Научная статья на тему 'Позиции студентов педагогического вуза по отношению к материнству'

Позиции студентов педагогического вуза по отношению к материнству Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
505
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алифиренко Ольга Вячеславовна

Представлены результаты констатирующего эксперимента по изучению представлений юношества о материнстве. Обозначены позиции молодежи в семейном самоопределении и выявлено отношение студентов к вопросу подготовки женщины к материнству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиции студентов педагогического вуза по отношению к материнству»

О.В. АЛИФИРЕНКО (Волгодонск)

ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К МАТЕРИНСТВУ

Представлены результаты констатирующего

эксперимента по изучению представлений юношества о материнстве. Обозначены позиции молодежи в семейном самоопределении и выявлено

отношение студентов к вопросу подготовки женщины к материнству.

В юности у молодого человека возникает проблема жизненного самоопределения, которое составляет основную задачу данного возрастного периода. Этот процесс предусматривает формирование внутренней позиции по отношению к себе, другим людям, моральным ценностям, различным жизненным явлениям. В соответствии с этим юноши и девушки составляют жизненные планы, исходя из внутренних убеждений в их правильности.

Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная духовная работа, ведь позиция, по определению Б.Д. Парыгина (2003: 163), это «отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой». Позиция личности детерминирована целым рядом факторов: уровнем самосознания личности, социальным статусом, мнением окружающих, системой ценностных ориентацией, а также экономическим, политическим, социокультурным состоянием государства и семьи. Определив свою личную позицию, каждый молодой человек считает ее единственно приемлемой и правильной, что обеспечивает его включенность в систему социальных отношений.

Юношеский возраст является таким периодом развития, в котором наиболее активно происходит процесс становления самосознания, развития ценностных ориентаций, формирования представлений, личных позиций, индивидуальных предпочтений, которые становятся значимыми ориентирами в жизненном пространстве человека. Следовательно, юношество является сенситивным периодом для воспитания культуры отношения подраста-

ющего поколения к различным феноменам человеческого бытия. Под культурой отношения мы понимаем сознательное, осознанное, ценностное отношение к какому-либо объекту действительности, основанное на представлениях и чувствах индивида, детерминированное моральнонравственными нормами и проектирующее его поведение относительно данного объекта.

При изучении проблемы культуры отношения к материнству у юношества в вузовской среде было проведено исследование, цель которого состояла в определении особенностей представлений юношества о материнстве, позиции молодежи в семейном самоопределении, отношения к вопросу подготовки женщины к материнству, включая актуальность самого этого вопроса. Для этого специально был разработан опросник, который позволил получить информацию о семейных позициях подрастающего поколения.

В первом задании студентам предлагалось распределить обозначенные семейные ценности в порядке личной значимости. В группу приоритетных ценностей вошли любовь (59,7%), здоровье (37,8%), дети (31,5%). Вторую группу ценностей представляли благоприятная психологическая атмосфера (27,3%), интимно-личностные отношения (25,2%), финансово-материальное благополучие (20,1%). К последней группе студенты отнесли духовные ценности (33,6%), общение, удовлетворяющее потребности членов семьи (29,4%), общность интересов и взглядов (23,1%).

Во втором задании студенты подбирали наиболее подходящий вариант для утверждения: «Семья создается для того, чтобы...». Из предложенных формулировок 60,9% выбрали «любить и заботиться о близком человеке», 20,1% - «реализовать потребности во взаимопонимании, психологической поддержке, защите», 14,7% -«иметь детей». По одному респонденту отдали предпочтение вариантам «почувствовать свою самостоятельность» (мужчина) и «быть востребованным и значимым» (женщина). Также были предложены два собственных варианта: «реализоваться как мать и жена, т.к. это необходимо в жизни» (женщина) и «быть вместе со своей половинкой» (мужчина).

© Алифиренко О.В., 2008

Далее студентам было предложено определиться в вопросе предполагаемого количества детей в собственной семье. Большая часть респондентов отдала предпочтение семье с двумя детьми - 60,9%, семью с одним ребенком планировали 6,3%, многодетную - 8,4%, бездетных семей в планах опрашиваемых не было.

Последнее задание отражало предполагаемое распределение обязанностей мужчины и женщины в семье. Традиционными женскими обязанностями являются «ведение домашнего хозяйства» (37,8%), а мужскими - «зарабатывание денег» (27,3%), «ремонт дома» (33,6%). Объединить усилия по выполнению таких обязанностей, как «распределение семейного бюджета», «воспитание детей», «уход за престарелыми членами семьи» готовы 36,7% молодежи. Делить все обязанности поровну хотели бы 12,6% участников. Следует отметить, что преобладающее число женщин планирует зарабатывать деньги, но и мужчины будут участвовать в процессе воспитания детей (только двое определили эту обязанность как исключительно женскую).

Полученные данные показывают, что приоритетными семейными ценностями юношества являются любовь, здоровье, дети, а финансово-материальное благополучие большинство респондентов относят ко второй и третьей группе. Эта же тенденция просматривается и в представлениях студентов о причинах создания семьи, что еще раз подчеркивает необходимость поддержки и сохранения существующей ценностной иерархии у молодежи. Ориентированность будущих потенциальных родителей на семью с двумя детьми говорит о том, что их репродуктивные установки обеспечат воспроизводство населения, а не прирост. Можно предположить, что демографическая проблема для России в ближайшие десятилетия останется актуальной. В планировании распределения семейных обязанностей просматривается тенденция к сотрудничеству в их реализации, что, однако, не исключает существования традиционных женских и мужских обязанностей.

Обращаясь к проблеме материнства, следует отметить, что современная социокультурная ситуация формирует новый образ женщины. Если раньше главной целью девушки было выйти замуж и родить ребенка, то сегодня растет процент женщин, которые стремятся успешно проявить

себя в различных сферах жизнедеятельности. Возможно, это связано с повышением уровня их образования и культуры, расширением диапазона социальных ролей. Все-таки, несмотря на все это, высокие ценностные позиции в их представлениях о счастье занимают семья и материнство.

По результатам исследований С.В. Васильевой (2003) и Е.А. Двоеглазовой, материнство для современных российских женщин, вне зависимости от того, есть у них ребенок или нет, так же значимо, как и в прошлом: материнство - это забота, любовь, радость, доброта, но и тяжелая ноша. Структуру представлений о материнстве у женщин с детьми составляют ребенок, любовь, функции матери и внешние атрибуты материнства, и ребенок для них является наиболее значимым. У женщин без детей материнство - это сильная выраженность: положительных эмоций в семье, значимость матери в семье, функции матери и ребенка, фигура матери для них является наиболее значимой.

Материнство как сложный феномен трактуется в разных науках по-разному. На наш взгляд, материнство - это природное предназначение женщины, обеспечивающее продление человеческого рода; это важнейшая социальная роль, определяющая личностное развитие женщины, качественное выполнение которой является гарантией полноценного развития здорового ребенка. Рассматривая материнство как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личной сферы женщины (Шнейдер 2000: 282), мы провели анкетирование студентов с целью выявления отношения к материнству с обозначенных позиций.

Студентам предлагалось заполнить анкету «Мое отношение к материнству». Вопросы были составлены таким образом, чтобы, во-первых, выяснить актуальность данной тематики для юношества, во-вторых, определить систему представлений студенческой молодежи о материнстве; в-третьих, узнать мнение респондентов о необходимости подготовки к материнству и востребованности информации о материнстве в настоящий момент.

Отвечая на первый вопрос «Задумываетесь ли Вы уже сейчас о собственном родительстве?», большинство ответили утвердительно, причем у студентов первого курса положительные и отрицательные

ответы разделились поровну, на остальных курсах преобладали утвердительные ответы.

Во втором вопросе молодые люди должны были определить оптимальный возраст женщины для рождения первенца. Из числа опрошенных только один человек нижней границей назвал 18 лет, а верхней - 30 лет (2 человека). Большинство студентов оптимальным возрастом считают период от 22 до 25 лет, что совпадает с мнением специалистов.

Третий вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что важнейшей полоролевой функцией женщины является деторождение?» показал следующие результаты: «да» - 60%, «нет» - 37,8%, «не знаю» - 2,2%.

Система представлений юношества о материнстве суммировалась из ответов о сущности материнства, представлений о современной матери, материнских качествах, а также ассоциаций, связанных с материнством.

Не смогли сформулировать понятие «материнство» 8,9% опрошенных. 35,5% определяют материнство как социальную роль женщины, ее важнейшую функцию, связанную с рождением, воспитанием, развитием ребенка. Рассматривают материнство как отношение женщины к ребенку, включающее в себя любовь, ответственность, понимание, заботу, альтруизм, нежность, ласку, самоотдачу 53,4% респондентов.

Представление о современном материнстве противоречиво. С одной стороны, характеристика матери дается через идеальный образ, подчеркивается значимость ее здоровья, с другой - многие студенты отмечают женский эгоизм, наличие вредных привычек, халатное отношение к выполнению материнских функций, особенно выделяют кратковременность и эпизодичность взаимодействия с ребенком, неполноценное общение. Как отрицательный фактор рассматривается неготовность к материнству. Считают, что современным женщинам присущи следующие личные характеристики: независимость, успешность, динамичность, самодостаточность, уверенность, потребность в социальной самореализации.

Материнские качества, по мнению опрошенных, характеризуются гуманистическим отношением к ребенку: это любовь, ответственность, понимание, уважение, доверие, искренность, сочувствие, состра-

дание, терпимость, принятие и др. Опрошенные выделили группу качеств, необходимых в процессе воспитания и развития ребенка: требовательность, справедливость, настойчивость, коммуникабельность, гибкость.

Ассоциации студентов, вызванные представлением о материнстве, можно условно разделить на две группы. К положительным (а они приоритетны) относятся ассоциации, связанные с ощущением чего-то светлого, теплого, доброго, нежного, счастливого. Если говорить об образах, то это беременность, женщина с младенцем, кормящая мать. Негативные ассоциации выражены в представлении о материнстве как тяжелой обязанности: повседневная монотонность, ограниченность, цикличность, рутинность, ведущие к депрессии.

Позиция студентов в вопросе подготовки к материнству определилась следующим образом. Большинство из них считают, что современная девушка должна готовиться к выполнению материнской роли (93,3%) через чтение специальной литературы, посещение курсов, семинаров, лекций, тренингов, материнской школы, консультаций специалистов, получение информации из средств массовой коммуникации. Указывается на важность практического опыта взаимодействия с детьми (уход, работа с детьми, общение с ними), детско-родительских отношений (беседы с матерью). Неотъемлемой частью подготовки считаются ведение здорового образа жизни, медицинское обследование, психологический настрой. Некоторые студенты предлагают ввести в общеобразовательную систему уроки по подготовке к родительству.

На вопрос «Если бы сейчас у Вас появилась возможность пройти курсы по подготовке к материнству, Вы бы воспользовались ей? Почему?». 73,3% опрошенных ответили утвердительно, обосновывая свой выбор тем, что в ближайшем будущем могут стать матерями и им необходимо накапливать информацию об особенностях материнского поведения, отношения, функций, развития и воспитания ребенка.

На основании проведенного анализа анкет можно заключить, что студенческая молодежь интересуется проблемами материнства, большинство студентов придерживаются мнения о том, что материнство

является главной полоролевой функцией женщины, а принятие этой позиции определяет отношение к данному феномену, к собственному материнству и будущему ребенку. Система представлений о материнстве в большинстве своем носит позитивный характер и основана на общечеловеческих ценностях: любви, ответственности, толерантности, заботе, сочувствии, сострадании, бережном отношении и др. Информация, полученная об образе современной матери, амбивалентна, но для исследователей важным является понимание студентами значимости ценностного отношения к ребенку, влияния материнского поведения на его развитие и ответственности перед социумом за воспитание достойного гражданина.

Из результатов исследования следует, что ситуацию жизненного самоопределения молодежи необходимо использовать для подготовки подрастающего поколения к родительству, т.к. студенты осознают значимость образования в вопросах воспитания и развития ребенка, у них есть потребность в получении знаний в данной сфере, они заинтересованы в накоплении информации о материнстве с целью применения ее в дальнейшем.

Так как понятие материнства включает в себя образ матери и образ ребенка, то появилась необходимость выявить отношение студентов к детям. Был разработан опросник, содержащий шесть утверждений, по три варианта высказываний в каждом, из которых студенты выбирали наиболее подходящие.

Утверждение «Счастливым может быть ребенок, которого любят, уважают и понимают родители» выбрали абсолютное большинство респондентов (97,8%), что указывает на понимание студентами значимости адекватных детско-родительских отношений в развитии ребенка, основанных на принятии ребенка как ценности, организации взаимодействия и общения с ним, участие в его личной жизни.

Два других варианта «которому ни в чем не отказывают родители» и «которому родители предоставляют полную свободу» не были востребованы студентами, т.к. они характеризуют попустительское, безразличное отношение к ребенку.

Такой же высокий рейтинг (97,8%) получило утверждение «Общение ребенка младенческого возраста с родителями является важнейшим фактором развития

малыша», а не «носит эпизодический характер, т.к. у взрослых очень много забот, связанных с уходом за малышом», и «не так значимо, потому что малыш ещё не умеет говорить». Данный выбор подтверждает знание студентами особенностей младенческого возраста и признание общения как ведущего фактора в жизни ребенка.

Содержание эмоционального компонента отношения к ребенку было выявлено из следующей группы утверждений.

Вариант «Когда я слышу плач ребенка, то...» был предложен для девушек, и большинство из них предпочли утверждение «мне хочется успокоить его, пожалеть, помочь», что указывает на эмоциональную включенность в воображаемую ситуацию, т.е. проявление чувства сострадания, сопереживания, нежности, интереса.

Утверждение «Когда я слышу плач ребенка, то это меня раздражает» выбрали 5,5% девушек, и мы предполагаем, что это негативное отношение к ребенку характерно для группы девушек, которые демонстрировали негативное отношение к материнству в предыдущем исследовании. Безразличие к данной ситуации, отраженное в варианте «я спокойна, это не мои проблемы», не было проявлено. У юношей плач ребенка не вызывает раздражения и большинство из них готовы оказать помощь, если к ним обратятся.

Из утверждений «Когда я вижу, как малыш проявляет свою любовь к родителю, то: а) мне тоже хочется иметь ребенка, чтобы почувствовать его любовь и нежность; б) я не испытываю особых чувств, ведь это так естественно; в) мне интересно наблюдать за проявлением человеческой любви», самым приемлемым оказался первый вариант (62% девушек). Это указывает на их желание стать матерью и окружить любовью, заботой своего ребенка, а также на наличие потребности в безусловной любви к себе, проявляемой собственным малышом. На втором варианте остановили свой выбор 30%, а оставшиеся респонденты предпочли третий вариант, что характеризует данные позиции как стороннее наблюдение, невключенность в ситуацию и, по нашему предположению, психологическую неготовность к материнству.

Рождение ребенка у большинства опрашиваемых ассоциируется с «радостью

появления на свет нового человека, радостью материнства и отцовства» (68,9%), что констатирует факт позитивного принятия данного жизненного события, его ценности и возможности реализации социальной роли родителя. 20% студентов выбрали вариант «рождение ребенка - это ощущение собственной взрослости и ответственности», и 11,1% связывают рождение ребенка с негативными последствиями - «бессонные ночи, возня с пеленками, привязанность к дому».

Позицию по отношению к ребенку студенты обозначили в следующих утверждениях: «Ребенок - это маленький человечек, личность и индивидуальность» (82,8%), т.е. ребенок самоценен, достоин уважения и понимания со стороны взрослых. «Ребенок - это объект внимания и заботы родителей» (17,8%), что, в понимании респондентов, скорее всего, отражает необходимость постоянного воздействия на ребенка, ответственности за все, что он делает. Утверждение «Ребенок - это возможность родительского самоутверждения и самореализации» не было использовано.

Итак, ребенок воспринимается студентами как ценность, понимается значимость взрослого человека в его личностном формировании. В основу детско-родительских отношений, по мнению молодых людей, должен быть положен принцип гуманизма, проявляющийся в понимании, уважении ребенка, любви к нему.

Проведенное исследование позволило нам обозначить позиции студентов по отношению к материнству и семье.

Позиции студентов педагогического вуза в большинстве своем позитивны: семья, материнство, ребенок являются ценностно значимыми категориями, что, возможно, определяется спецификой получаемого образования. В молодежной среде интенсивно идет процесс формирования новых взглядов и позиций, основанных на единстве общечеловеческих и национальных ценностей, позволяющих сохранить связь времен, поколений, народов. Следовательно, пространство педагогического вуза целесообразно использовать для организации воспитания культуры отношения к материнству.

Литература

Васильева, С.В. Современные женщины и материнство / С.В. Васильева // Детство в контексте культуры и образования: сб. тез. докл. науч.-практ. конф. СПб., 2003. Т. № 26. С.101.

Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. СПб.: СПб ГУП, 2003. 616 с.

Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. М.: Астрель, 2000. 512 с.

В.В. ШИПОВСКАЯ (Краснодар)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И БЕСПОМОЩНОСТИ В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ БЕРЕМЕННОСТИ

Рассматривается состояние беспомощности, которое может быть связано с переживанием сложной ситуации беременности. Причина беспомощности коренится в неготовности к материнству, недостаточном опыте женщины, ее личностной незрелости, высокой тревожности, депрессивном стиле взаимоотношений, устойчивом страхе за исход беременности.

Беременность, особенно первая, - это естественная, но очень сложная ситуация в персоногенезе женщины, кризисный период. Беспомощность может быть реакцией на беременность и проявляться в высокой тревожности, пессимизме и депрессивно окрашенных переживаниях. В рамках ситуационного подхода беспомощность рассматривается как регулятор поведения и отношения к собственной способности контролировать сложную жизненную ситуацию (Бурлачук 2002). Этот феномен связан с реакцией отказа от какой-либо деятельности в сложной ситуации, если личность убеждается в бесполезности каких-бы то ни было усилий.

Недостаточно изучены личностные особенности, порождающие беспомощность либо препятствующие ее развитию. До сих пор остаются не до конца выясненными меры профилактики и коррекции беспомощности в ситуации беременности. Изучение данного феномена беременности

© Шиповская В.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.