Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СТАРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ'

ПОТЕНЦИАЛ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СТАРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
208
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ПОТРЕБИТЕЛИ ТУРПРОДУКТА / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / РЕБРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Апарина Наталья Федоровна, Кавкаева Наталья Викторовна

Современный кризис в российской экономике, усугубляемый санкциями, обостряет вопрос о поиске отраслей, способных стать локомотивом регионального развития. Туристская отрасль рассматривается как альтернатива традиционным отраслям в старопромышленном регионе, создающая возможность ребрендинга территории и способствующая использованию потенциала индустриального региона для генерации потоков туристов. Каждый старопромышленный регион РФ имеет собственные стратегии развития туристской отрасли, связывая их цели с ребрендингом территории. Однако в стратегических документах развития отрасли часто игнорируются возможности использования ресурсного потенциала старопромышленных регионов для туризма. Представляется, что существенным потенциалом для развития туристской отрасли в подобных регионах обладает индустриальный туризм. Методология исследования основана на комплексном подходе к анализу туристских ресурсов территории. Возможности развития индустриального туризма в регионе рассмотрены на основе анализа потребительских предпочтений студентов. Потенциал индустриального туризма исследован на основе оценки студенческой молодежью привлекательности ресурсов индустриального туризма на территории. Определены возможные направления развития аттрактивности туристских ресурсов на основе кластерного подхода к формированию туристских маршрутов в сфере индустриального туризма в Кемеровской области - Кузбассе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Апарина Наталья Федоровна, Кавкаева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL TOURISM POTENTIAL OF AN OLD INDUSTRIAL REGION

The current crisis in the domestic economy and the tightened international sanctions exacerbate the issue of finding industries that can boost regional development. Tourism is an alternative to traditional industries in an old industrial region. It can rebrand the territory and make an industrial region generate tourist flows. Each old industrial region of the Russian Federation has its own strategies for the development of the tourism industry. Usually, they aim at a total rebranding of their territory, thus rejecting their traditional industrial image. As a result, strategic documents often ignore the touristic potential of old industrial regions. However, industrial tourism can encourage the development of the tourism industry in such regions. The present article introduces some possibilities for the development of industrial tourism in the Kemerovo Region based on consumer preferences. The research methodology relied on an integrated approach to the local touristic resources and involved 160 students of the Kemerovo State University who were asked to assess the attractiveness of the local industrial tourism. The authors used the cluster approach to describe some potential directions for industrial tourism in the Kemerovo Region.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СТАРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ»

политические, социологические и экономические науки Потенциал индустриального туризма

оригинальная статья

Потенциал индустриального туризма в старопромышленном регионе

Апарина Наталья Федоровна Кавкаева Наталья Викторовна

Кемеровский государственный университет, Кемеровский государственный университет,

Россия, Кемерово Россия, Кемерово

https://orcid.org/0000-0003-2697-3196 https://orcid.org/0000-0001-9566-1992

[email protected]

Поступила в редакцию 14.05.2022. Принята после рецензирования 14.09.2022. Принята в печать 19.09.2022.

Аннотация: Современный кризис в российской экономике, усугубляемый санкциями, обостряет вопрос о поиске отраслей, способных стать локомотивом регионального развития. Туристская отрасль рассматривается как альтернатива традиционным отраслям в старопромышленном регионе, создающая возможность ребрендинга территории и способствующая использованию потенциала индустриального региона для генерации потоков туристов. Каждый старопромышленный регион РФ имеет собственные стратегии развития туристской отрасли, связывая их цели с ребрендингом территории. Однако в стратегических документах развития отрасли часто игнорируются возможности использования ресурсного потенциала старопромышленных регионов для туризма. Представляется, что существенным потенциалом для развития туристской отрасли в подобных регионах обладает индустриальный туризм. Методология исследования основана на комплексном подходе к анализу туристских ресурсов территории. Возможности развития индустриального туризма в регионе рассмотрены на основе анализа потребительских предпочтений студентов. Потенциал индустриального туризма исследован на основе оценки студенческой молодежью привлекательности ресурсов индустриального туризма на территории. Определены возможные направления развития аттрактивности туристских ресурсов на основе кластерного подхода к формированию туристских маршрутов в сфере индустриального туризма в Кемеровской области - Кузбассе.

Ключевые слова: индустриальный туризм, промышленное наследие, виды туризма, потребители турпродукта, туристский кластер, ребрендинг территории

Цитирование: Апарина Н. Ф., Кавкаева Н. В. Потенциал индустриального туризма в старопромышленном регионе. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 4. С. 481-491. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-481-491

full article

Industrial Tourism Potential of an Old Industrial Region

Natalia F. Aparina Natalia V. Kavkaeva

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

https://orcid.org/0000-0003-2697-3196 https://orcid.org/0000-0001-9566-1992

[email protected]

Received 14 May 2022. Accepted after peer review 14 Sep 2022. Accepted for publication 19 Sep 2022.

Abstract: The current crisis in the domestic economy and the tightened international sanctions exacerbate the issue offinding industries that can boost regional development. Tourism is an alternative to traditional industries in an old industrial region. It can rebrand the territory and make an industrial region generate tourist flows. Each old industrial region of the Russian Federation has its own strategies for the development of the tourism industry. Usually, they aim at a total rebranding of their territory, thus rejecting their traditional industrial image. As a result, strategic documents often ignore the touristic potential of old industrial regions. However, industrial tourism can encourage the development of the tourism industry in such regions. The present article introduces some possibilities for the development of industrial tourism in the Kemerovo Region based on consumer preferences. The research methodology relied on an integrated approach to the local touristic resources and involved 160 students of the Kemerovo State University who were asked to assess the attractiveness of the local 0 industrial tourism. The authors used the cluster approach to describe some potential directions for industrial tourism in the Kemerovo Region.

о

© 2022. Автор(ы). &атья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License 481

Industrial Tourism Potential

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNiVERSiTY political, sociological and economics

Keywords: industrial tourism, industrial heritage, types of tourism, consumers of tourist products, tourist cluster, territorial rebranding

Citation: Aparina N. F., Kavkaeva N. V. Industrial Tourism Potential of an Old Industrial Region. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2022, 7(4): 481-491. (In Russ.) https://doi.org/1Q.21603/25QQ-3372-2Q22-7-4-481-491

Введение

Основные цели стратегических документов по трансформации отечественной туристской отрасли заключаются в комплексном развитии внутреннего и въездного туризма на основе формирования и продвижения конкурентоспособного и качественного туристского продукта. Современные политические и экономические вызовы создают существенные основания для распределения туристских потоков в пользу внутреннего туризма и ставят перед предприятиями туристской отрасли задачи срочной компенсации утраченных гражданами РФ возможностей удовлетворения рекреационных потребностей за счет выездного туризма предложением внутренних туристских ресурсов.

Но снижение платежеспособного спроса на фоне экономических санкций, инфляционные процессы, сложная международная политическая ситуация может отрицательным образом сказаться на перемещениях потребителей туристских услуг и внутри страны. Для современной туристской отрасли актуальной становится проблема развития туристского потенциала конкретных территорий, регионального туризма. Подход к развитию потенциала должен отличаться существенной степенью гибкости и комплексностью. На решение данной проблемы ориентирована Стратегия развития туризма в РФ1, где в качестве одного из принципов формирования и развития туристского продукта определен региональный фактор: учет природного, культурного, этнического разнообразия регионов России.

Территории РФ отличаются многообразием тури-стско-рекреационных ресурсов. Различия природно-климатических условий, транспортной доступности территорий, наличие специфической туристской инфраструктуры туристских объектов делают возможным и необходимым применение гибкого подхода к определению приоритетных видов туризма на конкретной территории с учетом ее потенциала и особенностей социально-экономического развития. Требования гибкости при формировании туристского продукта основаны на базовых рекреационных потребностях туристов в восстановлении физических и духовных сил, смене обстановки. Поэтому многие туроператоры используют

в своей политике работы с клиентами сочетание пассивного отдыха (пляжного) с активным (экскурсии). Однако сами способы рекреации могут обратиться в рутину, если туристская территория не обладает достаточным разнообразием туристских ресурсов и высоким потенциалом аттрактивности.

Применительно к туристскому продукту аттрактив-ность представляет собой его привлекательность, соответствие запросам потребителей, способность сформировать мотивацию в посещении, использовании. Аттрактивность как базовая характеристика туристского продукта делает необходимым тщательное изучение туристских ресурсов территории: оценки существующих потоков туристских продуктов и запасов туристских ресурсов, возможных для их вовлечения в туристский поток [1; 2].

В современной сложной экономической ситуации перед органами государственной власти, местного самоуправления и региональными туристскими предприятиями стоит сложная задача поиска возможностей удовлетворения рекреационных потребностей жителей территории и увеличения внешнего туристского потока за счет повышения аттрактивности туристских ресурсов. Решение этой задачи возможно на основе комплексного подхода к развитию туризма на территории.

Комплексность подхода к развитию туризма основана на том, что туристская индустрия использует не только собственно туристские объекты, но и включает в свой хозяйственный оборот предприятия других отраслей [3]. Этот фактор является актуальным при привлечении туристов на территорию, ее продвижении как туристской дестинации с многообразием туристских ресурсов. Комплексный подход заложен в Государственной программе Российской Федерации «Развитие туризма»2 и Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. Он предопределяет стимулирование и развитие туристских дестинаций на региональном и межрегиональном уровнях с учетом особенностей туристских ресурсов и инфраструктуры конкретных регионов. Комплексность подхода, заложенная в стратегических документах развития туризма, делает возможным и необходимым формирование

1 Об утверждении Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. Распоряжение Правительства РФ № 2129-р от 20.09.2019. СПС Консуль-тантПлюс.

2 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие туризма». Постановление Правительства РФ № 2439 от 24.12.2021. СПС Консуль-тантПлюс.

политические, социологические и экономические науки Потенциал индустриального туризма

туристских кластеров - пула туристских и смежных с туризмом хозяйствующих субъектов, связанных общей логистикой и совместно осуществляющих адаптацию, проектирование, производство, продвижение туристского продукта.

Комплексность и гибкость как базовые требования к разработке и продвижению регионального туристского продукта способствуют диверсификации региональной экономики, что отвечает стратегическим целям развития регионов и решению задач территориального маркетинга. Особенно актуально их применение в старопромышленных регионах, для которых характерна сохраняющаяся отраслевая специализация, монопрофильная зависимость, высокая концентрация промышленных предприятий и отраслей сопутствующей инфраструктуры [4; 5].

В старопромышленных регионах, одним из которых является Кемеровская область - Кузбасс, базовыми целями долгосрочных Государственных программ и Стратегий социально-экономического развития территорий являются сокращение ресурсной зависимости и нивелирование ее последствий. Органы государственной власти и местного самоуправления заняты поиском возможностей развития альтернативных отраслей, среди которых большие надежды возлагаются на туризм. Каждый старопромышленный регион РФ имеет собственные стратегии развития туристской отрасли. Однако следует отметить, что в стратегических документах зачастую игнорируются возможности использования ресурсного потенциала старопромышленных регионов для туризма. Представляется, что существенным потенциалом для развития туристской отрасли в подобных регионах обладает индустриальный туризм.

Индустриальный туризм - направление туризма, в рамках которого туристский продукт формируется как с использованием ресурсов функционирующих предприятий разных отраслей экономики, так и предприятий, относящихся к объектам индустриально-культурного наследия территории. Привлекательность данного направления для туристов связана с возможностями изучения современных технологий, производственных процессов, объектов современной промышленной архитектуры, приобретением новых представлений о том времени, к которому относится изучаемый объект [6]. Для предприятий, вовлекающих свои ресурсы в хозяйственный оборот индустриального туризма, расширяются возможности продвижения как самого предприятия, так и его продукции [7].

Возможности развития индустриального туризма связаны с несколькими факторами:

1. Индустриальные объекты становятся объектами культурно-исторического наследия. Это обусловлено тем,

что, с одной стороны, индустриальная эпоха уходит в прошлое, с другой - последние события открывают для России новые возможности для реиндустриализации; промышленный туризм может стать важной составляющей музеефицированной туристической индустрии. Крупные цеха и технические сооружения, прорывные изобретения и технологии, уникальная транспортная инфраструктура, антропогенный ландшафт и жилые кварталы промышленных городов, рабочих поселков формируют музейные кластеры: все, что когда-то поддерживало жизнь местных сообществ (шахты, рудники, плавильни, текстильные фабрики) становится индустриальным наследием и может приносить пользу экономике и обществу в условиях геоэкономического передела пространства.

Кроме того, объекты индустриального наследия являются частью городской среды: их технические особенности, старопромышленный дизайн привлекают любителей исследовать заброшенные здания и сооружения, использовать их для экстремальных занятий. На основе привлекательности объектов сформировались такие направления индустриального туризма, как урбанизм (любовь к индустриальным пейзажам), руфинг (использование крыш для созерцания видов, для экстремальных занятий), сталкерство (посещение заброшенных промышленных объектов и мест), диггерство (исследование подземных сооружений) и т. д. Подобные занятия стали составляющими молодежной субкультуры3.

2. Многие действующие промышленные объекты обладают существенным потенциалом аттрактивно-сти и интересны для посещения туристами. Посещение подобных объектов идентифицируется как промышленный туризм, который имеет многолетнюю историю [8, с. 21]. Еще в 1900 г. в Нидерландах туристы могли посетить сыроварню, во Франции - винодельню или шоколадную фабрику, в Греции и на Мальте - мастерскую по изготовлению кружев [9]. В Европе первые подобные экскурсии варьировались от посещения табачной фабрики до визита на скотобойню [10]. Шоколадная фабрика «Херши» принимала экскурсии в 1904-1970 гг., пока по соображениям санитарной безопасности, страхования и оптимизации процесса производства компании не пришлось построить цех-симулятор специально для туристов [11]. По данным на 1990 г., на территории Англии в сфере промышленного туризма было зарегистрировано 294 организации, в США - 438 [12]. Объемы услуг в сфере промышленного туризма неуклонно росли: например, в 2007 г. во Франции услуги промышленного туризма оказывали 1700 компаний4. По опыту стран Запада промышленные объекты как объекты промышленного наследия входят в список ЮНЕСКО.

3 Индустриальный туризм: путешествие в остановившуюся эпоху. URL: https://vektor-tv.ru/light/industrialnyy-turizm-puteshestvie-v-ostanovivshuyusya-epokhu/ (дата обращения: 07.05.2022).

4 Россия готова развивать промышленный туризм. URL: http://www.travel.ru/news/2009/12/09/175849.html (дата обращения: 05.05.2022).

Industrial Tourism Potential political, sociological and economics

3. Рост интереса к развитию индустриального / промышленного туризма наблюдается у предпринимателей5 [13; 14]. Анализ научной литературы и Интернет-контента показывает, что индустриальный / промышленный туризм рассматривается предприятиями как потенциальный инструмент выхода из кризиса, связанного с пандемией, продвижения бренда предприятия, увеличения потока потребителей, роста инвестиционной привлекательности и т. д.

Индустриальный туризм в России

В современной России индустриальный туризм как направление, использующее объекты культурно-исторического наследия и экскурсии на действующие предприятия, имеет определенный задел и рассматривается в отдельных регионах как потенциально возможное направление развития туристского рынка. Тем не менее промышленный туризм не является приоритетным даже для старопромышленных регионов с богатым культурно-индустриальным наследием. По оценкам специалистов, на индустриальный туризм приходится около 1 % рынка туристских услуг6.

Развитие индустриального туризма как сегмента туристского рынка осуществляется по нескольким направлениям. Первое из них связано с музеефикацией индустриально-культурного наследия крупных промышленных центров и рабочих поселков. «Демидовский Нижнетагильский завод» на Урале, поэтапно закрытый в 1960-1980-е гг., оценивается специалистами как идеальный пример музеефикации с полной сохранностью постройки и оборудования предприятия. Последующее создание на его базе завода-музея рассматривается как опорная точка создания многофункционального туристического центра [15, с. 7]. Проект включает идею восстановления узкоколейной железной дороги и маршрут по окружающим городам, на территории которых сохранились подлинные памятники промышленности XIX в., объекты религиозного, архитектурного, этнографического интереса, формирующие единый культурный ландшафт горнозаводского Урала ХУШ-Х1Х вв. Разрабатывается маршрут вдоль р. Чусовой с руинизированными промышленными объектами и множеством уникальных природных памятников [15].

Второе направление индустриального туризма - создание и организация экскурсий в промышленные музеи. Данное направление является наиболее распространенным

в России. Например, в Ханты-Мансийске в 2003 г. открыт первый и пока единственный в России государственный «Музей геологии, нефти и газа». В музее собрана коллекция уникального технологического оборудования, которое используется при разведке и извлечении из недр нефти и газа. Коллекции музея дают возможность посетителям оценить насколько наукоемкой отраслью является нефтегазоразведка. Это крупный научный и координационный центр: здесь проводятся мероприятия наподобие «Техноелки», есть коллекции отпечатков древней флоры и фауны, метеоритов и т. д., создана богатая образовательная программа для детей всех возрастов'.

Самым современным на территории России считается интерактивный музей Тимано-Печорской нефтяной провинции на севере Республики Коми, в Усинске, финансируемый «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Здесь посетитель может оказаться внутри нефтяной шахты: в экспозиции музея создана реконструкция фрагмента шахты Ярег-ского месторождения с реальным скважным оборудованием и имитацией движения горячей нефти8.

Третье направление индустриального / промышленного туризма - организация экскурсий на действующие предприятия. В литературе отмечают успехи в популяризации и развитии промышленного туризма на Урале. Лидируют старопромышленные районы Урала, объявившие промышленный туризм ключевым вектором развития туриндустрии: в 2018 г. в Екатеринбурге была представлена концепция Карты промышленного туризма Российской Федерации [16, с. 187].

Данное направление также развивается на предприятиях Магнитогорска, Челябинска, Первоуральска и других городов. В Магнитогорске разработан «Стальной маршрут» на действующее предприятие на базе ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», включающий несколько экскурсий - историческую, детскую, зрелищную - в цех с «брызгами металла размером с салют». Все экскурсанты получают спецодежду, каски, страховку и проходят инструктаж9. На «Челябинском трубопрокатном заводе» проводятся экскурсии в цеха «Высота 239»; на «Первоуральском новотрубном заводе» разработан маршрут «Железный Озон 32».

Использование индустриальных ресурсов осуществляется в туристской отрасли и в других регионах. Например, в Хакасии, на угольном разрезе «Черногорский» проводятся экскурсии с посещением смотровой площадки

5 Комраков А. Заводы и фабрики - туристам. Независимая газета. URL: https://www.ng.ru/economics/2017-12-06/4_7130_china.html (дата обраще-

^ ния: 04.05.2022). Е

° 6 Там же. с

tj 7 Музей геологии, нефти и газа, 2019. URL: http://www.muzgeo.ru/ (дата обращения: 17.01.2020).

м

8 Музей истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры, 2019. URL: https://alvagroup.ru/projects/muzej-istorii-neftegazovoj-

£ promyishlennosti-timano-pechoryi-ooo-lukojl-komi (дата обращения: 17.01.2020).

ы 9 ММК 2020: Сайт Магнитогорского Металлургического комбината: Экскурсия «Стальной маршрут». URL: https://mmk-tour.ru (дата обращения:

« 17.01.2020).

политические, социологические и экономические науки Потенциал индустриального туризма

разреза и учебной угольной шахты. Эти экскурсии посещают преимущественно учащиеся специализированных учебных заведений города. Экскурсия на разрез осуществляется в комплексе с обзорной экскурсией по Черногорску, посещением музея истории города, памятника шахтерам, погибшим в результате взрыва в 1931 г. и мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий [17, с. 113].

Существенный потенциал данное направление туризма имеет в пищевой промышленности. Например, в Москве и Московской области промышленные туры предлагают: Агрокомбинат «Московский», МПБК «Очаково», ПК «Балтика», булочно-кондитерский комбинат «Коломенское», кондитерские фабрики «Красный Октябрь», «Богатырь», «Рот Фронт» и др. Посещение объектов промышленного туризма зачастую совмещается с гастрономическими пристрастиями туристов. Например, хороший потенциал имеется у промышленного винного туризма. Наиболее посещаемые места: Абрау-Дюрсо (Новороссийск, Краснодарский край), Фанагория (Темрюк, Краснодарский край) и др.

Пользуются спросом экскурсии на предприятия народных промыслов: в д. Жостово и с. Федоскино на фабрики росписи, туры на фабрику детских игрушек «Елочка» в Клину. Отдельные локации промышленного туризма имеются в аэропорту «Домодедово», пожарной части в Сокольниках, косметической компании «Чистая Линия» в Долгопрудном, Курской АЭС и т. д.

Четвертое направление индустриального туризма связано с использованием промышленных объектов для различных форм экстремального туризма. В одном из общедоступных реестров, создаваемых сторонниками данного направления, насчитывается более 700 объектов, расположенных на территории Свердловской, Челябинской областей и Пермского края10. Следует отметить, что данное направление отличается высокой степенью риска и обладает аттрактивностью для определенных сегментов туристского рынка (молодежь, любители экстремальных развлечений). Поэтому в ряде городов России наблюдается тенденция организованного и безопасного использования данных объектов для привлечения туристов.

Например, так называемые тихий руфинг и арт-руфинг развиваются в Екатеринбурге: проводятся экскурсии на открытую смотровую площадку, расположенную на 52 этаже небоскреба «Высоцкий» на высоте 186 м. На крышах домов города создаются летние веранды, кафе, привлекающие как жителей города, так и гостей. Среди городов России по развитию организованного тихого руфинга выделяется Санкт-Петербург. Сегодня в городе есть экскурсоводы, которые согласовывают экскурсии с районными чиновниками, спасателями и жильцами домов11.

Во Владивостоке проводятся организованные диггер-клубом экскурсии, в том числе для детей, с основательной подготовкой, соблюдением требований безопасности, онлайн-трансляциями. Сталкер-туры предлагают, например, в Ленинградской области, используя заброшенные объекты для проведения квестов.

Индустриальный туризм в Кемеровской области - Кузбассе

Разнообразие регионов России и особенности развития сферы туризма в каждом конкретном регионе требуют формирования и реализации региональных программ развития, учитывающих местную специфику туристских ресурсов. В соответствии с государственной программой Кемеровской области - Кузбасса «Туризм, молодежная политика и общественные отношения Кузбасса» на 2021-2024 гг. ключевыми направлениями внутреннего и въездного туризма являются как горнолыжный, спортивный, лечебно-оздоровительный, сельский, культурно-исторический, экологический и прочие виды туризма. Индустриальный туризм в данную программу не включен12.

Следует учитывать, что в старопромышленном регионе с угольной специализацией индустриальный туризм сопровождается значительными технологическими рисками. Процесс угледобычи рискованный, а его воспроизведение сложно технически. Потому потенциал полной музеефикации производственного процесса угледобычи небольшой. В Кемеровской области отдельные экспозиции, имитирующие процесс угледобычи, имеются в специализированных музеях: музее угля при Институте угля и углехимии СО РАН, музее Красная Горка. Стоит отметить, что эти экспозиции ориентированы не на массовую аудиторию, а на узкие профессиональные группы [18; 19]. Угольные шахты и разрезы Кузбасса проводят нерегулярные экскурсии для школьников и студентов в целях профориентационной работы или производственной практики, в рамках профессиональных праздников, для почетных гостей и т. д.

Определенный прогресс в развитии индустриального туризма наметился в связи с принятием совместного решения о сотрудничестве в сфере развития промышленного туризма в Кемеровской области Правительством Кемеровской области и Агентством стратегических инициатив. Перспективы промышленного туризма в старопромышленном регионе связывают с тем, что в Кемеровской области находятся предприятия угольной, энергетической, химической и других отраслей и промышленный туризм может стать инструментом территориального маркетинга, способствовать ребрен-дингу региона, созданию образа территории с развитой

10 Urban3p project. URL: http://urban3p.ru (дата обращения: 04.05.2022).

11 Официальный сайт Piter Tours. URL: https://pitertours.ru/#popup-ex (дата обращения: 02.05.2022).

12 Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Туризм, молодежная политика и общественные отношения Кузбасса» на 2021-2024 гг. URL: https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/291348 (дата обращения: 02.05.2022).

Industrial Tourism Potential political, sociological and economics

промышленностью, зеленой экономикой, бережливыми технологиями, социально-ответственным поведением бизнеса и т. д. Кроме этого, развитие промышленного туризма рассматривается в контексте популяризации рабочих специальностей, профессиональной ориентации студенческой и учащейся молодежи.

Результаты

Потенциал рынка туристских услуг оценивается через объем спроса на туристский продукт. Важным фактором развития индустриального туризма является генерирование туристского потока, емкость которого зависит от сформировавшихся и потенциальных предпочтений потребителей.

Для выявления возможностей развития индустриального сегмента туристского рынка Кемеровской области было проведено исследование туристских предпочтений активной и мобильной группы туристского рынка - студентов. Опрос проводился в 2021 г. в Кемеровском государственном университете (КемГУ) и Кузбасском государственном техническом университете (КузГТУ). В опросе приняли участие 160 студентов в возрасте 18-24 лет. Среди опрошенных 95 человек - студенты гуманитарных направлений подготовки (59 %) и 65 человек, обучающихся на инженерных направлениях подготовки (41 %).

Опрос показал, что привлекательность туризма как вида занятий для студентов очевидна: на вопрос Увлекаетесь ли вы туризмом? утвердительно ответили 73,8 % опрошенных (да, увлекаюсь - 30,6 %; скорее да, чем нет -43,1 %). При этом потенциал внутреннего туризма для студенческой молодежи существенный: 83,5 % респондентов интересуется внутренним туризмом как возможным источником рекреации.

На рис. представлено распределение ответов о целях посещения студентами туристских объектов.

Данные опроса показывают, что целями посещения объектов туризма являются преимущественно рекреационные: пассивный пляжный отдых, активные занятия спортом, развлечения, оздоровление и т. д.; познавательные: знакомство с культурой территории, ее достопримечательностями.

Для определения перспектив развития индустриального (промышленного) туризма студентам был задан вопрос о предпочитаемых видах туризма (табл. 1).

Табл. 1. Ответы на вопрос Какие виды туризма Вас интересуют больше всего?

Tab. 1. Responses to What types of tourism are you most interested in?

Вид туризма Количество %

Развлекательный 49 30,6

Культурно-познавательный 38 23,8

Пляжный 36 22,5

Событийный 21 13,1

Научно-образовательный 17 10,6

Лечебно-оздоровительный 17 10,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экзотический 16 10,0

Спортивный 13 8,1

Шоп-туры 8 5,0

Сельский 7 4,4

Этнический 5 3,1

Индустриальный 5 3,1

Религиозный (паломнический) 3 1,9

Деловой 1 0,6

Результаты опроса показывают, что студенты отдают предпочтение развлекательному, культурно-познавательному, пляжному и событийному видам туризма. Молодежь как сегмент туристского рынка отличается повышенной эмоциональной активностью, физической подвижностью; для молодежного сегмента характерны динамическое изменение настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость; чужда рутина [20, с. 211].

Индустриальный туризм как самостоятельное направление не входит в число приоритетных видов туризма. Вместе с тем на основании приоритетов студенческой молодежи, участвующей в опросе, можно сделать выводы о наличии потенциала развития данного сегмента путем повышения его аттрактивности, включения индустриальных объектов в сферу научно-образовательных интересов студентов, усиления событийного направления.

Предполагая, что индустриальный туризм не идентифицируется у молодежи как отдельный сегмент туристского рынка, в анкету были включены вопросы о конкретных направлениях данного вида туризма, которые могли бы позволить оценить возможности его развития (табл. 2).

9%

15%

30%

| Познавательные цели: знакомство с культурой, достопримечательностями | Рекреационные цели: снятие стресса, лечение, оздоровление, пляжный отдых | Встречи: с родственниками, новые знакомства I Другое : шопинг, деловые цели, религиозные цели

46%

Рис. Цели посещения туристских объектов студентами, % Fig. Purposes of travel as defined by university students, %

политические, социологические и экономические науки Потенциал индустриального туризма

Табл. 2. Ответы на вопрос Какое из направлений индустриального туризма может вызывать ваш активный интерес? Tab. 2. Responses to Which of the directions of industrial tourism can arouse your interest?

Вид индустриального / промышленного туризма Количество %

Урбанизм 90 56,3

Руфинг 52 32,5

Посещение заброшенных промышленных объектов (сталкерство) 48 30,0

Диггерство 33 20,6

Экскурсии на действующие промышленные предприятия 26 16,3

Использование объектов промышленных предприятий для активного / экстремального времяпровождения (инфильтрация) 15 9,4

Затрудняюсь ответить 16 10,0

Наибольший интерес у студентов вызывает такое направление, как урбанизм. Это исследование городских пейзажей, дизайна городского пространства, локаций, городской активности. Урбанизм рассматривается исследователями как относительно новое направление молодежной субкультуры, привлекающее творческих личностей и любителей активного отдыха в черте города. Представляется, что данное направление имеет потенциал для привлечения внешних туристов, которые активно изучают городскую среду новой для них

территории. Для местных жителей она, как правило, является рутиной и оживление интереса к городским пейзажам возрастает при изменении облика города, связанного, например, со строительством новых объектов. Урбанизм является одним из наименее опасных видов индустриального туризма и может иметь организованный характер.

Опрос показал, что определенная часть студентов проявляет интерес к наиболее развлекательным, а поэтому экстремальным и опасным видам индустриального туризма: стал-керству, руфингу, диггерству. 9,4 % ответивших на вопрос проявляют интерес к т. н. инфильтрации - использованию объектов работающих промышленных предприятий для активного / экстремального времяпрепровождения. Так, на вопрос Посещали ли вы недействующие (заброшенные) предприятия? (табл. 3) утвердительно ответили 35 респондентов (22 % опрошенных). В основном посещения осуществляются по личной инициативе или по советам побывавших там друзей, знакомых, родственников, т. е. не являются организованными.

Представляется, что имеющийся интерес к промышленному туризму может быть удовлетворен за счет целенаправленного создания туристских объектов соответствующей направленности. В Кемеровской области данные виды индустриального туризма не получили распространения в виде организованных экскурсий, хотя в регионе имеется потенциал развития.

В последние несколько лет существенным образом вырос интерес к индустриальному туризму как в России в целом, так и в отдельных регионах. В Кузбассе Соглашение о развитии промышленного туризма, заключенное

Табл. 3. Распределение ответов на вопрос Посещали ли вы действующие / недействующие промышленные предприятия? Tab. 3. Responses to Have you ever visited active / closed industrial enterprises?

Причины посещения Посещение респондентами действующих промышленных объектов (n=62) Посещение респондентами недействующих промышленных объектов (n=35)

Количество % Количество %

Экскурсия, организованная туроператором / местными экскурсоводами 28 38,8 3 10,3

Совет друзей, знакомых, родственников 7 10,1 22 100,0

Экскурсия, организованная школой 40 61,5 5 14,3

Экскурсии, организованные туристскими организациями (клубы, кружки и т. д.) 15 23,1 5 14,3

Экскурсия, организованная вузом 18 27,0 - -

Учебная / производственная практика 13 20,0 - -

Экскурсия, организованная предприятием 11 16,9 - -

Реклама (ТВ, СМИ, интернет, наружная реклама) 2 3,1 - -

Личный интерес (желание) 5 7,7 21 60,0

Посетил / а случайно 10 15,4 10 28,6

Затрудняюсь ответить 3 4,6 5 14,3

и ^

s о X

cd

л cr X

cd

a э

71 О X о î s

71 cd

Industrial Tourism Potential

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNiVERSiTY political, sociological and economics

между Агентством стратегических инициатив и губернатором Кемеровской области С. Цивилевым ориентировано на включение действующих промышленных предприятий в сферу туристских интересов.

Судя по опросу, интерес к экскурсиям на действующие промышленные предприятия продемонстрировали только 16,3 % опрошенных студентов. Промышленный туризм для студенческого сегмента туристского рынка является преимущественно организованным, но вынужденным занятием с низкой мотивацией самостоятельного посещения промышленных объектов. Развитие данного сегмента требует существенных инвестиций и создания аттракций, отвечающих специфическим психологическим, культурным, познавательным, рекреационным потребностям молодежи в рамках использования социально-санкционированных форм индустриального туризма. Представляется, что данные задачи в старопромышленном регионе могут быть решены с использованием кластерного подхода. Это обьясняется тем, что:

1. Индустриальный туризм в целом и его отдельные сегменты могут развиваться только комплексно, с привлечением предприятий как туристских, так и нетуристских отраслей. Многие объекты индустриального туризма являются объектами культурно-индустриального наследия, обладают спецификой, связанной с высоким риском их использования, поэтому требуют вовлечения промышленных предприятий, органов МЧС, учреждений культуры, организаций, занимающихся экскурсиями и т. д. Кроме того, ориентация студенческой молодежи на экстремальный сегмент индустриального туризма может рассматриваться как потенциальная возможность его развития в организованных формах.

2. Кластерный подход заложен в методических рекомендациях по организации промышленного туризма в регионах РФ, разработанной Агентством стратегических инициатив в виде единой концепции по взаимодействию субъектов организации промышленного туризма: органов исполнительной власти, предприятий, туристских организаций. В качестве субъектов рассматриваются также образовательные организации (профориентация для школьников и студентов); предприятия-партнеры (обмен знаниями); организации в сфере маркетинга и рекламы (презентация территориальных брендов и продукции) и т. д.

3. Кластерный подход основан на необходимости разнообразия экскурсионных маршрутов для туристов, которые посещают регион с рекреационными, деловыми, учебными, оздоровительными, спортивными, гостевыми и другими целями. Необходимо сформировать экскурсионные туристические продукты индустриальной направленности с встраиванием в них индустриально-культурной составляющей для внешнего туристского потока, удовлетворяющей

культурные, познавательные потребности туристов, приезжающих в новый для них регион. Это требует развития информационной инфраструктуры, включения в качестве субъектов кластера организаций, занимающихся информационным сопровождением туристов, информационных туристских центров и т. д.

4. Расширение как внешнего, так и внутреннего туристского потока индустриального туризма требует повышения его аттрактивности. Аттрактивность является мотиватором посещения туристских объектов. Как показал опрос, студенческая молодежь Кузбасса, выросшая в индустриальном регионе, воспринимает промышленные ландшафты и предприятия как естественную среду обитания и поэтому не проявляет дополнительный интерес к индустриальным объектам. Посещение промышленных предприятий, как правило, осуществляется обязательной частью образовательной программы (практика, профориентация) или же факультативной внеклассной деятельностью (школьная экскурсия). Самостоятельной инициативы в посещении действующих промышленных предприятий студенты практически не проявляют.

На сформулированное в анкете предложение припомнить объекты индустриального туризма, которые студенты посещали, ответ дали только 20,6 % опрошенных. Из перечисленных респондентами объектов индустриального / промышленного туризма - угольные разрезы Кузбасса, Кемеровская ГРЭС, «Азот», медный рудник, мраморный карьер, Музей железнодорожной техники. Наиболее часто в качестве объекта посещения студенты упоминали музей Красная горка (13,5 % респондентов).

Интерес к посещению промышленных объектов может быть повышен за счет ориентации на впечатляющую, креативную составляющую экскурсий. Например, практика отечественных предприятий, привлекающих туристов, показывает, что кажущаяся скучной экскурсия на Челябинский трубопрокатный завод предполагает посещение нового производственного цеха, расположенного на высоте 239 м над уровнем моря. Экскурсия, как и цех, называется «Высота 239». Производство позиционируется как использующее принципиально новые акценты в культуре труда, а его местоположение представляет экскурсию как экстремальную. Производственные площадки посетили более 200 тыс. человек13.

В организации промышленного туризма в регионах имеется опыт реализации кластерного подхода в развитии креативной составляющей туристского продукта, что представлено комплексом организаций, заинтересованных в совместном продвижении территории или решении отраслевых задач. Например, на предприятиях нефтегазового сектора с хорошим финансированием, промышленный туризм - способ достижения представительских целей, реабилитации индустрии. В Тюменской

1 Официальный сайт Челябинского трубопрокатного завода. URL: https://chtpz.tmk-group.ru/excursion (дата обращения: 02.05.2022).

политические, социологические и экономические науки Потенциал индустриального туризма

области разрабатывается маршрут «Черное золото Сибири», который будет включать в себя посещение музея нефти компании «НК Роснефть», кернохранилища, нефтегазового колледжа, полигона и международно-учебного тренировочного центра Тюменского индустриального университета, который оснащен уникальным оборудованием для имитации процессов бурения и эксплуатации скважин. Туристов знакомят с историей освоения тюменского севера, посвящают в нефтяники. У них имеется возможность потрогать нефть, обмазаться ею, облачиться в рабочую одежду нефтяников и попробовать «уху с нефтью»14.

Табл. 4. Распределение ответов на вопрос Какой объект индустриального туризма вы хотели бы посетить?

Tab. 4. Responses to Which object of industrial tourism would you like to visit?

Объект индустриального туризма Количество %

Действующее предприятие с демонстрацией производственного процесса 72 37,5

Музей действующего предприятия 30 15,6

Музей города с демонстрацией производственных процессов промышленных предприятий (презентации, инсталляции) 22 11,5

Недействующее (заброшенное) предприятие 58 30,2

Затрудняюсь ответить 10 5,2

Опрос выявил у студентов их мотивацию в посещении объектов с высокой аттрактивной составляющей (табл. 4).

Наибольший интерес у студентов вызывают предприятия с демонстрацией производственных процессов и посещение недействующих (заброшенных) предприятий.

Инициативы со стороны губернатора Кемеровской области С. Цивилева и главы Агентства стратегических инициатив С. Чупшевой, подписавших в феврале 2021 г. соглашение о развитии промышленного туризма, способствуют изменению ситуации. Эти инициативы привели к развитию уже разработанных промышленными предприятиями экскурсионных маршрутов и созданию новых. Формируется реестр промпредприятий, проявивших интерес к индустриальному туризму. На сайте Агентства стратегических инициатив в каталог предприятий Кемеровской области, предлагающих экскурсии для заинтересованных лиц, включены 16 предприятий: «Кузбассразрезуголь», «СДС-Уголь», «Кокс», «Азот» в Кемерово; «СУЭК-Кузбасс» в Ленинск-Кузнецком; «Сибшахтосрой», «Кузнецкие ферросплавы», «Новокузнецкий ликеро-водочный завод» в г. Новокузнецк;

аграрно-туристический комплекс «Усадьба Лобановых» в п. Первомайский; «Славянка», Междуреченский пивоваренный завод, «Томусинский ремонтно-механический завод», «Южный Кузбасс» в Междуреченске; Гурьев-ский хлебокомбинат в г. Гурьевск; «Деревенский молочный завод» в пгт. Промышленная, предприятия Проко-пьевского МО15.

Заключение

Развитие сегмента индустриального туризма требует повышения его аттрактивности. Несмотря на имеющийся потенциал и обозначенные Агентством стратегических инициатив задачи промышленного туризма, для студентов промышленный туризм является преимущественно организованным, но вынужденным занятием с низкой мотивацией самостоятельного посещения промышленных объектов.

Необходимо сформировать туристический продукт с встраиванием в него индустриальной составляющей региона и ее комбинаций с неиндустриальными направлениями, что, на наш взгляд, поможет обеспечить создание в Кемеровской области комплексного туристского продукта с дополнительными возможностями. Индустриальные объекты могут быть составляющими гастрономического, событийного, образовательного, спортивного, познавательного и прочих видов туризма, что предполагает реализацию комплексного подхода к формированию туристского продукта и использования кластерного подхода к формированию туристских маршрутов.

Потенциалом развития индустриального туризма в регионе обладает угольная, ликероводочная, металло-деревянная, молочная, пищевая отрасли промышленности, сельское хозяйство. Экскурсии, организуемые предприятиями региона, ориентируются на туристические группы (13 организаций), школьников (12 организаций), иностранные группы (10 организаций) и бизнес-группы (9 организаций), и студентов (4 организации).

Вместе с тем, в организации экскурсий не используется потенциал креативного туризма, неочевидна его аттрактивная составляющая, что снижает возможности привлечения туристских потоков и развития самостоятельной инициативы посещения объектов индустриального туризма. Информация на сайтах не позволяет сориентировать потенциальных туристов на то, какие именно туристские потребности могут быть удовлетворены, что снижает потенциал генерации туристских потоков. Поэтому развитие данного сегмента рынка требует большей информированности потенциальных туристов о существующих возможностях экскурсий, усиления аттрактив-ности туристских маршрутов, реализации комплексного подхода к формированию туристского продукта.

14 Смолова К. В Тюменской области разрабатывается маршрут нефтяника «Черное золото Сибири» daily/26764/3797185/ (дата обращения: 02.05.2022).

15 Сайт PromTourism. URL: https://promtourism.ru/regions/kemerovskaya-oblast/ (дата обращения: 05.05.2022).

URL: https://www.tumen.kp.ru/

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNiVERSiTY

Industrial Tourism Potential political, sociological and economics

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии ископаемых, обеспечения промышленной безопасности,

потенциальных конфликтов интересов в отношении иссле- биоремедиации, создания новых продуктов глубокой

дования, авторства и / или публикации данной статьи. переработки из угольного сырья при последователь-

Conflict of interests: The authors declared no potential ном снижении экологической нагрузки на окружающую

conflict of interests regarding the research, authorship, and / среду и рисков для жизни населения», утвержденной

or publication of this article. Распоряжением Правительства Российской Федерации

от 11.05.2022 № 1144-р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии авторства: Авторы в равной степени участво- Funding:The researchis conducted aspart ofthe comprehensive

вали в подготовке и написании статьи. scientific and technical program of a complete innovative

Contribution: All the authors contributed equally to the study cycle "Development and implementation of a complex

and bear equal responsibility for information published in this of technologies in the fields of exploration and extraction

article. of minerals, ensuring of industrial safety, bioremediation,

creation of new products of deep processing of coal raw

Финансирование: Работа выполнена в рамках комплекс- materials with consecutive amelioration of ecological impact

ной научно-технической программы полного иннова- on the environment and risks to human life", approved

ционного цикла «Разработка и внедрение комплекса by the Decree of the Government of the Russian Federation

технологий в областях разведки и добычи полезных from 11.05.2022 No.1144-r.

Литература / References

1. Кривошеева Т. М., Казакова С. А. Туристская аттрактивность вторичных туристских ресурсов. Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7. С. 72-78. [Krivosheeva T. М., Kazakova S. А. The tourist attractioness secondary tourist resources. Servis v Rossii i za rubezhom, 2013, (7): 72-78. (In Russ.)] EDN: RAMRTJ

2. Красникова Т. C. Туристический потенциал территории и необходимость его развития. Общество: политика, экономика, право. 2015. № 6. С. 46-48. [Krasnikova T. S. Tourism potential of a territory and the need for its development. Society: Politics, Economics, Law, 2015, (6): 46-48. (In Russ.)] EDN: VCDSSH

3. Жолудева В. В., Мельниченко Н. Ф. Комплексный подход к формированию туристской политики региона. Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 8. С. 89-96. [Zholudeva V. V., Melnichenko N. F. The comprehensive approach to the forming regional tourism policy. Servis v Rossii i za rubezhom, 2016, 10(8): 89-96. (In Russ.)] EDN: XSMRWH

4. Дворядкина Е. Б., Кайбичева Е. И. Центральные и периферийные территории старопромышленного региона в условиях трансформации экономического пространства. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2017. Т. 3. № 3-2. С. 58-70. [Dvoryadkina E. B., Kaibicheva E. I. Central and peripheral territories of the old industrial region under conditions of economic space transformation. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiia. Geologiia, 2017, 3(3-2): 58-70. (In Russ.)] EDN: TAGOJB

5. Корешков М. В., Деревнина С. Е. Промышленный туризм: знакомство с производством. Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 9-10. С. 42-43. [Koreshkov M. V., Derevnina S. E. Industrial tourism: introduction to production. Vocational education and labour market, 2015, (9-10): 42-43. (In Russ.)] EDN: VVVTAR

6. Sorochan V. Definition of industrial tourism stages. Global and National Problems of Economics, 2014, (2): 60-61.

7. Медяник А. В., Тарабановская С. В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона. Тенденции развития науки и образования. 2016. № 18-3. С. 30-33. [Medyanik A. V., Tarabanovskaya S. V. The role of industrial tourism in the development of the region. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia, 2016, (18-3): 30-33. (In Russ.)] https://doi.org/10.18411/lj2016-9-3-07

8. Власова Н. Ю., Голубчиков О. Ю., Курилова Е. В. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов. Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 4. С. 19-31. [Vlasova N. Yu., Golubchikov O. Yu., Kurilova E. V. Industrial tourism in the old industrial regions promotion. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2017, (4): 19-31. (In Russ.)] https://doi.org/10.29141/2073-1019-2017-16-4-2

9. Stevens T. Work Watching: The Growth of Industry Tourism. Leisure Management, 1988, 8(12): 40-43.

10. MacCannell D. The tourist: a new theory of the leisure class. N. Y.: Schoken Books, 1976, 214.

В 11. Gelbert D. Company museums, industry museums and industrial tours: a guidebook of sites in the United States that are g open to the public. Jefferson: McFarland, 1994, 320.

a 12. Swarbrooke J., Page S. J. The development and management of visitor attractions. L.: Routledge, 1995, 432. https://doi. I org/10.4324/9780080494500

политические, социологические и экономические науки Потенциал индустриального туризма

13. Никулина Ю. Н. Исследование востребованности и перспектив развития промышленного туризма в регионе: взгляд предприятий. Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 8. С. 875-892. [Nikulina Yu. N. Study of demand and prospects of development of industrial tourism in the region: the view of enterprises. Kreativnaya ekonomika, 2017, 11(8): 875-892. (In Russ.)] https://doi.org/10.18334/ce.1L8.38204

14. Скляренко С. А., Панченко Т. М., Селиванов И. А., Головенко М. В. Перспективы развития промышленного туризма в России. Российское предпринимательство. 2011. Т. 12. № 10-1. С. 146-150. [Sklyarenko S. A., Panchenko T. M., Selivanov I. A., Golovenko M. V. Prospects for the development ofindustrial tourism in Russia. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 12(10-1): 146-150. (In Russ.)] EDN: ONILHV

15. Запарий В. В. Индустриальное наследие России и Урала: выявление, изучение, использование. Экономическая история. 2010. № 3. С. 4-10. [Zapariy V. V. The industrial inheritance of Russia and Urale: discovering, studying, usage. Ekonomicheskaya istoriya, 2010, (3): 4-10. (In Russ.)] EDN: NHTQYF

16. Курлаев А. Е. Индустриальный туризм как фактор валоризации промышленных ландшафтов и памятников Урала. Сохранение и рациональное использование культурного наследия в сфере туризма: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 16-17 ноября 2016 г.) Уфа: УГНТУ 2016. С. 180-188. [Kurlaev A. E. Industrial tourism as a factor of valorization of industrial landscapes and monuments of the Urals. Preservation and rational use of cultural heritage in the field of tourism: Proc. Internat. Sci.-Prac. Conf., Ufa, 16-17 Nov 2016. Ufa: USPTU, 2016, 180-188. (In Russ.)] EDN: YFINGD

17. Нерсисян Т. Р., Хортова М. В. Использование промышленного потенциала города для развития туризма. Социально-экономические проблемы развития старопромышленных регионов: сб. мат-лов Междунар. экономического форума (Кемерово, 20 мая 2014 г.), ред. Н. Н. Голофастова. Кемерово: КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева, 2014. С. 114. [Nersisian T. R., Khortova M. V. Using the industrial potential of the city for the development of tourism. Socio-economic problems of the development of old industrial regions: Proc. Internat. Economic forum, Kemerovo, 20 May 2014, ed. Golofastova N. N. Kemerovo: T. F. Gorbachev STU, 2014, 114. (In Russ.)] EDN: VIOYZH

18. Спицын С. Было бы интересно спуститься в забой. Эксперт Сибирь.2014. № 46. [Spitsyn S. I'd like to go down to the mine. Ekspert Sibir, 2014, (46). (In Russ.)] URL: https://expert.ru/siberia/2014/46/byilo-byi-interesno-spustitsya-v-zaboj/

19. Апарина Н. Ф., Кавкаева Н. В. Перспективы развития индустриального туризма в старопромышленных регионах. Индустриальное наследие России: междисциплинарные исследования, опыт сохранения, стратегии реновации: сб. тезисов Всерос. науч. конф., посвященной 175-летию Русского географического общества и 90-летию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. (Ханты-Мансийск, 8-9 октября 2020 г.) Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2020. С. 112-117. [Aparina N. F., Kavkaeva N. V. Prospects for the development of industrial tourism in old industrial regions. Russia's industrial heritage: interdisciplinary research, conservation experience, renovation strategies: Proc. All-Russ. Sci. Conf. dedicated to the 175th anniversary of the Russian Geographical Society and the 90th anniversary of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Hanty-Mansijsk, 8-9 Oct 2020. Hanty-Mansijsk: Iugorski format, 2020, 112-117. (In Russ.)] EDN: XLXJOP

20. Баканова А. А. Нетрадиционные виды молодежного туризма. Царскосельские чтения. 2012. Т. IV. № XVI. С. 149-152. [Bakanova A. A. Non-traditional types of youth tourism. Tsarskoselskie chteniia, 2012, IV(XVI): 149-152. (In Russ.)]

и ^

s о X

CD

л er X

CD

a э

О X о S s

71 CD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.