УДК 327.56(569.4) "1987/2013"+329.3:28(569.4) "1987/2013"
ПОЗИЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАМАС В ОТНОШЕНИИ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА (1987-2013 ГГ.)
А.А. МОСКАЛЕНКО (Белорусский государственный университет, Минск)
Представлен анализ позиции движения исламского сопротивления (ХАМАС) в отношении Государства Израиль и попытке урегулирования палестино-израильского конфликта в 1987-2013 годах. Выделены этапы в развитии позиции Движения ХАМАС по данным вопросам, также охарактеризована степень поддержки и признание про-хамассовского правительства в Секторе Газа со стороны арабских государств. Показано, как изменилась позиция ХАМАС в отношении возможности урегулирования конфликта с Государством Израиль в период «арабской весны».
Движение исламского сопротивления (ХАМАС) было сформировано в декабре 1987 года в период первой интифады - палестинского восстания на территориях Западного берега реки Иордан и Сектора Газа. На первоначальном этапе своего развития Движение ХАМАС придерживалось строгой позиции по отношению к Государству Израиль, категорически отрицая его право на существование. Однако в начале 2000-х годов лидеры ХАМАС стали высказываться о возможности начать переговоры с Государством Израиль на определенных условиях. Такие изменения были продиктованы тем, что в этот период Движение ХАМАС предприняло попытку стать действующей политической силой на самоуправляемых палестинских территориях Западного берега и Сектора Газа. Перед выборами в палестинский Совет, состоявшимися в январе 2006 года, при поддержке ХАМАС была создана политическая партия «Изменения и реформа», которой удалось одержать победу, получив около 44 % голосов избирателей. После выборов двум крупнейшим палестинским политическим силам - партии «Изменение и реформа» (ХАМАС) и ФАТХ/ООП - пришлось формировать коалиционное правительство, что было весьма затруднительно, в силу различий в политических платформах этих двух движений (ФАТХ/ООП - светская палестинская организация), а также длительной монополии ФАТХ/ООП в руководстве Палестинской национальной администрации (ПНА). Затяжной правительственный кризис в Палестине привел к совершению в июне 2007 года Движением ХАМАС вооруженного переворота в Секторе Газа, окончательно расколов Палестину на два анклава: Западный берег под руководством ФАТХ/ООП и Сектор Газа во главе с правительством ХАМАС, - находящихся в конфронтации друг с другом. В настоящее время ХАМАС представляет собой довольно влиятельное палестинское политическое движение, осуществляющее военный и административный контроль над Сектором Газа, мнение которого нельзя игнорировать при любых попытках урегулирования палестино-израильского конфликта. Возобновление палестино-израильского диалога при международном посредничестве в 2013 году сделало эту проблему еще более актуальной.
Цель данной работы - проследить эволюцию позиции Движения исламского сопротивления (ХАМАС) в отношении Государства Израиль и возможности урегулирования палестино-израильского конфликта в 1987-2013 годах. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) выделить этапы в развитии позиции Движения ХАМАС по данным вопросам; 2) охарактеризовать степень поддержки и признания Движения ХАМАС и правительства в Секторе Газа, оказываемых арабскими странами; 3) проанализировать позицию ХАМАС в отношении возможности урегулировании конфликта с Израилем в период так называемой «арабской весны» и политических изменений, произошедших в арабском мире после 2011 года.
Источниками исследования послужили официальные программные документы Движения ХАМАС -Хартия Движения ХАМАС (1988 г.) [19] и предвыборная политическая программа блока «Изменение и реформа» (2006 г.) [24], соглашения, подписанные между ООП и ХАМАС в 2007, 2011 и 2012 годах, заявления руководства и активистов ХАМАС, опубликованные на официальном сайте Движения, а также в периодических изданиях «Аль-Ахрам», «Аш-Шарк Аль-Аусат».
В эволюции политической платформы и деятельности Движения ХАМАС можно выделить четыре этапа: 1) период формирования ХАМАС (1987-1993 гг.); 2) период «мирного процесса» и формирования палестинских органов самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа (1993-2000 гг.); 3) период так называмой «второй интифады» и кризиса в палестино-израильском переговорном процессе (2000-2006 гг.); 4) период внутрипалестинского конфликта (2007-2013 гг.).
Первый этап (1987-1993 гг.) - период формирования ХАМАС. Движение исламского сопротивления, как указывалось выше, зародилось в период первой интифады в декабре 1987 года. В отличие от светской организации ФАТХ/ООП, ХАМАС представлял собой движение исламского толка. В Хартии 1988 года Движение четко заявило об исламской направленности: «Национализм, с точки зрения Исламского движения сопротивления, - это часть религиозного учения» (пункт 12)» [19]. Движение ХАМАС также четко заявило о невозможности разрешения палестинского вопроса посредством созыва международной конференции: «Инициативы, или так называемые мирные решения и мирные конференции, находятся в противоречии с принципами Движение исламского сопротивления. Злоупотребление какой-либо части Палестины - это злоупотребление, направленное против обязанности религии. Национализм Движения исламского сопротивления является частью его религии» (пункт 13) [19]. Согласно Хартии ХАМАС, единственный способ решения палестинской проблемы - это джихад: «Палестинский вопрос можно разрешить только посредством джихада. Инициативы, предложения и международные конференции - это напрасная трата времени и усилий» (пункт 13) [19].
Таким образом, в период своего формирования Движение ХАМАС сразу же заявило о невозможности признания Государства Израиль и разрешения конфликта путем переговоров. Соответственно, лидеры ХАМАС не признали первое соглашение, подписанное руководством ООП и Правительством Государства Израиль в 1993 году. В 1991 году под воздействием начавшегося переговорного процесса палестинское восстание «интифада» пошла на спад, однако в этом же году в ХАМАС было создано военное крыло - Бригады Изза ад-Дина ал-Кассама, которое впервые совершило террористический акт против гражданина Государства Израиль в поселении Сектора Газа в декабре 1991 года [18, с. 37].
Второй этап (1993-2000 гг.) - период «мирного процесса»: двусторонних переговоров между Правительством Израиля и руководством ООП. Запуск мирного процесса выдвинул ООП в авангард политической элиты как внутри Палестины, так и на международной арене. Как отмечает Бернд Шох, ХАМАС критиковал мирный процесс с самого начала, так как, во-первых, постепенно про ХАМАС начали забывать; и, во-вторых, мировое сообщество считало ООП единственным представителем палестинского народа [16, с. 48]. Ответом ХАМАС на мирный процесс были террористические акты, что ухудшало отношения между ФАТХ/ООП и руководством Израиля.
Между ООП и Государством Израиль 4 мая 1994 года было подписано Соглашение по Сектору Газа и району Иерихона, предусматривающее вывод израильских войск из указанных районов. Успех мирного процесса и подписание соглашения позволило руководству ООП, находившемуся в Тунисе, вернуться на родину. Предварительная передача властных полномочий палестинским промежуточным органам самоуправления состоялась летом 1994 года, а первые палестинские выборы в Совет (законодательный орган) прошли в январе 1996 года. В этот период ХАМАС продолжал придерживаться жесткой позиции по отношению к Государству Израиль, лидеры Движения категорически не признавали соглашения, заключенные в рамках мирного процесса. ХАМАС бойкотировал выборы в Совет в 1996 году, выступая политическим оппонентом Я. Арафата и руководимой им фракции ФАТХ, а также противником всех подписанных соглашений.
В этот период заявления, сделанные лидерами ХАМАС, были в поддержку вооруженных методов борьбы с Государством Израиль с целью полного освобождения Палестины. Один из основателей Движения ХАМАС Махмуд аз-Заххар, в частности, заявлял, что «джихад (священная война) может быть временно прервана, но от нее нельзя отказываться, пока Израиль не будет разрушен». Он также подчеркивал, что «поддерживает новые террористические акты против Израиля» [16, с. 43]. Духовный лидер ХАМАС Шейх Ахмед Ясин заявлял, что ХАМАС «прекратит теракты, если Израиль полностью выведет войска из Западного берега и Сектора Газа» [16, с. 119]. Абу Марзук - заместитель Председателя политбюро ХАМАС - говорил о возможности заключения перемирия с Государством Израиль при соблюдении последним четырех условий: 1) безоговорочного вывода израильских войск с Западного берега, Восточного Иерусалима и Сектора Газа; 2) демонтажа поселений на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и Секторе Газа; 3) выплаты компенсаций палестинцам за их потери и преследования в результате оккупации; 4) проведения «свободных общих легитимных выборов для палестинцев дома и за границей, чтобы избрать подлинного лидера и представителя палестинцев». По мнению лидеров ХАМАС, «только избранный лидер будет уполномочен выражать волю палестинского народа» [16, с. 8-9].
Таким образом, в конце 1990-х годов Движение ХАМАС окончательно оформилось как противник политики, проводимой руководителями ФАТХ/ООП. ХАМАС не изменил жесткой позиции в отношении Государства Израиль, заявляя о невозможности урегулирования палестино-израильского конфликта путем переговоров и прекращения вооруженной борьбы.
Третий этап (2000-2006 гг.) - период «второй интифады» и обострения конфронтации между ООП и Государством Израиль. События начала 2000-х годов - срыв переговоров между Израилем и ООП, а
также подъем палестинского восстания и активизация террористической деятельности - положительно сказались на положении ХАМАС. Во-первых, основной соперник Движения ХАМАС - ООП - потерпел поражение в своей попытке урегулировать палестино-израильский конфликт путем прямых переговоров. В этот период руководство ООП стало объектом критики как внутри Палестины, так и на международной арене. Во-вторых, в период «второй интифады» Государством Израиль было принято решение о реализации политики «размежевания». В рамках этой политики в августе 2005 года израильские поселения и военные объекты были полностью выведены из Сектора Газа, что руководство ХАМАС представило как «преимущество силовых методов борьбы». В-третьих, в этот период Движение ХАМАС стало популярным среди палестинского населения, делая акцент на проведение социально ориентированной политики, подчеркивая неэффективность проводившегося руководством ПНА курса на переговоры с Израилем и по-прежнему не отрицая преимуществ силовых методов борьбы. Эти факторы помогли партии «Изменение и реформа», созданной при поддержке ХАМАС, одержать победу на вторых палестинских выборах в Совет, организованных в январе 2006 года.
Вплоть до предвыборной кампании 2006 года лидеры ХАМАС отрицали какую-либо возможность мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. Так, в 2002 году ХАМАС не признал Бейрутскую мирную инициативу, принятую на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), в которой арабские страны выразили общее согласие признать Государство Израиль при соблюдении определенных условий. В марте 2004 года незадолго до своей смерти Шейх Ахмед Ясин направил письмо на саммит арабских государств в Тунисе. В этом послании духовный лидер ХАМАС подтвердил позицию Движения относительно палестино-израильского конфликта, зафиксированную в Хартии 1988 года. Он отметил, во-первых, что «Палестина - это арабская исламская земля»; во-вторых, что «джихад - это легитимное право каждого палестинца, обязанность каждого араба, мужчины и женщины»; в-третьих, духовный лидер ХАМАС призвал арабские страны «прекратить какую-либо нормализацию отношений [с Государством Израиль], закрыть [его] посольства, офисы» [20].
Однако в период предвыборной агитации позиция про-хамасовского блока «Изменение и реформа» была несколько скорректирована. Политическая программа этого блока имела некоторые сходства с Хартией Движения ХАМАС 1988 года. Так, выявлены совпадения следующих положений двух программных документов: 1) создание палестинского государства со столицей в Иерусалиме (пункт 1); 2) подтверждение права беженцев на возвращение (пункт 2); 3) признание сопротивления во всех формах правом палестинцев (пункт 4). Корректировка позиции ХАМАС в 2006 году заключалась в том, что новое правительство готово было сотрудничать с международным сообществом и международными соглашениями и резолюциями по палестинскому вопросу: Движение обязалось «взаимодействовать с международным сообществом по вопросам прекращения оккупации, демонтажу поселений и полному выводу войск с территории, оккупированной в 1967 году, включая Иерусалим, а также по достижению стабильности и спокойствия во время этого периода» (пункт 5); «работать с подписанными соглашениями, с самым высоким чувством ответственности, руководствуясь обязательством защищать интересы, права и принципы палестинского народа» (пункт 9); «работать с международными резолюциями и постановлениями так, чтобы защитить права палестинского народа» (пункт 10) [24].
Исмаил Ханийя как лидер блока «Изменение и реформа» и новоизбранный премьер-министр ПНА после победы на выборах был вынужден выработать линию поведения нового правительства по отношению к Государству Израиль. Став частью официальной власти, политическому блоку «Изменение и реформа» пришлось выстраивать новую линию поведения в отношении переговоров и заключения мирного соглашения с израильским руководством. С одной стороны, про-хамассовское правительство заявило о готовности возобновить переговоры на основании международных резолюций и при посредничестве международного сообщества или арабского мира. На первоначальном этапе новое палестинское правительство четко обозначило границу будущего Палестинского государство как государство в границах 1967 года. Однако, с другой стороны, новоизбранное правительство оставило за собой право на сопротивление, в том числе вооруженное.
Что касается признания нового палестинского правительства со стороны арабского мира, то в период с февраля по март 2006 года многие арабские государства признали итоги палестинских выборов и выразили поддержку правительству Исмаила Ханийи. В конце марта 2006 года на 18 саммите ЛАГ в Хартуме главы арабских стран призвали международное сообщество признать волеизъявление палестинского народа. Однако стоит отметить, что на 18 саммите отсутствовали 8 из 18 глав арабских государств: король Саудовской Аравии Абдалла бен Абд аль-Азиз, президент Египта Хосни Мубарак, король Бахрейна Шейх Хамад бен Аиса Аль Халифа, президент ОАЭ Шейх Халифа бен Зийяд Аль Нихьян, президент Ирака Джалял Талабани, президент Туниса Зин аль-Аайадин бен Али, Султан Омана Кабус бен Сааид, король Марокко Мухаммад IV, король Иордании Абдалла II. Главы государств не пояснили при-
чины своего отсутствия. Как отметил бывший министр иностранных дел Египта, бывший генеральный секретарь ЛАГ доктор Асмат Абдель Маджид, «проблема отсутствия некоторых арабских лидеров на саммите появилась из-за такого мнения, что иногда местные проблемы можно изменить без участия важного арабского политического собрания» [13].
Также стоит отметить, что палестинская делегация не включала в себя про-хамассовских представителей. Палестина была представлена президентом ПНА Махмудом Аббасом, министром иностранных дел Насером аль-Кадва и председателем политического отдела ООП Фаруком аль-Каддуми. Как отметил один дипломат из Каира, ХАМАС надеялся принять участие в саммите, однако этого не хотели ни Абу Мазен, ни движение ФАТХ, ни правительства арабских стран [13]. На саммите президент Судана О. Аль-Башир высказался о так называемых «трех нет», которые обозначают «нет» какому-либо отрицанию демократического выбора палестинского народа, «нет» наказанию, наложенному на палестинцев, «нет» размышлениям израильского правительства о нарушении уже подписанных соглашений [5].
Относительно арабо-израильского конфликта главы арабских стран подтвердили свою позицию, которая заключается в том, что арабские государства поддерживают «осуществление справедливого и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке» на основании арабской мирной инициативы, которая была принята в 2002 году в Бейруте [4].
Таким образом, новое палестинское правительство формально было признано на саммите ЛАГ. Признание правительства Исмаила Ханийи - это попытка включения нового палестинского правительства в общеарабскую стратегию поведения в отношении арабо-израильского конфликта и построения мира на Ближнем Востоке. Однако уже в выступлении на телевидении 17 декабря 2006 года премьер-министр ПНА Исмаиль Ханийя высказал двоякую позицию относительно конфликта с Государством Израиль. С одной стороны, он поддержал идею продолжения борьбы против израильской оккупации: «Мы жили и всегда знали, что палестинская кровь драгоценна, и что она может проливаться только в хорошо известных местах, в частности, в защиту нашей земли, людей и святынь. Эта цена эмансипации от оккупации и ради восстановления прав, включая право беженцев на возвращение на их земли и в их дома» [23, с. 239]. С другой стороны, новоизбранный премьер-министр подтвердил готовность нового правительства идти на корректировку своих взглядов: «Если Израиль согласится принять арабскую мирную инициативу, то у нас не будет проблем. Мы часть арабской нации, мы в арабском окружении. Мы сказали, если инициатива говорит о государстве в границах 1967 года, то все лидеры ХАМАС и правительство согласятся с арабскими братьями. Давайте у нас будет государство в границах 1967 года. Есть недостаток в инициативе по сравнению с нашим политическим видением. Это связано с его положениями, но мы сказали: пускай Израиль первый примет ее, и у нас не будет проблем с нашими арабскими братьями по поводу этого вопроса» [23, с. 244].
Таким образом, победа про-хамассовской партии «Изменение и реформа» привела к корректировке позиции Движения по отношению к урегулированию палестино-израильского конфликта. С одной стороны, лидеры Движения высказались о поддержке мирной арабской инициативы 2002 года, несмотря на некоторое ее «несоответствие» официальной позиции ХАМАС. В этот период лидеры ХАМАС выдвигали четкие требования, на основании которых они могут начать переговоры с Государством Израиль. С другой стороны, Движение оставило за собой право на вооруженное сопротивление - применение силового метода борьбы.
Четвертый этап (2007-2013 гг.) - период внутрипалестинского конфликта. Данный этап в развитии политической платформы Движения ХАМАС характеризуется двумя особенностями. Во-первых, это период внутреннего конфликта между ПНА на Западном берегу реки Иордан и правительством ХАМАС в Секторе Газа. «Внутрипалестинский диалог» и национальное примирение, предусматривающее создание в Палестине нового коалиционного правительства, стали одним из важных компонентов в решении палестинской проблемы. Во-вторых, военные акции в Секторе Газа и невозможность возобновления палестино-израильского диалога привели к обострению отношений между Израилем и палестинским руководством.
Вооруженный переворот, совершенный боевыми подразделениями ХАМАС в Секторе Газа в июне 2007 года, обострил отношения ХАМАС с ФАТХ/ООП, что привело к расколу Палестины на две самоуправляемые части: Западный берег во главе с ФАТХ/ООП и Сектор Газа, контролируемый ХАМАС. Вооруженный переворот сказался на отношении арабских стран к Движению ХАМАС. Так, соседние с Сектором Газа арабские страны - Египет и Иордания - опасались того, что вооруженный захват власти в Секторе Газа активизирует их внутреннюю исламскую оппозицию. Что касается стран Залива, то у них вызывала опасения поддержка Движения ХАМАС Ираном. Поэтому поддержка арабскими странами правительства Исмаила Ханийи носила больше риторический характер: арабские страны готовы были сотрудничать с про-хамассовским правительством только в том случае, если оно изменит свою позицию по отношению к урегулированию арабо-израильского конфликта.
После вооруженного переворота отношения между Государством Израиль и ХАМАС ухудшаются. Руководство Израиля ужесточило свою политику в отношении Движения и проводимой им политики в Секторе Газа. В августе 2007 года Израиль ввел экономическую блокаду Сектора, в декабре 2008 - январе 2009 года и в ноябре 2012 года были проведены две крупные антитеррористические операции -«Литой свинец» и «Облачный столб».
Что касается отношений между ФАТХ/ООП и ХАМАС, то переговоры о национальном примирении активно ведутся с 2007 года. Всего было предпринято три попытки выработки соглашения о примирении и создании коалиционного правительства: 8 февраля 2007 года в Мекке, 27 апреля 2011 года в Каире и 6 февраля 2012 года в Дохе. Данные инициативы не увенчались успехом. Однако отметим, что обязательным пунктом данных соглашений о национальном примирении стало согласование позиций ФАТХ/ООП и ХАМАС в отношении признания Государства Израиль и преемственности соглашений, подписанных между Израилем и ООП в предыдущие годы. Таким образом, проблема урегулирования палестино-израильского конфликта в настоящее время является предметом «внутрипалестинского диалога», и позиция Движения ХАМАС в этом вопросе имеет решающее значение.
Так, Мекканское соглашение о примирении, заключенное в 2007 году, содержало нечеткие требования палестинского правительство относительно урегулирования палестино-израильского конфликта: 1) «Правительство подтверждает, что мир и стабильность в регионе зависит от прекращения всех форм оккупации палестинских территорий, демонтаж стены и поселений и прекращения иудаизации Иерусалима и политики присоединения и восстановления прав владельцев»; 2) «Правительство подтверждает, что сопротивление - легитимное право палестинцев, как то гарантирует международные нормы и хартия» [24].
Что касается соглашений между ООП/ФАТХ и ХАМАС, заключенных в Каире в 2011 году и в Дохе в 2012 году, то они не включали в себя отдельный пункт по урегулированию конфликта [22; 23]. Однако в заключительной части соглашения 2012 года представители движений высказались за «палестинское национальное единство для того, чтобы прекратить оккупацию и восстановить права палестинского народа, а также создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме» [22].
Арабские страны всегда принимали активное участие в палестинском вопросе, будь то внутрипа-лестинский конфликт или палестино-израильский конфликт. Политические трансформации в арабском мире (так называемая «арабская весна») в настоящее время не могли не сказаться на палестинском вопросе. Палестинским политическим движениям нужно было выработать позицию в отношении политических изменений в той или иной арабской стране. В отношении первых революций в Тунисе и Египте в начале 2011 года ХАМАС не сделал никаких официальных заявлений. Что касается смены власти в Тунисе, то, как отмечает обозреватель канала «Аль-Джазира» Фирас Абу Галяль, ХАМАС был полностью уверен в том, что падение режима положительно скажется на их [палестинском] интересе, несмотря на будущий режим в стране. Руководители ХАМАС также не сделали никаких публичных заявлений относительно революции в Египте 25 января 2011 года, вопреки недружественным отношениям с режимом Хосни Мубарака [1].
Вместе с тем результаты революции в Египте - отставка Х. Мубарака и приход к власти представителя организации Братьев мусульман Мухаммеда Мурси - положительно сказались на ХАМАС. Движение всегда признавало себя ответвлением этой организации. Как отмечает обозреватель «Аль-Ахрам» Ахмед Элейба, «с тех пор как в прошлом году Мухаммед Мурси из "Братьев-мусульман" был избран президентом, отношения между Египтом и ХАМАС могут быть описаны как "стратегические объятия", поскольку обе группы имеют общее происхождение» [15]. Практически сразу же после революции 2011 года Египет взял на себя роль посредника во внутрипалестинском вопросе: очередное соглашение между ФАТХ/ООП и ХАМАС было подписано 27 апреля 2011 года в Каире. По некоторым данным, после революции 25 января 2011 года в Египте многие активисты и деятели из ХАМАС помогли М. Мурси и организации «Братья-мусульмане» освободить более 20000 заключенных из тюрем Египта [17]. Однако летом 2013 года в Египте произошел военный переворот, а после свержения М. Мурси в Египте прошли антихамассовские выступления: Движение ХАМАС обвиняется в содействии режиму М. Мурси.
Относительно революции в Сирии, которая началась в 2011 году, на первоначальном этапе беспорядков в Сирии руководство движения высказывалось четко о том, что «движение поддерживает политику невмешательства во внутренние дела других арабских стран» [1]. Однако продолжительность военных действий в Сирии вынудило руководство ХАМАС занять определенную позицию, что вызвало раскол внутри Движения: блок во главе с Халедом Машаалем выразил «поддержку сирийского народа в его стремлении получить свои права»; второй лагерь во главе с Махмудом аз-Заххаром поддерживает точку зрения о невмешательстве во внутренние дела Сирии и стремится сохранить отношения со своими основными союзниками - Ираном, «Хизбаллой» и режимом Башара аль-Асада [11]. Однако в 2013 году ХАМАС выступил против военных действий Правительства Сирии и подавления очагов восстания, организованных преимущественно суннитской оппозицией. Руководство ХАМАС разорвало отношения с Сирией, лидер политбюро движения Халед Мащааль переехал в Иорданию [17].
В силу указанных выше внутренних проблем в палестинской администрации и революционных изменений в арабском мире руководство ХАМАС в настоящее время не имеет единой позиции в отношении возможности мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. Так, в воззвании руководства ХАМАС в честь 65-й годовщины Накбы (досл. «катастрофа») от 14 мая 2013 года было сказано, что начинать переговоры с Государством Израиль невозможно без предварительно согласованной единой позиции всех палестинских политических организаций и движений: «Мы призываем Палестинскую власть и братьев из движения ФАТХ прекратить бесполезные переговоры с врагом, подчеркиваем необходимость положить конец разделению и создать единую линию для противостояния планам врагов» [7]. В выступлении 19 октября 2013 года Исмаил Ханийя заявил, что «текущие переговоры проходят в одностороннем порядке, большинство представителей нашего народа, политических движений и течений выступают против, а также они [переговоры] представляют отход от национального единства») [14].
Жестким требованием ХАМАС, предъявляемым Государству Израиль, является признание права палестинских беженцев на возвращение: «Никто не имеет права отказать беженцам в их праве на возвращение в свои города и деревни, из которых они были изгнаны. Это святое и неоспоримое право, которое не может быть решено иначе» [7]. Движение ХАМАС по-прежнему подтверждает право палестинского народа на вооруженное сопротивление: «Приверженность [Движения] всем формам сопротивления, в особенности вооруженного, как единственный стратегический выбор, способный сдержать оккупантов, восстановить права, освободить землю и святыни» [7].
Руководство Движения ХАМАС категорически не принимает идеи «частичного урегулирования» или создания палестинского государства «во временных границах»: «Мы не примем частичное решение, как то переселение, обмен землей и т.д.» [7]; или: «Мы заявляем о нашем категорическом непринятии любого временного соглашения или договора, в котором говорится об уступках по вопросам территории, части наших святынь, какого-либо права нашего народа» [6]. Вместе с тем не ясна позиция Движения ХАМАС относительно готовности признать линию прекращения огня, существовавшую в 1949-1967 годах (до начала так называемой «шестидневной войны» 1967 г.), в качестве границы будущего палестинского государства, поскольку «освобождение всей Палестины» в границах мандатного периода до сих пор является основной задачей и конечной целью «освободительной борьбы» Движения ХАМАС. В воззвании руководства ХАМАС по случаю 65-й годовщины «Накбы» говорилось: «Палестина - это благословенная земля Аллаха от реки до моря, и на ней нет места для оккупантов и захватчиков» [7]. Лидеры ХАМАС постоянно призывают к необходимости консолидации усилий арабского мира в деле разрешения палестинской проблемы: «[Мы] призываем лидеров арабских и исламских стран, Организацию исламского сотрудничества, Лигу арабских государств нести свою историческую ответственность и долг перед Палестиной, Иерусалимом, Аль-Аксой, заключенными, беженцами и принять срочные меры для пресечения преступлений оккупантов против земли [Палестины], [ее] народа и [исламских] святынь» [6].
Таким образом, рассмотренные выше четыре этапа развития политической платформы Движения ХАМАС отражают эволюцию позиции Движения в отношении признания Государства Израиль и урегулирования палестино-израильского конфликта. Первоначально (на протяжении первых двух периодов своего развития) ХАМАС выступал против переговоров с Израилем и отрицал все международные резолюции и соглашения по урегулированию палестинской проблемы. Политические изменения в начале 2000-х годов сделали возможным участие сил, созданных Движением ХАМАС, в конкурентной борьбе за руководящие посты в ПНА. Победа блока «Изменение и реформа» на выборах в Совет в 2006 году заставила руководство Движения ХАМАС несколько скорректировать политическую платформу: руководство ХАМАС выразило готовность признать палестино-израильские соглашения 1990-х годов и продолжить переговоры с Израилем, однако не отказывалось от вооруженных методов борьбы и реализации основной задачи - освобождения всей Палестины от израильской оккупации. Конфликт с руководством ПНА, обострившийся в 2007 году, привел к изоляции ХАМАС и фактическому разделу Палестины на два самоуправляемых анклава. В условиях изоляции Движение ХАМАС вернулось к радикальным позициям. Вместе с тем поиски модели палестинского «национального примирения» (создания коалиционного правительства с участием ХАМАС) и политические изменения в арабских странах (Египте и Сирии), существенно ослабившие положение ХАМАС в регионе, делают возможным смягчение этой радикальной позиции и превращение Движения ХАМАС в политическую силу в Палестине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абу Гиляль, Ф. Хамас ва аль-саурет аль-арабийя. аль-маукиа ва ат-тадааийят (ХАМАС и арабская весна. Позиция и угрозы) / Абу Гиляль // АЦа2еега (22.06.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.aljazeera.net/opinions/pages/6e914d15-9589-4b37-9ad3-6a8fb5051bc3. - Дата доступа: 18.03.2014.
2. Абу Марзук: Керри или кто-либо другой не может лишить палестинских беженцев права на возвращение на родину, откуда они были выгнаны // The Islamic Resistance Movement information office (08.01.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.hamasinfo.net/ar/default.aspx?xyz=U6Qq7k% 2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2bi 1 s71 oU2uccbsEqfFtj s%2fBBhRVpbNS6UIfnEirI%2fddsKgdchNwtEUPY Zlsvy 1 qj QTprDyKhpArRo60PzJXlaYMxFHMdvgLBLwzsTPMVbonPN0fk%3d. - Дата доступа: 03.11.2013.
3. Абу Марзук: ХАМАС понимает, что Движение добилось многого в противостоянии с сионистами в регионе // The Islamic Resistance Movement information office (23.12.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. -Режим доступа: http://www.hamasinfo.net/ar/default.aspx?xyz=U6Qq7k%2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO% 2bi1s7uLL5F9K9w9mbOe%2b1Ic8nqYXBpmSclFOwJQvMqy1AwGdy9e8fm4PpKj%2b4QqnzGBwIVVv5% 2bg7KMVOosBwYNP3KHAw1sNKjhCAxxWNRH6WdGZ4%3d. - Дата доступа: 06.01.2014.
4. Ан-нас аль-камиль ли иалян аль-кхартум (Весь текст заседания ЛАГ в Хартуме) // Al-Sharq Al-Awsat (30.03.2006) [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http://www.aawsat.com/details.asp?section= 4&article=355655&issueno=9984#.Uygrufl_tes. - Дата доступа: 18.03.2014.
5. Абу Хусейн, С. Кимма аль-Кхартум саляс ляат хауля аль-кадайя аль-фалистынийя ва саляс наам хау-ля аль-аудаи аль-арабийи (Саммита в Хартуме: 3 «нет» по палестинской проблеме и 3 «да» по другим арабским вопросам) / Абу Хусейн // Al-Sharq Al-Awsat (29.03.2006) [Электронный ресурс]. -2006. - Режим доступа: http://www.aawsat.com/details.asp?section=4&article=355436&issueno=9983#. UygrNfl_tes. - Дата доступа: 18.03.2014.
6. В память о возникновении ХАМАС // The Islamic Resistance Movement information office (14.12.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.hamasinfo.net/ar/default.aspx?xyz= U6Qq7k% 2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2bi1s7o52MITumyEEgX%2fFZQmcsJAvcZRy%2bi5vWVLLCp3KMN1v%2 boUCx0z04U746vFq1SnfI7egjdYwcjADSBFaAnFWXm3O%2bJEl0S77lEUdUjKp31OQ%3d. - Дата доступа: 06.01.2014.
7. В память о 65 годовщине Накбы // The Islamic Resistance Movement information office (14.05.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.hamasinfo.net/ ar/default.aspx?xyz= U6Qq7k% 2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2bi1s75qYQwD8teDkMmlb5x9xAdktFXUOduxHTxr3%2bM1P0EW29udNf4 wpC7ef2XDTYaiA4rN4%2fcVh3DV%2b%2batxgUHRMrS9yuRmi7MU7OQ8D38UCpvk%3d. - Дата доступа: 03.11.2013
8. В память об эпохе Бальфура // The Islamic Resistance Movement information office (02.11.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.hamasinfo.net/ar/default.aspx?xyz=U6Qq7k%2 bcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2bi1s7EjSZdilOVTH3M5o8u9YQm15%2bnW6Cs6jlfzChvvqY4pXhAFiu50iA W7RpFOPY3YujeOOwR4hZfPe1dwDG9Z3QpEcjyIPoqZPzlxWuzAA7sgM%3d. - Дата доступа: 03.12.2013.
9. Махмуд, Х. Загира гийяб аль-кадати бадаат фи тунис ва имтаддат иля аль-джазаири сумма аль-Кхартуми (Явление отсутствия лидеров началось с Туниса, продолжилось в Алжире, а затем и в Хартуме) / Х. Махмуд // Al-Sharq Al-Awsat (28.03.2006) [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http://www.aawsat.com/details.asp?section=4&article=355286&issueno=9982#.Uygql_l_tes. - Дата доступа: 18.03.2014.
10. Насер, С. Абу Марзук иля байрут фии мугимма сиррийя битамин мисрий (Абу Марзук в Бейруте по секретному делу - безопасности Египта) / Султан Насер // Al-Sharq (22.06.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.alsharq.net.sa/2013/06/23/875306. - Дата доступа: 18.03.2014.
11. Насер, С. Ма йяхдусу фи сурийя саура ва лейсат муаамара ааля михвар аль-мукавама ва аль-муманааа кама тураввиджу тыгран (То, что происходит в Сирии - это революция, а не «заговор вокруг сопротивления», как говорит Тегеран) / Султан Насер // Al-Sharq (05.06.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.alsharq.net.sa/2013/06/05/858123. - Дата доступа: 18.03.2014.
12. Речь премьер-министра Исмаиля Ханийи // The Islamic Resistance Movement information office (19.10.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.hamasinfo.net/ar/default.aspx? xyz=U6Qq7k%2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2bi1s7N3XXPsZvH4tx894TyRSW8V3rxFmGUgvGXYPNQVl ZngqLFHT1h8h2hIA2e2nuw%2bLeEmVFvUvMO%2fRa3UDSpvE28DnyPQ9m0Ir4xoxRr5QxWLQ%3d. -Дата доступа: 03.11.2013.
13. Хамас тугибу фи кимма аль-кхартум (ХАМАС отсутствует на саммите в Хартуме) // Al-Sharq Al-Awsat (23.03.2006) [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http://www.aawsat.com/ details.asp? section=4&article=354464&issueno=9977#.UyglIvl_tes. - Дата доступа: 18.03.2014.
14. Ханийя: проблема заключенных будет приоритетом у ХАМАС до полного освобождения всех // The Islamic Resistance Movement information office (24.12.2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http ://www.hamasinfo.net/ar/default. aspx?xyz=U6Qq7k%2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO% 2bi 1 s7fUT vzamQ%2bF1 WroWeFLotU2F1HnZCHVnrGNA%2f8J3Rs7jR22vYDQ1NpX358iLh5BPCnzjy7%2bKC1H31 jeN 5d QPKCd7VYtfJlxaKYWMK8lSX2us%3d - Дата доступа: 06.01.2014.
15. Ahmed Eleiba. Accusations against Hamas // Al-Ahram Weekly. Issue No. 1145 (25. 04/2013) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://weekly.ahram.org.eg/2011/1037/op161.htm. - Дата доступа: 05.03.2014.
16. Bernd Schoch. The Islamic Movement - A Challenge for Palestinian State-Building / B. Schoch. - Jerusalem.: PASSIA Publication, 1999. - 167 p.
17. Doaa El-Bey. Another blow to the Brotherhood // Al-Ahram Weekly. Issue No. 1178 (01.01.2014) [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://weekly.ahram.org.eg/2011/1037/op161.htm. - Дата доступа: 05.03.2014.
18. Jonathan Schanzer. Hams vs. Fatah: The Struggle for Palestine / J. Schanzer - New York. PALGRAVE MACMILLIAN, 2008. - 235 p.
19. Hamas Charter (1988) [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://thejerusalemfund.org/ www.thejerusalemfund.org/carryover/documents/charter.html. - Дата доступа: 06.01.2014.
20. Hamas Leader Sheikh Ahmed Yassin: Letter to the Arab Summit Meeting in Tunis, March 2004 // Documents on Palestine. Vol. VII. - Jerusalem: PASSIA, 2007. - P. 205.
21. Fatah-Hamas Reconciliation Agreement [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://middleeast. about.com/od/palestinepalestinians/qt/Fatah-Hamas-Reconciliation-Agreement.htm. - Дата доступа: 20.03.2014.
22. Full text of the Doha Declaration signed between Hamas and Fatah [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://occupiedpalestine.wordpress.com/2012/02/08/full-text-of-the-doha-declaration-signed-between-hamas-and-fatah-palestine/. - Дата доступа: 20.03.2014.
23. Palestinian Prime Minister Ismail Haniyeh: Speech on Palestinian TV, 19 December 2006 // Documents on Palestine. Vol. VIII. - Jerusalem: PASSIA, 2007. - P. 237-252.
24. Palestinian Authority: Program of the National Unity Government, 17 March 2007 // Documents on Palestine. Vol. VIII. - Jerusalem: PASSIA, 2007. - P. 275-279.
Поступила 02.05.2014
THE POSITION OF HAMAS MOVEMENT ON RECOGNITION OF THE STATE OF ISRAEL AND ON SETTLEMENT OF PALESTINIAN-ISRAEL CONFLICT (1987-2013)
H. MASKALENKA
The article aims to analyze the position of the Islamic Resistance Movement (Hamas) on the State of Israel and on an attempt to make peace with the State of Israel from 1987 to 2013. The author marked the stages in the development of HAMAS' position on these issues, also analyzed Arab states ' support and their recognition of government headed by Hamas in Gaza Strips. Also the author indicated how HAMAS Movement changed its position regarding to Israeli - Palestinian conflict during the "Arab Spring".