УДК 94 : 327 “1991/2010”
Маилян Павел Горюнович
аспирант кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru
МИЛИТАРИЗАЦИЯ И ВОЕНИЗАЦИЯ КОСМОСА КАК ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1991-2010 ГГ.
Mailyan Pavel Goryunovich
PhD student of the Modern, Contemporary History and International Relations Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru
MILITARIZATION OF OUTER SPACE AS A PROBLEM OF INTERNATIONAL AFFAIRS IN 1991-2010
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы милитаризации и военизации космоса, возникшие на международной арене в 1991-2010 гг. Анализируются причины военного направления политики основных космических держав, их взаимосвязь с вопросами национальной безопасности, а также возможность в современных условиях подписания обновленного договора по космосу.
Ключевые слова:
милитаризация и военизация космоса, США, Россия, Китай, Договор по космосу, национальная безопасность, космическая политика, международные отношения.
Summary:
The article considers an international problem of outer space militarization in 1991-2010. The author analyzes the reasons of military-oriented policies of the main space faring nations, the correlation with national security issues, and possibility of signing the updated Outer Space Treaty.
Keywords:
militarization of outer space, the USA, Russia, China, the Outer Space Treaty, national security, space policy, international affairs.
Процесс определения новых целей и задач в космонавтике идет быстрыми темпами во всех космических державах, и это отражается в их космических программах - появляются новые черты в стратегиях космической деятельности. С 1991 г. сложились новые политические реалии, отличные от тех, при которых создавалась нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в космосе. Одной из таких черт является обеспечение новыми и старыми космическими державами национальной безопасности при помощи космического компонента, который играет возрастающую роль в ее обеспечении. Космос использовался в военных целях двумя сверхдержавами с начала космической эры - с запуска первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) - для целей разведки или обеспечения связи.
Однако основную угрозу представляет военизация космического пространства, подразумевающая размещение обыкновенных видов оружия на орбите или их поставку на вооружение. Даже простое испытание противоспутникового оружия КНР в 2007 г. вызвало бурную негативную реакцию на международной арене, несмотря на заверение китайского правительства, что испытания не были направлены против какой-либо стороны [1]. Активное использование противоспутникового оружия или других видов космического оружия может вызвать гонку вооружений в космосе, которая со временем наберет скорость. Осознание лидерами государств выгодности освоения космоса и появления космических активов, от которых в некоторых странах зависит функционирование всей инфраструктуры, обороноспособность и, как следствие, национальная безопасность, привело к опасениям, что они могут стать «ахиллесовой пятой» государства, заманчивой целью для нанесения удара.
Проблема заключается в следующем противоречии - несмотря на пагубность политических решений, приводящих к военному использованию космоса, не существует предложений четко выверенного механизма предотвращения военизации космоса. При заключении действующего договора по космосу 1967 г., государства, подписавшие его, не желали исключать милитаризацию космоса из сферы возможной деятельности, запрещая размещение оружия массового поражения (ОМП) и обходя стороной вопрос об обычных видах вооружения. Несмотря на несовершенство нормативно-правовой базы, инструменты международной политики могли бы регулировать космическую деятельность государств, устанавливая не строгие правила, а ключевые параметры освоения космоса. Они сделали бы космическую деятельность стран предсказуемой и прозрачной и в некоторых случаях помогли бы решить вопросы, связанные с безопасностью. Однако из-за правовых лакун в договоре по космосу 1967 г. сохраняется возможность использования военно-космической технологии и ее последующей эволюции, а у прави-
тельств стран нет уверенности в том, что то или иное государство не намеревается разместить обычные виды вооружения в космосе.
Одним из способов предотвращения военизации космического пространства представляется заключение обновленного договора по космосу, который бы удовлетворял интересам всех или большинства акторов международных отношений. Нормативно-правовое регулирование космической деятельности является ключевым элементом обеспечения стабильного развития космонавтики. Для подписания подобного всеобъемлющего договора необходимы определенные условия, которые бы исключили фактор недоверия на международной арене. Космическая политика стран различна и уникальна, так как соответствует особенностям конституционного строя, технологическому и экономическому уровню государства. Она зависит от огромного количества факторов и выражает устремления и цели заинтересованных кругов, имеющих на нее влияние. Это могут быть самые различные круги, представляющие разнообразные и иногда противоречащие друг другу интересы экономического, социального или политического характера [2, с. 1051-1054].
Как следствие, космическая политика может удовлетворять всем интересам внутри одной страны и в то же время не совпадать с интересами, вложенными в космическую политику, другой страны. Однако общим для всех держав остается интерес в области национальной безопасности. Таким образом, в сфере космической деятельности существует риск проявления серьезных конфликтов - во многом из-за разногласий по вопросам национальной безопасности.
Основными источниками для понимания намерений государств могут служить не только их действия на международной арене за последние 20 лет, но и тексты действующих договоров и соглашений по различным аспектам космической деятельности, официальные документы космических ведомств различных стран, белые книги национальной обороны космических держав. С их помощью можно выявить истинные мотивы, лежащие в основе национальных космических программ, так как в них отражена роль космических технологий в обеспечении национальной безопасности государств. Проблему военизации космоса можно рассмотреть на примере трех основных космических держав - США, РФ, КНР, чья деятельность в космосе затрагивает все аспекты космической политики и продолжает служить вектором в космонавтике для новых космических держав.
В США первый закон о космической деятельности был принят в год запуска первого американского спутника и с небольшими поправками действует до сих пор. Нынешняя космическая стратегия национальной безопасности США определяет на несколько лет вперед путь развития внешней и внутренней политики в космической отрасли [3], формирует ответы на современные и будущие вызовы, которые могут встать перед министерством обороны США, разведывательным сообществом США или перед любым другим агентством, руководствующимся этим документом. Национальную политику США в области космоса нельзя рассматривать отдельно от военной стратегии и стратегии национальной обороны страны, так как космические системы США стали важнейшей частью их боевого потенциала [4]. Например, активные действия орбитальной группировки военных спутников сделали ведение боевых действий успешным. Использование спутниковой системы навигации означало улучшение характеристик высокоточного оружия, качественную организацию разведки и авиационную поддержку. Доля высокоточного оружия в Иракской войне 2003 г. составляла 95 %, в то время как в первой иракской кампании 1991 г. она составляла 7 % [5, с. 53].
Для США угрозу может представлять любая способность снизить эффективность действия космических аппаратов (КА), нанесение им вреда или выведение из строя наземных комплексов, обеспечивающих их функционирование. На настоящий момент риск для космических систем США минимален, однако в перспективе он может появиться ввиду развития нетрадиционных и асимметричных методов борьбы, таких как терроризм и мятежи, которые в сочетании с распространением ОМП могут бросить серьезный вызов интересам безопасности США. Кроме того, крупные космические державы, такие как Китай, набирают больший вес в международных делах и заставляют США выстраивать свою стратегию с учетом их действий [6].
В космической программе Китая прописаны принципы, которыми руководствуется страна, ее достижения, цели, основные задачи на будущее и меры, предпринимаемые для их решения. Озабоченность государств вызывается закрытостью китайских военно-космических программ, отсутствием доподлинной информации об изначальном размере бюджета космической отрасли и заявлениями китайской стороны о намерении его увеличить [7, с. 56]. Считается, что китайская военная модернизация может вызвать возможную «дестабилизацию» в мире, так как очевидно, что Китай будет развивать обычные виды вооружения, укреплять военные резервы, включая их космический компонент [8].
Стремление крупнейших космических держав, таких как Россия или США, вести продолжительный стратегический диалог с КНР объясняется желанием иметь возможность повлиять на ее решения в той или иной области. В период с 2001 по 2006 гг. китайской стороной были подписаны соглашения о сотрудничестве в области использования космоса и о совместных космических проектах с восьмью космическими державами [9]. Причины сотрудничества с Пекином в области освоения космоса, несмотря на относительную прозрачность космической деятельности КНР, заключаются в бурном развитии космических технологий в стране и возможностях, которыми может располагать государство благодаря использованию космоса: внутренняя стабильность, экономический рост и национальная безопасность.
Другой крупной космической державой, играющей важную роль в космической сфере, является Россия. В отличие от СССР, где законодательное регулирование космической деятельности практически отсутствовало, а управление осуществлялось жестким администрированием, в России законом «О космической деятельности» от 6.10.1993 г. предпринималась попытка отладить организацию космической деятельности и предоставить экономические условия для ее осуществления, решить проблемы с космической инфраструктурой, обеспечить безопасность космической деятельности и международного сотрудничества [10].
В течение 1990-х гг. российские военно-космические активы устаревали, а Министерство обороны РФ не обладало достаточными финансовыми ресурсами для замены выходящих из строя, износившихся КА [11, c. 16]. Российская космическая программа 2006-2011 гг. охватывает все сферы космической деятельности страны - от создания пилотируемых КА и разработки научных зондов до увеличения количества ИСЗ на орбите. Цели и задачи РФ в космосе не определяются стремлением разместить оружие в космосе. Несмотря на это, РФ ищет адекватный ответ современным угрозам национальной безопасности. Возможные атаки российских систем раннего оповещения космического базирования и военных спутников разведки представляют угрозу национальной безопасности страны, пусть и не в таких масштабах, как США. Возрастающая зависимость армии от космических систем увеличивает опасения возможной потери космических систем.
Таким образом, за последние годы определились несколько направлений космической деятельности. Важнейшим пунктом российской военно-космической политики является защита космических систем и их наземный компонент [12]. Происходит переход к более эффективным и менее дорогостоящим информационным системам, обновляется система раннего предупреждения о ракетных атаках. Гарантированный доступ России в космическое пространство достигается возможностью с собственной территории осуществлять запуски всех назначений. Это означает реализацию программ развития российских космодромов, наращивание состава и возможностей российской орбитальной группировки - КА военного и двойного, социальноэкономического и научного назначения, расширение присутствия на мировом рынке КА и услуг, создание научно-технических и технологических условий для осуществления масштабных космических проектов [13].
Возрастающая опора на космические системы сегодня означает, что безопасность на Земле неразрывно связана с безопасностью в космосе, а космические системы не должны становится яблоком раздора для государств. Как безопасность на дорогах может быть регулируема правилами, так же и космическая деятельность должна быть подчинена одному универсальному закону. Поэтому существует необходимость выдвижения инициатив, в которых содержался бы запрет на размещение оружия в космосе, так как тот или иной договор может быть принят в случае соответствия его пунктов взглядам правительств государств на вопросы милитаризации космоса. Однако можно сделать вывод о невозможности в современных условиях подписания нового договора по космосу, который бы прекратил милитаризацию и исключил бы возможность появления оружия в космическом пространстве. Очевидно, что державы не будут ослаблять свои армии, лишив их космического компонента, который может усовершенствовать боевые системы и обеспечить национальную безопасность военными средствами. Причиной этому служит возросшее использование космических систем для целей обеспечения национальной безопасности, которая в свою очередь в большей степени зависит от военных возможностей государства.
Ссылки:
1. Military Power of the People's Republic of China. A Report to Congress. Pursuant to the National Defense Authorization Act. Fiscal Year 2000. [Электронный ресурс]. // Department of Defense. URL: www.defense.gov/pubs/2003chinaex.pdf (дата обращения: 23.12.2010).
2. Jakhu R. Capacity building in space law and space policy // Advances in space research. № 44. 2009. P. 1051 -1054.
3. National Security Space Strategy. Unclassified Summary. [Электронный ресурс]. // Department of Defense. URL: www.defense.gov (дата обращения: 2.04.2011).
4. National Space Policy 2011 // The White House Washington. [Электронный ресурс]. URL: www.whitehouse.gov (дата обращения: 25.08.2011).
5. Космос: оружие, дипломатия, безопасность / под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М., 2009. С. 53.
6. Labonte M., Morrison W. China's Holdings of U.S. Securities: Implications for U.S. Economy // Federation of American Scientists. [Электронный ресурс]. URL: www.fas.org (дата обращения: 15.10.2011).
7. Родин А. Космическая промышленность КНР // Новости космонавтики. № 2. 2004. С. 56. [Электронный ресурс]. URL: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/255/02.html (дата обращения: 26.10.2011).
8. Белая книга. Национальная оборона КНР 2002 г. // Энциклопедия Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/627/719/11277.html (дата обращения: 12.06.2010).
9. Цели и принципы космической программы Китая // Китайский информационный интернет-центр. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/government/archive/bar/txt/2006-11/23/content_2275882.htm (дата обращения: 23.04.2011).
10. Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности» (с изменениями от 29 ноября 1996 г.). Раздел II, ст. 6 // Законы РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://femida.info/14/24005.htm (дата обращения: 22.05.2011).
11. Montluc B. De Russia's resurgence: prospects for space policy and international cooperation // Space policy (26). 2010. P. 16.
12. Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 г. // Совет безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/96.html (дата обращения: 26.08.2011).
13. Федеральная Космическая Программа России на 2006-2015 гг. Постановление Правительства РФ 22 октября 2005 г. № 635 // Федеральное космическое агентство. [Электронный ресурс]. URL: www.federalspace.ru/download/fkp_ 2015_for_site.doc (дата обращения: 16.01.2011).
References (transliterated):
1. Military Power of the People's Republic of China. A Report to Congress. Pursuant to the National Defense Authorization Act. Fiscal Year 2000. [Electronic resource]. // Department of Defense. URL: www.defense.gov/pubs/2003chinaex.pdf (date of access: 23.12.2010).
2. Jakhu R. Capacity building in space law and space policy // Advances in space research. № 44. 2009. P. 1051-1054.
3. National Security Space Strategy. Unclassified Summary. [Electronic resource]. // Department of Defense. URL: www.defense.gov (date of access: 2.04.2011).
4. National Space Policy 2011 // The White House Washington. [Electronic resource]. URL: www.whitehouse.gov (date of access: 25.08.2011).
5. Kosmos: oruzhie, diplomatiya, bezopasnost' / ed. by A. Arbatov, V. Dvorkin. M., 2009. P. 53.
6. Labonte M., Morrison W. China's Holdings of US Securities: Implications for US Economy // Federation of American Scientists. [Electronic resource]. URL: www.fas.org (date of access: 15.10.2011).
7. Rodin A. Kosmicheskaya promyshlennost' kNr // Novosti kosmonavtiki. № 2. 2004. S. 56. [Electronic resource]. URL: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/255/02.html (date of access: 26.10.2011).
8. Belaya kniga. Natsional'naya oborona KNR 2002 g. // Entsiklopediya Kitaya. [Electronic resource]. URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/627/719/11277.html (date of access: 12.06.2010).
9. Tseli i printsipy kosmicheskoy programmy Kitaya // Kitayskiy informatsionniy internet-tsentr. [Electronic resource]. URL: http://russian.china.org.cn/government/archive/bar/txt/2006-11/23/content_2275882.htm (date of access: 23.04.2011).
10. Zakon RF ot 20 avgusta 1993 g. № 5663-I «O kosmicheskoy deyatel'nosti» (s izmeneniyami ot 29 noyabrya 1996 g.). Razdel II, st. 6 // Zakony RF. [Electronic resource]. URL: http://femida.info/14/24005.htm (date of access: 22.05.2011).
11. Montluc B. De Russia's resurgence: prospects for space policy and international cooperation // Space policy (26). 2010. P. 16.
12. Osnovy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti kosmicheskoy deyatel'nosti na period do 2020 g. // Sovet bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. [Electronic resource]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/96.html (date of access: 26.08.2011).
13. Federal'naya Kosmicheskaya Programma Rossii na 2006-2015 gg. Postanovlenie Pravitel'stva RF 22 oktyabrya 2005 g. № 635 // Federal'noe kosmicheskoe agent stvo. [Electronic resource]. URL: www.federalspace.ru/download/fkp_2015_ for_site.doc (date of access: 16.01.2011).