Научная статья на тему 'Сша и ссср: военное использование космического пространства в 1957 – 1983 годы'

Сша и ссср: военное использование космического пространства в 1957 – 1983 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1183
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / СПУТНИК / МИЛИТАРИЗАЦИЯ / РАЗВЕДКА / ОБОРОНА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СССР / США / SPACE / SPUTNIK / MILITARIZATION / RECONNAISSANCE / DEFENSE / INTERNATIONAL AFFAIRS / USSR / USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маилян Павел Горюнович

Рассматривается период в начале космической эры, когда космос был достоянием двух сверхдержав и стал использоваться в военных целях: для разведки территорий потенциального противника с помощью искусственных спутников Земли, для создания системы обороны с элементами космического базирования от возможной ракетной атаки. Особое внимание акцентируется на вопросах использования искусственных спутников Земли в военных целях. Проведены исторические параллели, понимание которых может оказаться важным подспорьем в принятии политических решений. Один из таких факторов – развитие военного космоса, которое идёт тем же путём, что и развитие авиации: размещение космических аппаратов для разведки на первом этапе, милитаризация и военизация космоса на последующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USA and USSR Military Use of Outer Space in 1957 – 1983 Years

The article describes the first years of space era, when space belonged to two superpowers that started to use it for military purposes. It was used for space reconnaissance of the territory of the potential enemy with the help of artificial satellites, and it was meant to be used as the field for antiballistic missile system. Special attention is paid to military using of artificial Earth satellites. In addition historical parallels are drawn between air and space military spheres that could be a huge asset in making political decisions. One of such factors is developing of military space which uses the same approaches as aircraft development: placing space devices for intelligence purposes at the first stage, militarization and weaponisation of space later.

Текст научной работы на тему «Сша и ссср: военное использование космического пространства в 1957 – 1983 годы»

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

УДК 327:341.229:355(73)(47+57)

США И СССР: ВОЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В 1957 - 1983 ГОДЫ

© 2012 г. П.Г. Маилян

Маилян Павел Горюнович — аспирант,

Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, г. Краснодар, 350040. E-mail: mailyanp@mail.ru.

Mailyan Pavel Goryunovich —

Post-Graduate,

Kuban State University,

Stavropolskaya St., 149, Krasnodar, 350040.

E-mail: mailyanp@mail. ru.

Рассматривается период в начале космической эры, когда космос был достоянием двух сверхдержав и стал использоваться в военных целях: для разведки территорий потенциального противника с помощью искусственных спутников Земли, для создания системы обороны с элементами космического базирования от возможной ракетной атаки. Особое внимание акцентируется на вопросах использования искусственных спутников Земли в военных целях. Проведены исторические параллели, понимание которых может оказаться важным подспорьем в принятии политических решений. Один из таких факторов - развитие военного космоса, которое идёт тем же путём, что и развитие авиации: размещение космических аппаратов для разведки на первом этапе, милитаризация и военизация космоса на последующих.

Ключевые слова: космос, спутник, милитаризация, разведка, оборона, международные отношения, СССР, США.

The article describes the first years of space era, when space belonged to two superpowers that started to use itfor military purposes. It was used for space reconnaissance of the territory of the potential enemy with the help of artificial satellites, and it was meant to be used as the fieldfor antiballistic missile system. Special attention is paid to military using ofartificial Earth satellites. In addition historical parallels are drawn between air and space military spheres that could be a huge asset in making political decisions. One of such factors is developing of military space which uses the same approaches as aircraft development: placing space devices for intelligence purposes at the first stage, militarization and weaponisation of space later.

Keywords: space, sputnik, militarization, reconnaissance, defense, international affairs, USSR, USA.

Период 1957 - 1983 гг. характеризуется противоборством двух сверхдержав и их технологическим поиском новых видов космического оружия и адекватного ответа на них. Именно в этот период были разработаны проекты по освоению космоса, а также военно-космические проекты, призванные обеспечить национальную безопасность государства. Основные идеи, заложенные в них, не претерпели существенных изменений. Примером могут служить использование искусственных спутников Земли (ИСЗ) в разведывательных и гражданских целях, применение ракет дальнего радиуса действия в качестве носителей космических аппаратов (КА), или нивелирование ядерной угрозы с помощью ПРО. Даже проекты сотрудничества в космической сфере были также разработаны и реализованы в обозначенный период, например проект «Союз - Аполлон» 1972 - 1975 гг. [1]. Актуальность исследования определяется тем, что после развала Советского Союза военный компонент космических программ не потерял своей важности ни для России, ни для США, ни для других космических держав, а в перспективе военное использование космоса может вступить на следующую ступень - размещение конвенционального оружия в космическом пространстве, что вызовет новый виток гонки воору-

жений. На важность КА для военных указывает факт неэффективности ведения боевых действий без КА, зависимость от них некоторых составляющих успешной военной кампании: обеспечение связи, разведки и наведения высокоточного оружия. Автор ставит целью изучить взаимоотношения США и СССР, так как их взаимодействие в 1957 - 1983 гг. во многом послужило вектором для новых космических держав и повлияло на военно-космическую деятельность государств после Холодной войны, что ощущается до сих пор. Примеры ошибок и достижений в военном использовании космического пространства США и СССР могут служить прообразом системы взаимоотношений между государствами в современных условиях.

В большой политике в середине XX в. к космосу относились, как и сегодня, прагматично - сам по себе космос не так интересен, как побочные выгоды от его освоения для экономики, военного сектора и для общества в целом. Одной из главных причин использования космоса в военных целях и запуска ракет, выводивших ИСЗ в космическое пространство, была возможность следить за противником и за его территорией [2]. Незадолго до испытательного полёта американского разведывательного самолёта У-2 прези-

дент США Дуайт Д. Эйзенхауэр на саммите в Женеве 21 июля 1955 г. предложил советским лидерам план, который позже вошёл в историю как принцип «открытого неба». Его суть сводилась к тому, что отсутствие доверия между СССР и США и присутствие оружия массового поражения вкупе создают страх в мире перед неожиданным военным ударом. Очень немногое можно было разглядеть за железным занавесом. Было известно, что в 1953 г. Москва произвела взрыв водородной бомбы, четыре года спустя запустила первую межконтинентальную ракету и, объединив обе технологии, получила новое могучее оружие. Знание о его существовании подогревало международное напряжение военных и политиков на Западе. По предложению Эйзенхауэра, чтобы избежать подобного напряжения, обе сверхдержавы должны были предоставить взаимовыгодные условия для аэросъёмки своих территорий как гарантию от внезапных нападений друг на друга. Новый председатель Совета министров Николай Булганин и Никита Хрущёв решили, что это очевидная попытка развязать руки для сбора информации, и дали официальный отказ от предложения американской стороны, которая в свою очередь расценила этот шаг как попытку любой ценой сохранить закрытость советского общества [3]. В том же году администрация президента Эйзенхауэра стала искать пути создания новых технических средств, которые были бы способны обеспечить их достоверной разведывательной информацией. В итоге появилось убеждение в необходимости запуска ИСЗ, так как СССР был способен противостоять пролёту американских самолётов-шпионов над своей территорией -средства авиаразведки оказались уязвимыми перед средствами ПВО. Кроме того, США стремились добиться значительного психологического эффекта и политического престижа, которые были бы наградой для страны, первой запустившей ИСЗ. После принятия решения США стали постепенно развивать две тесно взаимосвязанные космические программы. Результатом одной из них должен был стать научный ИСЗ, запуск которого был приурочен к Международному геофизическому году, и который бы выполнял роль «заслонной лошади». Он создал бы прецедент пролёта космического аппарата над территориями чужих государств с тем, чтобы будущие военные спутники - результат другой космической программы -могли легитимно осуществлять разведку [4]. После запуска Советским Союзом ИСЗ в октябре 1957 г. США лишились пальмы первенства в космической деятельности. Зато был создан прецедент пролёта ИСЗ, и запуск американского «Эксплорер I», запущенного 1 февраля 1958 г., так же как и запуск советского спутника, не был встречен нотами протеста.

С 1960-х гг. спутники запускались регулярно обеими странами в военных целях, но выдавались ими за гражданские. Впоследствии огромное количество ИСЗ было запущено в космос с целью поддержки и увеличения наземной, воздушной, морской военной мощи. Эти аппараты были предназначены для предоставления позиционной информации и связи. Исполь-

зование ИСЗ для обеспечения поддержки военных акций на Земле - не то же самое, что размещение оружия в космосе для ведения боевых операций в космическом пространстве и из него. Но эти действия составляли часть общей милитаризации, которая затронула космос. С совершенствованием военных спутников и зависимости вооружённых сил от них стали неизбежны попытки создания противоспутникового оружия. У государств появились собственные космические активы, и они хотели иметь защиту -военную возможность не просто угрожать оружием из космоса или в космосе, но и активно защищать свои спутники, которые были необходимы для координации действий на поверхности Земли. Через несколько лет после запуска первого спутника инженеры СССР и США стали продумывать способы их уничтожения. Идея противоспутниковых систем, разрабатывавшаяся в XX в., оказалась похожей на идею пушки XVIII в., использовавшейся против воздушных шаров.

Первое испытание «противоспутникового оружия» было случайным. Правительство США в обстановке повышенной секретности дало добро на проведение операции «Аргус». Главная задача состояла в испытании ядерных зарядов и как следствие изучении влияния поражающих факторов ядерного взрыва, произведенного в условиях космического пространства, на земные радиолокаторы, системы связи и электронную аппаратуру спутников и баллистических ракет. США провели тест ядерного оружия зарядом в 1,4 мегатонны в 399 км над островом Джонстон в южной части Тихого океана. Электромагнитный импульс вывел из строя три американских спутника и погубил ещё несколько, а образовавшиеся радиационные пояса нарушали работу спутников, запущенных позже. Был разрушен первый ИСЗ Великобритании, что вызвало недовольство английской стороны, которая в дипломатической переписке инициировала расследование с участием английских и американских экспертов. Вывод спутника из строя обеспокоил не только английских учёных, которые были лишены возможности проводить дальнейшие изыскания, но и политические круги, в которых росло недовольство «космическим поведением» США [5]. Конец беспокойствам положил договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный 5 августа 1963 г. в Москве, вводивший ограниченный режим на испытания, и свёл до минимума вероятность потери ИСЗ от ядерного взрыва.

Обе сверхдержавы со временем стали зависимы от своих спутников. По этой причине США и СССР боялись появления друг у друга противоспутникового оружия и стали увеличивать свою обороноспособность. Работы по созданию противоспутникового оружия велись в СССР с 1963 г. После запрета ядерных взрывов в космосе советские конструкторы стали рассматривать другие варианты уничтожения вражеских ИСЗ. Существовали планы создания на орбите группировки из спутников-перехватчиков или спутников-мин, которые бы размещались в нескольких точках земной орбиты и в течение длительного вре-

мени совершали полет и уничтожались рядом с целью по команде с Земли одновременно с началом военных действий. Был разработан проект, предполагавший, что один из модифицированных кораблей - «Союз-П» будет решать в пилотируемом режиме проблему инспекции и вывода из строя космических аппаратов противника. Предусматривался вывод спутника из строя либо путем механического воздействия, либо снятием с орбиты и помещением в контейнер корабля. Строились планы по оснащению корабля небольшими ракетами. В таком случае космонавты получали возможность расстреливать ИСЗ с помощью бортовых ракет. Из соображений сохранения жизни космонавтов планировалось использование беспилотного спутника-перехватчика, который имел бы возможность расстреливать цели с помощью бортовых ракет или взрывался сам, уничтожая цель осколочным зарядом [6]. Последний вариант представляется нам самым дешевым, простым и надежным, который стал отправной точкой для создания противоспутниковой системы, суть которой сводилась к выводу на орбиту Земли перехватчика, чья бортовая двигательная установка позволяла осуществлять ряд маневров, приводивших к сближенью с целью и её уничтожению вместе с перехватчиком.

Испытания в СССР и в США продолжались вплоть до подписания Договора о космосе 1967 г. После подписания Договора по ПРО 1972 г. запрещались не только разработка, тестирование и размещение противоракетных систем, но также и любое вмешательство в работу национальных систем проверки соблюдения соглашений, что означало официальное признание легитимности советской и американской стороной спутников слежения [7]. Возврат к испытаниям произошёл только в 1976 г., в ответ на программу «Спейс-шаттл», который, как предполагала советская разведка, являлся либо орбитальным бомбардировщиком, либо транспортом для космического вооружения. В 1978 - 1982 гг. испытания продолжались и проводились с частотой один запуск в год. И у СССР, и у США были стимулы развивать противоспутниковые системы, так как ИСЗ могли использоваться не только для фотонаблюдения, радиотехнической и радиолокационной разведки, но и, как предполагалось, для орбитальной бомбардировки. Стали появляться новые инициативы. К ним можно отнести возобновление работ по созданию противоспутникового оружия в СССР, которое побудило администрацию Джеральда Форда продолжить работы в США. Они получили развитие при администрации Джимми Картера и стали наиболее известными при администрации Рональда Рейгана.

Президент Рейган выступил со «Стратегической оборонной инициативой» (СОИ) 23 марта 1983 г., цель которой заключалась в создании ПРО, в том числе с элементами космического базирования, способной защитить всю территорию страны от баллистических ракет. СОИ стала попыткой возобновить прерванные за несколько лет до нее в 1976 г. работы по созданию стратегической противоракетной оборо-

ны [8] и была одной из самых известных и показательных попыток милитаризации космоса. Начиная с 1960-х гг. армия США полагалась на военные спутники разведки, обеспечивавшие раннее предупреждение запусков ракет, детектирование ядерных взрывов, связь, навигацию, геодезическую информацию. Наблюдался безграничный поиск новых наступательных вооружений. Программа СОИ сориентировала военные программы освоения космоса в другом направлении: размещение в космосе или на земле оборонительных систем, а не наступательных. Подобная система защищала бы не только военные кон-тингенты, как это было раньше, но и гражданское население. Это означало исчезновение «доктрины взаимного гарантированного уничтожения» (ВГУ), обесценивание Договора по ПРО и баллистических ракет, несущих ядерное оружие.

Десять недель спустя после выступления президента было сформировано три комиссии: комиссия Флетчера, по имени её председателя, группа, изучающая оборонную технологию, комиссии Хоффмана и Миллера, которые занимались изучением военно-стратегических последствий появления новых видов техники, а также анализировали военно-политическое значение оборонительных систем для отношений с союзниками и с СССР. По настоянию советской стороны специальным протоколом к договору по ПРО разрешалось создавать системы ПРО на основе новых физических принципов, разработка которых велась в обеих странах. Именно эту оговорку администрация Рейгана использовала в качестве аргумента, что программа СОИ не противоречит Договору по ПРО [9]. Комиссия Флетчера приняла оптимистическую точку зрения на разрабатываемые технологии и пришла к выводу, что надежная система ПРО в конечном итоге может быть реализована, но окончательный ответ может быть получен через нескольких лет полномасштабных исследовательских работ. Предлагалось на основании их результатов принять решение о дальнейшей работе по созданию в XXI в. системы обороны от баллистических ракет.

Доклад комиссии Хоффмана носил конкретный характер - в нём признавалось, что США никогда не достигнут конечной цели - абсолютной защиты от ракет, подчёркивались доводы в пользу стратегической обороны как фактора, стабилизирующего ситуацию «ядерного сдерживания посредством угрозы ответного удара» [10]. СОИ также планировалось использовать в качестве рычага давления на СССР в возможных переговорах по сокращению ядерных вооружений, однако впоследствии стало ясно, что осуществление программы СОИ ещё в большей степени побудило СССР к сохранению неизменным числа своих тяжёлых межконтинентальных баллистических ракет и даже к возможному его увеличению [11].

Однако проект СОИ оказал влияние на мышление руководителей КПСС, спровоцировав советскую политику предотвращения гонки вооружений в космосе. С их точки зрения программа СОИ была не только серией научных испытаний, но представляла собой

систему вооружений, которую следовало опасаться. СССР взял на себя обязательство не выводить первым в космическое пространство каких-либо видов такого оружия на всё то «время, пока другие государства, в том числе и США, будут воздерживаться от вывода в космос противоспутникового оружия любых видов» [12].

В связи с этим СССР прекратил секретные испытания противоспутниковой системы. Последнее испытание состоялось 18 июня 1982 г. в рамках крупнейших за всю историю страны военных учений, когда был разыгран сценарий полномасштабной ядерной войны. В дополнение к этому советские дипломаты выдвигали предложения о заключении новых договорённостей в области запрещения создания и применения в космосе оружия любого рода. Многочисленные проекты договоров СССР несли пропагандистскую нагрузку. США и их союзники заблокировали все проекты договоров СССР, обращая внимание на то, что они имели антиамериканский характер с целью повлиять на общественное мнение и направить его против американских разработок.

В таких условиях с середины 1980-х гг. СССР начал подготовку «асимметричного ответа», который бы обеспечил возможность в ответном ударе нанести неприемлемый ущерб противнику. С технической стороны планировалось: вывести на орбиту облако небольших металлических сфер, которые собьют американские элементы ПРО; сбивать ИСЗ США небольшими ракетами с Земли; разместить в космосе спутники вблизи от американских военных платформ, оснащённые ракетами средней дальности; ослеплять американские ИСЗ лазерами с Земли; принять на вооружение ракеты, чья защита отражала бы энергию от элементов американской ПРО. Одновременно с этим на дипломатической арене СССР осудил СОИ как преграду построению системы контроля над вооружениями.

«Асимметричным ответом» была поставлена задача воздействовать на руководителей США так, чтобы не допустить возможного выхода США из советско-американского Договора по ПРО 1972 г., который к тому времени зарекомендовал себя как один из краеугольных камней по обеспечению стратегической стабильности [13]. Он играл важную роль в предотвращении гонки вооружений в космосе, накладывая ограничения на создание тех систем, которые можно было бы использовать как противоспутниковое оружие. Имеется в виду согласованное заявление «Э» 1978 г., гласившее, что развёртывание в том числе и в космосе «систем ПРО, основанных на иных физических принципах и содержащих компоненты, способные заменять противоракеты, пусковые установки противоракет или РЛС ПРО», запрещено [14]. Этот пункт, который по своей сути был вариантом интерпретации Договора по ПРО, являлся серьёзной преградой на пути программы СОИ, которую использовала советская дипломатия.

«Асимметричным ответом» Советскому руководству удалось не допустить на тот момент выхода США из Договора по ПРО, а критика программы

СОИ в Вашингтоне привела к медленному сворачиванию работ. Ближе к окончанию второго президентского срока Рейгана, по мере уменьшения рейтингов президента, программа СОИ стала уязвима для критики, от которой раньше её удавалось спасти. Через несколько лет после ухода Рейгана из Белого дома программа СОИ прекратила своё существование. Однако конструкторские и исследовательские работы, которые уходят корнями в СОИ, были продолжены. Конструкторские разработки стало вести Управление по защите от баллистических ракет Министерства обороны США, образованное из Управления по осуществлению СОИ. Исследовательские работы были переданы Управлению перспективных исследований Министерства обороны [15].

Сворачивание программы СОИ связано не только с «асимметричным ответом» и её постоянной критикой в США, но и с новой геополитической ситуацией в мире - распадом СССР, прекращением Холодной войны и уменьшением ядерной напряжённости. Однако идея защиты страны системой ПРО, предназначенной уничтожить ракеты противника одним мощным ударом, всё ещё существует. То, что США не отказались от нее, прекрасно демонстрирует намерение развернуть систему ПРО в Европе. Однако в отличие от периода Холодной войны космос перестал быть сферой интересов двух стран. Всё большее количество государств используют космическое пространство для обеспечения своих нужд, включая национальную безопасность. Новые космические державы по примеру двух сверхдержав занимаются разработкой противоспутникового оружия, применением ИСЗ вместо самолётов-разведчиков, модернизацией армии за счёт космических технологий (система наведений и связь). Дальнейшее использование космоса в военных целях приведёт к гонке вооружений в космосе, что полностью разрушит систему договорённостей, нарушит стратегическую стабильность и будет означать ещё большую непредсказуемость в вопросах милитаризации космоса. Более того, если всемерная милитаризация космоса - возможная реальность, тогда вероятность контроля над вооружениями будет снижена. Создание эффективных механизмов контроля над вооружениями, которые бы охватывали космические военные возможности, представляется необходимым шагом.

Литература

1. Redmon C. The Flight of Apollo-Soyuz // NASA History Program Office URL: http://history.nasa.gov/apollo/apsoyhist.html (дата обращения: 21.04.2012).

2. Gaddis J.L. The Cold War. Boston, 2006. 352 p.

3. Хозин Г.С. Великое противостояние в космосе (СССР -США). М., 2001. 416 с.

4. Vexler R. Dwight D. Eisenhower. 1880 - 1969. Chronology. Documents. Bibliographical Aids. NYC: Oceana Publications, 1972. 150 p.

5. Outer Space - U.S. High Altitude Nuclear Tests. British Concern. The National Archives, UK. October 16, 1962. GP 101/17.

6. Желязняков А. «Истребитель спутников» (К истории создания советских противоспутниковых систем) // Космический мир. Информация о российском космосе. URL: http://www.cosmoworld.ru/ (дата обращения: 14.07.2011).

7. Anti-Ballistic Missile (ABM) Treaty // Office of the Under Secretary of Defense for Acquisition, Tecnology and Logistics. URL: http://www.acq.osd.mil (дата обращения: 14.09.2011).

8. Ознобищев С.К., Потапов В.Я., Скоков В.В. Как готовился «асимметричный ответ» на «Стратегическую оборонную инициативу» Р. Рейгана: Велихов, Кокошин и другие. М., 2008. 56 c.

9. Арбатов А., Дворкин В. Ядерное распространение. Новые технологии, вооружения и договоры. М., 2009. 268 c.

10. Зегвельд В., Энцинг К. СОИ: технологический прорыв или экономическая авантюра? М., 1989. 304 c.

Поступила в редакцию

11. Perle R. The strategic defense initiative: Addressing some misconceptions // Journal of international affairs. 1985. Vol. 39. № 1. P. 26.

12. Обязательство СССР не выводить в космос первым ядерное оружие. Документ конференции по разоружению. CD/PV.252 от 22.03.84 г. // Законодательство России. URL: http://bestpravo.ru/ (дата обращения: 12.08.2011).

13. Кокошин А.А. «Асимметричный ответ» vs. «Стратегической оборонной инициативы» // Международная жизнь.

2007. № 7. C. 35.

14. Lakoff S., YorkH. A shield in Space? Technology, Politics, and the Strategic Defense Initiative. Berkley, 1989. 182 p.

15. Andrew J. Butrica «The "Right" Stuff: The Reagan Revolution and the US Space Program» // Remembering the Space Age. Washington D.C. NASA Office of External Relations.

2008. P. 121 - 134.

24 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.