Научная статья на тему 'Психологические особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста'

Психологические особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3398
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОТИВЫ ВЫБОРА / ИГРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рукавишникова Елена Евгеньевна

Целью статьи является изложение результатов экспериментального изучения отношений старших дошкольников со сверстниками и на их основе обоснование необходимости разработки программы по формированию и развитию коммуникативных навыков старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рукавишникова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста»

Психологические особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Рукавишникова Елена Евгеньевна

ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт", г. Ставрополь

Ключевые слова:

Межличностные отношения, мотивы выбора, игра

Аннотация: Целью статьи является изложение результатов экспериментального изучения отношений старших дошкольников со сверстниками и на их основе обоснование необходимости разработки программы по формированию и развитию коммуникативных навыков старших дошкольников.

Введение. Возрастные и индивидуальные особенности общения и взаимоотношений детей дошкольного возраста, механизмы их осуществления и изменения стали предметом изучения специалистов в области педагогической, детской и возрастной психологии. Общение дошкольников было предметом изучения А.А. Люблинской, Е.Л. Агаевой, М.М. Безруких, Е.О.Смирновой, Т.В. Гуськовой и др. Формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечению успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве, является приоритетом в работе со старшими дошкольниками.

Цель исследования. Экспериментальное изучение психологических особенностей межличностных отношений старших дошкольников, обусловленных характером взаимодействия и совместной деятельностью, развитием средств и форм общения, изменением личностных качеств.

Материалы и методы. Наблюдение. Социометрическая методика «Секрет». Методика «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия». Методика «Особенности общения детей в игре» (по М.А. Васильевой).

Результаты

В исследовании принимали участие дети старшей группы детского сада в количестве 20 человек. Социометрические показатели и содержание обоснований выборов выявили то, что отношения детей относительно устойчивы и опосредованы в первую очередь их совместной игровой деятельностью. Однако положение ребенка в социометрической структуре не единственный показатель его статуса в группе, хотя служит важным ориентиром, выявляющим избирательные социометрические предпочтения, существующие между детьми группы, и место каждого ребенка среди сверстников.

Определить качество общения дошкольника на этапе выбора партнера для общения позволили результаты диагностики по методике «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия». Первоначально мы выделили случаи, когда дети или совсем не отвечали на вопрос «С кем бы ты хотел играть, рисовать...И почему?», или давали неопределенные ответы («Потому что»; «Хочу»; «Еще не да-рил»). Реакции подобного типа наблюдались у 4% испытуемых. Ответы детей, которые не мотивировали свои выборы, по всей вероятности, можно объяснить недостаточной осознанностью отношений и особыми вербальными трудностями.

Все мотивы выборов в зависимости от содержания были разделены нами на четыре типа.

При I типе мотивов выборы обосновывались общим положительным эмоциональным отношением к сверстнику, без достаточного осознания этого отношения («Нравится - и все!») или глобальной характеристикой «хороший».

При II типе выборы обосновывались тем или иным положительным качеством сверстника.

В III типе выборы обосновывались интересом к совместной деятельности и в IV типе -дружескими отношениями. В зависимости от характера называемых качеств сверстника и формы некоторых ответов детей мы разделили все мотивы II типа на три вида, в которых выбор обосновывался

1) внешними качествами,

2) качествами, обеспечивающими успешность деятельности,

3) нравственными качествами.

Мотивы первого вида самые малочисленные из всех мотивов II типа. В мотивах этого вида дети чаще всего называли внешнюю привлекательность, веселость, рост, силу сверстника. Обосновывая свой выбор, они говорили: «Она красивая»; «Он веселый - смешит меня»; «Большой»; «Сильный»; «Самая нежная»; «Она маленькая». Мотивы второго вида - здесь дети, в первую очередь, выделяли качества, обеспечивающие успешность игровой деятельности («Придумывают интересные игры»; «Самая хорошая»; «Лучше всех играет в футбол»; «Самый хороший командир, когда ребята играют в войну»; «Хорошо строит крепости»; «Воспитательница хотела назначить ее своим помощником»).

Большое внимание дети уделяют навыкам и умениям, обеспечивающим успешность изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельностей («Хорошо рисует и лепит»; «Лучше всех пляшет и поет»; «Ведущая на утреннике всегда»; «Умеет строить дачу»), а также успехам на занятиях физкультуры («Быстро бегает»; «Ведущий на зарядке»). В группе четко прослеживалась такая тенденция: в связи с тем, что возрастала роль видов НОД, дети значительно чаще выделяли интеллектуальные способности сверстника («Хорошо отвечает на вопросы воспитателя»; «Про все знает»).

И наконец, нравственные мотивы. Они составили самую большую часть мотивов II типа. Нравственные мотивы были чрезвычайно многообразны, они различались по содержанию и по форме. Дети подчеркивали умение сверстника дружно играть, его готовность помочь, доброту, отсутствие агрессивности и т. д. Содержание нравственных мотивов и форма, в которой давались ответы, выявили существенные различия этого вида мотивов у старших дошкольников. Дети чаще называли нравственные качества сверстника, положительно выступающие для всех детей группы. Как правило, эти мотивы давались в обобщенной форме («Хорошо, дружно играет с ребятами»; «Всех принимает в свою игру»; «Дружит со всеми»; «Ничего ни у кого не отбирает»; «Заступается, если кого обижают»; «Что приносит, дает ребятам»; «Хороший совет дает другим детям, когда они поссорятся»; «Помогает всем»; «Не жадный, всем дает игрушки»). Рассмотрим мотивы III типа, обоснованные интересной совместной деятельностью, в которой участвуют оба ребенка («Интересно играем»; «Строим

вместе гаражи и дома»; «Он мне рассказывает страшные сказки»; «Помогаем воспитательнице»; «Я с ним смешусь»). Подавляющее количество мотивов III типа падает на игровую деятельность.

Мотивы III типа содержали ответы, показывающие, что активным началом совместной деятельности выступает не отдельный ребенок - я или он, а коллективный субъект деятельности - мы («Мы вместе играем»; «Мы с ним дежурим вместе»). Возрастная динамика этих ответов, косвенно подтверждающая начало формирования чувства коллективизма на протяжении дошкольного возраста, очень показательна. Этот факт убедительно свидетельствует о довольно высоком уровне развития своеобразного чувства коллективизма у детей в группе.

В IV типе мотивов, обоснованных дружескими отношениями, также ярко проявилась возрастная динамика. Старшие дошкольники более подробно раскрывали в своих ответах содержание своей дружбы со сверстниками, пытались осмыслить свои дружеские отношения («Мы все вместе делаем, играем, дежурим, никогда не ссоримся и друг другу во всем помогаем»; «Она самая хорошая подружка, самая особенная, со всеми дружит, играет, а со мной дружит больше всего»; «Света, самая большая моя подружка, мы знакомы с ней с самой первой группы, гуляем, играем, вместе ходим»; «Мы с ним дружим - он очень добрый и не ест без меня - ждет, когда я приду»). При этом большую ценность для детей представляли нравственные качества сверстника, и в первую очередь умение дружно играть в коллективе ровесников, не драться, не ссориться, уступать игрушки, делиться гостинцами.

По нашему убеждению, это качества, которые формируются у детей под влиянием жизни в детском саду и активно воспитываются педагогом. В нашем исследовании была подтверждена роль общения в создании благоприятного эмоционального климата в игровых объединениях и показано, как положительная эмоциональная окрашенность общения в игре способствует возникновению между детьми избирательных привязанностей.

Сюжетно-ролевая игра обеспечивает наибольшие возможности для приобретения дошкольниками опыта самим устанавливать взаимоотношения. На этой основе развиваются общественные формы поведения. Такой опыт является подлинной социальной практикой ребенка, его реальной жизнью в коллективе. В игре как самостоятельной, творческой деятельности детей, где они имеют возможность объединяться по своему желанию, их отношения представлены наиболее полно и свободно, а общение, включенное в игру, выступает в качестве важнейшего условия актуализации этих отношений.

Нами зафиксирован тот факт, что отношения детей в игре во многом обусловливаются наличием основанного на чувстве симпатии и избирательного предпочтения ребенка к сверстнику. При этом важным условием установления социально принятых отношений между детьми является ориентированность ребенка в игре не только на действия и операции самой игры и динамику игровых событий, но и на сверстника, сферу его потребностей и переживаний. Нашло свое подтверждение и то, что уменьшается доля от общего количества обращений к партнеру по поводу игры, зато увеличивается количество вопросов, действий по руководству партнером, предложений, направленных на организацию и развертывание совместной игры. Эти данные подтверждают возрастную тенденцию о том, что обращения ребенка к сверстнику все больше используются как средство ориентации его в сфере задач

совместной деятельности.

Анализ собственно деловых актов общения, зафиксированных в нашем исследовании, свидетельствует, что в них может выражаться как прямое руководство партнером в игре: отдача поручений, распоряжений, выражение просьб, планирующие указания, так и косвенное - предложения по организации игровой деятельности. В наблюдаемых нами играх дошкольников мы отмечаем следующие характеристики общения: - умения ребенка адресовать свои высказывания сверстнику, - привлекать его внимание к себе при обсуждении игрового замысла, распределении ролей и в ходе игры, - использовать доброжелательные формы общения, - убедительно для партнера аргументировать свои предложения, - создавать положительный эмоциональный настрой. При этом, нами было установлено, что готовность детей выполнить распоряжение, поручение сверстника, ответить на его вопрос, уступить ему была более чем в 3 раза выше в ответ на доброжелательные обращения, чем на резкие агрессивные.

Это подтверждает возрастные особенности старшего дошкольного возраста - усиление интереса к отношениям между людьми, которое в группе проявилось в увеличении доли актов общения, относящихся к сфере нравственных норм отношений в игровой ситуации. У детей в группе отмечалось большее разнообразие в использовании коммуникативных средств в игровом взаимодействии с разными партнерами для поддержания положительных отношений. При этом общение у них не только служило налаживанию делового сотрудничества, но и приобретало, по нашему убеждению, известную самостоятельную ценность, которая выражалась в установлении личностных контактов со сверстником в ходе игры.

Это способствовало созданию определенного эмоционального на-строя участников совместной деятельности. При этом проявление ребенком инициативности в общении зависело от того, принимает или игнорирует ее сверстник. Сопоставляя показатели степени социального воздействия сверстников друг на друга и формы их общения, нами было установлено, что у пар детей с ярко выраженными избирательными контактами преобладают положительные формы общения.

В тех объединениях, где показатели степени социального воздействия либо сильно варьируют у обоих дошкольников, либо низки у каждого из них, хотя бы у одного из партнеров наблюдались в основном отрицательные формы общения, вплоть до конфликта. Этот вывод, по нашему убеждению, имеет существенное значение для педагогической практики, ибо показывает, как важно для согласованности поведения детей учить их положительным формам общения.

В исследовании было обнаружено, что уровень развития у детей навыков и умений, обеспечивающих успешное выполнение совместной деятельности, выступает одним из факторов, обусловливающих проявление инициативности в общении. Наблюдая за детьми в самостоятельной игровой деятельности, мы обратили внимание на значительные различия в показателях отдельных детей, особенно по таким параметрам, как длительность общения в одном игровом объединении и выраженность потребности в общении.

Результаты наблюдения подтвердили, что длительность контактирования в одном игровом объединении во многом определялась умением детей построить игру и действовать в ней

согласованно, а также характером предпочитаемых игр (являются ли они спокойными или подвижными).

Исходя из полученных данных, можно предположить, что на длительность контактирования влияет и прошлый опыт общения дошкольников, степень их авторитетности друг для друга, а также, вероятно, некоторые их типологические особенности.

Заключение и выводы. Актуальность выполненной работы определяется тем, что межличностное общение как тип социальной активности дошкольника является ведущим фактором в развитии личности детей дошкольного возраста. Психологические особенности общения старших дошкольников со сверстниками обусловлены характером взаимодействия со сверстниками, развитием средств и форм общения, изменением личностных качеств.

Анализ эмпирических результатов показал: - соотношение различных типов мотивов, в формулировках которых явно прослеживается переход от глобальных характеристик к дифференцированным, где важное место занимают нравственные качества, и особенно доброта и умение дружно и справедливо играть, от акцентировки функциональных связей - важности успешной совместной деятельности к обоснованию выборов дружескими отношениями; -межличностные отношения дошкольников выступают в структуре игровой деятельности и общения, как игровое общение регулирует деловое сотрудничество в игре и поддерживает общий эмоциональный настрой всех участников этой деятельности.

Следующим шагом в изучении проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте будет разработка программы по формированию и развитию коммуникативных навыков общения старших дошкольников. Предполагаем, что по своему характеру программа будет развивающей, по содержанию - психологической.

Список литературы:

1. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. 2001. Возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Межличностные отношения от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. Москва, Воронеж. С. 67-88.

2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. 2009. Общение со взрослыми и сверстниками // Практикум по дошкольной психологии / под ред. Г.А. Урунтаева. Москва. С. 182-205.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. 2008. Общение дошкольников со сверстниками // Психология общения в детском возрасте / Под ред. Б.С. Волкова. Санкт-Петербург. С. 190-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.