организаций // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 125-131.
8. Трофимова Г С., Степанова М. М. Технология микропреподавания в методической подготовке преподавателя иностранного языка в магистратуре многопрофильного вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 2. С. 168-171.
9. Семенова Е. С. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях реализации нового ФГОС ООО // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 170-176.
10. Умирбекова А. К. Состояние подготовленности учителей и студентов к реализации новых подходов в преподавании и обучении в условиях обновленного общего среднего образования // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2019. Т. 19. № 2. С. 112-116.
References
1. Galushhak K. Ju., Hamzeeva D. R. Psihologicheskie bar'ery v professional'noj dejatel'nosti pedagoga [Psychological barriers in the Professional Activity of a Teacher]. Bulletin of Science and Education, 2021, no. 8-3 (111), pp. 77-80. (In Russian).
2. Kondrashina V. V. Kommunikativnye bar'ery v sovremennoj obrazo-vatel'noj praktike [Barriers of Communication in the Modern Educational Practice]. Psychology. Historical-critical reviews and contemporary studies, 2021, vol. 10, no. 1-1, pp. 113-122. (In Russian).
3. Ibragimova L. A., Sarapulova A. E. Kompetencija professional'no-pedagogicheskogo slushanija kak neobhodimyj komponent professional'noj podgotovki uchitelja inostrannogo jazyka [Professional Pedagogical Listening Competence as an Indispensable Component of Foreign Language Teacher's Professional Training]. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, 2021, no. 4 (56), pp. 98-107. (In Russian).
4. Krasnik Ju. V., Abakumova N. N. Ocenka emocional'nogo intellekta obuchajushchihsja pedagogicheskogo profilja v obrazovatel'noj srede vuza [An Evaluation of Emotional Intelli-
gence of Pedagogical Trainees in the Educational Environment of Universities]. International Scientific Research Journal, 2023, no. 8 (134), pp. 1-5. (In Russian).
5. Checheva N. A. K voprosu o razvitii ritoricheskoj kompetencii pedagoga vysshej shkoly [On the Question about the Development of the Rhetorical Competence of a University Teacher]. World of Science. Pedagogics and Psychology, 2020, vol. 8, no. 6, pp. 1-8. (In Russian).
6. Erohina E. L. Ritoricheskaja kul'tura uchitelja kak universal'naja pedagogicheskaja kompetencija [Teacher's Rhetorical Culture as a Universal Pedagogical Competence]. Kazan Pedagogical Journal, 2021, no. 3 (146), pp. 29-35. (In Russian).
7. Trashheev S. V. Formalizacija i razvitie kommunikativnoj kompe-tentnosti budushhih pedagogov obshheobrazovatel'nyh organi-zacij [Formalization and Development of Communicative Competence Future Teachers of Educational Organizations]. Kazan Pedagogical Journal, 2020, no. 2 (139), pp. 125-131. (In Russian).
8. Trofimova G. S., Stepanova M. M. Tehnologiya mikroprepoda-vanija v metodicheskoj podgotovke prepodavatelja inostrannogo jazyka v magistrature mnogoprofil'nogo vuza [Micro-teaching Technology in Methodological Training of a Foreign Language Teacher in the Master's Program at Multi-disciplinary University]. Bulletin of Kostroma State University named after N. A. Nekra-sov. Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2015, vol. 21, no. 2, pp. 168-171. (In Russian).
9. Semenova E. S. Formirovanie professional'noj kompetentnosti budushhih uchitelej inostrannogo jazyka v uslovijah realizacii novogo FGOS OOO [Formation of Professional Competence of Future Teachers of Foreign Languages in Implementing the New Federal State Educational Standard]. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after. I. Ya. Yakovlev, 2016, no. 2 (90), pp. 170-176. (In Russian).
10. Umirbekova A. K. Sostojanie podgotovlennosti uchitelej i studen-tov k realizacii novyh podhodov v prepodavanii i obuchenii v uslo-viyah obnovlennogo obshchego srednego obrazovaniya [State of Preparedness of Teachers and Students for Implementation of New Approaches in Teaching and Teaching under Updated General Education]. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, 2019, vol. 19, no. 2, pp. 112-116. (In Russian).
УДК/UDC 316.61-057.87 EDN FIWHUV
Девятловский Дмитрий Николаевич
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой экономических и естественнонаучных дисциплин, Лесосибирский филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», г. Лесосибирск
Devyatlovsky Dmitry N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Natural Sciences, Lesosibirsk Branch of the Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev, Lesosibirsk
ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ: ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ PRAXIOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS: CONCEPTUAL FIELD
Аннотация. Данная статья предусматривает решение научной задачи, связанной с выявлением сущности и содержания праксиологической подготовки
студентов. Праксиологическая подготовка направлена на обогащение педагогической практики новыми алгоритмами, приемами, методами и технологиями
обучения, которые ориентируют субъект деятельности на конкретный успешный результат, способствуют развитию у студентов самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления, побуждают их к активной преобразующей деятельности. На основе анализа психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы определены и охарактеризованы сущностное содержание ключевых понятий исследования, специфика, современное состояние проблемы, что позволило изучить и уточнить исследуемый феномен «праксиологическая подготовка студентов», выявить роль и место праксиологической подготовки в профессионально обусловленной деятельности студентов. Для этого, во-первых, выявлены значение и смысл понятий «подготовка» и «профессиональная подготовка» с разных точек зрения и позиций ученых. Во-вторых, проанализированы понятия «праксиология», «праксиологический», а также другие понятия, находящихся с ними в одной семантической плоскости.
Abstract. This article provides for the solution of an educational problem related to the identification of the essence and content of praxiological training of students. Praxiological training is aimed at enriching pedagogical practice with new algorithms, techniques, methods and technologies of teaching that orient the subject of activity to a specific successful result, contribute to the development of students' independence, initiative, creativity, critical thinking, encourage them to active transformative activity. Based on the analysis of psychological, pedagogical and regulatory literature, the essential content of the key concepts of the study, the specifics, the current state of the problem are identified and characterized, which made it possible to study and clarify the phenomenon under study "praxiological training of students", to identify the role and place of praxiological training in the professionally conditioned activities of students. To do this, firstly, the meaning and meaning of the concepts of "training" and "professional training" from different points of view and positions of scientists are revealed. Secondly, the concepts of "praxiology", "praxiological", as well as other concepts that are in the same semantic plane with them are analyzed.
Ключевые слова: праксиология, праксиологическая подготовка, профессиональная подготовка, студент.
Keywords: praxiology, praxiological training, professional training, students.
Введение
В настоящее время является очевидным, что выпускникам вузов для достижения успешности в их будущей профессиональной деятельности недостаточно только профессиональных знаний, умений и трудового опыта
(знать, уметь, владеть). «В этом случае целесообразно говорить о необходимости понимания целей и задач формирования профессионально мобильного, способного адаптироваться к изменениям внешней среды выпускника, наделенного способностью к целенаправленному поиску, принятию решений и самоорганизации, оптимизации деятельности в условиях неустойчивого развития различных ситуаций в профессиональной сфере. Поэтому особенное значение придается праксиологической подготовке, которая позволяет студентам результативно действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях» [1, с. 63]. Праксиологическая подготовка предопределяет успешное «вхождение» выпускника вуза в будущую трудовую деятельность, профессиональное сообщество и способствует формированию готовности к построению карьеры в избранной профессиональной сфере ».
Методология
Для уточнения и конкретизации педагогической сущности понятия «праксиологическая подготовка студентов», остановимся на рассмотрении ключевых понятий исследования.
Подготовка как общее понятие употребляется применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение знания и социального опыта в целях их последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом деятельности. Подготовка употребляется в двух значениях: научение - формирование готовности к выполнению предстоящих задач; готовность -наличие компетентности, знаний и умений, требуемых для выполнения поставленных задач [2]. Термин «подготовка» в справочно-энциклопедических изданиях в целом трактуется как формирование и обогащение установок, знаний и умений, необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана [3; 4].
Для понимания профессиональной подготовки обратимся к психолого-педагогической и специальной литературе. Отметим, что наряду с понятием «профессиональная подготовка» встречаются понятия «профессиональная готовность студента», «профессиональная ориентация», «профессиональное образование», «профессиональное самоопределение», которые содержат общие характеристики, но не рассматриваются в связи с «профессиональной подготовкой».
Понятие «профессиональная подготовка» в психолого-педагогической литературе рассматривается в нескольких значениях, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ понятия «профессиональная подготовка»
Ученые Сущность и содержание понятий
Новиков А. М., Батышев С. Я. совокупность специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности
Вишнякова С. М., Рапацевич Е. С., Климов Е. А. процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности
Зеер Э. Ф., Хасанова И. И. стадия профессионального становления, направленная на формирование учебно-профессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения типовых задач и заданий
Орлов А. А. процесс и результат освоения системы профессиональных знаний, осознания личностного смысла этих знаний, формирование умений, развитие важнейших профессионально-личностных качеств
Кондаков И. М., Сухарев А. В. процесс социализации, направленный на присвоение человеком профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков
Краевский В. В., Бережнова Е. В., Бойко Р. А., Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. целостный процесс формирования личности за счет становления профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений
Анализ понятия «профессиональная подготовка» в современной психолого-педагогической литературе показал, что в его понимании выделяется несколько направлений. Первая группа ученых (Б. М. Бим-Бад, С. М. Вишнякова, И. М. Кондаков, Е. А. Климов, Е. С. Рапа-цевич, А. В. Сухарев и другие) подчеркивает профессиональную направленность данного процесса:
- процесс социализации, направленный на присвоение человеком различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков [5];
- система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ [6].
Вторая группа ученых (Е. В. Бережнова, Р. А. Бойко, Э. Ф. Зеер, А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова, В. В. Кра-евский и другие) трактует данное понятие несколько шире и рассматривает профессиональную подготовку как целостный процесс формирования личности:
- рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний, умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии [7];
- динамичный, непрерывный процесс формирования личности [8; 9].
Обобщая рассмотренные выше положения, можно сделать вывод о том, что при всех различиях во взглядах ученых прослеживается и некоторое сходство: все
авторы говорят об усвоении фундаментальных знаний, умений и способов действия как основных характеристиках профессиональной подготовки студентов. Обратим внимание, что профессиональная подготовка, по мнению многих ученых, предполагает формирование профессиональной готовности к практическому применению полученных знаний и развитию личностных свойств.
По нашему мнению, точка зрения второй группы ученых (Р. А. Бойко, Э. Ф. Зеер, А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова и другие) нам представляется достаточно обоснованной и затрагивает не только аспекты профессионального образования, но и развитие, саморазвитие личности будущего специалиста. Таким образом, мы рассматриваем профессиональную подготовку как целостный процесс, направленный на формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений, приобретение опыта в решении профессиональных задач, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира в условиях стихийных и специально организованных различных видов деятельности.
Таким образом, с учетом вышесказанного «профессиональная подготовка рассматривается как целостный, непрерывный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов, направленный на овладение и формирование общепрофессиональных и специальных знаний, умений, освоения профессионального опыта, совершенствование профессионально важных личностных характеристик, необходимых для профессиональной деятельности» [10, с. 48].
Далее в соответствии задачами данного параграфа остановимся на характеристике понятия «прак-
Таблица 2
Сравнительный анализ понятий «праксиология», «праксиологический (-ая, -ие)»
Ученый Сущность и содержание понятий
Слуцкий Е. Е. Теория успешной, целеустремленной деятельности
Котарбинский Т. Обоснование и выработка норм максимальной целесообразности деятельности
Танаев В. М., Карнаух И. И. Наука об общих принципах организации человеческой деятельности
Вишнякова С. М. Рассмотрение различных действий с точки зрения их эффективности
Булгакова Е. Т., Михайлова А. В. Обучение человека умению рационально жить и действовать в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности
Шлюндт С. А. Рационализация деятельности для достижения практической успешности
Маралова Е. А. Преодоление противоречий между учебной успешностью обучаемых и их успешностью в практической деятельности
Федотова В. С. Система организации деятельности, ориентированная на получение максимального результата при минимизации ресурсных и временных затрат
Балягова Р. З., Зданович О. В., Панасенко А. Н., Цепляева Т. Н., Шкерина Л. В. Готовность к применению приобретенных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности
Майер Г. В., Маковеева В. В. Эффективная организация деятельности индивида
сиология», а также других понятий, находящихся с ним в одной семантической плоскости с целью выделения сходства и различий между профессиональной и праксиологической подготовкой. Это связано с тем, что в научной литературе нами не обнаружено четко выделенных различий между данными явлениями, скорее выделяются сходные признаки. В современной научной литературе, посвященной праксиологическим исследованиям, представлены различные определения интересующих нас понятий (табл. 2).
Как видим «праксиология» трактуется с различных научных точек зрения и в каждой из них имеются отличительные признаки согласно сущности самих научных знаний в той или иной области.
«Современный человек, живущий и действующий в ситуациях социального хаоса, риска, профессиональной неопределенности, а порой в стрессовых и чрезвычайных ситуациях, должен понимать, что многое зависит от него самого, от его способности ориентироваться в этих ситуациях, решать сложные проблемы в кратчайшие сроки. Изучение этого комплекса проблем в рамках праксиологии дает возможность освоить ряд жизненных практик и стратегий действия, осознать свое личное отношение к жизненным ценностям и профессиональным проблемам. Но, самое главное, праксиологические знания могут помочь человеку осознать значимость «практического ума», то есть здравомыслия и практичности. Быть практичным в духе праксиологии - это: владеть приемами самопознания, осознавать способности и возможности, сильные и слабые стороны своей личности; уметь строить и корректировать свои жизненные планы, профессиональную карьеру и стратегии профессионального самоопределения исходя из опыта самопознания; уметь ориенти-
роваться в сложных ситуациях, сопряженных с недостатком информации и риском, принимать решения и действовать с учетом разумного риска, анализировать свои и чужие ошибки; владеть основными приемами профессионального мастерства и стратегиями деятельности в профессиональной сфере [11, с. 41].
Подводя итог выше представленному анализу понятия «праксиология», необходимо отметить, что среди ученых отсутствует единое понимание сущности и содержания анализируемого понятия. Праксиология рассматривается с точки зрения философии, социологии, педагогики, менеджмента и других областей знаний. Синтезируя данное понятие характеризуем праксиологию в нашем исследовании как науку о человеке, изучающую его в единстве организационного, психологического, социального, профессионального аспектов, что предполагает наличие: праксиологических знаний (об успешной, целеустремленной деятельности, о грамматике действия по обоснованию и выработке норм максимальной целесообразности деятельности); праксиологических умений (активно-преобразующий характер деятельности, выражающийся в сознательном выборе средств, приемов и методов работы, которые позволяют рационально действовать в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности (практический ум), решать сложные задачи с максимально возможной результативностью, успешностью и рациональностью, ориентироваться в сложных ситуациях, сопряженных с недостатком информации и риском, строить и корректировать профессиональную карьеру); праксиологических качеств, отражающих понимание значимости профессионального самопознания и самоопределения, осознание профессиональных способностей и возможностей, сильных и слабых сторон своей личности.
Для более точного определения понятий «праксиологический», «праксиологическая» необходимо остановимся на раскрытии таких понятий как «праксиологический подход», «праксиологический принцип».
По мнению С. А. Шлюндт, праксиологический подход обогащает теорию и практику образования универсальными принципами рационализации деятельности для достижения практической успешности. Праксиологический подход в образовании способствует усилению его ориентации на успешность в дальнейшей профессиональной деятельности. Базовые понятия и принципы праксиологии позволяют подойти к осмыслению и преодолению противоречий между учебной успешностью обучаемых и их успешностью в практической деятельности [12].
«Праксиологический подход позволяет и требует рассматривать знание и практику в единстве, причем в единстве, обусловленном содержательным характером деятельности, праксиологическая направленность которой происходит при активном слиянии знаний и непосредственно самой деятельности, вызывая внутреннее духовное формирование, проектно-конструктивный характер теоретического сознания» [10, с. 46].
В исследовании В. С. Федотовой «праксиологический подход рассматривается как методологические основания системы организации деятельности студентов, включающие принципы, условия, средства, нормы, ориентированные на получение максимального результата при минимизации ресурсных и временных затрат. Праксиологический подход ориентирован на организацию их деятельности, выполняемую в пошаговом режиме согласно поставленной цели и наиболее эффективно (по законам экстремизации: получать максимальный результат при минимальных затратах). Он требует признания всевозможных средств, которые помогают достичь цели с минимальными затратами в рамках моральных норм общества [1, с. 55].
Таким образом, подводя итог вышесказанному можно резюмировать, что праксиологический подход как методологическая основа исследований педагогических проблем подготовки студентов обогащает теорию и практику образования универсальными принципами по достижению практической успешности. Поэтому наряду со всеми общеизвестными дидактическими принципами (научности, доступности, наглядности) всегда используется праксиологический принцип, действие которого направлено на то, чтобы необходимые знания из фундаментальных наук служили опорой для осознанного усвоения общепрофессиональных дисциплин, а те, в свою очередь, давали бы возможность будущему специалисту
достаточно глубоко разбираться в специальных дисциплинах и, в конечном итоге, качественно овладевать выбранной специальностью.
Праксиологический принцип по П. И. Самойленко, может иметь двоякое толкование. В узком смысле он определяет необходимость выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов, теоретических зависимостей (закономерностей) из фундаментальных наук, знание которых необходимо для осознанного усвоения последующих дисциплин общепрофессионального и специального циклов, то есть выявление оптимального минимума знаний, умений и навыков из содержания фундаментальных наук для успешного овладения профессиональными компетенциями. В более широком смысле праксиологический принцип определяет взаимосвязь общего и профессионального образования. И в этом качестве он уже выступает как синтетический принцип, включающий в себя такие дидактические принципы, как принцип преемственности, межпредметных связей, системности и другие, которые в своей совокупности, исходя из профессионального стандарта будущего специалиста, определяют качество его подготовки в оптимальные сроки. Как резюмирует П. И. Самойленко, праксиологический принцип -это принцип взаимосвязи общего и профессионального образования, представляющий собой органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности определенных педагогических принципов и методических приемов и направленный на формирование у обучаемых (учащихся, студентов) мобильной системы комплексных знаний и умений, создающих базу для всестороннего развития обучаемых и на этой основе достижения ими практических целей обучения [13]. С данным заключением трудно согласиться, поскольку в нем нет точного разграничения между профессиональной подготовкой и праксиологической. С нашей точки зрения праксиология связана со «знаниями о действиях», которые способствуют достижению успеха в деятельности, в том числе профессиональной.
Анализируя данный тезис П. И. Самойленко можем констатировать, что наряду с дидактическими принципами важное значение имеет праксиологический принцип, отражающий необходимость действий, направленных на результативность ранее полученных знаний, которые служат опорой для осознанного освоения всех видов компетенций на этапе обучения в вузе.
Таким образом, все определения, в которых встречается понятие праксиологический (-ие, -ая) отражают действия, конструирование практических действий по достижению наилучших (желаемых) результатов.
Рис. 1. Двусторонний процесс праксиологической подготовки студентов
Результаты
С учетом проведенного сравнительного анализа ключевых понятий исследования, сопоставляя понятие «профессиональная подготовка» со смысловыми значениями «праксиология», «праксиологический (-ая, -ие)» обнаруживаем, что праксиологическая подготовка рассматривается как «специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование способности и готовности успешно осваивать систему знаний, умений, способов действия, результативно переосмысливать значение практического опыта в решении профессиональных задач, применительно к профессии преобразовывать профессионально-важные качества, что необходимо для успешной профессиональной деятельности» [11, с. 42]. Фактически здесь речь идет о праксиологической подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Из материала, представленного выше, следует, что с педагогической точки зрения праксиологическая подготовка студентов - это двусторонний процесс (рис. 1). С одной стороны, это педагогическая деятельность, способствующая усвоению «знаний о действиях», необходимых для успешной профессиональной деятельности. В педагогическом смысловом поле данная деятельность обеспечивается системой организационно-педагогических мероприятий, определяющих особенности ее реализации в образовательном пространстве вуза за счет конкретизации целей, содержания, условий, форм, методов, приемов и средств, соответствующих ее сущностным характеристикам.
С другой стороны, праксиологическая подготовка студентов связывается с их учебно-профессиональной деятельностью, поскольку студенты - это субъекты данной деятельности, они осваивают «знания о действиях»,
применяя их в практической деятельности с целью ее успешного исполнения. Результатом данной деятельности является праксиологическая подготовленность к профессиональной деятельности за счет сформиро-ванности их праксиологических знаний, умений, качеств личности и опыта праксиологической деятельности.
Заключение
В целом подводя итог выше представленному анализу психолого-педагогической литературы, отметим, что праксиологическая подготовка направлена на обогащение педагогической практики новыми алгоритмами, приемами, методами и технологиями обучения, которые ориентируют субъект деятельности на конкретный успешный результат, способствуют развитию у студентов самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления, побуждают их к активной преобразующей деятельности. Кроме того, праксиологическая подготовка ориентирует: на качественное и продуктивное выполнение будущей профессиональной деятельности за счет овладения приемами ее рационализации; на осуществление самостоятельного выбора наиболее эффективных способов профессиональной деятельности в соответствии с поставленными целями.
Праксиологическая подготовка отражает подготовленность (готовность и способность) студентов рационально действовать в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности профессиональной деятельности, решать сложные профессиональные задачи и проблемы с максимально возможной результативностью, успешностью и рациональностью, ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, сопряженных с недостатком информа-
ции и риском, принимать решения и действовать с учетом разумного риска.
Литература
1. Девятловский Д. Н. Становление и развитие праксиологической культуры обучающегося технического вуза : дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2021. 350 с.
2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 2012. 538 с.
4. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 536 с.
6. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М. : Наука, 1975. 719 с.
7. Краевский В. В, Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. 400 с.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. М. : Академический проект, 2003. 336 с.
9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2001. 176 с.
10. Девятловский Д. Н. Дефиниция понятия «праксиологическая подготовка обучающихся» // Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2015. № 1. С. 45-49.
11.Девятловский Д. Н. Праксиологическая подготовленность обучающихся к профессиональной деятельности как компонент soft skills // Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2018. № 8. С. 40-44.
12. Шлюндт С. А. Компетентностный подход в экологическом образовании // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 145-149.
13. Самойленко П. И. Праксиологический принцип: его сущность и назначение // Специалист. 1997. № 7. С. 35-37.
References
1. Devyatlovsky D. N. Formation and development of praxeologi-cal culture of a technical university student: Dr. habil. thesis. Kemerovo, 2021, 350 p.
2. Kuznetsov S. A. Large explanatory dictionary of the Russian language. St. Petersburg: Norint, 2000, 1536 p.
3. Vishnyakova S. M. Professional education: Dictionary. Key concepts, terms, current vocabulary. M.: NMC SPO, 2012, 538 p.
4. Voronin A. S. Dictionary of terms in general and social pedagogy. Ekaterinburg: State Educational Institution of Higher Professional Education USTU-UPI, 2006, 135 p.
5. Bim-Bad B. M. Pedagogical encyclopedic dictionary. M.: Great Russian Encyclopedia, 2002, 536 p.
6. Kondakov N. I. Logical dictionary-reference book. M.: Nauka, 1975, 719 p.
7. Kraevsky V. V., Berezhnova E. V. Methodology of pedagogy: a new stage. M., 2006, 400 p.
8. Zeer E. F. Psychology of professions: a textbook for university students. M.: Academic project, 2003, 336 p.
9. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogical dictionary. M.: Academy, 2001, 176 p.
10. Devyatlovsky D. N. Definition of the concept of "praxeologi-cal preparation of students" // Alma Mater (Bulletin of Higher School), 2015, no. 1, pp. 45-49.
11. Devyatlovsky D. N. Praxeological preparedness of students for professional activities as a component of soft skills // Alma Mater (Higher School Bulletin), 2018, no. 8, pp. 40-44.
12. Shlyundt S. A. Competence-based approach to environmental education // Pedagogical education in Russia, 2012, no. 4, pp. 145-149.
13. Samoilenko P. I. Praxeological principle: its essence and purpose // Specialist, 1997, no. 7, pp. 35-37.
УДК/UDC 378 EDN TLBSQO
Стрельников Павел Алексеевич
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Strelnikov Pavel A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Docent at the Department of Foreign Languages, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА ВУЗА
INTEGRATED COMPETENCIES AS A BASE OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A GRADUATE
Аннотация. В статье обосновывается сущность понятия «интеграция» применительно к образовательной сфере. Автором сформулирована проблема в подхо-
дах интерпретации данного определения, которое либо не недостаточно полно охватывают весь спектр значений данного явления, либо концентрируются только