УДК 101.8: 004.946
Куйбарь Владимир Иванович
УІаШтіг КиІЬаг
ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИОННО-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ОСНОВНОГО ВОПРОСА
ФИЛОСОФИИ
THE CONCEPT OF "INFORMATIVE-VIRTUAL REALITY" AS A FACTOR OF THE MAIN PHILOSOPHY QUESTION CONCEPTION DEVELOPMENT
Дан анализ существующих онтологических и коммуникационных основ виртуальной реальности. Особое внимание уделено социальным аспектам рассматриваемого явления. Вводятся понятия «информационно-виртуальная реальность» и «глобальная виртуализация». Возникающие новые типы реальностей требуют создания и нового философско-методологического потенциала для их осмысления, что и позволяет привлечь концепцию диалектического реализма, говорить о возможности пересмотра традиционных взглядов на «конструкцию» основного вопроса философии с учётом новых форм диалектики «материальное - идеальное», построении новой модели философского знания и развитии теоретических представлений о традиционных видах реальности: материальной и идеальной
Analysis of existing ontological and communicative basis of virtual reality is given in this article. Special attention is paid to the social aspects of this phenomenon. Concepts of informative-virtual reality and global virtualisation are introduced. The original new types of realities demand creation of new philosophical-methodological potention for their comprehension, allowing the dialectic realism conception to appear and us to speak on possibility of reconsideration of traditional idea of main Philosophy question «structure» taking into account new forms of dialectic contraposition of «material-ideal», the construction of new philosophical knowledge model and development of theoretical conceptions of traditional material and ideal forms of reality
Ключевые слова: виртуальная реальность, инфор- Key world: virtual reality, informative - virtual reality, global мационно-виртуальная реальность, глобальная вир- virtualization, conception of dialectic realism туализация, концепция диалектического реализма
Впостнеклассической науке начала 80-х гг. XX в. понятие объекта исследований было дополнено понятием реальности его существования, предполагающим, что существует много типов разнородных объектов, принадлежащих одной и той же реальности, как, например, в физике субстанциальное вещество и поле принадлежат одной и той
же физической реальности. Эта методологическая идея в познании указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения между ними: порожденности и интерактивности. Скажем, объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележаще-
го информационного уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные. Отсюда совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности (материальной, идеальной, информационной) образует виртуальную реальность как таковую [1].
Надо сказать, что виртуальные объекты существуют лишь актуально, только «здесь и теперь». Это связано с тем, что пока в порождающей реальности происходят процессы порождения и поддержания этих виртуальных объектов, они существуют; с окончанием порождения соответствующие виртуальные объекты исчезают [2; С. 171]. О виртуальной реальности как реальности имеет смысл говорить еще и потому, что она подчиняется «законам своей природы», в ней свое время и свое пространство, несводимые к законам, времени и пространству порождающей реальности, иными словами, «внутренняя природа» виртуальной реальности автономна. Однако следует отметить следующее: в виртуалистике порождающая реальность называется константной реальностью, поскольку относительно виртуальной реальности существует постоянно, а не актуально [2; С. 172].
Понятия «виртуальность» и «константность» образуют категориальную оппозицию и потому при известных обстоятельствах их общенаучный характер оказывается близким к статусу философских категорий, определяемых относительно друг друга, аналогично, например, категориальной паре «форма - содержание».
Следует также отметить: категориальная оппозиция «виртуальный - константный» не имеет определенной морфологической (субстанциальной) отнесенности, т.е. отношения между виртуальной и константной реальностями довольно подвижны - виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. При этом константная реальность первого уровня может
свернуться, став виртуальным объектом новой константной реальности.
При изучении окружающего мира (его иерархичности) в рамках субстационального подхода к описанию реальностей разного уровня можно считать, что онтологически не возникает ограничений на количество уровней иерархии реальностей. Пытаясь в теории выстроить эту иерархию, найти общие точки соприкосновения для разных реальностей, можно предположить, что физическая (технологическая) реальность - это материальная порождающая основа, константная реальность для информационной реальности, та, в свою очередь, создавая негэнтропийные информационные потоки (например, в сознании человека), является константной реальностью для виртуальной реальности.
Понятие «виртуальная реальность» в своем социальном варианте строится на концепции информационного общества, фундамент которой заложен идеями Д. Белла, Э. Тоффлера, Т. Стоуньера, М. Кастельса [3]. Современные мультимедийные и интерактивные технологии образуют коммуникационную систему, систему передачи информации, в которой различные реальности мира полностью погружены в виртуальную среду, в виртуальный мир, в котором существуют только образы, причем образы становятся уже не средством передачи опыта, а собственно опытом. Определение феномена виртуальности через понятие «образ», сделанное М. Кастельсом [4], открывает перспективу разработки теории виртуальности, причем, не ограничивая её привязкой к компьютерным технологиям и постиндустриальной фазе развития цивилизации. Поэтому виртуализацию следует рассматривать как процесс социальный, как процесс изменения общества в целом.
О виртуализации применительно к социальным объектам можно сказать, что это любое замещение реальности (или различных реальностей) её симуляцией (образом), причем не обязательно с помощью компьютерной техники. Описание социальных феноменов с
помощью понятия «виртуальность» возникает в том случае, когда конкуренция образов замещает конкуренцию институционально определенных действий - экономических, политических, культурных или иных, но тогда можно сказать, что не компьютеризация виртуализует общество, а виртуализация компьютеризирует общество [5]. Другими словами, с возникновением на постиндустриальной фазе развития цивилизации «информационного общества», социальная реальность порождает виртуальную реальность (становится константной для нее) или, точнее сказать, информационновиртуальную реальность, поскольку именно все более уплотняющиеся потоки информации как в технических системах, так и в сознании людей создают все больше симуляций и образов, т.е. возникает перспектива того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, а это и есть перспектива виртуализации общества. Отсюда вытекает, что виртуализация общества основана на замещении социальной реальности информационными образами. Виртуализуясь, общество не исчезает, оно переопределяется. Технологии, создающие информационно-виртуальную реальность, а это, прежде всего, компьютерные, а также мультимедийные и коммуникационные, оказываются наиболее эффективными инструментами его симуляции. Происходит превращение компьютерных технологий в инфраструктуру всякого человеческого действия и тем самым превращению информационновиртуальной реальности в парадигмальную основу этого действия.
Современной социум структурируется стремлением к виртуальности. Эта новая структура возникает из старой, привычной. При этом обнаруживаются «разрывы» между социально-реальным и социально-виртуальным. Вопрос о том, что возникновение такого рода «разрывов» в разных сферах жизнедеятельности социума является признаком его изменения, должен еще обсуждаться, но изучение трансформации общества, основанное только на теории глобализации, не способно дать це-
лостной картины, необходимо учитывать и концепцию виртуализации общества, ее эвристические возможности.
При этом следует заметить, что при сопоставлении материальной, социальной и эко-лого-информационной реальностей, генерирующих образы для виртуальной реальности, проявляется их общее, связующее звено -информационная компонента, т.е. информационно-виртуальная реальность.
Но, вместе с тем, информационновиртуальная реальность - это общенаучное понятие, обозначающее одну из сторон информационной реальности, т.е. это отраженная искусственная динамическая субъективная реальность или отраженный субъективный мир, являющийся результатом интеллектуальной деятельности субъекта. При наличии соответствующих адекватных механизмов передачи информации отраженная субъективная реальность активно взаимодействует с субъективным миром человека, влияя на него, создает данную отраженную виртуальную реальность [6]. Для субъектов природной жизненной средой обитания всё чаще оказывается созданная самим субъектом информационновиртуальная среда с ее собственными технологиями, ресурсами, отходами, обменами и т.д.
При этом происходит совмещение понятий информационной реальности, как разнообразия особенного в отражении [7], и виртуальности, как модельного отображения действительной реальности с помощью определённых технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающих иллюзию действительной реальности.
Выстраивая логическое определение понятия, можно сказать, что информационновиртуальная реальность - это разнообразие особенного в отражении, создающее на основе специализированных технологий имитационно-модельные образы возможных состояний и событий реального мира путём их иллюзорной подмены, посредством передачи
разнообразия в сенсорную систему человека. Поэтому наряду с моделями глобализации [8] общественного развития возникают и модели другого типа - виртуализации общества. Такая парадигма новейших изменений вполне имеет право на существование, пожалуй, можно рассуждать и о глобальной виртуализации (понимая глобализацию как всеобщность проблемы) [9].
Можно утверждать, что термин «глобальная виртуализация» - это общенаучное понятие, обозначающее процесс формирования глобальной виртуальной реальности, который (процесс) возникает и развивается на базе исторически новых информационных технологий. Именно информационные технологии, покрывая глобус новыми продуктами: виртуальными товарами, отношениями и институтами (Интернет), «повинны» в том, что в начале XXI в. приходится говорить о влиянии информационно-виртуальной реальности на философскую, в первую очередь диалектикоматериалистическую картину миа; отмечать гносеолого-методологическую потребность
переосмысления традиционной «конструкции» основного вопроса философии.
Сказанное позволяет заключить: современная наука столкнулась с необходимостью осмысления процессов формирования исторически нового типа реальности и, разумеется, с необходимостью ревизии наличного методологического потенциала, пригодного для изучения нового научного феномена - глобальной виртуализации. В этой связи возникает вопрос: на какой философско-методологической концепции должна основываться наука? Мы полагаем, что для решения научной задачи необходимо опираться на философско-методологическую концепцию диалектического реализма, получившую обоснование в ряде работ забайкальских ученых [10].
Это такое диалектическое миропонимание, которое сочетает свободу человеческого творчества с космическим порядком бытия, а субстациональность природы - с признанием духовной сущности Вселенной (вспомним Ан-
тропный принцип). Это такая система понятий, которая отражает реальность в терминах диалектики Единого и полагает перспективы глобальной цивилизации [11]. В этой концепции понятие «реальность» раскрывается как единство материального и духовного мира, независимого (объективного) и зависимого (субъективного) мира, т.е. в виде объективной и субъективной реальности.
О реальности, таким образом, начинают говорить тогда, когда задают вопрос не столько о том, существует или нет некий мир, сколько о том, каковы особенности этого мира, чем он отличается от других миров. Понятие реальности находится как бы на границе между сферой познания и другими сферами человеческой деятельности.
Возникновение в науке нового предмета познания - глобальной виртуализации с необходимостью требует от философии методологического развития заявленной концепции диалектического реализма, которая, на наш взгляд, является стороной научной философии и в которой специфическим образом переплетаются представления о материальном и идеальном на базе знаний о информационновиртуальном фундаменте как новом факторе познания современной цивилизации. Скорее всего, названное обстоятельство потребует некоторого пересмотра традиционных взглядов на «конструкцию» основного вопроса философии с учётом новых форм диалектики «материальное - идеальное», но это вопрос особый.
В перспективе, по-видимому, этот пересмотр выльется в акт достраивания философии диалектического материализма философией диалектического реализма, поскольку наряду с миром объективно-естественным появляется и развивается мир субъективноискусственный (виртуальный).
Очевидно, что новая модель философского знания, сталкиваясь с необходимостью постижения новых видов реальности, оставляя диалектику как основу, будет обращаться к идеям диалектического реализма, т.е. для
описания процессов глобальной виртуализации, например, соотношение «материальное -идеальное» придётся развернуть в конструкцию: «материальная реальность - информационно-виртуальная реальность - идеальная реальность».
Следует попытаться ответить еще на один вопрос: какова же диалектика материального и идеального в виртуальной реальности? В настоящее время все трактовки виртуальной реальности можно свести к трём подходам в понимании:
- во-первых, предельно широкое: под виртуальной реальностью понимается вся реальность, т.е. реальность вообще виртуальна, поскольку субъект взаимодействует не столько с объективным миром, сколько с представлением о нём. Реальность - это набор мыслительных конструкций;
- во-вторых, понимание виртуальной реальности формируется в контексте современных информационных технологий. Здесь виртуальная реальность создаётся компьютерными сетями и программным обеспечением и понимается как кибернетическое пространство, заполненное образами. Виртуальная реальность в таком случае - набор симулякров;
- в-третьих, понимание возникает применительно к когнетивным и социальным моделям, абстрактным понятиям и категориям, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы, художественному вымыслу и образам фантазии - книгам, фильмам, животным, а также снам, мечтам, измененным состояниям сознания. В основе данной типологии лежат исследования, в которых виртуальная реальность не соотносится с определенным характером своего проявления и определенным носителем, а рассматривается как особая реальность, возникающая при участии сознания и в таком виде данная психике человека. В этом подходе учитываются все три понимания виртуальной реальности [12].
Таким образом, виртуальная реальность - это специфический срез «взаимовстроенно-сти» разных видов реальностей. Она имеет и
материальный, и идеальный компоненты.
Виртуальная реальность существует и как «часть» природной реальности, и как особая модификация технической реальности, и как духовный компонент, и может включать другие виды реальностей (социальная, экологическая и д.р.) Виртуальная реальность - это сложное системное явление, в ней в снятом виде присутствует природное, социальное и человеческое. Но всегда составным аспектом виртуальной реальности является информационновиртуальная.
В данном контексте речь идет о виртуальной реальности, генерируемой с помощью новейших технических (информационных) систем. В принципе театральное действо или кинематографический сюжет также можно рассматривать в качестве разновидностей виртуальной реальности. Однако по степени погружения, т.е. по степени интеграции чувственной сферы субъекта в техническую виртуальную реальность, последняя оставляет далеко позади себя указанные традиционные разновидности виртуальной реальности
Виртуальная реальность как вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, т.к. ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем, она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее актуализация, т.е. наличное существование для данного субъекта, определяется им же. «Не будучи ни субъективной, ни объективной по характеру, виртуальная реальность располагается как бы между обоими полюсами, в зоне медиации, взаимосвязей, что никаким образом не умаляет ее отнологический статус, а, возможно, напротив, предельно повышает его, поскольку обе «субстанции» («протяженная» и «мыслящая») в конечном итоге могут оказаться всего лишь функциями,
производными тех процессов сетевого взаимодействия и коммуникации, в которые они изначально вовлечены» [13].
Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Исследователи информационной реальности и виртуальной реальности пока еще далеки от каких-либо окончательных выводов. Однако можно с уверенностью сказать, что виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно независящей от других форм бытия. Ее существование является результатом взаимодействия и взаимодополняемости материальных и идеальных форм бытия.
Принципиальная особенность философской методологии - исследование явлений через призму основного вопроса философии, т.е. с точки зрения принципов взаимосвязи и первичности - вторичности материального и идеального, бытия и сознания, материи и духа. Материализм и идеализм - два главных направления, изначально сложившихся в философии, две ее основные традиции, они и сегодня влияют на философский анализ информационного подхода и на философское исследование информационной и виртуальной реальностей.
В конечном итоге можно было бы связывать принципиальное наличествование информационно-виртуальных процессов в Мире с существованием либо идеального, либо материального, что возвращает исследователя к исходному пункту философского анализа -фундаментальной дихотомии мироздания на материальное и идеальное, как предельной структурированности мироздания, но наиболее продуктивной, как представляется, может
служить не двухкомпонентная модель мироздания (материальное и идеальное), а расширенная, возникающая на основе диалектического реализма, трёхкомпонентная конструкция взаимодействующих, взаимоконстантных, взаимодополняющих реальностей: материальная реальность - информационно-виртуальная реальность - идеальная реальность.
В философско-онтологическом плане важно отметить следующее: мир субъективновиртуальный, воспринятый субъектом, легко входит составной частью в сознание субъекта и становится основой познавательной и практической деятельности человека и общества. Следовательно, от качества информационновиртуального мира во многом зависит сознание воспринимающего его субъекта и характер его преобразующей деятельности в мире.
Современный этап глобализации - последняя четверть XX - начало XXI вв. - время развития глобальных информационных технологий, становления информационно-виртуального мира, время, когда понятие «информационно-виртуальная среда» становится не только обозначением отдельного самостоятельного социально-исторического продукта, товара для нового по своей природе глобального рынка, но оказывается в одном ряду с категориями «материя» и «сознание» в единой философ-ско-научной картине мира. Глобальная виртуализация, таким образом, исторически новая форма единства мирового сообщества, в фундаменте которой лежит новый вид объективной реальности - реальность информационно-виртуальная. Фундирующая роль названной реальности в том, что в начале XXI в. она оказывается необходимым условием для последующего развития теоретических представлений о традиционных видах реальности: материальной (производство, обмен, рынки и др.) и идеальной (знания, наука, религия, культура и др.).
_______________________________Литература
1. Носов Н.Д. Виртуальная реальность / Беляев В.П. Философский взгляд на виртуальную Н.Д. Носов // Вопросы философии. 1999. - № 10; реальность / В.П. Беляев //Современная филосо-
фия в поисках сущностей и смыслов. - Екатеринбург, 2001; Орехов СИ. Виртуальная реальность: исследование онтологических и коммуникационных основ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / СИ. Орехов. - 2002. - С. 20.
2. Грицианов А.А. Виртуальная реальность / А.А. Грицианов, Д.В. Галкин, И.Д. Карпенко //Новейший философский словарь. - Минск, 2001. - С. 171-172.
3. Bell D. The coming of post industrial society. N.Y., 1973; Toffler A. The third wave. N.Y., 1980; Cassells M. The rise of the network society. Oxford, 1996.
4. Castells M. The information age: economy, society and culture. Vol. 1-3. - Oxford, 1996-1998.
5. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. - СПб, 2002. - С. 35.
6. Корсунов И.Г. Субъект и виртуальная реальность /И.Г. Корсунов. - М., 1998.
7. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация / Ю.Ф. Абрамов. - Иркутск: ИрГУ, 1988. - С. 45.
8. Waters M. Globalization. London and N.Y., 1995; Михайлов В.А. Глобализация - объективный фактор развития современного мира / В.А. Михайлов //Безопасность Евразии. - 2004. - № 1.
9. Куйбарь В.И. Эколого-информационный глобализм и устойчивое развитие цивилизации /
Коротко об авторе__________________________________
Куйбарь В.И., канд. филос. наук, доцент, докторант, иркутский государственный университет (ИрГУ) naukaitfk@ mail.ru
Научные интересы: философско-методологический
анализ феномена глобализации, экологизациии, информатизации и виртуализации современного социума
B.И. Куйбарь. - Иркутск: ИрГУ, 2005.
10. Мантатова Л.В. Философские перспективы устойчивого развития информационного общества / Л.В. Мантатова. - Улан-Удэ: БГУ, 2002; Мантатова Л.В. Экологическая этика в информационную эпоху / Л.В. Мантатова. -Улан-Удэ: БГУ, 2003; Мантатова Л.В. Диалектический реализм: новые горизонты познания / Л.В. Мантатова // Труды членов Российского философского общества. - М.: Московский философский фонд, 2002; Мантатова Л.В. Диалектический реализм как философия устойчивого развития / Л.В. Мантатова // Вестник Российского философского общества. - № 2. - 2002.
11. Мантатов В.В. Философия устойчивого развития. Глобалистика. Энциклопедия / В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова. - М.: Радуга, 2003. -
C. 1111-1112.
12. Севальников А.Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности / А.Ю. Севальников // Виртуалистика: экзистенциональные и эпистемологические аспекты. - М., 2004. - C. 202.
13. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность - техногенный артефакт или сетевой феномен? / М.М. Кузнецов // Виртуалистика: экзистенцио-нальные и эпистемологические аспекты. - М., 2004. - C. 72..
_________________________Briefly about the author
V. Kuibar, candidate of philosophical science, Associate professor, doctoral candidate of Irkutsk State University
Areas of expertise: philosophical- methodological analysis of globalization phenomenon, ecologicalization, informatization and virtualization of modern socium