Научная статья на тему 'PR и рекламное продвижение Удмуртской республики как туристского региона России'

PR и рекламное продвижение Удмуртской республики как туристского региона России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
303
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ИМИДЖ / ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баталов А. К.

Статья посвящена проблеме имиджевого позиционирования Удмуртии как туристской дестинации. Особое внимание уделяется рекламно-информационному обеспечению продвижения регионального туристского продукта на внутренней и внешний рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «PR и рекламное продвижение Удмуртской республики как туристского региона России»

PR И РЕКЛАМНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА РОССИИ

© Баталов А.К.*

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Статья посвящена проблеме имиджевого позиционирования Удмуртии как туристской дестинации. Особое внимание уделяется рекламно-информационному обеспечению продвижения регионального туристского продукта на внутренней и внешний рынок.

Ключевые слова въездной туризм, туристский имидж, туристский регион, Удмуртская республика.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики [2].

Современные процессы регионализации общества способствуют формированию устойчивого интереса к экономическим аспектам туризма на уровне как отдельных субъектов федерации, так и муниципальных образований, среди которых заметную часть составляют традиционно «нетуристские» территории. К этой категории можно отнести и Удмуртскую республику.

Особенностью экономического развития Удмуртии является то, что ее развитие на протяжении почти двух веков связано с укреплением обороноспособности российского государства. Исторически сложилось так, что группа ведущих предприятий республики общегосударственного значения занимала исключительное место в укреплении обороноспособности страны (основанный в 1807 году Ижевский оружейный завод был одним из крупных военных арсеналов России). В оборонной промышленности Удмуртии осваивался выпуск новых образцов вооружения и военной техники. Промышленные предприятия Удмуртии выпускали широкую гамму образцов вооружения и военной техники.

В связи с тем, что на территории Удмуртии располагались закрытые предприятия оборонной промышленности, партийное руководства республики, считало регион неперспективным для развития въездного туризма и соответственно вопросам развития индустрии туризма внимание практически не уделялось [1]. До 1990-х гг. республика была «закрыта» для въездно-

* Студент 4 курса специальности «Связи с общественностью». Научный руководитель: Окон-никова Т.И., заведующий кафедрой Теории и практики социальных коммуникаций, кандидат исторических наук, доцент

го туризма. Следствием этого явилась низкая эффективность использования потенциала туризма как экономического, социального и социокультурного фактора развития Удмуртии.

На сегодняшний день туризм рассматривается как одно из стратегических направлений развития экономики Удмуртской республики, способствующее решению задач социально-экономического развития республики, таких как создание условий для повышения уровня и качества жизни, роста доходов населения, повышение эффективности использования ресурсов, сохранение и развитие кадрового потенциала и его эффективное использование, создание условий для динамичного социально-экономического развития муниципальных образований в Удмуртии, сокращение различий в их развитии. Развитие внутреннего и въездного туризма включено в «Стратегию социально-экономического развития Удмуртской республики на период до 2025 г.» [6]. В июне 2012 года постановлением Правительства Удмуртской республики утверждена Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской республике на 2012-2018 годы» и создан Межведомственный координационный совет по развитию туризма при Правительстве Удмуртской Республики [4].

Реализация государственной политики в области туризма возложена на Министерство по физической культуре спорту и туризму Удмуртской республике. Содействуют развитию туризма такие общественные организации, как Удмуртское отделение Российского Союза туриндустрии, Республиканский центр туризма и отдыха Удмуртской Республики, Союз туристов и краеведов Удмуртии.

Природный и историко-культурный потенциал УР позволяет развивать многие виды въездного и внутреннего туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: культурно-познавательный, сельский, событийный, активный (в том числе спортивно-оздоровительный), экологический, лечебно-оздоровительный, охотничье-промысловый, деловой.

В настоящий момент Удмуртия обладает «сильными» именами, такими как конструктор-оружейник М.Т. Калашников, композитор П.И. Чайковский, лыжница Г.А. Кулакова, писатель Н.А. Дурова, писатель В.Г. Короленко; привлекательными объектами культуры и истории («музей-усадьба П.И. Чайковского», коллекция стрелкового оружия «Ижмаш», музей им. М.Т. Калашникова и др.).

Туристский комплекс Удмуртии состоит из почти 2,5 тысяч объектов различного назначения и ведомственной подчиненности, в нем функционирует около 300 субъектов туристической деятельности. К настоящему времени в Удмуртской республике действует более 45 туристских программ.

PR и рекламное продвижение Удмуртской республики как туристского региона России - приоритетная задача, стоящая перед государственными органами Республики в сфере туристической деятельности. Для реализации

поставленной задачи необходимо разработать целый комплекс мероприятий, способствующий имиджевому позиционированию Удмуртии как туристской дестинации. В него должны входить:

- создание и актуализация единой базы данных объектов туристской индустрии в УР. Необходимо также создать единый республиканский классификатор туристских ресурсов Удмуртии по их функциональному назначению. Значение подобного классификатора для всей туристской деятельности республики необычайно велико, так как он лежит в основе аналитических работ, проводимых для целей стратегического планирования, без которых не могут осуществлять эффективную деятельность ни туроператоры, ни республиканские власти, в функции которых входит обеспечение рационального использования, развития и воспроизводства природного, культурного, исторического достояния республики;

- разработка туристского бренда Удмуртии (в основе туристского бренда региона должна быть единая концепция развития регионального туризма, отражающая основной туристский потенциал, с одной стороны, и привлекательная для различных целевых туристских групп, с другой сторон);

- подготовка материалов о туристском потенциале УР, в том числе информационного характера (каталоги и иная информационная продукция, посвященная туристической деятельности в УР необходима для презентации туристического потенциала УР);

- освещение деятельности в туриндустрии, осуществляемой в УР, в средствах массовой информации и сети Интернет (информационная поддержка туриндустрии УР необходима для продвижения республиканского туристского продукта, формирования дополнительного потребительского спроса);

- создание и поддержка официального республиканского туристского Интернет-портала (информационная поддержка туриндустрии УР необходима для продвижения республиканского туристского продукта);

- организация и продвижение рекламно-информационных туров, пресс-туров для представителей печатных и электронных СМИ. Проведение конкурса на лучший журналистский материал о туризме УР по итогам пресс-туров (продвижение республиканского туристского продукта, формирование дополнительного потребительского спроса);

- организация и проведение ежегодной республиканской туристской выставки (активизация работы по популяризации и продвижению туристских ресурсов республики, привлечение инвестиций, внедрение передового опыта, содействие предприятиям туристской индустрии в расширении деловых контактов, а также содействие росту объемов реализации туристских продуктов и отдельных туристских услуг);

- участие УР в региональных, российских и международных туристских выставках, семинарах, конференциях, форумах по вопросам развития внутреннего и въездного туризма (активное продвижение отечественного туристского продукта, формирование дополнительного потребительского спроса, повышение потребительской инвестиционной привлекательности туристской отрасли УР);

- проведение ярких и крупных культурно -событийных мероприятий, способствующих привлечению туристов в республику.

В настоящее время в республике предпринимаются определенные шаги для обеспечения PR продвижения и рекламно-информационной поддержки республиканского туристского продукта на внутреннем и международном рынках. Мероприятия этой направленности способствуют целенаправленному формированию имиджа Удмуртской Республики как региона, благоприятного для туризма, активному продвижению регионального туристского продукта на российском и мировом туристских рынках, совершенствованию системы информационного обеспечения туристкой деятельности.

Минспорттуризмом УР ведется активная работа по повышению уровня информированности о туристском потенциале Удмуртской республики у российской и зарубежной общественности. Рекламно-информационное обеспечение продвижения регионального туристского продукта на внутренней и внешний рынок осуществляется путем участия республики в международных и всероссийских выставочных мероприятиях. Так, в 2012 и 2013 гг. республика была представлена на международных и всероссийских туристских выставках: «Интурмаркет» в г. Москве, в 12-ой международной туристской ярмарке MITF в г. Москве, международной туристской выставке «ОТДЫХ / Leisure» в г. Москве, XVII специализированной выставке спорта и туризма «KITS-2012» в г. Казани, а также на II фестивале-презентации туристских ресурсов Приволжского федерального округа «Открой Приволжье» в г. Йошкар-Ола. Особо значимым событием в туристической жизни Удмуртии стало регулярное проведение всероссийской выставки «Туризм. Спорт. Отдых». В 2013 г. проводилась уже IV всероссийская специализированная выставка «Туризм. Спорт. Отдых». Участие в вышеперечисленных выставочных мероприятиях выявило огромный интерес к нашей республике со стороны других регионов [3].

Для продвижения положительного имиджа УР в городских, региональных и центральных СМИ создаются и выпускаются циклы программ в жанре «телепутешествие». Так например, программа, созданная авторским коллективом телеканала «Моя Удмуртия», представляет маршруты выходного дня по Удмуртии и направлена на продвижение внутреннего и въездного туризма, организацию семейного отдыха. В 2012 году демонстрировались фильмы «Удмуртия: Будем знакомы» и «Народная кладовая», созданные съемочной группой ВГТРК, представляющей общероссийский телевизионный проект «Моя планета» на российских телеканалах холдинга ВГТРК -«Россия 2», «Россия 24» и цифровом канале «Моя планета».

Продвижению Удмуртской республики как региона благоприятного для внутреннего и въездного туризма способствует участие в формировании интерактивной информационно-поисковой системы «Живая карта России» -Интернет-проекте Министерства культуры РФ, направленного на поддержку внутреннего и въездного туризма в нашей стране, обеспечение потенциальных клиентов доступной, актуальной информацией о туристско-рекреа-ционном потенциале регионов.

В Удмуртии регулярно проводится большое количество международных, всероссийских и региональных культурных событий, которые положительно сказываются на имидже региона и тем самым способствуют развитию въездного туризма в республику. Удмуртская республика стала традиционным местом для организации и проведения цирковых, музыкальных и этнических фестивалей, а также разнообразных фольклорных программ, приуроченных к праздникам народного календаря. Также обладают сформированной и устойчивой аудиторией фестивали народных художественных промыслов и ремесел [5].

Следует отметить, прежде всего, международный фестиваль циркового искусства, завоевавший известность и признание не только в мировом цирковом сообществе, но и среди простого населения. Так, в г. Ижевске в 2013 году состоялся уже 6-ой фестиваль, в котором приняли участие около 200 артистов из 15 стран мира.

Продвижению имиджа Удмуртии как культурно развитого региона способствует проведение музыкального фестиваля «На родине П.И. Чайковского», имеющего статус международного и получившего признание со стороны ведущих музыкальных коллективов, а также выдающихся мастеров России. Помимо этого проводятся международные джазовые фестивали в г. Ижевске.

В финно-угорском мире популярностью пользуются такие этнические фестивали как «Воршуд», «Новые песни древней земли», «Гербер» и другие. Гостями фестивалей являются фольклорные коллективы Финляндии, Эстонии, Венгрии.

Своего рода яркой PR-акцией по продвижению положительного туристского имиджа Удмуртии стал Первый международный Бурановский фестиваль народной культуры, проходившей с 29 августа по 4 сентября 2013 года. Идея проведения фестиваля, способного соперничать с крупнейшими европейскими этно-форумами и по масштабу, и по уровню представленных исполнителей, родилась после триумфального выступления фольклорного коллектива «Бурановские бабушки» на конкурсе «Евровидение-2012». В фестивале приняли участие 27 коллективов, а это более 400 артистов из России и зарубежья. Участниками фестиваля стали аутентичные ансамбли и молодежные фольклорные коллективы из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В село Бураново съехались лучшие народные коллективы из республик Башкортостан, Бурятия, Мордовия, Карелия, Липец-

кой, Омской и Ульяновской областей. Среди зарубежных участников - творческие коллективы из Португалии, Китая, Латвии, Эстонии. Первый международный Бурановский фестиваль народной культуры, получивший мощное освещение в региональных и федеральных СМИ в ближайшем будущем может стать еще одной туристской «визиткой» республики.

Подводя итог, отметим, что PR и рекламное продвижение регионов, благоприятных для развития внутреннего и въездного туризма, в современном мире становится важным экономическим ресурсом и одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Имидж территории является основой успешного продвижения территории, повышения привлекательности территориальных туристских продуктов и услуг, как на внутреннем, так и на международном рынках.

Список литературы:

1. Баталова Л.В., Васильева Л.В. Туризм в Удмуртии: история и современность: монография. - Ижевск: Удмуртский университет, 2012. - 444 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Материалы итогового заседания коллегии Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики. - Ижевск, 2013. - 43 с.

4. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы». Постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2012 № 237. - 18 с.

5. Продвижение имиджа регионов России (Продвижение имиджа Уд-муртии:опыт и перспективы): Материалы международной научно-практической конференции 1-2 ноября 2007 г.: в 2-х ч. Ч. 2. / Отв. ред. Г.В. Мерз-лякова. - Ижевск, 2007. - 265 с.

6. Стратегия социально-экономического развития Удмуртской республики на период до 2025 г. - Ижевск, 2010. - 132 с.

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮФО

© Уракова М.Н.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Развитие туристско-рекреационной деятельности отмечено среди стратегических приоритетных направлений в рамках реализации цели повышения благосостояния и качества жизни населения Южного фе-

* Магистрант кафедры Региональной политики и политической географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.