Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ИННОВАЦИОННО-НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никандрова Н.П.

В статье дана характеристика студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической точки зрения. В структуре личности студента как субъекта учебной деятельности нами выделена профессиональная направленность, познавательная мотивация, компоненты интеллекта. Выявлено два существенных фактора познавательной мотивации, которые оказывают влияние на эффективность учебной деятельности студентов: мотив достижения и мотив избегания неудач, которые регулируются соответствующими потребностями. При значительной выраженности потребности в достижениях человек постоянно старается улучшить свои результаты в учении, его деятельность носит творческий характер. При значительной выраженности потребности избегания неудач у студентов проявляется догматический тип мышления и деятельности. Они предпочитают выполнять все задания по инструкции, чтобы избежать неприятностей, связанных с неуспехом. Автором проведено исследование этих факторов познавательной мотивации у студентов первого курса технического и гуманитарного направлений СГУПСа. Как показало исследование, у большинства студентов гуманитарного направления выявлен средний уровень мотивации достижения и низкий уровень мотивации избегания неудач. У большинства студентов технического направления выявлен высокий уровень мотивации достижения и средний уровень мотивации избегания неудач. Полученные различия в уровне мотивации достижения и избегания неудач в двух группах студентов вуза являются статистически значимыми, что подтверждено методом математической статистики - непараметрическим U-критерием Манна - Уитни. Результаты исследования могут быть полезны при организации образовательного процесса в вузе, особенно при организации научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно научно-исследовательская и инновационно-научная деятельность студентов регулируется мотивами достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE MOTIVATION OF A STUDENT AS A SUBJECT OF EDUCATIONAL ACTIVITY AT UNIVERSITY

The article characterizes a student as a special subject of training activities from the socio-psycho-logical point of view. In the structure of a student personality as a subject of educational activity we have identified the professional orientation, the cognitive motivation, and the intelligence components. We have identified two significant factors of cognitive motivation that influence the efficiency of educational activities - the motive for achievement and the motive for avoiding failures. The motive for success and the motive for avoiding failures are governed by corresponding needs. Where a need for achievement is significantly expressed, a person is constantly trying to improve their academic performance, and his/her activities are creative. Where a need for avoiding failure is significantly expressed, students demonstrate a dogmatic type of thinking and performance. They prefer to follow instructions in performing tasks in order to avoid troubles related to failure. We conducted a study of factors of cognitive motivation among the first year students of engineering and students of social sciences in the Siberian Transport University. The study discovered that most of the first year students majoring in social sciences demonstrated an intermediate level of achievement motivation and a low level of motivation for avoiding failure. Most of the first year students of engineering demonstrated a high level of achievement motivation and the intermediate level of motivation for avoiding failures. The difference in the levels of achievement motivation and motivation for avoiding failure between the two groups of students is statistically significant, which is confirmed by the mathematical statistics method - the Mann-Whitney U test. The results of the study can be used in arranging educational processes at university, especially in planning the research work of students due to the fact that research and innovative activities of students are governed by the motive for achievement.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ»

УДК 378.1:378.665.62(571.14)

Н. П. Никандрова

Познавательная мотивация студента как субъекта учебной деятельности в вузе

В статье дана характеристика студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической точки зрения. В структуре личности студента как субъекта учебной деятельности нами выделена профессиональная направленность, познавательная мотивация, компоненты интеллекта. Выявлено два существенных фактора познавательной мотивации, которые оказывают влияние на эффективность учебной деятельности студентов: мотив достижения и мотив избегания неудач, которые регулируются соответствующими потребностями. При значительной выраженности потребности в достижениях человек постоянно старается улучшить свои результаты в учении, его деятельность носит творческий характер. При значительной выраженности потребности избегания неудач у студентов проявляется догматический тип мышления и деятельности. Они предпочитают выполнять все задания по инструкции, чтобы избежать неприятностей, связанных с неуспехом.

Автором проведено исследование этих факторов познавательной мотивации у студентов первого курса технического и гуманитарного направлений СГУПСа. Как показало исследование, у большинства студентов гуманитарного направления выявлен средний уровень мотивации достижения и низкий уровень мотивации избегания неудач. У большинства студентов технического направления выявлен высокий уровень мотивации достижения и средний уровень мотивации избегания неудач. Полученные различия в уровне мотивации достижения и избегания неудач в двух группах студентов вуза являются статистически значимыми, что подтверждено методом математической статистики - непараметрическим 11-критерием Манна - Уитни. Результаты исследования могут быть полезны при организации образовательного процесса в вузе, особенно при организации научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно научно-исследовательская и инновационно-научная деятельность студентов регулируется мотивами достижения.

Ключевые слова: субъект учебной деятельности, профессиональная направленность, познавательная мотивация, мотив достижения, мотив избегания неудач, инновационно-научная деятельность.

Студент в вузе - это человек 18-25 лет, который целенаправленно овладевает знаниями и профессиональными умениями в рамках образовательной системы под руководством преподавателей и при участии сокурсников и является активным субъектом образовательного процесса.

Исследователи школы Б. Г. Ананьева характеризовали студента как особого субъекта учебной деятельности с психолого-педагогической и социально-психологической точек зрения.

От студента как представителя социальной группы требуется наличие направленности на освоение профессии, сформированно-сти устойчивого отношения к ней, которые возникают благодаря правильному профессиональному выбору и адекватности представлений студента о будущей профессии [1]. Результаты исследований показывают, что «... уровень представления студента о профессии (адекватное - неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учебе» [2, с. 108].

Неадекватность выбора профессии способствует возникновению проблем в процессе

обучения, которые приводят к отчислению студентов из вуза. Так, по исследованиям А. Р. Гайнановой, в течение 2012-2015 гг. досрочно ушли с выбранных направлений факультета «Управление персоналом» СГУПСа в 2013 г. - 15 % студентов; в 2014 г. - 21 %; в 2015 г. - 10 %. Из отчисленных студентов ошибочный выбор профессии сделали в 2013 г. - 4,8 %; в 2014 г. - 7,4 %; в 2015 г. -1,6 % студентов, которые перевелись на другие специальности или в другие вузы [3].

На профессиональную направленность студента оказывает существенное влияние общая направленность личности, которая включает в себя направленность на задачу, направленность на себя и направленность на взаимодействие [4-6].

В социально-психологическом плане студенчество характеризуется высоким уровнем познавательной мотивации, «. достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости» [2, с. 108].

Именно в студенческом возрасте формируется целостная структура интеллекта, включающая мнемологический (память, мышление), сенсорно-перцептивный (ощущение, восприятие) и атенционный (внимание) компоненты (по Б. Г. Ананьеву) [7, с. 104].

Практический интерес для эффективности образовательной деятельности в вузе представляет то, что одним из ведущих в структуре интеллекта студентов остается компонент вербального, понятийного мышления. Самоочевидно, что учебная деятельность, включающая систематическое самообразование и учение, является «очень мощным, постоянно действующим фактором, поддерживающим высокий уровень мыслительной активности человека, его интеллектуальной работоспособности» [7, с. 105].

Активной систематической учебной деятельности студента способствуют учебные мотивы, которые имеют специфические особенности, обусловленные следующими факторами: особенностями субъектов образовательного процесса, спецификой образовательного учреждения и организацией в нем образовательного процесса, а также самим учебным предметом.

Значительным мотивационным фактором, влияющим на эффективность учебной деятельности студентов, является мотив достижения, который регулируется соответствующей потребностью. Потребность достижения выражается в стремлении к успеху, это «...соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется. Она проявляется также во включенности в достижения дальних целей, в получении уникальных, оригинальных результатов как в продукте деятельности, так и в способах решения проблемы» [8, с. 232].

Благодаря потребности в достижениях человек ищет такие ситуации, которые способствуют получению удовлетворения от достижения успеха. Учебная ситуация в вузе (семинары, экзамен, зачет, написание письменных работ и т. д.) содержит в себе достаточное количество возможностей достижения студентами более высокого уровня своего развития. Поэтому если у человека высокая потребность в достижениях, он вкладывает больше усилий в процесс учения, как следствие, получает более высокие результаты в виде высокой успеваемости, испытывая при этом большее удовлетворение от учебной деятельности.

Кроме потребности в достижениях, личность имеет противоположно направленную потребность - потребность в избегании неудач. Студенты, у которых сильно выражено стремление избегания неудач, обладают повышенной тревожностью, они не стараются улучшить достигнутые результаты, предпочитая стандартные способы выполнения заданий. Такие студенты обычно учатся не ради

получения удовлетворения от учебных достижений, а для того, чтобы избежать неприятностей, связанных именно с неуспехом. «Потребность в избегании неудачи лежит в основе рутинного исполнения деятельности, в основе догматического следования инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни» [9, с. 233].

Нами проведено исследование уровня мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач студентов-первокурсников СГУПСа по методике Т. Элерса [8, 10]. В исследовании принимали участие студенты технической специальности «Эксплуатация железных дорог» (группа «Д») и гуманитарного направления «Психология» (группа «ПЛБ»). Общий объем выборки составил 64 человека.

Уровень мотивации к успеху у студентов 1-го курса представлен в табл. 1.

Таблица 1

Уровень мотивации к успеху студентов 1-го курса

Уровень мотивации Количество студентов, %

Группа «ПЛБ» Группа «Д»

Высокий 6,25 62,5

Средний 75 37,5

Низкий 18,75 0

Как видно из табл. 1, в группе «ПЛБ» преобладают респонденты со средним уровнем мотивации к успеху - 75 %. При такой мотивации люди характеризуются сильным стремлением к достижению успеха. Они, благодаря значительной активности и настойчивости, как правило, становятся хорошими специалистами своего дела. Профессиональные достижения повышают самооценку человека, и он более уверенно стремится к жизненному успеху.

В группе технического направления преобладают респонденты с высоким уровнем мотивации к успеху (62,5 %). В основе активности их личности лежит потребность в достижении успеха. Люди, мотивированные на успех, стремятся к нему и, как правило, много работают для достижения успеха. В деятельности люди, относящиеся к группе с доминированием мотива достижения, инициативны и активны. Их характеризуют полная мобилизация и сосредоточенность на реализации поставленной цели. Однако даже незначительный неуспех переносится очень болезненно и может существенно осложнить жизнь человека.

У остальных респондентов (37,5 %) выявлен средний уровень достижения успеха в деятельности.

В группе технического направления не выявлено респондентов с низким уровнем мотивации к успеху в отличие от испытуемых гуманитарного направления (18,75 %). Люди с низким уровнем мотивации к успеху при чередовании успехов и неудач склонны к утрированию своих неудач.

Уровень мотивации к избеганию неудач студентов 1-го курса представлен в табл. 2.

Таблица 2 Уровень мотивации к избеганию неудач студентов 1-го курса

Как видно из табл. 2, большинство студентов гуманитарного направления имеют низкий уровень мотивации к избеганию неудач (78,57 %). У большинства студентов технического направления выявлен средний уровень мотивации к избеганию неудач.

Таким образом, у большинства студентов 1-го курса гуманитарного направления выявлен средний уровень мотивации достижения и низкий уровень мотивации к избеганию неудач. У большинства студентов 1-го курса студентов технического направления выявлен высокий уровень мотивации в достижениях и средний уровень мотивации к избеганию неудач.

Для выявления статистической значимости различий в уровнях мотивации к достижению успеха и мотивации к избеганию неудач нами использован метод математической статистики -непараметрический ^-критерий Манна - Уитни. Полученные эмпирические значения находятся в зоне высокой значимости (Цэмп = 42 для методики мотивации к успеху и Цщп = 34,5 для методики мотивации к избеганию неудач). Таким образом, различия в уровне мотивации (к успеху, к избеганию неудач) у студентов технической и гуманитарной направленности статистически значимы.

Люди, в большой и средней степени мотивированные на успех, предпочитают умеренный уровень риска. Те, кто боится неудач, предпочитают малый или слишком высокий уровень риска. Чем выше уровень мотивации личности к достижению цели, тем она в меньшей мере готова к риску. При этом мотивация на достижения влияет и на надежду на успех:

надежды на успех при высокой мотивации на достижения обычно меньше, чем от слабой мотивации к успеху.

Люди, мотивированные на достижения и имеющие большие надежды на успех, обычно избегают высокого риска. Те, кто чрезвычайно стремится к успеху и готов к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые при высокой готовности к риску имеют высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, если у человека мотивация к избеганию неудач (защита) на высоком уровне, это препятствует успешному достижению поставленных целей.

Конечно же, нужно всячески развивать у студентов потребность в достижениях, так как она влияет на удовлетворенность учебой в вузе, вызывает эффект облегчения учения, повышает его эффективность за счет уменьшения временных затрат на достижение учебных задач. Кроме того, мотив достижения «...положительно влияет на формирование личности студента в целом, способствует личностному росту, максимальному использованию потенциальных возможностей в процессе авторства собственного образа жизни и дальнейшей его реализации» [11].

Наиболее полно познавательная мотивация студентов реализуется в занятиях инновационно-научной деятельностью. По данным опроса студентов СГУПСа (2012-2013 гг.), среди предпочтительных мотиваторов для занятия инновационно-научной деятельностью были выделены самореализация, создание нового (почти 80 %); рост личности в различных сферах (около 70 %); возможность применить полученные профессиональные знания (около 60 %); возможность стать лучше (треть опрошенных); возможность найти себя в профессии (25 %); повышение статуса - ученая степень (17 %). Основным мотивом поступления в аспирантуру для 47 % респондентов является возможность саморазвития и самореализации; преподавательская деятельность привлекает 33 % опрошенных; научная деятельность и разработка новых технологий (инноваций) интересна 26 % студентов [11].

Такие особенности познавательной мотивации студентов нужно учитывать при организации образовательного процесса в вузе как в учебном процессе (лекции, практические и лабораторные занятия, подготовка заданий для самостоятельной работы), так и при организации научно-исследовательской работы.

Уровень мотивации Количество студентов, %

Группа «ПЛБ» Группа «Д»

Высокий 7,14 14,29

Средний 28,57 71,43

Низкий 78,57 28,57

Библиографический список

1. Ширинская Н. Е. Специфика профессиональной направленности в структуре эмоционального интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (2). С. 201-204.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.

3. ГайнановаА. Р. Психологические аспекты профессионального самоопределения // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: Материалы всерос. науч.-прак. конф. Новосибирск, 2016. С. 28-33.

4. Никандрова Н. П. Изучение направленности личности студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. № 6 (52). С. 68-74.

5. Никандрова Н. П. Направленность личности студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАк, 2014. № 5 (40). С. 152-157.

6. Никандрова Н. П. Направленность личности студентов-первокурсников // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. Вып. 31. С. 184-188.

7. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 544 с.

8. Гамезо М. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

9. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса // Психология счастливой жизни: Сайт. URL: http://psychok.net/testy/272-metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-izbe-ganiyu-neudach (дата обращения: 30.04.2017).

10. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса // PSYERA: гуманитарно-правовой портал. URL: http://psyera.ru/6695/metodika-motivacii-k-uspehu-t-elers (дата обращения: 30.04.2017).

11. Кашник О. И., Веселков А. В., Веселкова Е. А., Бутина Е. Ю. Мотиваторы инновационной активности студенческой молодежи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. 2013. Ч. 1. № 35. С. 68-73.

N. P. Nikandrova

Cognitive Motivation of a Student as a Subject of Educational Activity at University

Abstract. The article characterizes a student as a special subject of training activities from the socio-psycho-logical point of view. In the structure of a student personality as a subject of educational activity we have identified the professional orientation, the cognitive motivation, and the intelligence components. We have identified two significant factors of cognitive motivation that influence the efficiency of educational activities - the motive for achievement and the motive for avoiding failures. The motive for success and the motive for avoiding failures are governed by corresponding needs. Where a need for achievement is significantly expressed, a person is constantly trying to improve their academic performance, and his/her activities are creative. Where a need for avoiding failure is significantly expressed, students demonstrate a dogmatic type of thinking and performance. They prefer to follow instructions in performing tasks in order to avoid troubles related to failure.

We conducted a study of factors of cognitive motivation among the first year students of engineering and students of social sciences in the Siberian Transport University. The study discovered that most of the first year students majoring in social sciences demonstrated an intermediate level of achievement motivation and a low level of motivation for avoiding failure. Most of the first year students of engineering demonstrated a high level of achievement motivation and the intermediate level of motivation for avoiding failures. The difference in the levels of achievement motivation and motivation for avoiding failure between the two groups of students is statistically significant, which is confirmed by the mathematical statistics method - the Mann-Whitney U test. The results of the study can be used in arranging educational processes at university, especially in planning the research work of students due to the fact that research and innovative activities of students are governed by the motive for achievement.

Key words: the subject of training activities, professional orientation, cognitive motivation, motive for achievement, motive for avoiding failure, innovative and research activities.

Никандрова Наталья Петровна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология» СГУПСа. E-mail: natnazarova64@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.