Научная статья на тему 'Позиция педиатра в рациональном выборе игрушек и развивающих игр для детей'

Позиция педиатра в рациональном выборе игрушек и развивающих игр для детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
292
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиция педиатра в рациональном выборе игрушек и развивающих игр для детей»

ПРЕДМЕТЫ УХОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ, БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

© Донин И. М., 2003

И. М. Донин

ПОЗИЦИЯ ПЕДИАТРА В РАЦИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ ИГРУШЕК И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

Морозовская детская клиническая больница, Москва

В повседневной практике педиатрам приходится отвечать на вопросы родителей не только о здоровье, но и о правильном развитии и воспитании детей. Известно, что главная роль в своевременном и правильном формировании двигательных, моторных и психических функций ребенка принадлежит ЦНС. Ранний возраст является важнейшим в развитии когнитивных и интеллектуальных способностей: их умелая и правильная стимуляция во многом определяет дальнейшее гармоничное развитие малыша, и педиатр должен знать, когда и какие конкретно занятия, игрушки и игры для этого необходимы.

В соответствии с основными этапами психомоторного развития детей, мы провели обзор качественных рациональных и, что немаловажно, безопасных игрушек одного из мировых лидеров в производстве детских товаров — фирмы Chicco.

В период ранней неонатальной адаптации у ребенка начинает формироваться слуховое сосредоточение, затем появляется фиксация взгляда. На стимуляцию этих функций у малыша должны быть направлены и его первые игрушки. Практически со 2-й недели жизни можно использовать «погремушки»: при этом важно следить, чтобы движения руки с погремушкой были достаточно медленными и плавными, а игрушка находилась в центральной зоне зрения ребенка и на достаточном удалении от глаз — около 80—90 см.

К игрушкам для новорожденного, стимулирующим слуховой и зрительный анализаторы, относятся и подвесные игрушки — «карусели» типа «Mobile», выполненные в форме клоунов, веселых зверушек, пчелок, овощей и фруктов. При включении этих игрушек (они могут быть с механическим или электрическим приводом) раздается привлекающая внимание музыка, и элементы игрушки начинают вращаться. Подвеска удобно крепится к кроватке, а визуальная часть игрушек располагается над головой ребенка на расстоянии 30—40 см от глаз. Музыка способствует развитию слуховых ориентировочных реакций младенца, а движущиеся по кругу яркие

игрушки стимулируют зрительный анализатор, что позволяет ребенку насыщенно и рационально проводить периоды бодрствования.

В возрасте 3—4 мес, когда появляются хватательные навыки (не путать с хватательным рефлексом новорожденного), мягкие подвижные части этой игрушки устанавливают на более близком расстоянии, что дает возможность развивать координационные навыки и тактильную чувствительность. Можно применять и более простые механические игрушки, выполненные в виде фиксирующегося на бортике кроватки блока с кольцом заводного механизма: при его вытягивании начинает раздаваться музыка. Такая игрушка пригодится ребенку и на 2-м году жизни, когда он сможет пользоваться ей уже самостоятельно, изучая причинно-следственные связи в окружающем его мире. На этапе же формирования навыков хватания — в возрасте 3—4 мес — необходим такой «ассортимент» игрушек, которые малыш может самостоятельно держать. Это могут быть как погремушки, так и более тихие игрушки, например, мягкие пластиковые ключи или стилизованные ладошки и стопы, укрепленные на тонком кольце, — они будут способствовать развитию координации движений рук и тактильной чувствительности. Для этого же возрастного периода СЫссо разработала разнообразные «развивающие» коврики: они имеют яркую раскраску и разную фактуру поверхности, вшитые в них объемные вставки создают искусственные неровности. Лежа на животе, ребенок получает возможность не только развивать тактильные сенсоры рук, но и также интерорецепторы. Весьма полезны в этом возрасте игрушки типа «трапеция» с подвешенными на ней разнообразными элементами (погремушки, музыкальные игрушки), что позволяет развивать более четкую координацию рук. Эти игрушки будут полезны и в более старшем возрасте, когда ребенок сможет заниматься с ними сидя.

В возрасте от 3 до 6 мес основной упор в игрушках малыша остается на развитии навыков тактильной чувствительности: «мягкий - твердый» и «гладкий

2

ПЕДИАТРИЯ № 5, 2003 г.

— шершавый»; при этом размер игрушек должен позволять ребенку рассмотреть их с разных сторон, а их вес - соответствовать физической силе его рук.

В 6—7 мес ребенок начинает сидеть, благодаря чему у него появляется возможность осуществлять более точные движения — захват небольших предметов, умение нажимать на кнопки и др. Для детей данного возраста характерны длительные периоды бодрствования и высокая подвижность, сочетающиеся с достаточно коротким периодом активного внимания, что, соответственно, требует разнообразия и частой смены игрушек. Приходит время для различных «развивающих центров», игрушечных телефонов, мягких игрушек с жесткими и/или звуковыми (гремящими) вставками.

«Развивающие центры» представляют из себя панель с подвесным блоком (для фиксации на кроватке или манеже). На активной панели этих игрушек расположены крупные кнопки и рычажки, нажимая или передвигая которые, ребенок слышит различные звуковые варианты (нотные мотивы, трещотки, голоса животных) и видит крутящиеся шары с разнообразной цветовой гаммой. Звуковое сопровождение при нажатии кнопок телефона и «развивающих центров» способствуют развитию слухового восприятия, а кнопки — навыков хватания и тонкой моторики движений. Мягкие игрушки с жесткими вставками совершенствуют тактильную чувствительность, формируют и развивают объемное мышление, а также могут использоваться как прорезыватели в период прорезывания зубов. Использование детьми этого возраста игрушек с верхней вращающейся частью (на присосках) предоставляет много полезного в формировании навыков качания предмета.

В возрасте 10—12 мес у ребенка появляется новый навык — «больше — меньше», развивать который целесообразно при помощи пирамидок. Первые пирамидки должны быть достаточно крупными, иметь 3—4 секции на широкой базовой части, а затем их можно дополнять более тонкими и многоуровневыми. В это время ребенку будут полезны конструкторы и «кубики-сортировки», способствующие развитию навыков пространственного мышления, чувства формы и размера. Отдельные элементы этих игрушек, выполненные из яркого разноцветного пластика, несут дополнительную функцию — развитие цветового зрения ребенка. Однако необходимо напомнить родителям, что при выборе конструкторов и «кубиков-сортировок» они должны руководствоваться критерием безопасности, основой которого является размер мелких деталей. Ребенок не должен иметь шанса засунуть их целиком в рот, и тем более аспирировать или проглотить.

При появлении в возрасте 11—14 мес навыка стояния с опорой можно рекомендовать для ребенка различные варианты «ходунков», однако следует при этом информировать родителей, что привычка к ним может несколько задержать начало самостоятельного хождения или сделать его на первых порах менее устойчивым.

На 2-м году жизни ребенка продолжают развиваться и совершенствоваться навыки тонкой моторики, точной координации движений, формирования основ причинно-следственных связей. Стимулирование этих процессов облегчают разработанные фирмой СЫссо различные развивающие и музыкальные комплексы с многочисленными кнопками и переключателями, нажатие или перемещение которых приводит к открыванию створок, повороту предметов, выдвижению фигурок, а в музыкальных игрушках сопровождается еще и мелодией, звуками природы или голосами животных. При этом кнопки-клавиши и открывающиеся створки (предметы или выдвигающиеся фигурки) окрашены в одинаковые цвета, что помогает в развитии цветоощущения.

Развитию образного мышления у детей этого возраста способствуют игрушки, изображающие различных животных или стилизованные под предметы повседневного обихода; появляется и принципиально новое деление игрушек — по половому признаку. Девочки предпочитают куклы и игрушки с имитацией кухонной утвари, а после 3 лет — косметических наборов; мальчики проявляют больший интерес к машинам, самолетам, военной технике, к игрушкам, имитирующим столярные и слесарные инструменты. После 3 лет дети с интересом играют с комплексами типа настольный или напольный автодром, с игрушечными железными дорогами; строят дома для кукол и игрушечных животных.

В дальнейшем, с ростом ребенка принципиально новых игрушек уже практически не появляется — они становятся все более приближенными к реальным предметам, ограничиваясь лишь критериями безопасности — по размерам, наличию/отсутствию острых краев и выступающих деталей.

В богатой гамме игрушек фирмы СЫссо необходимо выделить комплексы для активных игр детей в условиях больших помещений или на площадках под открытым небом. Для детей 1,5—2 лет — это трехколесные велосипеды, стилизованные машины и лошади на колесах, имеющие удобную ручку сзади для страховки и помощи со стороны взрослых. Для детей старше 2 лет — это различные по размерам домики, горки, качели и гимнастические комплексы, которые специально адаптированы к использованию под открытым небом: они изготовлены из легкой гладкой, легко моющейся пластмассы, с надежными механизмами фиксации и повышенной устойчивостью.

В дошкольном возрасте формируются основные личностные черты и психика человека, в связи с чем в этот период следует уделить особое внимание коллективным играм. Предусмотрев это, фирма СЫссо сделала разнообразные комплексы для занятий и развлечений достаточно просторными, чтобы сразу несколько детей могли принять участие в игре.

В заключение следует подчеркнуть, что все игрушки мира, какими бы красивыми и полезными для развития они не были, никогда не смогут заменить

3

И. М. Донин

постоянного внимания, ласки и любви со стороны «умные» безопасные игрушки позволяют родителям близких людей — самого важного компонента для вместе с любовью и заботой создать вокруг ребенка нормального развития любого малыша. Тем не менее естественную гармонию окружающего мира.

Издательство «ПАГРИ» - подготовка и изготовление материалов для обучения и презентаций: 35-мм слайды

анимированные файлы для ЖК-проекторов пленки для оверхед-проекторов методические описания

настенные информационные плакаты, стенды и санбюллетени полный спектр полиграфических работ, в том числе издание монографий

Полиграфическое отделение: (095) 236-4746

995-6818

Отделение слайд-сервис: (095) 762-5506

Факс: (095) 237-5695 E-mail: slideservice@mtu-net.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.