Научная статья на тему 'Глобальная регионализация как один из факторов формирования философии диалектического реализма (теоретико-методологический эскиз)'

Глобальная регионализация как один из факторов формирования философии диалектического реализма (теоретико-методологический эскиз) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ РЕГИОНОЛИЗАЦИЯ / РЕГИОН / КОНЦЕПЦИЯ ДЕАЛЕКТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА / GLOBALIZATION / REGION / INFORMATIVE-VIRTUAL REALITY / GLOBAL REGIONALIZATION / CONCEPTION OF DIALECTIC REALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куйбарь Владимир Иванович

В статье рассматривается вопрос о возникновении исторически нового типа реальности глобальной регионализации, отображающей одну из сторон социальной формы движения материи, и вытекающей отсюда необходимости формирования философско-методологической концепции деалектического реализма в научной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Куйбарь Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The global regionolisation as one of the factors of the formation of philosophy of the dialectical realism

In this article the question of the origin historically new type of the reality the global regionalization, reflecting one of the aspects of the social form of the movement of the matter and folloving from this necessity of the formation of the philosophically methodological conception of the dialectical realism in the scientific philosophy is considered

Текст научной работы на тему «Глобальная регионализация как один из факторов формирования философии диалектического реализма (теоретико-методологический эскиз)»

собствовать повышению качества высшего гуманитарного образования в нашей стране.

Литература

1. Соколков Е.А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук / Е.А. Соколков. - Новосибирск: НГИ, 1999.

2. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М., 1979. - Т. 1-3.

4. Ушинский, К.Д. Собр. соч. / К.Д. Ушинский. - М., 1948. -Т. 2. - С. 64.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: «Академия», 2001.

6. Кон, И. Психология юношеского возраста / И. Кон. - М.,

1979.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. -М., 1986.

8. Миронов Ю.И. Системный подход в подготовке юристов / Ю.И. Миронов // Системы и технологии подготовки юристов в XXI веке: материалы межрегион. науч.-метод. конф., г. Волжский, 6 дек. 2002 г. / Волгогр. гос. ун-т; Волж. гуманит. ин-т (фил. ВолГУ); отв. ред. В.А. Летяев. - Волгоград, 2003. - С. 45-53.

9. Шматков Р.Н. Применение математических методов при подготовке специалистов в области юриспруденции / Р.Н. Шмат-

ков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 4254..

Literature

1. Sokolkov E.A. Modular educational technology by teaching humanitarian sciences / E.A. Sokolkov. - Novosibirsk: NHI, 1999.

2. Pedagogics and psychology of higher school. - Rostov-in-Don: Phoenix, 1998.

3. Suhomlinskij V.A. Selected pedagogical works / V.A. Su-homlinskij. - M., 1979. - V. 1-3.

4. Ushinskij K.D. Collected works / K.D. Ushinskij. - M., 1948.

- V. 2. - P. 64.

5. Smirnov S.D. Pedagogics and psychology of higher education: from activity to personality / S.D. Smirnov. - M.: Publishing center «Academy», 2001.

6. Kon I. Psychology of youthful age / I. Kon. - M., 1979.

7. Berns R. Development of Ego-conception and upbringing / R. Berns. - M., 1986.

8. Mironov Yu.I. System approach by preparation for jurists / Yu.I. Mironov // Systems and technologies of preparation for jurists on XXI century: proceedings of interregional scientific- methodical conference, Volgskij, 6 Dec. 2002 / Volgograd State University; Volgskij Humanitarian Institute (branch of VSU); editor-in-chief V.A. Letyaev.

- Volgograd, 2003. - P. 45-53.

9. Shmatkov R.N. An application of mathematical methods by schooling specialists in the branch of jurisprudence / R.N. Shmatkov // Siberian Pedagogical Journal. - 2007. - № 3. - P. 42-54.

Сведения об авторах

Шматков Руслан Николаевич - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономической теории и антикризисного управления Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС); г. Новосибирск, e-mail: [email protected] Data on authors

Shmatkov Ruslan Nikolaevich - Cand. of Phisics-Mathematics, associate professor of the Chair of Economic Theory and Anti-crisis Management of Siberian State University of Communications (STU); Novosibirsk, e-mail: [email protected]

УДК 101.8 ББК 87.21

ГЛОБАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

(теоретико-методологический эскиз)

В.И. Куйбарь

В статье рассматривается вопрос о возникновении исторически нового типа реальности — глобальной регионализации, отображающей одну из сторон социальной формы движения материи, и вытекающей отсюда необходимости формирования философско-методологической концепции деалектического реализма в научной философии.

Ключевые слова: глобализация, глобальная регионолизация, регион, концепция деалектического реализма.

V.I. Kuibar

THE GLOBAL REGIONOLISATION AS ONE OF THE FACTORS OF THE FORMATION OF PHILOSOPHY OF THE DIALECTICAL REALISM

In this article the question of the origin historically new type of the reality — the global regionalization, reflecting one of the aspects of the social form of the movement of the matter and folloving from this necessity of the formation of the philosophically — methodological conception of the dialectical realism in the scientific philosophy is considered

Key words: globalization, region, informative-virtual reality, global regionalization, conception of dialectic realism.

Глобальная регионализация экономической, социально-политической, иных сторон жизни земного сообщества является важнейшей проблемой современной науки, она напрямую связана с процессами универсально-всеобщих форм воспроизводства и выживания всего человечества. Переход мирового сообщества к модели безопасного устойчивого развития и становления Ноосферы следует рассматривать как объективную, прежде всего как политикоэкономическую, тенденцию решения глобальных

проблем и альтернативу самоуничтожению, деградации человечества. В этой модели ноосфера понимается как этап развития мировой цивилизации, на котором обеспечен приоритет разума и императивов безопасного устойчивого развития. В связи с этим ноосферные исследования сегодня приобретают сугубо практическое значение, а из наиболее продуктивных направлений реализации идеи безопасного устойчивого развития можно выделить два: глобальное и региональное. В основе глобальной парадигмы

познания лежит понятие ноосферного эволюционизма как способа целостного восприятия мира, построения его новой модели на основе осмысления и поиска принципиальных решений глобальных проблем общечеловеческого характера. В основе региональной парадигмы лежит представление о регионе как конкретно-исторической социоприродной целостности, выступающей в познании самодостаточной «элементарной единицей» формирования глобальной сети наднациональных образований «нового глобального порядка». По-видимому, глобальный и региональный подходы отражают диалектическое единство определенного класса противоречий, стоящих перед земным сообществом в начале XXI в., т.к. все многообразие возникающих глобальных проблем интегрируется на региональном уровне.

Феномен глобализации, таким образом - серьезный повод для изменения традиционных научнофилософских взглядов на мироустройство, и в этом, скорее всего коренится причина значительного разброса мнений ученых как на природу, формы, базовые механизмы возникновения и развития глобализации, так и на то, какая конструкция философской модели наиболее адекватна потребностям научного описания названных процессов.

Выстраивая свою логику определения, можно сказать, что категория «глобализация» обозначает одну из сторон общемирового развития, которая в силу действия транснациональных факторов (интернационализация хозяйственной, политической и культурной и т.д. жизни человечества) приводит к формированию новых геополитических пространств различного маштаба, что, в свою очередь, на основе инфомационно-виртуальных технологий открывает перед постиндустриальным сообществом свойство «прозрачности» национальных границ для большинства традиционных видов деятельности социума: производство, накопление, обмен различных видов социально значимого продукта.

Глобализация, таким образом, - исторически новая форма единства мирового сообщества, в фундаменте которой наряду с иными лежит новый вид объективной реальности - реальность информационно - виртуальная [1]. Фундирующая роль названной реальности заключается в том, что в начале XXI века она оказывается необходимым условием для дальнейшего развития традиционных видов реальности: материальной (производство, обмен, рынки и др.) и идеальной (знания, наука, религия, культура и др.).

В рамках обсуждаемой проблемы есть еще один немаловажный аспект. В принципе, как бы ни было важно в теории обосновать новизну информационновиртуальной основы постиндустриальной цивилизации, для нее, как и для предыдущих форм цивилизационного процесса, ядром социально-исторического развития выступает экономико-капиталистический фактор в его взаимосвязи с территориальными (региональными) представлениями науки, который часто именуют «базовая пространственная единица» или «регион - система» [2].

В этой связи мы полагаем, что понятие «регион» следует понимать как общенаучную категорию, обо-

значающую конкретно-историческую территориальную социоприродную целостность, обладающую свойством ресурсной (природные и социальные ресурсы), технологической и этнокультурной самодостаточности для расширенного социального воспроизводства, эта целостность является минимальной «единицей» развертывания ноосферогенеза, интегрируя все качества будущей ноосферы [3]. Предлагаемое определение, как представляется, методологически открыто в силу того обстоятельства, что оно позволяет с единых логико-теоретических позиций включить и иные актуальные признаки обсуждаемого феномена, которые появляются в литературе в связи с другими познавательными задачами.

Вместе с тем, если задаваться вопросом: какой должна быть конструкция общей теории региона -регионологии, то, по-видимому, можно предположить, что в ее основу должна быть положена концепция регионообразующих факторов [4]. Таких, как географические, экологические, экономические, политические, демографические, энергетические, информационно-виртуальные и т.д. Эти факторы взаимодействуют между собой в рамках региональной системы воспроизводства социальной жизни людей и обусловливают друг друга. В принципе можно предположить, что понятие «регионообразующий фактор» - категория обще-социальной теории, которая обозначает совокупность генеральных социальных качеств субъектов региональных сообществ, которые влияют на уровень их конкурентоспособности и связаны с принципом «разрешений и запретов», предоставляемых самодостаточному оседлому социуму природой и обществом.

Таким образом, познание законов диалектической взаимосвязи регионообразующих факторов, которые в теории воспроизводят качества устойчивой безопасности [5] и конкурентоспособности территории, составляет предмет зарождающейся регионоло-гии, а категорию «глобальный регионализм» можно интерпретировать как понятие, обозначающее в познании исторически новую стадию мирового капитализма, которая, соответственно, порождает и исторически новую форму структурации социальнотерриториального мира в маштабе земного сообщества. Отсюда можно заключить, что глобальная регионализация - это категория социальной философии, обозначающая одну из сторон социальной формы движения материи, специфический вид реальности, который своим содержанием указывает в познании на организационный генезис общественных процессов, отношений и институтов и поэтому обладает собственной параметрической конфигурацией описания [6] традиционных дискретных форм социума различного маштаба: глобальных, страновых, региональных, локальных, муниципальных и др. Особенно это касается государств как социально- организационных форм, их внутренних и международных функций [7].

Сказанное выше позволяет заключить: современная наука столкнулась с необходимостью осмысления процессов формирования исторически нового типа реальности [8] и, разумеется, с необходимостью ревизии наличного методологического потенциала,

пригодного для создания нового научного направления - глобальной регионологии. В этой связи мы полагаем, что для решения научной задачи необходимо опираться на философско-методологическую концепцию диалектического реализма, получившую обоснование в работах бурятских ученых [9].

Диалектический реализм, по мнению ученых, -новая философская парадигма, основанная на законе космической гармонии и признании факта творческой эволюции Вселенной, понимаемой как восходящий поток духа. С точки зрения диалектического реализма мир духовных ценностей представляет собой высшую реальность. Это такое целостное мировоззрение, стоя на почве которого можно быть истинным реалистом, то есть мыслить себя в реальном единстве с природой, но вместе с тем утверждать и самоценность человеческого разума с его постулатом сверхприродного, идеального бытия. Это как раз то самое, что мексиканский философ Л. Сеа называет человеческим самообретением, то есть актом отображения и принятия реальности, равно как и признанием человека не быть потерянным и без остатка растворенным в реальности. Это такое диалектическое миропонимание, которое сочетает свободу человеческого творчества с космическим порядком бытия, а субстациональность природы - с признанием духовной сущности Вселенной. Это такая система понятий, которая отражает реальность в терминах диалектики Единого и полагает перспективы глобальной цивилизации [10].

В этой концепции понятие «реальность» раскрывается как единство материального и (или) духовного мира, независимого (объективного) и зависимого ( субъективного) мира, т.е. в виде объективной и субъективной реальностй. В научном познании реальность - понятие, обозначающее аспект или фрагмент универсума, и чаще всего составляет предметную область какой-то частной науки [11]. В субста-циональном же плане реальность имеет акциден-тальный характер [12].

О реальности, таким образом, начинают говорить тогда, когда задают вопрос не столько о том, существует или нет некий мир, сколько о том, каковы особенности этого мира, чем он отличается от других миров. Понятие реальности находится как бы на границе между сферой познания и другими сферами человеческой деятельности. Реальность возникает в результате активности субъекта, когда он мыслит, сочиняет, переживает, творит, создает. Понятие «реальность» может формироваться как на основе научного познания законов природы и общества т.е. на базе научно-философского взгляда на мир [13], так и на религиозно-мифологических представлениях [14].

В заключение отметим, что возникновение в науке нового предмета познания - глобальной регионализации - требует от философии методологического развития концепции деалектического реализма, на наш взгляд, являющейся стороной научной философии, в которой специфическим образом переплетаются представления о материальном и идеальном на базе знаний о информационно виртуальном фундаменте как новом факторе познания постинду-

стриальной цивилизации. Скорее всего названное обстоятельство потребует некоторого пересмотра традиционных взглядов на «конструкцию» основного вопроса философии с учетом новых форм диалектики «материальное - идеальное», но это вопрос особый.

Литература

1. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб., 2002.- С. 215; Куйбарь В.И., Шкроб Н.Ф. Философские основания понятия «Эколого-информационная реальность» - Иркутск: ИГУ, 2001. -C.120; История информатики и философия информационной реальности. - М., 2007. - C. 431; и др.

2. Дворцов В.И. «Регионы - системы» как новое геоэкономи-ческое инфраструктурное деление - проблемы становления. // Безопасность Евразии. - 2005, №2. - C.443 - 445.

3. Абрамов Ю.Ф., Бондаренко О.В., Лапшин А.Н., Мантатов

B. В. Регион научное понятие и реальность. - Иркутск: ИГУ, 2001.

- С. 218.

4. Абрамов Ю.Ф., Арсентьева И.И. Регионоведение России. -Иркутск: ИГУ, 2006. - С. 164.

5. Абрамов Ю.Ф., Бондаренко О.В., Душутин В.К. Основы теории устойчивого безопасного развития России и региона. -Иркутск: ИГУ, 2006. - С. 284.

6. Куйбарь В. И. Эколого-информационный глобализм и устойчивое развитие цивилизации. - Иркутск: ИГУ, 2005. - C.140.

7. Абрамов Ю.Ф., Куйбарь В.И. Глобальная регионолизация: к обоснованию понятия // Социально-гуманитарные знания. 2008, №1, с.242-250.

8. Абрамов Ю.Ф.,Арсеньтьева И.И. На пути к глобальному регионализму. - Иркутск: ИГУ, 2005; Абрамов Ю.Ф., Кардонова И.А. Глобальная регионолизация: содержание и особенности познания. Экономико-политический аспект. - Иркутск: ИГУ, 2005; Абрамов В.А., Волнина Н.Н. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения. - Чита: ЧитГУ, 2006; Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм - вызов для России. - М.: ИДВ РАН, 2001; Попов П.Л. Элементы теории регионов. - Новосибирск, СО РАН, 2005; и др.

9. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития. Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003; Мантатова Л.В. Философские перспективы устойчивого развития информационного общества. - У-Удэ: БГУ, 2002; Мантатова Л.В. Экологическая этика в информационную эпоху. - У-Удэ: БГУ, 2003; Мантатова Л.В. Диалектический реализм: новые горизонты познания // Труды членов Российского философского общества. -М.: Московский фил.фонд, 2002; Мантатова Л.В. Диалектический реализм как философия устойчивого развития // Вестник Российского философского общества. - №2, 2002.

10. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития. Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. -

C. 1111-1112.

11. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - C. 548.

12. Куйбарь В.И., Шкроб Н.Ф. Философские основания понятия «Эколого-информационная реальность». - Иркутск: ИГУ,

2001. - C.34.

13. Философские проблемы современной научной и технической реальности: учеб. пособие / под ред. В. П. Котенко. - СПб.: ГЭТУ, 1999.

14. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. - М.: Проект, 2007. - C.3-67.

Literature

1. Ivanov D.V. Virtualisation of a society. S.Peterburg, 2002, P.215; Kuibar V.I, Shkrob N.F. The philosophical basises of concept «Ekological-informational reality» Irkutsk, ISU, 2001. P.120; History of computer science and philosophy of informational reality. М, 2007, P.431 and etc.

2. Dvortzov V.I. «Regions - systems» as new geoeconomic infrastructural division - the problems of formation //Safety of Eurasia. 2005, №2, P.443 - 445.

3. Abramov J.F., Bondarenko O.V., Lapshin A.N., Mantatov V.V. Region scientifïc concept and a reality. Irkutsk, ISU, 2001, P. 218.

4. Abramov J.F., Arsenteva I.I. Regionovedenie of Russia. Irkutsk, ISU, 2006, P.164.

5. Abramov J.F., Bondarenko O.V., Dushutin V.K. The bases of the theory of steady safe development of Russia and region. Irkutsk, ISU, 2006, P. 284.

6. Kuibar V.I. Ekological-informational globalizm and sustainable development of civilisation. Irkutsk, ISU, 2005, P.140.

7. Abramov J.F., Kuibar V.I. The global regionalization: to a concept substantiation//Socially - humanitarian knowledge. 2008, №1, P.242-250.

8. Abramov J.F., Arsenteva I.I. On the way to the global regionalism. Irkutsk, ISU, 2005; Abramov J.F., Kardonova I.A. The global regionalization: the maintenance and features of knowledge. Economic

- political aspect. Irkutsk, ISU, 2005; Abramov V.A,Volnina N.N. The globalization the person: sides social-cultural measurements. Chita, Chit,SU 2006; Mikheyev V.V. Globalization and the Asian regionalism

- a call for Russia. М, The IDV of the Russian Academy of Sciences, 2001; Popov P.L. The elements of the theory of regions. Novosibirsk, The SS of the Russian Academy of Sciences, 2005 and etc.

9. Mantatov V.V., Mantatova L.V. Philosophy of a sustainable development. Global studies. The encyclopedia. М, "Rainbow", 2003; Mantatova L.V. The philosophical prospect of a sustainable develop-

ment of an informational society. U-Ude, BSU , 2002; Mantatova L.V. Ecological ethics during an informational epoch. U-Ude, BSU, 2003; Mantatova L.V. Dialectic realism: new horizons of knowledge//Works of members of Russian philosophic society. М, Moscow phil.fond. 2002; Mantatova L.V. Dialectic realism as sustainable development philosophy//The Bulletin of the Russian philosophic society, №2,

2002.

10. Mantatov V.V. Mantatova L.V. Philosophy of a sustainable development. Global studies. The encyclopedia. М, "Rainbow", 2003, P.1111-1112.

11. The philosophical encyclopedic dictionary. М, The Soviet encyclopedia. 1989, P.548.

12. Kuibar V. I., Shkrob N.F The philosophical basis of concept «Ekologo-informational reality» Irkutsk, ISU, 2001, P.34.

13. Philosophical problems of a modern scientific and technical reality. The manual / Under the editorship of V.P.Kotenko.

S.Petersburg., SETU, 1999.

14. Krasnikov A. N. Methodological problems of religious studies. М, Project, 2007, P.3-67.

Сведения об авторах

Куйбарь Владимир Иванович - кандидат философских наук, доцент, докторант Иркутского государственного уни-верстета, г.Иркутск, e-mail: naukaitfk@ mail.ru Data on authors

Kuibar Vladimir Ivanovich - candidate of philosophical science, associate professor, doctorant of Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: naukaitfk@ mail.ru

УДК 140 ББК 87.3 (4 Фр)

А.Е. Смирнов, М.Ю. Аграфонов

ХРИСТИАНСКАЯ АСКЕЗА И «ГЕРМЕНЕВТИКА СУБЪЕКТА»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель данной работы — сравнение концепции практик себя М. Фуко и теории синергийной антропологии. Авторы показывают специфическую неустранимость «технологий тела» в организации субъективности, а также определяют «содержание трансляции» в религиозной и/или культурной традиции. В итоге делается вывод, что с формальной стороны обе теории идентичны, но со стороны содержательной они отрицают друг друга.

Ключевые слова: антропология, синергийность, субъективность, тело.

A.E. Smirnov, M.Yu. Agrafonov

THE CHRISTIAN ASKESIS AND THE «HERMENEUTICS OF THE SUBJECT»

The aim of this work is to compare the theory of synergetic anthropology and M. Fuko 's self-practice conception. The author shows the particular unremoval of the "body technologies” in subjectivity organization, and also define the "broadcast content" in religion and/or culture tradition. In conclusion, there is a conclude that from formal side both of theories are the same, but from the side of content they are incompatible.

Key words: antropology, sinergy, subjectivity, body.

Цель данной работы - попытка схематичного сравнения концепции практик себя, развитой в последнем периоде творчества М. Фуко, и теории си-нергийной антропологии. Вначале мы покажем специфическую неустранимость «технологий тела» в организации субъективности, затем определим «содержание трансляции» в религиозной и/или культурной традиции. В итоге мы покажем, что с формальной стороны обе теории идентичны, но со стороны содержательной они отрицают друг друга.

В каждую историческую эпоху, в каждой культуре всегда существовали множественные способы отношения к себе, предполагавшие соответственно и определенные типы обращения с собой. Последние представляли (представляют) определенного рода технологии, позволяющие реализовывать опреде-

ленные способы производства, умножения или обновления человеческих сил [1].

Важно отметить следующее: речь идет о техниках или практиках себя, фиксируемых не вещественным, внешним по отношению к человеку образом, а о техниках (практиках), являющихся формами самореализации человека, или отчасти являющихся условиями возможностями таковой. Технологии себя (распадающиеся на совокупность конкретных практик и духовных упражнений) представляют собой стратегии, в которых человек осуществляет сознательную, целеполагающую и целенаправленную трансформацию себя самого [2, 79].

Множественными примерами технологий себя могут служить практики исцеления от страстей, хаоса и разлада, реализуемые на протяжении тысячелетий в религиозных традициях или этических учени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.