УДК 811
СИНЕРГЕТИКА КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
С.А. Ламзин,
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, г. Рязань, Россия.
Аннотация. В статье рассматривается роль синергетики в развитии и в образовательном процессе. Синергетика характеризуется как новая научная парадигма для образования и лингводидактики, как новая научная идеологии, которая выводится из знания законов эволюции, самоорганизации и самоуправления сложных систем. Существенной характеристикой синергетическош подхода к образованию является формирование учащимися своих собственных знаний, развитие своих новых возможностей, самореализация своего потенциала, нелинейное понимание причинно-следственных взаимоотношений. Синергетический поход в лингводидактике можно связать с новым направлением в теории обучения иностранным языкам или новой научной дисциплиной - синергетической лингводидактикой.
Ключевые слова: Синергетика, самоорганизация, нелинейные системы, квантовое сознание, многовариантность, виртуальные миры, лингводидактика
Abstract. The article is devoted to syncrgy in education. Syncrgy is presented as a new scientific paradigm for education and language teaching, as a scientific ideology steimning from evolution laws, self-organization and self-inanagement of complex systems. A inajor property of the synergetic approach is development of students' personal knowledge and implementation of their emerging potential, and non-linear awareness of cause-and-effect relationsliips. Syneigy can be implemented in language teaching as a new approach in FLT teaching theory: syncrgctic LT methodology.
Key words: Synergy, self-organization nonlinear systems, quantum mind, multiplicity of options, virtual worlds, language education
В учебнике по лингводидактике говорится, что «являясь одной из отраслей методической науки, лингводидактика выступает в качестве методологического аспекта теории обучения». Она дает возможность «выявить объективные закономерности, согласно которым должна строиться модель обучения иностранным языкам» (курсив мой. - С.Л.) [2, c.87].
Принимая во внимание сложность тех аспектов, о которых пойдет речь, мы будем излагать содержание достаточно сжато, без излишних подробностей.
Согласно научным данным последнего времени, мир развивается не линейно по жестким однозначным причинно-следственным связям (причина —> следствие —> причина-----> следствие), где
заранее все может быть предопределено. Развитие и жизнь возможны только в неравновесном мире. Неравновесным, необратимым процессам принадлежит фундаментальная конструктивная роль в природе. Если бы мир состоял из устойчивых динамических систем, то это был бы статичный и предсказуемый мир. В том мире, в котором живем мы, неустойчивость, флуктуации присущи всем уровням развития. А выбор неустойчивой системой одной линии развития из нескольких возможных связан с такими понятиями, как самоорганизация и точка бифуркации - точка, где происходит потеря устойчивости и выбор одного варианта развития [5].
Самоорганизация, открытые системы, нелинейность - всеми этими явлениями и категориями занимается синергетика как новая научная парадигма. Синергетика являет собой новое мировидение, новую идеологию. Как полагают Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов, «такой идеологии, которая выводится из знания законов эволюции, самоорганизации и самоуправления сложных систем, явно не хватает человечеству» (выделено мною. - С.Л.) [3, с.18].
Но можно ли синергетику применять для исследования когнитивных систем, одной из которых является преподавание и изучение иностранных языков?
Это является возможным, поскольку синергетика нацелена на то, чтобы раскрывать универсальные механизмы самоорганизации и эволюции сложных (открытых и нелинейных) систем, в том числе и когнитивных систем, системы сознания и подсознания.
Синергетика как новая научная парадигма — парадигма самоорганизации и нелинейности — требует и нового стиля научного мышления — нелинейного мышления. Многовариантность, разнообразие форм активности, случайность, даже хаотичность — все это является характерными чертами творческого мышления [3].
Синергетическому пониманию мышления отвечает также трактовка квантового сознания. Согласно квантовой физике, сознание человека в состоянии суперпозиции разделяется так, что человек может видеть то, что происходит в каждом из классических миров. Сознание человека воспринимает классические миры независимо друг от друга. Условно можно сказать, что сознание разделяется на альтернативные составляющие, каждая из которых воспринимает лишь один классический мир. Субъективно человек воспринимает происходящие события так, будто существует один классический мир, который он видит вокруг себя.
Но по концепции Эверетта, на самом деле во всех альтернативных мирах существуют как бы «двойники» (клоны) этого наблюдателя. Для каждого из них их ощущения формируют картину того мира, в котором «существует» именно он. М.Б. Менский данное положение Эверетта формулирует следующим образом: сознание разделяет альтернативы, т.е. воспринимает их независимо друг от друга. Вместе с тем данный автор предлагает усилить концепцию Эверетта следующим образом: сознание - это и есть разделение альтернатив. То, что образуется после такого отождествления М.Б.Менский называет Расширенной концепцией Эверетта (РКЭ) и дает следующее определение сознания: Способность, называемая сознанием - это то же самое явление, которое в квантовой теории измерений фигурирует как выбор альтернативы, а в концепции Эверетта - как разделение состояния квантового мира на классические альтернативы [4].
Выбор варианта поведения, или то, что называется в синергетике бифуркацией, имеет глубокие аналогии в культуре. Фактически представления о бифуркации содержатся уже в сказаниях и мифах народов мира. Когда сказочный рыцарь или добрый молодец стоит, задумавшись, у придорожного камня на развилке дорог, и выбор пути определяет его дальнейшую судьбу, то это является, по сути, наглядно-образным представлением бифуркации в жизни человека.
Синергетика находит свое применение и в образовании. Синергетический подход к образованию (синергетика образования) заключается в том, что способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя — это не перекладывание (перенесение) знаний из одной головы в другую, не преподнесение готовых истин. Это — нелинейная ситуация открытого диалога. Это — ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Синергетика образования — это стимулирующее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми [3].
Синергетический подход к образованию (или постмодернистская система образования) требует и нестандартного мышления. Его существенными характеристиками являются не получение и воспроизводство знаний, а формирование своих собственных знаний, развитие своих новых возможностей, самореализация своего потенциала, нелинейное понимание причинно-следственных взаимоотношений. В терминологическую систему современного образования должны войти такие понятия, как «бифуркация», «нелинейность», «неустойчивость». В центре современной постмодернистской философии находится нелинейность мышления.
В учебном процессе необходимо создать условия, при которых становятся возможными процессы формирования (порождения) знаний самими обучающимися, их активное, продуктивное творчество в соответствии с собственными внутренними характеристиками и параметрами. Такие условия представляют собой нелинейные ситуации с решением проблемных заданий.
В результате этого происходит становление нового синергетического видения мира, которое основано на его многомерности, на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности. Таким образом, можно заключить, что все то, что принимается за реальность, на самом деле есть не что иное, как представление о действительности. При этом такое представление зависит от точки зрения, которую избирает наблюдатель. Смена ракурса ведет к существенному изменению самого представления. Чтобы описать такой изменчивый мир, нужно использовать многозначную, мультипер-спективную логику, при этом необходимо опираться на принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором, поскольку обычная классическая логика оказывается недостаточной для адекватного познания постоянно меняющегося мира.
Современное образование должно строиться с учетом принципов, среди которых в рамках обучения иностранным языкам мы выделили бы принцип синергетического ядра образования и принцип приоритета изменения человека перед изменением мира.
1) Принцип синергетического ядра образования. Становление современной научной картины мира происходит на основе синергетического системообразующего ядра. Синергетика дает возможность понять особенности саморазвивающихся систем, новый методологический смысл их анализа. Научные знания, чтобы быть адекватными требованиям современного образования, должны включать синергетические представления, понятия и принципы.
ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №1, 2015
33
2) Принцип приоритета изменения человека перед изменением мира. Содержание этого принципа вытекает из синергетических положений о том, что самоуправляемой системе, в первую очередь, нужно изменить параметры, свойства собственной среды, чтобы определить набор будущих вариантов развития и выбрать наиболее предпочтительный из них. В обучении данный тезис получает следующую трактовку: нужно существенным образом изменить человека (обучающегося), чтобы изменить к лучшему его образование. В учебном процессе необходимо создать условия, при которых становятся возможными процессы формирования (порождения) знаний самими обучающимися, их активное, продуктивное творчество в соответствии с собственными внутренними характеристиками и параметрами. Такие условия представляют собой нелинейные ситуации с решением проблемных ситуаций.
Деятельность, в том числе и учебная, имеет для обучающегося ценность и личную значимость в том случае, если она предоставляет возможность самовыражения, творчества, применение своих способностей. В действительности же не каждая личность имеет возможность самовыражения в деятельности, поскольку не любой вид деятельности и учебные условия (окружающая среда) предоставляют личности такую возможность. Задача постмодернистского образования состоит в том, чтобы раскрыть способности учащегося, предоставить им условия для самореализации.
В таком аспекте важным для учебного процесса и научных исследований становится виртуальное пространство. Пространственная модель образования нацелена на создание самых разнообразных образовательных сред, в которых может происходить индивидуальное развитие каждого обучаемого: он сам может выбрать свою сферу, определить в ней собственные структуры и ценности, наполнить ее своим содержанием. Все это дает ему возможность ориентироваться в собственном освоении иных образовательных областей. Формирование такой пространственной модели познания ведет к становлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных и др. Эти сферы тесно взаимосвязаны, подвижны и образуют вместе то, что может быть обозначено как виртуальное образовательное пространство человека. Это пространство личности может распространяться на внешний мир, и обучаемый будет открывать для себя и осваивать его новые, еще не познанные сферы. Возможности обучающегося в познании объектов, которые не могут быть восприняты органами чувств, могут расширяться с помощью так называемого «полета мысли». Все эти расширяющиеся, взаимодействующие, взаимопересекающиеся виртуальные сферы, взятые в своей совокупности, образуют духовное пространство человека познающего, который осваивает постепенно весь мир, доступный его познанию [1].
Изложенное выше о возможных мирах, «квантовом сознании» и предвидении будущего отражает существенную и даже основополагающую характеристику развития мира. Данное обстоятельство может иметь самое непосредственное отношение к обучению иностранным языкам и образовывать научно-методологическую основу лингводидактического процесса в данном аспекте.
Такой подход к обучению иностранным языкам (связанный возможными мирами, самоорганизацией и саморазвитием, «квантовым сознанием») можно было бы обозначить как синергетический. И соответственно, по аналогии с компьютерной лингводидактикой, такое обучение можно связать с новым направлением в теории обучения иностранным языкам или, в отличие от классической методики, новой научной дисциплиной - синергетической лингводидактикой (виртуальной лингводидактикой, мульти-векторной лингводидактикой). Или чтобы не было каких-либо аналогий с лингводидактикой в общепринятом понимании, такую науку можно обозначить как синергетическую глоссодидактику (виртуальную глоссодидактику, мультивекторную глоссодидактику).
Но как бы ни называлось данное направление в обучении иностранным языкам, главное заключается в тех больших возможностях, которые открываются и предоставляются для организации процесса преподавания иностранных языков.
Библиографический список
1. Алиева Н.З. Становление информационного пространства и философия образования. - М., 2008. - 168 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М., 2004. - 336 с.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002. — 414 с.
4. Менский М.Б.. Многомировая интерпретация квантовой механики и проблема сознания Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН, - М.: Наука, 2008. - С.27-55
5. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. - Ижевск, 2001. - 208 с.