Научная статья на тему 'Прагматический подход к оценке эффективности корпоративных отношений банка'

Прагматический подход к оценке эффективности корпоративных отношений банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОРПОРАЦИЯ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ ОТНОШЕНИЙ / COMMERCIAL BANK / CORPORATE PARTNERSHIP / FINANCIAL MANAGEMENT / CORPORATE STRATEGY / CORPORATION / INCOME AND EXPENSES / BUDGET OF PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конягина Мария Николаевна

Современные подходы в банковском финансовом менеджменте обусловили развитие прагматической концепции в оценке эффективности банковского бизнеса. Одновременно последний финансовый кризис обнажил потребность в методиках, позволяющих не только оценить результат реализации стратегии, но и рассчитать его будущие изменения. В статье представлена авторская методика оценки корпоративных отношений банков, обеспечивающая прагматический подход в определении эффективности его корпоративной стратегии и развивающая идею взаимосвязи степени достижения стратегического результата с поощрением менеджеров банка за труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pragmatic Approach to Estimating of Banking Efficiency

Modern approaches to the bank management caused the development of the pragmatic concept in estimating of banking efficiency. At the same time the last financial crisis showed the necessity of methods which allow not only to estimate the results of the strategy, but also to rate at the future changes. The article introduces the authors estimation technique of banks corporate partnerships which ensures the pragmatic approach to estimating the banks strategic effectiveness. Moreover it develops the idea of the correlation between strategic results and motivation system in bank management.

Текст научной работы на тему «Прагматический подход к оценке эффективности корпоративных отношений банка»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УДК 336.71

М. Н. Конягина

Прагматический подход к оценке эффективности корпоративных отношений банка

Современные подходы в банковском финансовом менеджменте обусловили развитие прагматической концепции в оценке эффективности банковского бизнеса. Одновременно последний финансовый кризис обнажил потребность в методиках, позволяющих не только оценить результат реализации стратегии, но и рассчитать его будущие изменения. В статье представлена авторская методика оценки корпоративных отношений банков, обеспечивающая прагматический подход в определении эффективности его корпоративной стратегии и развивающая идею взаимосвязи степени достижения стратегического результата с поощрением менеджеров банка за труд.

Modern approaches to the bank management caused the development of the pragmatic concept in estimating of banking efficiency. At the same time the last financial crisis showed the necessity of methods which allow not only to estimate the results of the strategy, but also to rate at the future changes. The article introduces the author’s estimation technique of banks’ corporate partnerships which ensures the pragmatic approach to estimating the bank’s strategic effectiveness. Moreover it develops the idea of the correlation between strategic results and motivation system in bank management.

Ключевые слова: коммерческий банк, корпоративные отношения, финансовый менеджмент, корпоративная стратегия, корпорация, доходы и расходы, бюджет отношений.

Key words: commercial bank, corporate partnership, financial management, corporate strategy, corporation, income and expenses, budget of partnership.

Современное развитие российской банковской системы свидетельствует о ее переходе в качественно новое состояние, где присутствуют крупные корпоративные структуры, требующие новаторских подходов в банковском менеджменте с применением адаптивных механизмов финансового управления. Основой последнего должны стать корпоративное управление и принципиально новые подходы к развитию корпоративных отношений коммерческих банков, а также интегрированные инструменты оценки их качества для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования банковской системы страны.

Несмотря на разнообразие организационно-правовых форм и размеров кредитных организаций, образующих отечественную банковскую систему, в последнее десятилетие мы наблюдаем усиление влияния фактора корпоративных отношений на систему банковского менеджмента. Корпоративные отношения становятся преобладающей формой взаимодействия бизнеса в финансовой сфере, что оказывает влияние на систему управления банками, отношения банков с клиентами, регулирующими органами, обусловливает новые подходы к финансовому менеджменту в кредитных организациях. Таким образом, вся система управления современным банком, независимо от его размера, под воздействием фактора корпоративных отношений приобретает новую форму. Но прежде всего этот фактор значим для банков, являющихся корпорациями, затрагивая их инвестиционную политику, проблематику повышения эффективности деятельности.

В России почти две трети операций на рынке банковских услуг проводятся коммерческими банками, их дочерними и зависимыми структурами, которые фактически представляют собой корпорации. Трансформируясь в корпорацию, банк развивает систему корпоративных отношений со своим участием, стимулируя множество связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений, дающих эффект синергии, которые урегулированы принятым банком корпоративным управлением и подчинены одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития этого коммерческого банка. Последнее требует от руководства банка создания четкой системы планирования деятельности, а также формирования и реализации адаптивной корпоративной стратегии.

Под корпоративной стратегией коммерческого банка мы предлагаем понимать разработанный руководством банка комплекс долгосрочных мер, подходов и средств к формированию, управлению и развитию сложной коммерческой структуры, основанной на взаимосвязи через владение акциями (долями) участников этой структуры или договорных отношениях, результаты которых оказывают существенное влияние на финансовый результат банка, и использованию ресурсов с целью увеличения прибыли и стоимости корпорации. Поэтому оценка деятельности банка становится одновременно и оценкой эффективности его корпоративной стратегии.

Современные авторы предлагают разные подходы к оценке эффективности деятельности банка. Сегодня для оценки результатов финансового управления часто предлагается использовать подходы, основанные на дисконтировании будущих денежных потоков. Эти подходы можно классифицировать следующим образом [1]: модели дисконтирования дивидендов; модели денежных потоков на

собственный капитал; модели избыточного дохода. Достаточно полное описание этих моделей приводится в работах Дж. Синки, А. Дамодарана, Т. Коупленда, Т. Колера и Дж. Мурина [2], М. Помориной [3]. В дополнение к ним нас интересуют подходы, которые могли бы помочь оценить эффективность корпоративной стратегии банка и сформировать в соответствии с предложенным определением корпоративной стратегии эффективную корпоративную структуру банка как корпорации. Деятельность банка в рамках превалирующих прагматических приоритетов обусловливает сугубо прагматический подход к формированию корпоративной структуры. Поэтому и предлагаемый вариант оценки эффективности корпоративной стратегии такой кредитной организации может быть назван прагматическим методом оценки корпоративных отношений банка, или «расчет бюджета отношений».

Предлагаемый подход к оценке корпоративных отношений банка с зависимыми организациями достаточно прост и должен рассматриваться как дополнительный к традиционным оценкам эффективности стратегии. Он разработан на базе метода расчета «Бюджета клиента», применяемого в некоторых отечественных и зарубежных банках. На основании полученных в рамках предлагаемого метода результатов можно вырабатывать политику взаимоотношений с конкретной дочерней или зависимой организацией. Преимущество метода в первую очередь заключается в том, что он позволяет не только оценивать текущую эффективность отношений с конкретной организацией, но и гибко подойти к вопросу ограничения временного периода анализа или планирования. Целью применения указанного метода является получение заключения о рентабельности отношений с корпоративным контрагентом для банка. В зависимости от результата банк может использовать имеющиеся у него средства (варьирование трансфертных ставок и тарифов, изменение объема финансирования, и др. - вплоть до принятия решения о продаже своего пакета акций и вывода организации из корпоративной структуры) для повышения эффективности.

Расчет бюджета отношений - это инструмент оценки прибыльности взаимодействия между банком и корпоративным контрагентом. Оценка прибыльности последнего позволяет определить чистую прибыль от конкретной дочерней или зависимой организации, подразделения банка и предоставляет возможность переоценки определенных внутрикорпоративных банковских услуг (ссуды, депозиты, расчетное обслуживание и т. д.) для обеспечения эффективных корпоративных отношений банка. Методика основывается на сравнении доходов от всех внутрикорпоративных услуг, предостав-

107

ленных корпоративному контрагенту, с соответствующими издержками и плановой прибылью. Данное сравнение достаточно хорошо применимо к связанным организациям, получающим ссуды, и одновременно его можно применить и для оценки некредитной деятельности. Сравнение осуществляется в соответствии с условием формулы (1):

Дк > Рк + Ппл (1)

где: Дк - доходы по корпоративному контрагенту;

Рк - расходы по корпоративному контрагенту;

Ппл - планируемая прибыль по корпоративному контрагенту.

В данном расчете важно обеспечить сопоставимость доходов и расходов. Поэтому их необходимо разделить в соответствии с принятой в банковском финансовом менеджменте классификацией.

Расходы в расчете бюджета отношений

Предлагаемая методика предусматривает классический подход к классификации расходов на процентные и непроцентные. Для определения непроцентных расходов по корпоративному контрагенту используется идентификация всего перечня внутрикорпоративных услуг, используемых им. Таковых обычно насчитывается большое количество наименований, так как зависимые организации являются активными клиентами банка. Но перечень для удобства можно ограничить и распределить «по уровням».

Следующим условием определения непроцентных расходов по корпоративному контрагенту является определение стоимости каждой услуги. Стоимость услуги можно, например, подсчитать на основании фактических издержек банка, связанных с ее предоставлением. Обычно себестоимость считается заданной и приводится во внутренних информационно-аналитических документах экономического отдела банка.

Процентные расходы, или расходы по выплате процентов, могут состоять из двух частей:

1) проценты за средства, являющиеся ресурсами для финансирования корпоративного контрагента. Стоимостью таких средств может быть стоимость облигационного займа, выпущенного банком для финансирования, например расширения деятельности зарубежного подразделения. Также этой части процентных расходов может и не быть, если средства условно бесплатны;

2) проценты, выплачиваемые корпоративному контрагенту по его расчетным и депозитным счетам.

Определение доходов по корпоративному контрагенту

От операций с зависимыми организациями и стратегическими контрагентами банк получает три типа доходов:

1) в виде платы за оказываемые внутрикорпоративные услуги;

2) от используемых (инвестируемых) банком средств на расчетных и депозитных счетах корпоративных контрагентов (инвестиционный доход);

3) в виде процентов по ссуде.

Дочерние и зависимые организации могут быть «чистыми депозиторами», т. е. остатки на их счетах превышают ссуды, которые предоставлял им банк. Другие - «чистые заемщики». Их средний уровень заимствования больше, чем остатки по их счетам. Однако ошибочно предполагать, что остатки по счетам корпоративного заемщика финансируют ему же предоставляемую ссуду. Поэтому инвестиционный доход рассматривается отдельно от дохода, полученного в виде процента по ссуде.

Доход в виде платы за оказываемые внутрикорпоративные услуги рассчитывается по факту использования корпоративным контрагентом тех услуг, за которые банк взимает плату. Доход в виде процентов по ссуде определяется как фактически полученный доход по внутрикорпоративным ссудам, предоставленным корпоративным контрагентам, относящийся к исследуемому периоду.

Все средства на расчетных и депозитных счетах, средства по депозитным сертификатам, векселям, вкладам, размещенные в банке, приносят банку инвестиционный доход. Инвестиционный доход по корпоративному клиенту равен инвестируемому остатку его средств в банке, умноженному на стоимость, по которой банк «покупает» у корпоративного контрагента ресурсы, рассчитанную за определенный период. Стоимость приобретения таких ресурсов, называемая обычно трансфертной ценой, учитывает необходимость обязательного резервирования в Центральном банке и поддержания требований ликвидности. При этом инвестируемый остаток по депозитному счету будет равен среднему остатку на депозитном счете, а инвестируемый остаток по расчетному счету - среднему остатку на расчетном счете.

Ключевой плановый показатель

Определение планируемой прибыли по корпоративному контрагенту основывается на задаваемом банком показателе нормативной рентабельности по доходной части составляемых бюджетов отношений с каждым корпоративным контрагентом. Так как по каждой дочерней и зависимой организации можно свести баланс ресур-

сов и вложений, то планируемая прибыль может быть выражена в формуле:

ПпЛ = НР х Дк 0 х " (2),

365

где: Ппл - планируемая прибыль по корпоративному контрагенту;

Нр - задаваемый норматив рентабельности для корпоративного

контрагента;

Дк0 - доходы по корпоративному контрагенту в базовом периоде;

п - дней в периоде.

Норматив рентабельности Нр задается индивидуально для каждого корпоративного контрагента. Он является результатом экспертной оценки и зависит от результатов ряда предыдущих периодов и оценки перспектив развития рынков присутствия корпоративного контрагента.

Для удобства расчетов банку, применяющему методику расчета бюджета отношений, рекомендуется разработать ряд аналитических таблиц по видам доходов и расходов на базе применяемых в банке программных продуктов. Результаты расчетов в каждой таблице должны быть объединены в сводной таблице, где одновременно представлены итоги по каждому виду доходов и расходов, а также расчетная прибыль по корпоративному контрагенту за период.

Рентабельность корпоративных отношений целесообразно рассчитывать как отношение прибыли по корпоративному контрагенту к сумме расходов по нему. Это обусловлено рассмотрением корпоративных отношений банка как единой экономической системы. Сопоставив плановый показатель рентабельности с полученным фактическим, банк может принимать решения о развитии дальнейших корпоративных отношений с организацией.

Мы рекомендуем использовать описанную методику в коротком горизонте, одновременно оценивая и планируя отношения с периодичностью один раз в три месяца. Безусловно, временной горизонт может быть расширен. Однако при планировании отношений на период свыше 12 месяцев рекомендовано учитывать сезонную динамику отношений с конкретным корпоративным контрагентом, а также применять сценарное моделирование с использованием ставки дисконтирования, рассчитанной индивидуально для банка, на основе анализа статистических данных за длительный временной период.

Таким образом, предлагаемый метод отталкивается от рентабельности денежных потоков, которыми банк обменивается с до-

черним, зависимым обществом или стратегическим партнером. Преимуществом такого подхода является в первую очередь индивидуальный подход, выраженный в задаваемом каждому корпоративному контрагенту нормативе рентабельности. Последнее важно при оценке краткосрочных результатов корпоративных отношений с расширяющимися и вновь открываемыми корпоративными структурами. Результаты применения метода могут быть использованы в рамках мотивации менеджмента, ответственного за работу отдельных корпоративных направлений. Простота метода обеспечивает его практическую применимость, высокую скорость обработки результата и внедрение в любом банке через индивидуальные программные продукты или стандартные пакеты.

Список литературы

1. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. 3-е изд. - М.: Альпина-Бизнес Букс, 2006.

2. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / пер. с англ. - М.: Олимп - Бизнес, 2005.

3. Поморина М.А. Концепция финансового управления в системе стратегического менеджмента банка: дис. ... д-ра экон. наук. 08.00.10. - М.: Гос. ун-т управления, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.