Научная статья на тему 'Позитивные языковые репрезентации концепта «Одиночество»: диахронический срез'

Позитивные языковые репрезентации концепта «Одиночество»: диахронический срез Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ "ОДИНОЧЕСТВО" / ДИАХРОНИЯ / ПОЗИТИВНЫЕ КОННОТАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Валерия Олеговна

В статье рассматриваются диахронические коннотации концепта «одиночество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позитивные языковые репрезентации концепта «Одиночество»: диахронический срез»

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (35), 2010

86 —

вестен получателю (аудитории), а среда и означающие - доступны массовому восприятию.

Семиотический подход к проблеме создания рекламного сообщения является максимально плодотворным и эффективным, так как позволяет создавать рекламу практически любого товара, любой сферы бытия: понятие знака способно объединить все сферы информационного континуума.

Литература

1. Рогозина И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2003. С. 211.

2. Овруцкий А. В. Анатомия рекламного образа. СПб., 2004. С. 8.

3. Там же. С. 12.

4. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 187.

5. Гуревич П. С. Психология рекламы. М., 2005. С. 10.

6. Овруцкий А. В. Анатомия рекламного образа ... С. 23.

7. Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика. М., 2007. С. 149.

8. Кассирер Э. Теория метафоры. М., 1990.

9. БодрийарЖ. Соблазн. М., 1985. С. 141.

YE. N. YEZHOVA. MEDIA-ADVERTISING PICTURE OF THE WORLD AS AN ARTIFACT OF CULTURE: SYMBIOSIS OF THE MEDIA AND ADVERTISING

The article reveals peculiarities of the new for journalism social-cultural component - media-advertising picture of the world. The author considers modules that form media-advertising picture of the world as their communicative and functional status, and also the aspect of advertisement and mass media interaction.

Key words: picture of the world; mass communication; social-cultural component (phenomenon); advertising module; functional status.

В. о. ИВАНОВА

ПОЗИТИВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ОДИНОЧЕСТВО»: ДИАХРОНИЧЕСКИЙ СРЕЗ

В статье рассматриваются диахронические коннотации концепта «одиночество». Ключевые слова: концепт «одиночество», диахрония, позитивные коннотации.

В рамках статьи мы рассматриваем концепт «одиночество» как позитивное явление в разные эпохи развития языка, не принимая во внимание большое количество примеров из художественных произведений и публицистики, говорящих об одиночестве как понятии отрицательном. (В основе нашего подхода - определение одиночества, данное в словаре Ожегова и Шведовой [1].)

Следует признать, что в художественной литературе положительные коннотации рассматриваемого нами явления нередко связаны со стремлением человека удалиться из мира цивилизованного в мир природы. Приведем некоторые примеры позитивного отношения к одиночеству, пояснив причину возникновения таких коннотаций в различные эпохи.

XIX век. Романтик М. Ю. Лермонтов:

.Кто не знавал таких ночей В ущельях гор или степей? Однажды при такой луне Я мчался на лихом коне В пространстве голубых долин, Как ветер, волен и один...

(здесь и далее курсив наш. - В. И.) [2].

Пушкиным были обозначены основные художественные типы его времени - лишнего (Евгений Онегин) и маленького (станционный смотритель) человека. Трудно также переоценить идею осмысления им роли поэта в России: поэт имеет особое предназначение, он избранный, но обречен на одиночество в мире людей.

От хладных прелестей Невы, От вредной сплетницы молвы, От скуки, столь разнообразной,

Меня зовут холмы, луга, Тенисты клены огорода, Пустынной речки берега И деревенская свобода [3].

XX век. С. Моэм: «Последние месяца два я читаю Спинозу. Понимаю, конечно, с пятого на десятое, но чувствую себя победителем. Словно вышел из аэроплана на огромном горном плато. Кругом ни души, воздух такой, что пьянит, как вино, и самочувствие лучше некуда» [4].

Сомерсет Моэм, по мнению Т. В. Скороденко, «один из самых проницательных в английской литературе ХХ столетия авторов, писавших о трагикомедии жизни», говорил о непримири-

№ 1 (35), 2010

"Культурная жизнь Юга России" ^

мости с законами мира, общества, о разных пониманиях правды. Герои писателя (так же как и многие его современники) испытали чувство бессилия перед повседневными проблемами, выпадение из социальных связей, отчуждение от окружающих людей, с их приземленными заботами [5]. Одиночество становилось единственным верным и приемлемым выходом из таких жизненных ситуаций.

XXI век. Л. Петрушевская: «Земля, но без жителей вообще - вот что его бы устроило.

Поэтому он любил ночь, безлюдное время, любил рассветы в полях и городах, когда все чисто и пусто, когда можешь носиться повсюду беспрепятственно, сам и один, как король» [6].

В настоящее время, когда социокультурные и экономико-политические реалии зачастую меняют местами победителей и проигравших, привычная до боли реальность предстает в странном, порой, стилевом оформлении, происходит пересмотр системы ценностей. Нарастают процессы глобализации в сочетании с «глобальной» потерей себя. Многие ученые отмечают, что сегодня одиночество наиболее губительно воздействует на человека: мы воспринимаем одиночество как разрыв социальных связей, отъединенность, недовольство сложившимися отношениями в обществе. Все, что препятствует установлению полноценных контактов, приводит к ощущению душевного нездоровья и во многих жизненных и литературных ситуациях маркируется выбором в пользу одиночества как единственно возможного решения.

Это подтвердили проведенные нами исследования вопроса о том, какой цвет ассоциируется с одиночеством. Выявляя варианты языковой репрезентации «красок одиночества», мы учитывали, что «родной язык человека накладывает определенный отпечаток на восприятие цветов» [7], «диапазон и характер эпитетов» обусловлены «частотой их использования в сравнениях» [8] (этим объясняется преобладание одних, зачастую шаблонных, цветовых ассоциаций и более редкое использование других). Принимали во внимание и то, что ни с чем не сравнимое чувство цвета индивидуально. Данные положения отсылают нас к гипотезе лингвистической относительности, со-

гласно которой «существующие в сознании человека системы понятий <.. .> и существенные особенности его мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этот человек является» [9].

На базе Нижегородского государственного университета нами проведен опрос на тему: «Какого цвета одиночество»? Рецензенты - учащиеся филологического факультета - в преобладающем числе случаев называли темные цвета спектра, черный и серый цвет. Точное соотношение полученных результатов представлено нами на круговой диаграмме.

Из диаграммы видно, что встречался и, казалось бы, необычный выбор: розовый, желтый, зеленый и другие цвета. Это подтвердило, что полного отождествления одиночества с черным и серым цветом нет.

Это подтверждают и примеры из литературных произведений. У Лермонтова находим следующие эпитеты, передающие состояние одиночества: «туман моря голубой», «зеленая сеть трав», «с розовой улыбкой <...> первое сиянье дня», «земля в сиянье голубом», «пространство голубых долин», «синее небо», «синие волны океана», «синие моря», «желтые вершины скал».

У Пушкина: «красные летние дни», «где за тучей белеет гора <.> где синеют морские края».

У Моэма: «край зеленых гор».

У Л. Улицкой: одиночество «с сильными синими глазами», «гранитные стены <.> от слоново-серого до розового цвета» [10].

Таким образом, анализ языковых средств позволяет исследовать и сопоставлять общие и культурно-специфические признаки номинантов культурологического концепта «одиночество», определять их «связь с национальным менталитетом и системой духовных ценностей носителей языка» [11], находя подтверждение их позитивной репрезентации в концептосфере разных народов и в диахронических тенденциях социальных культур.

Литература и примечания

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008. С. 913. В словаре приведены следующие компоненты значения слова «одинокий»: не имеющий семьи, родственников и близких, не живущий в семье; пребывающий отдельно, без других себе подобных; не имеющий единомышленников; отчужденный, ставший чужим, далеким; изолированный, отделенный, затворнический, отшельнический, скрытый от света, тайный; уединенный, находящийся вдали от шумных мест, в безлюдной, пустынной местности; отличный от других, уникальный в своем роде, единственный.

2. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Уфа, 1980. С. 14. Далее выдержки из произведений Лермонтова приводятся по этому изданию.

3. Пушкин А. С. Стихотворения. М., 1979. С. 64.

4. Моэм С. Острие бритвы. М., 2003. С. 72.

5. Моэм С. Бремя страстей человеческих. М., 1991. С. 6.

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (35), 2010

88 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

6. Петрушевская Л. Город Света: волшебные истории. СПб., 2005. С. 15.

7. Мешков Г. Восприятие цветов зависит от родного языка // Компьюлента. URL: http://www.compu-lenta.ru/317252.html

8. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Цвет и античность: информационный ресурсный центр по практической психологии. URL: http:// www.psyfactor.org/lib/row.htm

9. Лингвистической относительности гипотеза. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_ nauki/lingvistika/lingvisticheskoi_otnositelnosti_gi-poteza.html

10. Улицкая Л. Первые и последние: рассказы. М., 2007. С. 15, 450.

11. Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды КубГТУ: гуманитар. науки. Краснодар, 2003. Т. 17. № 2. С. 268.

v. o. IVAN0VA. POSITIVE LANGUAGE CONNOTATIONS OF THE CONCEPT "LONELINESS": DIACHR0NIK VIEW

The article considers diachrinok connotations of the concept "loneliness". Key words: concept "loneliness", diachrony, positive connotations.

о. В. ЧЕТВЕРИКОВА

типология ЯЗЫКОВЫХ ЗНАКОВ в ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

Цель статьи - показать, что идиостиль творческой личности есть семантико-семиотический способ маркировки особенностей отражения авторским сознанием реалий действительности - вербально представленных ментальных образований, которые в лингвистике носят название когнитивных доминант.

Ключевые слова: языковая личность, идиостиль, когниотип, номинативные, предикативные, дейктичес-кие когнитивные группы.

В системе языка художественной литературы поэтическая речь образует совершенно специфическую, довольно консервативную, закрытую (замкнутую в себе) и противоположную прозе подсистему. Это объясняется:

- особой лексико-грамматической, фонетической, ритморифмической и коммуникационной организацией поэзии;

- конденсированной семантикой;

- обилием и разнородностью свойственной ей тропики.

Объектом нашего исследования является поэтический текст как результат работы сознания автора и как форма реализации внутренних (экзис-тенциональных) сил речевой деятельности.

Поэтический текст представляет собой ментальное образование, он психофизиологичен, уникален, ибо позволяет в образно-знаковой форме объективировать субъективные представления человека о мире, комплекс эмоций автора, способы языкового оперирования, помогающие говорящему создавать образно-словесную иллюзию действительности и психической жизни человека. Иными словами, текстовую реализацию единиц разных языковых уровней определяет поиск автором таких средств репрезентации своего замысла, которые дают представление о специфике мотивационно-ценностной сферы творческой языковой личности. Учитывая то, что является не просто формой, а единственно возможной структурой репрезентации смысла, мы ставим в центр рассматриваемой нами проблематики вопрос взаимоотношений языка и авторского сознания, познающего и интерпретирующего мир и доводящего результаты этой интерпретации до другого сознания.

Передавая любые разновидности информации, средства языка объективируют в речи когнитивные структуры сознания. Знаковые единицы семиотического поля произведения имеют различные когнитивно-концептуальные свойства, разный когнитивно-прагматический потенциал, что позволяет классифицировать их с точки зрения степени участия в маркировании когнитивно-ментальной и эмотивной сфер сознания автора. Язык выполняет, по сути, моделирующую функцию, представляя не только компоненты картины мира, но и угол зрения говорящего: то, что попадает в фокус его восприятия и тем самым организуется. Поэтому желательно учесть все, что в конечном счете составляет специфику авторской поэтической модели, в которой «дискретные синтагматические и парадигматические отношения разных уровней иерархии репрезентируют недискретный смысл целого» [1].

В процессе анализа поэтических текстов как результата речемыслительной деятельности авторов мы установили, что словесные знаки выступают как средства репрезентации смыслов говорящего и одновременно маркируют смену эмо-тивно-смысловых зон, помогая читателю в интерпретации произведения.

Искусство мыслит образами, а поэтический образ дает говорящему возможность замещать массу разнообразных мыслей относительно небольшими «умственными величинами» (термин А. Потебни), которые и образуют уникальность стиля автора. Специфика содержательной и семиотической сторон произведения превращает идиостиль в нечто неповторимое - семантико-семи-отический уникум (образование, исключающее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.