Юматов К. В. и др. Формирование и обоснование основных элементов. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-187-206
СТРАТЕГИРОВАНИЕ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
ОТРАСЛЕВОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ СТРАТЕГИРОВАНИЕ
Оригинальная статья УДК: 338.487:332(571.17)
Стратегирование развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа Кузбасса
К. В. Юматов1, В. А. Метелица2, С. А. Черданцев3
кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
2 3
' Администрация Гурьевского муниципального округа, Гурьевск, Россия
1yumatov@list.ru; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173
2
nikametelitsa@yandex.ru ^^и^та^га
Аннотация: Актуальность исследования связана с ростом значения туристской отрасли в экономике России и Кузбасса. Необходимость стратегирования формирования и развития новых турдестина-ций в Кемеровской области обусловлена Стратегией социально-экономического развития региона до 2035 г. В рамках исследовательской работы раскрывается цель - определение стратегических направлений развития туризма и индустрии гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе для создания туристской дестинации. Объектом исследования является сфера туризма и индустрия гостеприимства Гурьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса. Предметом исследования выступают стратегические направления развития туризма и формирование туристской дестинации в Гурьевском муниципальном округе. Основу методологии исследования составил комплекс методов стратегирования, представленный в концепции стратегирования иностранного члена РАН - академика, доктора экономических наук, профессора Владимира Львовича Квинта. Кроме того, в процессе работы применялись общенаучные методы исследования: абстрактно-логический, комплексно-факторный, экономико-статистический. Были использованы методы аналогий, сравнительного и системного анализа. В качестве результатов проведенного исследования представлены стратегические направления развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа: формирование межрегиональных кластеров, создание и продвижение национальных и деловых маршрутов, развитие трансграничного и регионального туризма, прежде всего экологического, медицинского и оздоровительного. Потенциально важным и эффективным является использование промышленного потенциала и историко-культурного наследия. В рамках данных стратегических направлений планируется проводить дальнейшую работу по развитию сферы туризма и гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе. Сделан вывод о том, что отрасль туризма в России является ключевым приоритетом экономического развития страны. На данный момент отрасль туризма наращивает темпы в развитии. Для Кузбасса развитие туризма также является приоритетным направлением в развитии региона. Активная фаза в развитии внутреннего туризма для нашего региона наступила во время пандемии COVID-19, когда границы были закрыты. Регион обладает обширным потенциалом и возможностями для привлечения туристов. В результате анализа ресурсного потенциала Гурьевского
© 2023. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии СС BY 4.0
187
THEORY AND PRACTICE
2023. Vol 3. No 2
муниципального округа был сделан вывод о том, что на территории округа имеются все предпосылки для активного развития туризма.
Ключевые слова: туризм, стратегия, стратегические направления развития, Кемеровская область - Кузбасс
Цитирование: Юматов К. В., Метелица В. А., Черданцев С. А. Стратегирование развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа Кузбасса // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2. С. 187-206. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-187-206
Поступила в редакцию 03.03.2023. Прошла рецензирование 12.03.2023. Принята к печати 14.03.2023.
original article
Strategizing the Development of Tourism and Hospitality Industry in the Guryevsk Area of the Kemerovo Region
Konstantin V. Yumatov1, Veronika A. Metelitsa2, Stanislav A. Cherdantsev3
1Kemerovo State University, Kemerovo, Russia
2 3
' Administration of Guryevsky Municipal District, Guryevsk, Russia
1 yumatov@list.ru; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173
2
nikametelitsa@yandex.ru 3gorgur@mail.ru
Abstract: Tourism has become an important economy sector in many Russian regions. The Kemerovo Region has accepted the Strategy of Socio-Economic Development through 2035, hence the need to strategize the development of new tourist destinations. The research objective was to determine various strategic directions for the development of tourism and hospitality industry in the Guryevsk municipal district. The research relied on the strategizing methods developed by Professor Vladimir Kvint, Foreign Member of the Russian Academy of Sciences, as well as on some general scientific research methods, e.g., abstract-logical, complex-factorial, economic-statistical, analogy, comparative and system analysis, etc. The study revealed a possibility of interregional clusters, national and business routes, environmental, medical and recreational cross-border and regional tourism, etc. The district has good industrial potential, combined with historical and cultural heritage. These strategic directions are able to fuel the local tourism and hospitality development. The authors believe that tourism is a key priority for Russian economy, as well as for the Kemerovo Region, where domestic tourism started to flourish during the COVID-19 pandemic. The region has extensive potential and opportunities to attract tourists, while its Guryevsk municipal district possesses all necessary prerequisites for the active development of tourism.
Keywords: tourism, strategy, strategic directions, Kemerovo region - Kuzbass
Citation: Yumatov KV, Metelitsa VA, Cherdantsev SA. Strategizing the Development of Tourism and Hospitality Industry in the Guryevsk Area of the Kemerovo Region. Strategizing: Theory and Practice. 2023;3(2):187-206. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-187-206
Received 3 March 2023. Reviewed 12 March 2023. Accepted 14 March 2023.
188
© 2023. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
К.У. Уишагоу1, УА. Мйе^а2, S.A. Cherdantsev3
1 yumatov@list.ru; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173
2
nikametelitsa@yandex.ru 3gorgur@mail.ru
2023^3Я3В№ИШ+= 2023^3Я12ВйаЯСТ$= 2023^3Я14ВЙ5Ж*
ВВЕДЕНИЕ
Последние несколько лет показали насколько высок потенциал России в туристской отрасли. Это дало толчок для развития туризма на новых территориях, которые, казалось бы, совсем к этому не располагали. Но в связи с резким скачком интереса к внутреннему туризму и освоению новых территорий стала нарастать и конкуренция.
Туризм, как и любая другая отрасль экономики, не может развиваться хаотично. Для развития требуется четкая координация и стабильность. Только лишь устойчивое стратегическое планирование отрасли позволит регионам извлечь экономическую выгоду, не создавая новых проблем экономического или социального характера1. Формируя стратегию развития туризма и индустрии гостеприимства, необходимо учитывать концепцию устойчивого развития, которая предполагает экологическое
планирование, ориентир на население, а также на качественное развитие всей сферы туризма. Применение стратегического подхода к развитию отрасли поможет уменьшить возможные отрицательные последствия, которые могут возникнуть из-за растущего спроса и ограниченности ресурсов (природных, экономических, социальных).
Стоит отметить важность развития отрасли туризма и индустрии гостеприимства в Кузбассе. Кемеровская область - уникальный край, в котором с развитой промышленностью соседствует огромная тайга, горные реки, горнолыжные курорты и современные здравницы. В векторе развития неугольных направлений для диверсификации экономики, а также спроса на внутренний туризм, последние несколько лет Кузбасс начал активную работу в части привлечения туристов на свою
1 Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития - Междуреченск» / Юматов К. В. [и др.] // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 130-146. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-130-146
THEORY AND PRACTICE
2023. Vol 3. No 2
территорию , В Стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2035 г.4 туризм также был определен как одно из приоритетных направлений для развития региона.
Гурьевский муниципальный округ, ориентируясь на приоритеты Стратегии развития Кузбасса, также обозначил развитие туризма как одно из наиболее актуальных направлений развития территории. Потенциал для туризма и гостеприимства в округе огромен - это и историко-культурные памятники, природные достопримечательности, наличие трех здравниц, горнолыжного курорта и центра отдыха. В целом туризм может позитивно влиять на улучшение экономической ситуации в округе, развитие смежных отраслей и создание новых рабочих мест.
ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования выступает сфера туризма и индустрия гостеприимства Гурьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
Основу методологии исследования составил комплекс методов стратегирования, представленный в концепции стратегирования иностранного члена РАН - академика, доктора экономических наук, профессора Владимира Львовича Квинта, «суть которой заключается в том, чтобы установить ценности и интересы объекта стратегирования, совокупность которых позволит сформулировать обоснованные стратегические приоритеты развития, а затем выявить имеющиеся конкурентные преимущества, которые позволят реализовать
г 5,6,7,8,9
выбранные стратегические приоритеты» .
Кроме того, в процессе работы применялись общенаучные методы исследования: абстрактно-
логический, комплексно-факторный, экономико-статистический. Оценить ресурсный потенциал позволили методы сравнительного и системного анализа. Экспертные оценки дополнили комплекс методов аналитики.
Информационной базой для аналитической работы послужили статистические данные, отчеты Всемирной туристской организации, материалы информационных агентств и Федеральной службы государственной статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Стратегический анализ ресурсного потенциала развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа. Несколько прошедших лет и быстро меняющаяся мировая ситуация показали, насколько важно для экономики региона развитие внутреннего туризма. К сожалению, не каждый российский путешественник ориентирован на внутренний продукт, поскольку огромная площадь нашей страны находится в неблагоприятных климатических условиях, а 39 % путешественников предпочитают «пляжный отдых». Но в связи с закрытием границ в 2020-2021 гг. был сделан акцент на туристические возможности внутри Российской Федерации. В центре внимания оказался туристический потенциал регионов -исторические, культурные, природные ресурсы, которые могут привлечь своей уникальностью туристов.
Значимость развития туризма в Гурьевском муниципальном округе определяется богатым историко-культурным, религиозным наследием и географическим положением. Очень важно рассматривать
2 Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8
3 Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3
4 Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области-Кузбасса до 2035 года. URL: http://кузбасс2035.рф (дата обращения: 05.09.2022).
5 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
6 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
7 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
8 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
9 Алабина Т. А. Эволюция экономических исследований стратегий: роль концепции стратегирования В. Л. Квинта // Управленческое консультирование. 2021. № 8. С. 139-149. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-8-139-149
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
туристский потенциал именно с позиции ресурсных возможностей и их экономической эффективности10.
Напрямую с понятием туристического потенциала региона связана туристская привлекательность. Понятие «туристская привлекательность» можно трактовать как образ территории, сформированный в представлении людей, способный полностью удовлетворять туристов. По словам Д. П. Голикова, «туристская привлекательность - это способность туристических ресурсов привлекать внимание
туристов и обеспечивать удовлетворение их потреб-
ii
ностей во время путешествия» .
Согласно авторскому подходу туристский потенциал - это совокупность изменяемых и неизменяемых ресурсов, инфраструктуры и подготовленных профессионально кадров. Развитие всего потенциала способствует популяризации имиджа территории. К изменяемым ресурсам относятся туристская инфраструктура (размещение, объекты обеспечения питанием, культурно-досуговые учреждения и т. п.). Неизменяемые ресурсы - природные и культурно-исторические объекты во всей совокупности особенностей климата, флоры и фауны, «мест силы» и социальной памяти. Стоит отметить, что неизменяемые ресурсы по факту могут быть также подвержены изменениям, поскольку являются данностью истории и современности территории, такие ресурсы могут быть утрачены или уничтожены, либо наоборот восстановлены, сохранены.
Актуальные методики оценки туристского потенциала предложены в работах J. C. Ribeiro12, S. Formica13, Е. А. Джанджугазовой14. Эти методики разработаны для оценки структуры туристского потенциала региона с точки зрения географии или конкретного вида туризма (например, экологического).
Представляется необходимым провести анализ ресурсного потенциала туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа по следующим критериям:
- описание туристского ресурса (уникальность, географическая и транспортная доступность);
- привлекательность туристского ресурса в контексте разнообразия территориальных и культурных особенностей;
- количественный показатель туристских объектов на территории, статистика туристического потока за последние 3 года;
- оценка узнаваемости туристских ресурсов по результатам онлайн-исследования.
Такой комплексный подход к анализу туристического потенциала поможет выявить связь и покажет, как развитие одного объекта стимули-
15
рует развитие другого .
Географическое положение. Гурьевский муниципальный округ занимает площадь 2255,65 км2, что составляет 2,3 % территории Кемеровской области. На юго-западе округ граничит с Алтайским краем, на западе - с Новосибирской областью, на востоке - с другими территориями Кузбасса. Богатая и разнообразная природная - составляющая округа. По территории Гурьевского муниципального округа протекают реки Ур, Малый Бачат, Талмовая, которые обладают значительными энергоресурсами. Подземные воды залегают почти по всей территории округа.
Климат Гурьевского муниципального округа континентальный с повышенным количеством осадков, значительными сезонными и суточными перепадами температур.
10 Кусков А. С. Туристское ресурсоведение. М.: Академия, 2008. 208 с.
11 Голиков Д. П. Организационно-экономический механизм использования регионального туристско-ресурсного потенциала: автореф. дис. ... канд... экон. наук: 08.00.05. Пермь: Изд-во Пермского института туризма, 2005. 26 с.
12 Ribeiro J. C., Vareiro L. С. The Tourist Potential of the Minho-Lima Region (Portugal). Visions for Global Tourism Industry // Creating and Sustaining Competitive Strategies. 2012. Vol. 1. Р. 339-356. https://doi.org/10.5772/38197
13 Formica S., Uysal M. Destination attractiveness based on supply and demand evaluations: an analytical framework // Journal of Travel Research. 2006. Vol. 44. № 4. Р. 418-430. https://doi.org/10.1177/0047287506286714
14 Джанджугазова Е. А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М.: МГУ, 2005. 254 с.
15 Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 339-347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
ТИАМ РНАСТЮЕ
2023. Уо1 3. N0 2
Экологическая обстановка. Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую обстановку в Гурьевском муниципальном округе, является состояние атмосферного воздуха и степень его загрязнения. По результатам исследования на его территории не обнаружено превышения гигиенических нормативов.
Наличие туристских объектов и маршрутов. Уникальность муниципального образования для потребителя. По степени туристского освоения Гурьевский муниципальный округ относится к слаборазвитой территории. На данный момент работают 8 туристских маршрутов, прорабатывается тур «Гурьевская земля - православная душа Кузбасса!», запуск которого запланирован на 2023 г. Большой популярностью как у жителей округа, так и у туристов пользуется посещение православных святых мест в окрестностях Салаира и Гурьевска, а также в селах. В округе расположены 9 храмов, 3 святых источника.
Гурьевский муниципальный округ обладает совокупностью ресурсов для успешного развития различных видов туризма: культурно-познавательного, религиозного, экологического с элементами активного отдыха, событийного, детского, спортивного, промышленного, сельского.
В части развития культурно-познавательного туризма на территории имеются объекты культурного наследия регионального значения, а именно:
- двухэтажное каменное здание в неорусском стиле, бывшая лавка Ермолаева, ныне краеведческий музей (1909 г.) (г. Гурьевск);
- Петропавловская церковь (Храм святых пер-воверховных апостолов Петра и Павла) -каменное здание культовой архитектуры, заложенное еще до 1831 г. (современная церковь построена в 1907 г.) (г. Салаир);
- братская могила красноармейцев 308 полка 35 дивизии 5 Красной Армии, погибших в 1921 г. в борьбе с белыми бандами (Обелиск-колонна) (1922 г.);
- Дворец культуры металлургов (1935 г.) (г. Гурьевск);
- Дворец культуры г. Салаира (1955 г.);
- обелиск воинам-салаирцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (1972 г.);
- мемориальный комплекс воинам-салаирцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (9 мая 1972 г.);
- памятник воинам-металлургам, павшим в боях за Родину в 1941-1945 гг. (1975 г).
Полную реставрацию прошли 2 из этих объектов:
• Дворец культуры в г. Салаире был отреставрирован в 2019 г. На данный момент дворец культуры работает как культурная площадка, а также проводит экскурсии по своей территории. В 2022 г. в парке имени Д. Попова, который примыкает к дворцу культуры, был установлен рекорд России в номинации «Самая массовая экскурсия».
• Двухэтажное каменное здание в неорусском стиле, бывшая лавка Ермолаева (1909 г.). С 1973 г. здание передано Гурьевскому городскому краеведческому музею. В 2022 г. завершилась полная реставрация и музей вновь открыл свои двери для посетителей.
Также имеются 25 объектов в реестре мемориальных объектов и иных малых архитектурных форм, которые возможно использовать для создания образовательных маршрутов.
В 7 км от города Гурьевска в сосновом лесу на склонах горы Золотая располагается горнолыжный комплекс «Золотая гора». Горнолыжный комплекс существует с 1997 г. и уже полюбился любителям активного отдыха. Данный горнолыжный комплекс популярен у жителей Кузбасса и Залесовского района Алтайского края из-за уникального ландшафта местности и прекрасных видов, которые открываются с Салаирского кряжа. На территории комплекса имеется шесть трасс протяженностью от 650 до 1200 м, а перепад высот составляет порядка 170 м. Кататься на горнолыжном комплексе есть возможность практически пять месяцев в году, что связано с резко континентальным климатом. Все необходимое снаряжение возможно взять напрокат.
Немало приятного ждет гостей горнолыжного комплекса «Золотая гора» и у подножья, и на вершине. Открыта лыжная школа для начинающих,
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
а желающие отдохнуть тем временем могут скоротать время в кафе и отведать натурального глинтвейна, сваренного на сибирских горных травах. Ценителей же свежего воздуха заинтересует открытая мангальная площадка, возможность окунуться в снег из русской бани. В 2020 г. туристский комплекс «Золотая гора» начал работать круглогодично. Для любителей изумительной природы и активного отдыха - это одно из самых привлекательных мест округа. Горнолыжный комплекс ежегодно принимает до 9000 посетителей, география посетителей крайне разнообразна.
В 2016 г. на территории округа открылась зона отдыха «Салаирские плёсы» с современным пляжем. Пляж оснащен понтонным причалом для гидроциклов и катамаранов, водным пандусом для людей с ограниченными возможностями, игровыми площадками, закусочной, современной сценой, хорошо организованной спасательной службой и другими элементами комфортного отдыха. На пляже оборудованы волейбольная и спортивная площадки, скейтпарк для молодежи, концертная площадка; действует пункт проката с катамаранами и лодками; кафе. Выделен детский пляж с двумя игровыми площадками.
Каждый желающий может приехать сюда и провести интересный день у чистого водоема на мягком песке совершенно бесплатно.
В Гурьевском муниципальном округе ежегодно проводятся массовые мероприятия, которые уже стали брендовыми:
- Более 20 лет подряд именно в Гурьевском округе проводится Кубок и первенство СФО по пауэрлифтингу;
- Всероссийский турнир по тяжелой атлетике, посвященный памяти олимпийского чемпиона Александра Воронина. Кубок Сибирского федерального округа;
- Кубок России по спортивному туризму (дистанция на средствах передвижения авто-мото) «Екатерининский тракт»;
- Всероссийские соревнования по плаванию на открытой воде «Шахтерская миля»;
- Телеутский национальный праздник единства «Теле-Каан».
В рамках работы над развитием этнографического туризма на территории округа действует музей под открытым небом «Шантуу Jерим», в котором основной акцент сделан на сохранение культуры малочисленного народа - телеутов.
Гурьевский округ был колыбелью промышленного освоения Кузбасса. В далеком 1796 г. в д. Гавриловка был открыт Гавриловский сереброплавильный завод, который затем перенесли в г. Гурьевск, ныне это Гурьевский металлургический музей. На данный момент экскурсии на сам завод не проводятся, но можно посетить музейную комнату, в которой собраны архивные материалы. Варианты экскурсии на производство прорабатываются. Промышленный туризм может стать точкой роста туристского потока в округ. Также в рамках развития промышленного туризма начаты экскурсии на «Гурьевский Хлебокомбинат».
Развитие экологического туризма возможно в рамках работы с Дирекцией особо охраняемых природных территорий Кузбасса. На территории муниципального округа существует особо охраняемая природная территория Государственный природный зоологический заказник «Горскинский». Заказник «Горскинский» подходит для развития экологического и познавательного туризма, определен по профилю как комплексный зоологический, где охране подлежат глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, лось. Стоит также отметить такие места округа, которые имеют природное происхождение и пользуются спросом: скала «Каменные ворота», озеро Апрелька, пещеры в д. Гавриловка.
Вместе с тем отсутствие сбалансированной туристской инфраструктуры являются очевидным препятствием для сохранения, эффективного использования имеющегося потенциала и формирования в Гурьевском округе конкурентоспособной туристской отрасли.
Статистические данные по туристическому потоку показывают, что туристы рассматривают территорию Гурьевского округа для туристических поездок (таблица 1).
В 2019 г. был подъем туристической активности в связи с проведением на территории округа
THEORY AND PRACTICE
2023. Vol 3. No 2
большого событийного мероприятия - «День шахтёра». Мероприятие проведено в стиле 1950-х гг. и принято как жителями территории, так и гостями с большим интересом. Данный факт еще раз укрепил мысль о важности событийных мероприятий для развития туризма в Гурьевском округе. В 2020 г. в связи с пандемией СОУГО-19 произошел спад, но все же в летнем сезоне были открыты для работы 3 санатория и центр отдыха «Салаирские плесы». В 2021 г. начался небольшой подъем по туристскому потоку, за 9 месяцев 2022 г.можем сделать вывод, что подъем продолжается, округ уже посетили порядка 42000 человек.
Таблица 2. Количество коллективных средств размещения в Гурьевском муниципальном округе на 01.10.2022
Table 2. Collective accommodation facilities in Guryevsk Municipal District, Oct.10, 2022
№ п/п Тип размещения Количество, шт. Количество койко-мест
1 Санаторий-профилакторий 3 610
2 Гостиница 3 73
3 Апартаменты 3 34
4 Гостевые дома 1 20
Итого: 10 739
Таблица 1. Изменение туристского потока в Гурьевском муниципальном округе Table 1. Changes in the tourist flow in Guryevsk Municipal District
Годы Количество туристов, чел.
2019 60368
2020 36751
2021 41361
Состояние существующей туристской инфраструктуры. На территории округа услуги гостиничного бизнеса ведут 7 организаций с единовременной вместимостью 127 мест, и 3 санатория с единовременной вместимостью 610 места (таблица 2).
Средний чек по этим организациям составляет: Гостевой дом «Дом на Заречной» большой теплый дом - 4000-5300 руб., летний домик -2000-2500 руб. Санаторно-оздоровительный комплекс «Сибирская Здравница» - от 1700 руб., санаторно-курортная путевка - 1870 руб. Сутки проживания в гостинице «Сосновый бор» составляют от 800 руб. К сожалению, количество и качество мест размещения в Гурьевском округе оставляют желать лучшего. Требуется обновление и модернизация гостиничного комплекса округа, но на данный момент остро стоит нехватка финансирования для небольших гостиниц.
Транспорт. Автомобильная транспортная инфраструктура представлена дорогами общего пользования местного значения, улично-дорожной сетью, искусственными дорожными сооружениями, наружным освещением. Ближайшие аэропорты г. Кемерово и г. Новокузнецка располагаются на расстоянии 150 км, железнодорожный транспорт доступен из г. Белово - 32 км.
Оценка узнаваемости туристских ресурсов. С целью изучения известности мест отдыха Гурьевского муниципального округа был проведен онлайн-опрос жителей Кузбасса16. Объем выборки составил 372 человека. Возраст респондентов -18-65 лет. Структура выборки соответствует половозрастной структуре генеральной совокупности. Итоги опроса представлены в таблице 3.
Как видно из приведенных результатов опроса, наиболее известны среди кузбассовцев «Салаирские плесы» (40,3 %), озеро Апрелька (39,1 % респондентов), горнолыжный комплекс «Золотая гора» (20,6 %). В то же время 30 % респондентов никогда не слышали о местах отдыха в Гурьевском муниципальном округе. Мало известны у кузбассовцев санатории «Сибирская здравница» (17,3 %) и «Лесное озеро» (19,1 %), практически не знакомы кузбассовцы с достопримечательностями Милково (7,9 %), деревни Маслиха и Урского озера (по 5,8 %).
16 Дмитриева Н. В, Сандракова И. В. Перспективы развития внутрирегионального туризма на уровне муниципального округа // Экономические исследования и разработки. 2020. № 11. С. 25-31.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
Таблица 3. Оценка известности мест отдыха Гурьевского муниципального округа Table 3. Popularity of recreation places in Guryevsk Municipal District
О каких местах Вы слышали / В каких местах бывали Доля респондентов, %
слышал(а), знаю бывал(а)
«Сибирская здравница» 17,3 3,9
«Лесное озеро» 19,1 8,1
«Салаирские плёсы» 40,3 13,2
«Золотая гора» 20,6 11,1
Озеро Апрелька 39,1 15,6
Деревня Каменушка 11,5 5,4
Гавриловские пещеры 12,7 6
Милково (Гурьевское 7,9 3,9
водохранилище)
Деревня Маслиха 5,8 3,9
Урское озеро 5,8 2,1
Ни о чем не слышала(а) / 30 63,7
Нигде не бывал(а)
Посещаемость озера Апрелька среди опрошенных составила 15,6 %. На «Салаирских плесах» побывали 13,2 % респондентов. Золотую гору посетили 11,1 % опрошенных. Никогда не бывали в местах отдыха Гурьевского муниципального округа 63,7 % респондентов.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной осведомленности жителей региона о достопримечательностях Гурьевского муниципального округа и необходимости разработки программы его продвижения.
Анализ современного состояния и практики реализации проектов в сфере туризма и индустрии гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе. Одной из важнейших задач, стоящих перед органами местного самоуправления, является создание необходимых условий для повышения экономического роста. Прежде всего, это выражается в эффективном управлении и развитии экономики муниципалитета. Осуществление инвестиционной деятельности, выстраивание взаимоотношений
между властью и бизнесом является очень важным этапом в устойчивом развитии территории.
В процессе деятельности, направленной на социально-экономическое развитие Гурьевского муниципального округа, было принято решение о создании муниципального автономного учреждения «Агентство развития Гурьевского муниципального округа», определены основные направления его деятельности. 6 апреля 2020 г. «Агентство развития Гурьевского муниципального округа» было зарегистрировано.
По сути, Агентство развития является единственным в своем роде учреждением в Кузбассе, ориентированным на работу с предпринимательским сообществом, привлечением новых инвестиций, развитием сферы туризма и вовлечением в нее субъектов бизнеса.
К моменту создания Агентства были определены его функции:
- сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна»;
- поиск инвесторов и привлечение инвестиций в территорию;
- продвижение инвестиционных и туристических возможностей;
- «информационная разведка».
Сопровождение Агентством инвестиционных
проектов в режиме «одного окна» призвано облегчить процесс реализации проекта. При обращении в Агентство возможно получить консультационные услуги и разъяснения действующего законодательства, помощь в получении льгот и финансировании, осуществить взаимодействие с органами власти для ускорения процедуры и процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках реализации инвестиционных проектов. Также Агентство взаимодействует с ресур-соснабжающими организациями, осуществляет подбор мер поддержки для реализации проектов. Поиск инвесторов осуществляется не только на территории Гурьевского муниципального округа, но и за его пределами.
Продвижение инвестиционных и туристских возможностей планируется осуществлять
ТИАМ РНАСТЮЕ
2023. Уо1 3. N0 2
посредством участия Агентства в выставках, форумах и иных мероприятиях. За 2021 г. приняли участие в выставке «Уголь России и Майнинг», III Кузбасском туристском форуме, Международном конгрессе коллекционеров. Глава округа выступал спикером на Петербургском международном экономическом форуме - 2021, популяризируя возможности округа на всю страну.
Поскольку туризм в Кузбассе - это одна из приоритетных отраслей экономики региона, было решено структурировать работу в сфере туризма Гурьевского муниципального округа. В феврале 2020 г. прошел первый Совет по развитию туризма при главе, который объединил всех субъектов МСП в сфере туризма. На совете выбрали Советника по туризму, который активно участвует в развитии туристической сферы.
Гурьевский округ активно развивает сотрудничество с Туристско-рекреационным кластером и центром «Мой бизнес. Кузбасс», а также с Агентством по туризму Кузбасса. Большинство соглашений о сотрудничестве были подписаны в 1 полугодии 2020 г.
Совместно с ГАУ «Агентство по туризму Кузбасса» в 2021 г. был проведен «День экскурсовода», в рамках которого прошла встреча с туристическими операторами Кузбасса. Для туроператоров прошел пресс-тур по достопримечательностям округа, а затем за круглым столом прошло обсуждение туристического потенциала округа и возможностям более продуктивного сотрудничества. В июле 2021 г. на территории Гурьевского округа был дан старт акции «Прошагай Кузбасс», приуроченной к 300-летию промышленного освоения Кузбасса. В гостях были 27 представителей от муниципалитетов Кузбасса, ответственных за развитие внутреннего туризма на территориях. Для всех гостей была проведена квест-экскурсия «Найди свое золото».
В 2020 г. был заключен договор о сотрудничестве с туристическим оператором «Автобустур». Совместно с туроператором планируется развивать деловой туризм в округе, проводить эксклюзивные туры для предпринимателей / потенциальных
инвесторов, в которых главным экскурсоводом будет выступать глава округа. Также туроператор оказывает финансовую и нефинансовую (акции с уборкой территории объекта показа) поддержку объектов показа в округе. В мае 2022 г. в г. Салаире совместно с туроператором, администрацией Гурьевского округа была проведена самая массовая экскурсия в истории страны: одновременно гида (главу Гурьевского округа) слушали 395 человек, экскурсия вошла в Книгу рекордов России.
В 2020 г. при финансовой поддержке генерального директора ООО СОК «Сибирская здравница» и центра «Мой бизнес. Кузбасс» Кемеровский институт РЭУ имени Плеханова провел маркетинговые исследования туристского и инвестиционного потенциала Гурьевского муниципального округа. Были проведены опросы, собраны данные с интернет-ресурсов об узнаваемости мест отдыха среди населения Кузбасса. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной осведомленности жителей региона о достопримечательностях Гурьевского муниципального округа и необходимости разработки программы его продвижения. Отдельно провели оценку горнолыжного комплекса «Золотая гора», сравнив ее с другими горнолыжными комплексами Кузбасса. Провели оценку санаториев Кузбасса и сравнили их с «Сибирской здравницей» и «Лесным озером». Также предложили возможности развития вышеуказанных организаций. Был проведен OTSW-анализ деятельности и предложены рекомендации по развитию данных здравниц. В конце работы были вынесены предложения-кейсы по проектам для развития туризма в Гурьевском округе.
В рамках данной статьи было предложено активно развивать направление «сельского туризма». В Стратегии развития туризма в России до 2035 г. понятие «сельский туризм» трактуется как вид туризма, который предполагает временное размещение туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения туристом материальной выгоды. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» в редакции от 28.05.2022 определяет сельский туризм как «туризм, предусматривающий
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации»17.
В первую очередь развитие инфраструктуры влияет на изменения к лучшему сельских территорий. В Гурьевском округе наряду с 2 городами имеется 7 сельских поселений, каждое из которых богато достопримечательностями, а также крестьянско-фермерскими хозяйствами. В данных поселениях инфраструктура уже устарела, и не везде готова принимать туристов. Тем более кроме инфраструктуры очень важны трудовые ресурсы, т. е. занятость самого сельского населения.
На территории округа работает порядка 28 крестьянско-фермерских хозяйств, которые обеспечивают рабочими местами население сел, но в основном сезонно и лишь частично. Встает вопрос диверсификации сельской экономики путем внедрения иных видов деятельности: проведения событийных мероприятий, использования ферм для приема туристов, возрождение традиционных для конкретных сел промыслов и проведение мастер-классов по популяризации данных промыслов, использование природных ресурсов. Много произведенных в сельских местностях товаров и услуг невозможно реализовать за пределами самих территорий. Например, сельское гостеприимство, обычаи встречи гостей, объекты, расположенные на территории. Можно смело утверждать, что сельский туризм - уникальное явление.
Согласно данным Федеральной службы статистики ежегодно сельское население сокращается, переселяясь в города. В этой ситуации многим городским жителям из «муравейников-мегаполисов» хочется ненадолго выехать поближе к природе. Современный тренд на «зеленый туризм» и «деревенский отдых» набирает обороты уже не первый год, а в связи с мировыми событиями, которые подтолкнули к развитию внутренний туризм, желающих посетить деревни становится всё больше. Жители урбанизированных городов готовы платить за эко-продукты, но в то же время им требуется хорошо организованный отдых. Современные люди стремятся узнать что-то новое, приобрести новые компетенции и навыки: подоить козу, набрать ягод, поухаживать за огородом, приготовить традиционные местные блюда.
На данный вид отдыха спрос потенциально может быть колоссальным. Именно городские жители могли бы оживить экономику села, но только при наличии разнообразных и проработанных туристских продуктов. Изучив предложения разных тур-
г, 18
операторов, а также сайта «За городом» пришли к выводу, что не так уж много готовых туристских продуктов по данному направлению.
Также в рамках работы были проведены опросы жителей Кузбасса, которым был задан вопрос по наличию интереса к направлению «сельский туризм». Полученные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4. Оценка степени интереса к направлению «Сельский туризм»
Table 4. Degree of interest in rural tourism
Степень интереса Доля респондентов, %
Крайне низкая 7,5
Низкая 10,1
Не могу определиться 29,6
Высокая 28,7
Очень высокая 24,2
17 Федеральный закон от 02.07.2021 .№ 318-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и ст. 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
18 Сайт «За городом». URL: https://svoe-zagorodom.ru/
ТИАМ РНАСТЮЕ
2023. Уо1 3. N0 2
По результатам опроса респондентов можно сделать вывод о высоком интересе к направлению «Сельский туризм» (58,3 %). В то же время значительная часть респондентов (29,6 %) не может определиться со своим интересом к данному направлению.
Также была выявлена степень интереса жителей к определённым видам сельского туризма. Участники опроса выразили интерес к дегустации фермерских продуктов (70,8 %), отдыху в бане (65,2 %), конным прогулкам (62,9 %). Можно отметить, что все предлагаемые составляющие сельского туризма интересны кузбассовцам.
В части работы над направлением «сельский туризм» на территории округа ведется работа над запуском проекта фермы «Пчелка», которая располагается в районе г. Салаира. Данный проект предусматривает как проживание в сельских домиках, так и возможность занятия иппотерапией, ухаживания за огородом и животными (утки, гуси, кони, свиньи и пр.). В 2023 г. планируется подавать проект для участия в гранте от Министерства сельского хозяйства РФ.
Для развития Гурьевского округа ведется работа над популяризацией в СМИ. С 2020 г. на территории Гурьевского округа прошли съемки следующих программ: «Открой Кузбасс», «Гуляем по Кузбассу», проекта Национальность.ру. На федеральных каналах вышли сюжеты об открытии Гурьевского краеведческого музея, об установлении Рекорда России в номинации «Самая массовая экскурсия».
Впервые в 2020 г. была разработана и принята муниципальная программа «Развитие сферы туризма на территории Гурьевского муниципаль-
19
ного округа» , которая каждый год проходит актуализацию. Задачами программа стали:
- совершенствование информационного обеспечения системы мероприятий, направленных на создание условий для развития сферы туризма;
- формирование положительного имиджа Гурьевского муниципального округа, развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;
- формирование доступной и комфортной туристской среды;
- привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры туризма и внедрение механизмов муниципально-частного партнерства;
- стимулирование развития сферы туризма.
В рамках последовательной работы по развитию туристского сектора и повышения узнаваемости территории Гурьевского округа было принято решение о создании туристского бренда. В современном мире брендинг - это стратегически необходимый механизм влияния на потребителей. Имидж территории складывается исходя из степени отраженных приоритетов в ценностях потребителей. Бренд выполняет роль результативного средства коммуникации с внешней средой.
Перед тем, как создавать бренд нашего округа, были изучены труды А. С. Хворостяной, Н. Л. Аша-ляна и Л. А. Филлиповой20. Затем в рамках работы над созданием бренда были учтены ключевые этапы стратегического брендинга, а именно:
- мониторинг внешней и внутренней среды бренда;
- разработка стратегической платформы бренда;
- разработка стратегического позиционирования бренда;
- разработка стратегической бренд-архитектуры;
- разработка стратегической визуальной идентификации бренда;
- патентная защита объектов интеллектуальной собственности;
- разработка коммуникационной стратегии бренда;
- мониторинг и контроль стратегического развития бренда.
19 Постановление администрации Гурьевского муниципального округа от 13.10.2022 N° 1468 Об утверждении муниципальной программы Гурьевского муниципального округа «Развитие сферы туризма на территории Гурьевского муниципального округа» на 2023-2025 годы.
20 Хворостяная А. С., Ашалян Н. Л., Филлипова Л. А. Теоретические аспекты создания бренда // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11. С. 1403-1406.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
Поскольку работа над брендом еще продолжается, и не все ключевые этапы выполнены, обозначим ту работу, которая уже была проведена.
1. Мониторинг внешней и внутренней среды бренда. В рамках работы над данным пунктом был проведен анализ информации из разных источников об округе, были проведены глубинные интервью со стейкхолдерами, прошли «мозговые» штурмы с разными слоями населения (с потребителями). В результате было сформировано понимание о целевой аудитории и интересах.
2. Разработка стратегической платформы бренда. По результатам мониторинга и сформированного понимания об аудитории и интересах была проведена работа по определению миссии и видения бренда, была сформирована большая идея бренда. Миссия бренда Гурьевского округа - перекроить образ малого предпринимательства и создать условия для создания сообщества людей, которые «горят своим». Ведь Гурьевск - самый предприимчивый малый город в России.
3. Разработка стратегического позиционирования бренда. В случае с Гурьевским округом был подобран слоган: «Найди свое золото». Данный слоган раскрывает то, что, приехав в округ, каждый человек может найти то, что искал всю свою жизнь. «Золото» может быть работой мечты, уютным уголком для проживания или любимым человеком. Есть уверенность, что в Гурьевском округе каждый человек найдет для себя что-то поистине ценное. Большая идея бренда: «Наше золото - люди», когда каждый житель округа ценен. Вследствие глубокой работы над смысловым содержанием бренда команда пришла к выводу, что Гурьевск - это малый город с настоящей предпринимательской жилкой. Это город для предприимчивых и талантливых людей с большой мечтой, которую реализовать здесь гораздо проще. Весь Гурьевский округ -предприимчивый округ для людей, которые горят своим делом. Место, в котором можно реализовать свои мечты, создать что-то действительно важное в жизни. Поскольку предприимчивость - это энтузиазм, помноженный на интеллект и реализацию всех возможностей.
4. Разработка стратегической бренд-архитектуры.
5. Разработка стратегической визуальной идентификации бренда. В рамках данного пункта была определена цветовая гамма в желтых тонах в системе уже существующих цветовых решений Кузбасса (Россия - красный, Сибирь - голубой, Кузбасс - темно-синий, Междуреченск - зеленый, Новокузнецк - красный, Гурьевск - желтый). Также был разработан логотип округа. Кроме этого, был проработан брендбук с фирменным стилем по основным позициям - одежда (футболки, штаны, толстовки, шапки и т. д.), полиграфическая продукция (блокноты, пакеты, ручки и пр.). В августе 2022 г. был брендирован автомобиль главы Гурьевского округа, а сейчас проводится работа над брендированием автобуса для приема гостей округа.
6. Патентная защита объектов интеллектуальной собственности.
7. Разработка коммуникационной стратегии бренда.
8. Мониторинг и контроль стратегического развития бренда.
Работа над последними пунктами продолжается.
Стоит отметить, что разработанный бренд Гурьевского округа коррелирует с брендом всего Кузбасса - «КУЗБАСС - СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР и СОЗИДАНИЕ». Он также направлен на ценность каждого жителя округа, на создание комфортных условий проживания в малых городах и селах, на развитие предпринимательского сообщества. Этот бренд «заточен» под реализацию приоритетов Кузбасса.
Кроме разработки бренда в 2021 г. была проделана большая работа по созданию короткометражного фильма в концепции брендирования территории. Продолжается работа по запуску бренда.
Стоит отметить, что с начала активной работы в 2020 г. над развитием туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского округа была проделана серьезная работа. После определения стратегических приоритетов развития туризма и индустрии гостеприимства округа работа будет настроена более точно и усилена.
THEORY AND PRACTICE
2023. Vol 3. No 2
Стратегические возможности развития всесезон-ной дестинации мирового уровня на территории Гурьевского муниципального округа. Понятие «туризм» неразрывно связано с территорией, которая притягивает туристов, куда они едут и где
21
проводят определенное время, т. е. дестинация .
Слово «дестинация» с латинского означает «местонахождение» и уже порядка 30 лет используется зарубежными исследователями22. В России понятие «дестинация» остается еще новым, хотя уже получило признание и распространение. Н. Лейпер определяет понятие «дестинация» как конкретную территорию, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территорию, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристской инфраструктурой23.
Для того чтобы сформировать конкурентоспособную дестинацию в Гурьевском округе, в исследовании был проведен анализ ресурсного потенциала округа. На данном этапе работы важно рассмотреть еще два неотъемлемых элемента.
А. Проведение OTSW-анализа. В рамках работы над определением стратегических направлений развития туризма на территории Гурьевского округа по методике академика В. Л. Квинта был проведен ОТ8'^анализ (таблица 5).
В соответствии с глобальными и региональными трендами развития туризма в России, а также с принятой Стратегией социально-экономического развития Кузбасса до 2035 г. стоит в первую очередь рассмотреть возможности, которые открываются перед Гурьевским округом.
Таблица 5. OTSW-анализ стратегических направлений развития туризма в Гурьевском муниципальном округе
Table 5. OTSW-analysis of strategic directions of tourism development in Guryevsk Municipal District
Внешняя среда
Возможности Угрозы
- Проведение фестивалей для роста интереса к событийному туризму. - Запуск межрегионального маршрута с Алтайским краем. - Государственная поддержка кластерной политики для проработки региональных и межрегиональных маршрутов. - Оздоровление после СОУШ-19 дает толчок модернизации программ санаторно-курортного лечения. - Реставрация объектов культурного наследия регионального значения для активизации культурно-познавательного туризма. - Вероятность неполучения грантовой поддержки не даст повысить уровень фестиваля. - Нестабильная внешнеполитическая ситуация. - Вероятность возвращения пандемии СОУГО-19. - Усиление конкуренции на туристическом рынке как внутри субъекта, так и внутри страны.
Сильные стороны Слабые стороны
- Наличие уникальных памятников истории и культуры. - Богатый природный потенциал округа. - Опыт проведения региональных, межрегиональных соревнований по различным видам спорта. - Развиваются все возможные виды туризма. - Совместная работа муниципального образования и бизнеса. - Резко континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность. - Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и ограниченная транспортная доступность многих туристских дестинаций. - Низкое качество сервиса туристской инфраструктуры.
Внутренняя среда
21 Кирьянова Л. Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6. С. 35-40.
22 Ritchie B., Crouch G. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. Cambridge: CAB International, 2003. 291 p.
23 Leiper N. Tourism Management. 3d ed. Sidney: Pearson Education Australia, 2004. 326 p.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
На основании данной таблицы можно сделать вывод, что на территории округа стоит развивать событийный и культурно-познавательный туризм, создавать межрегиональные маршруты, а также продолжать развивать и модернизировать лечебную базу для оздоровительного туризма.
Б. Выявление стратегических направлений развития туризма. В рамках работы над выявлением стратегических направлений развития туризма Гурьевского округа был проведен анализ ресурсного потенциала, а также проведен OTSW-анализ. На основании полученных данных были выделены 5 основных направлений.
1. Развитие и формирование межрегиональных кластеров. В Кузбассе активно ведется работа по развитию существующих туристских кластеров, таких как туристско-рекреационные комплексы «Шерегеш» и «Междуреченск». Кроме этого, рассматривается возможность создания новых региональных кластеров. Гурьевский округ готов рассмотреть два варианта реализации кластерного подхода:
- первый - это возможность работы в колла-борации с одним из уже существующих кластеров. Например, с ТРК «Шерегеш» есть возможность работать в нескольких направлениях, первое - создание совместных межмуниципальных маршрутов, которые помогут развлечь растущий ежегодно туристический поток, и Гурьевскому округу есть что предложить туристам. Второе направление - снабжение этого же туристического потока уникальной сувенирной продукцией, которую создают мастера Гурьевского округа, а также укрепление продовольственной безопасности - возможность кормить туристов продуктами, выращенными и переработанными на Гурьевской земле.
- второй - это создание на территории Гурьев-ского округа самостоятельного кластера. На территории округа создан «Совет по развитию туризма» при главе. В рамках работы Совета принимают активное участие все основные игроки сферы туризма и индустрии
гостеприимства округа. Довольно часто участники Совета объединяют свои усилия для достижения общих целей развития туризма в Гурьевском округе. На одном из последних заседаний Совета всеми участниками было принято решение об установке в 2023 г. на территории округа знаков туристской навигации. Это поможет туристам лучше ориентироваться в туристских объектах округа. Совет на данный момент - это «пробная» версия полноценного кластера, который возможно создать на территории Гурьевского округа.
2. Развитие национальных и деловых маршрутов. На территории округа планируется развивать М1СЕ-туризм (деловой туризм). Гурьевск готов стать самым предприимчивым малым городом России. Потенциал округа позволяет принимать активное участие в развитии М1СЕ-туризма. Округ готов проводить ключевые мероприятия «Опоры России» и других деловых объединений, находясь в поиске малых и средних предпринимателей, которые готовы делиться практиками, и людей, которые понимают друг друга. Города и сёла территории идеально подходят для тренингов и корпоративных мозговых штурмов на свежем воздухе, со святыми источниками, историей культуры телеутов, с золотыми пляжами, разноцветными озёрами и даже горой из топаза.
Уникальный Дворец Культуры в Салаире, который является лучшим в малых городах по России, готов стать одной из диалоговых площадок и принимать форумы деловых объединений. В целом в округе планируется более активное использование рынка делового туризма, в том числе для реализации экскурсионных и туристских продуктов на территории округа.
3. Развитие трансграничного и регионального туризма. Планируется развивать активное и тесное сотрудничество с Алтайским краем и Новосибирской областью. В части работы с Алтайским краем уже проведены предварительные консультации и совместные рабочие совещания. Работа будет продолжена и в 2023 г.
THEORY AND PRACTICE
2023. Vol 3. No 2
4. Развитие экологического, медицинского и лечебно-оздоровительного туризма. В связи с тем, что Кузбасс в первую очередь промышленный регион с непростой экологической обстановкой, столкнувшийся с последствиями пандемии, на территории округа активно модернизируются и работают 3 санатория, которые предоставляют разнообразные программы оздоровления организма. Также на территории округа имеется 2 особо охраняемые природные территории: заказник «Горскинский» и «Салаирский», где прорабатывается возможность организации экологических троп и проведения образовательных экскурсий в рамках экологического воспитания детей.
5. Использование промышленного потенциала и историко-культурного наследия. Как было отмечено в работе И. З. Чхотуа, Л. И. Власюк, Г. В. Задорожной, промышленный туризм дает новые импульсы для туристской отрасли, создавая при этом мультипликативный эффект для иных отраслей экономики, связанных с обслуживанием туристского потока24. Промышленный туризм -направление достаточно молодое и не имеет четко сформулированного понятия, поэтому будем рассматривать данное направление в части посещения объектов промышленного наследия: как работающие предприятия, так и уже не функционирующие. В этом направлении развития туризма Гурьевский округ по-своему уникален: имеет огромный потенциал - одно из старейших металлургических зданий Сибири располагается именно здесь - Гурьевский металлургический завод. Кроме завода на территории округа имеется угольный разрез «Шестаки», Хлебокомбинат, ООО «Гурьевский молочный комбинат».
Для развития промышленного туризма округа необходимо выстроить систему взаимодействия с предприятиями в целях формирования перечня объектов для туристского посещения и экскурсионных программ. Потребуется простимулировать предприятия округа к работе с туристами.
Если говорить о том наследии промышленного освоения региона, которое осталось в Гурьевском округе, то немаловажно выделить Первую сельскую ГЭС, которая была построена в 1925 г. и находилась в селе Горскино. В настоящее время от ГЭС осталось только машинное отделение с турбиной, но место притягивает к себе туристов. В будущем планируется разработать проект и воссоздать макет когда-то действующей электростанции.
Таким образом, выделение стратегических направлений развития туризма в Гурьевском муниципальном округе указывает новый вектор для успешной работы всей отрасли туризма и индустрии гостеприимства.
ВЫВОДЫ
Отрасль туризма в России является ключевым приоритетом экономического развития страны. Для нашей страны туризм может и должен вносить вклад в экономическое развитие, а также обеспечивать доступность оздоровления и отдыха жителей РФ, играть при этом социальную роль. Отрасль туризма наращивает темпы в развитии. Для Кузбасса развитие туризма также является приоритетным направлением в развитии региона. Активная фаза в развитии внутреннего туризма для нашего региона наступила во время пандемии COVID-19, когда границы были закрыты. В связи с этим Кузбасс всё чаще выходит в федеральную повестку как с событийными мероприятиями, так и с развитием горнолыжного комплекса «Шерегеш». Регион обладает обширным потенциалом и возможностями для привлечения туристов. В результате анализа ресурсного потенциала Гурьевского муниципального округа был сделан вывод о том, что на территории округа имеются культурно-исторические и природные достопримечательности, горнолыжный комплекс, три санатория, объекты промышленного туризма и центр отдыха. В то же время достаточно слабо развита сеть коллективных средств размещения. На территории округа можно развивать такие
24 Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. № 4. С. 156-174. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-4-70-156-174
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
виды туризма, как культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, промышленный и экологический. Пока округ только начинает использовать свой ресурсный потенциал для привлечения туристского потока. Достаточно остро стоит вопрос нехватки финансирования для обновления туристской инфраструктуры территории.
Исследование опыта и современного состояния отрасли туризма Гурьевского округа показало, что для упорядоченной работы в направлении развития туризма на его территории было создано МАУ «Агентство развития», занимающееся как привлечением инвестиций в сферу туризма, так и активно работающее со всеми представителями бизнеса данной сферы. В 2021 г. Гурьевский округ провел большую работу по созданию турист-
ского бренда территории, продолжая его внедрение и продвижение.
В результате проведенного исследования были определены стратегические направления развития туризма и индустрии гостеприимства Гурьевского муниципального округа: создание туристской дестинации, развитие и формирование межрегиональных кластеров, развитие национальных и деловых маршрутов, развитие трансграничного и регионального туризма, развитие экологического, медицинского и оздоровительного туризма, использование промышленного потенциала и историко-культурного наследия. В рамках стратегических направлений планируется проводить дальнейшую работу по развитию сферы туризма и гостеприимства в Гурьевском муниципальном округе.
ЛИТЕРАТУРА
Алабина Т. А. Эволюция экономических исследований стратегий: роль концепции стратегиро-вания В. Л. Квинта // Управленческое консультирование. 2021. № 8. С. 139-149. Шр8://^. org/10.22394/1726-1139-2021-8-139-149 Голиков Д. П. Организационно-экономический механизм использования регионального туристско-ресурсного потенциала: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Пермь: Изд-во Пермского института туризма, 2005. 26 с. Дмитриева Н. В., Сандракова И. В. Перспективы развития внутрирегионального туризма на уровне
муниципального округа // Экономические исследования и разработки. 2020. № 11. С. 25-31. Джанджугазова Е. А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного
комплекса: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М.: МГУ, 2005. 254 с. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет,
2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с. Кирьянова Л. Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6. С. 35-40. Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3 Кусков А. С. Туристское ресурсоведение. М.: Академия, 2008. 208 с.
Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе /
A. А. Пятовский [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 339-347. https://doi. org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред.
B. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi. org/10.21603/978-5-8353-2718-8
STRATEGIZING:
THEORY AND PRACTICE
2023. Vol 3. No 2
Yumatov KV. et al. Strategizing and Conceptualizing.
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
Хворостяная А. С., Ашалян Н. Л., Филлипова Л. А. Теоретические аспекты создания бренда // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. N° 11. С. 1403-1406.
Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. № 4. С. 156-174.
Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития -Междуреченск» / К. В. Юматов [и др.] // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 130-146. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-130-146
Formica S., Uysal M. Destination attractiveness based on supply and demand evaluations: an analytical framework // Journal of Travel Research. 2006. Vol. 44. № 4. Р. 418-430. https://doi. org/10.1177/0047287506286714
Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
Leiper N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper. Sidney: Pearson Education Australia, 2004. 326 p.
Ribeiro J. C., Vareiro L. С. The Tourist Potential of the Minho-Lima Region (Portugal). Visions for Global Tourism Industry // Creating and Sustaining Competitive Strategies. 2012. Vol. 1. Р. 339-356. https://doi. org/10.5772/38197
Ritchie B., Crouch G. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. Cambridge: CAB International, 2003. 291 p.
REFERENCES
Alabina TA. The evolution of economic research strategies: the role of the concept of strategizing VL Kvint. Administrative Consulting. 2021;8:139-149. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-8-139-149 (In Russ.)
Golikov DP. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm ispolzovaniya regionalnogo turistsko-resursnogo potentsiala [Organizational and economic mechanism for using the regional tourism potential]. Abstract cand. sci. econ. diss. Perm: Perm Institute of Tourism; 2005. 36 p. (In Russ.)
Dmitrieva NV, Sandrakova IV. Prospects for the development of intraregional tourism at the municipal level. Economic Development Research journal. 2020;11:25-31. (In Russ.)
Dzhandzhugazova EA. Formirovaniye strategii razvitiya regionalnogo turistsko-rekreatsionnogo kompleksa [Formation of the strategy for the development of the regional tourism and recreational complex]. Dr. sci. econ. diss. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2005. 254 p. (In Russ.)
Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
Kvint VL. The concept of strategizing. Vol. 1. St. Petersburg: NWIM RANEPA, 2019. 132 p. (In Russ.)
Kvint VL. The concept of strategizing. Vol. 2. St. Petersburg: NWIM RANEPA, 2020. 164 p. (In Russ.)
Kiriyanova LG. «Tourist destination» as a complex concept and a key element of the tourist system. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2010;316(6):35-40. (In Russ.)
A conceptual future for the Kuzbass Region: Strategic outlines of developmental priorities through 2071, a 50-year perspective. Ed. VL Kvint. Kemerovo: Kemerovo State University; 2022. 283 p. (In Russ.)
Kuskov AS. Turistskoye resursovedeniye [Tourist resource studies]. Moscow: Academiya; 2008. 208 p. (In Russ.)
Strategic priorities of development of tourism and exhibition and fair activities in Kuzbass. AA Pyatovskiy [et al.]. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):339-347. https://doi. org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-172-186
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2023. Том 3. № 2
Strategizing of the tourism and trade show industries in Kuzbass region. Ed. VL Kvint. Kemerovo:
Kemerovo State University, 2021. 371 p. (In Russ.) Khvorostyanaya AS, Ashalyan NL, Fillipova LA. Theoretical aspects of brand creation. Competitiveness
in the Global World: Economics, Science, Technology. 2017;11:1403-1406. (In Russ.) Chkhotua IZ, Vlasyuk LI, Zadorozhnaya GV. Strategic analysis of industrial tourism development in the regions of Russia: opportunities and threats. Economic Revival of Russia. 2021;4:156-174. (In Russ.)
Mezhdurechensk as a tourism and recreation cluster of prospective development. KV Yumatov [et al.]. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(1):130-146. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-130-146
Formica S, Uysal M. Destination attractiveness based on supply and demand evaluations: an analytical framework. Journal of Travel Research. 2006;44(4):418-430. https://doi.org/10.1177/0047287506286714 Kvint VL. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015.
548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314 Leiper N. Tourism Management. 3d ed. N Leiper. Sidney: Pearson Education Australia, 2004. 326 p. Ribeiro JC, Vareiro LC. The Tourist Potential of the Minho-Lima Region (Portugal). Visions for Global Tourism Industry. Creating and Sustaining Competitive Strategies. 2012;1:339-356. https://doi. org/10.5772/38197.
Ritchie B, Crouch G. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. Cambridge: CAB International, 2003. 291 p.
КРИТЕРИИ АВТОРСТВА: Константин Владимирович Юматов - разработка концепции исследования и содержания статьи; научно-теоретическое консультирование; интерпретация данных; составление статьи и её итоговая переработка, в т. ч. написание всех разделов без аннотации. Все авторы прочитали и одобрили окончательную рукопись; Вероника Анатольевна Метелица - разработка концепции исследования и содержания статьи; сбор, анализ и интерпретация данных; составление статьи и её итоговая переработка, в т. ч. написание всех разделов и аннотации; Станислав Александрович Черданцев - разработка концепции исследования и содержания статьи, составление статьи и её итоговая переработка, в т.ч. написание всех разделов и аннотации.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Юматов Констанит Владимирович, канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений института истории и международных отношений, заведующий кафедрой международного права юридического института, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; yumatov@list.ru; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173 Метелица Вероника Анатольевна, заместитель главы по инвестиционной политике, развитию туризма и предпринимательства Администрации Гурьевского муниципального округа; nikametelitsa@yandex.ru Черданцев Станислав Александрович, магистрант кафедры стратегии регионального и отраслевого развития, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; gorgur@mail.ru ФИНАНСИРОВАНИЕ: Работа выполнена в рамках выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), направление подготовки «Экономическая и финансовая стратегия».
CONTRIBUTION: K. V. Ymatov approved of the research concept and design, provided scientific consulting, interpreted the data, wrote and proofread the manuscript. All the authors have read and approved
THEORY AND PRACTICE
2023. Vol 3. No 2
of the final version. V. A. Metelitsa developed the strategizing concept, designed the article, gathered and interpreted the data, and wrote the manuscript. S. A. Cherdantsev developed the strategizing concept, designed the article, and wrote the manuscript.
CONFLICTS OF INTERESTS: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.
ABOUT AUTHORS: Konstantin V. Yumatov, Dr.Sci.Hist., Associate Professor at the Department of General History and International Relations, Institute of History and International Relations, Head of the Department of International Law of the Law Institute, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia; yumatov@list.ru; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173
Veronika A. Metelitsa, Deputy Head for Investment Policy, Development of Tourism and Entrepreneurship, Administration of Guryevsk Municipal District nikametelitsa@yandex.ru
Stanislav A. Cherdantsev, student of the Department of Regional and Sectoral Development Strategy, Kemerovo State University; gorgur@mail.ru
FUNDING: The work was part of Master's thesis on Economic and Financial Strategy.