Научная статья на тему 'Позиционирование суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия на рынке препаратов для лечения воспалительных заболеваний женской половой сферы'

Позиционирование суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия на рынке препаратов для лечения воспалительных заболеваний женской половой сферы Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
297
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ВАГИНАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ / СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ КОЛЬПИТОВ / ЦЕНОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ / MARKET OF VAGINAL PHARMACEUTICALS / COST OF MANAGING COLPITES / PRICE SENSITIVITY OF CONSUMERS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Захарова М. А., Раздорская И. М., Ерофеева Л. Н., Куриленко Т. В.

Определена стоимость лечения кольпитов разработанными суппозиториями с клотримазолом и цефазолином-натрия в сравнении с готовыми лекарственными средствами. Установлено, что лечение предлагаемыми суппозиториями в 2-20 раз дешевле. Проведено позиционирование произведенных лекарственных форм в сегментах покупателей, чувствительных и нечувствительных к цене аналогичных товаров, представленных на рынке вагинальных препаратов. Определена ценовая чувствительность покупателей к каждому наименованию представленных на рынке аналогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Захарова М. А., Раздорская И. М., Ерофеева Л. Н., Куриленко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positioning of suppositories with Klotrimazol and Sodium Cephasoline at the market of pharmaceuticals for managing female inflammatory diseases

We established the cost of managing colpites with the developed suppositories with klotrimazol and sodium cephasoline in comparison with the medicines available. It was found out that the management with the recommended suppositories is 2-20 times cheaper. We carried out the positioning of the developed pharmaceutical from the point of sensitivity and insensitivity to the price of analogous products available at the market of vaginal pharmaceuticals. We determined the price sensitivity of consumers to the each item available at the market of the analogues.

Текст научной работы на тему «Позиционирование суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия на рынке препаратов для лечения воспалительных заболеваний женской половой сферы»

При этом были выявлены следующие тенденции: варикозные изменения сосудов малого таза чаще возникали у пациенток с перманентной гиперпродукцией ФНОа и ИЛ-1р. Фибромиома матки, гиперпластические процессы эндометрия возникали преимущественно у пациенток с локальной постоянной или выраженной транзиторной гиперпродукцией ИЛ-2. Возникновение эндометриоза чаще наблюдалось у женщин с выраженной или длительной гиперпродукцией ИЛ-6 или ИЛ-8.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что существует несколько вариантов клинического течения ХСО, каждый из которых имеет характерные особенности локальной продукции цитокинов в различные фазы заболевания. Выявленные особенности локальной продукции цитокинов у пациенток с ХСО требуют разработки дифференцированной лечебной тактики для достижения адекватного терапевтического эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каганова М.А., Линева О.И., Шатунова Е.П. Патологоиммунологические аспекты развития хронического сальпингоофорита и пути их коррекции // Русский медицинский журн. -2006. - Т. 14, № 18. - С. 1301-1304.

2. Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., Руба-кова Э.И. Система цитокинов. - М.: РГМУ, 1999. - 78 с.

3. Макацария А.Д., Бицадзе В.О., Акиньши-на С.В. Синдром системного воспалительного ответа в акушерстве. - М.: Медицинское информационное агентство, 2006. - 448 с.

4. Ярилин А.А. Основы иммунологии. - М.: Медицина, 1999. - 608 с.

5. Omu A.E., Al-Azemi M.K, Makhseed M. et al. Differential expression of T-helper cytokines in the peritoneal fluid of women with normal ovarian cycle compared with women with chronic anovulation // Acta Obstet. Gynecol. Scand. -2003. - Vol. 82, N 7. - P. 603-609.

6. Zhdanov A.V., Davydova M.P., Kurbanova D.F. et al. Local expression of cytokine genes in uterine adnexa and endometrium of women with pyoinflammatory adnexial diseases // Bull. Exp. Biol. Med. - 2003. - Vol. 135, N 2. - P. 174178.

УДК 615.25

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СУППОЗИТОРИЕВ С КЛОТРИМАЗОЛОМ И ЦЕФАЗОЛИНОМ-НАТРИЯ НА РЫНКЕ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕНСКОЙ ПОЛОВОЙ СФЕРЫ

© Захарова М.А., Раздорская И.М., Ерофеева Л.Н., Куриленко Т.В.

Кафедра фармацевтической технологии, кафедра управления и экономики фармации Курского государственного медицинского университета, Курск

E-mail: main@kgmu.kursknet.ru

Определена стоимость лечения кольпитов разработанными суппозиториями с клотримазолом и цефазо-лином-натрия в сравнении с готовыми лекарственными средствами. Установлено, что лечение предлагаемыми суппозиториями в 2-20 раз дешевле.

Проведено позиционирование произведенных лекарственных форм в сегментах покупателей, чувствительных и нечувствительных к цене аналогичных товаров, представленных на рынке вагинальных препаратов. Определена ценовая чувствительность покупателей к каждому наименованию представленных на рынке аналогов.

Ключевые слова: рынок вагинальных препаратов, стоимость лечения кольпитов, ценовая чувствительность покупателей.

POSITIONING OF SUPPOSITORIES WITH KLOTRIMAZOL AND SODIUM CEPHASOLINE AT THE MARKET OF PHARMACEUTICALS FOR MANAGING FEMALE INFLAMMATORY

DISEASES

Zakharova M.A., Razdorskaya I.M., Erofeeva L.N., Kurilenko T.V.

Department of Pharmaceutical Technology, Department of Pharmaceutical Marketing and Management

of the Kursk State Medical University, Kursk

We established the cost of managing colpites with the developed suppositories with klotrimazol and sodium cephasoline in comparison with the medicines available. It was found out that the management with the recommended suppositories is 2-20 times cheaper.

We carried out the positioning of the developed pharmaceutical from the point of sensitivity and insensitivity to the price of analogous products available at the market of vaginal pharmaceuticals. We determined the price sensitivity of consumers to the each item available at the market of the analogues.

Key words: market of vaginal pharmaceuticals, cost of managing colpites, price sensitivity of consumers.

Метод позиционирования товаров и услуг позволяет определить позицию, занимаемую данным товаром или услугой, среди аналогичных им или альтернативных [4]. На основании этого метода фармацевтическая организация может выстроить стратегию формирования благоприятного отношения к данному товару в сознании целевой группы потребителей. Известно, что потребители фармацевтической помощи различаются по стилю приобретения товаров, отношению к товару, ценовой чувствительности и уровню доходов [2]. Позиционирование товара позволяет адаптировать его к требованиям потребителей целевого сегмента рынка [3].

Для аптечного ценового маркетинга наиболее актуально повышение эффективно-

сти ценового позиционирования для различных групп товаров в соответствии со спецификой спроса потребителей на эти группы [1].

Актуальной проблемой гинекологии является повышение эффективности лечения воспалительных заболеваний женской половой сферы. Применяемые с этой целью вагинальные таблетки часто вызывают раздражение и зуд. Поэтому клиницисты отдают предпочтение интравагинальному введению суппозиториев. Нами разработаны состав и технология суппозиториев с клотримазолом и цефазоли-ном-натрия для лечения неспецифических кольпитов на основах витепсол и композиции с натрий-карбоксиметилцеллюлозой (№-КМЦ) (решение о выдаче патента по заявке

на изобретение № 2007138236 от 15.10.07 г.), установлена их стабильность в процессе хранения. Доклинические испытания, проведенные в соответствии со статьей 36 Федерального закона № 86-ФЗ "О лекарственных средствах", показали высокую терапевтическую эффективность разработанных составов.

Целью исследований явилось определение конкурентных преимуществ и ценовой позиции разработанных нами суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия на рынке препаратов для лечения воспалительных заболеваний женской половой сферы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проведены на базе аптек г. Курска ОАО "Курская фармация" (филиал-аптеки № 6, № 122 и № 159). Использованы методы сегментирования рынка: демографические, по нозологическим группам, априорные. Методы опроса посетителей аптек: письменный (анкетирование), устный (интервьюирование). Методика определения ценовой чувствительности (price sensitivity meter -PSM).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Поскольку срок годности суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия на основе витепсол составляет 24 месяца, а на основе композиции с №-КМЦ - 1 месяц, это позволяет изготавливать их как по индивидуальным прописям, так и в виде внутриаптеч-ной заготовки. На первом этапе исследования с целью сравнения стоимости лечения кольпитов имеющимися в аптеке готовыми лекарственными средствами (ГЛС) и разработанными нами препаратами, определена стоимость лекарственных форм при изготовлении в аптеке.

Традиционно аптечное предприятие формирует цены на лекарственные средства таким образом, чтобы возместить расходы на транспортировку, хранение, реализацию аптечных товаров, получить при этом прибыль и реализовать свою социальную функцию -обеспечение населения качественными лекарствами по доступным ценам.

На основании прайс-листов оптовых фармацевтических организаций, поставляющих в аптеки товар, нами определены цены лекарственных и вспомогательных веществ, используемых для изготовления суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия на основах витепсол и №-КМЦ (табл. 1).

Полученные данные позволили рассчитать розничную стоимость суппозиториев в двух вариантах:

- изготовление внутриаптечной заготовки (ВАЗ) в аптеке по часто встречающимся прописям и для нужд стационара (по требованиям лечебно-профилактических учреждений);

- изготовление суппозиториев с целью розничной реализации из аптек по индивидуальным экстемпоральным рецептам.

При этом учитывали среднюю стоимость цефазолина-натрия 17-02 руб/г, с НДС - 2042 руб/г.

Тариф на изготовление десяти двухкомпонентных суппозиториев (на курс лечения) по часто повторяющимся прописям (серийное производство) в филиалах, обслуживающих население и лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), а также в межбольнич-ных и больничных хозрасчетных аптеках г. Курска составляет 7-70 рублей. Добавление каждого последующего компонента в любую лекарственную форму (операция) - 1-02 рубля.

Тариф на изготовление десяти двухкомпонентных суппозиториев по амбулаторнополиклинической экстемпоральной рецептуре в аптеках, обслуживающих население, население и ЛПУ составляет 53-63 рубля. Добавление каждого последующего компонента в любую лекарственную форму (операция) - 12-36 рублей. Кроме этого, учитывали стоимость упаковки: фольга 0-10 рублей, вощеные капсулы 0-40 рублей (для 10 суппозиториев) и полиэтиленовый пакет 0-20 рублей.

Варианты стоимости 10 суппозиториев (на курс лечения) с клотримазолом и цефазо-лином-натрия представлены в табл. 2.

Как показали расчеты, вследствие более сложного состава и технологии индивидуальное изготовление пессариев на основе композиции с №-КМЦ стоит дороже, чем изготовление суппозиториев на основе витепсол. В то же время изготовление пессариев в виде ВАЗ и по требованиям ЛПУ значительно (в 2-

Таблица 1

Цены субстанций для изготовления вагинальных суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия на основе витепсол и композиции с №-КМЦ

Субстанция Цена

Клотримазол (Китай) 495-00 руб/кг + 10% НДС

Цефазолин-натрия порошок для инъекций флакон 1 г (Хант-Холдинг ООО) 15-78 руб/флакон + 20% НДС

Цефазолин-натрия порошок для инъекций флакон 1 г (Белмедпрепараты) 15-00 руб/флакон + 20% НДС

Цефазолин-натрия порошок для инъекций флакон 1 г (Лекко) 13-84 руб/флакон + 20% НДС

Цефазолин-натрия порошок для инъекций флакон 500 мг (Красфарма) 10-78 руб/флакон + 20% НДС

Цефазолин-АКОС порошок для инъекций флакон 500 мг (Цефазолин-натрия) (Синтез) 9-47 руб/флакон + 20% НДС

Витепсол (фармакопейный) Германия 800-00 руб/кг с 18% НДС

Полиэтиленоксид-400 (фармакопейный) Германия 120-00 руб/кг с 18% НДС

Натрий-карбоксиметилцеллюлоза 630-00 руб/кг

Глицерин 200,0 42-00 руб/флакон

Таблица 2

Стоимость 10 суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия, руб.

Вид капсул На основе витепсол Композиция с №-КМЦ

ВАЗ и по требованиям ЛПУ Индивидуальное изготовление ВАЗ и по требованиям ЛПУ Индивидуальное изготовление

Фольга 31-96 77-S9 26-5S 117-S7

Вощеные 32-26 7S-19 26-SS 11S-17

20 раз) дешевле готовых лекарственных средств.

Низкая цена и различие в стоимости изготовления суппозиториев предложенного состава по требованиям ЛПУ и по индивидуальным рецептам обусловливает целесообразность и экономичность применения данной лекарственной формы в условиях стационара.

На втором этапе исследований нами изучено ценовое восприятие потенциальными покупателями лекарственных средств для лечения неспецифических кольпитов. Определение ценовой чувствительности посетителей аптек к приобретению препаратов для лечения кольпитов было проведено с применением методов устного и письменного опроса по разработанной нами анкете. Посетителям предлагалось оценить имеющиеся в аптеке и пользующиеся на сегодняшний день

наибольшим спросом ГЛС для лечения кольпитов по ценовой категории: "дешево" и "дорого" (табл. 3). Опрашивались женщины в возрасте от 20 до 55 лет, которые являются потребителями рассматриваемых лекарственных препаратов. По применению каждого наименования ГЛС и ценовой чувствительности к ним всего опрошено 160 женщин.

При статистической обработке анкет нами получены данные о степени важности цены для потребителя при различных ситуациях выбора (рис. 1). Для препарата Гиналгин (стоимость на курс лечения 70 рублей) были установлены две ценовые категории: "дешево" от 10 до 60 рублей, "дорого" от 60 до 110 рублей. Как видно из рисунка (фрагмент А), для большинства респондентов - около 35% -цена 90 рублей является дорогой, для 5% -дорогой считается цена 80 рублей, для 25% -100 рублей, для 30% - 110 рублей. Следова-

тельно, предлагаемый нами препарат по цене от 78 до 118 рублей находится за пределами

Таблица 3

Характеристика готовых лекарственных препаратов для лечения кольпитов

Препарат Активные компоненты в составе лекарственных препаратов Стоимость препарата на 10-дневный курс лечения, руб. Диапазон цен, предлагаемых в анкете (дешево/дорого), руб.

Гиналгин Метронидазол 0,25 Хлорхинальдол 0,1 70-63 От 10-00 до 110-00

Клион Д Метронидазол 0,1 Миконазола нитрат 0,1 116-06 От 50-00 до 150-00

Гинезол 7 Миконазола нитрат 0,9 191-39 От 140-00 до 240-00

Тержинан Тернидазол 0,2 Неомицина сульфат 0,1 Нистатин 100000 ЕД; Преднизолон 0,003 294-83 От 250-00 до 350-00

Полижинакс Неомицина сульфат 35000 ЕД; Полимиксина В сульфат 35000 ЕД; Нистатин 100000 ЕД 327-33 От 270-00 до 370-00

Макмирор комплекс 500 Нистатин 200000 ЕД; Нифурантел 0,5 523-15 От 480-00 до 580-00

критерия " дорого" и может быть позиционирован как дорогой для данного сегмента покупателей. Задача провизора в процессе реализации данного товара объяснить пациентам, что использование морально устаревших и малоэффективных, но более дешевых лекарственных препаратов обычно приводит к удорожанию лечебного процесса вследствие удлинения сроков лечения, возникновения осложнений и потребности в дополнительной терапии.

Покупатели препарата Клион Д (стоимость на курс лечения 116 рублей) дорогой покупкой считают цену 120 рублей - 10% респондентов. Для 45% покупателей категория "дорого" начинается от 130 рублей, для 20% -от 140 рублей и выше. Стоимость разработанных нами суппозиториев (118 рублей) только для 5% покупателей оказалась высокой, что гарантирует конкурентоспособность данного товара на рынке.

Остальные аналоги, представленные препаратами Гинезол (стоимость курса лечения 191 руб.), Тержинан (цена 294 руб.), Поли-жинакс (цена 327 руб.) и Макмирор комплекс

(523 руб.), не являются ценовыми конкурентами разработанных нами суппозиториев. Цена от 78 до 118 рублей намного ниже указанных выше цен на аналогичные товары и даже не достигает категории "дешево" по результатам опроса респондентов. Для продвижения нашего препарата на этом сегменте рынка необходима дополнительная консультация врача или провизора, позволяющая пациенту убедиться в том, что существует новая высокоэффективная лекарственная форма, которая может конкурировать (особенно по цене) с дорогими фирменными препаратами. Используя информацию об аналогах и дженериках, врач может расширить свой выбор и подобрать пациенту эффективный препарат, который стоит дешевле. Информированность пациентов о доступном им ассортименте способствует реализации социальной функции здравоохранения - заботе о своевременном оказании фармацевтической помощи и улучшению качества жизни населения.

Расширение круга потребителей возможно при изготовлении вагинальных суппози-

Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье", 2008, № 4 ториев с клотримазолом и цефазолином- натрия в виде внутриаптечной заготовки по

А

Д

\

\

/ \

\

\ , /\

\ ^

140 деш L 150 160 170 180 190 200 210 220 230 240 ево Цена, руб. дорого 4ена суппозиториев с клотримазолом и цефазолином-натрия находится за пределами критерия «дешево» на шкале цен

В

Б

Г

Д Е

Рис. 1. Определение диапазона оптимальных цен для Гиналгин (А), Клион Д (Б), Гинезол 7 (В), Тержинан (Г), Полижинакс (Д) и Макмирор комплекс 500 (Е).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.