УДК 101.8:004.946
ПОЗНАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ И КОНЦЕПЦИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Ю.Ф. Абрамов1, В.И. Куйбарь2
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
Анализируется процесс воздействия результатов познания феномена информационной реальности и одной из её важных сторон - информационно-виртуальной реальности - на категориальный строй философской науки, ответ философии на это воздействие. Авторы ставят вопрос о возможном изменении категориальной структуры концепции основного вопроса философии и введении в методологию познания новой гносеологической доктрины - диалектического реализма как инструмента рационального постижения всех без исключения видов реальности. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: реальность; информация; информационная форма движения материи; информационная реальность; информационно-виртульная реальность; основной вопрос философии; диалектический реализм.
COGNITION OF INFORMATIONAL REALITY AND THE CONCEPT OF DIALECTICAL REALISM (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT) Yu.F. Abramov, V.I. Kuybar
Irkutsk State University, 1, Carl Max St., Irkutsk, 664003.
The article examines the influence of the cognition results of the phenomenon of informational reality and one of its important aspects - informational and virtual reality - on the categoric system of the science of philosophy, and the counteraction of the philosophy. The authors raise the problem of a possible change in the categorical structure of the concept of the fundamental philosophic question and the introduction of a new gnoseological doctrine - dialectical realism as a tool for the rational comprehension of any kinds of reality- into the cognition methodology. 16 sources.
Key words: reality; information; informational form of matter motion; informational reality; informational-virtual reality; fundamental question of philosophy; dialectical realism.
Понятие «реальность» сегодня употребляется довольно часто, но неоднозначно. В широком смысле оно трактуется как вся существующая действительность [1, с. 548]. Однако эта действительность неоднородна. Весь окружающий человека мир можно разделить на естественный и искусственный - мир, созданный самой природой, в котором главенствуют процессы, еще не освоенные человеком, и мир, созданный человеком, в котором существуют процессы, организованные им на основании знания законов природы, поэтому в самом общем философском смысле понятие «реальность» означает в познании единство объективной и субъективной реальностей.
Надо сказать, что в философской традиции термин «реальность» связывается с философскими взглядами М. Бахтина, Н. Бердяева, С.Л. Франка и др. Мнения философов перекликаются в том, что реальность не есть независимое от нас само по себе бытие. Оно вмещает в себя не только то, что дано, но и то, кому дано, а также само отношение к этой данности. Реальность доступна лишь постольку, поскольку мы
сами вмещены в нее. Иными словами, реальность возникает не сама собой, а в результате активности субъекта, когда он мыслит, сочиняет, переживает, ин-телектуально творит и т.д. О реальности начинают говорить в тех случаях, когда задают вопрос не столько о том, существует или нет некий мир, сколько о том, каковы особенности этого мира, чем он отличается от других миров, какими научными средствами можно оперировать с ним. Понятие «реальность», таким образом, находится как бы на границе между сферой познания и другими сферами человеческой деятельности. Отсюда в современном научно-философском познании категория «реальность» используется для обозначения того или иного аспекта или фрагмента универсума, составляющего предметную область различных наук: «физическая реальность», «биологическая реальность», «социальная реальность», «глобально-региональная реальность», «политическая реальность», «экологическая реальность», «информационная реальность» и многие другие её виды.
Нас интересуют информационные процессы в
1Абрамов Юрий Фёдорович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, религиоведения и теологии, тел.: (3952) 482162.
Abramov Yuri, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology, tel.: (3952) 482162.
2Куйбарь Владимир Иванович, кандидат философских наук, доцент, докторант кафедры философии, религиоведения и теологии, тел.: (3952) 353076, 89148759456, e-mail: naukaitfk@ mail.ru
Kuybar Vladimir, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Competitor for a Doctor's degree of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology, tel.: (3952) 353076, 89148759456, e-mail: naukaitfk@mail.ru
природе и информационно-виртуальные процессы в обществе [2, с .48], поэтому рассмотрим соответствующие им виды реальностей.
В 70-х годах прошлого столетия в научных кругах прошла дискуссия о природе информации, одним из важных результатов которой стала мысль о формировании особой науки, информологии (эту идею защищали такие исследователи, как В.С. Гот, Э.П. Семе-нюк, А.Д. Урсул, Ю.Ф. Абрамов, В.И. Сифоров, А.В. Соколов, Н.М. Чуринов и др.).
В логико-теоретическом плане в основу нарождающейся науки были положены понятия большой степени общности: «информация», «информационная форма движения материи» [3], «информационная реальность» и др. Что касается обсуждаемого нами понятия «информационная реальность», то Н.М. Чури-нов определил его как диалектику информационной энтропии и негэнтропии, которая представляет собой единство мира в информационном плане [4, с. 153]. Это определение, как мы полагаем, оказалось наиболее удачным в интересах придания понятию статуса общенаучной категории и, разумеется, его философского определения.
В самом общем, онтологическом аспекте, категория «информационная реальность» охватывается философской категорией «информационная форма движения материи» и лишь затем, когда исследователь приступает к ее познанию, он, в силу потенциальной неисчерпаемости названной формы движения, вынужден оперировать понятием «информационная реальность» вообще, или информационная реальность какого-либо вида, скажем реальность информационно-виртуальная, как гносеологической категорией философской концепции информационной стороны действительности. Мы солидарны с теми авторами, которые относят категорию «информационная реальность» к общим философским понятиям [5, с. 135-136].
Аргументация в пользу такой трактовки понятия может быть сведена к следующему: прежде всего, информационная реальность - это система, процесс реализации определенного типа взаимодействия различных компонентов, а взаимодействие в свою очередь - это фундаментальная философская категория, отражающая процессы воздействия различных составляющих разных типов действительности друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереходы. Сегодня существует много подходов и взглядов на понятие и структуру информационной реальности. Систематизируя взгляды исследователей по этому вопросу, можно сделать несколько выводов об этом феномене, понятии и теоретическом концепте.
Первый состоит в том, что проблемы информационного мира, а в целом информационной формы движения материи являются объектом исследования различных уровней и форм теоретико-информационного знания. Второй вывод: его компоненты и элементы, свойства, связи и отношения, процессы выступают в качестве предмета информационных концепций и теорий разных наук. Третий вывод: чаще всего тот или
иной философский аспект исследования названной формы движения материи именуют «информационной реальностью». Четвертый вывод: в настоящее время идет процесс формирования системы философского знания об информационной реальности, образующий область философии, которую мы называем «философия информационной реальности». Таким образом, информационная реальность представляет собой сложную динамическую систему, включающую ряд компонентов и элементов, каждый из которых, отражаясь в системе принципов, законов, категорий концепций и теорий, образует философию информационной реальности [5,с.277]. Исходными основополагающими компонентами учения об информационной реальности выступают в познании категории: «информация», «информационные процессы», «информационная форма движения материи», «закономерности информационного развития», «структура информационного взаимодействия», «информационная картина мира» и многие другие.
Активная роль информации в возникновении и развитии новых форм движения материи и информационных структур, единство структурной и оперативной информации особенно четко проявились в двух бифуркациях развития материи — от неживой материи к живой и от живой к разумной (к человеку), к её социальной форме - человеческому обществу. Эволюция неживой, затем живой природы и становление высокоорганизованной структуры - человека с его качественно новым уровнем отражения - сознанием составляют единый эволюционный процесс, в основе познания которого лежат информационные взаимодействия, т.е. представления об информационной реальности как диалектике природной и социальной энтропии и негэнтропии [6, с. 100]. Таким образом, эволюционное единство мира определяется генетической взаимосвязью всех форм движения материи, в том числе и информационной. Однако, существующее различие точек зрения исследователей на информацию, по мнению авторов, указывает на недостаточное внутреннее единство науки об информации, ее дробность.
В настоящее время наиболее разработанной является концепция информации как отраженного, передаваемого разнообразия в любых процессах и объектах [7, с. 217]. Трактуемое таким образом общее определение понятия исходит из идеи о сущностной связи отражения и разнообразия. Подобная трактовка обладает рядом достоинств. Во-первых, она позволяет научное понятие «информация» уточнять на общефилософском уровне посредством философских категорий «отражение», «различие», «тождество», «разнообразие», «развитие», «самоорганизация», «порядок», «качество», «содержание», «форма», «определенность», «неопределенность», «причина», «связь», «отношение», «единичное», «особенное», «всеобщее» и др. Во-вторых, она открывает широкие возможности с единых методологических позиций взглянуть на все многообразие характеристик информационной стороны действительности, т.е. в определенном аспекте преодолеть одну из значительных
трудностей, с которыми сталкиваются другие концепции информации, например, концепция информации как снимаемой неопределенности. Обобщая существующие общенаучные традиции и соответствующие методологические концепции, допустимо, как это показано в литературе, обосновать сосуществование в науке двух вариантов определения понятия информации: общенаучного и философского. В первом варианте под информацией предлагается понимать порядок распределения в пространстве и во времени вещества и энергии, являющийся как разнообразие в отражении [8, с. 29]. Во втором, общефилософском варианте, информацию можно определить как разнообразие особенного в отражении [8, с. 32].
Общим для этих определений выступает представление об информации как такой стороне отражения, которая в самом общем виде может быть теоретически вычленена посредством следующей категориальной философской структуры: «тождество - различие - разнообразие - определенность - неопределенность - единичное - особенное - всеобщее» [8, с. 33].
Авторы полагают, что такая экспликация понятия информации делает его более операциональным, более эффективным при его «проекции» на отдельные фрагменты информационной стороны действительности; позволяет более подробно, хотя и не до конца, проследить процесс обретения информацией свойства философской категориальности.
Понятие «информация», как большинство философских категорий, является ступенькой развития не только познания, но и общественной практики людей, их отношений между собой и природой. Оно, удовлетворяя всем требованиям философской категории, не только отражает всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленности, но также выступает фактором познания развития от низшего к высшему в природе, обществе и мышлении. Таким образом, непризнание понятия информации философской категорией можно объяснить лишь данью традициям, которые преодолеваются сегодняшним развитием науки, междисциплинарным и системным подходами к анализу информационной действительности. Кроме того, мы полагаем, что термин «информация», в зависимости от контекста проблемы, в одних случаях выступает в качестве общефилософской категории, в других - как социально-философская категория, общенаучное понятие, понятие частных наук. Наконец, существует масса ситуаций, когда этот термин употребляется как средство обыденной коммуникации, повседневного языка. Разумеется, такого рода «многоликость» требует системного углубленного философского теоретико-методологического анализа, объемной понятийно-классификационной работы исследователя.
Еще одной важной стороной познания информационной реальности является вопрос о природе виртуальной реальности. Понятие «виртуальная реальность», как отмечается в литературе [9], указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения меж-
ду ними: порожденности и интерактивности. Надо сказать, что виртуальные объекты существуют лишь актуально, только «здесь и теперь». Это связано с тем, что пока в порождающей реальности происходят процессы продуцирования и поддержания виртуальных объектов, они существуют; с окончанием порождения соответствующие виртуальные объекты исчезают. О виртуальной реальности как самостоятельном виде реальности имеет смысл говорить еще и потому, что она подчиняется «законам своей природы», в ней свое время и свое пространство, не сводимые к законам, времени и пространству порождающей реальности, иными словами, «внутренняя природа» виртуальной реальности автономна. При этом следует отметить один момент: в виртуалистике порождающая реальность называется константной реальностью, поскольку относительно виртуальной реальности существует постоянно, а не актуально[10, с. 171-172].
При изучении окружающего мира (его иерархичности) в рамках субстационального подхода к описанию реальностей разного уровня можно считать, что онтологически не возникает ограничений на количество уровней иерархии реальностей. Пытаясь в теории выстроить эту иерархию, найти общие точки соприкосновения для разных реальностей, можно предположить, что физическая (технологическая) реальность - это материальная порождающая основа, константная реальность для информационной реальности, которая в свою очередь, создавая негэнтропийные информационные потоки (например, в сознании человека), является константной реальностью для реальности виртуальной.
Понятие виртуальной реальности в своем социальном варианте строится на концепции информационного общества, фундамент которой заложен идеями Д. Белла, Э. Тоффлера, Т. Стоуньера, М. Кастельса. Современные мультимедийные и интерактивные технологии образуют коммуникационную систему, систему передачи информации, в которой различные реальности мира полностью погружены в виртуальную среду, в виртуальный мир, в котором существуют только образы. Определение феномена виртуальности через понятие «образ» сделано М. Кастельсом [11], исходя из которого о виртуализации применительно к социальным объектам можно сказать, что это любое замещение реальности (или различных реальностей) её симуляцией (образом). Описание социальных феноменов с помощью понятия «виртуальность» возникает в том случае, когда конкуренция образов замещает конкуренцию институционально определенных действий [12, с. 35].
Другими словами, с возникновением на постиндустриальной фазе развития цивилизации «информационного общества», социальная реальность порождает реальность виртуальную (становится константной для нее), или точнее сказать, информационно-виртуальную реальность, поскольку именно все более уплотняющиеся потоки информации, как в технических системах, так и в сознании людей создают все больше и больше симуляций и образов.
Вместе с тем, «информационно-виртуальная реальность» - это понятие, обозначающее одну из сторон информационной реальности, это отраженная искусственная динамическая субъективная реальность, или отраженный субъективный мир, являющийся результатом интеллектуальной деятельности субъекта. При наличии соответствующих адекватных механизмов передачи информации отраженная субъективная реальность активно взаимодействует с субъективным миром человека, влияя на него, создает данную отраженную виртуальную реальность [13]. Для субъектов природной жизненной средой обитания всё чаще оказывается созданная самим субъектом информационно-виртуальная среда, с ее собственными технологиями, ресурсами, отходами, обменами и т. д. При этом происходит совмещение понятий информационной реальности, как разнообразия особенного в отражении, и виртуальности, как модельного отображения действительной реальности посредством определённых компьютерных технологий и аппаратно-сетевых средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображенное разнообразие и создающих иллюзию действительной реальности.
Таким образом, информационно-виртуальная реальность - это специфический срез в познании «взаи-мовстроенности» разных видов реальностей, который имеет и материальный и идеальный аспекты. Информационно-виртуальная реальность существует и как «часть» природной реальности, и как особая модификация технической реальности, и как духовный компонент, а также может включать другие виды реальностей (социальная, экологическая и др.). Информационно-виртуальная реальность - это сложное системное явление, в ней в снятом виде присутствует природное, социальное и человеческое.
Информационно-виртуальная реальность как вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее актуализация, т.е. наличное существование для данного субъекта, определяется им же. «Не будучи ни субъективной, ни объективной по характеру, виртуальная реальность располагается как бы между обоими полюсами, в зоне медиации, взаимосвязей, что никаким образом не умаляет ее отнологический статус, а возможно, напротив, предельно повышает его, поскольку обе «субстанции» («протяженная» и «мыслящая») в конечном итоге могут оказаться всего лишь функциями, производными тех процессов сетевого взаимодействия и коммуникации, в которые они изначально вовлечены» [13, с. 202].
Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на
органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Исследователи информационной реальности и виртуальной реальности пока еще далеки от каких-либо окончательных выводов, но одно можно сказать с уверенностью: информационно-виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно независящей от других форм бытия. Ее существование является результатом взаимодействия и взаимодополняемости материальных и идеальных форм бытия.
Мы утверждаем, что информационно-виртуальная реальность - суть сторона реальности информационной, причем созданная исключительно усилиями человека, т.е. виртуальность в объективном мире в чистом виде отсутствует, поэтому мы предлагаем следующее определение информационно-виртуальной реальности: это разнообразие особенного в отражении, порождающее на основе специализированных технологий имитационно-модельные образы возможных состояний и событий действительного мира путем их иллюзорной подмены, посредством передачи разнообразия в сенсорную систему человека.
Сказанное выше позволяет заключить: современная наука столкнулась с необходимостью осмысления процессов формирования исторически нового типа реальности и, разумеется, с необходимостью ревизии наличного методологического потенциала, пригодного для изучения нового гносеологического феномена. Особенно это касается явления глобальной виртуализации. В этой связи возникает вопрос: на какой концептуальной основе должно базироваться познание упомянутой новизны? Мы полагаем, что для решения этой задачи необходимо опираться на философско-методологическую концепцию диалектического реализма, получившую обоснование в ряде работ забайкальских ученых [15]. Названная концепция - это такое миропонимание, которое сочетает свободу человеческого творчества с космическим порядком бытия, а субстациональность природы с признанием духовной сущности Вселенной (вспомним Антропный принцип). Это такая система понятий, которая отражает реальность в терминах диалектики Единого и полагает перспективы глобальной цивилизации[16, с. 1111-1112]. В этой концепции понятие «реальность» раскрывается как единство материального и духовного (идеального) мира, независимого (объективного) и зависимого (субъективного) мира, т.е. в виде интегрального продукта объективной и субъективной реальности.
Отметим далее, что возникновение в науке нового предмета познания - феномена глобальной виртуализации - с необходимостью требует от философии методологического развития заявленной концепции диалектического реализма, которая, на наш взгляд, является стороной научной философии и в которой специфическим образом переплетаются представления о материальном и идеальном на базе знаний о информационно-виртуальном фундаменте как базовом факторе познания современной цивилизации. Скорее всего, названное обстоятельство потребует некоторого
пересмотра традиционных взглядов на «конструкцию» основного вопроса философии с учётом новых форм диалектики «материальное - идеальное». В перспективе, по-видимому, этот пересмотр выльется в акт методологической интеграции философии диалектического материализма с философией диалектического реализма.
Очевидно, что новая модель философского знания, сталкиваясь с необходимостью постижения новых видов реальности, оставляя диалектику как основу, все более обращается к идеям диалектического реализма. Иными словами, для описания процессов глобальной виртуализации, например, соотношение «материальное - идеальное» придётся развернуть в конструкцию: «материальная реальность - информационно-виртуальная реальность - идеальная реальность». В этой связи следует попытаться ответить еще на один вопрос: какова потребность в такого рода предложениях?
Дело в том, что в настоящее время наряду с моделями глобализации общественного развития в науке возникают и модели другого типа - модели информационной виртуализации общества, а термин «глобальная виртуализация» возможно определить как общенаучное понятие, обозначающее процесс формирования глобальной виртуальной действительности, который возникает и развивается на базе исторически новых информационных технологий. Именно информационные технологии, покрывая глобус новыми продуктами: виртуальными товарами, отношениями и институтами, «повинны» в том, что в начале XXI века приходится говорить о влиянии информационно-виртуальной реальности (если соглашаться с мыслью о философском статусе этой категории) на философскую, в первую очередь, диалектико-материалис-тическую картину мира, фиксировать гносеолого-методологическую потребность переосмысления в ряде познавательных случаев традиционной «конструкции» основного вопроса философии.
Библиограф
1. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
2. Абрамов Ю.Ф., Бондаренко О.В., Душутин В.К. Информационное движение в природе и обществе. Иркутск: ИГУ, 1998.
3. Абрамов Ю.Ф. Вопрос о формах движения материи в естествознании и теория информации // Вопросы методологии и истории наук. Иркутск: ИГУ, 1973.
4. Чуринов Н.М. Реальности: физическая и информационная. Красноярск: САА, 1995.
5. История информатики и философия информационной реальности / Котенко.В.П. [и др]. М.: Академический проспект, 2007.
6. Куйбарь В.И., Шкроб Н.В. Философские основания понятия «Эколого-информационная реальность». Иркутск: ИГУ, 2001.
7. Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968.
8. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация. Иркутск: ИГУ, 1988.
Принципиальная особенность научно-философской методологии - исследование явлений через призму основного вопроса философии, т.е. с точки зрения принципов взаимосвязи «первичности -вторичности» материального и идеального, бытия и сознания, материи и духа. Материализм и идеализм -два главных направления, изначально сложившихся в философии, две ее основные традиции, они и сегодня влияют на философский анализ информационного подхода и на философское исследование информационной и виртуальной реальностей.
В итоге можно было бы связывать принципиальное наличие информационно-виртуальных процессов в Мире с существованием либо идеального, либо материального, что возвращает исследователя к исходному пункту философского анализа - фундаментальной дихотомии Мира - деления его на материальное и идеальное, как предельной структурированности базового основания. Но наиболее продуктивной, как представляется, может служить не двухкомпонентная модель мироздания (материальное и идеальное), а упомянутая нами ранее расширенная, возникающая на основе диалектического реализма трёхкомпонент-ная конструкция взаимодействующих, взаимоконстантных, взаимодополняющих реальностей: «материальная реальность - информационно-виртуальная реальность - идеальная реальность». Обобщая сказанное, можно заключить, что философия информационной реальности в значительной степени содействует становлению и развитию концепции диалектического реализма, которая, в свою очередь, как мы полагаем, наиболее пригодна для разрешения проблем современной философской познавательной сферы. Отсюда диалектический реализм - это гносеологическая доктрина, создаваемая научной философией в качестве инструмента рационального постижения всех без исключения видов реальности вне зависимости от того, какая из сущностей мира (материальная или идеальная) избирается в виде предмета познания.
ический список
9. Носов Н.Д. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999, № 10.
10. Грицианов А.А., Галкин Д.В., Карпенко И.Д. Виртуальная реальность // Новейший философский словарь. Минск, 2001.
11. Castells M. The information age: economy, society and culture. Vol. 1-3. Oxford, 1996-1998.
12. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
13. Корсунов И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М.: Наука, 1998.
14. Севальников А.Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности // Виртуалистика: экзистенциональные и эпистемологические аспекты. М., 2004.
15. Мантатова Л.В. Диалектический реализм: новые горизонты познания: труды членов Российского философского общества. М.: Московский философский фонд. 2002;
16. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития. Глобалистика: энциклопедия. М.: Радуга, 2003.