Научная статья на тему 'ПОЗИЦИИ СССР И КИТАЯ ПО КЛЮЧЕВЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ВОПРОСАМ В 1970-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ООН)'

ПОЗИЦИИ СССР И КИТАЯ ПО КЛЮЧЕВЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ВОПРОСАМ В 1970-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ООН) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / Китай / Организация Объединенных Наций (ООН) / конфликт / мировая политика / политическая позиция / разоружение / мирное освоение космоса / НМЭП / организация взаимодействия / USSR / China / United Nations / conflict / world politics / political position / disarmament / peaceful space exploration / NMEP / organization of interaction

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжао Хунвэй

В статье рассматриваются позиции двух государств – Китайской Народной Республики и Советского Союза – по ключевым вопросам мировой политики, нашедшие отражение в их инициативах и решениях, принятых в рамках Организации Объединённых Наций в 1970-е годы. Взаимодействие между указанными странами освещается с учетом его значения для национально-государственного и международного развития. Акцент в статье автор делает на анализе проблем разработки стратегии нового международного экономического порядка, разоружения, а также вопросов охраны окружающей среды и мирного освоения космоса. Осуществлен сравнительный анализ позиций КНР и Советского Союза по указанному спектру проблем. Показано, что, несмотря на идеологические и политические различия, обе державы находили точки соприкосновения в таких областях, как стратегия нового международного экономического порядка, разоружение, охрана окружающей среды и мирное освоение космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONS OF THE USSR AND CHINA ON KEY INTERNATIONAL ISSUES IN THE 1970S (BASED ON MATERIALS OF THE UN)

The article examines the positions of two states the People's Republic of China and the Soviet Union on key issues of world politics, reflected in their initiatives and decisions adopted within the United Nations in the 1970s. The interaction between these countries is highlighted taking into account its significance for national, state and international development. The author focuses in the article on analyzing the problems of developing a strategy for a new international economic order, disarmament, as well as issues of environmental protection and peaceful space exploration. A comparative analysis of the positions of the PRC and the Soviet Union on the specified range of problems was carried out. It is shown that, despite ideological and political differences, both powers found common ground in such areas as the strategy of a new international economic order, disarmament, environmental protection and peaceful space exploration.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИИ СССР И КИТАЯ ПО КЛЮЧЕВЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ВОПРОСАМ В 1970-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ООН)»

8. Mamaeva N.L. Komintern i Gomin'dan, 1919-1929. - M.: ROSSPEN, 1999.

9. Kryukov M.V. K voprosu o raznochteniyah v tekste «Deklaracii Karahana» 1919 g. (opyt tekstologicheskogo analiza) // Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae. - 2010. - №1.

10. Fedosova A.A. Deyatel'nost' Sun' Yatsena v postsin'hajskij period: sozdanie nacional'noj partii i ustanovlenie al'yansa s Moskvoj i kommunisticheskoj partiej Kitaya // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2014. - №3 (65).

11. Dudin P.N. Istoriya mezhdunarodnyh dogovorov, zakreplyayushchih status Mongolii v nachale HH V. (1911-1924 gg.) // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - №7.

12. Syue Czityan', Czin' Dunczi. Istoriya kitajsko-sovetskih otnoshenij v respublikanskij period. - Pekin: Izdatel'stvo istorii Kommunisticheskoj partii, 2009. (na kit. yaz.)

13. Batunaev E.V. «Mongol'skij vopros» v sovetsko-kitajskih otnosheniyah (1921-1925gg.) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. -2023. - №1.

14. Druzhba naveki. Ocherki istorii sotrudnichestva Sovetskogo Soyuza i Kitajskoj Narodnoj Respubliki (1949-1960 gg.). - M.: NII IEP, 2018. - 250 s.

МА ЦЗЮАНЬ - аспирант, Центр изучения русского языка, литературы и культуры, Хэйлунцзянский университет; Китай, г. Харбин (1549306019@qq.com).

MA JUAN - Ph.D. student at the Center for Russian Language, Literature and Culture Studies, Heilongjiang University, China, Harbin

УДК 94(470+510):327«197» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-95-102

ЧЖАО ХУНВЭЙ

ПОЗИЦИИ СССР И КИТАЯ ПО КЛЮЧЕВЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ВОПРОСАМ В

1970-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ООН)

Ключевые слова: СССР, Китай, Организация Объединенных Наций (ООН), конфликт, мировая политика, политическая позиция, разоружение, мирное освоение космоса, НМЭП, организация взаимодействия.

В статье рассматриваются позиции двух государств - Китайской Народной Республики и Советского Союза - по ключевым вопросам мировой политики, нашедшие отражение в их инициативах и решениях, принятых в рамках Организации Объединённых Наций в 1970-е годы. Взаимодействие между указанными странами освещается с учетом его значения для национально-государственного и международного развития. Акцент в статье автор делает на анализе проблем разработки стратегии нового международного экономического порядка, разоружения, а также вопросов охраны окружающей среды и мирного освоения космоса. Осуществлен сравнительный анализ позиций КНР и Советского Союза по указанному спектру проблем. Показано, что, несмотря на идеологические и политические различия, обе державы находили точки соприкосновения в таких областях, как стратегия нового международного экономического порядка, разоружение, охрана окружающей среды и мирное освоение космоса.

ZHAO HONGWEI

POSITIONS OF THE USSR AND CHINA ON KEY INTERNATIONAL ISSUES IN THE 1970S (BASED ON MATERIALS OF THE UN)

Key words: USSR, China, United Nations, conflict, world politics, political position, disarmament, peaceful space exploration, NMEP, organization of interaction.

The article examines the positions of two states - the People's Republic of China and the Soviet Union - on key issues of world politics, reflected in their initiatives and decisions adopted within the United Nations in the 1970s. The interaction between these countries is highlighted taking into account its significance for national, state and international development. The author focuses in the article on analyzing the problems of developing a strategy for a new international economic order, disarmament, as well as issues of environmental protection and peaceful space exploration. A comparative analysis of the positions of the PRC and the Soviet Union on the specified range of problems was carried out. It is shown that, despite ideological and political differences, both powers found common ground in such areas as the strategy of a new international economic order, disarmament, environmental protection and peaceful space exploration.

Актуальность исследования политики Китая и СССР в 1970-е годы, а также их позиций по ключевым вопросам международной политики обусловлена множеством противоречий, которые сопровождали развитие геополитической обстановки в мире в указанный период времени. Противостояние мировых систем и отдельных держав, многочисленные региональные конфликты, в контексте борьбы за занятие главенствующих позиций в мире, обуславливали появление множества проблем, которые зачастую не имели однозначного решения (проблемы охраны окружающей среды, мирного освоения космоса, нового международного экономического порядка, применения различных видов оружия, разоружения и т.д.). На тот момент ООН являлась основным коллегиальным органом в мировом пространстве, который позволял достигать компромиссов, осуществлять миротворческую деятельность в рамках реализации решений Совета Безопасности. Важнейшие вопросы, которые касались минимизации политических, экономических и экологических проблем, решались на заседаниях Организации Объединенных Наций (ООН), а

вопросы регулирования военных конфликтов, миротворческой деятельности в отношении различных государств, решались на заседании Совета Безопасности.

Необходимо отметить, что Совет Безопасности ООН, созданный в 1946 году, являлся наиболее влиятельным субъектом, в условиях холодной войны способствовавшим разрешению проблем, социально-экономических и политических конфликтов. Причем его деятельность являлась вполне успешной в течение длительного времени. В 1971 году, когда СССР проголосовал за вступление Китайской Народной Республики (КНР) в ООН, КНР также наконец получила право полноценного участия в заседаниях и голосованиях организации и ее Совбеза, возможность открытого выражения своей позиции в контексте решения различных проблем. Преобладающим количеством голосов на заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение, в соответствии с которым место в ООН получила КНР. Нельзя не отметить, что Советский Союз сыграл важнейшую историческую роль в победе Пекина в его борьбе за передачу КНР права представлять китайскую нацию в ведущей международной организации.

Как известно, характер взаимоотношений КНР и Советского Союза в течение всего ХХ века не был простым и однозначным [1, с. 231-245]. Это, в целом, было присуще и эпохе, наступившей после Второй мировой войны. После периода исключительно тесного взаимодействия двух стран в конце 1940-х - 1950-е годы, изменения, происходившие во внутренней и внешней политике обеих стран, в 1960-е годы привели к серьезному охлаждению и даже обострению двусторонних отношений. Биполярное противостояние мировых держав и ситуация «холодной войны» способствовали сближению США и КНР в контексте решения внешнеполитических задач. Советский Союз при этом не стремился занять лидирующую позицию, но сохранял интересы государства на международных ассамблеях и совещаниях. В данной связи, несмотря на очевидные осложнения, Советский Союз в качестве полномочного представителя интересов китайского народа воспринимал именно официальный Пекин. В свою очередь, китайское руководство понимало значимость СССР как одной из крупнейших мировых держав, а потому открыто вступать в конфронтацию обеим странам не было смысла. Политическая ситуация в мире и ресурсообеспеченность к этому не располагали.

Специфика позиции данных государств в мировом политическом пространстве изучалась многими китайскими и российскими авторами (Чжао Хунвэй, С.В. Бирюков, Г.А. Манукян и пр.), что в целом позволило вполне адекватно рассмотреть особенности политических позиций СССР и КНР в отношении глобальных политических вопросов, которые были актуальны в мире в период 70-х годов ХХ века. В частности, ими было показано, что спецификой, обуславливавшей характер конкретизации решений Китая в процессе голосования в ООН в 70-е годы прошлого века, являлось общее восприятие политики Совета Безопасности, как отражающей реалии «холодной войны», в конечном счете определявшей и стратегию государств-членов организации в отношении «китайского вопроса» в ООН (позиции Пекина и Тайбэя).

В качестве основных глобальных вопросов в мировом пространстве в 70-е гг. можно определить несколько позитивных сдвигов начала 1970-х гг., которые заключались в снижении международной напряженности и переходе от конфронтации, образовавшейся в ходе «холодной войны» к переговорам между противостоящими державами. Как подчеркивает К.Л. Сазонова, в Уставе ООН отсутствует понятие «великие державы» [2, с. 174], однако данный термин активно применялся на Ялтинской конференции 1945 года и, конечно же, негласно было понятно, какие государства относятся к данному «клубу».

Ключевое значение при этом имело то, что после Второй мировой войны отношения СССР и США из союзнических трансформировались в противостояние. Поэтому перед КНР стоял вопрос о том, какой позиции придерживаться при определении необходимости стратегического партнерства с каждой из этих стран. В конце 60-х гг., по мнению К.Л. Сазоновой, противостояние США и ООН значительно усилилось и данные противоречия сгладились только лишь к концу ХХ века в контексте миротворческой деятельности. Позиция Китая по отношению к советско-американскому противостоянию и к миротворческой деятельности ООН уже в 1960-е годы была неоднозначной. С одной стороны, именно ООН являлась единственным законным миротворцем, отражавшим мнение большинства государств, с другой стороны, не всегда ее деятельность была эффективной, а решения - правильными [2, с. 174].

Вторая половина 70-х годов характеризуется новым нарастанием напряженности международных отношений, усилением конфликтности между СССР и США, разрастанием региональных проблем. В контексте этого позиции КНР и Советского Союза в Совете Безопасности ООН зачастую значительно разнились, что не позволяло нередко приходить к единому решению. Каждое из государств: и Китай, и СССР, по мнению А.И. Неклессы и С.В. Бирюкова, функционировало в рамках модели «государство - система», мобилизуя все имевшиеся у них ресурсы в целях приобретения активной субъектности на международной арене [3, с. 145149]. Ряд авторов, к примеру, С.В. Бирюкова и К.Л. Сазонова констатируют значительные различия в выстраивании отношений данных государств со странами Запада, а также в решении глобальных политических и экономических вопросов.

Как отмечали В.Н. Колотов и К.Л. Сазонова, представители КНР в ООН пытались представлять государство в качестве выразителя интересов стран «третьего мира». О неизменном нахождении Китая в данной группе государств, в частности, заявил на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году Дэн Сяопин. В данной связи Китай предпринимал попытки активного отстаивания мнения по поводу того, что на пост Генерального секретаря ООН необходимо избирать именно представителя развивающихся стран. Эта точка зрения последовательно отстаивалась им, в том числе при помощи права вето. Данная позиция была обусловлена скрытым противодействием главенству «великих держав» и стремлением занять официально руководящие должности путем применения подобной дипломатии. Подобное решение позволяло ООН избегать дискриминации в отношении государств, не относящихся к ярким мировым лидерам, и отстаивать свои позиции в Совете безопасности. Китайские исследователи акцентируют значение целенаправленных усилий (начиная с 1970 г.) председателя Мао Цзэдуна, направленных на консолидацию сил для противодействия «ревизионистскому» курсу тогдашнего советского руководства [4, с. 365]. И поэтому позиции в Совете безопасности ООН к единому знаменателю не всегда было возможно привести.

Безусловно, одно из важнейших мест в международной повестке в рамках исследуемого периода заняли проблемы разоружения.

70-е годы прошлого столетия, как мы уже отмечали в своих работах, Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены «десятилетием разоружения», и в контексте этого Советский Союз выработал четкую позицию, отстаивая поддержание мира и безопасности в международном пространстве [5, с. 222]. Это было особенно актуальным в контексте предшествующего открытого противостояния мировых лидеров с противоположными социально-экономическими и политическими системами. Вклад СССР в обеспечение мировой стабильности был достаточно существенным, причем как в политическом, так и в финансовом плане. Так, на ХХХ Ассамблее ООН в 1975 году большей частью голосов было одобрено предложение Советского Союза о запрете на испытания ядерного оружия. В то же время Китай воздерживался от реализации миротворческой деятельности в рамках решений ООН, сохраняя нейтральную позицию. Проект Договора о нераспространении ядерного оружия был подписан более чем 40 государствами, в том числе КНР и Советским Союзом, и вступил в силу в марте 1970 года, хотя, начиная с 1960-х гг., для Китая было актуальным наличие ядерного оружия, которое потенциально могло быть использовано в качестве обороны в случае потенциальной угрозы, но никак не нападения. Данная позиция была обусловлена вышеуказанным нами противостоянием между мировыми державами и теоретической возможностью наступления полосы вооруженных конфликтов. Полностью согласие КНР с миротворческими решениями Совета безопасности ООН произошло только при голосовании в 1981 году [6, с. 260], и позиции Китая и СССР в отношении принятых на совете решений с этого времени начали полностью совпадать.

Еще один важный стратегический вопрос, который занимал особое место на заседаниях Совета Безопасности ООН - это ограничение стратегических вооружений. СССР в данном случае также высказывал активную позицию, направленную на снижение международной напряженности. Китай в данном случае вновь сохранял позицию нейтралитета. Его позиция, как страны, «воздержавшейся» при голосовании, отражала идею необходимости иметь оружие на случай внезапной агрессии со стороны других государств. Роль Советского Союза в реализации решения о всемирном разоружении можно охарактеризовать как достаточно четкую и активную, в отличие от позиции КНР, которая придерживалась своей точки зрения и не считала возможным

полностью лишаться стратегических вооружений в ситуации, когда у некоторых государств оружие могло сохраниться. Основой такой позиции послужило недоверие Китая к предыдущим решения Совета Безопасности ООН и настороженное отношение к понятию «миротворческая деятельность». Так же, как и Советский Союз, КНР, располагая мощными человеческими и вооруженными ресурсами, мог в полной мере выражать свою активную позицию. Однако в контексте принимаемых Советом Безопасности решений, руководство КНР не всегда считало их верными и заслуживавшими активной поддержки при голосовании.

В качестве основного вывода необходимо отметить сложность общеполитической обстановки в мире и значительную роль Совета Безопасности в урегулировании миротворческих вопросов в 70-е годы прошлого века. Позиции Советского Союза и КНР в ряде случаев имели схожее значение, а в ряде - расхождения. Однако общая концепция всеобщего разоружения и смены военного превосходства на дипломатические отношения была выработана.

Идея нового международного экономического порядка (НМЭП) после Второй мировой войны, очевидно, стала популярной во всем мире. Различные исторические события привели к возникновению и расширению идеи нового международного экономического порядка. В частности, после Второй мировой войны экономики развивающихся стран были сильно ослаблены, а разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличился. Это вызывало недовольство в странах третьего мира, начавших искать лучшую альтернативу существующей капиталистической системе (политической и экономической).

Одним из первых шагов к формированию НМЭП стала Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная в 1964 году. ЮНКТАД стала платформой для развивающихся стран, где они могли озвучивать свои требования и стремления к изменению мировой торговой системы. Страны Глобального Юга искали способы преодоления неравенства в международной торговле и добивались улучшения условий торговли, доступа к технологиям и финансовой помощи. Еще одним важным элементом истории НМЭП стала деятельность Группы 77 (Г77), созданной в 1964 году [7, с. 12-13]. Г77 стала основной коалицией развивающихся стран в рамках ООН, способствующей координации их усилий в продвижении НМЭП. Группа 77 активно участвовала в переговорах и лоббировании интересов развивающихся стран в международных организациях и форумах.

В апреле 1974 года, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на своей шестой специальной сессии обязалась «срочно работать над установлением нового международного экономического порядка, основанного на справедливости, суверенном равенстве, общих интересах и сотрудничестве между всеми государствами, независимо от их экономических и социальных систем, который исправит неравенство и существующую несправедливость, позволит устранить увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающиеся страны и обеспечить неуклонно ускоряющееся экономическое и социальное развитие, а также мир и справедливость для нынешнего и будущих поколений» [8]. В этом случае Декларация об установлении нового международного экономического порядка была принята 1 мая 1974 года.

В 1970-е годы тема нового международного экономического порядка стала одной из ключевых в международной повестке дня. НМЭП предполагал пересмотр глобальных экономических отношений в пользу развивающихся стран, которые стремились к более справедливому распределению ресурсов и возможностей в мировой экономике.

Советский Союз активно поддерживал идею НМЭП, видя в ней возможности усиления своего влияния среди развивающихся стран и противодействия экономическому доминированию Запада, особенно США. СССР выступал за реформу международной торговой системы, облегчение долгового бремени развивающихся стран и расширение их доступа к передовым технологиям. Советская дипломатия активно работала на форумах ООН, включая Генеральную Ассамблею и специализированные экономические комиссии, продвигая идеи НМЭП и поддерживая резолюции, направленные на реализацию этих принципов. Китайская Народная Республика также поддерживала концепцию НМЭП, однако ее позиция была более прагматичной. КНР стремилась к укреплению своей экономической независимости и развитию собственной промышленности. Китай выступал за реформу международной экономической системы, но подчеркивал необходимость учета интересов развивающихся стран и предотвращения

экономического неравенства. В ООН КНР поддерживала инициативы, направленные на справедливое распределение экономических ресурсов и возможностей, одновременно стремясь к укреплению своего влияния среди развивающихся стран.

В целом, СССР и КНР, несмотря на некоторые различия в подходах, плодотворно сотрудничали в рамках ООН для продвижения НМЭП. Они поддерживали резолюции, направленные на создание более справедливой международной экономической системы, и активно участвовали в дискуссиях по вопросам торговли, финансов и технологий. Оба государства видели в НМЭП инструмент укрепления своих позиций на международной арене и противодействия экономическому доминированию Запада.

Охрана окружающей среды стала качественно новой темой, ознаменовавшей вступление современного мира в полосу очевидной турбулентности.

ООН несет особую ответственность за безопасность человека. В 1960-е гг., хотя сама организация тогда находилась в сложной ситуации, она в то же время преодолела трудности и предприняла активные действия на разных направлениях. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, постановившую созвать Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме в 1972 г. (5-16 июня 1972 г.), которая прошла вполне успешно. В Конференции приняли участие более 1200 представителей из 110 стран. На конференции всесторонне обсуждались теоретические и практические вопросы, связанные с охраной окружающей среды, и был сформулирован ряд контрмер и мер. На Конференции была принята Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды и некоторые планы действий [9].

В 1970-е годы КНР начала уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды. В этот период страна находилась на стадии интенсивного промышленного развития, что приводило к значительным экологическим проблемам, таким как загрязнение воздуха и водных ресурсов, эрозия почв и обезлесение. Китайское правительство, осознавая масштабы этих проблем, начало принимать меры для их решения. Внутри страны Китай разработал и начал внедрять законы и нормативные акты, направленные на защиту окружающей среды. Были созданы государственные органы, такие, как Министерство охраны окружающей среды, которые отвечали за мониторинг и регулирование экологических стандартов. В 1972 году китайская делегация приняла участие в Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде человека, где она поддержала глобальные инициативы по защите окружающей среды. Китай стремился найти баланс между экономическим развитием и экологической устойчивостью. В рамках этого подхода страна начала внедрять технологии и практики, направленные на снижение загрязнения и повышение энергоэффективности.

По сравнению с Китаем, Советский Союз раньше обратил внимание на экологические проблемы. Можно сказать, что с момента своего создания Советский Союз придавал большое значение охране и рациональному использованию природных ресурсов. К 1970-м годам Советский Союз экспериментировал с различными методами защиты окружающей среды. В 1970-х гг. завершилось создание системы охраны природы на всех уровнях государственного управления -начиная с Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, и заканчивая местными Советами депутатов трудящихся. Значительное влияние на формирование экологической политики оказала Стокгольмская конференция 1972 года, посвященная проблемам охраны окружающей среды. Основные положения и рекомендации конференции были отражены в постановлениях правительства СССР и других материалах, посвященных проблемам охраны окружающей среды в 1970-х годах. В 1973 г. СССР принял закон об охране окружающей среды, который разъяснил основные принципы и обязанности по охране окружающей среды и усилил надзор за промышленным загрязнением и использованием природных ресурсов. На международной выставке ЭКСПО-74 в г. Спокане (США) СССР представил документ, в котором подчеркивалось: «Советский Союз в своей политике в области охраны окружающей среды исходит из признания жизненной важности этой проблемы не только для советского народа, но для всего человечества» [10]. Одновременно СССР активно участвовал в международных экологических инициативах и конференциях. Советский Союз поддерживал идеи глобального сотрудничества в области охраны окружающей среды и выступал за принятие международных соглашений, направленных на решение экологических проблем.

В 1970-е годы Китай и Советский Союз имели схожие подходы к вопросам охраны окружающей среды, что было обусловлено их стремлением к индустриализации и экономическому развитию, но также и осознанием необходимости защиты природных ресурсов. Советский Союз активно поддерживал создание международных механизмов для защиты окружающей среды и предлагал различные инициативы, направленные на сокращение загрязнения и сохранение природных ресурсов. Китай, в свою очередь, также поддерживал инициативы по охране окружающей среды, хотя и с оговорками относительно необходимости учитывать экономическое развитие и интересы развивающихся стран.

Еще одной важной и интересной темой, активно обсуждавшейся в ООН в 1970-е годы, являлось мирное освоение космоса. Космос - это общее достояние всего человечества, и освоение и использование космоса должно основываться на мире. Если аэрокосмические технологии используются для мира, это благословение для человечества, но, если они используются для войны, это катастрофа для человечества. Концепция мирного освоения космоса зародилась в середине XX в., когда достижения науки и техники позволили людям начать исследование космического пространства. Однако этому предшествовали столетия огромной работы. Вклад таких ученых, как Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Константин Циолковский и Сергей Королев и т.д., незаменим. Выход человека в космическое пространство заставил более предметно задуматься над тем, что человечество оказалось перед лицом все более глобальных проблем, таких, как стихийные бедствия, нехватка ресурсов, загрязнение окружающей среды и космические угрозы. При этом у него не существовало другого выбора, кроме как мирно осваивать космос. ООН создала для решения этой задачи специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС). В качестве постоянного органа в 1959 г. КОПУОС стал координационным органом для всех связанных с космосом совместных программ, поддерживавшихся ООН и ее государствами-членами.

Стоит упомянуть, что СССР был пионером в этой области, осуществив ряд значительных достижений, которые способствовали развитию мировой космонавтики и мирного использования космического пространства. 4 октября 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, "Спутник-1" [11]. Этот запуск ознаменовал начало космической эры и показал миру возможности советской космической программы. Последующие миссии, такие как полет 12 апреля 1961 года в космос первого человека - Юрия Гагарина, утвердили СССР к качестве лидера в освоении космоса. Советский Союз также был одним из основных участников Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (заключено 5 декабря 1979 г. в рамках ООН) [12].

Принципиальное значение в 1970-е годы приобрело советско-американское сотрудничество в освоении космоса. Во время холодной войны оно стало результатом компромиссного сочетания научных, политических и практических интересов. Несмотря на конкуренцию и идеологические разногласия, обе страны осознали важность совместных усилий для достижения общих целей и обеспечения мирного использования космического пространства. Опыт их сотрудничества продолжает оказывать влияние на современные международные космические программы, демонстрируя, что сотрудничество в космосе возможно даже в условиях политической напряженности.

В 1970-е гг. Китай все активнее участвовал в различных мероприятиях ООН, многосторонняя дипломатия Китая также вступила в новый период развития. В рамках практики интеграции в международное сообщество отношение Китая к многостороннему международному космическому сотрудничеству и связанным с ним космическим механизмам также претерпело трансформацию - от постепенного участия к превращению в важного пропагандиста и строителя [13, с. 317]. Начиная с конца 1950-х гг., из-за разногласий и противоречий между Китаем и Советским Союзом, Китай сталкивался со сложными ситуациями. Однако Китай не изменил своей позиции в отношении обладания ядерным оружием и развития отрасли космоса. 24 апреля 1970 г. Китай успешно запустил свой первый искусственный спутник «Дунфанхун-1», став третьей страной, самостоятельно запустившей искусственные спутники, после Советского Союза и США. Это достижение знаменует собой официальное вступление Китая в космическую эру. В 1970-е гг. Китай все активнее участвовал в различных мероприятиях ООН. Многосторонняя дипломатия Китая также вступила в новый период развития.

Сегодня аэрокосмическая промышленность Китая пережила уже более полувека и установила три вехи: запуск спутника «Дунфанхун-1», пилотируемый космический полет «Шэньчжоу-5» и исследование Луны «Чанъэ-1», по-настоящему создав путь с китайской спецификой развития аэрокосмической отрасли. Это отражает международную ответственность Китая как ответственной крупной страны. Усилия Китая не только помогали поддерживать мир и безопасность в космическом пространстве, но и вносили значительный вклад в развитие глобальной аэрокосмической промышленности и международного сотрудничества.

СССР и КНР имели значительный интерес к данной теме и активно участвовали в разработке международных соглашений, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе и обеспечение мирного использования космического пространства.

Таким образом, анализ позиций Китайской Народной Республики и Советского Союза в Организации Объединённых Наций по ключевым вопросам мировой политики в 1970-е годы демонстрирует, что, несмотря на идеологические и политические различия, обе державы находили точки соприкосновения в таких областях, как стратегия нового международного экономического порядка, разоружение, охрана окружающей среды и мирное освоение космоса. Сравнительный анализ их действий и подходов в этих направлениях позволяет глубже понять динамику их взаимодействия и влияние на международные отношения в тот период.

В качестве перспектив нашего исследования необходимо отметить изучение динамики позиции КНР и Советского Союза (России) внутри ООН, в её Совете Безопасности и специализированных организаций ООН в течение второй половины ХХ века, и определение основных причин, которые обуславливали отстаивание конкретных точек зрения данных государств.

Литература и источники

1. Бирюков С.В. Россия - Китай: непростой путь к стратегическому партнерству (к 70-летию установления дипломатических отношений) // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2021. - № 2. - С. 231-245.

2. Сазонова К.Л. Участие «Великих держав» в миротворческой деятельности организации Объединенных Наций // Via in tempore. История. Политология. -2009. - № 1 (56). - С. 173-179.

3. Виноградов И.С. Основные вехи эволюции взаимоотношений КНР и СССР (России) // Современная научная мысль. - 2018. - № 4. - С. 143-152.

4. Чжунхуа жэньминь гупхэго шигао: [История Китайской Народной Республики]. В 4 т. Т. 4. - Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2012. - 384 с. (па кит. яз.)

5. Чжао Хунвэй. Позиция и практические действия Советского Союза по вопросам разоружения ООН в 1970-е гг // Общество : философия, история, культура. - 2023. - № 5 (109). - С. 221-225.

6. ЗародовИ.А. Китай в миротворческой деятельности ООН // Вестник МГИМО. - 2011. - № 6. - С. 259-263.

7. Хуан Шэнхай. Об установлении нового международного экономического порядка и глобального экономического управления // Экономическое наблюдение. - 2012. - № 22. - С. 12-13.

8. Декларация об установлении нового международного экономического порядка. 1 мая 1974 г. 3201 (S-VI) // Декларации. ООН. URL: https://www.un.qrg/ru/dqcuments/decl_cqnv/declaratiqns/ecqn_qrder.shtml (Дата обращения: 03.07.2024).

9. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г. // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (Дата обращения: 26.05.2024)

10. Политика Советского Союза в области охраны окружающей природной среды (Представлено в г. Спокане, США, на выставке ЭКСПО-74 23 октября 1974 г.). - М., 1974.

11. Полвека пазад СССР открыл космическую эру, запустив первый спутник. 04.10.2007 // Риа Новости. Наука. https://ria.ru/20071004/82303245.html (дата обращения:28.06.2024)

12. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 г. // ООН. URL: https://www.un.qrg/ru/dqcuments/decl_cqnv/cqnventiqns/mqqn_agreement. shtml (Дата обращения: 03.07.2024).

14. Чу Шулун, Цзинь Вэй. Дипломатическая стратегия и политика Китая. - Пекин: Текущие события, 2008. - 495 с. (па кит. яз.)

References and Sources

1. Biryukov S.V. Rossiya - Kitaj: neprostoj put' k strategicheskomu partnerstvu (k 70-letiyu ustanovleniya diplomaticheskih otnoshenij) // Vestnik VolGU. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2021. - № 2. - S. 231-245.

2. Sazonova K.L. Uchastie «Velikih derzhav» v mirotvorcheskoj deyatel'nosti organizacii Ob"edinennyh Nacij // Via in tempore. Istoriya. Politologiya. -2009. - № 1 (56). - S. 173-179.

3. Vinogradov I.S. Osnovnye vekhi evolyucii vzaimootnoshenij KNR i SSSR (Rossii) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2018. - № 4. - S. 143-152.

4. Chzhunhua zhen'min' gunhego shigao: [Istoriya Kitajskoj Narodnoj Respubliki]. V 4 t. T. 4. - Pekin: Zhen'min' chuban'she, 2012. - 384 s. (na kit.

yaz0

5. Chzhao Hunvej. Poziciya i prakticheskie dejstviya Sovetskogo Soyuza po voprosam razoruzheniya OON v 1970-e gg // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - 2023. - № 5 (109). - S. 221-225.

6. Zarodov I.A. Kitaj v mirotvorcheskoj deyatel'nosti OON // Vestnik MGIMO. - 2011. - № 6. - S. 259-263.

7. Huan Shenhaj. Ob ustanovlenii novogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo poryadka i global'nogo ekonomicheskogo upravleniya // Ekonomicheskoe nablyudenie. - 2012. - № 22. - S. 12-13.

8. Deklaraciya ob ustanovlenii novogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo poryadka. 1 maya 1974 g. 3201 (S-VI) // Deklaracii. OON. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/econ_order.shtml (Data obrashcheniya: 03.07.2024).

9. Deklaraciya Konferencii Organizacii Ob"edinennyh Nacij po problemam okruzhayushchej cheloveka sredy. Prinyata Konferenciej OON po problemam okruzhayushchej cheloveka sredy, Stokgol'm, 1972 g. // OON. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (Data obrashcheniya: 26.05.2024)

10. Politika Sovetskogo Soyuza v oblasti ohrany okruzhayushchej prirodnoj sredy (Predstavleno v g. Spokane, SShA, na vystavke EKSPO-74 23 oktyabrya 1974 g.). - M., 1974.

11. Polveka nazad SSSR otkryl kosmicheskuyu eru, zapustiv pervyj sputnik. 04.10.2007 // Ria Novosti. Nauka. https://ria.ru/20071004/82303245.html (data obrashcheniya:28.06.2024)

12. Soglashenie o deyatel'nosti gosudarstv na Lune i drugih nebesnyh telah. Prinyato rezolyuciej 34/68 General'noj Assamblei OON ot 5 dekabrya 1979 g. // OON. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml (Data obrashcheniya: 03.07.2024).

14. Chu Shulun, Czin' Vej. Diplomaticheskaya strategiya i politika Kitaya. - Pekin: Tekushchie sobytiya, 2008. - 495 s. (na kit. yaz.)

ЧЖАО ХУНВЭЙ - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (907562840@qq.com). ZHAO HONGWEI - Ph.D. student, St. Petersburg State University (907562840@qq.com).

УДК 94(73+532):327«1933/2024» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-102-108

САЕНКО А.В.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ В 1933-2024 ГГ.: ОСНОВНЫЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОТРУДНИЧЕСТВА

Ключевые слова: США, Саудовская Аравия, ситуация на Ближнем Востоке, межгосударственные отношения, сотрудничество, сланцевая революция, энергоресурсы.

В статье рассмотрены ключевые события, характеризующие динамику развития отношений между США и Саудовской Аравией в сфере политики и экономики в 1933-2024 гг. Показано, что между двумя государствами установились весьма крепкие связи и взаимовыгодные отношения, однако эти отношения не были лишены кризисных моментов. В частности, снижение уровня взаимодействия между странами наблюдалось во время Шестидневной войны 1967 г., после серии террористических атак 11 сентября 2001 г., падения режима Хосни Мубарака в Египте в 2011 г., принятия Закона о правосудии против спонсоров терроризма в 2016 г., а также убийства в Стамбуле в 2018 г. гражданина США журналиста Джамаля Хашогги. Тем не менее, несмотря на периодически возникавшие кризисные моменты в отношениях между странами, их сотрудничество по таким стратегически важным направлениям, как обеспечение региональной безопасности и поставки энергоресурсов в США, имели стратегическое значение и отличались стабильностью.

SAENKO, A.V.

RELATIONS BETWEEN THE USA AND SAUDI ARABIA IN 1933-2024: MAIN MILITARY-POLITICAL

AND ECONOMIC ASPECTS OF COOPERATION

Key words: USA, Saudi Arabia, situation in the Middle East, interstate relations, cooperation, shale revolution, energy resources.

The article examines the key events characterizing the dynamics of the development of relations between the United States and Saudi Arabia in the sphere of politics and economics in 1933-2024. It is shown that very strong ties and mutually beneficial relations were established between the two states, but these relations were not without moments of crisis. In particular, a decrease in the level of interaction between countries was observed during the Six-Day War of 1967, after a series of terrorist attacks on September 11, 2001, the fall of the Hosni Mubarak regime in Egypt in 2011, the adoption of the Justice Against Sponsors of Terrorism Act in 2016, as well as the murder in Istanbul in 2018 of US citizen journalist Jamal Khashoggi. However, despite the periodic moments of crisis in relations between the countries, their cooperation in such strategically important areas as ensuring regional security and energy supplies to the United States was of strategic importance and was characterized by stability.

Отношения между Саудовской Аравией и США начались с эпизодических, по существу, случайных и незначительных контактов. Так, несмотря на признание Королевства со стороны США в 1931 г., ни один американский дипломат не посещал Саудовскую Аравию в официальном качестве вплоть до 1940 г., пока посланник США в Египте Берт Фиш не был аккредитован также и на территории Саудовской Аравии. Но и Берт Фиш совершил всего одну поездку в Джидду для встречи с правителем и основателем Королевства - королем Абд аль-Азизом б. Абд ар-Рахманом аль-Саудом, которого в то время также называли Ибн Саудом. Отмечается, что подобное безразличие Государственного департамента к развитию двусторонних отношений было связано с тем, что Вашингтон относил Королевство к сфере влияния Великобритании. Тем временем, данные настроения не разделяли саудовский король и его советники, которые рассматривали США в качестве противовеса доминированию Великобритании в Ближневосточном регионе [1, p. 78].

Вскоре после того, как на территории аравийской монархии были обнаружены нефтяные месторождения, в 1933 г. были установлены дипломатические отношения между США и Саудовской Аравией [2, с. 37]. После установления двусторонних дипломатических отношений первые нефтяные американские кампании активно стали развивать бизнес на территории аравийской монархии. Так, компания Standard Oil of California начала участвовать в разработке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.