Р. Г 1алиев, доктор медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматологии Башкирского государственного медицинского университета
Лечебно-диагностический и ресурсообеспечивающий модули в ортопедической стоматологии
Актуальность системного обобщения в стоматологии диктуется сегодня целесообразностью творческого и многомерного мышления специалистов, освоения ими методов анализа и синтеза, продуктивного использования знаний и умений в целях самосовершенствования и эволюционного развития отрасли, а также необходимостью повышения эффективности и качества лечебного процесса [3, 4], направленного на лечение больного, а не болезни; развитием профилактического направления, а не «пожаротушения»; повышением профессионально-технологической культуры, а не только профессионального мастерства.
В этом аспекте для обеспечения и визуализации системно-деятельностного подхода к анализу всевозможных явлений, процессов, ситуаций и проблем в стоматологическом пространстве нами была сконструирована легко модернизируемая под решаемую задачу универсальная многомерная организующая модель УМОМ [5], которая представлена ниже непосредственно в процессе ее «работы».
При системно-ситуационном подходе к анализу стоматологической ортопедической помощи населению и лечебно-профилактической деятельности стоматологов-ортопедов нами были выделены две взаимодополняющие друг друга и взаимообусловленные подсистемы - лечебно-диагностический модуль и ресурсообеспечивающий модуль. Структурный анализ модулей позволил установить наиболее значимые компоненты, которые определяют их функциональную целостность и самостоятельность.
Лечебно-диагностический модуль (ЛДМ) состоит из многоуровневых моделей, расположенных на координатах: К1 - «специалисты» (квалификация и профессиональная подготовленность, профессиональная деятельность и творчество, профессиональная и технологическая культура); К2 - «диагностика» (жалобы пациентов и анамнез, клиническое обследование и дополнительные исследования, полный клинический диагноз и прогноз); КЗ - «лечение» (планирование лечения и подготовка пациента, лечение пациента и про-
Универсальная многомерная организующая модель (УМОМ) системного анализа лечебно-профилактической деятельности в ортопедической стоматологии
филактика осложнений, адаптация пациента и мониторинг); К4 - «пациенты» (состояние организма и зубоче-люстной системы, стоматологическая культура и просвещенность, образ и качество жизни).
Ресурсообеспечивающий модуль (РОМ) состоит из следующих моделей: К5 - «информационные системы» (внедрение, применение, модернизация информационно-справочных систем); Кб - «технологии отрасли» (технологии лечения пациентов, изготовления зубных протезов и использования ресурсов); К7 - «условия для лечения» (медико-биологические, производственно-технические, социально-бытовые); К8 - «медико-технические средства» (зубные протезы, стоматологические материалы, медикаменты и средства гигиены).
Логико-смысловая ориентация модулей и структурно-функциональное их взаимодействие в профессиональном стоматологическом пространстве наглядно представлены на рисунке межкоординатными и межузловыми связями.
Ситуационный анализ ортопедической стоматологии как системы показал, что эти модули взаимосвязаны друг с другом и определяют функциональную значимость системы по отношению к ее цели - оказанию ортопедической помощи населению. При решении главной задачи - оказании помощи больному - ЛДМ является наиболее значимым, так как результат во многом определяют квалификация специалистов, правильный диагноз, рациональное лечение и мотивированное желание пациента лечиться. РОМ тем не менее тоже играет важную роль (эффективность лечения повышается благодаря применению современных технологий, наличию необходимой информационной базы данных, соответствующих условий и средств), о чем свидетельствует настоящий этап развития отечественной стоматологии.
Относительная самостоятельность и функциональная организованность модулей предопределяют возможность их независимого развития. Следовательно, на данном этапе всеобщей технологизации отрасли имеются условия как для гармоничного, так и для асинхронного развития лечебно-диагностического и ресурсообеспечивающего модулей.
Анализ ситуации в ортопедической стоматологии в аспекте ее эволюционного развития показал, что основной проблемой традиционной модели лечебно-диагностического процесса является то, что сегодня на фоне быстрого инновационного и технологического преобразования РОМ по объективным и субъективным причинам не происходит адекватно эффективного развития ЛДМ. Их взаимодействие не всегда соответствует желаемому результату («евроремонт» клиники проведен, основные технологии приобретены, администрация клиники призывает к современным подходам, а врачи работают традиционно) [7-9]. Тем самым создаются условия для организационных, производственных, психологических и экономических противоречий внутри системы (под системой мы понимаем здесь ортопедическую стоматологию), решение которых является безотлагательным для гармоничного функционирования модулей при достижении единой
цели - цели повышения качества стоматологической помощи. Здесь существует внутренний резерв совершенствования продуктивной деятельности стоматолога-ортопеда соответственно научно-техническим и технологическим преобразованиям в отрасли на основе: 1) преемственного использования интегрированного подхода к непрерывной профессиональной подготовке стоматолога-ортопеда; 2) своевременной трансляции в образовательный процесс научных и материально-технических инноваций в стоматологии; 3) обеспечения процесса обучения комплексом универсальных дидактических инструментов, позволяющих сформировать системное клиническое мышление и творческую деятельность.
В процессе эволюционного развития стоматологии на определенном этапе не исключается и другая форма благоприятного асинхронизма модулей: прогрессивное развитие ЛДМ и относительный технологический застой в РОМ, когда врачи хотят работать по-новому, но не могут из-за отсутствия адекватной их требованиям и творческим возможностям материально-технической базы. Указанная ситуация относится к разряду организационных вопросов проблем и служит пусковым механизмом совершенствования РОМ, где ценным побудительным моментом выступает мотивация сотрудников клиники к развитию и самореализации [6].
Для успешного развития РОМ на сегодняшний день в любом регионе нет никаких препятствий, кроме финансовых проблем [9]. Конечно, любое уважающее себя стоматологическое учреждение, чтобы не потерять своих пациентов, выжить в условиях жестких рыночных отношений, в первую очередь вынуждено сделать «евроремонт», внедрить новые технологии, методы и постепенно всем коллективом (от главного врача до санитарки и регистратора) осваивать все новое, перестраивать сознание, повышать квалификацию [7], а это - длительный и поэтапный процесс. Для повышения квалификации специалистов сегодня также есть все необходимое: проводятся семинары и конференции, организуются краткосрочные тематические циклы, созданы условия для дистанционного образования, разработаны телекоммуникационные технологии [1, 2, 6, 10]. Однако без внутренней мотивации врачей на профессиональное самосовершенствование, без самостоятельного усвоения ими базовых медицинских знаний, методологических основ диагностики и комплексного лечения, без системного подхода к организации непрерывного совершенствования специалистов вышеперечисленные формы повышения квалификации помогают в основном овладеть какими-либо отдельно взятыми направлениями, технологиями, отточить мастерство.
Анализ годовых отчетов стоматологических поликлиник Республики Башкортостан за последние три года показывает, что сейчас происходит интенсивное внедрение современных технологий, создание эргономичных условий работы. Положительная тенденция роста качественных и количественных показателей свидетельствует об улучшении сервиса для пациентов, изготовлении современных эстетичных конструкций в
Г s Ft MET
www.fimet.ru
крупных стоматологических поликлиниках. В то же время в основном сохраняются традиционные подходы к диагностике, планированию и проведению лечения, старые технологии изготовления зубных протезов, особенно в сельской местности.
Инновационные методы лечения и индивидуального конструирования зубных протезов, предлагаемые разработчиками в комплекте (технология, материалы, оборудование), предусматривающие комплексное восстановление функции и эстетики зубочелюстной системы, теряют свою целостность и эффективность при внедрении на неподготовленную базу (производственно-техническую, информационно-технологическую, организационно-кадровую) и в связи с возникновением новых проблем в ходе их освоения (недостаточное финансирование, неподготовленность специалистов, несоблюдение технологий). В процессе эксплуатации такого рода инновационных технологий из всего комплексного подхода соответственно остается (как более доступная и востребованная пациентами услуга) эстетическое восстановление; значительно меньше внимания уделяется функциональному подходу, требующему поэтапной предварительной подготовки полости рта, предусматривающему работу с лицевой дугой, сложными артикуляторами, параллелометром и т. д. [9, 11].
Известно, что любая система работает эффективно только в том случае, когда все ее компоненты, подсистемы обеспечивают структурное взаимодействие и функционирование, действуют в гармонии и развиваются равномерно. Структурный и ситуационный анализ показывает, что наряду с общей проблемой качества профессиональной деятельности врачей-стоматологов существуют проблемы профессиональной подготовки и переподготовки, «функциональной неподготовленности» специалистов непосредственно после окончания вуза [2]. Несоответствие между технологическими возможностями современной стоматологии и профессиональной подготовленностью специалистов отражается на уровне мотивированности последних к использованию новых технологий, а значит - и на качестве лечения. Если специалист чувствует себя дискомфортно, неуверенно при работе с новыми технологиями, то не будет у него и мотивации к совершенствованию методов лечения, тем более - при юридической и социальной незащищенности. Зачем врачу с недостаточной профессиональной подготовкой рисковать и отвечать за всевозможные ошибки (организационные, врачебные, технические и непредвиденные) при высоком финансовом плане и использовании навязанных ему администрацией высоких технологий, когда при изготовлении штампованных коронок он эти проблемы решит без особых административных, финансовых и юридических затруднений?!
Или рассмотрим другую возможную ситуацию: специалист без соответствующей квалификации (базовой общемедицинской подготовки) проходит краткосрочные курсы по высоким технологиям и начинает работать по ортопедическому лечению больных с использованием современных эстетичных технологий и конструкций зубных протезов, заведомо с учетом пожеланий пациента расширив клинические показания к ним. Работает быстро, финансовый план перевыполняет, активно внедряет современные технологии, хорошо зарабатывает, у него есть социальная мотивация, которая компенсирует профессиональный риск, стресс. На первый взгляд, специалист перспективный. Если же данную ситуацию проанализировать глубже, то выявляется тенденция относительно низкого уровня комплексного медицинского подхода при наличии высокого профессионального мастерства. Ситуационный анализ качественных показателей врачей, работающих с современными технологиями, показывает, что имеются случаи, когда при использовании высоких технологий лечения диагноз - неполный, план лечения - нерациональный, конструкция зубного протеза - необоснованная, профилактики нет и лечение симптоматическое, по принципу «с чем пришли?» или «что желаете?».
Ситуационный анализ также показал, что для устранения вышеуказанных противоречий у руководителей стоматологических поликлиник имеется несколько подходов, которыми они и пользуются:
- комплектация штата хорошо подготовленными высококвалифицированными специалистами путем конкурсного отбора и приема на работу по конт-
• Стоматологическое оборудование из Финляндии
• Современный дизайн
• Привлекательное соотношение "цена-качество"
F1 Prime
Базовая комплектация -14.900 €
F1 Traditional
Базовая комплектация - 12.000 €
Радиовизиограф F1 i-OX2
4.500 €
Официальный представитель компании Fimet
ПРОДАЖА,СЕРВИС, ЛИЗИНГ
Екатеринбург
тел.: (343) 372-06-09,219-59-13 факс: (343) 243-89-45 e-mail: [email protected]
Москва
тел.: (095) 104-97-71
ракту (вариант рациональный для клиники, но нерациональный и труднорешаемый для города, региона, так как высокопрофессиональных специалистов всем не хватит);
- повышение квалификации работающих врачей, их поэтапная адаптация к новым инновационным технологиям (вариант приемлемый, но малоперспективный, так как специалист проходит отрывочные узкотематические специализации или краткосрочные трех-, пятидневные курсы по повышению мастерства; при этом мало внимания уделяется общемедицинским методологическим вопросам, системным подходам, а также сохраняется нерациональный подход к лечению больного);
- подготовка кадров нового поколения и повышение квалификации работающих врачей, создание условий для мотивированного непрерывного самообучения и повышения квалификации специалистов за счет создания универсальной дидактической системы и информационно-справочной базы данных (вариант приемлемый, так как работает на будущее и позволяет оптимально решить проблему сегодня);
- работа традиционным способом с помощью имеющихся технологий и методов с надеждой, что работы на наш век всем хватит, так как очень много нуждающихся в ортопедическом лечении людей, и с рассуждениями о том, что нет инноваций - нет и проблем (вариант деструктивный, но некоторые коллеги предпочитают им пользоваться).
Возьмем подсистему ЛДМ и рассмотрим другой ее компонент - «пациенты», а также проанализируем триаду «стоматологическая просвещенность - здоровый образ жизни - мотивированное своевременное лечение». Рассматривая эту триаду, следует учитывать ее влияние на эффективность и качество стоматологического лечения. Население в настоящее время, несмотря на высокую заболеваемость и нуждаемость в изготовлении зубных протезов, за ортопедическим лечением обращается в основном в поздние после удаления зубов сроки. Это прежде всего связано с низкой стоматологической культурой насления и низким уровнем его мотивации к профилактике стоматологических заболеваний и здоровому образу жизни. Для стоматологической просвещенности населения в настоящее время имеется достаточно много методов (пропаганда, обучение, воспитание), источников реализации этих методов и получения информации (телевидение, журналы и газеты, радио), однако существуют объективные и субъективные причины, которые не позволяют дойти этой информации до сознания населения и инициировать мотивированное своевременное обращение к стоматологу не для лечения, а для профилактики. Это в свою очередь приводит к нарушению функции зубочелюстной системы, к осложнениям, трудным клиническим ситуациям и т. д.
Стоматология нуждается в реорганизации с координацией последипломного образования на профилактику стоматологических заболеваний, гигиеническое воспитание, так как предлагаемые методы профилактики требуют высококвалифицированного подхода
и исполнения. Важным разделом профилактики заболеваний является стоматологическое просвещение для мотивации населения к сохранению своего здоровья. Сегодня здоровые зубы, как индикатор качества жизни, - свидетельство социального статуса, культуры, стоматологической просвещенности человека, соблюдения им здорового образа жизни [9]. Наряду с внедрением новых технологий, новых форм взаимоотношений между врачами и пациентами - потребителями их услуг повышается актуальность изучения таких вопросов, как профессиональная и технологическая культура. Таким образом, уровень профессиональной деятельности специалистов является главным звеном в обеспечении качественной стоматологической помощи, повышении стоматологической культуры, просвещенности и мотивации населения к своевременному лечению и профилактике заболеваний. Для этого необходимо совершенствовать профессиональную деятельность врачей в диагностическом, лечебном и, главное, в профилактическом направлении на базе эффективных педагогических технологий в системе непрерывного стоматологического образования.
На данном этапе развития отрасли общей задачей всего стоматологического сообщества является достижение гармоничного функционирования ЛДМ и РОМ, каждый специалист на рабочем месте должен стремиться к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, развитию системного, творческого, мотивированного подхода к своей деятельности при бережном сохранении всех положительных качеств традиционной модели лечения (принципы доступности, комплексности, функционального подхода), к разумному внедрению и наиболее эффективному использованию инновационных технологий.
Список использованной литературы
1. Арутюнов С. Д. Быть ли технику зубному в кибернетическом будущем? // Кафедра. 2002. №1. С. 47-49.
2. Барер Г. М. Вектор совершенствования // Кафедра. 2002. № 1. С. 18-23.
3. Воронин В. Д. Цель и задачи применения системного подхода в стоматологии // Новое в стоматологии. 2001. № 2. С. 83-84.
4. Воронин В. Д., Шестаков В. Т. Основные направления системных исследований на современном этапе развития отечественной стоматологии // Стоматология. 2000. № 6. С. 55-58.
5. Галиев Р. Г. Клинико-диагностический и дидактический комплекс в ортопедической стоматологии: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2003.
6. Данилов Е. О., Мчедлидзе Т. Ш. Обучение персонала как фактор развития стоматологической практики // Институт стоматологии. 2001. № 3. С. 2-5.
7. Ковалева Е. Как сделать работу зубного врача более эффективной. Ч. 4. // Новое в стоматологии. 2001. № 10. С. 43-46.
8. Ленская А. В. Изменяясь сам, я смогу изменить свою организацию // Новое в стоматологии. 2001. № 2. С. 74-76.
9. Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития // Стоматология для всех. 2001. № 4. С. 4-15.
10. От врача-специалиста к врачу-профессионалу / И. Ю. Лебеденко, Е. С. Левина, И. В. Кудрявая, З. С. Есенова // Рос. стоматолог. журн. 2000. № 3. С. 36-38.
11. Хватова В. А. Высококачественная стоматология - задача наступившего века // Маэстро. 2000. № 5. С. 92.