Научная статья на тему 'Прагматизм Джона дьюи как ведущая философия образования XXI века'

Прагматизм Джона дьюи как ведущая философия образования XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1588
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова О. А.

Целью образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности, компетентной в различных областях. Именно эта цель определяет направление развития современной системы образования в России. Впервые данную цель перед собой ставил известный американский педагог и философ Джон Дьюи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прагматизм Джона дьюи как ведущая философия образования XXI века»

ПРАГМАТИЗМ ДЖОНА ДЬЮИ КАК ВЕДУЩАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

© Миронова O.A.*

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль

Целью образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности, компетентной в различных областях. Именно эта цель определяет направление развития современной системы образования в России. Впервые данную цель перед собой ставил известный американский педагог и философ Джон Дьюи.

С конца 1980-х г. в России наблюдается интенсивный поиск путей развития педагогической теории и практики, происходит процесс модернизации образования, анализируются собственный опыт и инокультурные педагогические образцы, которые могут быть переосмыслены в современных российских условиях. Обращение к творческому наследию Джона Дьюи (1859-1952), ставшего одной из самых влиятельных фигур в философии, психологии и педагогике XX века и сыгравшего важную роль не только в развитии американской школы, но и современной мировой системы образования в целом, представляется особенно актуальным.

Дьюи являл собой пример междисциплинарного синтеза - философии, педагогики и психологии, пытался интегрировать знания из этих областей для решения образовательных проблем. Большую значимость педагогическое наследие Дьюи приобретает в связи с проблемами адаптации личности в быстро меняющемся мире. В начале XXI века, когда полифоническое мышление является наиболее адекватным ответом на глобализа-ционные процессы, подходы Дьюи сохраняют релевантность и могут занять достойное место в современном педагогическом дискурсе.

Именно поэтому философия образования Джона Дьюи нашла свое отражение и в современной методике преподавания иностранных языков. Проявилось это в использовании метода проектов, который стал актуальным, потому что это творческая работа, развивающая инициативность и самостоятельность учащихся, основанная на межпредметных связях и ориентированная на окружающий мир. Использование проектной методики в обучении иностранному языку способствует развитию и воспитанию у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений, системы личностных отношений, положительного отношения к иностранному языку, то есть, отвечает всем современным требованиям.

* Аспирант.

Джон Дьюи (1859-1952) - один из наиболее видных и влиятельных американских философов XX века. Он считается идеологом прагматизма и основоположником инструменталистской версии этого философского учения. Дж. Дьюи много и напряженно работал над проблемами «человек и общество», «человек и демократия», «демократия и образование». Понимание педагогики американского реформатора Дж. Дьюи представляется невозможным в отрыве от его философии прагматизма. Чтобы разобраться в прагматизме Дьюи, как оригинальной его версии, следует сначала дать характеристику философии прагматизма в целом.

Новейший философский словарь пределяет прагматизм (греч. pragma - дело, действие) как философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности [2].

Основными принципами прагматизма считаются следующие положения:

1. Познание - это практические действия, направленные на преобразование мира. Эти действия выступают основной формой жизнедеятельности человека. Они носят осознанный, целенаправленный характер.

2. Процесс познания включает ряд стадий, направленных на решение проблем, порождаемых затруднительными ситуациями. Высшие абстракции, идеи, философские категории, теория всего лишь инструменты, средства и методы действия. Всё их действие целиком сводится к решению жизненно важных практических задач Основное отношение субъекта к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективно окрашенное.

3. Исходная стадия мышления - опыт. Благодаря мышлению человек накапливает и расширяет свой опыт. Мышление - средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Ценность мышления, согласно прагматизму, обуславливается его действенностью, эффективностью, выступая как средство для достижения успеха, для решения жизненных задач.

4. Опыт - совокупность субъективных переживаний человека. Таким образом, объективная реальность была представлена прагматизмом как некая данность человеку в чувствах, действиях, замыслах и в его опыте. Опыт включает активную деятельность как ответную реакцию организма на воздействие среды. Реальная действительность непрерывно изменяется. Личность с помощью собственных действий может изменить условия своей жизни [4].

С XX века наблюдается факт обособления философии образования от общей философии. Тому есть ряд причин, начиная от общих тенденций эволюции философской мысли, до необходимости стимулирования внимания к возможностям конструктивного подхода к решению насущных проблем

образования именно с философских позиций. Существуют разные варианты толкования сущности понятия «философия образования». Философия образования может рассматриваться как область научных знаний, исследующая закономерности развития образовательной сферы во всех аспектах её функционирования. В данном случае эта наука представляет собой мировоззрение, систему идей и взглядов на развитие образования и влияющих на него внутренних и внешних факторов.

Уже в начале XX века Джон Дьюи настаивал на том, чтобы философию образования не сводили лишь к определенной области общей философии. Дьюи указывал на то, что философия образования является очень важной, поскольку получение знаний происходит именно через образовательные процессы, которые не ограничиваются одним лишь приобретением знаний и соответствующих умений. По мнению Дж. Дьюи процесс обучения направлен на интеграцию полученного знания. А инструментальный характер философии прагматизма Дьюи явился тем фактором, который и сделал ее действительно полезной [6].

В новой концепции школы Дьюи ребенок объявлялся центром системы образования, вокруг которого все организуются. В школе жизнь ребенка должна стать основополагающей целью. Педоцентристская модель школы Дьюи противопоставляла свободную активность - навязыванию; учение на основе опыта - обучению посредством субъектно-объектных отношений учителя и учебника; приобретение навыков и умений как средств достижения целей, имеющих особый жизненно важный смысл - приобретению их путем механического заучивания и многократного повторения; активную жизнедеятельность в настоящем, знакомство с окружающим миром - подготовке к будущему. Эти прогрессивные идеи оказали влияние на развитие образовательных систем различных стран.

В истории развития отечественного образования, педагогическая мысль России традиционно отличалась высоким уровнем восприимчивости к зарубежным идеям. Объяснить это можно тем, что достижения в образовании других стран всегда полезны и интересны, так как появляется возможность сравнивать, взвешивать, накапливать уже имеющийся опыт, а главное избежать тех ошибок, которые уже проявили себя. Это касается системы образования в целом и методов преподавания конкретных дисциплин.

В связи с модернизацией структуры и содержания школьного образования современная цель обучения иностранным языкам получила новую трактовку. Она выражается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Содержание обучения иностранным языкам, согласно цели, должно формировать у школьников целостную картину мира, быть аутентичным, приобщать школьников к культурному наследию своей и других стран, апеллировать к личному опыту школьников, побуждать к выражению собственного мнения, оценки [3].

«В этих условиях методическая организация учебного материала должна стимулировать субъектную позицию школьников, предусматривать проблемную подачу информации, чтобы побуждать учащихся к наблюдениям, размышлению, самостоятельным выводам и обобщениям, нацеливать их на самостоятельный поиск информации. Следовательно, приемы и технологии обучения должны быть нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьника, развитие креативности, получение реальных речевых продуктов на приращение знаний, навыков и умений, приращений в духовной сфере» [1, с. 3]. В арсенале подобных средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид деятельности.

Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности [5, с. 4].

Помимо решения насущных образовательных задач, метод проектов выполняет воспитательные и образовательные функции, тем самым, влияя не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сторону личности. Благодаря использованию метода проектов формируется творческая личность, готовая к взаимодействию и пониманию различных проблем современного поликультурного мира. Всё это соотносится с той моделью учебного процесса, ориентированной на развитие личности учащихся, которая была создана Дж. Дьюи. Ее основными чертами являются следующие положения:

- реальность учебного материала: учащиеся должны быть окружены постоянно расширяющимся миром вещей, которые имеют реальное значение для них и которые они могут наблюдать, изучать, реконструировать;

- целостность, под которой понимается объединение в познавательной деятельности всех физических, умственных, эмоционально-волевых сил ребенка. Чтобы научиться мыслить, учащиеся должны включать в учебный процесс свои руки, ноги, глаза, мускулы, так как это инструменты интеллекта;

- обучение деланием наиболее эффективно обеспечивает целостность познавательной деятельности и развития ребенка. Инстинкт делания - сильнейший у ребенка. В учебные программы должны быть введены проекты, дающие учащимся возможность для самостоятельной работы с реальными вещами;

- проблемность в обучении - обязательное условие развития самостоятельного и критического мышления. Учащимся не задают прочитать тот или иной материал в учебнике, а сообщается сама проблема. Путем вопросов, обсуждения, опытов учащиеся подходят к

решению задачи. Согласно инструментальной философии Дж. Дьюи, только перед лицом проблемы человек мобилизует мыслительные силы и вырабатывает умение принимать самостоятельные решения. Задача учебного процесса состоит в формировании этих умений и может быть решена лишь путем проблемного обучения [4].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что метод проектов вобрал в себя дух философии образования Дж. Дьюи, т.к. соотносится с основными идеями этого педагога и философа. Основными являются следующие положения: 1) ребенок - исходная точка, центр и конец всего. Не программа, а ребенок должен определять как количество, так и качество обучения; 2) каждый ребенок уникален, это ярко выраженная индивидуальность. О настоящем образовании не может быть и речи, пока дети не рассматриваются как целое; 3) воспитание детей основывается на природных особенностях; 4) учение - процесс активный; 5) идея уважения к людям внедряется реальным уважением к достоинству ребенка; 6) естественная дисциплина возникает в результате сотрудничества; 7) включение детей в различные виды деятельности стимулирует их активность и самостоятельность [4].

В новом третьем тысячелетии релевантность демократических, педагогических подходов Дьюи сохраняется, так как они гуманистичны и ан-тропологичны. Его философия образования выдерживает конкуренцию по сравнению с множеством других на право служить опорой в создании более совершенного механизма последовательного руководства воспитанием с учетом интересов и потребностей ребенка, его роста. Она обеспечивает гармоничное индивидуальное развитие человека как социального существа, активного гражданина, гибкой и творческой личности.

Список литературы:

1. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 2-6.

2. Грицанов A.A. Новейший философский словарь. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

3. Зимняя И. А. Проектная методика обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1992. - № 3. - С. 9-15.

4. Подкина H.A. Прагматические педагогические идеи Джона Дьюи и их использование в современной школе [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01/ H.A. Подкина. - Чебоксары, 2003. - 178 с.

5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 4-11.

6. Розин В.М. Философия образования как предмет общего дела // Вопросы философии. - 1995. - № 11. - С. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.