Exam results in all subjects]. URL: https://materinstvo.ru/art/ rezultaty-ege (accessed 21.04.2023). (In Russian).
10. Gmurman V. E. Teorija verojatnostej i matematicheskaja statis-tika: uchebnoe posobie dlja bakalavrov [Probability theory and mathematical statistics: textbook for bachelors]. Moscow, 2013. 479 p. (In Russian).
11. Jekonometrika [Econometrics]. Ed. I. I. Eliseeva. Moscow, 2002. 344 p. (In Russian).
12. RBK Life: Ot P5 tys. v nedelju. Rashody na repetitorov dlja shkol'nikov vyrosli vdvoe [RBC Life: From P5 thousand per week. Spending on tutors for schoolchildren has doubled]. URL: https:// www.rbc.ru/life/news/640028879a79472bd28ecb90 (accessed 21.04.2023). (In Russian).
13. Skillbox. Obrazovanie 4.0. [Skillbox. Education 4.0.]. URL: https:// skillbox.ru/media/education/49-rossiyan- polzuyutsya-uslugami-repetitorov/ (accessed 21.04.2023). (In Russian).
14. RBK Life: Onlajn-servis nazval samye vostrebovannye predmety u shkol'nyh repetitorov [RBC Life: Online service named the most popular subjects among school tutors]. URL: https://www.rbc.ru/ life/news/63dce6679a794740a56c9a3f (accessed 21.04.2023). (In Russian).
15. Chesnokova L. V., Barsukova O. S. Repetitorstvo kak social'no-obrazovatel'nyj fenomen [Tutoring as a social and educational phenomenon]. Innovacionnoe obrazovanie i jekono-mika, 2021, no. 25, pp. 16-21. (accessed 21.04.2023). (In Russian).
УДК /UDC 316.61-057.87
DOI 10/54509/22203036_2024_1_40
EDN OLSNKB
Девятловский Дмитрий Николаевич
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экономических и естественнонаучных дисциплин, Лесосибирский филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», г. Лесосибирск
Смирная Анастасия Андреевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», г. Красноярск
Devjatlovskij Dmitrij N.
Doctor of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic and Natural Sciences, Lesosibirsk Branch of M. F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Lesosibirsk
Smirnaja Anastasija A.
Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, M. F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PRAXIOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY
Аннотация. Статья предусматривает решение научной задачи, направленной на выявление и характеристику методологических подходов организации праксиологической подготовки студентов в вузе, что позволит организовать данный процесс более эффективно и рационально. Для решения данной задачи в статье на основе анализа научной литературы применительно к объекту проводимого исследования проанализированы компетентностный, аксиологический и синерге-тический подходы. В рамках праксиологической подготовки студентов в вузе компетентностный подход обуславливает ее познавательно-деятельностные
аспекты, аксиологический подход определяет ценностные аспекты, синергетический подход - организационные аспекты.
Abstract. The article provides for the solution of a scientific task aimed at identifying and characterizing methodological approaches to the organization of praxiological training of students at the university, which will allow organizing this process more efficiently and rationally. To solve this problem, the article analyzes competence-based, axiological and syn-ergetic approaches based on the analysis of scientific literature in relation to the object of the study. Within the framework of praxiological training of students at the university, the
competence approach determines its cognitive and activity aspects, the axiological approach determines value aspects, the synergetic approach determines organizational aspects.
Ключевые слова: праксиологическая подготовка, методологические подходы, студент, ключевые компетенции, аксиология, синергетика.
Keywords: praxiological training, methodological approaches, student, key competencies, axiology, synergetics.
Введение
В рамках исследования компетентностный, синерге-тический и аксиологический подходы являются метатеориями, предметом изучения которых выступает праксиологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. Указанные подходы являются теоретическими и практическими ориентирами, позволяющими целенаправленно организовать праксиологическую подготовку студентов в контексте их профессиональной подготовки в вузе, что представлено на рисунке 1. «Праксиологическая подготовка предопределяет успешное «вхождение» выпускника вуза в будущую трудовую деятельность, профессиональное сообщество и способствует формированию готовности к построению карьеры в избранной профессиональной сфере» [1, с. 2].
Методология
Праксиологическая подготовка студентов - это неотъемлемый, органично внедренный компонент их
профессиональной подготовки в вузе. В этой связи, в соответствии с целью нашего исследования, одной из задач является уточнение и конкретизация педагогической сущности понятия «праксиологическая подготовка студентов» в контексте компетентностного подхода, поскольку на реализацию данного подхода в настоящее время ориентированы государственные образовательные стандарты высшего образования по различным направлениям подготовки бакалавров и магистров. В указанных образовательных стандартах уделяется особое значение профессиональной подготовке, направленной на успешное решение различного рода профессиональных задач в неопределенных, нестандартных и проблемных ситуациях. Указанная подготовка основывается на овладении будущими выпускниками компетенциями, устанавливаемыми федеральными образовательными стандартами, что проявляется в общепрофессиональных и специальных знаниях, умениях, опыте, развитии личностных характеристик, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности [1].
Повышение качества профессионального образования всегда остается одной из актуальных задач в области высшего образования, определяющей конкурентоспособность выпускника.
Как отмечают ученые, компетентностный подход в сфере образования выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях [3; 4].
Рис. 1. Модель праксиологической подготовки студентов в контексте компетентностного, синергетического и аксиологического подходов
По нашему мнению, реализация компетентностного подхода в образовании не отрицает академического подхода, а способствует его углублению, расширению и дополнению. Компетентностный подход в большей степени отвечает рыночным условиям, поскольку он направлен на формирование как профессиональных знаний, умений, навыков, так и развитие у студентов ключевых компетенций, которые ведут к успеху в будущей профессиональной деятельности и позволяют эффективно, рационально действовать в неопределенных и проблемных ситуациях.
Компетентностный подход направлен на формирование у студентов способности и готовности успешно действовать в различных профессиональных ситуациях. Его реализация в вузе содействует подготовке конкурентоспособного и квалифицированного будущего выпускника, готового к успешной работе, постоянному профессиональному росту и мобильности.
Непосредственным результатом профессиональной подготовки студентов в вузе с позиций компетентностного подхода является формирование у них ключевых компетенций. В своих исследованиях ученые обращают внимание на три функции, которые выполняют ключевые компетенции: помогают студентам учиться; быть гибкими, соответствовать требованиям работодателей; быть успешными в своей области профессиональной деятельности [5; 6].
Как показал анализ классификаций ключевых компетенций, компетентностный подход в образовании предполагает освоение и формирование у обучающихся различного рода знаний, умений, опыта, позволяющих им в будущем действовать результативно в ситуациях, сопряженных с недостатком информации, риска и неопределенности. Особое значение придается той профессиональной подготовке, которая направлена на формирование знаний, умений, опыта деятельности, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Фактически говорится о праксиологической подготовке студентов при реализации компетентностного подхода в вузе.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что преобладающее большинство исследователей указывают на необходимость доводить знания и умения до устойчивых способов действий (компетенций). Необходимо отметить многокомпонентность понятия «компетенция». Причем ни один из ее компонентов (знания, умения, опыт, установки) не является компетенцией по отношению к будущей профессиональной деятельности студента, а только одним из ее элементов. В то же время, когда речь идет о компетенции, то ставим вопрос о том, какие необходимы
знания, умения и навыки, чтобы достичь успеха в деятельности.
Таким образом, неотъемлемыми компонентами ключевых компетенций студентов выступают праксиологические знания, умения и опыт праксиологической деятельности, которые содействуют «ориентировке» в профессии, готовности к постоянной преобразовательной деятельности и построению карьеры [1].
Далее возникает важный вопрос о том, какое отношение имеют к данному подходу праксиологические знания, умения и опыт праксиологической деятельности как компоненты ключевых компетенций студентов, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности. Ответ на данный вопрос вполне очевиден -это комплекс знаний, умений и опыта деятельности, входящий в компетенцию студента, который способствует «ориентировке» в профессии, готовности к преобразовательной деятельности, построению карьеры и, как результат, - достижению профессионального успеха [2]. Таким образом, праксиологическая подготовка выступает неотъемлемым, органично интегрированным компонентом их профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода.
Далее остановимся на рассмотрении следующего методологического подхода - аксиологического.
Проблема повышения качества профессионального образования студентов является одной из актуальных задач в области высшего образования, которая может быть решена за счет активного использования в образовательном процессе аксиологического подхода.
Содержание современного высшего образования ориентировано на профессионально-личностное развитие студентов за счет обновления методологических подходов к подготовке выпускников. Ценности, декларируемые системой образования, связаны со стремлением личности к саморазвитию и самосовершенствованию [7]. В этой связи актуализируется значимость аксиологического подхода в процессе праксиологической подготовки студентов вуза в контексте их профессиональной подготовки.
Анализ психолого-педагогических исследований [8; 9] по интересующему нас вопросу показал, что аксиологический подход в обучении - это подход, акцентирующий внимание на формировании и развитии ценностного компонента профессионального образования с позиции формирования у обучающихся системы ценностей профессии, ценностного отношения к осуществлению профессиональной подготовки, к формированию компонентов их компетенций. Важнейшей целью этого подхода является формирование общечеловеческих и профессиональных ценностей, которые опре-
деляют отношение обучающихся к будущей профессиональной деятельности, к самому себе как личности и профессионалу. Реализация данного подхода в вузе позволяет осуществить принципиально новую направленность высшего образования на результативность в профессиональном развитии обучающихся, на раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала.
Для формирования ценностных ориентаций студентов наиболее целесообразным является построение системы праксиологической подготовки с позиции аксиологического подхода, который в качестве приоритетной образовательной цели ставит формирование ценностно-смысловой сферы личности студентов.
Таким образом, обобщая результаты анализа научной литературы, отметим, что аксиологический подход определяет ценностные аспекты праксиологической подготовки и способы ее организации с позиции формирования у студентов ценностного отношения к овладению праксиологическими знаниями, умениями, освоению опыта праксиологической деятельности, которые необходимы для «ориентировки» в профессии, готовности к преобразующей деятельности, построения карьеры и, как результат, достижения профессионального успеха.
Далее остановимся на рассмотрении следующего методологического подхода - синергетического.
В условиях современного динамически развивающегося мира и системной глобализации мирового сообщества образование должно быть ориентировано на формирование личности, обладающей положительной мотивацией саморазвития, самообразования, способной к разностороннему, целостному видению, анализу сложных проблем жизни общества и природы, готовой к решению различных проблем. Сегодняшние реалии убеждают, что существующая система образования нуждается в качественно новом подходе, определяющем дальнейшую стратегию его развития [10]. В этом контексте праксиологическая подготовка студентов в нашем ее понимании имеет важное значение для решения данной задачи.
Основу модели модернизационного образования может составить теория самоорганизации в качестве концепции, выполняющей прогностическую и стратегическую функции образования, и методологии, определяющей основные принципы обновления его содержания и структуры [11-13].
По мнению Б. А. Мукушева, синергетическая концепция образования может служить предпосылкой для реализации переструктурирования существующего образования на качественно новом уровне. Это предполагает реализацию синергетического подхода
в учебно-воспитательном процессе, отражение идей самоорганизации в существующих образовательных программах. Синергетическое образование не следует выделять как самостоятельную часть непрерывного образования, его можно реализовывать, актуализируя учебные материалы синергетическим содержанием и интегрируя естественнонаучные и гуманитарные предметы. Данное образование является органической частью современного образования [14].
Таким образом, все вышесказанное существенно повышает значимость синергетического подхода в процессе праксиологической подготовки студентов в вузе.
С нашей точки зрения, синергетика дает знания о том, как эффективно управлять сложными системами, к которым относится и система образования, что, на наш взгляд, приведет к существенным качественным изменениям в образовательном процессе. Синергетику в данном аспекте можно рассматривать как методологическую основу управленческой деятельности в современном образовании.
Особенности реализации синергетического подхода позволили убедиться в необходимости использования данной методологической ориентации в построении моделей в сфере высшего образования. При этом рассматриваем объект, то есть праксиологическую подготовку студентов, в качестве самоорганизующегося и саморазвивающегося социального явления.
Отметим, что реализация синергетического подхода в процессе праксиологической подготовки проявляется в обновлении содержания, методов и форм подготовки с учетом таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность и нелинейность мышления, управление и самоуправление и другие. По нашему мнению, синергетический подход способствует пробуждению собственных сил и способностей студентов в процессе праксиологической подготовки, инициирование их на один из собственных путей развития.
Результаты
Проведенный сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, компетентностный подход позволяет рассматривать праксиологическую подготовку студентов как неотъемлемый, органично интегрированный компонент профессиональной подготовки, направленный на формирование ключевых компетенций, определяющих успешность их деятельности в профессиональной сфере. В рамках праксиологической подготовки компетентностный подход определяет ее
познавательно-деятельностные аспекты, а праксиологические знания, умения и опыт праксиологической деятельности являются компонентами ключевых компетенций студентов.
Во-вторых, реализация аксиологического подхода в праксиологической подготовке студентов позволяет признать ценность данной подготовки в вузе для успешной профессиональной деятельности, определяет ценностные аспекты праксиологической подготовки и способы ее организации с позиции формирования у студентов ценностного отношения к овладению праксиологическими знаниями, умениями, освоению опыта праксиологической деятельности, которые необходимы для «ориентировки» в профессии, готовности к преобразовательной деятельности, построения карьеры. Реализация аксиологического подхода направлена на качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности, к будущей профессиональной деятельности.
В-третьих, праксиологическая подготовка студентов как компонент профессиональной подготовки -это синергетическая система, основанная на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических систем; синтез многофакторных взаимодействий во встречных процессах образования и самообразования, обучения и самообучения, развития и саморазвития, подготовки и самоподготовки к успешной профессиональной деятельности. Синергетический подход определяет организационные аспекты праксиологической подготовки с позиции формирования способного адаптироваться к изменениям внешней среды выпускника, наделенного способностью к нелинейности мышления, креативности, саморазвитию, самоорганизации, самоподготовке, самоуправлению, оптимизации деятельности в условиях неустойчивого развития различных событий в профессиональной сфере.
Заключение
В целом обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы позволили выявить и охарактеризовать методологические подходы организации праксиологической подготовки студентов для более эффективной и рациональной организации данного процесса в вузе.
Литература
1. Девятловский Д. Н. Праксиологическая подготовка обучающихся к профессиональной деятельности: педагогические закономерности и принципы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=24698 (дата обращения: 13.10.2023).
2. Девятловский Д. Н. Становление и развитие праксиологической культуры обучающегося технического вуза : дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2021. 350 с.
3. Гафурова Н. В. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании : монография / отв. ред. С. И. Оси-пова. Красноярск, 2017. 461 с.
4. Осипова С. И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. 2016. № 6. С. 53-59.
5. Подготовка студентов к овладению профессиональными компетенциями по обучению, воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников : монография / под ред. Г С. Вяликовой. Коломна, 2015. 205 с.
6. Шлюндт С. А. Компетентностный подход в экологическом образовании // Педагогическое образование в России. 2016. № 4. С. 145-149.
7. Калюжная Т. Г. Аксиологический подход в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя // Вестник Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина. 2014. № 1 (42). С. 66-71.
8. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003. 192 с.
9. Старчакова И. В. Аксиологический подход в профессиональной подготовке учителей // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2. С. 224-228.
10. Буданов В. Г. Синергетические стратегии в образовании. Философские проблемы образования. М., 1996. 174 с.
11. Гребенюк Е. Н. Синергетический подход в гуманитарном исследовании : монография. Астрахань, 2011. 100 с.
12. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26-31.
13. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы : дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2015. 140 с.
14. Мукашев Б. А. Интегрированный урок по синергетике // Естествознание в школе. 2014. № 6. С. 34-39.
References
1. Devjatlovskij D. N. Praksiologicheskaja podgotovka obuchajush-hihsja k professional'noj dejatel'nosti: pedagogicheskie zakono-mernosti i principy [Praxeological preparation of students for professional activities: pedagogical patterns and principles]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2016, no. 3, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24698 (accessed 13.10.2023). (In Russian).
2. Devjatlovskij D. N. Stanovlenie i razvitie praksiologicheskoj kul'tury obuchajushhegosja tehnicheskogo vuza. Dis. . d-ra. ped. nauk. [Formation and development of praxeological culture of a technical university student. Thesis of Dr. ped. habil.]. Kemerovo, 2021. 350 p. (In Russian).
3. Gafurova N. V. Produktivnye praktiki kompetentnostnogo pod-hoda v obrazovanii [Productive practices of the competency-based approach in education]. Ed. S. I. Osipova. Krasnoyarsk, 2017. 461 p. (In Russian).
4. Osipova S. I. Kompetentnostnyj podhod v realizacii inzhener-nogo obrazovanija [Competence-based approach to the implementation of engineering education]. Pedagogika, 2016, no. 6, pp. 53-59. (In Russian).
5. Podgotovka studentov k ovladeniju professional'nymi kompeten-cijami po obucheniju, vospitaniju i razvitiju doshkol'nikov i mlad-shih shkol'nikov [Preparing students to master professional competencies in the training, education and development of preschoolers and primary schoolchildren: monograph] Ed. G. S. Vja-likova. Kolomna, 2015. 205 p. (In Russian).
6. Shljundt S. A. Kompetentnostnyj podhod v jekologicheskom obrazovanii [Competence-based approach to environmental
education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2016, no. 4, pp. 145-149. (In Russian).
7. Kaljuzhnaja T. G. Aksiologicheskij podhod v sisteme professional'no-pedagogicheskoj podgotovki budushhego uchitelja [Axiological approach in the system of professional pedagogical training of a future teacher]. Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I. P. Shamjakina, 2014, no. 1 (42), pp. 66-71. (In Russian).
8. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Vvedenie v pedagogicheskuju aksiologiju [Introduction to pedagogical axiology]. Moscow, 2003. 192 p. (In Russian).
9. Starchakova I. V. Aksiologicheskij podhod v professional'noj podgotovke uchitelej [Axiological approach to professional training of teachers]. Vektor nauki TGU, 2014, no. 2, pp. 224-228. (In Russian).
10. Budanov V. G. Sinergeticheskie strategii v obrazovanii. Filosof-skie problemy obrazovanija [Synergetic strategies in education.
Philosophical problems of education]. Moscow, 1996. 174 p. (In Russian).
11. Grebenjuk E. N. Sinergeticheskij podhod v gumanitarnom issle-dovanii [Synergetic approach to humanitarian research: monograph]. Astrakhan, 2011. 100 p. (In Russian).
12. Ignatova V. A. Pedagogicheskie aspekty sinergetiki [Pedagogical aspects of synergetics]. Pedagogika, 2001, no. 8, pp. 26-31. (In Russian).
13. Fedorova M. A. Pedagogicheskaja sinergetika kak osnova modelirovanija i realizacii dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly. Dis. ... kand. ped. nauk. [Pedagogical synergetics as the basis for modeling and implementing the activities of a higher school teacher. Thesis of Ph. D. habil]. Stavropol, 2015. 140 p. (In Russian).
14. Mukashev B. A. Integrirovannyj urok po sinergetike [Integrated lesson on synergetics]. Estestvoznanie v shkole, 2014, no. 6, pp. 34-39. (In Russian).