Научная статья УДК 341.229
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.46
Китай и механизмы международно-правового регулирования космической деятельности
Татьяна Антоновна Тутнова
Институт Востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия, tutnowa.t@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3398-3803
Аннотация. Китай активно поддерживает разработку международных правовых механизмов, не является исключением и сфера мирного освоения космоса. Присоединение в 1980-х гг. к документам ООН по космическому пространству и другим международным организациям позволило Пекину, только что вставшему на путь реформ, получить доступ к международному научно-техническому сотрудничеству. Однако как китайские, так и многие российские и зарубежные эксперты отмечают несовершенства международного космического права, указывая на отсутствие базовых определений и недостаток мер контроля за деятельностью государств в космосе. Став участником правовых механизмов в области космического права значительно позже их вступления в силу, Китай не участвовал в их обсуждении и теперь проявляет инициативу создания более совершенных механизмов контроля в этой области.
Ключевые слова: искусственный спутник Земли, Китай, космическая программа, международное право, международные правовые механизмы, мирное освоение космоса, космическая деятельность, научно-техническое сотрудничество
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Тутнова Т.А. Китай и механизмы международно-правового регулирования космической деятельности // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 352-357. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.46.
Original article
China and the Mechanisms of International Legal Regulation of Space Activities
Tatiana A. Tutnova
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, tutnowa.t@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3398-3803
Abstract. China actively supports the development of international law mechanisms and the field of peaceful exploration of outer space is no exception. Joining the UN documents on space and other international organizations in the 1980s allowed Beijing to gain access to international scientific and technical cooperation. However, many Chinese, Russian as well as foreign experts note the imperfections of international space law, citing the lack of basic definitions and inadequate measures to control the activities of states in space. Having become a party to space law legal mechanisms much later than their entry into force, China did not participate in their deliberations and is now taking the initiative to establish better control mechanisms in this area.
Keywords: artificial Earth satellite, China, international law, space program, international legal mechanisms, peaceful space exploration, space activities, scientific and technical cooperation Funding: Independent work.
For citation: Tutnova, T.A. (2023) China and the Mechanisms of International Legal Regulation of Space Activities. Theory and Practice of Social Development. (12), 352-357. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.12.46 (In Russian).
Космическая программа Китая выполняет широкий спектр задач, включая разработку и эксплуатацию спутниковых систем для гражданских и военных целей, а также развитие передовых ракетных технологий и инновационных материалов. Основная часть китайской космической деятельности сосредоточена на околоземных орбитах, тем не менее Китай является одной из немногих стран, способных самостоятельно отправлять космонавтов в космос, а его спутниковая группировка занимает второе место в мире по численности, уступая только американской.
С первых этапов развития космической программы Китай привлекает внимание к её мирному характеру и провозглашает необходимость введения запрета на размещение оружия в космосе.
© Тутнова Т.А., 2023
Однако вплоть до конца 1980-х гг. страна относилась к пяти основным договорам ООН (табл. 1), регулирующим деятельность в космической сфере, как к несправедливым и неравноправным.
Фактически в 1941-1971 гг. КНР находилась вне рамок ООН (ее место в этой организации занимала Китайская Республика на Тайване), в результате чего Пекин имел ограниченное участие в международных организациях. После восстановления в 1971 г. прав в ООН КНР сбавила градус критики в отношении международного правового режима, однако не торопилась с присоединением к нему. Только в 1980-е гг. Китай присоединился к документам ООН по космическому пространству, а также к большинству международных экономических организаций.
Таблица 1 - Участие Китая в международных договорах/организациях/ неформальных объединениях по регулированию космической деятельности и ракетно-ядерных вооружений1
Table 1 - China's Participation in International Treaties/Organizations/Informal Groupings on Space and Nuclear Missile Regulation__
Год вступления документа в силу Название документа Год присоединения КНР
Документы ООН по космическому пространству
1967 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу) 1983
1968 Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (Соглашение о спасании космонавтов) 1988
1972 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Конвенция об ответственности) 1988
1976 Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Конвенция о регистрации) 1988
1984 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Соглашение о Луне) не подписала
Международные документы, касающиеся ракетных и ядерных технологий
1987 Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) обязалась выполнять стандарты на основе договорённости с США
2002 Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (Гаагский кодекс) не подписала, принимает участие в обсуждениях
1970 Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1992
1996 Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не ратифицировала, в 1980 г. в нарушение Договора КНР провела ядерное испытание в атмосфере
Китай подчёркивает приверженность нормам международного космического права, тем не менее даже в новом тысячелетии китайские политологи отмечают их несовершенство2. Подобно России и США, Китай не является участником лишь одного из пяти ключевых договоров ООН по космосу - Договора о Луне3 (вступил в силу в 1984 г.). Вопрос с пунктом 5 статьи 11 этого Договора остаётся предметом споров. В соответствии с общепринятой правовой практикой, космос и небесные тела считаются общим достоянием человечества, однако в 5 Статье государства-участники обязуются в будущем создать международный режим для регулирования эксплуатации лунных ресурсов, «когда будет очевидно, что такая эксплуатация возможна в ближайшее время».
После длительного отсутствия (с 1972 г.) пилотируемых миссий к Луне вопрос освоения её недр становится как никогда актуальным. В настоящее время Китай, США и Россия активно ведут работы над программами долгосрочного присутствия на Луне. Китай, например, запланировал создание постоянной обитаемой базы на южном полюсе Луны к 2030 г. При этом южный полюс Луны
1 Составлено автором по данным: (Тутнова, 2020) ; China's Non-Proliferation Policy and Measures [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China (Официальный сайт МИД КНР). URL: https://goo.su/u1IQRN (дата обращения: 11.10.2023).
2 // Ж5т (2007^) rnlrn = Сюй Нэн-У. Формирование механизмов космической безопасности - трудности и размышления [Электронный ресурс] // Контроль над вооружениями и безопасность. 2007. Т. 5. Вып. 1. URL: http://ztnet.ruc.edu.cn/acs/20070l/xunengxu.pdf (дата обращения: 08.02.2023). (на кит. яз.).
3 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс] // Официальный сайт организации объединённых наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv entions/moon_agreement.shtml (дата обращения: 11.11.2023).
представляет особый интерес для космических исследований из-за возможных запасов в этой области замёрзшей воды, которая могла бы быть использована для жизнеобеспечения будущих станций. Интерес к южному полюсу проявляет и Индия, которая в 2023 г. первой в мире1 осуществила здесь мягкую посадку автономного космического аппарата. Дальнейшие попытки закрепиться на единственном естественном спутнике Земли со стороны Китая, России, США, Индии и Японии требуют изучения возможного влияния будущих исследований на статус лунных ресурсов.
Космические программы государств также связаны с международными механизмами экспортного контроля за технологиями двойного назначения, поскольку, например, развитие космических ракет-носителей и соответствующие технические достижения находят применение в разработке баллистических ракет военного назначения. Следовать Руководящим принципам Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) Китай согласился в 1991 г. Этому решению предшествовали события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., а также последовавшие американские и европейские санкции, которые привели к временному сокращению притока в Китай инвестиций и приостановке технического сотрудничества. В ответ КНР прилагала все усилия для того, чтобы продемонстрировать приверженность миру (Тутнова, 2020). В 2000 г., в обмен на приостановку американских санкций, Китай обязался не экспортировать ракетные технологии в развивающиеся страны2, но с 2002 г. сотрудничество с Китаем всё же прекратилось из-за подозрений нарушения Китаем требований режима нераспространения.
В 2004 г. Пекин подал заявку на вступление в РКРТ. Заявка была отклонена Соединенными Штатами и некоторыми другими странами из-за потенциального доступа Китая к технологиям двойного назначения в случае его вступления в РКРТ. В начале XXI в. некоторые эксперты, в т. ч. американские, полагали, что Китай ужесточил меры экспортного контроля и, по меньшей мере, не экспортирует готовые ракетные системы3 (Тутнова, 2020). Важно помнить, что в контексте проблем нераспространения важную роль играют прагматические интересы, политические связи и экономические факторы, которые влияют на позицию Китая. КНР заинтересована как в развитии плодотворных отношений со своими традиционными партнерами среди развивающихся государств, так и в расширении научно-технических связей и поддержании стабильных отношений с экономически развитыми странами.
На Конференции ООН по разоружению, заседаниях Комитета ООН по вопросам космоса, Конференции по ДНЯО, заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, а также на других переговорных площадках Китай систематически представляет собственное видение правовых проблем, связанных с исследованием космоса и контролем за технологиями двойного назначения. В целом, Китай призывает международное сообщество: решать проблемы «с помощью политических и дипломатических средств»4; сократить роль ядерного оружия в национальных и коллективных доктринах безопасности; прекратить развитие и развертывание систем противоракетной обороны; воздержаться от размещения баллистических ракет средней дальности в странах Тихоокеанского региона и Европы; отказаться от предпринимаемых США попыток воссоздать механизмы совместного использования ядерного оружия в Тихоокеанском регионе.
Поскольку нынешние договоры запрещают лишь вывод в космос оружия массового поражения, например, ядерного, Китай принимает активное участие в инициировании нового международного соглашения по предотвращению размещения в космосе конвенциальных вооружений. Несмотря на отсутствие непосредственного размещения оружия в космосе на данный момент, разногласия по проекту договора препятствуют его принятию. Эти разногласия первоначально проявились ещё в 1981 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла сразу две резолюции с различными подходами к определению предмета соглашения.
Первая резолюция 1981 г. (A/RES/36/97)5, внесённая Италией и поддержанная странами Западной Европы, предлагала сосредоточиться на переговорах по запрету противоспутникового оружия, включая ракетные системы наземного базирования, которые можно использовать с земли для нанесения ударов по космическим аппаратам потенциального противника.
1 India's Chandrayaan-3 landed on the south pole of the moon - a space policy expert explains what this means for India and the global race to the moon [Электронный ресурс] // Space. September 03, 2023. URL: https://www.space.com/india-chandrayaan-3-global-moon-race (дата обращения: 11.10.2023).
2 China Issues Missile Export Pledge; U.S. Says It Will Waive Sanctions - December 2000 [Электронный ресурс] // Arms Control. Association. URL: https://clck.ru/377yrZ (дата обращения: 11.10.2023).
3 The Missile Technology Control Regime at a Glance [Электронный ресурс] // Там же. December 2012. URL: http://www.armscontrol.org/factsheets/mtcr (дата обращения: 11.10.2023).
4 Замечания посла Ли Суна по ядерному разоружению на первом подготовительном совещании к обзорной Конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (2026) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Постоянного представительства Китая при ООН. 04.08.2023. URL: http://vienna.china-mission.gov.cn/eng/hyyfy/202308/t20230804_11122661.htm (дата обращения: 15.10.2023).
5 Резолюции 36-й сессии (1981-1982 годы) // Генеральная Ассамблея ООН. URL: https://clck.ru/377ysq (дата обращения: 15.10.2023).
Вторая резолюция 1981 г. (A/RES/36/99)1, представленная Монголией и поддержанная в основном государствами Восточной Европы, запрещала размещение любых видов оружия в самом космическом пространстве и не касалась систем наземного базирования, способных нанести ущерб космическим объектам. Как отмечалось ранее, принятый в 1967 г. Договор по космосу оставляет открытым вопрос размещения в околоземном пространстве обычных вооружений, не относящихся к оружию массового поражения. Исключением являются поверхности небесных тел, где запрещено размещение любых видов оружия и военных баз. На решение этой проблемы могла бы повлиять резолюция, поддержанная Восточной Европой, но США, Великобритания и Франция высказались против неё. По их мнению, такой проект не может учесть все необходимые правовые и технические аспекты и станет препятствием для мирной космической деятельности.
Китай выразил обеспокоенность относительно восточноевропейской резолюции, однако уже в 1985 г., на конференции по разоружению в Женеве, представил документ под названием «Основные позиции КНР по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве», в котором также призвал международное сообщество запретить разработку, испытания, производство, размещение и использование космического оружия2. Меры укрепления доверия, предложенные Китаем в 20003 и 20014 гг., легли в основу совместного с Россией проекта международного договора, запрещающего как вывод на орбиту Земли любых типов оружия, так и применение силы в отношении космических объектов5.
Российско-китайская инициатива носит название: «проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов» (ДПРОК). Впервые проект был представлен на Конференции по разоружению в Женеве в феврале 2008 г. и сразу получил поддержку большинства стран. Однако США выразили претензии к проекту, утверждая, что гонки вооружений в космосе не существует, как и необходимости в ограничивающем космическое оружие договоре6.
В 2008 г. представитель Соединенных Штатов на 63-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН Карен Хаус выразила озабоченность относительно инициативы России и Китая, заявив, что уже почти три десятилетия невозможно дать точное определение понятиям «космическое оружие» и «космическое пространство». Она также заявила, что разработать эффективное соглашение, запрещающее оружие космического базирования и наземные противоспутниковые ударные системы, с надежными механизмами контроля - невозможная задача7. Кроме того, США отметили отсутствие в проекте ДПРОК запрета на испытание и развёртывание наземного противоспутникового оружия, подобного тому, что было испытано Китаем в январе 2007 г.
В 2007 г., осознавая зависимость Соединённых Штатов от спутниковых систем разведки, связи и навигации, Китай с помощью баллистической ракеты демонстративно уничтожил свой вышедший из строя спутник-мишень. Такое же испытание уже со своим спутником в 2019 г. провела Индия, конкурирующая с Китаем в области ракетно-космической техники. Кроме того, в 2008, 2010 и 2013 гг. Китай осуществил манёвр по сближению в космосе спутника и его перехватчика (первое подобное испытание осуществил СССР в 1960-е гг.). Возможно, имели место и китайские испытания в области нарушения работы радиоэлектронного оборудования спутников8-
Такими действиями Китай и Индия могли нарушить лишь IX статью Договора по космосу, которая обязывает государства прибегнуть к предварительным «международным консультациям»
1 Резолюции 36-й сессии (1981-1982 годы) // Генеральная Ассамблея ООН. URL: https://clck.ru/377ysq (дата обращения: 15.10.2023).
2 A Legal Undertaking to Prevent an Arms Race in Outer Space [Электронный ресурс] // American Academy of Arts and Sciences. URL: http://www.amacad.org/publications/lewis_chapter7.pdf (дата обращения: 11.10.2023).
3 Statement by Mr. Hu Xiaodi, Ambassador for Disarmament Affairs of China, at the Plenary of the 2003 Session of the Conference on Disarmament [Электронный ресурс] // Permanent mission of the People's republic of china to the UN. URL: un.china-mission.gov.cn/eng/chinaandun/disarmament_armscontrol/qtxx/200307/t20030731_8412431.htm (дата обращения: 11.10.2023).
4 CD/1645 entitled "Possible Elements of the Future International Legal Instrument on the Prevention of the Weaponization of Outer Space" [Электронный ресурс] // United Nations. URL: http://www.un.org/News/Press/docs/2003/dcf427.doc.htm (дата обращения: 11.10.2023).
5 Возможные элементы будущей международно-правовой договоренности о предотвращении размещения оружия [Рабочий документ] [Электронный ресурс] // Официальный сайт постоянной миссии РФ при ООН в Женеве. 2002. URL: http://www.geneva.mid.ru/space/CD_1679_280602_rus.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
6 Space Security. A Formative Role and Principled Identity for Europe [Электронный ресурс] // European Space Policy Institute. Report 16, January 2009. P. 20. URL: https://www.espi.or.at/wp-content/uploads/espidocs/Public%20ESPI%20Reports/espi_report_16.pdf (дата обращения: 11.10.2023).
7 Hitchens T. Saving Space: Threat Proliferation and Mitigation [Электронный ресурс] // UN Institute for Disarmament Research. URL: https://clck.ru/377zuf (дата обращения: 15.10.2023).
8 Kueter J. The War in Space has already Begun [Электронный ресурс] // Policy Outlook 2006. The George C. Marshall Institute. URL: https://csbaonline.org/uploads/documents/Future-of-MILSATCOM-web.pdf (дата обращения: 11.10.2023).
в случае намерения осуществить «действия, несущие потенциальный вред деятельности других государств в космосе». К сожалению, и другие государства редко, если вообще когда-либо, осуществляли подобные консультации. Таким же образом в 2008 г., в ответ на китайское испытание, поступили США, без каких-либо международных консультаций сбив противоракетой SM-3 свой вышедший из строя разведывательный спутник. Все три страны позволили себе вольную интерпретацию «потенциально вредных действий» из-за отсутствия в IX статье Договора по космосу как уточнений, какие действия таковыми считаются, так и каких-либо карательных мер в случае их осуществления. В этом контексте положительным событием стало одностороннее объявление Соединёнными Штатами в 2022 г. моратория на испытания противоспутникового оружия «из соображений национальной безопасности»1, что может стимулировать Китай и Индию к такому же решению.
В 2014 г. Китай и Россия представили пересмотренный текст проекта ДПРОК (Малов, 2015). Среди прочих принципов договора следует выделить: 1) запрет на размещение любых видов оружия в космическом пространстве; 2) запрет на размещение оружия на спутниках или других космических объектах; 3) запрет угрозы или применения силы в отношении объектов в космосе. Последнее положение российско-китайского проекта распространяется только на системы, размещенные в космосе, например, на околоземной орбите или небесных телах, но не касается систем наземного базирования.
Другая инициатива по предотвращению размещения в космосе оружия, предложенная в 2008 г. Организацией Объединённых Наций, - это Кодекс поведения в космическом пространстве. В отличие от российско-китайского проекта, европейский Кодекс не содержит юридически или политически обязывающих положений, а призывает государства к мирному и свободному использованию космического пространства. Инициатива пользуется поддержкой Соединённых Штатов.
Рассмотрение космических программ с точки зрения гонки вооружений было включено в повестку дня Конференции ООН по разоружению ещё в 1981 г., но принятие документа по-прежнему осложняется различиями во взглядах на предмет космического оружия. Кроме того, если США настаивают на рекомендательном характере будущего соглашения, то Россия и КНР - на обязательном. Наконец, американская сторона не раз заявляла о невозможности проверить действия государств в космосе и таким образом разграничить мирную деятельность от военной. Некоторые специалисты как в России, так и на Западе уверенно утверждают, что перечисленные доводы Вашингтона связаны с нежеланием связать себя договорами, ограничивающими американские интересы в космосе2.
Китай, в отличие от США, - один из ключевых сторонников переговоров по многостороннему договору о контроле над вооружениями в космосе, что объясняется среди прочего прагматическими интересами Пекина. Разработка проекта международного соглашения в этой области остаётся важным направлением российско-китайского сотрудничества.
Уже стартовавшие в Китае3, США и России проекты в рамках долгосрочного присутствия на Луне создают новые технологические вызовы, которые могут иметь военные последствия. Например, размещённые на потенциальных лунных станциях энергетические установки и лазеры могут быть использованы для нейтрализации искусственных спутников Земли. Однако не стоит полагать, что сложившаяся ситуация не способствует принятию новых международных договоров. Ведь будущие лунные миссии имеют и другое важное значение - научное, направленное на исследование космоса и подготовку к другому амбициозному, но достижимому проекту - путешествиям на Марс, интерес к которым проявляет и Китай. Чрезвычайно важно проводить различия между попытками каждой из перечисленных стран исследовать новые технологические возможности вперёд других государств - в том числе для понимания их сил и планов, и недопущением использования космического оружия в реальной ситуации, включая различные виды противоспутниковых систем. Такой подход поможет избежать гонки вооружений в космическом пространстве.
Список источников:
Малов А.Ю. Что стоит на пути к Договору о предотвращении размещения оружия в космосе // Индекс Безопасности. 2015. Т. 21, № 4 (115). С. 17-30.
Тутнова Т.А. Ракетно-космическая деятельность КНР: возрастающая роль в международных отношениях : монография / отв. ред. Н.П. Ромашкина. М., 2020. 220 с.
1 США объявили мораторий на испытания противоспутникового оружия [Электронный ресурс] // Ведомости. 19.04.2022. URL: https://clck.ru/377zy6 (дата обращения: 15.10.2023).
2 Space Security. A formative role and principled identity for Europe [Электронный ресурс] // European Space Policy Institute. URL: https://clck.ru/378227 (дата обращения: 11.10.2023).
3 China recruits Pakistan and Belarus for its planned moon base [Электронный ресурс] // Space. October 24, 2023. URL: https://spacenews.com/china-adds-belarus-as-partner-for-ilrs-moon-base/ (дата обращения: 11.10.2023).
References:
Malov, A.Yu. (2015) Chto stoit na puti k Dogovoru o predotvrashchenii razmeshcheniya oruzhiya v kosmose [What stands in the way of a Treaty on the prevention of the placement of weapons in Outer Space]. Security Index. 21 (4 (115)), 17-30. (In Russian).
Tutnova, T.A. (2020) Raketno-kosmicheskaya deyatel'nost' KNR: vozrastayushchaya rol' v mezhdunarodnykh otnosheniyakh [China's rocket and space activities: an increasing role in international relations]. In: Romashkina, N.P. (ed.). Moscow. 220 p. (In Russian).
Информация об авторе Т.А. Тутнова - кандидат исторических наук, Институт Востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=708668
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author T.A. Tutnova - PhD in History, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=708668
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.