Научная статья на тему 'Позитивные и негативные компоненты профессиональной деятельности стоматолога'

Позитивные и негативные компоненты профессиональной деятельности стоматолога Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позитивные и негативные компоненты профессиональной деятельности стоматолога»

Р. Г 1алиев, доктор медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматологии Башкирского государственного медицинского университета

Позитивные и негативные компоненты профессиональной деятельности стоматолога

Стоматологическая помощь, несомненно, является не только одним из самых интересных, творческих видов врачебной деятельности, но и одним из самых ответственных и сложных. Специфика работы требует от врачей этой специальности общемедицинских, стоматологических, психологических, биомеханических, технологических знаний, системного мышления, профессионального мастерства и эстетического восприятия окружающего. Таким образом, деятельность стоматолога является профессионально, психофизиологически и интеллектуально сложным процессом, связана с большой отдачей сил и сопровождается значительным психоэмоциональным напряжением.

Системно-ситуационный анализ профессиональной деятельности стоматолога позволил нам выявить в ней две относительно противоположные подсистемы - позитивные и негативные компоненты, которые взаи-

мозависят друг от друга и взаимообуславливают друг друга, непосредственно влияют как на самого врача, так и на результат его работы. Для оптимизации и визуализации системного анализа мы использовали сконструированную нами универсальную многомерную организующую модель (УМОМ), приведенную на рисунке. Позитивные компоненты, определяющие степень совершенствования профессиональной деятельности стоматолога и качество стоматологической помощи, спроецированы на координатах К1 - К4. Негативные компоненты, как результат влияния общей закономерности «платы за полезность», отрицательно воздействующие на врача и результат его деятельности, проецируются на координатах К5 - К8 [1].

Ситуационный анализ позволил выявить несколько вариантов взаимоотношений указанных компонентов: 1) позитивные и негативные компоненты выражены

Универсальная многомерная организующая модель компонентов профессиональной деятельности стоматолога

максимально; 2) позитивные и негативные компоненты выражены минимально; 3) позитивные компоненты выражены минимально, негативные - больше; 4) позитивные компоненты выражены максимально, негативные - минимально.

При более детальном системном анализе этих вариантов профессиональной деятельности стоматолога выявляются значимые перспективы и проблемы отрасли, на которые, на наш взгляд, следует обратить серьезное внимание. Дальнейшие наши рассуждения и выводы носят отнюдь не декларативный характер -они являются результатом размышлений и попытки исследовать эти проблемы путем системного анализа в многомерно-модельной форме.

Итак, рассмотрим вариант 1: позитивные и негативные компоненты профессиональной деятельности стоматологов выражены максимально. Чем выше профессиональная креативность стоматолога (творческий подход к работе, продуктивное мышление), профессиональное мастерство (способность, талантливость и квалификация, т. е. трудовые навыки), профессиональная культура (профессиональная этика, технологическая культура, профессиональное развитие) и профессиональная мотивация (к обучению, к профессиональному труду, к самосовершенствованию), тем больше вероятность повышения негативных последствий. При этом негативные компоненты могут проявляться в виде повышения профессионального риска (медицинского, технологического, юридического), профессиональной ответственности (врачебной, финансово-юридической, гражданской), профессиональных вредностей (профессионального стресса, синдрома «эмоционального сгорания», психосоматических заболеваний). Несмотря на явно выраженные позитивные компоненты на этапах освоения и внедрения новых технологий, особенно если не проводилась соответствующая специализация, не исключена возможность и профессиональных ошибок (тактических, стратегических и технологических). Невольно вспоминается сентенция, метко поясняющая эту ситуацию: «Кто не работает, тот не ошибается». Но это не означает, что тот, кто работает, обязательно должен ошибаться, допускается лишь возможность ошибки. Вывод: следует работать продуктивно (творчески и даже с риском), но застраховавшись от возникновения ошибок!

Изучение результатов анонимного анкетирования 150 стоматологов Республики Башкортостан подтверждает данные системного анализа. Так, 70 % опрошенных отметили, что внедрение новых технологий максимально повышает профессиональный риск, 83 % указали на максимальное увеличение профессионального стресса. По мнению более 50 % респондентов, при работе со старыми технологиями профессиональный риск и стресс отсутствуют.

В ходе ситуационного анализа деятельности стоматологов определяется прямая взаимосвязь между профессиональной ответственностью (см. координату К6) и профессиональной компетентностью специалиста. Чем выше, скажем, профессиональная ком-

петентность стоматолога-ортопеда (свидетельством чему является, например, высшая квалификационная категория), тем чаще он берет на себя наиболее ответственные, трудные и нестандартные клинические случаи, изготавливает сложные и дорогостоящие конструкции зубных протезов, в связи с чем у него повышаются профессиональная ответственность и риск, развиваются стресс и синдром «эмоционального сгорания» («Светя другим - сгораю сам!»).

В процессе своей профессиональной деятельности стоматолог подвергается постоянному стрессу - психоэмоциональному, информационному, технологическому и т. д. (координата К7). Постоянный стресс может привести к хроническому психофизиологическому дискомфорту, дезадаптации и психосоматическим заболеваниям, снижению качества жизни и продуктивности профессиональной деятельности [2-4, 6, 7].

Почему же это происходит? Системно-ситуационный анализ и анкетирование врачей показывают, что при максимально выраженных позитивных компонентах основными причинами повышения выраженности негативных компонентов являются асин-хронизм между «портретом» стоматолога (его профессиональной подготовленностью, квалификацией, деятельностью, мотивацией, креативностью, продуктивностью мышления и технологической культурой) и ресурсообеспечивающим модулем его деятельности (информационные системы и технологии отрасли, медико-технические средства и производственно-технологические условия) на фоне социальной незащищенности специалистов (юридической, правовой, психологической, медицинской, административной и материальной).

Можно перечислить целый ряд такого рода проблем, вот только некоторые их них: профессиональный риск врача не застрахован, следовательно при приеме каждого нового пациента он уже находится в экстремальной ситуации «а что будет, если...»; постепенно возрастающий финансовый план врача загоняет последнего в рамки потогонной системы и препятствует его творческой работе, но хуже всего то, что этот план является «генератором» раскручивания дорогостоящих, иногда и не обоснованных для пациента технологий лечения; по условиям трудового соглашения с лечебно-профилактическим учреждением любая форма ответственности за результат лечения (даже при ошибках организационного или непредвиденного плана) чаще всего возлагается на врача -как на исполнителя; профессиональный стресс и заболевания, накапливающиеся постепенно в ходе трудовой деятельности, остаются личной проблемой специалистов, приближающихся к пенсионному возрасту (трудно вспомнить случай, чтобы болезни стоматологов, связанные непосредственно с трудовой деятельностью, признали профессиональными заболеваниями). Поскольку основные социальные приоритеты государства - это учить, лечить и защищать граждан, эти же задачи должны быть главными и для администрации клиники (при их невыполнении сотрудники могут оказаться незащищенными, нездоровыми и про-

20

проблемы СТОМАТОЛОГИИ 2005 № 5

фессионально не адаптированными к современным условиям и технологиям).

Указанные негативные компоненты профессиональной деятельности носят внутрисистемный характер, способствуют снижению мотивации стоматолога к творческому подходу и, соответственно, отрицательно отражаются на качестве оказываемой им медицинской помощи. В данной ситуации, например, у стоматолога-ортопеда с большим стажем работы, имеющего достаточный опыт протезирования по старым технологиям, не будет мотивированной заинтересованности в освоении современных, дорогостоящих, сложных и ответственных технологий, если ему не созданы эргономичные производственные условия, не предоставляется возможность регулярного повышения квалификации, если он не обеспечен юридической и правовой защитой. Такой врач с минимальным риском и далее будет делать штампованные коронки, съемные пластиночные протезы, тем более что социальный спрос на эти конструкции зубных протезов имеется.

Вариант 2: позитивные и негативные компоненты профессиональной деятельности стоматолога выражены минимально. Иными словами, у специалиста отсутствует креативность (подход к работе шаблонный; мышление стандартное; деятельность стереотипная); относительно низка профессиональная культура (профессиональная этика и технологическая культура невысоки, профессиональное развитие недостаточно); нет профессиональной мотивации (к обучению, к творческой работе и самосовершенствованию). В то же время если врач на своем уровне обладает профессиональным мастерством в выполнении стандартных, годами отработанных манипуляций, то и негативные компоненты его деятельности могут быть выражены минимально. У стоматолога-ортопеда, имеющего достаточный уровень профессионального мастерства, но осознанно работающего по старым технологиям, по принципу «увидел стандартный дефект зубного ряда - шаблонно изготовил зубной протез», не будет ни творческих взлетов, ни проблем. У него соответственно степени сложности выполняемой работы профессиональные риск, ответственность, вредности и различного рода профессиональные ошибки будут минимальны. При работе по принципу «делаю что умею, как умею, как могу» лечение пациентов может быть необоснованно упрощенным, облегченным, неадекватным медицинским показаниям и современным достижениям отрасли. Эти специалисты спокойны во всех отношениях, не имеют рекламаций со стороны пациентов, не создают проблем для коллег и конфликтных ситуаций с администрацией клиники. Однако руководство клиники для работы по-новому и с современными технологиями, возможно, будет ориентироваться на других врачей, которые мотивированно, не жалея себя и своего времени готовы идти на риск.

Вариант 3: позитивные компоненты профессиональной деятельности стоматолога выражены минимально, а негативные - больше. Если у стоматолога

наряду с минимально выраженными другими позитивными компонентами отсутствует профессиональное мастерство (профессиональные способности, талант и навык), то негативные компоненты, соответственно, могут быть выражены больше, чем при втором варианте. Закономерно может увеличиваться также количество профессиональных ошибок (при диагностике, планировании и проведения лечения) в результате «добросовестного» заблуждения врача и непосильной для него степени сложности решаемой задачи, повышаются профессиональный риск и ответственность за них, соответственно при этом возрастает вероятность возникновения и профессиональных вредностей (стресса и синдрома «эмоционального сгорания»). Для снижения выраженности негативных компонентов и обеспечения элементарного «комфорта» врач может интуитивно работать, предлагая пациентам то, что умеет, или менее рискованные для себя варианты лечения. В конечном итоге это также является тактической ошибкой врача, ибо предлагаемый метод может быть необоснованным, нерациональным и неэффективным для пациента. В то же время фактически имеющие место в реальности (в силу ряда объективных и субъективных причин) «функциональная неподготовленность» врачей-выпускников к выполнению высококвалифицированной деятельности и длительное доучивание их на рабочем месте, обучение практикующих врачей работе по новым технологиям в условиях рыночных отношений становятся экономически неэффективными.

С учетом изложенного для совершенствования стоматологической помощи населению наряду с другими организационными направлениями нам представляется перспективным интегрированный подход к обеспечению отрасли стоматологами нового поколения -с системным продуктивным мышлением, обладающих профессиональным мастерством, технологической культурой и функциональной грамотностью.

В механизме управления работой лечебно-профилактических учреждений имеются и административные рычаги воздействия на сотрудников для регулирования их профессиональной деятельности: методы компенсации негативных компонентов и повышения мотивации к творческой работе (возможность профессионального роста, различного рода поощрения, адекватное повышение заработной платы, оздоровительные мероприятия и т. д.); методы стимулирования роста позитивных компонентов и снижения профессиональных ошибок специалистов (повышение квалификации, создание оптимальных условий работы; а также замечания, административные взыскания, понижение в должности, экономические санкции и т. д.). Однако эти меры воздействия могут быть временными и малоэффективными без создания нормативно-правовой базы при отсутствии медико-технических средств и производственно-технологических условий.

Вариант 4: позитивные компоненты профессиональной деятельности выражены максимально, а негативные - минимально. При создании оптимальных

условий для креативной деятельности специалистов вариант прогнозируемый, желательный для всех: для органов здравоохранения, для администрации клиники, для стоматологов и пациентов. Этот вариант интересен тем, что чем выше у стоматолога профессиональные креативность, мастерство, культура и мотивация, тем меньше профессиональный риск, тем незначительнее профессиональные ошибки даже на этапах освоения и внедрения новых технологий, а соответственно, минимальна профессиональная ответственность (финансово-юридическая) за них и нивелированы профессиональные вредности. Стоматолог чувствует себя комфортно (в теоретическом, практическом, психологическом и юридическом аспектах), а все свои силы и знания мотивированно и максимально может направить на творческое решение своих профессиональных задач, на повышение качества лечения и на развитие всего коллектива.

На основании изучения организации стоматологической службы России в новых социально-экономических условиях деятельности на всех уровнях Ю. М. Леонтьев и соавт. [5] показали, что проблема формирования профессионального риска и профессиональной ответственности усугубляется по причине социальных, законодательно-правовых, экономических и медицинских противоречий, обусловленных недостаточно четкой прописанностью правовых основ деятельности систем охраны здоровья и оказания медицинской (стоматологической) помощи. При этом вероятность возникновения негативных компонентов повышается при отсутствии социальных, производственных и дидактических условий для гармоничного развития позитивных компонентов профессиональной деятельности специалистов.

Соответственно, для оптимального развития позитивных и снижения выраженности негативных компонентов нужны адекватные степени сложности профессиональной деятельности специалистов условия: социальные (юридическая, психологическая, медицинская, административная защита и материальная заинтересованность); производственные (эргономика рабочего места, полный технологический комплекс инноваций, информационно-справочная база данных, автоматизация производства), дидактические (форма и методы профессиональной подготовки и уровень профессиональной подготовленности специалистов, отвечающие требованиям высоких технологий). Важными условиями также являются гармоничное функционирование лечебно-диагностического и ресурсо-обеспечивающего модулей, наличие адекватных профессиональных стандартов, алгоритмов и критериев оценки лечения.

В рамках стандартизации врачебная деятельность, на наш взгляд, должна основываться на творческом, индивидуальном подходе, а медицинская помощь -быть наиболее оптимальной конкретно для данного пациента с учетом состояния его здоровья. В связи с этим стандарты должны быть легко индивидуализируемыми (для эффективного лечения конкретного боль-

ного в рамках действующих стандартов, но с учетом состояния его здоровья), модернизируемыми согласно уровню развития научно-технического и технологического процесса (для своевременного внедрения новых методов и подходов и исключения возможности процедурной задержки инновационных преобразований отрасли из-за «морально устаревших» стандартов). Не секрет, что процесс разработки стандартов на законодательном уровне, их экспертной оценки занимает определенное время, и подготовленный стандарт к моменту внедрения может «морально устареть». Современные же стандарты должны иметь быстро и легко модернизируемые многофункциональные модули для адаптации с учетом региональных компонентов, появления технологических нововведений и новых методов лечения.

В мировом стоматологическом пространстве с каждым годом увеличивается информационный обмен и расширяются профессиональные взаимоотношения между специалистами. В настоящее время необходимы специализированные информационные технологии и системы для эффективного использования справочной базы данных с целью совершенствования профессиональной деятельности и повышения качества оказания медицинской помощи. В противном случае несистематизированная новая информация профессионального плана для специалиста является также стресс-фактором: во-первых, из-за нарушения его стереотипов мышления; во-вторых, из-за количества новых сведений, превышающих предел физиологических возможностей их усвоения; в-третьих, из-за того, что даже после ознакомления с новыми технологиями и материалами врач часто вынужден работать по-старому. Такая ситуация может стать фактором, стимулирующим мотивацию врача работать по-новому, повысить позитивные и снизить негативные компоненты. Эта же ситуация при отсутствии необходимых производственно-технологических условий, наоборот, может явиться фактором, снижающим творческий труд и повышающим негативные компоненты профессиональной деятельности врача.

Для решения вышеуказанных проблем кроме организационных, правовых, экономических мероприятий нужны и технологические инструменты, информационно-справочные системы «Советчик врача», поддерживающие стоматолога в роли «виртуального технолога», «визуального собеседника», выступающие в роли ориентировочной основы действий и алгоритмов для оптимизации лечебно-диагностического процесса, повышения функциональной грамотности специалиста, а главное - его мотивации к креативной профессиональной деятельности.

Уровень профессиональной деятельности специалистов является главным звеном в обеспечении качественной стоматологической помощи населению, повышении его стоматологической культуры, просвещенности, мотивации к своевременному лечению и профилактике заболеваний. Для этого необходимо совершенствовать профессиональную деятельность врачей в диагностическом, лечебном и, главное, в про-

22

проблемы СТОМАТОЛОГИИ 2005 № 5

филактическом направлении на базе эффективных педагогических технологий в системе непрерывного стоматологического образования.

Таким образом, при внедрении современных технологий диагностики и лечения больных наряду с совершенствованием профессиональной деятельности имеется физиологическая, психологическая и производственная необходимость в целенаправленном повышении компенсаторных возможностей врачей для адекватного их адаптирования к существующим условиям функционирования ресурсообеспечиваю-щего модуля (информационные системы, технологии, медико-технические средства и производственно-технологические условия).

Следовательно, в процессе внедрения современных технологий для повышения профессиональных знаний, умений, мастерства, креативности и снижения негативных факторов («платы за полезность») наряду с оптимальными социально-производственными условиями нужны технологические и методические подходы [1], позволяющие прогнозировать этот процесс и управлять им, обеспечивающие эффективное совершенствование профессиональной деятельности, непрерывного обучения, повышение профессиональной

культуры и адаптируемости специалистов к инновационным преобразованиям отрасли на этапе эволюционного развития.

Списокиспользованной литературы

1. Галиев Р. Г. Клинико-диагностический и дидактический комплекс в ортопедической стоматологии. Дис. ... д-ра мед. наук. Уфа, 2003.

2. Лазоренко С. В. Стрессорное воздействие в профессиональной деятельности врача-стоматолога // Вестник стоматологии. 2000. № 2. С. 52-54.

3. Ларенцова Л. И., Максимовский Ю. М., Соколова Е. Д. Синдром «эмоционального выгорания» у врачей-стоматологов // Новое в стоматологии. 2002. № 2. С. 97-99.

4. Ларенцова Л. И., Соколова Е. Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Рос. стоматолог. журн. 2002. № 2. С. 34-36.

5. Леонтьев Ю. М., Полуев Ю. М., Шестаков Ю. М. Профессиональные риски и профессиональная ответственность работников стоматологического профиля // Тр. VII Всерос. съезда стоматологов. М., 2001. С. 51-57.

6. Литвак А. И. Качество медицинской помощи - определения понятия, контроль, оценка, управление // Вестник стоматологии. 1998. № 4. С. 60-69.

7. Лукиных Л. М. Стоматологическая служба России нуждается в радикальной реорганизации // Актуальные проблемы стоматологии: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. М., 2001. С. 343-344.

SDS

SUMMIT DENTAL SYSTEMS

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ПРИГЛАШАЕМ К

СОТРУДНИЧЕСТВУ

ДИЛЕРОВ

ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

505 2000 Е, блок управления 505 2000, блок управления на 4 рабочих наконечника, с на 3 рабочих наконечника, с верхним подводом модулей нижним подводом модулей

505 1700, блок управления на 3 рабочих наконечника, с нижним подводом модулей

' любая комплектация

■ верхняя и нижняя подача рабочих инструментов

■ ЖК-панель

■ количество инструментов зависит только от выбора врача-стоматолога

мобильные стоматологические установки SDS 1450 Standard и SDS 1450 Cart портативная стоматологическая установка SDS 1450 P0RT0DENT

КОРАЛ

191119, СанктПетербург, ул. Звенигородская, 2/449 т\ф (812)3272177,7124304

129626, Москва, пр. Мира 124, корп.10 т\ф (095)7370933

http://www.learin.ru e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.