Научная статья на тему 'Практическая подготовка будущих социальных педагогов к эмпатийному взаимодействию с детьми, семьями и лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации'

Практическая подготовка будущих социальных педагогов к эмпатийному взаимодействию с детьми, семьями и лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическая подготовка / социальный педагог / эмпатийная культура / эмпатийное взаимодействие / practical training / social teacher / emphatic culture / emphatic interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришко И. В.

В статье представлен обзорный анализ основных аспектов, практической подготовки обучающихся по направлению подготовки 44.05.01 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения», которые реализуются в условиях производственной практики на базе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым. Указанный анализ проводится в контексте формирования у будущих специалистов способности «…взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3)». Эффективность профессионального взаимодействия, контроля кризисных ситуаций, профилактики и решения конфликтов невозможна без развитой способности к эмпатии, пониманию, сочувствию, сопереживанию актуальному внутриличностному состоянию и жизненным обстоятельствам воспитуемых, а также готовности содействовать им в разрешении трудной жизненной ситуации. Поэтому указанную компетенцию необходимо рассматривать в контексте эмпатийного взаимодействия с различными категориями детей, семей и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL TEACHERS TO EMPATHY INTERACTION WITH FAMILIES IN A DIFFICULT LIFE SITUATION

The article presents a review of the main aspects of the practical training of students in the field of training 44.05.01 Psychological and Pedagogical Prevention of Deviant Behavior, which are implemented in the field of industrial practice at the centers of social services for families, children and youth of the Republic of Crimea. This analysis is carried out in the context of the formation of the future specialists' ability: “... to interact with various categories of educated, including in difficult socio-pedagogical situations, to monitor crisis situations, prevent and constructively resolve conflicts, and assist in resolving interpersonal conflicts (PS-3)”. The effectiveness of professional interaction, crisis management, prevention and conflict resolution are impossible without a developed ability to empathy, understanding, empathy, empathy with the current intrapersonal state and life circumstances of the foster children, as well as their willingness to help them resolve a difficult life situation. Therefore, this competency must be considered in the context of empathic interaction with various categories of children, families and people who find themselves in difficult life situations.

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка будущих социальных педагогов к эмпатийному взаимодействию с детьми, семьями и лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "сознание"

УДК: 37.013.42

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-38-43

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ЭМПАТИЙНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ, СЕМЬЯМИ И ЛИЦАМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Гришко И.В.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта, Российская Федерация

PRACTICAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL TEACHERS TO EMPATHY INTERACTION WITH FAMILIES IN A DIFFICULT LIFE SITUATION

Grishko I. V.

Humanities and Education Science Academy (вгапсИ) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Yalta, Russian Federation

Аннотация. В статье представлен обзорный анализ основных аспектов, практической подготовки обучающихся по направлению подготовки 44.05.01 «Психолого-педагогическая профилактика девиа-нтного поведения», которые реализуются в условиях производственной практики на базе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым. Указанный анализ проводится в контексте формирования у будущих специалистов способности «... взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3)». Эффективность профессионального взаимодействия, контроля кризисных ситуаций, профилактики и решения конфликтов невозможна без развитой способности к эмпатии, пониманию, сочувствию, сопереживанию актуальному внутриличностному состоянию и жизненным обстоятельствам воспитуемых, а также готовности содействовать им в разрешении трудной жизненной ситуации. Поэтому указанную компетенцию необходимо рассматривать в контексте эмпа-

Annotation. The article presents a review of the main aspects of the practical training of students in the field of training 44.05.01 Psychological and Pedagogical Prevention of Deviant Behavior, which are implemented in the field of industrial practice at the centers of social services for families, children and youth of the Republic of Crimea. This analysis is carried out in the context of the formation of the future specialists' ability: "... to interact with various categories of educated, including in difficult socio-pedagogical situations, to monitor crisis situations, prevent and constructively resolve conflicts, and assist in resolving interpersonal conflicts (PS-3)". The effectiveness of professional interaction, crisis management, prevention and conflict resolution are impossible without a developed ability to empathy, understanding, empathy, empathy with the current intrapersonal state and life circumstances of the foster children, as well as their willingness to help them resolve a difficult life situation. Therefore, this competency must be considered in the context of empathic interaction with various categories of children, families and people who find themselves in difficult life situations.

тийного взаимодействия с различными категориями детей, семей и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Ключевые слова: практическая подготовка, социальный педагог, эмпатийная культура, эмпатийное взаимодействие

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Keywords: practical training, social teacher, emphatic culture, emphatic interaction.

REFERENCES

Grishko, I.V. Ispolzovanie innovatsionnoy obrazovatelnoy tehnologii znakovo-kontekstnogo obucheniya kak uslovie formirovaniya empatiynoy kulturyi buduschego sotsialnogo pedagoga // Gumanitarnyie nauki. 2016. # 3 (35). S. 122-129.

Gordeev, Yu.M. Formirovanie empaticheskoy kulturyi studenta v gumanisticheskoy obrazovatelnoy srede [Tekst]: Diss...kand. ped. nauk: 13.00.01 / Yu.M. Gordeev; GOU VPO «Orenburgskiy gos. ped. universitet». -Orenburg, 2006. - 200 s. Kolomiets, T.V. Rozvitok empatiynoyi mizhosobistisnoyi vzaemodiyi v yunatskomu vitsi [Elektronnyiy resurs] / T. V. Kolomiets // Nauka i osvita: nauk.-prakt. zhurnal. - 2016. - # 9. - S. 77-84. Grishko, I.V. Empatiynaya kultura sotsialnogo pedagoga kak determinanta rezultativnosti tehnologii «vedenie sluchaya». [Elektronnyiy resurs]/ I.V.Grishko // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2019. -# 63-1. S. 86-89. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=37603813 (data obrascheniya 12.06.2019)

[1] Гришко, И.В. Использование инновационной [1] образовательной технологии знаково-контекстного обучения как условие формирования эмпатийной культуры будущего социального педагога // Гуманитарные науки. 2016. № 3.С. 122-129.

[2] Гордеев, Ю.М. Формирование эмпатической культуры студента в гуманистической [2] образовательной среде [Текст]: Дисс...канд. пед. наук:13.00.01 / Ю.М. Гордеев; ГОУ ВПО «Оренбургский гос. пед. университет». -Оренбург, 2006. - 200 с.

[3] Коломieць, Т.В. Розвиток емпатшно! мiжособистiсноl взаемодш в юнацькому вщ [Электронный ресурс] / Т. В. Коломieць // [3] Наука i освга: наук.-практ. журнал. - 2016. - № 9. - С. 77-84.

[4] Гришко, И.В. Эмпатийная культура социального педагога как детерминанта результативности технологии «ведение [4] случая». [Электронный ресурс] / И.В.Гришко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. С. 86-89. Режим доступа:

https://elibrary.ru/item.asp?id=37603813 (дата обращения 12.06.2019)

Успех интеграции молодых специалистов в пространство профессиональной деятельности детерминируется ориентацией образовательных организаций высшего образования Российской Федерации на конечный результат: знания и умения выпускников должны быть применены сразу же после получения документа об образовании, без траты дополнительного времени на длительную адаптацию к профессии и усвоение необходимых практических навыков. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с поиском эффективных форм, методов практической подготовки будущих специалистов в период обучения в образовательной организации высшего образования.

Особую значимость приобретает качество подготовки будущих социальных педагогов, которые могут занимать должности не только в образовательных организациях, но и в органах по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждениях срочного социального обслуживания, социально-консультационной помощи и целого ряда других учреждений, осуществляемых деятельность по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, реабилитации и социальному обслуживанию и сопровождению детей, семей и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Следует подчеркнуть, что получателями услуг (клиентами) указанных учреждений являются граждане, положение которых характеризуется снижением уровня жизни, неспособностью преодолеть жизненные проблемы самостоятельно. В связи с этим, создается необходимость посторонней помощи указанной категории граждан со стороны государства, социума, ближайшего окружения, которая и организуется государством в виде предоставления социальных услуг различных видов и в ходе социального сопровождения. В условиях Республики Крым социальное сопровождение семей, детей и лиц указанной категории, осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодёжи, на базе которых возможно приобретение практического опыта, усовершенствование теоретических знаний будущих социальных педагогов. Кроме этого, привлечение обучающихся, к непосредственному оказанию социальных услуг детям, семьям и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволит улучшить качество социальной работы и, тем самым увеличить количество семей, преодолевших жизненные трудности, что в конечном счете будет способствовать позитивизации социального климата. Важно отметить, что для эффективности будущей профессиональной деятельности необходима сформированность личностных качеств, создающих основу гуманных субъект-субъектных отношений. В этом контексте, значимыми для построения профессионального взаимодействия следует указать эмпатию, репрезентуемую в эмпатийной культуре, формирование и развитие которой необходимо предусмотреть в процессе практической подготовки.

Тема настоящей статьи не нова в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, специалистов по социальной работе были рассмотрены в трудах Б.З. Вульфова, Ю.Н. Галагузовой, В.И. Жукова, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, Б.Ю. Шапиро, Т.Д. Шевеленковой, Н.Б.Шмелевой и др. Психологические аспекты трудной жизненной ситуации семьи и семейного неблагополучия рассмотрели М.И. Буянов, А.Я Варга, А. Л. Вен-гер, Н.Ю. Синягина, В.Н. Целуйко и другие учёные. Формы и методы формирования эмпатии и эмпатийной культуры будущих специалистов «человек-человек» в процессе профессиональной подготовки были рассмотрены в работах А. А. Буданцовой, Ю.М. Гордеева, И.В. Кузнецовой, О.Д. Макаровой, О.М. Моисеевой, И.М. Насенковой, А.Н. Насифуллиной, Т.В. Романовой, Ю.В. Саламатиной, Е.И. Шурин.

Несмотря на многоаспектность и содержательность указанных научных работ, требуется дополнительное осмысление проблемы поиска эффективной практической подготовки социальных педагогов к взаимодействию с детьми, семьями и лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, которое строится на основе сочувствия, понимания их внутрилич-ностного состояния, готовности к содействию и сотрудничеству, то есть эмпатийному взаимодействию. Для этого Гуманитарно-педагогической академией (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» и Государственным бюджетным

учреждением Республики Крым «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» (далее ГБУ РК «ЯЦСССДМ») создана базовая кафедра социально-педагогических технологий (далее базовая кафедра), обеспечивающая реализацию всех видов производственной и учебной практики.

Отметим, что основным направлением деятельности ГБУ РК «ЯЦСССДМ» является социальная поддержка различных категорий семей, детей и молодежи (лиц). Поэтому для будущих социальных педагогов организуется непосредственное индивидуальное и групповое взаимодействие с получателями услуг ГБУ РК «ЯЦСССДМ», которое происходит в условиях социального обслуживания и социального сопровождения.

Профессиональная деятельность социального педагога детерминирована принципами коммуникации и взаимодействия, эффективность которых невозможна без эмпатии - ядра коммуникации. Поэтому, активное профессиональное взаимодействие требует от социального педагога отзывчивости, внимательности, тактичности, уважения, терпимости, сочувствия, сопереживания и развитых способностей к проявлению их во взаимодействии, что и составляет основу эмпатийной культуры [1], сущность которой рассматривается как «... совокупность когерентных компонентов, отражающая целостность эмпатийных знаний, умений, способностей и качеств, которые позволяют адекватно понимать, эмоционально откликаться и способствовать, направленных на утверждение проникнутых уважением к личному достоинству отношений» [2, с.11].

Эмпатийная культура - сложное образование, состоящее из двух сфер - внутренней и внешней, каждый структурный элемент которых имеет свою микроструктуру. Структурные и микроструктурные элементы находятся в динамическом взаимодействии, интегративно связаны и образуют такую целостность, составляющую неотъемлемую характеристику отношений и взаимодействия специалиста с клиентом. В качестве главного компонента внешней сферы эмпатийной культуры определяем компонент эмпатийного взаимодействия, состоящего в «. или специальном, личном или общественном, длительном или кратковременном, вербальном или невербальном, прямом или опосредованном личностном контакте двух или более людей, во время которого актуализируется эмпатия хотя бы одного из субъектов взаимодействия» [3, с.78]. Среди микроструктурных элементов эмпатийного взаимодействия рассматриваем эмпатийное поведение, эмпатийную поддержку, формирующиеся и развивающиеся в процессе практической подготовки.

Так, формирование и развитие навыков эмпатийного поведения, сущность которого, рассматриваем как действия, имеющие целью благополучие другого, и основанные на понимании, сопереживании и сочувствии его жизненным обстоятельствам и актуальному внутри-личностному состоянию, происходит в процессе социального сопровождения детей, семей и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. Традиционной технологией такой работы является «ведение случая» (работа с социальными случаями, управление случаем, Casework) - совокупность различных форм, методов, техник и приемов социально-педагогической работы с клиентом (ребенком, семьей, лицом), находящимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, которая ведется мульти-дисциплинарной командой, по повышению личностного потенциала клиента, восстановлению его функциональности, активизации возможностей микро- и макросреды содействовать клиенту в преодолении или компенсации жизненных трудностей [4, с.87]. Навыки эмпатийного

поведения формируются и развиваются на каждом этапе «ведения случая».

На первом этапе происходит выявление детей, семей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, которое имеет различные формы: самостоятельное обращение клиента, сообщение от различных субъектов социально-педагогической работы или других источников, перенаправление. Для подтверждения поступившей информации совершается визит в семью, в котором по желанию и по предварительной договоренности с клиентом могут участвовать практиканты. Условия проживания клиентов часто характеризуются бедностью, неустроенностью, несоответствием санитарно-бытовым нормам, перенаселенностью или аварийным состоянием. У родителей детей, находящихся в социально-опасном положении возможны психоактивные зависимости, склонность к насилию, опыт пребывания в местах лишения свободы и другое. Внутриличностное состояние клиентов часто отличается угнетенностью, чувством стыда, вины, переживанием потерь, агрессией и другими особенностями. Все вышеперечисленное может вызвать у неподготовленного обучающегося подавленность, боль, разочарование, отвращение, страх, нежелание работать по специальности, поэтому актуализируются вопросы формирования навыков профессионального поведения, элементом которого является эмпатийное поведение.

Для этого используются методы: пример, убеждение, внушение, разъяснение, моделирование поведения, тренинг, упражнение. Ответственными от базы практики назначаются специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки, которые демонстрируют глубокую приверженность профессии. В процессе руководства производственной практикой они включаются в референтную группу обучающегося, в которой занимают авторитетное место. Поэтому взаимодействие с ними, ассистирование им, а затем обсуждение процесса взаимодействия с клиентом, интерпретация его поведения, высказанной и невысказанной речи, обстоятельств жизни создают оптимальные условия для непосредственного усвоения навыков эмпатийного поведения.

Моделирование, как метод формирования навыков эмпатийного поведения, реализуется в предварительном рассмотрении возможных реакций, состояний, желаний, жестов, мимики, особенностей речи, то есть поведения специалиста при взаимодействии с клиентом. В ходе анализа происходит обсуждение самых «рискованных» для обучающегося ситуаций, моделируются профессионально-приемлемые реакции на них, планируются возможные выходы из трудных состояний. Важно отметить, что модели эмпатийного поведения, созданные до взаимодействия с клиентом, строятся только на принципах субъект-субъектных отношений: уважения к человеку, признания его свободного права самостоятельно принимать решения, сотрудничества, добровольности, конфиденциальности и т.д. Если речь идет о социально-опасной ситуации, в которой находится ребенок, то, несмотря на высокий риск внутреннего осуждения виновных в этом, а, следовательно, эмоционального выгорания, модель эмпатий-ного поведения не включает реакции отвержения, отвращения, визуализации ситуации, перенесении на клиента собственного жизненного опыта. В этом случае, основные акценты в построении модели эмпатийного поведения делаются на технологической стороне процесса. Для обучающихся, которые продемонстрировали существование возможности таких реакций, с их добровольного согласия, выбираются другие ситуации.

Эмпатийная поддержка - второй микрокомпонент эмпатийного взаимодействия, который наиболее целесообразно вырабатывать в практической социально-педагогической деятельности, непосредственном общении с клиентом. Его сущность состоит в действиях, словах,

мимике, жестах, которые направлены на утверждение клиента в социально-приемлемых стилях жизни, убеждении его в собственной необходимости, поддержании развитии и доминировании положительных качеств, на основе ясного понимания его внутреннего состояния, сочувствия и сопереживания ему.

Формирование и развитие навыков эмпатийной поддержки реализуется на всех этапах ведения случая. Обучающиеся имеют возможность принимать участие не только в процессе выявления, но и в диагностике, планировании, реализации плана (собственно, ведении случая), междисциплинарном взаимодействии. Основными методами формирования и развития навыков эмпатийной поддержки служат: пример, ассистирование, наблюдение, рефлексия, методы волонтерства. Ассистирование происходит в ходе личной консультации специалистов ГБУ РК «ЯЦСССДМ» и клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации. При ассистировании обучающиеся получают возможность непосредственного включения в процесс социально-педагогического обслуживания, как полноправные субъекты процесса: проводят опрос, интервью, психологическую диагностику, заполняют формы утвержденной документации, телефонные переговоры, встречи. Вступая в личный контакт с клиентом, вникая в особенности его трудной жизненной ситуации, обучающиеся учатся быть ответственными за свои слова, жесты, мимику, тон и другие действия, таким образом развивая способность к эмпатийной поддержке. Следует отметить, что у будущих социальных педагогов реакции эмоционально обусловлены. В процессе непосредственного взаимодействия с клиентом происходит систематическое обсуждение со специалистом и самоанализ, которые способствуют коррекции собственных реакций.

В связи с многоаспектностью, системностью трудной жизненной ситуации, технология «ведение случая» предполагает междисциплинарное взаимодействие для достижения результатов социально-педагогической поддержки. В процессе практической подготовки обучающиеся привлекаются к работе мультидисциплинарной команды в качестве наблюдателей, курьеров, секретарей, получая возможность изучения «изнутри» процесса реализации технологии «ведения случая» и отработки умений устанавливать и поддерживать конструктивные профессионально-этические отношения со специалистами различных субъектов социальной работы, тем самым развивая навыки эмпатийного взаимодействия

Посредством указанных методов будущие социальные педагоги получают возможность реального участия в социальной поддержке детей и семей на всех этапах социального сопровождения. Организованная таким образом практическая подготовка - одно из самых эффективных средств формирования профессиональных компетенций, достижения высокого уровня образования и культуры, овладения всеми группами профессионально-педагогических умений, обеспечения конкурентоспособности выпускников отечественных образовательных организаций высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.