Научная статья на тему 'Космос как сфера политического взаимодействия государств в условиях глобализации'

Космос как сфера политического взаимодействия государств в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
908
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОЕНИЕ КОСМОСА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / «ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ» / SPACE EXPLORATION / POLITICAL INTERACTION / GLOBALIZATION / CONFLICT / COMPETITION / COOPERATION / "ONE BELT ONE WAY."

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лян Цзячу

В статье представлены этапы развития отношений и основные тенденции политического взаимодействия в сфере космического сотрудничества Китая и других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space as a sphere of political interaction between states in the context of globalization

The article presents the stages of development of the relations and main tendencies of political interaction in the field of space cooperation between China and other countries.

Текст научной работы на тему «Космос как сфера политического взаимодействия государств в условиях глобализации»

УДК 327.8

DOI10.34823/SGZ.2020.1.51313

ЛЯН ЦЗЯЧУ аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В.

Ломоносова*

Космос как сфера политического взаимодействия государств в условиях глобализации

В статье представлены этапы развития отношений и основные тенденции политического взаимодействия в сфере космического сотрудничества Китая и других стран.

Ключевые слова: освоение космоса, политическое взаимодействие, глобализация, конфликт, конкуренция, сотрудничество, «Один пояс - один путь».

LIANG JIACHU Postgraduate student Department of Political Science

Institute of Asia and Africa Lomonosov Moscow State University

Space as a sphere of political interaction between states in the context of globalization

The article presents the stages of development of the relations and main tendencies of political interaction in the field of space cooperation between China and other countries.

Keywords: space exploration, political interaction, globalization, conflict, competition, cooperation, "One belt - one way."

Современное развитие превратило космос не только в важную сферу человеческой деятельности, но и в важный

* Лян Цзячу, e-mail: nibufuwo@hotmail.ru

фактор мировой политики. Освоение космоса, космическая политика государств все чаще становятся предметом политологических исследований. Подход в рамках политической науки позволяет рассматривать освоение космоса как целостное общественно-политическое явление. В настоящее время космос представляет собой сферу активного политического взаимодействия государств.

Освоение человеком космоса можно считать началом нового этапа в развитии человечества. Исследование и использование космического пространства является глобальной задачей, поскольку возможно только общими усилиями. Данное направление существенным образом влияет на политику государств, международные отношения.

Теоретическое осмысление данной сферы начинается в середине ХХ в. и частично было обусловлено гонкой вооружений, политическим противостоянием США и СССР. Следует вспомнить исследования Арбатова Г.А., Леонова Е.А.

Начиная со второй половины прошлого века процессы освоения и разведки космоса стали осуществляться более интенсивно. Многие страны осознали важность наличия в космосе собственного спутника.

В настоящее время между странами в космической сфере сложились отношения как сотрудничества, так и конкуренции. Главной тенденцией является установление в данной сфере связей сверхдержав с небольшими странами.

Так, исследователь А.Е. Тарасов отмечает, что «полный отказ той или иной страны от космической деятельности влечет за собой не только технологическое отставание, но и негативные политические последствия в виде снижения авторитета страны на мировой арене и невозможности использовать космонавтику как инструмент внешней и внут-1

ренней политики» .

Началом международного сотрудничества в космосе следует считать этап успешных запусков космических аппаратов. Пожалуй, до 90-х гг., т.е. нового периода в международных отношениях сотрудничество в космосе осуществлялось благодаря государственным проектам, при этом партнеры для участия в совместных космических проектах выбирались на высшем государственном уровне, с учетом исключительно

1 Тарасов А.Е. Международное сотрудничество в космосе после холодной войны и интересы России: Дисс. канд. полит. наук. М., 2002, с. 155.

приоритетных направлений внешней и военной политики. Данное обстоятельство обуславливалось особым статусом космической деятельности в системе политических приоритетов правительств СССР и США, а также других «космических держав», превалировало политическое значение проектов над экономическим интересом, что являлось характерным признаком начала космической эры, но сохраняет свою значимость и на современном этапе.

Следует подчеркнуть, что созданный СССР и США промышленный потенциал в космической области не имел себе равных. Также СССР активно сотрудничал со своими союзниками по социалистическому лагерю. Поэтому многие страны Восточной Европы получили возможность участия в различных космических проектах, включая пилотируемые. США и западные страны также реализовывали совместные проекты.

Необходимо отметить общегражданскую направленность научных и практических задач первых совместных проектов. Военное использование космического пространства на начальном этапе сводилось к созданию сетей космической связи, которые должны были обеспечивать нужды военных блоков, членами которых являлись «космические державы». Следует также отметить тот факт, что страны, имевшие разведывательные спутники, делились иногда полученной информацией со своими союзниками. Как отмечает исследователь Д.Р. Бирюкова, освоение космоса изначально имело военную направленность. И сегодня космическая деятельность ведущих государств мира, прежде всего США, несмотря на ее коммерциализацию, также подчинена достижению глобальных военно-политических целей, камуфлируемых под укрепление национальной безопасности1.

Проект МКС имел большое значение для политического взаимодействия стран, так как он объединил практически все ведущие космические державы, разъединенные глобальным противостоянием.

В ХХ! веке сотрудничество в космической сфере выходит на качественно новый этап, становится многоуровневым и многосторонним. Начало этапу было положено окончанием холодной войны и демилитаризацией международной эконо-

1 Бирюкова Д.Р., Гахрыманова Н.Г. Космическая политика как один из механизмов обеспечения стратегических интересов России // Постсоветские исследования, 2018, № 7, с. 679-689.

мики в 80-е гг. ХХ в., чему также способствовал процесс глобализации мировой экономики.

Китайские ученые Сяо Вэй и Фан Цунвэй отмечают, что новый тип космического сотрудничества является наглядным проявлением новых международных отношений в области космоса, цель которых состоит в том, чтобы установить нормативный принцип совершенствования международного сотрудничества в космосе с тем, чтобы все страны мира уважали друг друга в космосе, способствовали

формированию справедливого космического международ-

1

ного порядка .

Активно взаимодействуют в космической сфере страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В настоящее время страны данного региона участвуют в деятельности по освоению космического пространства, активно разрабатывают собственную космическую политику, осуществляют двустороннее международное сотрудничество в различных аспектах космической деятельности, добились крупных прорывов, особенно Китай, Япония и Южная Корея. Собственные космические программы имеют Малайзия, Сингапур, Таиланд. Однако в космическом сотрудничестве восточноазиатского и юго-восточного регионов существует много проблем, в основном обусловленных различными подходами в странах региона к сценарию развития освоения космоса, неоднозначностью геополитических ограничений, отсутствием институциональных норм. Так, Сяо Вэй и Фан Цунвэй, исследуя международное сотрудничество стран Восточной Азии в космической сфере, подчеркивают, что для решения существующих проблем необходимо «новое» космическое сотрудничество, для чего необходимо разработать нормативную базу международного космического сотрудничества, обеспечить институциональную гарантию космического сотрудничества, создать многоуровневую модель международного сотрудничества и

механизмы уменьшения негативных последствий милитари-

2

зации различными средствами .

В рамках мировой политики особое внимание следует обратить на взаимодействие в данной сфере Китая как круп-

1 Сяо Вэй, Фан Конгвей. Создание модели космического сотрудничества нового типа в Восточной Азии: ограничения и выбор пути // Фронт социальных наук, 2019, № 01, с. 219 (на китайском языке).

2 Там же, с. 220.

ной космической державы с развивающимися странами. Продолжая инициативу «Один пояс - один путь», КНР стремится и в космосе объединить страны Центральной и Юго-Восточной Азии под своей эгидой, направить общие усилия на мирное освоение космоса. Так, Чэнь Сян отмечает, что с развитием информатизации аэрокосмическое развитие как высокотехнологичная деятельность превращается в стратегический выбор для большого числа стран. В этом отношении выдающимся достижением является то, что азиатские страны достигают быстрого развития в космосе и превращаются в «новую силу» международного космического пространства. В то же время космическое сотрудничество азиатских стран превращается в серьезнейшую проблему взаимодействия, требующую конструктивного решения1.

Космическое сотрудничество Китая со странами Юго-Восточной Азии в последние годы достигло значительных успехов, отмечаются значительные достижения в области экспорта космических технологий, совместного развития и обмена информацией, что может служить образцом космического сотрудничества между крупными и развивающимися странами.

Особую роль в международном космическом сотрудничестве выполняют совместные проекты в области пилотируемых космических полетов. Политическая значимость пилотируемой космонавтики вызывает интерес во многих странах. Однако высокая стоимость разработки и производства пилотируемых космических аппаратов неприемлема для большинства стран, данное обстоятельство стимулирует международное сотрудничество в этой области. На сегодняшний день только Китай продолжает осуществлять полностью независимую программу пилотируемых космических полетов.

Важное место в освоении космоса принадлежит совместной деятельности Китая, России и США. Данное трехстороннее взаимодействие имеет достаточно сложное наполнение, поскольку российско-американское космическое сотрудничество имеет относительно продолжительную историю отношений, в то время как у Китая и Соединенных Штатов почти нет совместных проектов. Российско-китайское космическое

1 Чэнь Сян. Предварительное исследование космического сотрудничества между Китаем и странами Юго-Восточной Азии // International Research Reference, 2017, № 11, р. 1 (на китайском языке).

сотрудничество активно развивается и углубляется. Если отношения трех сторон - Китая, Соединенных Штатов и России представить как треугольник, то его стороны не будут равны. Жесткая конкуренция между тремя странами в космической сфере определяется различными стратегическими целями этих стран. Космос связан с национальной безопасностью и экономическими интересами, а также с международной стратегической стабильностью и балансом сил. По мнению Хэ Цисуна, в будущем США, Китай и Россия будут усиливать конкуренцию в области космических технологий, и данная тенденция необратима: для противодействия космической гегемонии США, для противостояния американскому превосходству в этой сфере Китай и Россия объединят свои усилия1.

США и Россия представляют собой своеобразный и неповторимый пример космического сотрудничества. Между этими государствами существуют серьезные споры в международной сфере: от Крыма и Сирии до кибератак и вмешательства в президентские выборы. В двух государствах есть понимание, что человечество добралось до Луны благодаря их двусторонней гонке за технологическое превосходство. В течение почти трех десятилетий США и Россия сотрудничали в строительстве и эксплуатации Международной космической станции. Что еще более важно, США продолжают зависеть от России в поставках ракетных двигателей РД-180, которые США используют для запуска своих спутников-шпионов.

Помимо того, что в космическом взаимодействии возможно гармоничное совместное развитие стран, в этой сфере существует жесткая конкуренция, направленная на достижение определенных успехов, что создаст преимущество страны не только в космической сфере, но и в глобальном влиянии.

Таким образом, история человечества за последние 60 лет в международной космической деятельности пережила три цикла, среди которых конкуренция и сотрудничество. В последние 10 лет в условиях жесткой конкуренции налаженное сотрудничество стало новой качественной особенностью космического международного взаимодействия. Главной задачей остается недопущение космических конфликтов. Этому способствуют высокая стоимость космического оружия, страх

1 Хэ Цисун. Отношения в космической сфере между Китаем, Соединенными Штатами и Россией // Тихоокеанский журнал, 2016, № 24 (12), с. 64 (на китайском языке).

перед неизвестными последствиями и преимущества космического сотрудничества. Однако международное космическое сотрудничество сталкивается с трудностями: корректировкой национальной ядерной стратегии и стратегии ядерного сдерживания, разработкой космических технологий и космического оружия, развитием космического сдерживания и теории междоменного сдерживания, - все это увеличивает вероятность международного космического конфликта. Также следует обратить внимание на необходимость интеграции технологических направлений аэрокосмических предприятий.

Можно констатировать, что в настоящее время в космической сфере между странами сложились отношения как сотрудничества, так и конкуренции. Главной тенденцией является установление связей крупных держав с развивающимися странами в данной сфере. При этом важную роль играют действия Китая как крупной космической державы. Рост глобальной космической золотой лихорадки в рамках реализации китайской инициативы «Один пояс - один путь», а также современные космические технологии, реализуемые в промышленности, дают Китаю большие возможности для создания качественно новой основы международного космического сотрудничества. Китай должен содействовать космическому сотрудничеству со странами и регионами в рамках этой инициативы. Это не только способствует трансформации международного космического сотрудничества Китая от пассивного «прорыва» к активному «макету», но также и расширению международной роли Китая в космической сфере и в глобальном влиянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.