Научная статья на тему 'КИТАЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСМИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ'

КИТАЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСМИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
420
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ПОРЯДОК / КОСМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОСМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Наталья Сергеевна, Лян Цзячу

Космическая политика КНР на данном этапе характеризуется автономной направленностью и высокой ответственностью в сфере космической безопасности. Цель данной статьи заключается в определении роли Китая в процессе формирования нового международного космического порядка. Предметом исследования является анализ космической стратегии КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA IN THE MODERN SPACE ORDER

The space policy of the People's Republic of China at this stage is characterized by an autonomous orientation and high responsibility in the field of space security. The purpose of this article is to determine the role of China in the process of forming a new international space order. The subject of the study is the analysis of the space strategy of the PRC.

Текст научной работы на тему «КИТАЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСМИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ»

УДК 327.8

DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51568

Н.С. КУЛЕШОВА доктор философских наук, доцент профессор кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова*

Лян ЦЗЯЧУ аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова**

Китай в современном космическом порядке

Космическая политика КНР на данном этапе характеризуется автономной направленностью и высокой ответственностью в сфере космической безопасности. Цель данной статьи заключается в определении роли Китая в процессе формирования нового международного космического порядка. Предметом исследования является анализ космической стратегии КНР.

Ключевые слова: мировой порядок, космическая политика, космический порядок, международная безопасность, Китай.

N.S. KULESHOVA Doctor of Philosophy, Associate Professor Professor of the Department of Political Science of the East of the Institute of Asia and Africa, Lomonosov Moscow State University

Liang JIACHU graduate student of Department of Political Science of the East of the Institute of Asia and Africa, Lomonosov Moscow State University

China in the modern space order

* Кулешова Наталья Сергеевна, e-mail: kuleshova-nataly@mail.ru

** Лян ЦЗЯЧУ, e-mail: nibufuwo@hotmail.com

The space policy of the People's Republic of China at this stage is characterized by an autonomous orientation and high responsibility in the field of space security. The purpose of this article is to determine the role of China in the process of forming a new international space order. The subject of the study is the analysis of the space strategy of the PRC.

Keywords: world order, space policy, space order, international security, China.

Концепт «мировой порядок» активно используется при анализе мирового политического процесса. Главный исследовательский вопрос находится в плоскости: какая модель миропорядка обеспечит всеобщую безопасность при сохранении цивилизационного многообразия и национального суверенитета. В условиях современного развития формируется новое понимание глобальной безопасности. Сегодня в политическом дискурсе звучит утверждение о наличии «мирового хаоса». Но как ни назови, в реально существующей модели присутствуют многие составляющие, определяющие параметры. В этой связи освоение космоса, его милитаризация играют особую роль. Фактор космической безопасности определяет изменения политических процессов. Вероятно, наступает фаза, когда мы можем говорить о новом космическом порядке. Новый международный космический порядок - это проекция международного порядка в космосе. Космическая конкуренция между странами создает потенциальную угрозу для глобальной стабильности. Осознавая это, ООН приняла ряд мер по контролю действий стран в космосе.

В коммерческой, гражданской, научной и военной сферах космос выступает стратегическим активом. И если в середине ХХ в. он был доступен лишь единицам стран, то научно-технический прогресс создал возможность выхода в космос многих крупных государств. Собственно данное обстоятельство и привело к появлению проблем1, свойственных новому международному космическому порядку. Мультиполяризация становится неотъемлемой тенденцией космоса, происходит увеличение числа участников космической деятельности, что неизбежно приводит к новым проблемам и угрозам. Сегодня в кос-

1 Китайская мечта, космическая мечта: прогресс Китая в космических технологиях и влияние на США // Комиссия США и Китая по экономике и безопасности. - URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/Chi-na%20Dream%20Space%20Dream_Reportpdf

мической отрасли присутствуют и государства, и частные инвесторы.

Развитие технологий ракет-носителей и их распространение позволяют многим странам отправляться в космос самостоятельно. Кроме того, с распространением спутниковых технологий происходит активизация использования космического пространства. В соответствии с Договором по космосу, независимо от экономического или научного развития, все страны могут свободно исследовать и использовать космос на основе принципов равенства, недискриминации и соблюдения норм международного права1. В ближайшем будущем мульти-полярная космическая модель «одна сверхдержава и много сильных стран» не изменится.

Китай достиг высоких результатов в освоении космоса и является важной силой в формировании нового космического порядка. Однако Китай всего лишь один из акторов космического пространства и не может самостоятельно решать проблемы глобального характера, возникающие в процессе создания нового космического порядка. В то же время формирование этого порядка невозможно без участия Китая. Данная взаимозависимость определяет роль и место КНР в формировании нового порядка.

Начало развития космической промышленности Китая приходится на 1956 г. И уже в 1970 г. был успешно запущен спутник «Красный Восток - 1» и Китай стал пятой страной в мире, побывавшей в космосе, после Советского Союза, США, Франции и Японии2. В настоящее время технологии Китая позволяют производить спутниковые наблюдения и контроль на уровне, сравнимом с западными странами. С момента успешного запуска первого искусственного спутника «Красный Восток» Китай имеет возможность самостоятельно разрабатывать разные типы спутников и крупных космических аппаратов, лидируя по ряду космических технологий в мире, включая создание спутника квантовой связи, который позволит

1 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела// Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml

2 Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2016 // Сайт Министерства обороны США. - URL: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2016%20China%20Military%20 Power%20Report.pdf

Китаю запустить высокоскоростную спутниковую квантовую связь, не имеющую аналогов в мире.

В последние годы Китай часто проводит запуски спутников в космос. Согласно статистическим данным, с 2010 по 2015 г. количество запусков в Китае составляло соответственно 15, 19, 19, 15, 16 и 19, а в 2018 г. и вовсе возросло до 39, превысив количество запусков спутников США. В настоящее время Китай имеет на орбите более 300 спутников, превосходя Россию и уступая лишь США1. Таким образом, очевидно стремление Китая с помощью космического превосходства превратиться в мощную мировую державу. Успешность КНР в космической сфере в настоящее время определяющим образом влияет на развитие космических программ других стран. В этой связи следует отметить, что несмотря на то, что Китай развивает международное сотрудничество на региональном уровне, консолидированно выступает с Россией по предотвращению милитаризации космоса, он реально не участвует в крупных международных космических проектах и стремится развивать свою космическую программу максимально автономно. Это позволяет сделать вывод, что китайское международное космическое сотрудничество носит скорее политический характер и отражает внешнеполитические интересы государства, изменение которых приведёт к усугублению «второй космической гонки». Как уже отмечалось, изменилось количество участников на космической арене, направления и уровень их взаимодействия. Государственные и негосударственные акторы в космическом пространстве не могут достичь консенсуса в вопросах международного сотрудничества для решения глобальных задач по предотвращению угроз космической безопасности.

Зарубежные эксперты полагают, что Китай осваивает космос лишь в военных целях, обосновывая данное мнение тем, что у Китая есть значительное количество военных спутников. На 2019 г. доля военных спутников Китая составляла 31,6% от общего числа спутников, в то время как у США данный показатель составил лишь 26,2%2. Помимо этого, Китай также обладает мощным противоракетным потен-

1 Хэ Цисун. Новый международный космический порядок и Китай // Мировая экономика и политика, 2016, № 8, с. 105.

2 Космические аппараты (спутники) Китая // Новости космоса (МКС, Марса, Луны), спутники и их запуски. - URL: https://mapgroup.com.ua/kosmicheskie-apparaty/37-kitaj

циалом, имея возможность атаковать спутники на геостационарной орбите. Американские ученые, основываясь на теоретических исследованиях, предполагают, что космическую роботизированную руку, разработанную в Китае, помимо выполнения задач по всестороннему захвату и эксплуатации космических объектов, очистки космического мусора и обслуживания на орбите, также можно использовать как космическое противоспутниковое оружие1. Поэтому в США полагают, что угроза, создаваемая китайским космическим потенциалом, с каждым годом возрастает.

Однако исследование национальных космических программ позволяет предположить, что развитие космического потенциала Китая является лишь стратегией государства по обеспечению самообороны2. КНР не использовал свой военный космический потенциал для вторжения или устрашения какой-либо страны. Кроме того, исходя из идей национальной безопасности и глобального равенства, взаимной выгоды и общего развития. Китай ведет активное сотрудничество по освоению космоса с другими странами. Он взял на себя ответственность по содействию развитию международного космического сотрудничества с целью установления нового космического порядка, эффективно выполняя свои обязательства как ответственная крупная космическая держава. Свою позицию КНР разъяснял на форумах Генеральной Ассамблеи ООН, Комитета ООН по вопросам космического пространства и Конференции ООН по разоружению, и она была широко признана международным сообществом. Китай активно участвовал в предложении Генеральной Ассамблеи ООН о мирном использовании космоса.

В 2006 и 2010 гг. Китай совместно с Россией, Белоруссией и другими странами представил Генеральной Ассамблее ООН «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», призывающие к предотвращению использования оружия в космосе. В 2015 г. Китай, Россия и другие страны представили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции о том, чтобы не размещать оружие в космосе. Только США и еще три страны выступили против

1 Heginbortham E. The U.S.-China Score card: Forces, Geography, and the Evolving Balance of Power, 1996-2017. Santa Monica: RAND Corporation, 2015, р. 251.

2 Ци Чжифэн. Дипломатия Китая и ответственность власти в перестройке международного порядка: диссертация. Цзяньсу, 2016, с. 46.

этого проекта. Благодаря предпринимаемым усилиям по противодействию вооружению космоса и поддержанию нового космического порядка Китай и Россия завоевали поддержку большинства стран мира.

Китай проделал большую работу на Конференции Организации Объединенных Наций по разоружению. В марте 1985 г. в ходе рабочей встречи Китай представил документ о принципиальной позиции по предотвращению гонки космических вооружений, подчеркнув, что это является приоритетом повестки дня Конференции и требует учреждения вспомогательного органа для проведения консультаций, посвященных данному вопросу. По настоянию КНР Конференция учредила специальный комитет для обсуждения этого вопроса. Однако западные страны, особенно США, выступили за то, чтобы круг рассматриваемых вопросов Специального комитета был ограничен общим обзором гонки космических вооружений, а вопрос самого договора, за который выступает КНР, не должен рассматриваться этим органом. В связи с этим деятельность Специального комитета в 1994 г. была прекращена1.

После того, как Соединенные Штаты вышли из Договора по противоракетной обороне, Китай и Россия предприняли попытки использования нового договора для запрета вооружения космоса и поддержания устойчивого развития нового космического порядка. Страны представили ряд рабочих документов по космическим вопросам Конференции ООН по разоружению в 1999-2002 и 2004 гг., посвященных предотвращению использования оружия в космосе. В 2008 г. Китай и Россия официально представили Конференции по разоружению проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. Для разработки проекта договора две страны провели многосторонние консультации с разными странами и в 2014 г. они вновь представили усовершенствованный договор. В проекте были конкретизированы понятия «космические объекты», «оружие в космическом пространстве», «размещение в космическом пространстве», «применение силы» и «угроза применения силы». Поправки сводились к тому, что государства-участники обязуются не размещать какое-либо оружие в космическом пространстве, не применять

1 Хэ Цисун. Рост влияния Китая в космосе и китайско-американские космические отношения // Исследования по американским проблемам, 2016, № 2, с. 42.

силу или не угрожать силой в отношении космических объектов, не участвовать в космической деятельности, несовместимой с содержанием и целью настоящего договора. В некоторых комментариях проект договора считается «наиболее многообещающим предложением по устранению пробелов в действующих правилах космической безопасности» . Проект и поправки, предложенные Китаем и Россией, были поддержаны большинством стран, кроме США. Поскольку Конференция ООН по разоружению вводит вето на один голос, позиция США завела в тупик переговоры о запрещении оружия в космосе.

По причине невозможности достижения ограничения космической конфронтации на многосторонней основе Китай продолжил поиск других способов построения нового космического порядка. В течение многих лет китайское космическое агентство призывало США к международному космическому сотрудничеству в целях содействия взаимопониманию и достижению взаимного доверия в космосе между двумя странами, но США много лет отвергали предложения КНР. В седьмом раунде китайско-американского стратегического и экономического диалога было принято решение о создании двустороннего межправительственного механизма регулярных консультаций по вопросам сотрудничества в космическом пространстве. Однако в США неоднозначно оценивают перспективы китайско-американского космического сотрудничества, отмечая, что это расширит возможности Китая по краже космических технологий США. Несмотря на это китайское правительство намерено продолжать совместные встречи с правительством США с целью укрепления взаимного доверия и содействия развитию стабильности двусторонних космических отношений, тем самым внося свой вклад в построение нового международного космического порядка и достижение глобальной стабильности. Успех реализации космических программ КНР влияет на формирование глобальной космической повестки и на развитие мировых политических процессов. Рассмотренные космические программы Китая позволяют сделать вывод, что их приоритетом является обеспечение национальной безопасности с использованием возможностей космического пространства, что существенно увели-

1 Китай и Россия совместно представили новый проект договора об оружии в космосе // URL: https://regnum.ru/news/1813189.html

чивает внешнеполитический шанс. На международной арене КНР необходимо продолжать развивать и укреплять тесное сотрудничество с другими космическими государствами по различным направлениям.

Таким образом, в настоящее время формируется новый международный космический порядок и Китай, обладая высоким космическим потенциалом, осознает свою ответственность, призывая страны к прекращению гонки вооружения в космосе и использования космического оружия. Тем не менее ряд стран включая США, негативно относится к инициативам китайского правительства по созданию условий стабильного развития освоения космического пространства. До тех пор, пока США и КНР не выйдут на определенный уровень доверия в космическом сотрудничестве, невозможно будет достичь стабильности нового международного космического порядка.

Следует отметить, что реализация космической политики привела к противоборству космических стран, что находит отражение в политическом противостоянии и усилении военно-политической напряжённости, в нарастании реальных угроз глобальной безопасности. Решение проблемы космической безопасности требует совместных усилий всех участников мировой политики на основе соответствующих международно-правовых норм и принципов, однако этому препятствует недостаточная разработанность норм международного права в космической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.