УДК 37.018
О. А. Миронова
Использование метода проектов в системе образования
В статье рассмотрены недостатки современной системы образования, ретроспектива развития идей метода проектов, вклад Дж. Дьюи в развитие проективного образования, преимущества использования проективного образования.
Ключевые слова: метод проектов, проективное образование, модернизация, системно-деятельностный подход, творческие способности.
O. A. Mironova
Use of the Method of Projects in the System of Education
The article deals with the drawbacks of the contemporary system of education, the retrospective review on the development of the ideas connected with project work, J. Dewey's contribution into the development of projective education and the advantages of projective education.
Key words: a method of projects, projective education, modernization, an action-oriented approach, creative abilities.
Многие ученые полагают, что в условиях гуманизации и демократизации российского общества главным смыслом образования становится не заранее заданная система ценностей и усвоение привнесенных извне образцов, а способность человека конструировать свой внутренний мир через ценный для личности персональный опыт познания, через взаимодействие с другими людьми. Инновационный поиск средств обучения приводит педагогов к мысли о том, что образование должно стать практико-ориенти-рованным и инструментально направленным. Нужны деятельностные, групповые, ролевые, проблемные, исследовательские и рефлексивные методы обучения [10].
В традиционно сложившейся практике обучения иностранным языкам достижение стратегической цели российского образования, выраженной в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, затруднено рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
1. применение преимущественно фронтальных видов работ, ориентированных на среднего ученика, что ограничивает условия для дифференциации и индивидуализации обучения;
2. отсутствие эффективного управления и обратной связи с учебно-познавательной деятельностью учащихся;
3. отсутствие достаточной устной практики для каждого ученика на каждом уроке;
4. слабые межпредметные связи;
5. ограниченные возможности в создании ситуаций реального использования изучаемого языкового материала в решении актуальных для учащихся задач [5].
Анализируя необходимость модернизации системы образования, И. Л. Бим указывает на то, что в современных условиях «... методическая организация учебного материала должна стимулировать субъектную позицию школьников, предусматривать проблемную подачу информации, чтобы побуждать учащихся к наблюдениям, размышлению, самостоятельным выводам и обобщениям, нацеливать их на самостоятельный поиск информации. Следовательно, приемы и технологии обучения должны быть нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьника, развитие креативности, получение реальных речевых продуктов на приращение знаний, навыков и умений, приращений в духовной сфере» [1]. В арсенале подобных средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид деятельности.
Методу учебного проектирования в обучении иностранному языку посвящены многочисленные работы как иностранных (D. Fried-Booth, D. Nunan, T. Hutchinson, G. Lewis, D. Phillip), так и отечественных ученых (Е. С. Полат, И. Ю. Со-
© Миронова О. А., 2011
ловьева, М. Ю. Бухаркина, С. С. Рачева, Е. Н. Соловова, И. Я. Зимняя, М. Г. Трубицина, В. В. Копылова), которые трактуют метод проектов как одно из эффективных средств в решении самых различных дидактических целей.
Несмотря на то, что в таблице представлены несколько имен известных педагогов, которые внесли свой вклад в развитие метода проектов, мы остановимся на работах только Дж. Дьюи, так как именно его считают создателем этого метода. Необходимо отметить тот факт, что ни в одной из своих работ сам Дж. Дьюи не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу, что, в свою очередь, не мешает прочно связывать имя этого мыслителя с проектной методикой, так как он разработал ее основные характеристики.
В центре внимания Дж. Дьюи проблемы цели и содержания образования, организационных форм и методов обучения. Дьюи предложил модель новой школы - «школы активности», «школы труда». Главнейшей задачей школы Дж. Дьюи было развивать у детей навыки рефлективного мышления и социального поведения. При этом школа была нацелена на подготовку активных, самостоятельных личностей. Педо-центристская модель школы Дж. Дьюи противопоставляла свободную активность - навязыванию; учение на основе опыта - обучению посредством субъектно-объектных отношений учителя и учебника; приобретение навыков и умений как средств достижения целей, имеющих особый жизненно важный смысл - приобретению их путем механического заучивания и многократного повторения; активную жизнедеятель-
Однако необходимо отметить, что идеи метода проектов не новы. Кандидат педагогических наук М. М. Морозова, представила основные идеи метода проектов в исторической ретроспективе в виде таблицы [4].
ность в настоящем, знакомство с окружающим миром - подготовке к будущему [7].
Знания и учебные предметы не рассматривались Дж. Дьюи как самоцель, а выступали средствами развития личности учащегося. Мерилом прогресса ученика должно быть не количество фактического материала, усвоенного умом, а его увеличивающаяся способность удовлетворять новым ситуациям через выработанные навыки разумного ответа [11].
Анализируя философские и педагогические труды Дж. Дьюи, кандидат педагогических наук Н. А. Подкина резюмирует, что основными идеями Дж. Дьюи являются следующие положения:
- ребенок - исходная точка, центр и конец всего. Не программа, а ребенок должен определять как количество, так и качество обучения;
- каждый ребенок уникален, это ярко выраженная индивидуальность. О настоящем образовании не может быть и речи, пока дети не рассматриваются как целое;
- воспитание детей основывается на природных особенностях;
- учение - процесс активный;
- идея уважения к людям внедряется реальным уважением к ребенку;
- естественная дисциплина возникает в результате сотрудничества;
Таблица1
Автор Основные идеи Примечание
Ж. Ж. Руссо «Свести всю массу уроков к общей цели... которую интересно проследить» Исследовательский подход к обучению
И. Г. Песта-лоцци Соединение обучения с практикой соответствует психологии детей Идеи развивающего обучения
Д. Снезден Принцип обучения посредством созидательной деятельности Идеи планирования и проектирования практической деятельности
Дж. Дьюи «Обучение посредством делания». Проблемная ситуация побуждает человека начать познание. Школа не подготовка к жизни, а сама жизнь в ее особой форме. Строить обучение необходимо на основе целесообразной деятельности ученика, учитывая его личные интересы Деятельностный подход к обучению
У. Х. Кил-патрик Отрицание обязательных школьных программ и классно-урочной системы. Центром учебной работы должна быть активность самих учащихся Идея свободного воспитания и саморазвития
С. Т. Шацкий Определить основные компоненты метода проектов: реальный опыт ребенка, организованный опыт, упражнения, дающие нужные навыки Метод проектов становится одной из альтернатив классно-урочной системы
- включение детей в различные виды деятельности стимулирует их активность и самостоятельность.
Таким образом, Н. А. Подкина приходит к выводу что, Дж. Дьюи разработал модель учебного процесса, ориентированную на развитие личности учащихся. Ссылаясь на З. А. Малькову, автор выделяет следующие основные черты этой модели обучения:
- реальность учебного материала: учащиеся должны быть окружены постоянно расширяющимся миром вещей, которые имеют реальное значение для них и которые они могут наблюдать, изучать, реконструировать;
- целостность, под которой понимается объединение в познавательной деятельности всех физических, умственных, эмоционально-волевых сил ребенка. Чтобы научиться мыслить, учащиеся должны включать в учебный процесс свои руки, ноги, глаза, мускулы, так как это инструменты интеллекта;
- обучение деланием наиболее эффективно обеспечивает целостность познавательной деятельности и развития ребенка. В учебные программы должны быть введены проекты, дающие учащимся возможность для самостоятельной работы с реальными вещами;
- проблемность в обучении - обязательное условие развития самостоятельного и критического мышления. Учащимся не задают прочитать тот или иной материал в учебнике, а сообщается сама проблема. Путем вопросов, обсуждения, опытов учащиеся подходят к решению задачи. Согласно инструментальной философии Дж. Дьюи, только перед лицом проблемы человек мобилизует мыслительные силы и вырабатывает умение принимать самостоятельные решения. Задача учебного процесса состоит в формировании этих умений и может быть решена лишь путем проблемного обучения [6].
И. В. Чеблокова полагает, что в современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического обучения (как это было в 20-х гг. прошлого столетия, когда познание строилось на выполнении комплексных проектов), а наряду с ним как компонент системы образования. Автор считает, что в модернизированных проектных методиках нашли свое отражение следующие идей Дж. Дьюи:
1) ориентация школы на ребенка, когда образование тесно увязывается с его развитием;
2) представление о педагогическом процессе как «постоянной реконструкции опыта»;
3) усвоение знаний путем решения «проблематичных ситуаций»;
4) идея школы как взаимодействующей среды;
5) обучение и воспитание путем делания [10].
Следует обратить особое внимание именно на
последнюю идею Дж. Дьюи. В настоящий момент она получила широкое распространение в различных научных публикациях как в России, так и за рубежом.
В Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком за основу также берется подход к обучению, ориентированный на действия. Он рассматривает пользователей и обучающихся, прежде всего, как «представителей социума», то есть членов общества, у которых есть цели (связанные не только с языком), которые необходимо достичь при таком стечении обстоятельств, в особом окружении, и в пределах специфического поля действия. Языковое использование, охватывающее языковое изучение, включает в себя действия, выполненные людьми, которые выступают и как индивиды и как представители общества, которые стремятся расширить диапазон компетенций как общих, так и специфических коммуникативных языковых компетенций [12].
Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования говорят о деятельностной парадигме образования, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин). При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, предполагает:
1. определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики;
2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, определяющей требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и условиям, обеспечивающим их достижение;
3. признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
4. переход к возрастносообразному построению образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся и задач, определяющих вектор их познавательного и личностного развития;
5. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития [9].
Инновационность подхода состоит в том, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевые задачи развития учащихся», «формирование универсальных способов учебных и познавательных действий» и «ключевые задачи-компетентности», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапред-метных) умений. Достигнуть этих универсальных умений можно в ходе педагогического проектирования [2].
Доктор педагогических наук О. Е. Ломакина, разделяя точку зрения Г. Л. Ильина, определяет проективное образование как воспитание и развитие самоопределяющейся личности, обладающей проективным отношением к миру и способной к сотрудничеству с другими людьми на протяжении всей активной социальной жизни.
Проективное образование, обладая системным характером, позволяет комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и об-
ладает рядом достоинств, к которым можно отнести:
- социальную направленность проектной деятельности;
- реальную включенность учащихся не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в его преобразование;
- возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для учащихся;
- получение реальных результатов своего труда, их внедрение в свою жизнедеятельность;
- свободное творческое самовыражение, не ограниченное рамками предмета и временем;
- иной уровень, качество и содержание проблем, которые приходится решать субъектам образовательного процесса;
- необходимость использования не только знаний из разных предметов, но и выход за рамки содержания традиционного обучения.
Проективное образование основывается на «методе проектов», что подразумевает такую организацию образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода проектов в современном российском образовании является эффективным способом достижения стратегической цели образования, предполагающей воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Библиографический список:
1. Бим, И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 2-6.
2. Кондаков, А. Стандарт нового поколения: преемственность и инновация [Электронный ресурс] / А. Кондаков // Учительская газета. - Режим доступа : URL: http://www.ug.ru/7action =topic&toid= 1421 &i_id= 15 (дата обращения: 07.11.2010).
3. Ломакина, О. Е. Проективный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: Английский язык [Текст] : дис. ... док. пед. наук : 13.00.02 / Ломакина Ольга Евгеньевна. - Тамбов, 2004. - 452 с.
4. Морозова, М. М. «Метод проектов» как феномен образовательного процесса в современной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Морозова Мария Михайловна. - Ульяновск, 2005. - 231 с.
5. Палаева, Л. И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе: На материале английского языка [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Палаева Лира Ильфатовна. -М., 2005. - 239 с.
6. Подкина, Н. А. Прагматические педагогические идеи Джона Дьюи и их использование в современной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Подкина Наталия Александровна. - Чебоксары, 2003. - 178 с.
7. Рогачева, Е. Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на теорию и практику образования в XX в.
[Текст] : дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 / Рогачева Елена Юрьевна. - М., 2006. - 358 с.
8. Томина, Е. Ф. Дж. Дьюи - выдающийся педагог XX столетия [Текст] : учеб. пособ. для вузов / Е. Ф. Томина. - Оренбург : Оренбург. гос. ун-т, 2009. - 128 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: mon. gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf (дата обращения: 07. 11. 2010)
10. Чеблокова, И. В. Актуальность педагогических идей Джона Дьюи в XXI в.: метод проектов [Текст] / И. В. Чеблокова // Инновационный вуз в образовательной системе региона: шестые Герцен. чтения в г. Волхове: материалы науч.-метод. конф. - СПб., 2007. - С. 42-48 .
11. Шарвадзе, Б. А. Философия Джона Дьюи [Текст] / Б. А. Шарвадзе. - Тбилиси, 1998. -374 с.
12. The Common European Framework [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: www. coe .int/t/dg4/linguistic/source/Framework_EN. pdf (дата обращения: 07.11.2010)