СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 316.61-057.87 EDN NYNXFJ
Девятловский Дмитрий Николаевич
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой экономических и естественнонаучных дисциплин, Лесосибирский филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», г. Лесосибирск
Панина Татьяна Семеновна
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Института дополнительного профессионального образования, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Devyatlovsky Dmitry N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Docent,
Head of the Department of Economic and Natural Sciences,
Lesosibirsk Branch of the Siberian State University of Science
and Technology named after Academician M. F. Reshetnev,
Lesosibirsk
Panina Tatiana S.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Head of the Institute of Additional Professional Education
of the Kuzbass State Technical University
named after T. F. Gorbachev, Kemerovo
ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»
DEFINITION OF THE CONCEPT OF «PRAXIOLOGICAL CULTURE OF A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT»
Введение. В данной статье представлено решение образовательной задачи, связанной с выявлением сущности и содержания праксиологической культуры обучающегося технического вуза, характеристики ее элементов. Праксиологическая культура связана с формированием у студента технического вуза социальных отношений к профессиональной деятельности, что выражается в отношении к труду и его резуль-
татам, к себе как профессионалу, членам трудового коллектива.
Методология. На основе анализа психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы определены и охарактеризованы сущностное содержание ключевых понятий исследования, специфика, современное состояние проблемы, что позволило изучить и уточнить исследуемый феномен «праксиоло-
гическая культура обучающегося технического вуза». Для этого, во-первых, выявлены значение и смысл понятий «культура» и «профессиональная культура» с разных позиций ученых. Во-вторых, проанализированы понятия «праксиология», «праксиологический», а также другие понятия, находящиеся с ними в одной семантической плоскости.
Результат. Определены сущность и содержание понятия «праксиологическая культура обучающегося», выявлены роль и место праксиологической культуры в профессионально обусловленной деятельности обучающегося, проанализированы ее основные элементы и сформулировано расширенное понятие «праксиологическая культура обучающегося технического вуза».
Заключение. На основе анализа научной литературы определены и раскрыты основные понятия исследования: «праксиологическая культура», «праксиологическая культура обучающегося технического вуза»; выявлены ее базовые элементы.
Introduction. This article presents an analytical study, the purpose of which is to solve an educational problem related to the identification of the essence and content of the praxiological culture of a technical university student, the characteristics of its elements. Praxiological culture is connected with developing social awareness to professional activity for students of technical universities, which is expressed in their attitude to work and its results, as well as to themselves as professionals and members of the labor collective.
Methodology. Based on the analysis of psychological, pedagogical and judicial literature, the essential content of key concepts relating to the study, the specifics, and the current state of the problem are identified and characterized. Due to the above analysis, it became possible to study and clarify the researched phenomenon "praxiological culture of a technical university student".
Firstly, the meaning and sense of the concepts of "culture" and "professional culture" from different scientific viewpoints are revealed. Secondly, the concepts of "praxio-logy", "praxiological", as well as other concepts that are in the same semantic plane with them are analyzed.
Results. The essence and content of the concept "pra-xiological culture of the student" is determined, the role and place of praxiological culture in student professional activity is revealed, its main elements are analyzed, and the extensive concept "praxiological culture of a student of a technical university" is formulated.
Conclusion. Based on the analysis of scientific literature on the researched problem, the basic concepts of the study
were defined and disclosed: "praxiological culture", "praxio-logical culture of a technical university student"; its basic elements were identified.
Ключевые слова: праксиология, праксиологическая культура, профессиональная подготовка, обучающийся, технический вуз.
Keywords: praxeology, praxiological culture, vocational training, student, technical university.
Введение
В настоящее время среди работодателей востребованными становятся не только hard skills, определяющие профессиональные компетенции, но и над-профессиональные компетенции (soft skills) выпускника технического вуза, которые необходимо освоить еще в университете - умение работать в команде, правильно ставить профессиональные цели и добиваться их, умение работать в мультидисциплинарной среде, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, организовать коллективную деятельность, управлять и подчиняться, заниматься самообразованием и др.
Современный выпускник технического вуза, живущий и действующий в ситуациях социального хаоса, риска, профессиональной неопределенности, а порой в стрессовых и чрезвычайных ситуациях, должен понимать, что многое зависит от него самого, от его способности ориентироваться в этих ситуациях, решать сложные проблемы в кратчайшие сроки. Этот комплекс проблем рассматривается в рамках праксиологии, что дает возможность обучающимся технического вуза освоить ряд социокультурных практик и стратегий действия, осознать свое личное отношение к жизненным ценностям, профессиональному выбору, технологическим вызовам, преобразующей деятельности в современном мире. Но самое главное, праксиология может помочь человеку осознать значимость «практического ума», то есть здравомыслия и практичности [1]. Это указывает на то, что современный инженер для успешной профессиональной деятельности должен обладать праксиологической культурой.
Цель исследования - решение научной задачи, связанной с выявлением педагогической сущности и содержания праксиологической культуры обучающегося технического вуза.
Методология
Остановимся на общих характеристиках понятий «культура» и «профессиональная культура». Изучение и анализ научной литературы показал, что в научном
сообществе отсутствует единое понимание сущности понятия «культура». Данное понятие рассматривается с точки зрения философии, культурологии, психологии, педагогики и других областей знаний. Существует множество подходов к описанию культуры, в результате чего в настоящее время насчитывается около 800 ее определений. Анализ понятия «культура» с разных точек зрения и позиций ученых показал, что в системе определений культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством; способ и результат человеческой деятельности; свойство личности, мера развития человека; специфически человеческий способ существования и другое. Многообразие определений культуры не может охватить в целом ее сущность и дать полного представления о феномене культуры в богатстве и разнообразии всех ее сторон и проявлений. Опираясь на определение культуры Е. В. Боголюбовой, А. А. Деркача, М. Т. Иовчука, Н. С. Злобина и приведенные ими ее характеристики, в основу исследования нами вводится следующее понимание культуры: «некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств» [1, с. 92].
Одним из важнейших социокультурных факторов становления человека является его профессиональная культура. Выступая в роли творца профессиональной культуры, человек инициирует свою профессиональную деятельность, свое поведение в ней, реализует свой духовно-творческий потенциал для достижения заранее запланированных результатов, тем самым подталкивая развитие профессиональной культуры и себя в ней.
Как утверждает А. И. Кравченко, «профессиональной культурой должен обладать каждый будущий специалист. Она включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда» [2, с. 12]. По мнению ученого, в современных условиях наиболее востребованы такие качества специалиста, как высокий уровень профессиональной компетентности, широкий профессиональный кругозор, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности, умение творчески и продуктивно использовать знания и умения.
В структуре профессиональной культуры специалиста И. М. Модель в качестве одной из составляющей выделяет праксиологическую, которая характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной деятельности со средствами, орудиями и предметом
труда. Как указывает исследователь, праксиологическая культура представлена профессионально значимыми теоретическими и прикладными знаниями, умениями, а также профессиональным мышлением [3].
С целью выделения существенных признаков праксиологической культуры обучающегося остановимся на характеристике понятия «праксиология», а также других понятий, находящихся с ним в одной семантической плоскости. Это связано с тем, что понятие «праксиологическая культура» нами не обнаружено, хотя оно употребляется в научной литературе.
При оценке развития праксиологии следует отметить, что в настоящее время еще полностью не решена проблема точной и удовлетворяющей формулировки праксиологии с учетом новых теоретических представлений. Термин «праксиология» восходит к греческому praxis (действие, практика) и латинскому praxeus (действие, деяние). Эти термины породили двоякое написание данного слова: праксиология; праксеология. Нами используется понятие «праксиология». В буквальном переводе праксиология - это «знание о действиях», познание практики в ее философском понимании, т. е. получение самых общих сведений о том, что человеком делается. Изучение практической реализации и последствий действия чрезвычайно важно как для преобразования практики, так и для профессионального развития тех, кто этим занимается [4]. Обратим внимание на существенный признак, зафиксированный в понятии праксиология -«знание о действиях».
Термин «праксиология» в справочно-энциклопе-дических изданиях трактуется в нескольких значениях: область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности [5]; философская концепция деятельности, имеющая в настоящее время статус программно-концептуального проекта; как специальная научная дисциплина, презентирующая общую теорию организации деятельности [6]. Отметим, что праксиология связана с организацией деятельности. Соответственно, и праксиологическая культура будет иметь данную составляющую в своей структуре.
Внутри праксиологии, по замыслу Т. Котарбин-ского, теснейшим образом сплетаются общие вопросы теории и конкретные вопросы практики. Он понимает праксиологию как своего рода «грамматику действия» (рассмотрим как признак), которая в практическом отношении занимается выяснением общих путей и средств повышения производительности всякого труда в количественном и качествен-
ном смыслах [7]. В. М. Танаев и И. И. Карнаух [8] определяют праксиологию как науку об общих принципах организации человеческой деятельности. Это тоже можно отнести к существенным признакам исследуемого явления, но не особенным для различных видов деятельности.
Е. Д. Егоров, Л. Мизес интерпретируют праксиологию как науку о человеческой деятельности в ее социальном контексте, предметом изучения которой выступают социальные отношения (к себе как личности, к труду и результатам своего труда, к членам трудового коллектива), понимание законов и закономерностей их развития [9; 10]. Обратим внимание в этом и других определениях на существенный признак, зафиксированный в понятии «праксиология» - социальный аспект, человеческая деятельность. В данном контексте просматриваются некоторые особенные праксиологические признаки деятельности. Уточним этот аспект.
В научных исследованиях явно прослеживается позиция на предмет сущности праксиологии. По мнению Н. Я. Сацкова, праксиологию можно охарактеризовать как науку о человеке, изучающую его сущностные силы и синтезирующую особый, только ей присущий промежуточный аспект традиционных естественных и общественных наук, изучающих человека на организационном, психическом, социальном и теологическом уровнях. Ученый отмечает, что праксиология может дать характеристику реальных человеческих возможностей, определить его объективные и субъективные действия, способствовать становлению его идеалов и ценностей, помочь оптимизировать свою жизнедеятельность и жизнеобеспечение как в индивидуальном, так и в общественном, всеобщем плане. Формы, в которых развертывается идея праксиологического подхода, можно отнести к проблеме двух начал: с одной стороны -всеобщее общественное знание, то есть теоретическая деятельность ума, направленная на повышение действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, с другой - деятельность как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование, то есть умение, целесообразность, действие, дело. Эти две величины - знание и деятельность (выделяем как существенный признак) - играют центральную роль в праксиологическом подходе, определяющем общую цель и стратегию целеустремленно ориентированных праксиологических дея-тельностей, показывающих, насколько это всеобщее
знание превратилось в непосредственную производительную силу, в человека, его совершенствующуюся суть, голос собственной совести и нормы человеческой деятельности в поисках истины и добра, благодаря интеллектуальной природе человека [11]. Анализ данного текста показывает, что праксиология - наука о всеобщих особенностях деятельности, а любой деятельности присущи одинаковые праксиологические характеристики.
В последнее десятилетие введено понятие «педагогическая праксеология», что связано с возросшим вниманием к рациональной и продуктивной педагогической деятельности в условиях усложнения педагогического труда и неизбежности повышения степени его осмысленности. С позиции А. Е. Марона, Л. Ю. Монаховой, В. С. Федотовой, педагогическая праксиология представляет собой методологическое основание, которое объясняет общенаучные подходы к решению проблем профессиональной активности человека и закономерностей построения его деятельности, рассматривает междисциплинарное знание как совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления профессиональных действий [12]. Как указывают И. А. Колесникова и Е. В. Титова, «педагогическая праксеология раскрывает не только оптимальный образ действия, но и необходимый образ мыслей о действии. Отметим этот тезис особо. Эта наука рассказывает не только о том, что и как делать педагогу, но и о том, как рационально думать, чтобы хорошо делать» [13, с. 10]. Целью данной науки, по мнению ученых, является получение практико-ориентирован-ного методологического знания об общих принципах и способах рациональной и продуктивной педагогической деятельности, а предметом выступают закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности [13]. Если попытаться перенести это заключение на техническую действительность, то очевидным является факт о различии педагогической и технической деятельности, что выражается в предметной направленности (профессиональной направленности деятельности). Как отмечает Э. Ф. Зеер, одним из важных положений праксиологии является признание саморазвития любой деятельности, которое состоит в порождении новых, прогрессивных ее элементов взамен существующих старых [14]. Соответственно, ученый подчеркивает, что становление деятельности можно интерпретировать как развитие и субъекта, и самой деятельности.
Анализ различных позиций ученых по интересующему вопросу позволил выделить несколько направлений в интерпретации понятия «праксиология». В рамках первого направления (Т. Котарбинский, Е. Е. Слуцкий и другие) праксиология рассматривается как наука, предметом изучения которой являются оптимизация человеческой деятельности, методы, приемы, средства ее осуществления с точки зрения достижения ее рациональности, эффективности и результативности.
В рамках второго направления (Е. Д. Егоров, Л. Мизес и другие) праксиология интерпретируется как наука о человеческой деятельности в ее социальном контексте (измерении), предметом изучения которой выступают отношения к деятельности в их широком социальном осмыслении, понимании законов и закономерностей их развития. С точки зрения ученых, субъектом праксиологических исследований является личность во всем своем многообразии отношений: к результатам своей деятельности, к труду и его результатам, к людям как членам трудового коллектива, к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Данная позиция позволяет ввести понятие «праксиологическая деятельность», которое в настоящее время не используется в научно-педагогическом контексте. Итак, праксиологическая деятельность - это деятельность по осознанному освоению системы социальных отношений к труду и его результатам, к людям как членам трудового коллектива, к самому себе как субъекту профессиональной деятельности, обусловливающих специфику данной деятельности (в том числе в сфере избранной профессии), что выражается в праксиологических знаниях, умениях и опыте, определяющих социально-профессиональные действия в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности [15]. Другими словами, при освоении данной деятельности призванием человека становится изменение мира. Данное определение позволяет исключить некорректное понимание праксиологической деятельности как «деятельностной деятельности», если исходить из дословного толкования понятия «праксиология».
Сравнительный анализ научной литературы показал, что среди ученых отсутствует единое понимание сущности и содержания понятий «праксиология», «праксиологический» (-ая; -ие). Данные понятия раскрываются через следующие характеристики: знание о действиях; теория успешной, целеустремленной деятельности; грамматика действия, обоснование и выработка норм максимальной целесообразности деятельности; человеческая деятельность в ее
социальном контексте, предметом изучения которой выступают социальные отношения; общие принципы организации человеческой деятельности; рациональные действия в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности; рационализация деятельности для достижения практической успешности; эффективная организация деятельности человека и др. В контексте проводимого исследования нами принята за основу точка зрения ученых (Е. Д. Егоров, Л. Мизес и другие), которые рассматривают праксиологию через социальный контекст (социально-профессиональные отношения) человеческой деятельности.
Результаты
Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, согласно намеченной траектории теоретического анализа проблемы исследования, позволило провести целенаправленный отбор теоретического материала, систематизировать научные знания и сделать ряд теоретических выводов.
Полученные в ходе исследования результаты анализа сущности и содержания понятий «культура», «профессиональная культура», «праксиология», «праксиологический (-ие, -ая)», а также других понятий, находящихся с ними в одной семантической плоскости, позволили трактовать праксиологическую культуру как личностную характеристику человека, отражающую систему его социальных отношений к изменению и преобразованию деятельности и себя в ней.
Изучая особенности и специфику профессиональной подготовки обучающегося технического вуза, пришли к выводу, что праксиологическая культура обучающегося технического вуза - это профессионально-личностная характеристика, отражающая систему его социальных отношений к техническим и технологическим преобразованиям, связанным с разработкой и применением технических средств, новых методов и технологий в материальной и социальной сферах, и способствующая «ориентировке» в профессии, обретению личностного смысла профессиональной деятельности, преодолению ее штампов и стереотипов, самостоятельному выбору наиболее эффективных способов профессиональной деятельности в соответствии с поставленной задачей и в результате - достижению профессионального успеха.
В ходе исследования выявлено, что системообразующим элементом праксиологической культуры выступает праксиологическая деятельность, которая
определена нами как деятельность по осознанному освоению системы социальных отношений к труду и его результатам, к людям как членам трудового коллектива, к самому себе как субъекту профессиональной деятельности, обусловливающих специфику данной деятельности (в том числе в сфере избранной профессии), что выражается в праксиологических знаниях, умениях и опыте, определяющих социально-профессиональные действия в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности. Такие знания, умения и опыт имеют праксиологический характер.
Заключение
В целом, на основе анализа научной литературы в области философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики, экономики труда и других отраслей знаний, посвященного исследуемой проблеме, были содержательно определены и раскрыты основные понятия исследования: «праксиологическая культура», «праксиологическая культура обучающегося технического вуза»; выявлены базовые элементы праксиологической культуры обучающегося (праксиологические знания, умения и опыт праксиологической деятельности).
Литература
1. Бершадский М. Е. Консультации: целеполагание и компе-тентностный подход в учебном процессе // Педагогические технологии. 2015. № 4. С. 89-94.
2. Кравченко А. И. Культурология. М., 2013. 496 с.
3. Модель И. М. Профессиональная культура политика (методологические проблемы) : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 1994. 47 с.
4. Григорьев Б. В. Праксеология или как организовать успешную деятельность. М., 2014. 144 с.
5. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 2012. 538 с.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1985. 444 с.
7. Котарбинский Т. Развитие праксеологии // Польское обозрение. 1962. № 12, 13.
8. Танаев В. М., Карнаух И. И. Практическая психология управления. М., 2014. 304 с.
9. Егоров Е. Д. Праксиология: Основы теории. Ч. 1. Личность. М., 2017. 256 с.
10. Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск, 2015. 878 с.
11. Сацков Н. Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя. Донецк, 1998. 448 с.
12. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в про-
фессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2. С. 27-31.
13. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М., 2015. 256 с.
14. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2003. 336 с.
15. Девятловский Д. Н., Игнатова В. В. Праксиологическая культура обучающегося технического вуза: педагогические факторы и условия их реализации // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 4. С. 144-160.
References
1. Bershadsky M. E. Konsul'tacii: celepolaganie i kompetentnostnyj podhod v uchebnom processe [Consultations: goal-setting and competence-based approach in the educational process]. Pedagogical Technologies, 2015, no. 4, pp. 89-94. (In Russian).
2. Kravchenko A. I. Kul'turologiya [Culturology]. Moscow, 2013, 496 p. (In Russian).
3. Model I. M. Professional'naya kul'tura politika todologicheskie problemy) [Professional culture policy (methodological problems)]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Ekaterinburg, 1994, 47 p. (In Russian).
4. Grigoriev B. V. Prakseologiya ili kak organizovat' uspeshnuyu deyatel'nost' [Praxeology or how to organize a successful activity]. Moscow, 2014, 144 p. (In Russian).
5. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyu-chevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education: Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary]. Moscow, 2012, 538 p. (In Russian).
6. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, 1985, 444 p. (In Russian).
7. Kotarbinsky T. Razvitie prakseologii [The development of praxeo-logy]. Polish Review, 1962, no. 12, 13. (In Russian).
8. Tanaev V. M., Karnaukh I. I. Prakticheskaya psihologiya uprav-leniya [Practical psychology of management]. Moscow, 2014, 304 p. (In Russian).
9. Egorov E. D. Praksiologiya: Osnovy teorii. Ch. 1. Lichnost' [Pra-xiology: Fundamentals of theory. Part 1. Personality]. Moscow, 2017, 256 p. (In Russian).
10. Mises L. Chelovecheskaya deyatel'nost': traktat po ekono-micheskoj teorii [Human activity: a treatise on economic theory]. Chelyabinsk, 2015, 878 p. (In Russian).
11. Satskov N. Ya. Prakticheskij menedzhment. Metody i priemy deyatel'nosti rukovoditelya [Practical management. Methods and techniques of the manager's activity]. Donetsk, 1998, 448 p. (In Russian).
12. Maron A. E., Monakhova L. Yu., Fedotova V. S. Pedagogich-eskaya praksiologiya: struktura znaniya i modeli realizacii v professional'nom obuchenii [Pedagogical praxeology: knowledge structure and implementation models in vocational training]. Man and Education, 2012, no. 2, pp. 27-31. (In Russian).
13. Kolesnikova I. A., Titova E. V. Pedagogicheskaya prakseologiya [Pedagogical praxeology]. Moscow, 2015, 256 p. (In Russian).
14. Zeer E. F. Psihologiya professij [Psychology of professions]. Moscow, 2003, 336 p. (In Russian).
15. Devyatlovsky D. N., Ignatova V. V. Praksiologicheskaya kul'tura obuchayushchegosya tekhnicheskogo vuza: pedagogicheskie faktory i usloviya ih realizacii [Praxiological culture of a technical university student: pedagogical factors and conditions for their implementation]. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 4, pp. 144-160. (In Russian).