УДК 327
Тутнова Татьяна Антоновна
КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЯ: ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Tutnova Tatiana Antonovna
CHINA’S SPACE ACTIVITIES: MILITARY AND POLITICAL ASPECT
Аннотация:
Растущее влияние космической деятельности (далее - КД) Китая на международные военнополитические отношения обусловлено ролью космических систем в модернизации китайских вооруженных сил, участием страны в международно-правовом регулировании КД, сотрудничеством в космической области с развитыми и развивающимися странами, столкновением интересов Китая и других значимых участников мировой КД. В настоящей статье представлены результаты анализа современного состояния КД КНР в контексте ее влияния на региональные и глобальные военно-политические процессы.
Ключевые слова:
Восточная Азия, геополитика, Индия, Китай, космическая программа, международная безопасность, международное сотрудничество в космосе, Япония.
Summary:
The development of China’s space program has a growing impact on the international military and political relations for several reasons. Notably, China participates in building up of the international regimes governing the space activities, intensifies cooperation with developed and developing countries in the space field, shares conflicting interests with other space-faring nations. Finally, the space systems play a crucial role in modernization of China's armed forces. This paper presents the analysis of Chinese space program’s current state and its impact on the military and political affairs.
Keywords:
China, East Asia, geopolitics, India, international security, international space cooperation, Japan, space program.
Освоение космического пространства рассматривается Китайской Народной Республикой как стратегически важный фактор формирования благоприятной военно-политической среды для государственного развития и отстаивания национальных интересов. Развиваемая с конца 1950-х гг., космическая программа КНР сегодня охватывает максимально широкий (после США и России) спектр направлений, что выделяет Китай среди других активных участников мировой космической деятельности. Китай самостоятельно создает и запускает спутники дистанционного зондирования Земли, связи, метеорологии, навигации, на коммерческой основе осуществляет запуски космических аппаратов для других стран. В начале нового тысячелетия Китаю удалось повторить такие советские и американские достижения 1960-1970-х гг. как выход человека в открытый космос, зондирование лунной поверхности.
Несмотря на то, что со второй половины 1980-х гг. Китай неизменно провозглашает коммерциализацию и инновационное развитие в качестве важнейших приоритетов своей космической политики [1], КД КНР отнюдь не исключает проведения таких военно-прикладных исследований, которые могут негативно повлиять на международную обстановку. Так, в 2007 г. Китай повторил опыт СССР и США периода «холодной войны», уничтожив баллистической ракетой находящийся на околоземной орбите спутник «Фэнъюнь-1С». При этом Китай стал только третьей страной, осуществившей подобное испытание.
Растущее влияние КД КНР на международные военно-политические процессы также обусловлено ролью военно-космических систем в модернизации китайских вооруженных сил, участием страны в международно-правовом регулировании КД, расширением возможностей международного сотрудничества Китая с развитыми и развивающимися странами, столкновением интересов КНР и других значимых участников мировой КД. В настоящей статье представлены результаты анализа современного состояния КД КНР и решаемых ею задач, выявлены факторы влияния этого вида деятельности на международные военно-политические процессы. Особое внимание сосредоточено на военно-прикладных направлениях китайской КД, включая развитие искусственных спутников Земли (далее - ИСЗ), выполняющих функции информационного обеспечения в мирное и военное время, а также проводимые Китаем испытания противоспутниковых (подавление и прямое поражение) и противоракетных технологий.
Военно-политические аспекты КД КНР.
Важную роль в обеспечении безопасности и государственных интересов КНР призвано сыграть развитие информационно-обеспечивающих космических систем. По состоянию на июль 2012 г. Китай занимал третье место в мире по количеству функционирующих спутников (443 спутника у США, 110 - у РФ, 93 - у Китая; 1 016 - общее число действующих спутников в
космическом пространстве) [2]. Как минимум 33 из 93 китайских ИСЗ находились в ведении военных структур, хотя граница между спутниками гражданского и военного назначения безусловно не является четкой [3]. Сегодня Китай развивает перспективные группировки метеорологических спутников - «Фэнъюнь», океанографических - «Хайян», ИСЗ наблюдения Земли -«Цзыюань» (совместно с Бразилией), навигации «Бэйдоу», исследовательские спутники -«Шицзянь», группировки спутников связи «СиноСат», «ЧайнаСат».
В целом, как в западных, так и в китайских открытых публикациях эксперты сходятся в том, что КНР до сих пор существенно отстает от США и России по качеству развития ракетнокосмической техники [4], однако важной характеристикой китайской космонавтики является общая положительная тенденция ее развития, наличие в стране финансовых ресурсов и политической воли к эффективному развитию КД. Из официальных заявлений китайской стороны следует, что Китай модернизирует уже имеющиеся у него системы спутниковой связи, разведки, навигации, метеорологии, создает новые системы видовой и радиолокационной разведки высокого разрешения для формирования современной системы вооруженных сил [5].
Вторым перспективным направлением военно-космических разработок являются испытания противоспутниковых и противоракетных технологий. КНР успешно провела два вида ракетных испытаний по перехвату объектов в космосе (противоспутниковое в 2007 г. и противоракетные в 2010, 2013 гг.). Более того, по данным разведки США, летом 2013 г. Китай осуществил эксперимент по сближению двух своих спутников (в момент наибольшего сближения расстояние между ними составило примерно 100 м) [6], что, согласно тому же источнику, целесообразно рассматривать как первые шаги КНР к испытаниям технологий спутников-перехватчиков.
Технологическим заделом для создания противоспутникового оружия обладают и некоторые другие государства, однако развитие этого направления КД крайне нежелательно в связи с угрозой нарушения стабильности международных отношений. Подобное «штучное» уничтожение ИСЗ потенциального противника не является целесообразным с военно-стратегической точки зрения, в то время как вероятность полномасштабного развертывания подобных систем крайне невелика по техническим причинам. Тем не менее, не подлежат сомнению намерения Китая поддерживать свою многомерную противоспутниковую программу активной, как минимум, на стадии испытаний.
Во-первых, таким способом Китай реагирует на неблагоприятные для него военнополитические события и процессы, такие как военное сотрудничество США с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, продажу Соединенными Штатами оружия Тайваню, который Пекин считает своей территорией [7]. Во-вторых, немаловажную роль играет и статусная мотивация: активно развивающаяся космическая программа Китая включает все основные виды КД, и военно-космические технологии, тем более уже испытанные США и СССР, не являются исключением. В-третьих, независимо от конечных планов в области развития Китаем противоспутниковых систем, проведенные им испытания уже достаточны для того, чтобы в случае заключения международных договоренностей по ограничению размещения оружия в космосе «сесть за стол переговоров» с позиции государства, уже обладающего подобными технологиями. Наконец, ряд политических экспертов из КНР не без оснований объясняют противоспутниковые испытания КНР как закономерную реакцию на угрозу милитаризации космоса, исходящую от США, поскольку многие американские системы могут быть использованы для уничтожения объектов с Земли в космосе [8].
По данным ряда российских и западных аналитиков, кроме испытаний противоспутникового оружия ударного действия, Китай проводит перспективные исследования в области лазерных технологий выведения из строя оптических датчиков космических аппаратов, а также исследования в области лазерных технологий разведки в космическом пространстве (например, для определения орбит спутников других государств) [9].
Функции космической деятельности распространяются дальше решения оборонных задач, и Китай, как государство с одной из наиболее развитых космических программ, имеет возможность реализации широкого спектра экономических и политических интересов в рамках своей КД. Исследование основных направлений КД КНР показало, что космическая программа Китая рассматривается руководством страны как один из инструментов так называемой «мягкой силы», задачи которой заключаются в акцентировании ценностного содержания китайской политики по развитию Кд, формировании положительного образа Китая за рубежом, повышении популярности китайской культуры и политического курса страны.
Во-первых, многие виды КД являются своеобразным инструментом внутренней политики Пекина, призванным консолидировать многонациональное население Китая. Например, в 2012 г. после успешного окончания очередной «пилотируемой» миссии китайские космонавты, пользующиеся огромной популярностью среди китайского населения, посетили специальные
административные районы КНР Гонконг и Макао, где общались с официальными лицами и обычными гражданами [10]. Во-вторых, Китай расширяет сотрудничество с развивающимися государствами, которые нуждаются в недорогих спутниках связи и наблюдения Земли для решения социально-экономических задач. Китай не только вывел на орбиты, но и построил спутники для Венесуэлы, Нигерии и Пакистана. В-третьих, Китай стремится развить экспорт образовательных услуг в сфере метеорологии, обработки полученных со спутников данных и даже подготовки космонавтов других стран [11].
КД КНР в контексте региональных и глобальных военно-политических процессов.
Совершенный на рубеже нового тысячелетия прорыв КНР в сфере космических технологий оказал большое влияние на настроения соседей и региональных соперников Пекина, как в связи с развитием военно-космических систем, так и в контексте намерений Китая использовать гражданские виды КД для расширения своего внешнеполитического влияния. Обзор мировых космических программ демонстрирует, что в новом тысячелетии в ряде азиатских государств наблюдается активная трансформация взглядов на роль КД в обеспечении государственных интересов. Индия, Республика Корея, Япония заинтересованы не только в доступе к конечным космическим услугам за счет сотрудничества с США, Европой и РФ, но и стремятся добиться большей самостоятельности в производстве и даже экспорте космических систем. Данный феномен иногда характеризуется на Западе как «азиатский технологический национализм» и заслуживает внимания в связи с развитием технологий гражданской и военной направленности.
С принятием в 2008 г. национального Закона о космосе Япония впервые отказалась от принципа невоенного использования результатов собственной КД. Вплоть до 2008 г. Министерству обороны Японии запрещалось «на законных основаниях» эксплуатировать собственные космические системы связи, навигации и разведки, (в соответствии с принятым в 1969 г. принципом «мирного использования космоса» и статусом невоенной державы, закрепленным в японской конституции) [12]. Обращает на себя внимание создание трех региональных космических систем навигации (К. с. н.) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2000 г. на орбиту были выведены два экспериментальных спутника китайской К. с. н. «Бэйдоу», а в 2003 и 2006 гг. правительствами Японии и Индии соответственно были окончательно утверждены проекты развития собственных региональных К.с.н. с тем, чтобы снизить свою зависимость от американских навигационных систем в стратегически важных областях [13].
Стремление Индии, Китая и Японии использовать космическое сотрудничество с развивающимися странами как инструмент внешней политики актуализирует дальнейшее изучение механизмов их взаимодействия в космической сфере и влияние этого взаимодействия на региональные военно-политические процессы. Например, в последние годы КНР активизировала космическое сотрудничество со Шри-Ланкой: государства подписали соглашения о строительстве и запуске первого спутника для Южно-Азиатского государства, а также об учреждение в Шри-Ланке Академии в области космической науки. По сообщениям индийской прессы, подобное партнерство является вторжением КНР в зону интересов Индии, единственного соседа Шри-Ланки [14]. Индия пока не может использовать сферу космических запусков для формирования связей с развивающимися странами ввиду технических проблем с единственной индийской ракетой-носителем тяжелого класса GSLV. Тем не менее, в Индии был создан Центр космической науки и научно-технического образования в Азии и зоне Тихого Океана [15]. Японии еще предстоит снизить стоимость своих ракет-носителей и наработать статистику удачных пусков, однако уже сегодня частью «космической дипломатии» Токио в Азиатско-Тихоокеанском регионе стал спутниковый экологический мониторинг и борьба с последствиями стихийных бедствий. По мнению некоторых японских экспертов, подобные престижные проекты помогут подчеркнуть лидирующие позиции Японии в развитии технологий, повышающих безопасность в регионе, и тем самым положительно повлиять на позиции Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе [16]. Создание в АТР двух региональных организаций по космическому сотрудничеству - APSCO и APRSAF, сосредоточенных вокруг различных центров влияния -КНР и Японии соответственно, свидетельствует о долгосрочной конкуренции этих государств на развивающихся космических рынках Южной и Восточной Азии.
Экономическое развитие, модернизация вооруженных сил КНР, а также постепенный переход страны в «новую весовую категорию» на международной арене обуславливают высокий интерес политологов и к перспективам китайско-американских отношений. Государства имеют разногласия по многим военно-политическим проблемам, и сфера КД в настоящее время представляется одной из наиболее конфликтных областей. Спорными в отношениях КНР и США являются такие вопросы, как наращивание американской противоракетной обороны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стремление обоих государств использовать ресурсы КД для достижения военно-стратегических преимуществ, модернизация Китаем баллистических ракет военного
назначения. Вместе с тем расхождение позиций КНР и США по ряду вопросов их стратегических отношений не препятствует высокому влиянию Соединенных Штатов на развитие КД Китая в виде профессиональной подготовки будущих китайских специалистов. Перспективы развития военно-политических отношений КНР и США получают разные оценки, тем не менее, вероятность вооруженного конфликта между КНР и США, в том числе с применением ядерного оружия, в настоящее время рассматривается большинством экспертов как минимальная. Однако, ввиду развития Соединенными Штатами и Китаем технологий, способных негативно воздействовать на работу космических аппаратов друг друга, существует угроза роста недоверия и конфликтности между двумя государствами, что может негативно отразиться на отношениях двух государств в целом.
Дальнейшее развитие военно-космических технологий в КНР и в мире усилит необходимость создания более строгих международных правил, исключающих возможность размещения оружия в космосе и использования любых видов оружия против космических систем.
Ссылки:
1. Белая книга «Космическая деятельность КНР - 2011» (2011 нянь чжунго дэ хантянь) // Интернет-страница правительства КНР. 2011. Декабрь. URL: http://www.gov.cn/gzdt/2011-12/29/content_2033030.htm (дата обращения:
19.09.2013).
2. Satellite Database. URL: // Union of Concerned Scientists, US. URL:
http://www.ucsusa.org/nuclear_weapons_and_global_security/space_weapons/technical_issues/ucs-satellite-database.html (дата обращения: 19.09.2013).
3. Там же.
4. Глава «Лунного проекта» КНР Луань Эньцзе: три значимые вехи китайских аэрокосмических технологий (Луань
Эньцзе: сань да личэнбэй цзяньчжэн чжунго хантянь кэцзи) // Ассоциация ученых и технических специалистов КНР (China Association for Science and Technology (CAST)). 2010. 26 сентября. URL:
http://www.cast.org.cn/n35081/n35473/n35518/12268094.html (дата обращения: 19.09.2013).
5. Белая книга «Диверсифицированное использование вооруженных сил Китая» (Чжунго учжуан лилян дэ доян хуа юньюн байпишу). 2013 // Интернет-страница Министерства обороны КНР. URL: http://www.mod.gov.cn/affair/2013-04/16/content_4442839.htm (дата обращения: 19.09.2013).
6. China launches three ASAT satellites: Small maneuvering orbiters include one with a robotic arm // China Daily Mail. 2013. August, 28. URL: chinadailymail.com/2013/08/28/china-launches-three-asat-satellites-small-maneuvering-orbiters-include-one-with-a-robotic-arm/ (дата обращения: 19.09.2013).
7. См.: семинар в Институте им. Маршалла (США) от 19 февраля 2013 г. // The Space Review. 2013. URL: http://www.thespacereview.com/article/2251/1 (дата обращения: 19.09.2013).
8. Hui Zhang Action/Reaction: U.S. Space Weaponization and China // Arms Control Association. 2005. URL: www.armscontrol.org/print/1943 (дата обращения: 19.09.2013).
9. Satellite Laser Ranging in China // Union of concerned scientists. 2007. January. URL:
http://www.ucsusa.org/nuclear_weapons_and_global_security/space_weapons/technical_issues/chinese-lasers-and-us.html (дата обращения: 25.09.2013).
10. Some 1,000 HK students meet Shenzhou-9 astronauts // News Agency «Xinhua». 2012. URL: http://nesa.xinhuanet.com/english/china/2012-08/11/c_131778216.htm (дата обращения: 15.01.2013).
11. China's space station to open for foreign peers // China Daily. 2013. 18 сентября. URL:
usa.chinadaily.com.cn/epaper/2013-09/18/content_16978823.htm (дата обращения: 15.11.2013).
12. См.: Закон о Национальном агентстве Японии по освоению космического пространства (NASDA) (Закон № 50 от 23 июня 1969 г., с поправками). Документ. URL: http://www.spacelaw.olemiss.edu/library/space/Japan/1969-50%20-%20NASDA.pdf (дата обращения: 20.09.2013).
13. Satellites for navigation // Government of India. Press Information Bureau. Август, 2006. URL: pib.nic.in/release/rel_print_page.asp?relid=19703 (дата обращения: 20.09.2013).
14. China-Sri Lanka space cooperation worries India // The Hindu. 2013. March, 21. URL:
www.thehindu.com/news/national/chinasri-lanka-space-cooperation-worries-india/article4530698.ece (дата обращения:
20.09.2013).
15. Официальный сайт Центра космической науки и научно-технического образования в Азии и зоне Тихого Океана. URL: http://cssteap.org/links.html (дата обращения: 20.09.2013).
16. Симидзу Т. Развитие системы управления стихийными бедствиями и содействие международному сотрудничеству в Азии // Тренды науки и технологий. 2008. Апрель. № 27. С. 93-108.