Научная статья на тему 'Сущность и специфика реализации праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии к профессиональной деятельности'

Сущность и специфика реализации праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRAXEOLOGY / PRAXEOLOGICAL APPROACH / CADETS / ACTION / ACTIVITY / PROFESSIONAL ATIVITY / EFFECTIVENESS / APPROPRIATENESS / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалдак Андрей Викторович

Цель: конкретизировать сущность и специфику реализации праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии к профессиональной деятельности. Методы: синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, системного анализа. Результаты: на основе теоретического анализа научной литературы конкретизировано содержание понятий «праксеология», «праксеологический подход», «реализация праксеологического подхода в процессе подготовки курсантов военной академии». Коротко проанализированы исторические вехи становления праксеологии как научного знания разумного действия. Резюмировано, что применение праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии требует учета особенностей военно-педагогического процесса, который сейчас исследователи трактуют с одной стороны как организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность командиров и офицеров, связанную с обучением, воспитанием, физическим развитием и психологической подготовкой курсантов, а с другой деятельность курсантов по овладению военными знаниями, умениями и навыками, формирование у себя высоких морально-боевых качеств, развитию военно-профессионального мастерства и психологической готовности к успешному ведению боевых действий. К таким особенностям относится: нетипичность объектов труда преподавателей вуза, каковыми есть личности будущих офицеров как активные участники военно-педагогического процесса; специфика средств и способов осуществления педагогической деятельности, которыми выступают грамотное, страстное, убедительное слово, культура и содержание речи, знания, методические умения и навыки, личные качества, образ жизни и поведения, стиль деятельности педагога и тому подобное. Научная новизна: в статье впервые проанализирована сущность методов, используемых в рамках праксеологии и адаптированых в направлении исследования подготовки курсантов военной академии к профессиональной деятельности. Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы преподавателями высших военных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND SPECIFICITY OF AXEOLOGICAL APPROACH WITHIN TRAINING CADETS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Aim: to concretize the nature and specifics of implementation praxeological approach in training military academy cadets to the profession Methods: synthesis technique, abstraction technique, generalization, comparison, systems analysis method. Results: based on a theoretical analysis of scientific literature the meaning of definitions such as “praxeology”, “praxeological approach”, “implementation praxeological approach within training cadets of the Military Academy” is specified. The brief analysis of historical landmarks of praxeology as scientific knowledge of intelligent action formation. It is summarized that the use of praxeological approach within training cadets of the Military Academy requires consideration of features of military-educational process, which is interpreted by the researches as organized and focused training and educational activities of commanders and officers related to training, education, physical and psychological development preparation of students on the one hand and as the work of students on mastering military knowledge and skills formation in his high moral and fighting qualities of military-professional skills and psychological preparedness for successful warfighting on the other. These features include: atypical objects of HMEI teachers’ work, which are: person of the future officer as an active participant of military-educational process; specificity of means and methods of implementation of educational activities, such as competent, passionate, convincing word, culture of speech and its contours, knowledge, teaching skills, personal characteristics, lifestyle and behavior, style of the teaching and others. Academic novelty: the nature of the methods used within praxeology and have been adapted in the direction of the research training of cadets of the Military Academy to professional activity are newly analyzed in the article. Practical significance: the main conclusions of the article can be used by teachers of higher military educational institutions within the training of future officers.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика реализации праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии к профессиональной деятельности»

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

УДК 378.6 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-16-11.12-39-47

А. V. SHABALDAK 1

1 Military Academy, Odessa, Ukraine

NATURE AND SPECIFICITY OF AXEOLOGICAL APPROACH WITHIN TRAINING CADETS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Abstract

Aim: to concretize the nature and specifics of implementation praxeological approach in training military academy cadets to the profession

Methods: synthesis technique, abstraction technique, generalization, comparison, systems analysis method. Results: based on a theoretical analysis of scientific literature the meaning of definitions such as "praxeology", "praxeological approach", "implementation praxeological approach within training cadets of the Military Academy" is specified. The brief analysis ofhistorical landmarks of praxeology as scientific knowledge of intelligent action formation. It is summarized that the use of praxeological approach within training cadets of the Military Academy requires consideration of features of military-educational process, which is interpreted by the researches as organized and focused training and educational activities of commanders and officers related to training, education, physical and psychological development preparation ofstudents on the one hand and as the work of students on mastering military knowledge and skills formation in his high moral and fighting qualities of military-professional skills and psychological preparedness for successful warfighting — on the other. These features include: atypical objects of HMEI teachers' work, which are: person of the future officer as an active participant of military-educational process; specificity of means and methods of implementation of educational activities, such as competent, passionate, convincing word, culture of speech and its contours, knowledge, teaching skills, personal characteristics, lifestyle and behavior, style of the teaching and others.

Academic novelty: the nature of the methods used within praxeology and have been adapted in the direction of the research training of cadets of the Military Academy to professional activity are newly analyzed in the article.

Practical significance: the main conclusions of the article can be used by teachers of higher military educational institutions within the training of future officers.

Keywords: praxeology, praxeological approach, cadets, action, activity, professional ativity, effectiveness, appropriateness.

References

1. Barabanshchikov A. V. Voenno-pedagogicheskaya diagnostika/A. V. Barabanshchikov, N. I. Deryugin. - M.: VPA, 1995. - 108 s. (in Russian).

2. Naumenko M. I. Upravlinnia yakistiu viiskovoi osvity: teoriia, metodolohiia, praktyka/M. I. Naumenko, Yu. I. Prykhodko//Nauka i oborona. - 2009. - № 1. - S. 40-50. (in Ukrainian).

3. Iahupov V. V. Pedahohichna tekhnika vykladachiv viiskovo-spetsialnykh dystsyplin [Elektronnyi resurs] /V. V. Yahupov, M. A. Kryshtal//Visnyk Natsionalnoi akademii Derzhavnoi prykordonnoi sluzhby Ukrainy. - 2012. - Vyp. 5. - Rezhym dostupu: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnadps_2012_5_25.pdf. (in Ukrainian)

4. Sadova T. A. Prakseolohichni zasady profesiino-pedahohichnoi pidhotovky maibutnikh vykhovateliv do orhanizatsii piznavalnoi diialnosti ditei/T. A. Sadova//Visnyk Hlukhivskoho derzhavnoho pedahohichnoho universytetu. - 2010. - Vyp. 16. - S. 23-27. (in Ukrainian).

5. Lovkina O. H. Henezys prakseolohichnykh idei: istoryko-filosofskyi kontekst/O. H. Lovkina//Filosofski obrii. -2012. - Vyp. 27. - S. 4-12. (in Ukrainian).

6. Karpova V. V. Prakseolohichnyi pidkhid do profesiinoi pidhotovky maibutnikh sotsialnykh pratsivnykiv/V. V. Karpova//Mova, kultura ta osvita: tezy dopovidei ta povidomlen Vseukr. nauk.-prakt. konf. vykladachiv i studentiv (m. Vinnytsia, 18 kvitnia 2013 r.). - Vinnytsia: VNAU, 2013. - S. 158-164. (in Ukrainian)

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016) /rTW Pedagogy

< iAgTWEST > 3

KBJCEUNrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

7. Filosofskij slovar'/pod red. I. T. Frolova. - 7-e izd., pererab. i dop. - M.: Respublika, 2001. - 719 s. (in Russian)

8. Vsemirnaya ehnciklopediya: filosofiya/glavn. nauch. red. i sost. A. A. Gricanov. - M.: AST, 2001. - 1312 s. (in Russian).

9. Monahova L. YU. Principy kollinearnosti i dopolnitel'nosti: kompetentnostnyj i praksiologicheskij podhody v teorii i praktike professional'nogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs]/L. YU. Monahova, V. S. Fedotova//Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. - 2014. - № 5. - Rezhim dostupa: http://human.snauka. ru/2014/05/6613 (in Russian).

10. Maron A. E. Pedagogicheskaya praksiologiya: struktura znaniya i modeli realizacii v professional'nom obuchenii/A. E. Maron, L. YU. Monahova, V. S. Fedotova//CHelovek i obrazovanie. - 2012.- № 2. - S. 27-31. (in Russian).

11. Sovremennyj slovar' po pedagogike/sost. E. S. Rapacevich. - Mn.: «Sovremennoe slovo», 2001. - 928 s. (in Russian).

12. Kavalerov V. A. Intentsii pedahohichnoi innovatyky v dyskursi prakseolohii/V. A. Kavalerov//Hileia. Ser.: Istorychni nauky. Filosofski nauky. Politychni nauky. - 2012. - Vyp. 57 (№ 2). - S. 489-494. (in Russian).

13. Espinas A. Les Origines de la Technologie/A. Espinas. - Paris: F. Alcan, 1897. - 295 r. (in English).

14. Kotarbinskij T. Zadachiprakseologii. Izbrannye proizvedeniya/Tadeush Kotarbinskij. - M.: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1963. - 912 s. (in Russian).

15. Kotarbinskij T. Traktat o horoshej rabote/Tadeush Kotarbinskij; per. s pol'sk. - M.: «Ehkonomika», 1975. -271 s. (in Russian).

16. Slutskyi Ye. Vyznannia. Tvorcha spadshchyna z pohliadu suchasnosti/Yevhen Slutskyi; za red. V. D. Bazylevycha. -K.: Znannia, 2007. - 919 s. (in Ukrainian).

17. Mizes L. fon. CHelovecheskaya deyatel'nost': traktat po ehkonomicheskoj teorii/L. fon Mizes. - CHelyabinsk: Socium, 2005. - 878 s. (in Russian).

18. Khodakivskyi Ye. I. Ekonomika ta menedzhment pratsi (prakseolohichnyi aspekt): navch. posib./Ye. I. Khodakivskyi, Yu. V. Bohoiavlenska. - Zhytomyr: ZhDTU, 2004. - 378 s. (in Ukrainian).

19. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaya prakseologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved./I. A. Kolesnikova, E. V. Titova. - M.: Izd. centr «Akademiya», 2005. - 256 s. (in Russian).

20. Alekseeva T. B. Kul'turologicheskij podhod v sovremennom obrazovanii/T. B. Alekseeva. - SPb.: Knizhnyj dom, 2008. - 352 s. (in Russian).

21. Selevko G. K. Enciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij./G. K. Selevko; v 2 t.; T.1. - M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2006. - 816 s. (in Russian).

Information about athours

Andrey Viktorovich Shabaldak, Head of Support ofAcademic Activities of Military Academy Center (Odesa)

Military Academy, Odesa, Ukraine

Address: 67570, Ukraine, Odesa oblast, Kominternovsky district, Chornomorske, Kurortna str., 2, apt. 56,

tel.: 093-521-54-34

E-mail: shabaldak@i.ua

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3864-1546

Pedagogy //TW Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

А. В. ШАБАЛДАК1

1 Военная академия, г. Одесса, Украина

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Цель: конкретизировать сущность и специфику реализации праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии к профессиональной деятельности.

Методы: синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, системного анализа.

Результаты: на основе теоретического анализа научной литературы конкретизировано содержание понятий «праксеология», «праксеологический подход», «реализация праксеологического подхода в процессе подготовки курсантов военной академии». Коротко проанализированы исторические вехи становления праксеологии как научного знания разумного действия. Резюмировано, что применение праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии требует учета особенностей военно-педагогического процесса, который сейчас исследователи трактуют с одной стороны как организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность командиров и офицеров, связанную с обучением, воспитанием, физическим развитием и психологической подготовкой курсантов, а с другой — деятельность курсантов по овладению военными знаниями, умениями и навыками, формирование у себя высоких морально-боевых качеств, развитию военно-профессионального мастерства и психологической готовности к успешному ведению боевых действий. К таким особенностям относится: нетипичность объектов труда преподавателей вуза, каковыми есть личности будущих офицеров как активные участники военно-педагогического процесса; специфика средств и способов осуществления педагогической деятельности, которыми выступают грамотное, страстное, убедительное слово, культура и содержание речи, знания, методические умения и навыки, личные качества, образ жизни и поведения, стиль деятельности педагога и тому подобное.

Научная новизна: в статье впервые проанализирована сущность методов, используемых в рамках праксеологии и адаптированых в направлении исследования подготовки курсантов военной академии к профессиональной деятельности.

Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы преподавателями высших военных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.

Ключевые слова: праксеология, праксеологический подход, курсанты, действие, деятельность, профессиональная деятельность, результативность, целесообразность.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность современных военнослужащий весьма разнообразна. Это обусловлено разветвленной структурой Вооруженных Сил Украины (ВСУ), наличием различных военных специальностей, развитием и усложнением военной службы. Рассматривая военную деятельность как процесс выполнения будущими военнослужащими задач военной службы, ведения боевых действий против врага, военные педагоги (А. Барабанщиков [1], М. Науменко [2], В. Ягупов [3] и др.) выделяют такие ее компоненты:

- осознание офицером поставленной перед ним цели;

- актуализация личностных мотивов выполнения конкретного профессионального задания;

- выработка алгоритма будущих профессиональных действий, необходимых для достижения намеченной цели;

- применение средств, методов, приемов деятельности, которые обеспечат квинтэссенцию результативности выполнения задания;

- регулирование действий в соответствии с задачей;

- оценка и сверка полученных результатов с тем, что нужно было сделать;

- самокоррекция профессиональных действий, работа над ошибками.

Исследователи определяють деятельность как специфический вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и условий своего существования. Любая деятельность состоит обычно из ряда актов-действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях и мотивах, направленных на определенную цель.

Специфику организации «правильных» профессиональных практических действий объясняет методологический концепт — праксеологический подход [4, с. 23-27], возникший в пределах науки праксео-логии [5]. Как уместно отмечает Т. Садовая, сейчас именно праксеология выступает методологической основой овладения навыками профессионального функционирования в образовательном пространстве, предпосылкой к формированию умений владеть собственными действиями [4, с. 23-24].

результаты исследования

Праксеология как междисциплинарное направление научных исследований возникла в начале XX века. Ее основной задачей является познание общих законов человеческой деятельности и вывода на их основе обобщенных правил достижения в ней совершенства [6, с. 158-164]. Изучение практической реализации и последовательности действий очень важно как для переоценки практики, так и для профессионального развития тех, кто этим занимается, в частности курсантов военного вуза [6].

Термин «праксеология» происходит от греч. praxis (действие, практика) или лат. praxeus (действие, деяние). В словарно-справочной литературе исследуемая категория трактуется как:

- отрасль социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или их совокупности с точки зрения эффективности [7, с. 453];

- философская концепция деятельности, представляющая общую теорию организации результативной деятельности [8, с. 819];

- особая отрасль знания, направленная на выявление общих тенденций логики деятельности, составляющая методологии, пытающаяся теоретически обобщить огромный опыт человечества в результативной деятельности, определяющая качественные характеристики деятельной личности [9];

- наука, изучающая исторические типы и виды практики — рациональные формы организации

человеческих действий, направленные на изменение природы, общества и самого человека [10, с. 27-31].

Несколько иное толкование сущности праксеоло-гии представлено в педагогическом словаре, согласно с которым ее сущность заключается в практическом исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и создании на этой основе различных рекомендаций практического характера [11, с. 608].

Праксеология как общая методология рассматривает способы деятельности (в том числе и военной) с точки зрения их эффективности. Будущему офицеру необходимо обладать средствами, способами, приемами профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность эффективно их использовать. Эта наука ищет квинтэссенцию результативности, советуя выбирать формы профессиональной деятельности, ведущие к поставленной профессиональной цели [12, с. 489-494]. Раскрывая семантическое поле категории «праксеология», обратимся к историческому аспекту ее возникновения.

Впервые термин «праксеология» упоминается в публикации французского философа и историка А. Аспинаса. В статье исследователя задекларирована необходимость создания отдельной научной дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий [13, с. 103-108]. В одной из статей, датированной 1890 г., А. Аспинас писал: «Ремесленник мастерит, христианин работает, моряк плавает, солдат воюет, профессор учит... В этом контексте термин «практика» порождает научную категорию «праксеология» для определения науки о подобных фактах, которые следует рассматривать в целостности науки об общих формах и принципах действий в мире людей» [14, с. 201-205]. Исследователь подчеркивал, что праксеология — это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых обществах на определенных этапах развития цивилизации [15]. Предметом ее изучения являются факторы повышения эффективности действий [13, с. 102].

В начале ХХ века праксеология находилась в русле исследовательских ожиданий и поисков, что нашло отражение в научных разработках А. Богданова (1910 г.), который исследовал идеи тектологии как теории универсальной организационной науки [5].

Еще одним корифеем праксеологической науки определяют украинского исследователя Е. Слуцкого.

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

Ученый является автором научного труда «Этюд к проблемам строительства формально праксеоло-гических принципов экономики», опубликованного на украинском и немецком языках. В научных разработках Е. Слуцкого отмечается интегральность науки праксеологии. Например, автор рассматривал праксеологию через призму формальной экономики и поэтому обосновывал ее в русле отношений, форм и других проявлений хозяйственных образований. Исследователь считал, что формальная экономика является не самостоятельной наукой, а отдельной дисциплиной в пределах формальной праксеологии [16, с. 352].

В последствии австрийский экономист Л. Мизес в работе «Человеческая деятельность» (1949 г.) использовал понятие «праксеология» для обозначения науки о человеческом поведении. Будучи представителем австрийской экономической школы, еще в средине XX века он указывал на необходимость создания общей науки, изучающей человеческие действия, — праксеологии (что в дословном переводе имеет определение «логика действия»). Ученый подчеркивал междудисциплинарный характер изучения человеческой деятельности, необходимость интеграции социальных наук в общую метанауку [17].

Однако, при всем многообразии возможных источников и параллелей праксеологических идей, основополагающими для становления праксеологии стали интенции философской и логической доктрины Т. Котарбинского. В средине XX века исследователь опубликовал книгу «Трактат о хорошей работе», принесшую ему всемирную известность и ставшей основой формирования праксеологического подхода как особого способа анализа и объяснения человеческой деятельности в аспекте ее целесообразности, рациональности, эффективности [15].

Автор определил праксеологию как общую теорию эффективной («исправной») организации деятельности [15, с. 18-26]. В «Трактате о хорошей работе» Т. Котарбинский декларирует: «... чтобы быть эффективной, деятельность должна отвечать ряду требований: быть результативной, продуктивной или плодотворной (то есть достигать поставленной цели), «правильной» (точной, адекватной, максимально приближенной к образцу-норме), «чистой» (то есть максимально избегать непредвиденных последствий), «надежной» (приемы деятельности тем более надежны, чем более объективна возможность достижения

этими приемами намеченного результата) и последовательной ... » [15, с. 20].

Ученый отмечал, что праксеология исследует и объясняет три группы проблем:

- аналитическое описание, характеристику, классификацию и систематизацию практических действий;

- изучение условий и законов, определяющих эффективность действий;

- изучение генезиса и развития различных видов деятельности, путей их совершенствования и регресса [15, с. 16-17].

По заключению Т. Котарбинского, праксеология является самостоятельной дисциплиной, синтезирующей данные различных наук, касающихся организации труда. Она объединяет только то, что применяется к любой деятельности и имеет общий характер [15, с. 17-19]. «Праксеология является типичной моделью организационной науки, спецификой которой является выработка практических советов, ассимиляция данных из десятков наук, систематизация этих данных с точки зрения задач конкретной области деятельности» [15, с. 18].

Похожей научной позиции придерживаются Е. Ходаковский и Ю. Богоявленская, которые, рассматривая труд через призму праксеологии, отмечают, что в научном познании праксеологической проблематики предполагается определенное понимание целенаправленной деятельности людей по преобразованию природы и общества, воспроизводства производительных сил и общественных отношений, способа существования самого человека, формирующегося как личность и поддерживающего свое существующее бытие трудом [18, с. 9].

Именно отсутствие самостоятельной дисциплины, занимающейся изучением условий максимальной эффективности действия, а также существование парадоксов эффективного действия, когда, например, минимальное вмешательство вызывает огромные изменения, а максимум усилий детерминирует ничтожные результаты, было, по мнению Т. Котарбинского, основной причиной возникновения праксеологических исследований.

Итак, праксеология как наука занимается изучением исторических типов и видов практики — рациональных форм организации человеческих действий, направленных на изменение природы, общества и непосредственно человека. Праксеология как

учебная дисциплина является образовательной практикой формирования принципов организации практического отношения человека к миру, практического разума и мудрости.

Анализ научных и учебно-методических работ показывает, что термин «праксеология» употребляется в различных контекстах: праксеология семейных отношений, философско-правовая праксеология, адвокатская праксеология, политическая праксеология, рефлексивная праксеология, педагогическая праксеология, праксеология военной деятельности и другие. Специфика исследования подготовки курсантов военной академии к профессиональной деятельности предполагает использование интегрированных идей педагогической праксеологии и праксеологии военной деятельности. Ведь педагогическая праксеология раскрывает не только оптимальный способ действия, но и необходимое направление мыслей о действии. «Эта наука объясняет, что и как делать будущему специалисту и как правильно думать, чтобы хорошо делать» [19, с. 12].

Методологическими источниками педагогической праксеологии выступает, с одной стороны, «общая» праксеология, с другой — педагогика, исследования научной организации труда, кибернетика, тектология, эргономика и др. К источникам формирования и развития праксеологических знаний в рамках педагогики ученые относят современные научные отрасли и дисциплины (например, акмеологию). Будучи практико-ориентированной методологической системой, педагогическая праксеология формируется на стыке философского, научного, практического знания. Выступая в качестве «философии правильного действия», праксеология фактически является составной частью философии [6].

Таким образом, праксиологическое знание сформировалось на пересечении:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- философских идей, категорий, законов, на основании которых объясняется феномен профессиональной деятельности;

- общенаучных подходов, связанных с рассмотрением и решением проблем профессиональной активности человека и закономерностей построения его профессиональной деятельности;

- междисциплинарного знания, аккумулирующего совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления профессиональных действий;

- собственно педагогического методологического знания о системе той или иной профессиональной (педагогической, медицинской, военной и др.) деятельности;

- результатов рефлексии в направлении определения причин, условий и механизмов успешности профессиональной деятельности [19].

В то же время, именно с развитием педагогической праксеологии связано внедрение праксеологического подхода в педагогическую практику, в частности в систему профессионального образования. В военном образовании праксиологическая методология актуализируется в контексте исследования рациональной и продуктивной военной профессиональной деятельности (например, в условиях проведения антитеррористической операции на востоке Украины) и необходимости повышения готовности будущих офицеров к практической профессиональной деятельности.

Основу военной праксеологии в профессиональной подготовке курсантов составляют определенные логические требования к организации действий будущих офицеров в рамках выполнения их профессиональных функций. Будучи методологическим ориентиром, военная праксеология позволит специалисту «выйти» на новый уровень осуществления профессиональной деятельности путем его «погружения» в другой тип отношений. В этом контексте заслуживает вимания мнение И. Колесниковой и Е. Титовой, что «праксеологические отношения человека с действительностью всегда конструктивные» [19, с. 12].

В контексте выполнения задач исследования не можем не обратиться к методам, использующихся в рамках праксеологии и адаптированых в контексте подготовки курсантов военной академии к профессиональной деятельности, а именно:

- методы праксеологической дескрипции, описывающие закономерности и условия формирования правильных профессиональных военных действий; фиксирующие опыт успешной профессионально ориентированной учебной работы курсантов;

- методы праксеологической экспертизы, направленные на оценку структуры профессиональной деятельности будущего офицера с позиций ее производительности, на рефлексию поведения и всех видов опыта (приобретенного во время прохождения различных видов практик, выполнения профессионально ориентированных задач и т. п.), на оценку действий будущего специалиста и их результатов;

< EAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- методы праксеологического моделирования и проектирования, функция которых заключалась в разработке, апробации и установлении норм профессионально-военной деятельности, поиске способов повышения ее успешности.

Наука праксеология определяет специфику праксеологического подхода. Сейчас существует немало трактовок научной категории «подход». Достаточно полно сущность категории «подход» проанализирована в исследовании Т. Алексеевой [20]. Автор, выделяя содержание, в котором употребляется термин «подход», подчеркивает, что в социогуманитарных науках часто подходом называют авторскую систему взглядов, определяющих конкретную (индивидуальную) совокупность установок при решении той или иной научно-педагогической проблемы; термин «подход» используется в качестве синонима определенной, принятой научным сообществом теоретической концепции решения любых научных и практических проблем; используется для характеристики общенаучных и специфических методов [20, с. 26-29].

Нам импонирует определение анонсированного понятия, представленное в Энциклопедии образовательных технологий: подход — это комплексное педагогическое средство, содержащее: основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования учебной практики; принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности; методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наибольшей степени соответствуют выбранной ориентации педагогических действий [21].

Сущность праксеологического подхода к организации профессиональной подготовки курсантов военной академии состоит в поиске, отборе и внедрении в образовательную практику различных средств, необходимых для преобразования теоретических знаний студентов в «умные действия» и дальнейшее их применение с позиции категорий «рациональность», «эффективность», «технологичность», «валеоло-гичность». По мнению В. Кавалерова, указанный подход допускает применение структурно-функционального анализа основных «инструментов», использующихся будущим специалистом на практике. Проникая в их структуру, студент будет получать дополнительную возможность для анализа причин успешности или неуспешности своих действий, то есть для самооценки [12, с. 489-494].

В то же время актуальность применения прак-сеологического подхода в профессиональном образовании подтверждается рядом современных исследований. Ученые посвящают свои теоретико-методологические поиски решению таких проблем:

- разработки праксеологических основ педагогической деятельности [19];

- обоснованию системно-праксеологического подхода к определению экономической сущности конкурентоспособности;

- рассмотрению праксеологического подхода к формированию способностей будущего учителя к профессионально-педагогической самооценки;

- толкования праксеологического подхода как основы в подготовке будущих специалистов;

- исследования принципов, структуры и закономерностей организации эффективной (рациональной) совместной деятельности преподавателей и студентов, направленной на повышение производительности учебного процесса на основе праксео-логического подхода;

- исследования возможностей применения идей праксеологии в исследовательской деятельности студентов;

- обоснования принципов коллинеарности и взаимодополнения компетентностного и праксеологиче-ского подходов в теории и практике профессионального образования;

- для доказательства эффективности реализации праксеологического подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов;

- конкретизации роли и места праксеологии в решении проблем повышения качества высшего военного образования.

Однако целенаправленные научные разработки, касаемые подготовки курсантов военной академии к профессиональной деятельности на основе реализации праксеологического подхода, отсутствуют, что подтверждает актуальность исследования. Поэтому праксеологический подход к организации профессиональной подготовки курсантов военной академии рассматривался нами как методология оптимизации деятельности субъектов образовательного процесса, предусматривающая общую стратегию рассмотрения успешной деятельности с позиций генерирования нового научно-профессионального знания (гносеологический аспект), изменения образовательной среды (процессуальный аспект) до-

стижения качества педагогического продукта (результативный аспект).

В то же время применение праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии требовало учета особенностей военно-педагогического процесса, который сейчас исследователи трактуют с одной стороны как организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность командиров и офицеров, связанную с обучением, воспитанием, физическим развитием и психологической подготовкой курсантов, а с другой — как деятельность курсантов по овладению военными знаниями, умениями и навыками, формированию у себя высоких морально-боевых качеств, развитию военно-профессионального мастерства и психологической готовности к успешному ведению боевых действий. К таким особенностям относятся:

- социальная значимость и комплексный характер конечной педагогической цели, вытекающей из конкретного заказа общества по подготовке будущих офицеров;

- специфика целей и задач, решаемых преподавателями в военно-педагогическом процессе и определяющимися необходимостью формирования у курсантов общечеловеческих, национально-государственных и личностных ценностей;

- разнообразие ролей преподавателя в военно-педагогическом процессе высшего военного учебного заведения, выполняющего функции педагога, воспитателя, организатора учебно-воспитательных мероприятий и занятий, руководителя познавательной деятельности, процессов самообразования, самовоспитания и перевоспитания курсантов;

- нетипичные объекты труда преподавателей вуза, каковыми есть личности будущих офицеров как активных участников военно-педагогического процесса;

- специфика средств и способов осуществления педагогической деятельности, которыми выступают грамотное, страстное, убедительное слово, культура и содержание речи, знания, методические умения и навыки, личные качества, образ жизни и поведения, стиль деятельности педагога;

- сложность оценки результатов педагогической деятельности, определяющихся качественными изменениями в психологическом, социальном, профессиональном развитии личности будущего военнослужащего.

выводы

Праксеологический подход основывается на представлении о единстве личности и ее деятельности. Это единство проявляется в том, что деятельность влияет на изменения в структурах личности; личность, в свою очередь, осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности, отвечающих потребностям личностно-профессионального развития. Суть обучения с позиции праксеологиче-ского подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная эффективная деятельность курсантов с преподавателем в направлении достижения анонсированных профессионально ориентированных учебных целей и решения возникающих при этом задач. Оптимизация профессиональной подготовки курсантов военного вуза и ее организация на основе реализации праксиологического подхода предполагает взаимодействие субъектов образовательной практики, меняет механизмы ресурсного обеспечения этой деятельности и предусматривает новое качество получаемого (в результате образовательного процесса) продукта — готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Барабанщиков А. В. Военно-педагогическая диагностика/А. В. Барабанщиков, Н. И. Дерюгин. - М.: ВПА, 1995. -108 с.

2. Науменко М. I. Управлшня як1стю вшськово! освгти: теорiя, методолом, практика/М. I. Науменко, Ю. I. Приходько//Наука i оборона. - 2009. - № 1. - С. 40-50.

3. Ягупов В. В. Педагопчна техшка викладачiв вшськово-спещальних дисциплш [Електронний ресурс]/В. В. Ягупов, М. А. Кришталь//Вшник Нацюнально! академн Державно! прикордонно! служби Украши. - Садова Т. А. Праксеолопчш засади професшно-педагопчно! тдготовки майбутшх виховател1в до оргашзацп тзнавально! дiяльностi дгтей/Т. А. Садова//Вшник Гл^вського державного педагопчного ушверситету. - 2010. - Вип. 16. - С. 23-27.

4. Льовкша О. Г. Генезис праксеолопчних ^дей: кторико-фкософський контекст/О. Г. Льовкша//Ф1л.ософськ1 обри. - 2012. - Вип. 27. - С. 4-12.

Pedagogy //TW Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 11-12 (2016)

3 3' < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) I ISSN 2519-1209 (Online) -

5. ^рпова В. В. Праксеолопчний шдх1д до професiйноï тдготовки майбутшх соцiальних працiвникiв /В. В. ^рпова//Мова, культура та освiта: тези допов^ей та повiдомлень Всеукр. наук.-практ. конф. викладачiв i студентiв (м. Вшниця, 18 квiтня 2013 р.). - Вшниця: ВНАУ 2013. - С. 158-1б4.

6. Философский словарь/под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

7. Всемирная энциклопедия: философия/главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, 2001. - 1312 с.

8. Монахова Л. Ю. Принципы коллинеарности и дополнительности: компетентностный и праксиологический подходы в теории и практике профессионального образования [Электронный ресурс]/Л. Ю. Монахова,

B. С. Федотова//Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № S. - Режим доступа: http://human. s^uka^^UM^^

9. Марон А. E. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении/А. E. Марон, Л. Ю. Монахова, В. С. Федотова//Человек и образование. - 2012. - № 2. -

C. 27-31.

10. Современный словарь по педагогике/сост. E. С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

11. ^валеров В. А. 1нтенцп' педагогiчноï шноватики в дискура праксеологп'/В. А. Kавалеров//Гiлея. Сер.: 1сторичш науки. Ф1лософськ1 науки. Полгтичш науки. - 2012. - Вип. S7 (№ 2). - С. 489-494.

12. Espinas А. Les Origines de la Technologiе/А. Espinas. - Paris: F. Alcan, 1897. -295 р.

13. Kотарбинский Т. Задачи праксеологии. Избранные произведения/Тадеуш Kотарбинский. - М.: Издательство иностранной литературы, 19б3. - 912 с.

14. ^тарбинский Т. Трактат о хорошей работе/Тадеуш Kотарбинский; пер. с польск. - М.: «Экономика», 1975. - 271 с.

15. Слуцький G. Визнання. Творча спадщина з погляду сучасноси^вген Слуцький; за ред. В. Д. Базилевича. -K.: Знання, 2007. - 919 с.

16. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по економической теории/Л. фон Мизес. - Челябинск: Социум, 2005. - 878 с.

17. Ходаювський G. I. Eкономiка та менеджмент пращ (праксеолопчний аспект): навч. пос!б.^. I. Ходаювський, Ю. В. Богоявленська. - Житомир: ЖДТУ 2004. - 378 с.

18. ^лесникова И. А. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./И. А. ^лесникова, E. В. Титова. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 25б с.

19. Алексеева Т. Б. Kультурологический подход в современном образовании/Т. Б. Алексеева. - СПб.: Kнижный дом, 2008. - 352 с.

20. Селевко Г. K. Энциклопедия образовательных технологий/Г. K. Селевко; в 2 т.; Т. 1. - М.: НИИ школьных техн., 200б. - 81б с.

Информация об авторах

Шабалдак Андрей Викторович, начальник Центра обеспечения учебного процесса Военной академии (г. Одесса).

Военная академия (г. Одесса), Украина.

Адрес: б7570, Украина, обл. Одесская, р-н Kоминтерновский, пгт Чорноморское, ул. K-урортная, 2, кВ. 5б, тел. 093-521-54-34 E-mail: shabaldak@i.ua

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3864-1546

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.