Научная статья на тему 'Практическая подготовка будущих учителей в вузах ФРГ'

Практическая подготовка будущих учителей в вузах ФРГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
Поделиться
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION / ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / PRINCIPLES OF EFFECTIVE COMMUNICATION / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE FORMS OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION AND PERSONALISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завалишина Л.В.

В статье рассматривается отношение педагогов ФРГ к процессу социализации, который трактуется ими как предпосылка персонализации индивида. Преподаватели немецких вузов, авторы учебных пособий пытаются создать у будущих учителей представление о «гуманном» характере социализации. Задача учителя, с их точки зрения, состоит в оказании помощи воспитаннику в проявлении своего «Я», в создании условий для самореализации личности, достижения ею абстрактной индивидуальной свободы

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завалишина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyses the approach of German teachers to the process of socialization of the individual as the precondition of his personalisation. Teachers of higher education institutions, authors of manuals try to create the idea of "humane" nature of socialization with future teachers. The task of the teacher consists in assistance to the pupil in manifestation of the "I", in creation of conditions for self-realization of the personality, achievement of abstract individual freedom by it.

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка будущих учителей в вузах ФРГ»

же некомплекта преподавателей в штате, заведующий кафедрой может распределить свободные кредит-часы среди имеющихся преподавателей с согласия учебного отдела. Размер оплаты за сверхурочные занятия не должен превышать 40% от основной зарплаты преподавателей. Зарплату за сверхурочные занятия предоставляют в конце каждого семестра на основании фактического исполнения нагрузки, подтвержденной справкой о выполнении сверхурочных занятий, предоставляемой в финансовый отдел академии учебным отделом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ начальника Академии полиции Монголии от 24 декабря 2003 года № 549. - Из личного архива автора.

2. Приказ начальника Главного управления Обзор зарубежных кредит-систем (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года). - URL: http://www.ru.znatock.com/docs/index-72755.html

3. Система передачи кредитов для Азиатско-30 го и Тихоокеанского регионов (Сайт Центра сравнительной образовательной политики). - URL: <http://www.ccep.ru/html/ Text1.htm#coderzh4>

4. UMAP: Framework for Trial UMAP Programs. University Mobility in Asia and the Pacific. - Canberra: UMAP Secretariat, 1993.

- URL: http://www.umap.org/UCTS.html

5. Об использовании зачетных единиц трудоемкости при формировании сопряженных образовательных стандартов разных уровней / О.М. Карпенко, М. Д. Бершадская, И.В. Щирина, Л.А. Гадрани (сайт Орловского государственного технического университета). - URL: <http://www.ostu. ru/educ/educ2003/doc11.html>

6. Credit Transfer and Accumulation - the Challenge for Institutions and Students: Conclusions and Recommendations for Action, EUA / Swiss Confederation Conference, Zurich, 11/12 October 2002. - URL: <http://www.bologna-berlin2003>

7. Справочно-информационный сайт Республики Монголия и Республики Бурятия Российской Федерации. - URL: <http:// www.mongolia-buryatia.ru/ru/o-mongolii/ uchebnye-zavedenija>

8. Приказ начальника Академии полиции Монголии от 27 февраля 2006 года № А/04.

- Из личного архива автора.

9. Приказ начальника Академии полиции Монголии от 15 апреля 2005 года № Б/190.

- Из личного архива автора.

10. Приказ начальника Главного управления полиции Монголии от 8 декабря 2005 года № 573. - Из личного архива автора. ■

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗАХ ФРГ

Л.В. Завалишина

Аннотация. В статье рассматривается отношение педагогов ФРГ к процессу социализации, который трактуется ими как предпосылка персонализации индивида. Преподаватели немецких вузов, авторы учебных пособий пытаются создать у будущих учителей представление о «гуманном» характере социализации. Задача учителя, с их точки зрения, состоит в оказании помощи воспитаннику в проявлении своего «Я», в создании условий для самореализации личности, достижения ею абстрактной индивидуальной свободы.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое общение, принципы эффективной коммуникации, активные формы обучения, педагогическая диагностика, социализация и персонализация.

Summary. The article analyses the approach of German teachers to the process ofsocializa-tion of the individual as the precondition of his personalisation. Teachers of higher education institutions, authors of manuals try to create the idea of"humane" nature ofsocializa-tion with future teachers. The task of the teacher consists in assistance to the pupil in manifestation of the "I", in creation of conditions for self-realization of the personality, achievement of abstract individual freedom by it.

Keywords: professional and pedagogical communication, principles of effective communication, active forms of education, pedagogical diagnostics, socialization and personalisation.

31

Анализ современной учебно-методической документации по психолого-педагогическим дисциплинам в вузах ФРГ свидетельствует об усилении внимания к вопросам практической подготовки будущих учителей к воспитательной работе, в частности к организации профессионально-педагогического общения [1; 2]. В учебниках по педагогике и психологии студентам предлагаются специальные темы, разделы, посвященные характеристике основных принципов эффективной коммуникации. К ним относят

умения «брать на себя ответственность», «конкретно и ясно выражать свои мысли», «владеть собственными чувствами и эмоциями», «осознавать помехи» и др. При этом будущим учителям рекомендуется «не анализировать, не теоретизировать», не спрашивать, «почему, а интересоваться лишь ответами на вопросы «что?» и «как?» [3].

Вопросы организации общения рассматриваются на лекционных и семинарских занятиях - традиционных формах вузовского обучения. Так, в

32

состав тем семинаров по педагогике в Гамбургском университете включены: «Проблема взаимодействия учителя с учащимися», «Коммуникативная педагогика», «Нарушения в поведении учащихся» и т.д.

Студентам педагогического факультета Нюрнберг-Эрлангенского университета (Бавария) предлагается двухсе-местровый семинар по теме «Общение учителя с учащимися». Центром рассмотрения в нем являются речевые формы коммуникации. Участвуя в работе семинара, будущие учителя знакомятся с положениями развиваемых на Западе различных теорий речевых действий, в частности с «правилами человеческой коммуникации» в концепции австрийского психиатра П. Ватцлавика [4] и др. При этом понимание речевого поступка или действия не связывается с речью как особым видом сознательной и целенаправленной человеческой деятельности, предполагающей единство коммуникативного содержания и коммуникативной формы. Наряду с расширением знаний о вербальных компонентах общения участники семинара приобретают практические навыки классификации речевых действий, анализа ситуаций общения.

Вместе с тем получают распространение активные формы обучения, такие как работа в группе по решению общей проблемы (проекта), участие в специальных занятиях тренинга перцептивных и коммуникативных умений и навыков.

Например, в Мюнстерском университете будущим учителям предлагается участие в работе над проектом по теме «Воспитание и коммуникация». Студенты объединяются в малые группы, предметом изучения в

которых является поведение детей ненемецкой национальности. Участники группы посещают школы, где обучаются дети из Турции, Греции, Италии, знакомятся с их родителями, расширяют свои знания о культуре, истории этих стран, тренируют навыки общения [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебные планы вузов ФРГ предусматривают организацию специальных видов социально-психологического тренинга по повышению точности восприятия участниками общения самих себя, своих партнеров, хода взаимодействия. Так, в Мюнстерском университете студентам педагогических специальностей предлагается ряд занятий в тренировочной группе. Планируя их, преподаватель ставит своей целью «расширить профессиональный репертуар поведения» будущих учителей, «повысить чувствительность восприятия самого себя и других». Студентов учат устанавливать дистанцию, осознавать личностные особенности членов группы. При этом активно используются методы психотерапевтической практики. В качестве обязательной литературы рекомендуется книга «Организация беседы с клиентом» [6].

Значительное распространение в практике психолого-педагогической подготовки учителей в ФРГ получает коммуникативный тренинг [7]. Чтобы обучить студентов умению вести бесконфликтные беседы, в учебные планы вводятся специальные упражнения по формированию умения выслушивать собеседника, оптимально организовывать собственные речевые высказывания, преодолевать агрессивную направленность беседы и др. Участники коммуникативного тренинга учатся анализировать конкретные

ситуации общения с учетом вербального и невербального поведения партнера. Значительное внимание уделяется умению строить свою речь в соответствии с такими требованиями, как «информативность, эмоциональность, обеспечение условий для самореализации личности» [Ibidem]. Для того чтобы избежать неблагоприятного «агрессивного» характера коммуникативной ситуации, участники тренинга обучаются специальным приемам речевого поведения, которые формулируются следующим образом: «чаще прибегать к аргументации, показывать симпатию, расположение к партнеру, избегать категоричных высказываний, сдерживать свои чувства, то есть не следует возбуждаться, смеяться, иронизировать» и т.д. [Ibidem].

В настоящее время в ФРГ издается большое количество пособий, программ, посвященных вопросам организации тренингов поведения учителя, а также изменения и управления поведением учащихся [8; 9; 10].

Ориентация правящих кругов ФРГ на повышение эффективности психолого-педагогической подготовки находит свое отражение в усилении внимания как к практическим умениям и навыкам, так и к теоретическим знаниям прикладного характера. Например, в качестве учебника по общей педагогике рекомендуется пособие под названием «Введение в практическую педагогику. Основные понятия» [Grundkurs. Verhaltensmodifikation]. Здесь следует заметить, что традиционно курсы общей педагогики в западногерманских вузах отличаются фило-софско-теоретической направленностью. Их главная задача состоит в изучении философских, исторических, этических аспектов воспитания, в

ознакомлении студентов с основными педагогическими категориями с целью интерпретации, субъективно-эмоционального истолкования задач и целей педагогики.

Критикуя «сентиментализм» в деле воспитания подрастающего поколения, авторы данного учебника рассматривают воспитание как процесс манипулирования поведением в нужном направлении. Воспитывать означает «дисциплинировать, принимать решения, коммуницировать и информировать, реагировать, анализировать, интерпретировать, диа-гносцировать, принимать терапевтические меры, консультировать и организовывать учащихся» [1]. Главная сущность названных видов воспитательных воздействий заключается в предотвращении различного рода отклонений в поведении, заданных принятыми в буржуазном обществе нормами. В качестве основных способов воспитания рекомендуются следующие: совместное обсуждение, интерпретация конфликтных ситуаций на основе действующих инструкций, регламентов школьной жизни, а также действия организаторского и технологического плана. Под последними понимаются меры по изменению (модификации) поведения учащихся путем использования различных подкрепителей - позитивных (похвала, признание) и негативных (порицание, наказание, не исключая физическое).

Значительное внимание в деле психолого-педагогической подготовки уделяется вопросам диагностики, консультирования. Об этом свидетельствует наряду с включением данных вопросов в учебники по общей и школьной педагогике появление спе-

33

34

циальных учебных пособий, например: «Если учащиеся мешают. Анализ и терапия отклоняющегося поведения», «Введение в педагогическую диагностику» [Ibidem].

В последней педагогической книге педагогическая диагностика рассматривается как самостоятельная наука, занимающая промежуточное положение между педагогикой и педагогической психологией. Ее основным предметом является количественное понимание (измерение и оценивание) предпосылок, условий и результатов воспитания и обучения. Содержание учебника «Введение в педагогическую диагностику» не только знакомит будущих учителей с диагностическими методами исследования, но и определяет широкое поле их использования - при изучении личностных качеств и поведения учащегося, результатов обучения, при проведении консультаций. Считается, что консультация является одной из наиболее широких стратегий модификации поведения учащихся. Воздействие учителя при этом сводится к «охлаждению», уменьшению притязаний школьника, что, конечно, не затрагивает основ существующего неравенства и селекции в области образования в капиталистическом обществе.

Наряду с модернизацией содержания курса «Общая педагогика» в последнее время в ФРГ наблюдаются попытки составления специальных, практически ориентированных учебников по школьной педагогике. В качестве примера можно привести учебное пособие под названием «Проблемы деятельности учителя. Введение в школьную педагогику» [2]. Его авторы высказывают и обосновывают положение о том, что будущим учителям

ЕК

необходима только такая теория, которая «не приукрашивает реальной школьной жизни», а «помогает практике» [Ibidem]. В качестве основных проблем называются создание положительной мотивации у учащихся к обучению в школе, а также преодоление нарушений дисциплины. При этом подчеркивается ситуативный характер обучения и воспитания, их «ограниченные перспективы». Авторы учебника предполагают учебно-воспитательные ситуации в классной комнате и деятельность общин и государства в области школьного образования. Таким образом, изучение социальной сущности явления подменяется исследованием конкретных педагогических ситуаций и поиском решения отдельных частных проблем в плоскости межличностных взаимоотношений [Ibidem].

Дополнительным примером этому может служить современная трактовка сущности воспитания морали, предлагаемая в специальном учебном пособии «Моральное воспитание как политическое образование» [11]. В нем главная задача учителя по формированию буржуазной морали связывается с практическим изменением и «демократизацией» человеческих отношений. Последнее означает только установление насыщения проблематики психолого-педагогических дисциплин. Об этом свидетельствует, например, трактовка ведущих понятий, даваемых в новейших психологических и педагогических курсах [Ibidem].

Так, в курсе «Педагогика школы» при характеристике основных функций школы обращает на себя внимание тот факт, что школа уже не рассматривается как «педагогическая провинция», что имело место в

60-е гг. [Schulpädagogik. Eine Einführung]. Школа, по мнению авторов учебника, находится в центре «общественных полей», на перекрестке интересов различных групп в обществе, занимающих по отношению к школе позицию или партнера, или противника. В качестве первичной педагогической задачи общеобразовательной школы выступает воспитание подрастающего поколения в духе господствующих в буржуазном обществе установок. Сущность процесса воспитания усматривается в организации социализации и персонализа-ции. Последняя понимается как «развитие человека ради него самого», раскрытие его «внутренних возможностей». При этом задача учителя состоит в оказании помощи воспитаннику в проявлении своего «Я», в создании условий для самореализации личности, достижения ею абстрактной индивидуальной свободы.

Опираясь на идеалистическое представление о сущности человеческой личности как существа непознаваемого, иррационального, западногерманские педагоги в то же время признают необходимость целенаправленного введения человека в общество, то есть социализации. Более того, социализация индивида рассматривается как предпосылка его персо-нализации. Так, объединяя идеалистический подход с признанием права за государством определять «ориентиры самоосуществления», преподаватели

вузов, авторы учебных пособий пытаются создать у будущих учителей представление о «гуманном» характере социализации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Hierdees H. u. a. Erzieherisches Handeln. Eine praxisbezogene Einführung. - Bd. 2. -München, 1977.

2. Lingelbach K.Ch., Diederich J. Handlungsprobleme des Lehrers. Eine Einführung in die Schulpädagogik. - Donauwörth, 1979.

3. Studienprogramm Erziehungswissenschaft. Bd. 1: Schule als Institution; Bd 2: Cirriculum und Lehrplan; Bd 3: Unterrichtsgestaltung; Bd 4: Messen und Beurteilen; Bd 5: Soziale Interaktion; Bd 6: Störungen im Schulaltag; Bd 7: Philosophische Aspekte schulischer Fächer und philosophischer Praxis. -München, 1978.

4. Watzlawick, P. u.a. Menschliche Kommunikation. - Bern, 2000

5. Gage N.L., Berliner D.C. Pädagogische Psychologie. - München, 1979.

6. Weinberger W. Kleinenzentrierte Gesprächsführung. - München, 1980.

7. Zöchbauer F., Hoekstra H. Kommunikationstraining. - Heidelberg, 1974.

8. Lorenz R., Molzahn R., Teegen F. Verhaltensänderung in der Schule // Systematische 35 Anleitungsprogramme für Lehrer. - Reinbek

bei Hamburg, 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pallasch Waldemar. Pädagogisches Gesprächstraining. Wein-heim/Munchen: Singer, Kurt (1981): Masstabe für eine humane Schule. - Munchen, 1995.

10. Speichert H. Schulangst: Das Eltern - Schüler - Trauma. Ursachen und Auswege. -Reinbek bei Hamburg, 1981.

11. Fellsches J. Moralische Erziehung als politische Bildung. - München, 1977. ■

1ЕК