Научная статья на тему 'МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
977
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА / КОСМОС / МИЛИТАРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волков Сергей Юрьевич, Чих Илья Николаевич

В статье проведено исследование существующих программ размещения средств космического базирования и их потенциального использования в военных целях основными участниками «космической гонки». Авторы предпринимают попытку сравнительного анализа возможностей основных акторов потенциального конфликта, а также путей разрешения международно-политических проблем в области космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARIZATION OF SPACE AS GLOBAL POLITICAL PROBLEM

The article analyzes the existing programs for the deployment of space-based facilities and their potential use for military purposes by the main participants in the "space race". The authors examine both the comparatively analyze the capabilities of the main actors in a potential conflict, as well as ways to resolve international political problems in the field of space.

Текст научной работы на тему «МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ВОЛКОВ С. Ю., ЧИХ И. Н. МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Аннотация. В статье проведено исследование существующих программ размещения средств космического базирования и их потенциального использования в военных целях основными участниками «космической гонки». Авторы предпринимают попытку сравнительного анализа возможностей основных акторов потенциального конфликта, а также путей разрешения международно-политических проблем в области космоса.

Ключевые слова: космос, милитаризация, космическая гонка, глобальные проблемы.

VOLKOV S. YU., CHIKH I. N.

MILITARIZATION OF SPACE AS GLOBAL POLITICAL PROBLEM Abstract. The article analyzes the existing programs for the deployment of space-based facilities and their potential use for military purposes by the main participants in the "space race". The authors examine both the comparatively analyze the capabilities of the main actors in a potential conflict, as well as ways to resolve international political problems in the field of space. Keywords: space, militarization, space race, global problems.

Одной из наиболее важных современных проблем международного сотрудничества является сохранение космического пространства для использования в мирных целях, а также поиск путей и средств обеспечения его ответственного и безопасного освоения. Постоянный рост числа участников космической деятельности и развитие новых технологий и перспективных направлений их использования в космосе создают не только новые возможности, но и новые конфликты в вопросах обеспечения безопасности космических операций и защищенности орбитальных группировок.

В научной литературе тема регулирования использования космического пространства нашла отражение в трудах А. И. Антонова, К. А. Гончаровой, П. А. Калиниченко, Д. С. Курушиной, А. Х. Митрохиной, О. А. Поповой, В. В. Сафронова, М. А. Сорокина и ряда других авторов. В данной работе был проведен анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей поведение отдельных стран в космическом пространстве. При этом изучение международных соглашений позволило выявить ряд видов деятельности в космическом пространстве, которые остаются неурегулированными современными договорными отношениями. К ним относятся проблемы проектирования, разработки и применения противоспутниковых средств; изучение, конструирование и использования разнообразных систем противоракетной обороны космического базирования; создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах [9, с. 192].

1

Исходя из приведённой информации, можно констатировать, что существуют серьезные пробелы в международном законодательстве в данной отрасли. В то же время в международном праве отсутствуют конкретные формулировки таких терминов как «космическое оружие» и «космическое пространство», что позволяет странам использовать различную трактовку исходя из своих собственных интересов. Главным межправительственным органом ООН, действующим в области мирного освоения космического пространства, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях [1]. Данная структура призвана постоянно отслеживать изменения в сфере реализации новых проектов, затрагивающих потенциальную милитаризацию космоса, а также предлагать варианты разрешения перспективных конфликтов между заинтересованными сторонами [13, с. 333]. Однако какими-либо полномочиями, способными повлиять на политику стран, которые имеют доступ в космическое пространство, она не обладает.

Учитывая тот факт, что в международно-правовом регулировании военно-космической деятельности имеются большие пробелы, логично предположить, что космос является крайне перспективным местом для начала будущей гонки вооружений, предпосылки к которой складываются на основании разрыва в одностороннем порядке США системообразующих договоров в области ракетной безопасности (ДНЮ, ДРСМД, ДОН, ДОВСЕ), роста количества горячих точек и ухудшении отношений между мировыми державами.

Чтобы понять степень напряженности, которая присутствует в области освоения космоса, нами изучалась актуальная ситуация в сфере военно-космической политики ведущих космических держав (Россия, Китай, Индия) и военно-политического блока НАТО, что обусловлено тесной связью США и стран-участниц альянса. В результате данного анализа, следует выделить целый ряд конфликтогенных событий и тенденций. НАТО

4 декабря 2019 г. генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на своей пресс-конференции, заявил, что НАТО признает космос пятой сферой операций альянса [12]. 20 декабря того же года Д. Трамп официально объявил о запуске космических сил США как отдельного рода войск. Нижняя палата американского парламента проголосовала за закон, который предусматривает выделение финансовых ресурсов на размещение в космосе установок, способных перехватывать баллистические ракеты. Данный проект должен быть осуществлён к 2030 г. [7].

Французский президент Э. Макрон вслед за Д. Трампом объявил о создании собственного национального ведомства, целью которого будет защита интересов страны в космосе и «расширение космических возможностей». В своем обращении к армиям накануне 14 июля 2019 г. президент Франции объявил: «Новая доктрина должна обеспечить нашу

2

оборону из космоса и через космос. Мы будем лучше защищать наши спутники, в том числе и активно» [4]. В результате реализации намеченных перспектив Пятая республика должна получить в своё распоряжение серию разведывательных спутников CSO, спутников связи Syracuse и спутников электромагнитной разведки CERES, а также совершенствование системы наблюдения за космическим пространством GRAVES. В общей сложности к 2030 г. будет запущено не менее девяти военных спутников [3].

9 марта 2021 г. французская газета Les Echos сообщила о подготовке военных учений в космосе под названием AsterX. В процессе учений будет осуществлена проверка возможностей реагирования соответствующих подразделений на такие потенциально опасные события как обнаружение в космическом пространстве угрожающих объектов или спутников-шпионов. В AsterX также принимают участие Космические силы США и космическое агентство ФРГ [5].

Также о создании космического командования заявила Великобритания. В качестве повода британские военные назвали необходимость единого управления космическими программами и активами страны [10].

Таким образом, США и другие страны НАТО активизируют свою военную политику в космосе. Проведение практических учений является наиболее показательным примером. Такие шаги ведут к ответным мерам со стороны прочих космических держав и могут развязать гонку сначала оборонительных, а потом и наступательных вооружений.

Россия

Россия, в отличие от многих других стран, уже с 2011 г. имеет войска воздушно-космической обороны (Воздушно-космические силы Российской Федерации с 2015 г.). В их задачи входит: «отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от средств воздушно-космического нападения противника, поражение противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения; поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника; наблюдение за космическими объектами и выявление угроз в адрес России; осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, применение отдельных из них в интересах обеспечения войск необходимой информацией» [19].

Российская Федерация последовательно выступает за разработку на базе существующих соглашений конкретных обязывающих документов, способных предотвратить милитаризацию космического пространства. Еще в октябре 2004 г. Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе. С 2008 г. совместно с Китаем ведется работа по договору о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК) [17].

3

В декабре 2019 г. президент В. В. Нутин выступил с заявлением, что Россия против милитаризации космоса, но отметил, что современная ситуация требует ответных мер [18].

24 февраля 2021 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров в рамках Конференции по разоружению в Москве выступил с речью, в которой выразил обеспокоенность в связи с нарастанием гонки вооружений в космосе, но отметил: «Еще имеется шанс выработать общеприемлемые юридически обязывающие меры, способные предотвратить силовое противостояние в космическом пространстве. Российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов <...> является хорошей для этого основой» [11].

Исходя из приведенных данных, можно заключить, что Россия придерживается миролюбивой позиции, направленной на сдерживание гонки вооружений в космосе. Нодтверждением этому служит активная позиция России в ООН. Российская делегация постоянно вносит предложения и резолюции о создании четкой нормативной базы в отношении космоса. С таким же постоянством США, Израиль и Украина препятствуют этому. Данные действия и политика других космических держав вынуждают Россию развивать космические технологии, в том числе и военные.

Китай

В 2007 г. Китай стал третьей страной, продемонстрировавшей способность уничтожать объекты на околоземной орбите [15]. Предполагается, что в испытаниях участвовала перспективная противоспутниковая ракета, уничтожившая собственный устаревший метеорологический спутник, запущенный в 1999 г. Эти учения были осуждены мировым сообществом, но Китай в ответ заявил, что он выступает против милитаризации космоса и любой формы гонки вооружений.

В 2016 г. Китай запустил на орбиту аппарат, предназначенный для перемещения космического мусора, такого как старые спутники. Существуют мнения, что таким образом КНР готовит технические средства для удаления с орбиты чужих (потенциально опасных для неё) спутников и иных объектов [16]. Также Китай проводит перспективные исследования в области лазерных технологий для выведения из строя оптических датчиков космических аппаратов и исследования в области возможностей разведки в космическом пространстве [8].

Стратегия КНР по доминированию в космосе была подробно изложена в ежегодном отчете комиссии Конгресса США по обзору экономики и безопасности. В частности, предупреждается, что Китай хочет доминировать в зоне между Землей и Луной, а также планирует создать постоянную базу на Луне в рамках двойной военной и коммерческой

программы. «Некин явно считает, что страна, ведущая в космосе, может также доминировать в экономическом и военном отношении на Земле», - говорится в докладе.

Аналогичным образом, Объединенный штаб китайских военных в 2018 г. заявил, что цель заключается в достижении «космического превосходства» - контроля над космосом и устранения любых наземных или космических угроз. Китайское руководство поставило амбициозные цели стать к 2030 г. «универсальной космической державой» [6].

В то же время Китай проводит миролюбивую дипломатическую политику, выступая соавтором и поддерживая резолюции России: «О неразмещении первыми оружия в космосе», «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве» и многие другие.

Хотя исторически КНР была лишь пятой по счету космической державой, к XXI в. Китай смог догнать, а в некоторых моментах и обогнать, ведущие космические державы. Это говорит о большом потенциале китайской космической программы. Во многом это обусловлено политической системой страны, делающей финансирование и планирование менее уязвимым при ситуативных колебаниях политического курса, как это происходит, например, в США. Кроме того, несмотря на разницу в расходах, космическая программа Китая имеет преимущества перед США: в частности, в результате сконцентрированности на Луне в качестве базы для будущих космических исследований.

Исходя из фактических успехов и амбициозных планов Китая, можно заключить, что КНР имеет огромные перспективы по освоению космоса, что очень беспокоит США, которые сами желают доминировать в данной области. Тем не менее, действия Китая в ООН по противодействию милитаризации космоса показывают, что Китай не имеет намерений обострять ситуацию. В то же время, КНР не хочет быть уязвимой для других стран, что способствует развитию национальной космической программы.

Индия

Индия также успешно развивает собственную космическую программу. В 2017 г. страна побила мировой рекорд по количеству спутников, запущенных с помощью одной ракеты. Индия отправила в космос сразу 104 спутника. Но мнению экспертов, этот запуск можно назвать историческим не столько из-за количества спутников, сколько от того, что Индия обозначила свои планы стать ключевым игроком на рынке вывода объектов на орбиту.

Сотрудник Индийской службы Би-би-си в Дели, Винита Харе рассказал о планах Индии в космосе: «У нее несколько задач. Прежде всего, Индия хочет полагаться только на себя, быть совершенно независимой от других стран. Во-вторых, Индия хочет показать всему миру, что ее космическая программа обходится гораздо дешевле, чем подобные программы в других странах - в США, в России, в странах Европы. Космическая программа,

5

ее столь большие достижения - это также предмет национальной гордости. Более того, в космической программе есть и оборонный аспект, о котором, правда, нечасто говорят в стране. Благодаря ей Индия держит в поле зрения не только происходящее в космосе, но и происходящее в небе у ее «неспокойных» соседей, как с запада, так и с востока» [14].

27 марта 2019 г. Индия провела свое первое противоспутниковое испытание (ASAT). Под кодовым названием «Миссия Шакти» противоракетная баллистическая ракета-перехватчик в течение трех минут преодолела 300 километров и уничтожила действующий спутник Индии на низкой околоземной орбите. Ракета-перехватчик была разработана Индийской организацией оборонных исследований и разработок ^ЯСО).

Испытание ASAT продемонстрировало способность Индии поражать вражеские объекты в космосе, которую, судя по отчётам, СЯСО имеет с 2012 г., но продемонстрировала только сейчас. Опасения, что Китай может поставить под угрозу ее критическую инфраструктуру, побудили Индию продемонстрировать собственный карательный потенциал в качестве сдерживающего фактора для любого китайского принуждения. Это был первый случай, когда DRDO была вовлечена в космическую миссию, и первый раз, когда Индийская организация космических исследований (КЯО) участвовала в испытании оружия [2].

Выводы

Резюмируя вышеобозначенные аргументы, следует отметить, что ситуация значительно изменилась с появлением новых космических держав. На сегодняшний день Китай, Индия и некоторые другие страны успешно развивают свои космические программы, в том числе и в военном направлении. НАТО официально заявила о включении космоса в свою сферу операций. Франция, США, Великобритания объявили о создании военно-космических сил и подразделений. Индия и Китай успешно провели испытания противоспутникового оружия. Инициативы России и Китая, направленные на демилитаризацию космоса, были приняты, но встретили сопротивление, главным образом, со стороны США. Нежелание ключевого игрока принимать на себя юридические обязанности, ограничивающие его военно-космическую деятельность, делает невозможным заключение юридически обязывающих договоров. Таким образом, обозначаются явные предпосылки к началу открытой гонки вооружений в космосе.

Средства к её предотвращению должны базироваться на принципе неприменения силы в космическом пространстве. Во-первых, для этого необходимо разработать и утвердить общепризнанный кодекс действий в космическом пространстве и процедуру разрешения конфликтных ситуаций. Принятие ведущими космическими державами подобного документа изменить отношение ключевых акторов к взаимоотношениям в данной сфере и создать фундамент для выработки более обязывающих и формализованных соглашений.

6

Во-вторых, очень важно создать полномочную международную организацию, наблюдающую за действиями в космосе и разрешающую конфликтные ситуации, чтобы они не выходили из-под контроля и оперативно разрешались. Также эта организация должна вести контроль за запускаемыми в космос объектами, чтобы удостовериться в отсутствии на их борту оружия, а также, что сами эти объекты не являются оружием.

В-третьих, необходимо повысить уровень открытости космической деятельности и доверия между ключевыми державами в данной сфере. При более полном раскрытии информации о своей космической деятельности акторы могли бы избежать обвинений и подозрений в желании использовать космос в военных целях. Привлечение к сотрудничеству других стран будет способствовать не только развитию доверительных отношений, но и придаст импульс в процессе освоения космоса, так как, учитывая большие финансовые затраты и необходимость серьезных научных изысканий, любое государство или коммерческая компания сталкиваются с серьезными трудностями, которые могут быть успешно преодолены лишь при условии совместной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Committee on the Peaceful Uses of Outer Space [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/copuos/index.html (дата доступа 18.04.2021).

2. Critical Shifts in India's Outer Space Policy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thediplomat.com/2019/04/critical-shifts-in-indias-outer-space-policy/ (дата обращения 18.04.2021).

3. Face aux nouvelles menaces spatiales, la France passe à l'offensive [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.usinenouvelle.com/article/face-aux-nouvelles-menaces-spatiales-la-france-passe-a-l-offensive.N896294 (дата обращения 18.04.2021).

4. France to create new space defence command in September [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-europe-48976271 (дата обращения 18.04.2021).

5. La France lance AsterX, son premier exercice militaire spatial [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lesechos.fr/industrie-services/air-defense/paris-annonce-un-premier-exercice-militaire-spatial-1296757 (дата обращения 18.04.2021).

6. Pentagon races to end China's 'dream' of military domination in space [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.washingtontimes.com/news/2019/nov/24/china-raises-space-military-challenge-us/ (дата обращения 18.04.2021).

7. Space Force: Trump officially launches new US military service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-50876429 (дата обращения 18.04.2021).

8. Vulnerable satellites: the emerging arms race in space [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pressfrom.info/uk/news/tech-science/-370194-vulnerable-satellites-the-emerging-arms-race-in-space.html (дата обращения 18.04.2021).

9. Антонов А. И. Международно-правовое регулирование военно-космической деятельности // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 4 (25). - С. 192.

10. Британцы занялись созданием Космического командования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nplus1.ru/news/2020/01/16/spaceCommand (дата обращения 18.04.2021).

11. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4594359 (дата обращения 18.04.2021).

12. Генеральный секретарь: по мере того, как меняется мир, НАТО будет продолжать меняться [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_171581.htm (дата обращения 18.04.2021).

13. Гончарова К. А., Сафронов В. В. Правовое регулирование использования космического пространства в мирных целях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - Т. 2. - № 8. - 2012. - С. 332-333.

14. Индия запустила в космос сразу 104 спутника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-38977943 (дата обращения 18.04.2021).

15. Китай сбил свой собственный спутник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2010/07/19/sputnik-site-anons.html дата обращения 18.04.2021).

16. Китайская космическая программа: что о ней известно [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-46746363 (дата обращения 18.04.2021).

17. Предотвращение размещения оружия в космосе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mid.ru/mnogostoronnij-razoruzenceskij-mehanizm-oon/-/asset_publisher/8pTEicZSMOut/content/id/1127371 (дата обращения 18.04.2021).

18. Путин призвал укрепить ракетно-космическую отрасль России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/12/04/817885-raketno-kosmicheskuyu-otrasl (дата обращения 18.04.2021).

19. Указ Президента РФ от 7 декабря 2015 г. № 597 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512070044 (дата обращения 18.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.