Научная статья на тему 'Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом'

Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / «НЕТРАДИЦИОННЫЕ СТУДЕНТЫ» / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБЪЕДИНЕННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / «NONTRADITIONAL STUDENTS» / DISTANT EDUCATION / COMPETITIVENESS OF THE DOMESTIC DISTANT EDUCATION / E-LEARNING / INNOVATION IN EDUCATION / JOINT DISTANT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моор Светлана Михайловна, Фокина Анна Борисовна

Проведено исследование развития дистанционного образования в зарубежных странах, на основе которого представлено авторское видение вектора развития отечественного дистанционного образования, что может способствовать его позиционированию и конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE EXPERIENCE OF DISTANT EDUCATION ABROAD

The paper describes the research of distant education development in foreign countries on the basis of which the author's understanding of the distance education development vector is presented. It is shown what can promote its positioning and competitiveness in the global educational community.

Текст научной работы на тему «Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

УДК 37.01.43 (4/9)

ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

POSITIVE EXPERIENCE OF DISTANT EDUCATION ABROAD

С. М. Moop, А. Б. Фокина

S M Moor, A. В Fokina

Ключевые слова: дистанционное образование, «нетрадиционные студенты», конкурентоспособность отечественного дистанционного образования, инновации в образовании, объединенное дистанционное обучение Key words: distant education, «nontraditional students», competitiveness of the domestic distant education, E-learning, innovation in education, joint distant learning

Проведено исследование развития дистанционного образования в зарубежных странах, на основе которого представлено авторское видение вектора развития отечественного дистанционного образования, что может способствовать его позиционированию и конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

The paper describes the research of distant education development in foreign countries on the basis of which the author’s understanding of the distance education development vector is presented. It is shown what can promote its positioning and competitiveness in the global educational community.

Стремительные темпы развития информационных и коммуникационных технологий придают невиданный динамизм развитию общества, формированию новых социальных тенденций, требующих пересмотра основ социального проектирования учебных заведений. Рассмотрению проблем образования в контексте современных тенденций посвящены диссертационные исследования, многочисленные публикации отечественных и зарубежных авторов, доклады на всемирных конференциях и конгрессах, публикации ЮНЕСКО. Исследование современных тенденций развития общества и проблем образования показывает, что создаются реальные предпосылки для формирования глобальной системы дистанционного образования, выходящего за пределы национальных контекстов и государственных границ.

Дистанционное образование позволяет гибко и наиболее адекватно реагировать на потребности общества, решать ряд проблем традиционного образования:

• посредством удовлетворения растущего спроса на образование за счет обеспечения широкого доступа к образовательным ресурсам ведущих образовательных институтов;

• обеспечением социального равенства в доступе к образованию в глобальном масштабе и внутри каждой страны в условиях территориальной обособленности регионов и социальных слоев общества,

• повышением качества массового высшего образования с учетом различий в социальнокультурном уровне учащихся;

• предоставлением возможности обучения в течение всей жизни.

Вхождение России в Болонский процесс усилит процесс оттока российской молодежи в вузы Европы. Уже сейчас достаточно большое количество наших студентов обучается в системе дистанционного образования США, Англии и ФРГ. В Германии треть студентов, получающих знания дистанционно - наши соотечественники. На азиатском рынке успешно работает Турция, имеющая миллионную аудиторию студентов системы открытого образования. Их задачи в ближайшие годы довести эту цифру до трех миллионов человек. Кроме того, Россия теряет образовательный рынок и в странах СНГ [1]

В сложившихся условиях необходимо разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению конкурентоспособности отечественного электронного образования с использованием дистанционных технологий.

Большое распространение обучения по интернету получено в Канаде и Исландии, где большие расстояния (в Канаде) и суровый климат создают серьезные препятствия на пути традиционных социальных коммуникаций. Обучающие системы этих стран входят в University of the Attic — сеть из 31-го университета, принадлежащую самым холодным странам мира, расположенным вокруг Северного полюса, которые и дали жизнь инновационному проекту — модели обучения на расстоянии [2].

Что касается дистанционного образования в США, научный интерес представляет анализ социологических обзоров 2002-2010 гг., проведенный Лайнертом К. с целью определения основных трендов в развитии высшего образования США и Европы [3]. Исходным материалом послужили обзоры Национального центра статистики образования США, Национальной Ассоциации колледжей США, Комитета по образованию Евросоюза и другие

Исследования Национального центра статистики образования показали возрастающую привлекательность и признание дистанционного обучения. С 2002 по 2010 гг. объем дистанционного образования увеличился на 30% в США и на 42% в Европе, товарооборот электронных учебных средств вырос в 2,3 раза [3].

Показателен опрос мнений преподавателей, использующих в своей работе, в той или иной мере, электронные средства обучения и интернет, проведенный в США в 2009 г. Согласно опросу, инновационный способ обучения, комбинирующий дистанционные формы с традиционными, включающий применение электронных мультимедийных средств в формате традиционного обучения, признается профессорами самым эффективным [3].

В перспективе многие вузы США признают необходимость внедрения on-line дисциплин в учебные планы. Согласно докладам Слоуновской национальной комиссии, в последнее время многие двухгодичные колледжи, частные коммерческие вузы и некоторые большие государственные универ-

ситеты немало сделали, чтобы электронные интернет-курсы и программы были добавлены в учебные планы [4].

Развитие дистанционного образования связано с тенденцией увеличения количества нетрадиционных студентов (старше 24 лет, имеющих трудовой опыт), которые обучаются с целью карьерного роста, улучшения социально-экономического положения. Например, нетрадиционных студентов, насчитывается 92 млн, или 46% американского взрослого населения, которые участвуют в той или иной форме получения полного высшего образования (бакалавариат, магистерские программы), при этом почти 60 млн взрослых зафиксированы как занятые в краткосрочных курсах колледжей и университетов. которые тематически связаны с их работой [3]. Как следствие, студенты активно создают новые традиции в корпоративной культуре университетов.

Позитивный опыт в развитии дистанционного образования накоплен такими инновационными образовательными структурами, как открытые университеты, специализирующиеся на дистанционном образовании. Междисциплинарные исследовательские и учебные проекты осуществляются рядом образовательных и научных учреждений. В частности. Швейцарский Проект ШАНРИБ - природных опасностей и управления рисками) объединяет в электронном учебном курсе и в дистанционной лаборатории два Швейцарских федеральных института технологий, а также швейцарские классические университеты координируется Центром компетентности в области Природных опасностей (СЕМАТ) Открытые университеты посредством объединения в своей структуре, знаний людей, находящихся В разных точках мира, с разным уровнем И индивидуальными особенностями интеллекта и накопленного позитивного опыта в развитии дистанционного образования, обладают реальным потенциалом для дальнейшего развития и организации международных образовательных программ и исследовательских работ, реализующих право на образование и развитие человека в течение всей жизни.

В то время, как в США и Европе дистанционное образование чаще рассматривается студентами как дополнительная или специализированная профессионализация, в странах Азии эта форма образования является первичной и ведущей.

На втором азиатском симпозиуме в Лас-Вегасе в ноябре 2010 г. определено девять лидеров в развитии дистанционного образования в азиатском регионе — Япония. Таиланд, Индия. Малайзия, Филиппины, Сингапу р, Тайвань, Гонконг и Турция

Большинство университетов, развивающих электронное обучение, получило должное внимание и поддержку от соответствующих азиатских правительств.

В качестве наиболее вероятных факторов. ЯВЛЯЮЩИХСЯ самыми важными в успехе электронного образования, определены следующие: наличие независимых и самостоятельных студентов, формирование вокруг дистанционного курса профессионального сообщества.

Накоплен положительный опыт развития объединенного дистанционного обучения разных стран Азии При помощи конференцсвязи объединяются Япония и Сингапур, Турция и Гонконг Разрабатываются общие стандарты и гарантии качества образования, формируются партнерские отношения между субъектами разработки дистанционных курсов, которые могут находиться В разных странах - авторами, учебными проектировщиками, редакторами, администраторами. Развитие партнерских отношений в сфере дистанционного образования будет способствовать формированию азиатского интегрированного профессионального сообщества преподавателей и поставщиков дистанционного образования.

В группе лидеров дистанционного образования в азиатском регионе сохраняются сильные различия между Индией, Японией и Таиландом. В Индии, где поддержка правительства ориентирована на неимущее и неграмотное население, дистанционное образование служит для ликвидации безграмотности населения и охватывает сектор общего образования. Япония, как самая благополучная по развитию технологии и уровню грамотности, предоставляет услуги дистанционного обучения не только для японцев, но и для азиатов в целом, в Японии самое большое количество открытых университетов. Таиланд — противоположность Японии, поскольку Кибер-университет остается единственным, но готовит больше чем 10000 преподавателей, учителей школ для отдаленных, сельских районов [5].

В рамках Азиатско-Тихоокеанского региона (не включая Японию) к настоящему времени Китай и Корея имеют самый высокий годовой темп роста в использовании дистанционного обучения [2]

Одной из причин высокого темпа роста спроса на образовательные услуги, является необходимость переобучения. В Корее 85% работающего населения проходят ежегодное переобучение. Спрос

на внутреннем рынке в Южной Корее в области E-leaming 2008 г.: индивидуальные слушатели — 43,7%. корпорации — 43,5%, образовательные учреждения — 3,8%. государственные учреждения — 9%. Самый большой объем этих услуг — 70,9% потребляет возрастная группа 6-19 лет, причем в индивидуальном обучении. У людей старше 50 лет потребление обучающих электронных курсов выросло с 10,7% в 2006 г. до 13,5% к 2008 г. [6].

Также спрос на обучение обусловлен 100% переводом Правительства метрополий в on-line-обучение, федеральные органы власти — 76,5%. местные органы власти — 53.9 %, государственные корпорации — 60,5 %, органы местного самоуправления — 62,7% [6].

Структура использования E-leaming в образовательных учреждениях Кореи выглядит следующим образом: начальная школа — 83,5%, средняя школа — 76,6%, старшая школа — 67,8%, колледжи — 57,6%, университеты — 77,5% [6].

Таким образом, в Корее сформировался конструктивный формат развития электронного образования, которое удовлетворяет растущий спрос со стороны различных целевых сегментов рынка образовательных услуг, тем самым, способствует повышению социальной защищенности ЛИЧНОСТИ В условиях постоянно изменяющегося профессионального запроса.

Своеобразный опыт развития дистанционного образования накоплен в Пакистане. Созданный виртуальный университет обеспечивает гражданам страны возможность получать знания, необходимые в постиндустриальном обществе. Университет позволяет осуществлять обучение по телевидению и через интернет, при этом место проживания студента не имеет значения. Используя сеть интернет. студенты подключаются к виртуальному университету и обсуждают предметы с лектором. Целью проекта является создание поколения программистов и разработчиков компьютерной техники, способных конкурировать со специалистами из развитых стран. По примеру Индии, пакистанские власти намерены создать собственную индустрию информационных технологий.

В стране работают специальные образовательные центры, где студенты могут просматривать лекции и выходить в интернет. Кроме того, создается внутренняя высокоскоростная компьютерная сеть, которая должна объединить 60 университетов и 2,5 тыс. школ и колледжей на всей территории Пакистана. Еще 10 тыс. школ смогут получить доступ к лекциям через интернет [2].

В результате исследования опыта развития дистанционного образования в зарубежных странах, можно сделать вывод не только об актуальности и востребованности электронного образования мировым сообществом, НО и необходимости интенсифицировать развитие данного направления В России, торможение которого связано и с бюрократическими проволочками в принятии правовых решений, с наложением необоснованного и неоправданного запрета Министерством образования на заочное обучение по ряду направлений бакалавриата, следовательно, и на заочное обучение с использованием дистанционных технологий.

Основываясь на положительных результатах использования дистанционного образования за рубежом, можно констатировать, что России, с ее огромной территорией, растущим социальным расслоением, неравномерной плотностью населения, развитие электронного образования становится актуальной задачей на пути становления информационного общества знаний, конкурентоспособного в мировом сообществе.

Векторами обеспечения конкурентоспособности отечественного дистанционного образования могут стать, используя опыт:

• США — разработка и внедрение электронных курсов, целевой аудиторией которых являются «нетрадиционные студенты»,

• Индии — ликвидация компьютерной безграмотности населения и охват сектора общего образования,

• Японии — формирование и развитие открытых университетов;

• Кореи — ускорение темпов роста в использовании дистанционного образования;

• Пакистана — создание поколения программистов и разработчиков компьютерной техники, профессионалов в области сетевого обслуживания.

В заключение представляется целесообразным отметить преимущества реализации дистанционного образования в России:

• обучение по программам, прошедшим государственную аккредитацию,

• выбор ступени образования: первое высшее, второе высшее, среднее профессиональное,

• получение второго высшего образования параллельно с первым,

• гарантированное получение престижного, а главное, качественного образования по самым досту пным ценам.

• получение диплома государственного образца.

Список литературы

1. Широбоков С. М. Нормативное и правовое обеспечение системы дистанционного образования — актуальная задача развития системы образования России //Вестник высшей школы (Almamater). - 2008. - № 4. - С. 26-35.

2. Бекетов Н В. Дистанционное образование: современные элементы инфраструктуры и новые технологии //Информационные ресурсы России. - 2010. - № 4. - С. 29-35.

3. Дайджест зарубежных изданий //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. № 11. - С.140-151.

4 Корсунов В. И. Актуальные вопросы on-line обучения: опыт высшей школы США //Вестник высшей школы (Almamater). - 2011. -№ 2. - С. 68-72.

5. MimimiyoungLee. E-LeaminginAsia //IntemationalJoumalonE-Leaming. 2011 - P. 867-878.

6. Тихомиров В. П. Без электронного образования инновации не возможны //Профессиональное образование. Столица. - 2010. -№ 8. - С. 19-23.

Сведения об авторах

Моор Светлана Михайловна, д. с. н., профессор, директор Центра дистанционного образования, профессор кафедры социальных технологий. Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.: 8(3452)256932, e-mail: moorsm@mail.ru

Фокина Анна Борисовнау ассистент кафедры экономики, организации и управления производством, специалист по УМР Центра дистанционного образования. Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.: 89199254052, e-mail: afi>kina(a¡tsogu ru,

Moor S. М., PhD in Sociology, professor. Head of the Center for Distance Education, professor, Department of Social Technologies, Tyumen State Oil and Gas University, phone : 8(3452)256932, e-mail: moorsm@mai I. ru

Fokina A. B., postgraduate student, Department of Economics, organization and management, specialist teaching and methodical work of the Center for Distance Education, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89199254052, e-mail: qfokina@tsogu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.