепатическая способность); мифы о возможностях существования человека с его биологической оболочкой в мире высоких энергий и в косми-

12 «Итак, диалектика требует фигурности пространства, конечности и превращаемости каждого тела в другое. Абсолютная мифология есть теория актуальной бесконечности всех реальных, возможных и мыслимых объектов. Это теория перспективности бытия и рельефности, выразительности жизни» (Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 181).

ческом пространстве; мифы об автоэволюции и киборгизации; «биологическая» фантастика с расшифровкой наследственного кода человека, генетической памятью поколения; весь цикл проблем, связанных с генетикой;

4) мифы о будущем: современный миф обязательно ориентирован на будущее, как древний миф был ориентирован на прошлое.

Данные вопросы могут лечь в основу предметного содержания проблемных ситуаций, предлагаемых обучаемым для развития их речевой деятельности при обучении иностранным языкам.

Таким образом, организация процесса обучения иностранным языкам в изложенном аспекте согласуется 1) с фундаментальными теориями развития мира, которые определяют наше миропонимание (теория Большого взрыва и формирования многих миров во Вселенной, синергетика как самоорганизация с точкой бифуркации), 2) с концепциями возможных миров (квантовая механика и семантика возможных миров), 3) с теоретическими положениями (универсальными принципами) о необходимости развития творческого мышления (фантазии) человека, с самодетерминацией в его саморазвитии.

Изложенный подход способствует решению многих проблем, связанных с обучением иностранным языкам и развитием личности обучаемых: 1) изучение иностранных языков проходит вместе с развитием творческого воображения и фантазии (сверхсознания) обучающихся, 2) происходит формирование и развитие многих замыслов речевой деятельности, 3) формируется способность создавать многие возможные (виртуальные) миры, 4) развиваются прогностические способности по предвидению развития предстоящих событий и лучшей адаптации к изменяющимся условиям.

Данный подход к обучению иностранным языкам (связанный с фантастикой, возможными мирами, развитием сверхсознания, самоорганизацией и саморазвитием) можно было бы обозначить как синергетический. И соответственно по аналогии с лингводидактикой такое обучение можно связать с новым научным направлением в теории обучения иностранным языкам или в отличие от классической методики с новой научной дисциплиной - синергетической лингводидактикой (виртуальная лингводидактика, мультивектор-ная лигводидактика). Чтобы не было каких-либо аналогий с лингводидакти-кой, эту науку можно обозначить как синергетическую глоссодидактику, виртуальную глоссодидактику, мультивекторную глоссодидактику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленкин, А. Мир многих миров. Физика в поисках параллельных вселенных [Текст]. - М. : Астрель : CORPUS, 2010. - 303 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] // Хрестоматия по психологии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1987. - С. 320-325.

3. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории [Текст]. - М. : Политиздат, 1984. - 320 с.

4. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] : учеб. пособие для студентов-психологов. - Тарту : Изд-во Тарт. ун-та, 1974. - 219 с.

5. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст]. - М. : Политиздат, 1991. - 525 с.

6. Энгельс, Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М. : Политиздат, 1961. - Т. 20. - 858 с.

7. Менский, М.В. Многомировая интерпретация квантовой механики и проблема сознания [Текст] // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН. - М. : Наука, 2008. - С. 27-55.

8. Пригожин, И. Конец определенности: время, хаос и новые законы природы [Текст] / НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». - Ижевск, 2001. - 208 с.

9. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]. - СПб. : Речь, 2003. - 352 с.

10. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность [Текст] / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М. : Наука, 1984. - 160 с.

11. Смирнова, Е.Д. Роль идеи возможных миров в обосновании аподиктического знания [Текст] // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН. - М. : Наука, 2008. - С. 16-27.

S.A. Lamzin

THE CONCEPTS OF POTENTIAL WORLDS AND TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article addresses various concepts of potential worlds. Such concepts may serve as the research (methodological) basis in language teaching that will incorporate imagination development, superconsciousness, and creation of various potential worlds. This trend in FLT theory can affiliate with the novel research field of multi-vector linguodidactics, or multivector glossodidactics.

potential worlds, virtual reality, consciousness, superconsciousness, science fiction, imagination, creative thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.