Корнилова Л.В., Айчувакова Е..Р.
Проективное обучение как,инновационный метод...
УДК 378.091.398
ПРОЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Корнилова Л.В., Айчувакова Е.Р.
Аннотация. В данной статье рассматриваются новые требования к системе образования современного российского общества. Раскрываются основные принципы обучения взрослых. Выявляются особенности проективного обучения с точки зрения развития инновационной компетентности.
In given article new requirements to an education system of a modern Russian society are considered. The authors reveal the basic principles of adults training. Features of projective training from the point of view of development of innovative competence come to light.
Ключевые слова: непрерывное образование, модернизация, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, проективное обучение.
Continuous education, modernization, professional retraining, improvement of professional skill, projective training.
Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в последнее время в стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. В связи с этим в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого от -дельного человека и всего человечества в целом. Учение на протяжении всей жизни как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека -главное условие для эффективной деятельности во всех сферах жизнедеятельности.
Сформулированная в Российской Федерации задача перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, продиктованная темпами развития, выдвигает проблему модернизации системы непрерывного повышения квалификации. Непрерывное образование предоставляет каждому человеку «институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая тре-
буется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста» [4].
В современном обществе образование яв -ляется не источником абстрактного прогресса, а социальной уверенности людей, способом раскрытия связей с обществом, личной устро-енности и веры в будущее [1].
Особую значимость в этом плане приобретает образование взрослых и, в особенности, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров. Стратегия модернизации российского образования предусматривает обновление системы повышения квалификации и переподготовки управленческих, методических и педагогических кадров на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения). Реализация модернизации образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Проблема повышения квалификации педагогов, которое рассматривается как составная часть системы непрерывного повышения квалификации, в современных условиях обусловлена двумя группами факторов, связанных, с одной стороны, с тенденциями изменения в самой системе повышения квалификации, с другой - с задачами управления современного профессионального образования.
Повышение квалификации - наиболее гибкая подсистема образования взрослых, которая может и должна мобильно реагировать на запросы общества. В современных условиях ключевой становится развивающая функция последипломного образования, когда организация повышения квалификации выстраивается так, чтобы в полной мере предоставить слушателю право свободного выбора содержания и организационных форм последипломного образования с учетом его профессиональных интересов и личностных возможностей. Исходя из этого, можно отметить, что одной из важнейших особенностей становления современной системы повышения квалификации является ее от-
Научные сообщения
крытость дальнейшему изменению, когда образование становится средством саморазвития, и процессом осмысления собственного профессионального и жизненного пути. В связи с изменением требований, предъявляемых к профессиональному развитию работников, возникла необходимость в рассмотрении новых подходов, опирающихся на современные ресурсы к организации повышения квалификации.
Становится очевидным тот факт, что прежние формы, методы и средства обучения нуждаются в корректировке и модернизации. Ушел в прошлое миф о достаточности образования полученного в юности, о непродолжительном и краткосрочном периоде обучения в учреждени -ях образования. Идея о непрерывном образовании и развитии специалиста сегодня ни у кого не вызывает сомнений, поскольку быстрое изменение в сфере науки и техники требует от специалистов не стационарных, а мобильных, постоянно обновляющихся знаний. Специалист (педагог) сегодня должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Все это выдвигает на первый план требование непрерывного развития (личностного и профессионального) педагогов, т.е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию потенциальных возможностей каждого учителя. Решающую роль в процессе профессионального обучения и развития имеет личная мотивация, заинтересованность в необходимости процесса обучения. В этом отношении необходимо помнить основные принципы обучения взрослых:
- осмысленность, практическая значимость изучаемого материала;
- связь изучаемого материала с жизнью с практикой и имеющимися знаниями у обучаемых;
- приоритет самостоятельного обучения и совместной деятельности обучающих и обучающихся;
- опора на познавательные потребности обучаемых, их жизненный опыт;
- ориентация на разноуровневое освоение учебного материала;
- максимальная интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность обучаемых в учебный процесс;
- неформальная атмосфера учебных занятий;
- осмысленность, критическое отношение к изучаемому материалу [2].
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению посто -янно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.
Среди основных социокультурных условий, определяющих приоритеты в достижении качества современного образования, специалисты называют:
- информатизацию жизни общества;
- становление открытого общества;
- становление гражданского общества;
- становление нового культурного типа личности;
- профессионализацию в течение всей жизни.
Ученые выделяют пять групп профессиональных задач современного учителя:
- видеть ученика в образовательном процессе;
- строить образовательный процесс, направленный на достижение целей школьного образования;
- устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
- создавать и использовать образовательную среду;
- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Необходимые системные изменения процесса обучения, обусловленные социокультур -ными факторами, определяющими современное качество образования, определяют требуемые изменения профессионально-педагогической деятельности учителя:
- опора на самостоятельность ребенка в обучении;
- создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;
- создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни;
Корнилова Л.В., Айчувакдва Е..Ф.
Проективное обучение каК.инновационный метод...
- инициативность, творчество и корпоративная культура учителя;
- траектория своего профессионально-личностного совершенствования [3].
На современном этапе в системе образования взрослых особую роль приобретает проективное обучение [5]. Развитию теории проектирования педагогических объектов и систем в настоящее время посвящают свои исследовательские усилия Н.А. Алексеев, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильин, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, Т.К. Смыковская, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпи-цина и др. Можно констатировать, что педагогическое проектирование как научно-педагогическая область, в настоящее время находится в процессе своего становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследований. На предшествующих этапах развития педагогической науки отдельные стороны педагогического проектирования представлялись в теоретических работах. Например, способность к проектированию обозначена в профессиональных моделях деятельности педагогов как составляющая педагогического творчества. Проектировочная функция педагогической деятельности вычленяется в работах по методологии научно-педагогических исследований (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.). В ряде психолого-педагогических работ раскрыты особенности проектирования педагогами собственной деятельности, развития педагогических умений и способностей (Н.Ф. Го-ноблин, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.).
Так что же такое «педагогическое проекти -рование», в чем его сущность и каков его потенциал для современной системы образования взрослых? Педагогическое проектирование рассматривается в отечественной педагогике в двух аспектах:
- как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи или выделяется в особый вид педагогической деятельности и является непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики;
- аспект предполагает проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогического процесса и педагогических ситуаций как результата функционирования этих систем.
Интерес к проблематике социокультурного и педагогического проектирования в настоящее время чрезвычайно высок, велика востребованность исследований и разработок подобного рода. Самые разнообразные социокультурные и педагогические проекты актуализированы задачами обновления социокультурной сферы и реформирования образования, проблемами регионализации последнего, запросами инновационного развития образовательных учреждений. Проблема внедрения проективного обучения актуальна, и можно выделить несколько аргументов в его пользу:
- проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения;
- проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения;
- проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям 21-го века;
- проектирование реализует идеи лично-стно-ориентированной педагогики;
- Проектирование изменяет конкурентоспособность самого педагога на рынке труда, позволяет овладеть проективным, т.е. опережающим, прогностическим мышлением.
Следует отметить, что проблема проектирования в зарубежной педагогике является инновационным направлением научной мысли в современных условиях. Проблемой проектирования занимаются такие зарубежные ученые как Р. Бервик, Д. Вилкинс, Т. Вудворт, К. Грейвс, К. Джонсон, Ф. Дубин, К. Кэндлин, Дж. Манби, Д. Нунан, Э. Олштейн, Дж. Ялден, Т. Хатчинсон и др. Анализ их подходов позволил сделать вывод о том, что главная задача педагога в современных условиях не планировать искусственные успехи обучаемого, не писать пошаговые планы-конспекты, а конструировать условия, максимально способствующие развитию у него коммуникативной компетенции. В этом заключается главное отличие проектирования от планирования.
Бытует мнение, что проективное обучение основывается на всем известном «методе проектов», поэтому необходимо выявить их отли -чия. Анализ подходов отечественных ученых к сущности метода проектов в теории и практике обучения позволил нам считать метод проектов как учебное проектирование, действенным, эф-
Научные сообщения
фективным, практичным методом формирования коммуникативной компетенции обучающихся, результативно апробированным в педагогической реальности. Но существует принципиальное отличие проектного обучения от проективного обучения. Проективное обучение предполагает не решение готовых учебных задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте. Проективное обучение, как и проектное обучение, предполагает составление проектов, но эти проекты не носят чисто учебного характера, а берутся из потребностей социальной жизни, возможно из личной жизни и опыта проектировщика, выбираются или формулируются самим педагогом и выполняются не в ходе учебной деятельности, а посредством учебной деятельности.
Другими словами, учебная деятельность является лишь этапом в развитии проекта, создаваемого и реализуемого обучающимися. Образование в целом выступает в сервисной роли по отношению к проекту, оно называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому что само является средством создания или реализации какого-либо проекта, имеющего жизненный или профессиональный, а не просто учебный смысл для проектировщика.
Таким образом, функции проекта в проективном обучении отличны от таковых в проектном обучении: в методе проектов проект -средство обучения, т.е. усвоения определенного учебного материала; в проективном образовании проект - цель обучения. Поэтому соотношение проективного и проектного обучения можно рассматривать как общее с частным. В условиях смены парадигм от знаниевой к лич-ностно-ориентированной меняется роль преподавателя. В методе проектов учитель продолжает оставаться инициатором составления учебных проектов, в педагогическом проектировании обучающиеся становятся авторами собственных научных идей, замыслов.
Мы считаем, что проективное образование - это инновационный тип образования, который предполагает получение нового знания, решения относительно возникшей проблемы в процессе образования, что меняет его социальную функцию, которое перестает только транслировать знание, и начинает его создавать.
Ценностью проективного образования становится не подготовка личности к жизни, а ее развитие в процессе овладения новыми способами решения проблем и порождения новых знаний. В процессе проектирования учебного курса в системе образования взрослых, имеющаяся у разработчика теоретическая информация и полученные в ходе анализа потребностей эмпирические данные интерпретируются с целью создания программы; отбора, адаптации или написания материалов в соответствии с ней; разработки методики их использования в обучении; установления процедур оценки (форм и приемов контроля), которыми будет измерять продвижение обучающихся к намеченной цели.
Создавая оргдеятельностный продукт в проективном образовании, слушатель курсов повышения квалификации оказывается субъектом, конструктором, организатором своей учебной деятельности, выступает одновременно и как объект управления, и как субъект управления, который анализирует собственные действия, осуществляя, таким образом, проектную и контрольную функцию.
Учебная деятельность слушателей в проективном образовании строится на основе системы принципов дистанционного обучения: высокая интерактивность учебного процесса, заключающаяся в постоянных контактах всех участников процесса обучения; модульность, позволяющая слушателю формировать индивидуальный учебный план, состоящий из независимых учебных блоков; самостоятельность обучающихся при построении индивидуальной образовательной траектории и регламентации учебного процесса; гибкость, дающая возможность слушателям работать в индивидуальном режиме; специализированный контроль знаний и качества образования, основанный на применении инновационных технологий; использование новых педагогических технологий. Преподаватель, использующий в своей деятельности проективные технологии, реализует следующие функции:
- аналитическую, выявляет информацию о целях, потребностях и желаниях слушателей;
- интеграционную, ведет отбор содержания образования по учебной дисциплине с учетом интеграции знаний в различных образовательных проектах;
Корнилова Л.В., Айчувакдва Е..Ф.
Проективное обучение как.инновационный метод...
- имитационно-моделирующую, в формировании в процессе обучения слушателей такой образовательной среды, которая способствовала бы становлению и проявлению компе-тентностей обучающихся, когда полученные знания становятся основой для решения нестандартных жизненных ситуаций и проблем, а также в возможности и способности моделировать в учебном процессе жизненные ситуации, в которых обучающимся предстоит найти способ решения практической задачи;
- индивидуально-оценочную, в определении способов оценки и учета достижений слушателей, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов, способов учета достижений обучающихся;
- субъектно-проектировочную, готовность к совместному с обучающимися проектированию социально-образовательных проектов как образовательной и самоорганизующейся технологии, а также проявляющаяся в совместном со слушателями проектировании индивидуального образовательного маршрута;
- рефлексивную, проявляющуюся в готовности к рефлексивному самоуправлению как механизму становления коллективного субъекта деятельности;
- тьюторскую функцию, которая реализуется в сопровождении педагогом образовательного маршрута обучающегося, в оказании ему необходимой помощи в решении образовательных проблем.
Таким образом, на современном этапе развития системы непрерывного образования взрослых, проективное обучение приобретает особую значимость и актуальность как сред-
ство активизации и мотивации профессионального развития специалистов, т.к. оно принципиально меняет систему отношений преподавателя и обучающихся, которая в данном случае основана на принципе партнерства и ориентирована на индивидуальную программу развития слушателя.
Литература
1. Ангеловский, А.А. Непрерывность дополнительного профессионального образования как развитие практики социальной уверенности. / А.А. Ангеловский // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров» ООО «Пронто», Челябинск . - 2010. - № 1(3). - С. 57.
2. Выбираем образовательный маршрут повышения квалификации педагога: Сборник аннотаций образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс] / Под общ. ред. С.В. Жолована, С.В. Алексеева; сост. ЛИ. Гущина - СПб.: СПбАППО, 2010. -263 с. - Режим доступа: http://spbappo.com.
3. Дополнительное и профессиональное образование: сб. норм., правовых и локальных актов, информ. док. и методических материалов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 332 с.
4. Концепция содержания непрерывного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iro.yar.rubigpi.biysk.ru> 6^/20061027114533.doc.
5. Фоменко, С. Л. Проективное обучение как инновационный метод в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / С.Л. Фоменко // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 10 - С. 135-139.