Научная статья на тему 'Новые сведения о домашнем чтении: влияние окружающей обстановки на активацию специфических отделов мозга, отвечающих за врожденную (природную) грамотность'

Новые сведения о домашнем чтении: влияние окружающей обстановки на активацию специфических отделов мозга, отвечающих за врожденную (природную) грамотность Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые сведения о домашнем чтении: влияние окружающей обстановки на активацию специфических отделов мозга, отвечающих за врожденную (природную) грамотность»

Список рекомендуемой литературы

1. Updated guidance for palivizumab prophylaxis among infants and young children at increased risk of hospitalization for respiratory syncytial virus infection. Pediatrics. 2014;134(2):e620-38.

2. Ralston SL, et al. Clinical practice guideline: the diagnosis, management, and prevention of bronchiolitis. Pediatrics. 2014;134(5):e1474-502.

3. American Academy of Pediatrics Committee on Infectious Diseases and Committee of Fetus and Newborn. Prevention of respiratory syncytial virus infections: indications for the use of palivizu-mab and update on the use of RSV-IGIV. Pediatrics. 1998;102:1211-1216.

4. The Impact-RSV Study Group: Palivizumab, a Humanized Respiratory Syncytial Virus Monoclonal Antibody, Reduces Hospitali-zation From Respiratory Syncytial Virus Infection in High-risk Infants. Pediatrics. 1998;102:531-7.

5. Feltes TL, et al. Palivizumab Congenital Heart Disease Study: RSV Hospitalization Rates. J Pediatr. 2003; 143(4):532-40.

6. Committee on Infectious Diseases. From the American Academy of Pediatrics: Policy state-ments — Modified recommendations for use ofpalivizumab for prevention of respiratory syncytial virus infections. Pediatrics. 2009;124(6):1694-701.

7. Hall CB, Weinberg GA, Blumkin AK, Edwards KM, Staat MA, Schultz AF, Poehling KA, Szilagyi PG, Griffin MR, Williams JV, Zhu Y, Grijalva CG, Prill MM, Iwane MK. Respiratory syncytial virus-asso-ciated hospitalizations among children less than 24 months of age. Pediatrics. 2013;132(2):e341-8.

8. Byington CL, Wilkes J, Sheng X, Korgenski K. Respiratory syncytial virus associated mortality in hospitalized United States infants and children less than 2 years of age. Presented at the Pediatric Academic Societies Annual Meeting; May 4-7, 2013; Washington, DC. Abstract 2915.181.

9. Blanken MO, Rovers MM, Molenaar JM, Winkler-Seinstra PL, Meijer A, Kimpen JL, Bont L. Dutch RSV Neonatal Network. Respiratory syncytial virus and

recurrent wheeze in healthy preterm infants. N Engl J Med. 2013;368:1791-9.

10. Yoshihara S, Kusuda S, Mochizuki H, Okada K, Nishima S, Sim es EA. C-CREW Investigators. Effect of palivizumab prophylaxis on subsequent recurrent wheezing in preterm infants. Pediatrics. 2013;132(5):811-8.

11. Rietveld E, Steyerberg EW, Polder JJ, Veeze HJ, Vergouwe Y, Huysman MW, de Groot R, Moll HA. Passive immunisation against respiratory syncytial virus: a cost-effectiveness analysis. Arch Dis Child. 2010;95:493-8.

12. H. Cody Meissner, David W. Kimberlin. RSV Immunopro-phylaxis: Does the Benefit Justify the Cost? Pediatrics. 2013;132:915-8.

13. Andabaka T, Nickerson JW, Rojas-Reyes MX, Rueda JD, Bacic Vrca V, Barsic B. Monoclonal an-tibody for reducing the risk of respiratory syncytial virus infection in children. Cochrane Database Syst Rev. 2013;30(4):CD006602.

14. Prais D, Danino D, Schonfeld T, Amir J. Impact of palivizumab on admission to the ICU for respi-ratory syncytial virus bronchiolitis: a national survey. Chest. 2005;128(4):2765-71.

15. Kugelman A, Colin AA. Late Preterm Infants: Near Term But Still in a Critical Developmental Time Period. Pediatrics. 2013;132(4):741-51.

16. Greenberg D, Dagan R, Shany E, Bar-Ziv J, Givon-Lavi N. Increased risk for respiratory syncytial virus-associated, community-acquired alveolar pneumonia in infants born at 31-36 weeks of gestation. Pediatr Infect Dis J. 2014;33:381-6.

17. Adam D, et al. Prospective observational study of PICU hospitalizations due to RSV related bron-chiolitis in 2008-2012. Presented at HIPAP conference, Tel Aviv, 2012.

18. Joseph L, et al. Rates of hospitalization for RSV bronchiolitis for all degrees of prematurity in a single medical Center (Shaare-Zedek). Presented at HIPAK conference, Tel Aviv, 2014.

19. Boyce TG, Mellen BG, Mitchel EF Jr, Wright PF, Griffin MR. Rates of hospitalization for respiratory syncytial virus infection among children in Medicaid. J Pediatr. 2000;137:865-70.

НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОМАШНЕМ ЧТЕНИИ: ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ НА АКТИВАЦИЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОТДЕЛОВ МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА ВРОЖДЕННУЮ (ПРИРОДНУЮ) ГРАМОТНОСТЬ

Джорджио Тамбурлини

Центр здоровья ребенка, Программа «Рожденный читать», Триест, Италия

со и

(О и о

CN

О

о

sc <

о.

<

в о:

и ш т

S

о.

S

Ч ш

189

Грамотность — это возможность использовать письменную информацию для расширения и обмена знаниями, чтобы оптимально функционировать в обществе. Приобретение грамотности предполагает сложное взаи-

модействие генетических, нейробиологических и экологических факторов, из которых только последний непосредственно изменяемый [1]. Природная грамотность определяется как навыки, знания и установки, обеспе-

£

<

(О IL

£ ш

2

Я ^

га s а

V н га 2

чивающие чтение и письмо, развиваемые с младенчества, когда в основном родители являются первыми учителями ребенка. Познавательно-конструктивная домашняя обстановка, особенно до поступления в школу, обеспечивает прочную основу для развития этого навыка. Совместное чтение родителя с ребенком заставляет обе стороны использовать большее количество слов, чем в повседневном разговоре. К сожалению, это нехарактерно для семей с низким социально-экономическим статусом [2, 3]. Совместное чтение считается «одним из важнейших видов деятельности для развития навыков, необходимых для конечного успеха в чтении» [4], объясняющее многообразие языка. Совместное чтение родителя с ребенком рекомендуется несколькими мировыми педиатрическими ассоциациями с младенчества с целью когнитивного развития.

Хотя совместное чтение было рассмотрено в поведенческих и интервенционных исследованиях как способ улучшения устной речи и использования печатной продукции, воздействия на мозг, поддающиеся количественной оценке, ранее не изучались. Хаттон и др. [5] обнаружили воздействие совместного чтения на активацию областей мозга, отвечающих за мысленные образы и восприятие повествования. Для проведения длительного исследования нормального развития мозга было отобрано 19 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Исследование проводилось методом функциональной магнитно-резонансной томографии (в зависимости от уровня кислорода в крови). Детям предлагали задания на прослушивание соответствующей возрасту истории, где повествование чередуется со звуками. Наивысшее воздействие чтения (вычислялось с использованием утвержденной шкалы StimQ-P Reading Subscale Score, измеряющей частоту чтения и количество и разнообразие детских книг, доступных в домашних условиях с учетом дохода семьи) было четко связано (р < 0,05, скорректировано) с нейронной активацией в левосторонней теменно-височно-затылочной ассоциативной зоне коры головного мозга, отвечающей за обработку семантики языка. Следует подчеркнуть, что у этих детей (из них 7 из семей с низким доходом) в среднем более ста детских книг в домашней библиотеке.

Исследование впервые показало связь между окружающей обстановкой при внеклассном чтении и активацией специфических областей мозга, отвечающих за природную грамотность в младшей возрастной категории, и обеспечило нейробиологическое подтверждение преимуществ домашнего чтения. Результаты данного исследования оказали дополнительную поддержку таким программам, как «Выбери и читай» (Reach Out and Read) в США, «Первая книга» (Book start) в Великобритании и «Рожденный читать» (Natiper Leggere) в Италии, когда педиатр и другие специалисты по уходу за детьми рекомендуют родителям читать своим детям с первого года жизни. Эти программы направлены на максимизацию взаимодействия пары воспитатель-ребенок через диалогическое чтение, где ребенка подталкивают применять и использовать широкий спектр языка [6].

Список литературы

1. National Research Council and Institute of Medicine. From neurons to neighborhoods: the science of early childhood development. Committee on Integrating the Science of Early Childhood Deve-lopment. In Shonkoff JP Phillips DA, editors. Washington, DC: National Academy Press, 2000.

2. High PC, Klass P. Literacy promotion: an essential component of primary care pediatric practice. Pediatrics. 2014;134:404-9.

3. Karrass J, Braungart-Rieker JM. Effects of shared parent-infant book reading on early language ac-quisition. J Appl Dev Psychol. 2005;26:133-48.

4. Storch SA, Whitehurst GJ. The role of family and home in the literacy development of children from low-income backgrounds. New Dir Child Adolesc Dev. 2001; 92:53-72.

5. Hutton JS, Horowitz-Kraus T, Mendelsohn AL, De-Witt T, Holland SK, the C-MIND Authorship Consor-tium. Listening to Stories. Home Reading Environment and Brain Activation in Preschool Children. Pediatrics. 2015 Sep; 136(3):466-478. doi: 10.1542/peds.2015-0359.

6. Needlman R, Silverstein M. Pediatric interventions to support reading aloud: how good is the evidence? J Dev Behav Pediatr. 2004;25(5):352-363.

190

СОДЕЙСТВУЯ ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ, ПЕДИАТРЫ ДОБАВИЛИ ЧТЕНИЕ В СПИСОК ПУНКТОВ КОНТРОЛЬНОГО ПРОВЕРОЧНОГО ЛИСТА

Крупнейшая в стране ассоциация педиатров официально призывает родителей читать своим детям вслух ежедневно с младенчества. ААР отмечает, что чтение стимулирует раннее развитие мозга и помогает освоить ключевые языковые (грамотность) и социальные навыки.

Вы можете сомневаться в преимуществах чтения маленьким детям, ведь младенцы не поймут то, что вы делаете, или почему вы это делаете. Однако, вы же не будет ждать, пока ваш ребенок научится понимать речь, чтобы начать разговоривать с ним? Вы будете петь

колыбельные, несмотря на то, что ваш ребенок не может пока различать мелодии; будете предлагать ему игрушки, не дожидаясь пока он сможет взять погремушку самостоятельно.

Чтение вслух вашему ребенку — прекрасный вид совместной деятельности, который может объединять вас долгие годы. Чтение вслух:

• учит ребенка навыкам коммуникации;

• вводит такие понятия, как числа, буквы, цвет и форма;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.