Научная статья на тему 'Основные положения проективного образования личности'

Основные положения проективного образования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ПРОЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROJECTIVE EDUCATION / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT-BASED LEARNING / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / COURSE OF LIFE / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONIFICATION OF EDUCATION / WORK WITH INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Георгий Леонидович

Описываются основные особенности понимания проективного образования личности как одной из разновидностей непрерывного образования и его отличия от проектного обучения. Проводится различие между обучением и образованием. Делается вывод, что образование в форме непрерывного проективного образования личности становится персонифицированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Regulations of the Projective Education of Personality

In the article the main features of understanding the projective education of personality as one of the types of continuous education are described

Текст научной работы на тему «Основные положения проективного образования личности»

1УДК 371 ББК 74.05

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Г. Л. Ильин

Описываются основные особенности понимания проективного образования личности как одной из разновидностей непрерывного образования и его отличия от проектного обучения. Проводится различие между обучением и образованием. Делается вывод, что образование в форме непрерывного проективного образования личности становится персонифицированным.

Ключевые слова: непрерывное образование, проективное образование, проектное обучение, работа с информацией, жизненный путь, персонификация образования.

THE MAIN REGULATIONS OF THE PROJECTIVE EDUCATION OF PERSONALITY

G. L. Ilyin

In the article the main features of understanding the projective education of personality as one of the types of continuous education are described as well as its differences from a project-based learning. The distinction between learning and education is made. It is concluded that education in the form of a continuous projective education of personality becomes personified.

Keywords: continuous education, projective education, project-based learning, work with information, course of life, personification of education.

Появление проективного образования связано с радикальными сдвигами в мировом образовании. Каковы же они?

Современное образование основано на трех основных идеях, изменивших современное образование в XX - начале XXI в.: на идее непрерывного образования, продолжающегося в течение всей жизни человека, на идее смены педагогической парадигмы (субъект-объектной на субъект-субъектную) и на идее различия двух форм познания - познания объективного и познания субъективного.

Проективное образование личности - прямое порождение идеи непрерывного образования. Но непрерывное образование имеет две формы: институциональную и личностную. Первая хорошо всем известна как взаимосвязанные звенья образовательной системы, вторая является предметом дальнейшего рассмотрения.

С непрерывным образованием связано второе изменение - смена педагогических пара-

дигм: субъект-объектное понимание учебного процесса сменяется на субъект-субъектное. А это означает, что учащийся рассматривается не как объект обучения, а как существо активное, самостоятельно постигающее окружающий мир, не только в стенах учебных учреждений.

Третье радикальное изменение определяется все более осознаваемым различием двух видов познания, двух родов истины: естественнонаучной (картезианской) и социально-гуманитарной (диалектической). Это различие известно издавна, но в современной педагогике оно становится важным для понимания специфики самой прескриптивной (предписывающей) науки, основанной на проективной (социально-гуманитарной) истине, каковой является педагогика.

Попытаемся изложить основы нового понимания образования, включающее все три идеи, в тезисной форме.

1. Проективное образование личности называется проективным от слова «проекция», буквально, этимологически означающее «бро-

сать вперед», а ныне определяемое как «думать о будущем», «замышлять», «предполагать», «проектировать». Речь идет о планах, замыслах и проектах, свойственных каждому человеку, на любой стадии его развития - стремится ли он, в младенчестве, лежа в манеже, перевернуться со спины на живот, чего бы это ему ни стоило, пытается ли после школы поступить в вуз, пусть не с первой попытки, а став студентом, выбрать направление дальнейшей жизни, вряд ли изначально определенное, или, уже пенсионером, найти нужное, действенное лекарство от болезни, - все это задачи, возникающие перед человеком, решая которые, самостоятельно или с помощью других людей, он ориентируется в действительности, приобретает знания о мире, а следовательно, образуется.

2. В этом понимании любое социальное действие, любая форма или способ поведения, осуществляемые впервые или в незнакомых, неизвестных условиях на собственный страх и риск, в силу внешней необходимости или по внутреннему побуждению, - все это связано с проективным образованием личности. Все, что способствует решению жизненных задач, накоплению знаний о мире, о способах поведения в нем и тем самым способствует определению личности в этом мире, - все это относится к проективному образованию личности.

3. Проективное образование личности по сути своей является непрерывным, поскольку происходит с каждым человеком, ищущим нужную информацию и реализующим свои замыслы. Оно непрерывно, поскольку непрерывно возникают жизненные задачи и проблемы, которые надо решать. Оно является процессом жизнедеятельности человека, начинается с проявления активности с момента рождения или даже в пренатальный период и прекращается лишь с окончанием жизнедеятельности.

4. Проективное образование личности - это не теоретическая выдумка, - это процесс жизнедеятельности, присущий всем людям. Это определение того, что существует в действительности. Сюда относятся не только школьники, студенты и слушатели курсов повышения квалификации, то есть не только участники непрерывного образования, но и все люди, независимо от того, учатся ли они в каком-то учебном учреждении или нет. Все люди в своей жиз-

ни вынуждены решать возникающие перед ними жизненные задачи, будь то проблема, делать ли уроки или играть в футбол, или выбор работы, профессии, спутника жизни или более серьезные, экзистенциальные - «быть или не быть», а если «быть», то «что делать?».

5. Проективное образование личности основано на различии педагогического и образовательного процесса. Педагогический процесс - это взаимодействие педагога с учащимися, предполагающее обучение или воспитание последних, то есть передачу знаний или умений от учителя учащимся, которые воспринимают то, что им дают. Образовательный процесс предполагает, что поиск нужных знаний ведется самим учащимся, что он нуждается в них, что они необходимы ему для решения его проблем. И поиск нужных сведений ведется всюду, где их можно приобрести, из любых источников информации, одним из которых может выступить педагог.

6. Особенность проективного образования личности - использование не только готовых, проверенных, объективных знаний, носителем которых выступали педагог-преподаватель или учебник, но и информации - субъективной, ненадежной, противоречивой, из которой приходится выбирать наиболее достоверную, наиболее подходящую к решаемой жизненной задаче - будь то выбор профессии или спутника жизни, обмен квартиры, поиск лекарства от болезни, получение наследства. Это личная задача, к решению которой нет готового алгоритма и которое надо найти самостоятельно. И знание, полученное при этом, носит глубоко личный характер, жизненно важно.

7. О соотношении непрерывного образования населения и непрерывного проективного образования личности. Следует отделять два понимания непрерывного образования. Различие между ними состоит в том, что первое понимание предполагает создание образовательных структур всевозможных видов на все вкусы и на все случаи жизни с тем, чтобы на любом этапе жизненного пути любой человек имел возможность включиться в образовательные процессы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами, психофизиологическими и личностными особенностями, сообразуясь с потребностями

общества. Второе понимание исходит из того, что образование осуществляется непосредственно в процессе жизнедеятельности человека на протяжении всей его жизни. Это означает, что оно осуществляется не обязательно в специально организованной образовательной структуре, что оно может осуществляться вне образовательных структур и что образование может пониматься шире, чем усвоение систематизированных знаний, навыков и умений. Именно это понимание свойственно непрерывному проективному образованию.

8. Превращение образования в непрерывный процесс, не ограничиваемый стенами учебного заведения и продолжающийся в течение всей социально активной жизни человека, делает проективное образование, во-первых, существенно отличным от процесса обучения, и, во-вторых, процессом личностной жизнедеятельности, личным делом каждого обучающегося. Каждый слышит или слушает преподавателя, но у каждого от услышанного остается свое впечатление или не остается вовсе.

9. В свете сказанного становится ясным, что необходимо четко различать обучение и образование. Обучение - процесс преподавания учащимся знаний, умений, навыков или, в случае воспитания, - моральных правил и нравственных принципов. Образование - приобретение нужных знаний под действием личной мотивации. Признавая различие обучения и образования и настаивая на нем, мы тем самым утверждаем различие обучения как процесса, внешнего по отношению к обучающейся личности, и образования как процесса внутреннего, как процесса развития личности. Образование понимается как процесс, протекающий вне или на фоне обучения, процесс автономный, то есть развивающийся по своим закономерностям, отличным от закономерностей обучения.

10. В проективном образовании изменяется роль «педагога». Педагог не является обязательным участником образовательного процесса, а если присутствует, то выступает, скорее, советником, консультантом, направляющим и оформляющим энергию активности своего подопечного, в роли «андрагога». Отсюда следует возможность установления в проективном образовании, помимо дидактических (поучающих, педагогических), иных, недидактических отношений между

обучающим и обучающимся. Между ними возможны просто отношения взаимного обмена информацией, предполагающего передачу информации в обмен на полученную, но, главное, возможны отношения несогласия, возражения, спора, вызванные поиском решения. Такое возможно либо потому, что обучающийся уже достаточно образован, обладает некоторыми знаниями в своей части (или считает себя таковым), имеет право иметь свою точку зрения и нуждается в пополнении знаний в некоторой иной области, либо потому, что предмет изучения спорен и нуждается в обсуждении, обмене мнениями.

11. Иначе говоря, тогда как обучение есть формирование личности по заданному образцу, образование есть проекция личности на среду, формирование среды по образу и подобию личности, во всяком случае, извлечение из среды нужной информации. Вместе с тем образование - это то, что образуется в обучающемся на основе прошлого опыта под влиянием обучающих воздействий и представляет собой не «сухой остаток» знаний, а живую ткань образов, понятий, представлений, впечатлений, замыслов и планов. Именно таково проективное образование личности.

12. О различии проективного образования и самообразования. Не является ли проективное образование просто формой самообразования? Проективное, стихийное образование личности можно было бы, наверное, свести к хорошо известному самообразованию, если бы оно не носило столь массового характера и не было бы так не похоже на самостоятельное обучение по учебникам, как получение готовых знаний, каким является самообразование. В проективном образовании речь идет о способе жизнедеятельности человека в информационной среде, в которой знания о мире, получаемые в школе или из учебников, вытесняются, ставятся под сомнение или опровергаются информацией, поступающей из других источников. Следует говорить об образовании не просто отличающемся от школьного обучения, но часто противодействующем ему. Но вместе с тем их соединение, их взаимодействие составляет драму современного образования. В личностном плане основу этой драмы составляет столкновение (не всегда осознаваемое) между тем, что из учащегося пытаются сделать, и тем, кем он хотел бы быть.

13. Важно подчеркнуть, что представление о должном и желательном, составляющем суть каждого проекта, не является продуктом субъективного произвола. Деятельность отдельной личности включена в деятельность других людей, находится по отношению к ней в состоянии солидарности или антагонизма. Точно так же представление о должном, которым руководствуется личность, может совпадать с представлениями других людей или расходиться с ними. Жизнеспособность такого представления определяется его соответствием потребностям общей, совместной деятельности. Оно укрепится и разовьется, приобретет сторонников и последователей, если будет отвечать этим потребностям. И оно будет тем жизнеспособнее, чем более общим, совместным и организованным, согласованным с другими людьми оно выступит.

14. Качество образования. В свете сказанного об особенностях непрерывного проективного образования личности нетрудно видеть радикальное изменение в постановке проблемы качества образования. В системе традиционного, «конечного» образования качество обучения оценивается, в основном, по соответствию принятым образовательным нормам и стандартам, иначе говоря, по соответствию требованиям образовательной системы. В непрерывном проективном образовании (а также последипломном и дополнительном профессиональном образовании, в той степени, в какой в них проявляются элементы проективного образования) основным субъектом образовательного процесса и основным потребителем знаний становится обучающийся, который сам оценивает важность и необходимость приобретаемых или желательных знаний и информации для решения жизненных проблем, а следовательно, и качество образования. Качество проективного образования определяется успешностью использования приобретенных знаний, их соответствием образовательным потребностям обучающегося.

15. Важнейшей особенностью проективного образования личности является развитие способности обучающегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, то есть использовать не только готовые знания, но и «полуфабрикат», каким зачастую является информация. На фоне множественности образовательной информации (помимо педагога -

радио, телевидение, пресса, интернет, мобильная связь) главной задачей образования становится обучение работе с информацией и превращение ее в личные знания.

16. Важно подчеркнуть значение развития проективного образования личности для преодоления кризиса отечественной образовательной системы. Трудности, переживаемые отечественным образованием, в значительной степени объясняются тем, что традиционные формы обучения теряют свою эффективность, преподаватель, а с ним и готовые знания, носителем которых он является, теряют былой авторитет, основанный на представлении о вековой мудрости, которую они выражают. Учащийся все чаще относится к передаваемым знаниям как к информации, сомневаясь в их достоверности и необходимости. Вот почему образование, способствующее превращению не только знаний в информацию, но и информации в личные знания, может стать условием восстановления и развития отечественной образовательной системы.

17. До сих пор образование понималось как обучение, соединенное с воспитанием, как вид деятельности, осуществляемой в специально организованных условиях. Появление понятия непрерывного образования сделало невозможным прежнее употребление понятия образования, - непрерывное образование не сводится к непрерывному обучению и воспитанию. Образование, не ограниченное сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизнедеятельности, то евсть процесса развития личности в течение всей социально активной жизни, а жизнь - черты непрерывного образовательного процесса.

18. Сущность проективного образования личности определяется тем, что образовательный процесс инициируется и определяется самим обучающимся. При этом организация образовательной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его успехами и неудачами, его способностями и возможностями, но главное - тем замыслом, проектом, который он формулирует и стремится реализовать средствами образования.

Усвоение содержания обучения, традиционно понимаемого как совокупность прошлого социального опыта и составляющего «основы

наук», превращается из самоцели в средство движения обучающегося в будущее, реализации своего собственного замысла жизненного пути. В этой связи, наряду с фундаментальными научными знаниями, может использоваться и случайная, несистематизированная и противоречивая информация. Ее систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости - забота самого обучающегося при направляющей и поддерживающей роли преподавателя. Обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью

строит свой проект, свое представление о мире.

* * *

Предвидим возражение - не таков наш студент, а тем более учащийся школы, чтобы давать ему возможность самостоятельно определять свою учебную деятельность, а тем более жизненный путь. Он не знает ни своих возможностей, ни своих способностей, у него нет никаких долговременных проектов и замыслов, он работает урывками, принудительно, избегает ситуаций выбора, а в случае необходимости стремится поступать так же, как все окружающие.

Но, во-первых, далеко не все студенты таковы и, во-вторых, не сама ли наша система образования порождает их? Несомненно, что и те и другие студенты будут существовать всегда при любых системах образования. Но проективное образование дает возможность и тем и другим самим выбирать свой жизненный путь, свою форму обучения, свою образовательную траекторию. Именно сфера образования должна представлять собой условия для выявления и развития у учащихся их способностей и замыслов, причем не только в период школьного или вузовского обучения, но и в течение всей жизни, по мере развития человека или выявления новых возможностей его развития [1].

Еще одно важное дополнение необходимо сделать в отношении определения проективного образования: следует различать проективное образование личности и получившее широкое распространение проектное обучение. Проектное обучение связано исключительно с учебным процессом, то есть представляет собой учебную деятельность, тогда как проективное образование личности является

процессом ее жизнедеятельности. Попытаемся определить их различия.

Понятие «проект» не является чем-то новым, во всяком случае, в технических вузах он является основанием итоговой оценки студента. Ныне существующие выпускные и дипломные работы лишь подытоживают пройденное обучение, служат мерой квалификации выпускника, решают задачи учебного процесса и лишь в редких случаях находят дальнейшую разработку, воплощаются в жизни.

Проективное образование личности, как и проектное обучение, предполагает составление проектов, но эти проекты не носят учебного характера, а берутся из потребностей социальной жизни и личной жизни и опыта обучающегося, выбираются или формулируются самим обучающимся и выполняются не в ходе учебной деятельности, а посредством учебной деятельности. В нынешнем обучении дипломный проект завершает образование, в проективном он его продолжает.

Иначе говоря, учебная деятельность является лишь этапом в развитии проекта, создаваемого и реализуемого обучающимся или слушателем. Образование в целом выступает в сервисной роли по отношению к проекту, оно называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому, что само является средством создания и реализации какого-либо проекта, имеющего жизненный, а не просто учебный смысл для обучающегося.

Следовательно, проект в проектном обучении отличается от проекта в проективном образовании не только масштабом (учебная деятельность в проектном обучении и жизнедеятельность в проективном образовании), но и местом в структуре образовательной деятельности человека. В методе проектов проект - средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала. Так, Килпатрик определял метод проектов как «метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке» (выделено нами. - Г. И.) [2, с. 109]. То есть даже когда «сами учащиеся намечают себе те или иные практические задания (проекты) и в процессе их выполнения приобретают знания и умения», они лишь действуют в рамках учебной системы, определяющей «учебно-школьные задания».

Столь же определенно высказывается сторонница современного понимания метода проектов: «Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом» (выделено нами. - Г. И.) [3, с. 66].

В проективном образовании разработка проекта хотя и является целью обучения, но целью, которая может не быть достигнута, может быть изменена или отброшена, а может быть включена в другую в качестве средства. В проективном образовании личности не «учебно-школьные задания» получают разрешение в жизненной обстановке, а, напротив, жизненные проблемы получают разрешение средствами или в сфере образования.

Однако суть различий не сводится к перечисленным характеристикам. Принципиально важным следует признать личностный характер проектирования в проективном образовании и общий или типовой характер используемых проектов в проектном обучении. Эта характеристика определяет отличие проективного образования не только от метода проектов, но и от традиционного образования в целом. Речь идет о смене парадигмы образования, предполагающей переворот взаимоотношений системы образования с обучаемыми: вместо системы формирования (обучения и воспитания) обучаемых, выступающих в роли объектов обучения, предполагается создание системы образования, обслуживающей образовательные потребности обучающихся. Доминирующая функция образования по отношению к обучающимся сменяется сервисной. Образование перестает быть обучающим, поучающим, несущим готовые знания и становится средством и способом решения жизненных проблем. В отличие от массового образования, оно становится персонифицированным.

Вывод. Современное образование перестает быть деятельностью обучения и воспитания, протекающей только в учебных заведениях, в специально организованных условиях, и становится проективным образованием - процессом жизнедеятельности, совершающимся в течение всей активной жизни личности. Тем самым проективное образование выступает формой непрерывного образования личности. Оно называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому, что само является средством создания и реализации какого-либо замысла, имеющего жизненный, а не просто учебный смысл для обучающегося.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин, Г. Л. О компетенции выпускников педагогических учреждений [Текст] / Г. Л. Ильин // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 3. - С. 40-48.

2. Килпатрик В. Х. Метод проектов [Текст] / В. Х. Килпатрик // Энцикл. Брокгауза и Эфрона. - 1925.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2000.

REFERENCES

1. Ilyin G. L. O kompetentsii vypusknikov peda-gogicheskikh uchrezhdeniy (On the competence of graduates of pedagogical institutions). Prep-odavatel XXI vek (Teacher of the 21st century), 2009, No. № 3, pp. 40-48.

2. Kilpatrik V. Kh. Metod proektov (Project method). Entsikl. Brokgauza i Efrona (Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary). 1925.

3. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekh-nologii v sisteme obrazovaniya (New pedagogical and information technologies in the education system). Ed. E. S. Polat. Moscow: Aka-demiya, 2000.

Ильин Георгий Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Ilyin Georgy L., Dr. Habil. in Education, Professor, Department of Pre-School Education, Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.