УДК 37.025.3
М.В. Савельева
воспитатель, МДОУ № 58 «Красная шапочка», студент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
В. С. Новаковская
ст. преподаватель, кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме практической деятельности педагога-психолога по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников. Данная проблема решается при помощи психолого-педагогической программы «Дружные ребята». Представлена динамика повышения коммуникативных способностей старших дошкольников. Для достоверности полученных результатов по заявленным методикам использовался расчет углового преобразования Фишера (критерий Фишера) и Х2-критерий.
Ключевые слова: коммуникативные способности, развитие, методика, старшие дошкольники.
M.V. Savelieva, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammo-sov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
V.S. Nowakowski, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
PRACTICAL ACTIVITY OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST FOR THE DEVELOPMENT OF
COMMUNICATIVE ABILITIES OLDER PRESCHOOLERS
Abstract. The article is devoted to an actual problem of practical activity of the teacher-psychologist for the development of communicative abilities of pre-school children. This problem is solved with the help of psychological-pedagogical program "happy boys". The dynamics of increase communication skills of pre-school children. For the reliability of the results stated in the methods used calculation of angular conversion Fischer (Fisher) and X2-criterion.
Keywords: communicative skills, development, methodology, senior preschool children.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам детского общения. Если у ребенка сформированы не только мотивационно-потребностная сфера и познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения.
Достижение высокого уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников требует квалифицированной психолого-педагогической поддержки. Поэтому нами была составлена психолого-педагогическая программа диагностики, включающая в себя: методику диагностики форм общения (М.И. Лисина), методику выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» (Е.О. Смирнова), методику изучения личностного поведения ребенка (Т.В. Сенько).
Исследование проводилось на базе МДОУ «Красная шапочка» г. Нерюнгри, экспериментальная группа (20 чел.), контрольная группа (20 чел.).
Полученные результаты в ходе первичной диагностики по методике М.И. Лисиной нами были обработаны и получены следующие результаты. Уровень форм общения: внеситуативно-познавательная форма общения выявлена у 50% детей (10 человек), а внеситуативно-
личностная форма общения отмечена у 20% (4 человека), а уровень ситуативно-деловой формы общения составил 30% (6 человек).
Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками исследована по методике «Картинки» Е.О. Смирновой. Выявлено: агрессивный выход из ситуации присущ 10% детей (2 человека), вербально-оценочное решение показали 20% (4 человека), а принятие конструктивных решений в проблемных ситуациях составило 50% (10 человек).
Результаты констатирующего эксперимента подтверждают наличие психолого-педагогической проблемы, что явилось основанием для составления программы «Дружные ребята» в качестве средства развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Данная программа включает следующие методы и приемы: игровые упражнения, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, приемы релаксации, этюды, театрализации, му-зыкотерапия, прием нетрадиционного-художественного творчества.
Структура программы предусматривает следующие разделы.
1) «Я и моё Я». Содержание этого раздела поможет ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, а также понять, что он, как и все другие, уникален и неповторим; поможет преодолеть эмоциональные проблемы и развить уверенность в себе.
2) «Я и моё окружение». Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты: уметь вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации; выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; контролировать свои эмоциональные реакции; вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; уступать друг другу в конфликтных ситуациях.
Результатом опытно-экспериментальной работы явилось итоговое диагностирование (май 2014 г.) уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
По методике диагностики форм общения (М.И. Лисина) данные итогового исследования показали, что внеситуативно-познавательная форма общения выявлена у 70% детей (14 человек). По сравнению с первичной диагностикой данный показатель увеличился на 20%. Внеситуативно-личностная форма общения отмечено у 25% (5 человек), что свидетельствует о незначительном изменении по сравнению с исходным уровнем 20% (4 человека). Уровень ситуативно-деловой формы общения составляет 5% (1 человек). Сравнительный анализ данного уровня показал снижение данной формы общения на 25%. Достоверность полученные данных по всем методикам была проверена с помощью статистического критерия (Х2-критерий): X = 30,05.
По результатам итоговой диагностики по методике Е.О. Смирновой нами были получены следующие результаты: агрессивный выход из ситуации снизился до 0%, тогда как при первичной диагностике данный параметр составлял 10% (2 человека). Следовательно, отмечается снижение уровня агрессивности у детей по сравнению с первоначальной диагностикой.
Вербально-оценочное решение показали 15% детей (3 человека), а на первичной диагностике данный показатель составлял 40% (8 человек). Уровень принятия конструктивных решений в проблемных ситуациях составил 85% (17 человек), тогда как его первоначальный показатель был равен 50% (10 человек). В результате сравнения данных показателей отмечается повышение уровня принятия конструктивных решений у дошкольников на 35%. Достоверность полученные данных по всем методикам была проверена с помощью статистического критерия (Х2-критерий): Х2 = 50,1.
Для определения различия между показателями экспериментальной и контрольной
110
№ 7 (35) - 2014
групп использовался расчет углового преобразования Фишера (критерий Фишера), где ф*эмп = 2,513. Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости. Н0 отвергается.
Сравнив полученные результаты констатирующего и контрольного этапов, можно констатировать тот факт, что наблюдается положительная динамика развития коммуникативных способностей у детей, что подтверждает эффективность составленной программы.
Таким образом, занятия по психолого-педагогической программе «Дружные ребята» способствовали преодолению у детей застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе. Они содействовали развитию у них навыков коммуникации и совместной деятельности в коллективе, а значит оказывали позитивное воздействие на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.
Список литературы:
1. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. - 87 с.
2. Маврина И.В. Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников // Наука о детстве и современное образование: материалы международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца. - 2005. - № 3. - С. 80-81.