Научная статья на тему 'Содействуя здоровью детей, педиатры добавили чтение в список пунктов контрольного проверочного листа'

Содействуя здоровью детей, педиатры добавили чтение в список пунктов контрольного проверочного листа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содействуя здоровью детей, педиатры добавили чтение в список пунктов контрольного проверочного листа»

£

<

(О IL

£ ш

2

Я ^

га s а

V н га 2

чивающие чтение и письмо, развиваемые с младенчества, когда в основном родители являются первыми учителями ребенка. Познавательно-конструктивная домашняя обстановка, особенно до поступления в школу, обеспечивает прочную основу для развития этого навыка. Совместное чтение родителя с ребенком заставляет обе стороны использовать большее количество слов, чем в повседневном разговоре. К сожалению, это нехарактерно для семей с низким социально-экономическим статусом [2, 3]. Совместное чтение считается «одним из важнейших видов деятельности для развития навыков, необходимых для конечного успеха в чтении» [4], объясняющее многообразие языка. Совместное чтение родителя с ребенком рекомендуется несколькими мировыми педиатрическими ассоциациями с младенчества с целью когнитивного развития.

Хотя совместное чтение было рассмотрено в поведенческих и интервенционных исследованиях как способ улучшения устной речи и использования печатной продукции, воздействия на мозг, поддающиеся количественной оценке, ранее не изучались. Хаттон и др. [5] обнаружили воздействие совместного чтения на активацию областей мозга, отвечающих за мысленные образы и восприятие повествования. Для проведения длительного исследования нормального развития мозга было отобрано 19 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Исследование проводилось методом функциональной магнитно-резонансной томографии (в зависимости от уровня кислорода в крови). Детям предлагали задания на прослушивание соответствующей возрасту истории, где повествование чередуется со звуками. Наивысшее воздействие чтения (вычислялось с использованием утвержденной шкалы StimQ-P Reading Subscale Score, измеряющей частоту чтения и количество и разнообразие детских книг, доступных в домашних условиях с учетом дохода семьи) было четко связано (р < 0,05, скорректировано) с нейронной активацией в левосторонней теменно-височно-затылочной ассоциативной зоне коры головного мозга, отвечающей за обработку семантики языка. Следует подчеркнуть, что у этих детей (из них 7 из семей с низким доходом) в среднем более ста детских книг в домашней библиотеке.

Исследование впервые показало связь между окружающей обстановкой при внеклассном чтении и активацией специфических областей мозга, отвечающих за природную грамотность в младшей возрастной категории, и обеспечило нейробиологическое подтверждение преимуществ домашнего чтения. Результаты данного исследования оказали дополнительную поддержку таким программам, как «Выбери и читай» (Reach Out and Read) в США, «Первая книга» (Book start) в Великобритании и «Рожденный читать» (Natiper Leggere) в Италии, когда педиатр и другие специалисты по уходу за детьми рекомендуют родителям читать своим детям с первого года жизни. Эти программы направлены на максимизацию взаимодействия пары воспитатель-ребенок через диалогическое чтение, где ребенка подталкивают применять и использовать широкий спектр языка [6].

Список литературы

1. National Research Council and Institute of Medicine. From neurons to neighborhoods: the science of early childhood development. Committee on Integrating the Science of Early Childhood Deve-lopment. In Shonkoff JP Phillips DA, editors. Washington, DC: National Academy Press, 2000.

2. High PC, Klass P. Literacy promotion: an essential component of primary care pediatric practice. Pediatrics. 2014;134:404-9.

3. Karrass J, Braungart-Rieker JM. Effects of shared parent-infant book reading on early language ac-quisition. J Appl Dev Psychol. 2005;26:133-48.

4. Storch SA, Whitehurst GJ. The role of family and home in the literacy development of children from low-income backgrounds. New Dir Child Adolesc Dev. 2001; 92:53-72.

5. Hutton JS, Horowitz-Kraus T, Mendelsohn AL, De-Witt T, Holland SK, the C-MIND Authorship Consor-tium. Listening to Stories. Home Reading Environment and Brain Activation in Preschool Children. Pediatrics. 2015 Sep; 136(3):466-478. doi: 10.1542/peds.2015-0359.

6. Needlman R, Silverstein M. Pediatric interventions to support reading aloud: how good is the evidence? J Dev Behav Pediatr. 2004;25(5):352-363.

190

СОДЕЙСТВУЯ ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ, ПЕДИАТРЫ ДОБАВИЛИ ЧТЕНИЕ В СПИСОК ПУНКТОВ КОНТРОЛЬНОГО ПРОВЕРОЧНОГО ЛИСТА

Крупнейшая в стране ассоциация педиатров официально призывает родителей читать своим детям вслух ежедневно с младенчества. ААР отмечает, что чтение стимулирует раннее развитие мозга и помогает освоить ключевые языковые (грамотность) и социальные навыки.

Вы можете сомневаться в преимуществах чтения маленьким детям, ведь младенцы не поймут то, что вы делаете, или почему вы это делаете. Однако, вы же не будет ждать, пока ваш ребенок научится понимать речь, чтобы начать разговоривать с ним? Вы будете петь

колыбельные, несмотря на то, что ваш ребенок не может пока различать мелодии; будете предлагать ему игрушки, не дожидаясь пока он сможет взять погремушку самостоятельно.

Чтение вслух вашему ребенку — прекрасный вид совместной деятельности, который может объединять вас долгие годы. Чтение вслух:

• учит ребенка навыкам коммуникации;

• вводит такие понятия, как числа, буквы, цвет и форма;

• в увлекательной игровой форме помогает выработать

навыки восприятия на слух, улучшить память и увеличить лексический запас;

• дает ребенку представление об окружающем мире.

Удивительно, но к тому времени, когда ребенок достигнет одного года жизни, он будет знать все звуки, необходимые, чтобы говорить на родном языке. Чем больше историй вы прочитали вслух, тем большее количество слов будет воспринято, и тем лучше он сможет говорить.

Восприятие слов на слух помогает выстраивать многообразные цепочки слов в сознании ребенка. Дети, чьи родители часто говорят/читают им, к 2 годам жизни знают больше слов, чем те, кто лишен подобного общения. Дети, которым читали в раннем возрасте, с наибольшей вероятностью научатся читать в нужное время.

Когда вы читаете, ваш ребенок слышит много различных эмоций и выразительных звуков, что способствует социальному и эмоциональному развитию. Чтение также стимулирует вашего ребенка изучать, указывать, трогать, отвечать на вопросы, и это способствует социальному развитию и навыкам мышления. Ваш ребенок улучшает языковые навыки, имитируя звуки, распознавая картинки и изучая слова.

Но, пожалуй, самая важная причина читать вслух — это укрепление связи между тем, что ребенок любит больше всего — ваш голос, совместное времяпрепровождение, книги. Совместное чтение прививает привычку читать. И если младенцам и детям читают эмоционально, часто и с радостью, они начинают ассоциировать книги с ощущением счастья, — так вы закладываете любовь к книгам.

Восприятие на слух в разных возрастных

периодах

Большинство младенцев не распознают, что изображено на картинках, но они могут фокусировать на них взгляд, особенно если картинки с лицами, яркими красками или контрастными узорами. Когда вы читаете или поете колыбельные, вы развлекаете и успокаиваете ребенка.

В возрасте 4-6 мес ребенок проявляет больше интереса к книгам: хватает и держит их, берет в рот, кидает. Выберите книги из бумаги на виниловой основе или тканевые книги с яркими цветами и повторяющимся или рифмующимся текстом.

В возрасте 6-12 мес ваш ребенок начинает понимать, что картинки показывают объекты, и, скорее всего, будет отдавать предпочтение определенным картинкам, страницам или даже целым историям. Ребенок начет реагировать на ваше чтение, хватая книги и издавая звуки, а в один год начнет переворачивать страницы (с вашей помощью), гладить их, указывать на объекты на странице или повторять ваши звуки.

Когда и как читать

Самый большой плюс в чтении вслух в том, что вы не должны обладать специальными навыками, и вам не потребуются дополнительные предметы: только вы, ваш ребенок и книги. Почитайте вслух в течение нескольких минут за один раз, но делайте это часто. Не старайтесь прочитать всю историю/книгу за раз, обращайте внимание на страницы, которые нравятся вам и вашему ребенку.

Попробуйте выделить время, чтобы читать каждый день: например, перед обеденным сном и на ночь. В дополнение к удовольствию от взаимных объятий перед сном вы устанавливаете определенный режим. Это поможет успокоить ребенка и даст ему представление о том, когда наступает время сна.

Также хорошо выбрать время для чтения в течение дня, когда ваш ребенок сухой, сытый и бодрый. Книги также пригодятся во время ожидания, поэтому всегда имейте книгу под рукой (в детской сумке), чтобы заполнить время в очереди ко врачу или в продуктовом магазине. Дополнительные советы

1. Объятия во время чтения помогают вашему ребенку чувствовать себя в безопасности, ощущать теплоту и связь с вами.

2. Читайте с выражением, изменяйте тембр голоса, где это уместно, или читайте разными голосами за разных героев.

3. Не следуйте тексту буквально. Делайте паузы, задавайте вопросы, вставляйте комментарии к картинкам или тексту («Где кошечка? Вот она! Какой милый черный котенок!»). Ваш ребенок не сможет ответить, но закладывается основа на будущее.

4. Пойте детские песенки, издавайте смешные звуки животных или подкидывайте ребенка на коленях: делайте все, чтобы чтение представлялось веселым занятием.

5. Дети учатся через повторение, поэтому не бойтесь читать одни и те же книги снова и снова. Делайте это с одинаковым выражением каждый раз, как если бы вы пели знакомую песню.

6. Когда ребенок становится старше, поощряйте его трогать настольные, тканевые или книги из бумаги на виниловой основе. Конечно, вы не хотите, чтобы ребенок жевал страницы, но пробуя их, ваш ребенок познает мир, и он поймет, что книги несъедобны!

7. Обращайте внимание, что читаете.

8. Книги для детей должны содержать простой, повторяющийся текст и четкие картинки. В течение первых нескольких меся цев жизни ваш ребенок просто любит слушать ваш голос, так что вы можете читать что угодно, особенно текст с подчеркнутым ритмом и рифмованный. Так как ребенок заинтересован в рассматривании предметов, выбирайте книги с картинками, а не с однотонным фоном.

9. Как только ребенок научится хватать, вы можете читать виниловые или тканевые красочные книги с рожицами и фигурами. Когда ваш ребенок начинает реагировать на содержание книг, добавьте настольные издания с фотографиями детей или знакомых предметов, например игрушек. Когда ваш ребенок начинает сидеть в ванне или есть руками, найдите простые истории о повседневных занятиях. Когда ваш ребенок начинает говорить, выбирайте книги, которые стимулируют детей повторять простые слова или фразы.

10. Книги с зеркальной поверхностью и различной текстурой (мнущиеся, мягкие, шершавые) так же отлично подходят для этой возрастной группы. Уместны и книжки-раскладушки, которые можно устанавливать или располагать под наклоном, или книги с откидными элементами, которые станут сюрпризом. Настольные книги легко перелистывать, а виниловые или тканевые книги можно брать с собой везде, даже в ванну. Дети любого возраста любят рассматривать фотографии людей, которых они знают и любят. И у каждого ребенка должны быть книги с детскими стишками и песенками!

11. Наилучший способ определить, что ваш малыш достаточно подрос, чтобы читать, — разложить книги по дому. Когда ребенок самостоятельно сможет доползти до корзины игрушек и выбрать одну из них, убедитесь, что внутри будут и книги.

со и

(О и о

о

о

2£ <

5

а.

<

в к

и

ш т

а.

ч

ш

191

£

<

2 ш

г

а л а

и

р

е т а

г

12. В дополнение к книгам, которые есть дома, вы можете брать книги из библиотеки. Не забудьте выбрать книгу и для себя. Читая с удовольствием, вы подаете лучший пример для подражания. В течение первых недель жизни ребенка кажется, что он только ест, спит, плачет и пачкает пеленки. Но на самом деле все чувства функционируют, пока ваш ребенок впитывает образы, звуки и запахи этого нового мира. Трудно понять, что чувствует новорожденный, но если вы обратите внимание на реакцию ребенка на свет, шум и прикосновения, вы сможете отследить проявление чувств.

Участие других органов чувств Зрение

Новорожденный лучше всего видит на расстоянии 20-30 см от себя и может сфокусировать зрение, только глядя из рук мамы или папы. Он может видеть и дальше, но ему труднее сосредоточиться на удаленных объектах. Новорожденные очень чувствительны к яркому свету и предпочтительнее открывают глаза при неярком освещении.

Не считая лиц окружающих, яркие цвета, контрастные узоры и движущиеся предметы наиболее интересны ребенку. Черно-белые картинки или игрушки будут привлекать и удерживать интерес вашего ребенка гораздо дольше, чем разноцветные объекты или рисунки. Даже простой карандашный рисунок двух глаз, носа и рта может привлечь внимание младенца, если находится в пределах видимости.

Ваш ребенок, когда спокоен и бодр, должен быть в состоянии следить за медленным движением вашего лица или интересующего его объекта.

Хотя зрение вашего ребенка функционирует, оно еще не окрепло, и ему сложно фокусироваться на удаленных предметах. Может показаться, что его глаза косят или «разбегаются»: это нормально, глазные мышцы укрепятся в течение нескольких месяцев.

Меняйте окружение. Внедряйте новые объекты, чтобы обеспечить интерес, но не переусердствуйте. И не забывайте перемещать ребенка в течение дня, чтобы обеспечить необходимую смену обстановки.

Слух

Большинство новорожденных проходят проверку слуха до выписки из больницы (в большинстве стран это обязательно). Если ваш ребенок не проходил проверку, родился дома или в перинатальном центре, важно пройти проверку слуха в течение первого месяца жизни. Проверка слуха позволяет поставить диагноз большинству глухих с рождения детей.

Генетическая предрасположенность, инфекции, травмы и повышенный уровень шума могут привести к проблемам слуха, поэтому важно проверять слух детей регулярно. Даже если ваш ребенок прошел проверку слуха при рождении, поговорите с врачом, если у вас возникли вопросы или какие-либо подозрения по этому поводу.

Новорожденный слышит звуки еще в утробе матери: ее сердцебиение, звуки пищеварительной системы, и даже внешние голоса членов семьи являются частью мира младенца еще до рождения.

После рождения звуки внешнего мира кажутся громкими и резкими. Ваш ребенок может испугаться неожиданного лая собаки и успокоиться, слушая легкое жужжание сушилки одежды или гул пылесоса.

Попробуйте обратить внимание на то, как новорожденный реагирует на ваш голос. Человеческие голоса,

особенно мамы и папы, являются любимой «музыкой» для ребенка. Для него они ассоциируются с едой, теплом и прикосновениями. Если ваш ребенок плачет в кроватке, посмотрите, как быстро ваш приближающийся голос успокаивает его. Обратите внимание, насколько внимательно ребенок слушает, когда вы говорите с нежными интонациями.

Ваш ребенок еще не координирует слух и зрение, но, даже смотря «в никуда», он, вероятно, обращает особое внимание на ваш голос.

Вкус и обоняние

Вкус и обоняние — два наиболее тесно связанных чувства. Исследования показывают, что новорожденные предпочитают сладкие вкусы. Ребенок выберет бутылочку с подслащенной водой и отвернется или будет плакать, если попробует что-то горькое или кислое. Точно так же новорожденные реагируют на запахи: они отвернутся от неприятных запахов.

Хотя сладкое предпочтительнее, вкусовые пристрастия будут формироваться в течение первого года жизни. В этот период грудное молоко или смесь удовлетворят потребности вашего малыша полностью!

Осязание

Как и для большинства людей, прикосновения чрезвычайно важны для новорожденного. Через прикосновение младенцы познают окружающий мир. Сначала ваш ребенок стремится к комфорту. После тепла и обволакивающей жидкости младенцы впервые сталкиваются с ощущением холода, твердости или жесткости швов изнанки одежды.

Дети ждут от родителей утешительных объятий и любящих ласк, мягких прикосновений шелковистого одеяла. Каждое прикосновение знакомит ребенка с жизнью: подарите ему много нежных поцелуев, и ваш ребенок поверит, что мир — это прекрасное место!

Стоит ли беспокоиться?

Если вы хотите удостовериться, что у вашего ребенка хорошо развиты чувства, вы можете провести самостоятельно несколько простых тестов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Когда ваш ребенок спокоен и бодр, и нет других отвлекающих факторов, концентрируется ли он на вашем лице или любимой игрушке? Следит ли за их движением? Если вам кажется, что глаза ребенка сильно косят, обязательно сообщите об этом врачу. В некоторых случаях может потребоваться медицинская коррекция. Также сообщите врачу, если кажется, что глаза вашего ребенка затуманены или покрыты пленкой, или если они «бегают» при попытке сосредоточиться.

2. Большинство новорожденных пугаются неожиданных громких звуков. Есть и другие способы проверить слух.

• Успокаивается ли ребенок, когда слышит ваш голос?

• Прислушивается к звуку погремушки?

• Реагирует на колыбельные или другую музыку?

• Звуки вне поля видимости привлекают внимание вашего ребенка?

Если у вас есть какие-то сомнения в способности малыша видеть или слышать, поговорите с врачом. При необходимости можно протестировать с использованием сложного оборудования даже новорожденного. Чем раньше потенциальная проблема будет обнаружена, тем проще с ней справиться.

Под ред. Мэри Л. Гэвин, MD. Сентябрь 2011

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.