Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный туризм / географическая культура / просветительская деятельность / аттрактивность туристских ресурсов / туристская дестинация / cognitive tourism / geographical education / educational activities / recreational resources attractiveness / tourist destination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кавкаева Наталья Викторовна, Жорова Ольга Игоревна

Авторы рассматривают познавательный туризм как форму просветительской деятельности и его роль в развитии профессионального образования. Показана возможность использования туристскорекреационных ресурсов в качестве инструмента комплексного развития экономики региона и социальной сферы, в том числе сферы туризма и профессионального образования. В статье поднимается актуальная проблема развития внутреннего туризма в промышленном регионе. Авторами проведен анализ рекреационных ресурсов, а также SWOT-анализ туристской территории Юргинского муниципального округа (с учетом Юргинского городского округа). В статье представлены карта расположения туристскорекреационный ресурсов Юргинского МО (составленная авторами), описание наиболее привлекательных туристских объектов и перспективы развития туризма на этой территории. На основе полученных данных были показаны направления развития познавательного туризма как формы просветительской деятельности в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кавкаева Наталья Викторовна, Жорова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE TOURISM AS A FORM OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN VOCATIONAL EDUCATION

The authors address tourism as a form of educational activity and see into its role in the vocational education development. They demonstrate the possibility of using the tourist and recreational resources as a tool for integrated development of the regional economy and social sphere including tourism and vocational education. The article raises the actual problem of domestic tourism development in the industrial region. The authors have carried out a recreational resources analysis, as well as a SWOT analysis of the Yurga municipal district tourist territory (with consideration to the Yurga urban district). The article presents the map of the Yurga MD tourist and recreational resources location (compiled by the authors), the description of the most attractive tourist sites and prospects for the tourism development in this territory. Based on the data obtained, the cognitive tourism tendencies of development as an educational activity form in vocational education are shown.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

geograficheskim i biologicheskim disciplinam [The use of GIS technologies in the educational process in environmental, geographical and biological disciplines]. Pedagogical informatics, 2006, no. 5, pp. 52-59. (In Russian).

20. Fedotova V. S. Primenenie geograficheskih informacionnyh sistem v podgotovke magistrantov k resheniyu zadach territorial'nogo planirovaniya [Application of geographical information systems in the preparation of undergraduates to solve problems of territorial planning]. Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2020, no. 1 (154), pp. 218-246. (In Russian).

21. Zol'nikova Yu. F., Ovsyannikov E. I., Solov'ev I. A. Geoinformacion-noe obespechenie discipliny «Geografiya naseleniya s osnovami

demografii» [Geoinformation support of the discipline "Geography of the population with the basics of demography"]. Inter-Carto. InterGIS, 2020, vol. 26, no. 1, pp. 279-288. (In Russian).

22. Healy G., Walshe N. Real-world geographers and geography students using GIS: Relevance, everyday applications and the development of geographical knowledge. International Research in Geographical and Environmental Education, 2020, vol. 29, no. 2. pp. 178-196. (In English).

23. Sharma Y. Application of geographic information system (GIS) in education. International Journal Of Advanced Multidiscipli-nary Scientific Research (Ijamsr), 2018, vol. 1, no. 1, pp. 23-27. (In English).

УДК /UDC 908; 379.85 EDN CZLZMR

Кавкаева Наталья Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геологии и географии, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Жорова Ольга Игоревна

ассистент, инженер кафедры геологии и географии, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Kavkaeva Natalia V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Geology and Geography Department, Kemerovo State University, Kemerovo

Zhorova Olga I.

Assistant, Engineer of the Geology and Geography Department, Kemerovo State University, Kemerovo

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

COGNITIVE TOURISM AS A FORM OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация. Авторы рассматривают познавательный туризм как форму просветительской деятельности и его роль в развитии профессионального образования. Показана возможность использования туристско-рекреационных ресурсов в качестве инструмента комплексного развития экономики региона и социальной сферы, в том числе сферы туризма и профессионального образования. В статье поднимается актуальная проблема развития внутреннего туризма в промышленном регионе. Авторами проведен анализ рекреационных ресурсов, а также SWOT-анализ туристской территории Юргинского муниципального округа (с учетом Юргинского городского округа). В статье представлены карта расположения туристско-рекреационный ресурсов Юргинского МО (составленная авторами), описание наиболее привлекательных туристских объектов

и перспективы развития туризма на этой территории. На основе полученных данных были показаны направления развития познавательного туризма как формы просветительской деятельности в профессиональном образовании.

Abstract. The authors address tourism as a form of educational activity and see into its role in the vocational education development. They demonstrate the possibility of using the tourist and recreational resources as a tool for integrated development of the regional economy and social sphere including tourism and vocational education. The article raises the actual problem of domestic tourism development in the industrial region. The authors have carried out a recreational resources analysis, as well as a SWOT analysis of the Yurga municipal district tourist territory (with consideration to the Yurga urban district). The article presents the

map of the Yurga MD tourist and recreational resources location (compiled by the authors), the description of the most attractive tourist sites and prospects for the tourism development in this territory. Based on the data obtained, the cognitive tourism tendencies of development as an educational activity form in vocational education are shown.

Ключевые слова: познавательный туризм, географическая культура, просветительская деятельность, аттрактивность туристских ресурсов, туристская дести-нация.

Keywords: cognitive tourism, geographical education, educational activities, recreational resources attractiveness, tourist destination.

Введение

Одна из сложнейших задач системы образования - формирование национальной идентичности. Особую роль в ее формировании играет изучение географических дисциплин в процессе обучения и различные формы просветительской деятельности. Формирование национальной идентичности особенно актуально для жителей России, для которой характерно многообразие географических условий,влияющих на хозяйственную деятельность, расселение и формирование среды обитания народов, населяющих ее. Географические особенности связаны с обширностью пространства страны, неравномерностью заселения и хозяйственного освоения территории, огромными богатствами и разнообразием природных условий и ресурсов, многонациональным составом населения и этнической мозаичностью территории, с ареалами компактного проживания отдельных народностей, значительными территориальными контрастами экономического и социального развития, необходимостью выявления и решения экологических проблем.

Огромное пространство России, а именно «пространство сделало ее гигантом и сохраняет за ней эту позицию» [11], порой мешает увидеть за ним малые пространства районов, муниципальных образований, небольших населенных пунктов и характерные для них социально-экономические проблемы. Часто перемены, происходящие на уровне малых пространств и «невидимые» в масштабах страны, ставят на повестку дня сложные вопросы: как сменить специализацию той или иной территории? как преодолеть монопрофильность города? как управлять природными ресурсами? как обеспечить производство общественных благ? как вписаться малому пространству в национальную экономику и глобальный мир? как развивать богатейшие восточные территории с суровым климатом в условиях неизбежного

оттока населения и т. п. [6]. В успешном поиске ответов нам очень важна географическая культура работника.

Географическая культура является неотъемлемым элементом общечеловеческой культуры, необходима каждому человеку в профессиональной и общественной жизни. Ее формирование начинается с преподавания географии в школе [6]. В. П. Максаковский отмечал, что преподавание географии в средней и высшей школе имеет много общего и заключается в том, чтобы нарисовать полную географическую картину мира и обеспечить формирование необходимой географической культуры как способа преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей [10].

Современное состояние географической культуры и географического образования в России оставляет желать лучшего. Всероссийский географический диктант, который проводится ежегодно в нашей стране с 2015 года, стал той «лакмусовой бумажкой», которая показала, что, к сожалению, уровень географической культуры существенно снизился за последние десятилетия, и, прежде всего у возрастной группы 36-53 года. Одной из причин этого явления можно считать модернизацию системы образования, произошедшую в конце 80-х и начале 90-х годов XX века в Советском Союзе и Российской Федерации. Реформы, затронувшие также и содержание географического образования, были обусловлены происходившими в стране политическими потрясениями и геополитическими изменениями и не позволили обучающимся качественно освоить школьную программу по географии. В целом участники географического диктанта старших возрастных групп показали более высокий уровень знаний географии [9].

Цель обеспечения соответствия системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества определена в Концепции развития географического образования в Российской Федерации, принятой в 2018 году. Задачи, выдвинутые в Концепции, на первый взгляд, просты и понятны: совершенствование содержания основных образовательных программ, а также методик обучения; популяризация географических знаний и повышение их статуса; обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования и другие. Для повышения качества преподавания географии Концепция предполагает «привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях» [5].

Проведение экскурсий, социальных и географических акций и массовых мероприятий относится к про-

светительской деятельности. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В п. 35 федерального закона отмечается, что «просветительская деятельность -осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [12]. Просветительская деятельность, проводимая образовательными учреждениями совместно с туристскими предприятиями для различных категорий населения на всех этапах личностного и профессионального роста, в том числе как форма повышения квалификации работников, наиболее удачно может быть реализована в форме экскурсий.

Организация и проведение экскурсий на имеющиеся в регионе туристские объекты с учетом особенностей, потребностей и интересов молодых людей и иных возрастных категорий населения наглядно демонстрируют яркость, образность, увлекательность такого учебного предмета как география, способствуют духовно-нравственному развитию, формированию любви к своему краю и своему Отечеству, уважению к своему народу, его культуре, духовным традициям.

Наиболее перспективным направлением развития туризма как инструмента формирования географической культуры является познавательный туризм. Поскольку пространство характеризуется множеством смыслов, многообразием социальных, культурных и иных связей, познавательный туризм включает в себя такие виды туризма как сельский, экологический, экскурсионный, историко-культурный, промышленный и другие. Необходимо использовать стремление людей посещать другие места, даже если они расположены поблизости от постоянного места жительства.

Каждая территория неповторима, важно преобразовать ее в привлекательную туристическую дестина-цию. В современной сложной экономической ситуации перед органами государственной власти и местного самоуправления, а также региональными туристскими предприятиями стоит задача поиска возможностей удовлетворения рекреационных потребностей жителей регионов России за счет повышения аттрак-тивности туристских ресурсов. Развитие потенциала туристских территорий должно проходить комплексно. Аттрактивность как базовая характеристика

туристского продукта делает необходимым тщательное изучение туристских ресурсов территории:оценки существующих потоков туристских продуктов и запасов туристских ресурсов, возможных для их вовлечения в туристский поток [7; 8].

Для образовательных организаций развитие туристских дестинаций создает возможности для совершенствования технологий обучения. Изучение природы и экономики региона является неотъемлемой частью обучения, в том числе его регионального компонента. Включение в образовательный процесс туристских аттракторов региона способствует значительному повышению познавательного интереса жителей региона, лучшему усвоению ими географических знаний и возможности их применения в практической деятельности [1].

Реализация поставленных задач предполагает сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями в сфере туризма, а также оценку туристской дестинации в отдельных районах. Оценка туристской дестинации в регионе с целью развития познавательного туризма может стать основой для повышения качества географического образования и географической культуры в самом широком смысле.

Методология

Познавательный туризм в современных условиях является наиболее перспективным направлением социально-экономического развития страны и ее территорий. Такой подход отражен в работах Е. В. Фроловой, Е. Е. Кабановой, М. В. Костиной [13]. Проблематике познавательного туризма посвящены труды таких исследователей, как А. Ю. Александрова, Е. А. Джанджугазова, В. И. Кружалин, Н. С. Алферова, В. В. Харитон. Также роль и значение познавательного туризма обсуждались в работах О. В. Солопова, Д. О. Большаковой, И. И. Старковой, Р. В. Доржиевой, А. В. Комаровой. Изучением и продвижением туризма в Кемеровской области - Кузбассе с точки зрения географического, экономического и исторического познания занимались такие исследователи, как О. С. Андреева, В. И. Северный, О. А. Брель, С. А. Васютин, А. И. Зайцева, А. А. Зеленин, К. В. Юматов и др.

Изучив различные подходы к определению понятия «познавательный туризм», авторы понимают его как выезд за пределы населенного пункта проживания с целью знакомства и изучения истории, культуры, традиций, обычаев, достопримечательностей, природы, ландшафтов, экономики другой территории. Основными объектами познавательного туризма мы считаем археологические объекты, объекты архитек-

туры, музеи, театры, выставки и другие объекты культуры, праздники, фестивали, мероприятия, этнографические объекты, центры прикладного творчества, народного промысла и ремесла, народного фольклора, отдельные города и сельские поселения, промышленные и технические комплексы и сооружения, социальную инфраструктуру, уникальные ландшафты и природные объекты и другие.

Для оценки рекреационных ресурсов Юргинского муниципального образования была выбрана методика Ю. А. Худеньких [14]. Данная методика основывается на оценке трех блоков показателей: природно-ресурс-ный блок, историко-культурный блок и социально-экономический блок (внутри которого выделены компоненты: транспорт и туристская инфраструктура). Стоит обратить внимание, что авторами был добавлен четвертый блок - промышленные объекты, поскольку Кемеровская область - Кузбасс является промышленным регионом, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на сферу туризма в регионе.

Анализ Юргинского муниципального округа Кемеровской области проводился с целью оценки проблем и перспектив туристской дестинации. В составе Юргинского муниципального округа учитывался Юргинский городской округ.

Результаты

На территории Кемеровской области - Кузбасса имеется большое число туристско-рекреационных ресурсов, которые представляют интерес с точки зре-

ния познавательного туризма. В качестве территории, пригодной для посещения с познавательными экскурсиями, уместно рассматривать Юргинский муниципальный округ. Данная дестинация имеет высокую плотность объектов, что позволяет изучать региональный компонент с точки зрения географии, истории, экономики, биологии и других аспектов.

При анализе социально-экономических показателей следует отметить, что Юргинский муниципальный округ имеет выгодное положение транспортной инфраструктуры, а также разнообразие видов транспорта: представлены автомобильный и железнодорожный транспорт. Немаловажным фактором является приграничное положение территории Кузбасса: Юргинский МО граничит с Томской и Новосибирской областями, а также за пределы региона ведут железнодорожная и автомобильные магистрали. Также состояние туристской инфраструктуры, а именно предприятий питания (41 объект) и средств коллективного размещения (16 объектов), можно отметить как удовлетворительное.

Однако основной проблемой туристской инфраструктуры авторы считают неравномерное расположение предприятий питания и средств коллективного размещения на территории Юргинского муниципального округа (объекты расположены преимущественно на территории Юргинского городского округа).

На территории Юргинского муниципального округа (рис. 1) имеется 3 природных памятника регионального значения (государственные природные заказники) и 9 промышленных объектов местного значения

Рис. 1. Расположение рекреационных ресурсов на территории Юргинского муниципального округа

(предприятия машиностроительной, легкой, деревообрабатывающей, пищевой и сельскохозяйственной промышленности). Среди историко-культурных объектов (по классификации Ю. А. Худеньких) можно отметить:

- монументальные: 5 памятников регионального и 7 - местного значения;

- исторические: 3 памятника федерального значения;

- архитектурные: 24 памятника регионального и 8 памятников местного значения;

- комплексные: 3 памятника местного значения.

Каждый объект обладает определенной рекреационной привлекательностью и при прочих равных условиях может быть использован при разработке туристского маршрута. Однако наиболее значимыми для познавательного и образовательного туризма, по мнению авторов, являются следующие:

- Государственный природный заказник «Раздольный» распложен на территории Юргинского и Топкин-ского районов. Основное его назначение - охрана лосей и косуль на зимней стоянке. Несмотря на небольшие размеры, уникальность данного объекта определяется наличием редких видов животных (сурок) и птиц (белая куропатка). Здесь же обитает крупная популяция сурка Кащенко, значительная часть ареала которого сосредоточена в Кузбассе. На территории заказника зарегистрировано 6 видов редких растений и 6 видов животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области [3].

- На территории комплексного государственного природного заказника «Нижне-Томский» можно встретить 22 вида растений и 22 вида животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области. Абсолютное большинство редких видов сконцентрировано на ограниченной восточной части заказника, в пойме реки Томь [3].

- Территория государственного природного заказника «Скалы у села Новороманово» представляет собой участок скальных выходов по берегу реки Томь, сложенных твердыми метаморфическими силикатными породами. На территории заказника растет серый тополь, который относится к редким в Сибири, и редкие виды орхидей.

- Большинство деревянных домов XVIII-XX веков Юргинского муниципального округа являются памятниками градостроительства и архитектуры с резным декором наличников, ворот и т.п. Например, деревянный дом А. Н. Серебрянникова в селе Варюхино знаменит тем, что в 1890 году по пути на остров Сахалин в ожидании почтовых лошадей в нем останавливался А. П. Чехов. До 1930 года Варюхино, Алаево и другие населенные пункты современного Юргинского района входили в состав Томской губернии и через них про-

ходил старый Московско-Сибирский тракт. В маршруты экскурсий,которые разработаны и проводятся по Томску, могли бы быть включены 5 деревянных домов села Варюхино, но, к сожалению, их состояние сегодня печально и требует серьезных инвестиций.

- Краеведческий музей в городе Юрга был основан энтузиастами краеведения: учителями, фотографами, художниками, журналистами. В год проводится большое количество выставок, которые приурочены ко всем значимым датам и событиям. Музей знакомит не только с культурой русского народа, но и с судьбой и культурой других народов, населяющих город Юрга, а также с творчеством мастеров-резчиков по дереву, художников, коллекционеров [2].

- Фонд Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока имеет сложную структуру и включает коллекции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства детей и профессиональных художников (в т.ч. традиционного искусства народов Чукотки, Якутии, Тывы, Хакасии, Бурятии, Приамурья). В настоящее время общее число экспонатов фондов - около 9000. Музейные коллекции являются основой для разнообразной выставочной и культурно-просветительной деятельности [15].

- Промышленные предприятия на территории округа относятся к разряду действующих и могут быть использованы в образовательных и профориентацион-ных целях для молодежи.

Изучение истории родного края с его многообразием и красотой природы, масштабами технологического прогресса, архитектурой строений позволяет в полной мере оценить важность сохранения культурных и природных объектов малой Родины. Кроме того, для внутреннего туризма региона, в частности, для менее привлекательных (в туристском плане) территорий, познавательные экскурсии (в том числе для обучающихся школ, техникумов и вузов) являются возможностью вывести экономику туристской отрасли муниципального округа на более конкурентоспособный уровень [4].

Авторами предлагается маршрут познавательной экскурсии. Предполагаемый возраст экскурсантов 14-18 лет (обучающиеся 8-11-х классов, а также студенты СПО и вузов). Продолжительность экскурсии 1-2 дня (в зависимости от выбранного маршрута). Однако стоит отметить, что данный маршрут может быть использован и для организации экскурсий для иных возрастных категорий населения.

Маршрут: Кемерово - скалы у села Новороманово (Новоромановская писаница) - Юрга (краеведческий музей, музей детского изобразительного искусства

народов Сибири и Дальнего Востока, промышленные предприятия) - с. Варюхино (архитектура XVIII-XX веков) - с. Алаево (архитектура XVIII-XX веков). Продолжительность 9-10 часов (время в дороге -около 3 часов; время, затраченное на объекте - от 30 до 70 минут). Также в маршрут можно включить ГПЗ «Раздольный» и ГПЗ «Нижне-Томский », однако в этом случае рекомендуем рассмотреть возможность увеличения его продолжительности до 2 дней.

Данный познавательный маршрут позволяет в равной степени познакомить обучающихся с природой, историей, культурой и промышленностью Юргинского муниципального округа. Кроме того, следует рассмотреть возможность применения учебных заданий на маршруте для полевых практик студентов географических, туристских, геологических специальностей.

Проведенный авторами анализ, позволяет утверждать, что на территории Юргинского муниципального округа имеется значительное количество туристско-рекреационных ресурсов, позволяющих говорить о возможности развития познавательного и образовательного туризма (в первую очередь для обучающихся

Юргинского, Яшкинского, Топкинского, Кемеровского муниципальных районов), а также их использования в профессиональном образовании.

Для более полного анализа проблем и перспектив территории с точки зрения развития туризма, авторами был проведен SWOT-анализ (таблица 1).

Несмотря на наличие сильных сторон, основными из которых, на наш взгляд, является близость к Томской и Новосибирской областям, а также удовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры и логистики, существует и ряд недостатков. Значительными недостатками являются устаревшая материальная база туристской инфраструктуры, а также аварийное состояние ряда рекреационных ресурсов (в частности - объектов архитектуры), которые могут быть утрачены как потенциальные объекты туристский территории. Однако при возможности привлечения финансирования и поддержки территории, появляются перспективы развития туристской отрасли, а также создания туристского кластера с Томской областью, что впоследствии может обеспечить приток денежных средств за счет увеличения турпотока.

Таблица 1

SWOT-анализ туристской дестинации Юргинского муниципального округа

Сильные стороны • расположение недалеко от границ с двумя регионами (Томской и Новосибирской областями); • экологически чистые природные ландшафты; • отсутствие «сезонности»; • хорошее качество федеральной трассы и дорог Юргинского городского округа; • доступность для туристов не только Кемеровской области и регионов России, но и для туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья Слабые стороны • отсутствие туристских маршрутов на территории муниципального округа; • устаревшая материальная база туристской инфраструктуры; • значительная степень разрушения некоторых рекреационных объектов; • высокая конкуренция с другими туристскими дестинациями региона; • неудовлетворительное качество автомобильных дорог местного назначения; • низкий уровень информационной доступности, в т.ч. недостаточная реклама территории; • неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с оттоком местного населения; • недостаток квалифицированных специалистов с профильным туристским образованием и опытом работы в турбизнесе; • недостаточный уровень сервиса и качества предлагаемых туристских услуг

Дополнительные возможности • увеличение туристского потока за счет привлечения отдыхающих не только из Кузбасса, но и из соседних регионов России; • развитие разнообразных видов туризма; • развитие туристской инфраструктуры; • повышение привлекательности территории за счет грамотной маркетинговой политики; • создание туристского кластера с Томской областью; • перспектива создания единого туристско-рекреационного пространства с соседними регионами (межрегионального туристского кластера); • создание официальных туристских маршрутов или туров, реализуемых через турагентства и официальные сайты; • развитие туризма на основе принципов рационального природопользования и устойчивого развития территории Угрозы • снижение спроса на туристские услуги; • уменьшение туристского потока; • снижение качества обслуживания и комфортности предлагаемых туристских услуг; • конкуренция с соседними регионами; • вероятность утраты некоторых рекреационных объектов вследствие их разрушения; • нестабильная экономическая ситуация и снижение платежеспособности населения; • увеличение рекреационных нагрузок на экосистему территории; • проигрыш конкурентных позиций внутри региона по доступности и привлекательности; • рост цен на предлагаемые туристские услуги; • нехватка квалифицированных специалистов с профильным туристским образованием и опытом работы

Важным является создание официальных туристских маршрутов или туров, реализуемых через турагентства и официальные сайты. С учетом того, что в регионе имеет место недостаток квалифицированных специалистов с профильным туристским образованием и опытом работы в турбизнесе и недостаточный уровень сервиса и качества предлагаемых туристских услуг, свою лепту могли бы внести работники образовательных организаций, разрабатывая туристские маршруты.

Заключение

С наступлением времени внутреннего туризма в России и отдельных его регионах возрастает востребованность внутренних туристских ресурсов крупных и малых городов, сельских населенных пунктов, природных и культурных объектов, находящихся в глубинке.

Экскурсии позволяют полнее использовать те возможности, которыми располагает туристская дестина-ция в конкретном регионе, стать серьезным помощником достижения целей, сформулированных в Концепции развития географического образования Российской Федерации. Рассматривая территорию Юргинского муниципального округа как дестинацию, пригодную для познавательного туризма, можно сделать вывод, что территория подходит для изучения и использования туристско-рекреационных ресурсов в качестве инструмента комплексного развития экономики, социальной сферы, сферы туризма, образования. В свою очередь это позволяет говорить о комплексном развитии профессионального образования в различных контекстах, а также возможности внедрения межпредметной интеграции в учебный процесс туристской туристско-рекреационных ресурсов района.

Литература

1. Aparina N., Kavkaeva N., Mediantseva S., Surtseva A. The effects of territorial Clusters formation // Proceedings of the Volgograd State University International Scientific Conference «Competitive, Sustainable and Safe Development of the Regional Economy» Series Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. URL: https://www.atlantis-press. com/proceedings/cssdre-19/125909720 (дата обращения: 04.09.2023).

2. Городской краеведческий музей Юрги. [Электронный ресурс] // URL: https://www.yurgamuseum.ru (дата обращения 08.09.2023).

3. Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса. [Электронный ресурс] // URL: https://depoozm.ru/index.php/ 2-uncategorised/462-docs_462 (дата обращения 08.09.2023).

4. Жорова О. И., Кавкаева Н. В., Крюгер А. И. Познавательные экскурсии как способ повышения интереса к географии у обучающихся // Проблемы и перспективы развития туризма: региональный аспект : сборник материалов

Всероссийской научно-практической конференции. 2023. С. 105-109.

5. Концепция развития географического образования в Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. // URL: https://docs. edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения: 04.09.2023).

6. Космынин С. А., Кавкаева Н. В. Географическая культура как основа профессиональной подготовки специалистов в экономической сфере // Современные проблемы образования, науки и технологий : сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции. 2019. С. 113-121.

7. Красникова Т. С. Туристский потенциал территории и необходимость его развития // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 6. С. 46-48

8. Кривошеева Т. Н., Казакова С. Н. Туристская привлекательность и вторичные туристские ресурсы // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7. С. 72-78.

9. Макаров К. А., Брель О. А. Анализ уровня географической грамотности населения по результатам всероссийского географического диктанта // Международный журнал экспериментального образования Издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания». 2016. с. 178-182.

10. Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1998. 416 с.

11. Трейвиш А. И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа // М.: Новый хронограф. 2009. 372 с.

12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=381385&dst=100008#ZA MfYsTW0MVfwVV7 (дата обращения 08.09.2023).

13. Фролова Е. В., Кабанова Е. Е., Костина М. В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 2 (19). С. 44.

14. Худеньких Ю. А. Подходы к оценке туристского потенциала территории на примере районов Пермского края // География и туризм : сборник научных трудов. 2006. № 2. С. 217-230.

15. Юргинский городской музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. URL: https:// mdii.ru/ (дата обращения 08.09.2023).

References

1. Aparina N., Kavkaeva N., Mediantseva S., Surtseva A. The effects of territorial clusters formation // Proceedings of the Volgograd State University International Scientific Conference «Competitive, Sustainable and Safe Development of the Regional Economy» Series Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. URL: https://www.atlantis-press.com/proceed-ings/cssdre-19/125909720 (accessed: 04.09.2023). (In English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gorodskoy kraevedcheskiy muzey Yurgi [Local Lore Yurga City Museum]. URL: https://www.yurgamuseum.ru/ (accessed: 08.09.2023). (In Russian).

3. Departament po ohrane ob'ektov zhivotnogo mira Kuzbassa [Department for the Kuzbass Wildlife Objects Protection]. URL: https://depoozm.ru/index.php/2-uncategorised/462-docs_462 (accessed: 08.09.2023). (In Russian).

4. Zhorova O. I., Kavkaeva N. V., Kruger A. I. Poznavatel'nye ekskursii kak sposob povysheniya interesa k geografii u obuchayuschihsya [Cognitive excursions as a way to increase students' interest in geography] // Problems and prospects of tourism development: regional aspect: collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, 2023, pp. 105-109. (In Russian).

5. Kontseptsiya geograficheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Fed-eratsii ot 30 dekabrya 2018 g. [The concept of geographical edu-

cation in the Russian Federation of December 30, 2018]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d8811 4fa83250 (accessed: 04.09.2023). (In Russian).

6. Kosmynin S. A., Kavkaeva N. V. Geograficheskaya kul'tura kak osnova professional'noy podgotovki spetsialistov v ekonom-icheskoy sfere [Geographical culture as the basis of professional training of specialists in the economic sphere] // Modern problems of education, science and technology. collection of scientific papers based on the materials of the II international scientific and practical conference, 2019, pp. 113-121. (In Russian).

7. Krasnikova T. S. Turistskiy potencial territorii i neobhodimost' ego razvitiya [Tourist potential of the territory and the need for its development] // Society: politics, economics, law, 2015, no. 6, pp. 46-48. (In Russian).

8. Krivosheeva T. N., Kazakova S. N. Turistskaya privlekatel'nost' i vtorichnye turistskie resursy [Tourist attraction and secondary tourist resources] // Service in Russia and abroad, 2013, no. 7, pp. 72-78. (In Russian).

9. Makarov K. A., Brel' O. A. Analiz urovnya geograficheskoj gra-motnosti naseleniya po rezul'tatam vserossijskogo geografi-cheskogo diktanta [Analysis of the level of geographical literacy of the population based on the results of the All-Russian geographical dictation] // International Journal of Experimental Education Publishing House: Publishing House "Academy of Natural Sciences", 2016, pp. 178-182. (In Russian).

10. Maksakovskij V. P. Geograficheskaya kul'tura: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Geographical culture: a textbook for uni-

versity students] // Moscow: Humanit. ed. center VLADOS, 1998, 416 p. (In Russian).

11. Trejvish A. I. Gorod, rajon, strana i mir. Razvitie Rossii glazami stranoveda [City, district, country and the world. The development of Russia through the eyes of a country scientist] // M.: New chronograph, 2009, 372 p. (In Russian).

12. Federal'nyj zakon ot 05.04.2021 N 85-FZ «0 vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii», p. 35 [Federal Law no. 85-FZ dated 05.04.2021 «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation», p. 35]. URL: https://www. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base = LAW&n=381385&dst = 100008#ZAMfYsTW0MVfwVV7 (accessed: 08.09.2023). (In Russian).

13. Frolova E. V., Kabanova E. E., Kostina M. V. Specifika kul'turno-poznavatel'nogo turizma v gorodah Rossijskoj Federacii [The specifics of cultural and educational tourism in the cities of the Russian Federation] // Materials of the Afanasiev readings, 2017, no. 2 (19), pp. 44. (In Russian).

14. Huden'kih YU. A. Podhody k ocenke turistskogo potenciala territorii na primere rajonov Permskogo kraya [Approaches to the assessment of the tourist potential of the territory on the example of the districts of the Perm Region] // Geography and tourism : collection of scientific papers, 2006, no. 2, pp. 217-230. (In Russian).

15. Yurginskij gorodskoj muzej detskogo izobrazitel'nogo iskusstva narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [Yurga City Museum of Children's Fine Arts of the Peoples of Siberia and the Far East]. URL: https://mdii.ru/ (accessed: 08.09.2023). (In Russian).

УДК/UDC 372.881.111.1 EDN ALVPBX

Нелюбин Владислав Сергеевич

магистрант факультета лингвистики и педагогики, Образовательное частное учреждение высшего образования «Московская международная академия», г. Москва

Пестова Мария Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета лингвистики и педагогики, Образовательное частное учреждение высшего образования «Московская международная академия», г. Москва

0Ж0

Nelyubin Vladislav S.

Master student of the Faculty of Linguistics and Pedagogy of the Moscow International Academy, Moscow

Pestova Maria S.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Linguistics and Pedagogy of the Moscow International Academy, Moscow

ПОНЯТИЕ «ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES» И СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»

THE CONCEPT OF «ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES» AND THE SPECIFICITY OF THE DISCIPLINE

Аннотация. В настоящей статье авторами предпринимается попытка теоретического обзора проблематики и содержания понятия English for Specific Purposes

(ESP), а также осуществляется сравнительный анализ подходов к определению ESP различных исследователей дисциплины «Английский для профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.