УДК 338.48(470.51)(045)
DOI: 10.12737/6688
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Мерзлякова Галина Витальевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» г. Ижевск, Российская Федерация
Баталова Лариса Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и практики социальных коммуникаций, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» г. Ижевск, Российская Федерация
Оконникова Татьяна Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой теории и практики социальных коммуникаций, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» г. Ижевск, Российская Федерация
В статье представлены основные результаты научного исследования, выполненного при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части Госзадания, код проекта 1968. В рамках данной работы был проведен поэтапный ретроспективный анализ системы управления региональным туризмом в Удмуртской Республике; рассмотрен процесс формирования современной системы управления в Удмуртской Республике. На основе промежуточных результатов эффективности реализации Республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской республике на 2012-2018 годы» обосновано, что, программно-целевой метод управления региональным туризмом в Удмуртии, выбранный Министерством по физической культуре, спорту и туризму УР, обеспечивает позитивную динамику развития туриндустрии республики. Также в материалах статьи рассмотрены вопросы управления туризмом в Удмуртской Республике как межотраслевого комплекса, вопросы по формированию информационной базы туристско-рекреационных ресурсов и объектов туристской инфраструктуры республики, вопросы стимулирования инвестиционной активности и другие направления деятельности по развитию внутреннего и въездного туризма в республике.
Ключевые слова: региональный туризм, Удмуртская Республика, программноцелевой метод
Сегодня туризм превратился в мощную движущую силу общемирового социальноэкономического развития. Осознание этого факта в современной России способствует формированию устойчивого интереса к туризму не только как социально-культурному феномену, но и как к отрасли экономики, способной приносить существенный доход в национальный бюджет. Этот интерес очевиден на федеральном уровне, что в концентрированном виде выразилось в принятии и реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 644 от 2.08.2011 г. [12].
Как следствие, туризм вошел в число приоритетных стратегических направлений экономического развития и на уровне отдельных субъектов федерации, среди которых заметную часть составляют традиционно «нетуристские» территории. К этой категории можно отнести и Удмуртскую Республику, где до недавнего времени туризм не рассматривался как перспективный сектор региональной экономики. На формирование и развитие туристского рынка Удмуртии большое влияние оказал военно-промышленный комплекс, главенствующий в экономической и социальной сфере республики с 1807 года.
В советский период на территории республики находились закрытые предприятия оборонной промышленности, и до 90-х гг. XX века республика носила статус закрытого региона.
Отличительной чертой развития управлением туризма в нашей стране в советский период являлась его серьезная государственная поддержка вплоть до сращивания отдельных субъектов туристской деятельности, существовавших, как правило, в виде общественных и профсоюзных организаций, с органами государственной власти. При этом государственная поддержка и иерархическая система организации обеспечивали четкое регулирование, планирование и регламентацию управления туристской деятельностью. Эти тенденции в полной мере проявились и в Удмуртской Республике. Так, до начала 90-х гг. XX века в Удмуртии действовала централизованная разноуровневая (государственная, общественная, профсоюзная) система управления массовым туризмом и его регулирования. До 1993 г. в республике управление туризмом было возложено на Удмуртский областной совет по туризму и экскурсиям Удмуртского областного совета профсоюзов, в сферу компетенции которого входил внутренний туризм, в т.ч. спортивно-оздоровительный; на «Интурист» Удмуртского областного совета профсоюзов, контролировавший зарубежный туризм; на Бюро международного молодежного туризма «Спутник» Удмуртского обкома ВЛКСМ, курировавшее международный молодежный туризм; на Республиканскую детскую туристскоэкскурсионную станцию Министерства просвещения УАССР, которая занималась развитием детско-юношеского туризма и краеведения[1].
В перестроечное время данные структуры прекратили свое существование, некоторые были реорганизованы в коммерческие фирмы. Возникновение последних стало характерной чертой времени. Деятельность туристских фирм была направлена, прежде всего, на выездной туризм, который приобретал все большую популярность в связи с появлением возможности свободного перемещения граждан Российской Федерации за ее пределы. Что касается внутреннего туризма, то следует отметить, что 1990-е гг. стали периодом разрушения действовавших ранее форм и механизмов организации массового отдыха и оздоровления граждан. Изменения претерпела и система управления туризмом. После упразднения в 1992 г. Удмуртского областного совета по туризму и экскурсиям управление туристской деятельностью со стороны государства в Удмуртской Республике ограничивалось исключительно контролем в сфере лицензирования турагентской деятельности. Лицензирование турагентской деятельности в этот период осуществляло Министерство международных связей Удмуртской Республики. Таким образом, в
1990-ее гг. в Удмуртии произошла полная децентрализация управления туристской деятельностью.
К концу 1990-х гг. государственные структуры начинают проявлять заинтересованность в усилении своей роли в управлении туристской деятельностью. С января 1997 г. по май 2000 г. при Министерстве международных связей Удмуртской Республики действовала Комиссия по лицензированию международной туристской деятельности в Удмуртской Республике, осуществлявшая консультативные, экспертные, контрольные и информационные функции. В феврале 1997 г. по инициативе Министерства международных связей Удмуртской Республики был создан Координационный совет по развитию туризма с целью содействия развитию внутреннего и въездного туризма в республике. Основными задачами совета были рекламное продвижение региона, осуществление сбора и анализа статистических данных, а также учебно-методическая деятельность.
Также в эти годы в Удмуртии различными ведомствами и организациями предпринимались действия по восстановлению туристской отрасли. Были созданы общественные и коммерческие организации, способствующие развитию туризма в республике. Так, например, в 1996 г. было образовано Удмуртское отделение Российской ассоциации турагентств, в 1998 г. - Республиканская детско-молодежная общественная организация «Союз туристов и краеведов Удмуртии», в 1999 г. возникло Удмуртское отделение Российского союза туриндустрии и др.
В 1998 г. Министерством международных связей УР был разработан проект Концепции развития туризма в Удмуртской Республике [4], который должен был послужить основой для разработки целевой Программы развития туризма в Удмуртской Республике. В рамках программы предполагалось провести анализ состояния туристского комплекса УР, определить приоритетные направления развития туризма в республике, необходимость и объем финансирования из различных источников, в т.ч. и бюджетного. Но в этот период программа развития туризма в Удмуртии в силу различных причин, основной из которых следует признать инерционность руководителей региона в вопросах определения приоритетных стратегических направлений развития экономики, принята не была.
Постановлением Правительства УР от 23.12.2002 г. № 1091 вопросы развития туризма в УР были отнесены к компетенции Государственного комитета Удмуртской Республики по физической культуре и спорту (Госкомспорт УР), который представлял собой исполнительный орган государственной власти УР, проводящий государственную
политику и осуществляющий управление в сфере физической культуры, спорта и туризма. В мае 2003 г. Коллегией Госкомспорта УР был утвержден отдел туризма, спортсооружений и лицензирования. Основными задачами отдела в области туризма являлось развитие спортивного туризма в республике и лицензирование турагентской деятельности. Последнее направление деятельности (лицензирование) осуществлялось отделом до 2007 г. до отмены этого нормативного положения в соответствии с Федеральным законом от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[13].
Для второй половины 2000-х гг. характерны усилия отдельных министерств и ведомств по формированию профильных концепций и программ в сфере туризма. Так, Госкомспорт УР разработал проект целевой республиканской программы «Развитие спортивно-оздоровительного туризма в УР на 2007-2009 годы» [9], Министерством культуры УР была разработана Концепция по развитию культурно-познавательного туризма в республике на 2010-2015 гг. [3]. По инициативе различных структур проводились конференции и совещания по этнографическому и культурному туризму, представители туристской общественности республики и Госкомспорта УР принимали участие в проектно-аналитических семинарах «Создание основ туристскоинформационной системы Приволжского федерального округа».
Все эти мероприятия в конечном итоге были направлены на развитие внутреннего и въездного туризма в республике, но не смогли кардинально изменить ситуацию, в частности, из-за ограниченности сфер компетенции и полномочий организующих сторон. Основной проблемой являлось отсутствие системного подхода к управлению развитием отрасли, и, как следствие, несогласованность действий заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, неразвитость туристской инфраструктуры, отсутствие механизмов контроля и взаимодействия предприятий туристской отраслью, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие достоверной статистики, рекламно-информационной системы и т.д.
Таким образом, с конца 1990-х гг. проявляется тенденция к определенной централизации управления туризмом в Удмуртской Республике. В целом же систему управления туризмом в этот период скорее можно определить как децентрализованную, в которой ведущую роль сохраняют отдельные субъекты турдеятельности.
С 2009 г. тенденция к усилению роли государства в управлении региональным туризмом становится доминирующей. В 2009 г. развитие внутреннего и въездного туризма было включено в «Стратегию социально-экономического развития Удмуртской
Республики на период до 2025 г.» [11]. И хотя, согласно этому документу, туристическому комплексу отводится незначительная вспомогательная роль по отношению к традиционным отраслям хозяйства региона [10], сам факт его выделения «отдельной строкой» дал заметный импульс для активизации деятельности заинтересованных сторон.
С этого же года реализация государственной политики в области туризма была возложена на Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики.
Для обеспечения эффективного развития туризма и туристской индустрии как межотраслевого комплекса Министерством по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики был инициирован программно-целевой подход. Эти усилия увенчались успехом во многом благодаря импульсам, исходящим от федерального центра, и в июне 2012 г. постановлением Правительства Удмуртской Республики утверждена Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской республике на 2012-2018 годы» (далее Программа) [8].
В сентябре 2012 г. с целью обеспечения организации управления программой создан и действует Межведомственный координационный совет по развитию туризма при Правительстве Удмуртской Республики. Основной задачей совета является управление Программой посредством обеспечения взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, организации всех форм собственности и граждан в области развития туризма в Удмуртской Республике, выработки единой политики, стандартов и подходов к реализации Программы, а также формирование планов реализации мероприятий Программы, координация деятельности исполнителей мероприятий Программы. В состав координационного совета входят представители органов государственной власти, представители научных и общественных организаций.
Реализация Программы стимулирует создание муниципальных структур, курирующих развитие туризма на уровне городов и районов. В большинстве муниципалитетов такие органы на данный момент появились. Также стимулируется разработка муниципальных программ развития туризма и туристской индустрии.
Приоритетными направлениями деятельности Министерства по физической культуре, спорту и туризму УР в рамках реализации Программы развития внутреннего и въездного туризма являются развитие туристской инфраструктуры республики через поддержку инвестиционных проектов, а также расширение и наполнение
информационного поля по теме внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике, методическая поддержка существующих и вновь создаваемых турпроектов.
Министерством по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики ведется активная работа по формированию информационной базы туристскорекреационных ресурсов и объектов туристской инфраструктуры республики, по повышению уровня информированности о туристском потенциале региона. В последние годы Удмуртия активно участвует в международных и всероссийских туристских выставках.
Для продвижения внутреннего и въездного туризма в Удмуртии в городских, региональных и центральных СМИ создаются и выпускаются циклы программ в жанре «телепутешествие». Цикл программ «Большое путешествие» приобретен Общественным телевидением России, а также неоднократно транслировался по телеканалу «Моя Планета». В 2013 году было снято и показано в эфире 12 новых передач. Информационная политика по презентации туристского потенциала республики реализуется и через печатные СМИ, интернет-издания, радиопередачи. Организуются пресс-туры по Удмуртии с целью информирования СМИ об интересных и перспективных туристских проектах.
Продвижению Удмуртской Республики как региона благоприятного для внутреннего и въездного туризма способствует участие в формировании интерактивной информационно-поисковой системы «Живая карта России». Данный интернет-проект, осуществляющийся при поддержке Министерства культуры РФ, направлен на содействие в развитии внутреннего и въездного туризма в стране, предоставление потенциальным клиентам доступной, актуальной информации о туристско-рекреационном потенциале регионов. Следует отметить, что информационно-поисковые системы и широкий спектр их сервисов - это обязательный коммуникационный канал при построении комплекса маркетинга и продвижении региональной туристкой системы на национальном и международном туристских рынках [5].
Промежуточными результатами эффективности реализации программно-целевого метода управления региональным туризмом в Удмуртской республике являются данные статистики: сегодня республику в год в среднем посещают более 3 000 иностранцев, в т.ч. из них около 1800 туристов, более 202 000 жителей России, в т.ч. более 8 000 туристов; за период с 2011 по 2013 год внутренний туристский поток в Удмуртской Республике вырос на 94 тысяч человек и составляет 300,0 тысяч человек в год. Объем оказанных туристских услуг вырос на 189,7 млн. руб. При сохранении среднего количества туристских
предприятий ежегодный темп роста данного показателя составляет более 130% и в 2013 году равен 421,5 млн. руб. [7].
Таким образом, уже сейчас, по завершении двух лет после начала реализации Программы, можно утверждать, что программно-целевой метод управления
региональным туризмом как межотраслевым комплексом в Удмуртской Республике демонстрирует свою эффективность.
В заключение следует подчеркнуть, что природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Удмуртская Республика, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в регионе. Формирование конкурентоспособной туристской индустрии предполагает комплексное развитие всех элементов туристско-рекреационного потенциала, что требует эффективного управления туристской деятельностью. Сформировавшаяся в настоящее время частично-децентрализованная система управления региональным туризмом в Удмуртской Республике, не обладающей туристскорекреационными ресурсами с высокой привлекательностью для широких слоев населения (например, теплое море и жаркий климат), является наиболее эффективной в сложившихся условиях. С одной стороны, она сохраняет автономию и свободу предпринимательства отдельных субъектов туристской деятельности, что стимулирует их активность в целях получения прибыли, с другой стороны, создает условия для создания современного туристского комплекса, экономическая привлекательность которого на стадии формирования не является очевидной и предполагает существенную государственную поддержку.
В первую очередь государственная поддержка необходима при построении информационного поля туризма, которое ориентировано на конечного потребителя, и при организации мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной
деятельности в сфере туризма, которые могут осуществляться в форме «инвестиционных сессий» или в форме «электронной биржи инвестиционных проектов». Как правило, инициаторами сессий и администраторами электронных бирж выступают региональные структуры управления туризмом [6, 14].
Позитивная динамика развития туристской отрасли в Удмуртской Республике в последние годы позволяет сделать вывод о необходимости продолжения реализации используемых форм и механизмов управления региональным туризмом.
Литература
1. Баталова, Л.В. Эволюция туристско-экскурсионной деятельности в исторической ретроспективе (на примере Удмуртской Республики). - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2008.
2. Баталова, Л.В., Мерзлякова, Г.В. Становление и развитие органов управления отечественным туристско-экскурсионным делом (на примере Удмуртии) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. [Электронный ресурс]: URL: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2011/2011-4/3/3.htm (дата обращения 20.03.2014).
3. Концепция «Развитие культурно-познавательного туризма в Удмуртской Республике (2010-2015 гг.)». - Ижевск: КнигоГрад, 2008.
4. Концепция развития туризма в Удмуртской Республике: Постановление Правительства Удмуртской Республики от 3.06.1998 № 243.
5. Кривошеева, Т.М., Костромина, Н.В. Средства массовой коммуникации и
формирование туристского имиджа РФ. // Сервис в России и за рубежом. - 2012. -№10(37). [Электронный ресурс]: URL:
http://old.rguts.ru/electronic_journal/number37/contents (дата обращения 20.03.2014).
6. Маркова, С.А., Кривошеева, Т.М. Практика применения программного метода управления в сфере туризма: материалы международной научно-практической конференции «Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)». - В 5-ти частях. - Ч. 3. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011.
7. Материалы итогового заседания коллегии Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской республики. - Ижевск, 2014.
8. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы»: Постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2012 № 237.
9. Республиканская целевая программа «Развитие спортивно-оздоровительного туризма в Удмуртской Республике на 2007-2009 годы»: Проект. - Ижевск, 2007.
10. Саранча, М. А. Потенциал и организация развития туристско-рекреационной деятельности в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем: монография. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011.
11. Стратегия социально-экономического развития Удмуртской республики на период до 2025 г. - Ижевск, 2010.
12. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 644 от 2.08.2011 г. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/ (дата обращения 20.03.2014).
13. Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/
cons doc LAW 129271 (дата обращения 20.03.2014).
14. Организационно-экономические аспекты предпринимательства в сфере туризма / Т.В. Харитонова, Т.М. Кривошеева, О.В. Шеменева и др. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012.
THE UDMURT REPUBLIC REGIONAL TOURISM PROGRAM-OBJECTIVE METHODS OF MANAGEMENT
Merzliakova Galina Vitalevna, Doctor of Historical Sciences,
Professor, Department of History and Political Science, [email protected]
Udmurt State University Izhevsk, Russian Federation
Batalova Larissa Vyacheslavovna, candidate of Historical Sciences, assistant professor of the theory and practice of social communications, [email protected]
Udmurt State University Izhevsk, Russian Federation
Okonnikova Tatiana Ivanovna, candidate of Historical Sciences, Associate Professor,
Head Department of Theory and Practice of Social Communications, [email protected]
Udmurt State University Izhevsk, Russian Federation
The article presents the main results of scientific research, carried out with the Ministry of Education and Science of the Russian financial support, based on the fundamental part of State order, project code 1968. The article contents the step-by-step retrospective analysis of the Udmurt Republic regional tourism management system, and the modern management system formation process in the Udmurt Republic. The Udmurt Republic Regional tourism program-objective method of management, picked out by the Ministry of Physical Culture, Sports and Tourism U.R., provides the positive development dynamic of the tourism industry in the republic, based on the intermediate results of the objective program “The inner and entrance tourism development in the Udmurt Republic on 2012-2018 years ” realization. The article is connected also with several ways of inner and entrance tourism development in the Republic, like: the
tourism management in the Udmurt Republic as an interindustry complex; tourist-recreational resources information base as well as tourist infrastructure objects forming; the investment activity stimulation; andc.t.r.
Keywords: regional tourism, Udmurtia, program-objective method
Reference:
1. Batalova, L.V. Evolyutsiya turistsko-ekskursionnoy deyatelnosti v istoricheskoy retrospektive (na primere Udmurtii). - Izhevsk: .Izd-vo "Udmurtsky universitet", 2008.
2. Batalova, L.V., Merzlyakova, G.V. Stanovlenie i razvitie organov upravleniya otechestvennym turistsko-ekskursionnym delo (na primere Udmurtii) // Korporativnoe upravlenie .and innovatsionnoe razvitie ekonomiki severa. [Electronic resource]: URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-4/3/3.htm (date accessed 03.20.2014).
3. .Kontseptsiya "Razvitie kulturno-poznavatelnogo turizma v Udmurtskoy Respublike (2010-2015)." - Izhevsk: KnigoGrad, 2008.
4. Kontseptsiya Razvitie turizma v Udmurtskoy Respublike: Postanovlenie Pravitelstva Udmurtskoy Respubliki ot 3.06.1998 № 243.
5. Krivosheeva, TM., Kostromina, N.V. Sredstva massovoy kommunikatsii i
formirovanie turistskogo imidzha RF. // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2012. - №10 (37). [Electronic resource]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number37/contents (date
accessed 20.03.2014).
6. .Markova, S.A., .Krivosheeva, T.M. Praktika primeneniya programmnogo metoda upravleniya v sfere turizma: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Upravlenie sovremennym innovatsionnym obschestvom v postkrizisny period (ekonomicheskie, sotsialnye, filosofskie, pravovye aspekty). "- V 5 chastyah. - Part 3 - Saratov: Publishing house "cubes", 2011.
7. Materialy itogovogo zasedaniya kollegii Ministerstva po fizicheskoy kulture, sportu and turizmu Udmurtskoy respubliki. - Izhevsk, 2014.
8. Respublikanskaya tselevaya programma "razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Udmurtskoy Respublike na 2012-2018 gg": Postanovlenie Pravitelstva Udmurtskoy Respubliki ot 04.06.2012 № 237.
9. Respublikanskaya tselevaya programma "Razvitie sportivno-ozdorovitelnogo turizma v Udmurtskoy Respublike na 2007-2009 gg": The project. - Izhevsk, 2007.
10. Sarancha, M.A. Potentsial i organizatziia razvitija turistsko-rekreatsionnoy deyatelnosti v Udmurtskoy Respublike: geografichesky analiz i otsenka Na osnove
geograficheskih informatsionnyh sistem: monografiya. - Izhevsk: Publishing house "Udmurtsky universitet", 2011.
11. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitija Udmurtskoy respubliki Na period do 2025 - Izhevsk, 2010.
12. Federalnaya tselevaya programma " Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v
Rossiyskoy Federatsii (2011-2018)." utverzhdennaya Postanovleniem Pravitelstva Russii Federation № 644 ot 2.08.2011 g. [Electronic resource] // URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/ (date accessed 03.20.2014).
13. Federalny zakon ot 05.02.2007 N 12-FZ (ed. ot 03.05.2012) "O vnesenii izmeneny .in .Federalny zakon" Ob osnovah turistskoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii".[Electronic resource]: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129271 (date accessed
03.20.2014).
14. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty predprinimatelstva v .sfere turizma / TV Kharitonov, TM .Krivosheeva, OV .Shemeneva Et al. - M.: VPO «RSUTS», 2012.
УДК 339.1 DOI: 10.12737/6689
РАЗВИТИЕ ВОДНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ
Пучкин Алексей Михайлович, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация