УДК 327.8 (100)
ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ГРАНИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»*
*Статья написана при финансовой поддержке РНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Общественное сознание современной монгольской молодежи», №15-23-03002
© Нямаахуугийн Батжаргал, магистр-политолог, профессор-консультант Института иностранных языков Монгольского государственного университета науки и технологий. Монголия, 14191, г. Улан-Батор, ул. Бага Тойруу, 34. E-mail: [email protected], mon_mind_study@ yahoo.com
© Готовын Туяа, PhD, профессор Института иностранных языков Монгольского государственно -го университета науки и технологий.
Монголия, 14191, г. Улан-Батор, ул. Бага Тойруу, 34. E-mail: tuyag@ mail.ru
В настоящей статье рассматривается стратегия «мягкой силы» во внешней политике, которая была сформулирована известным американским политологом Дж. Наем в 1990 г. и развита им в 2004 г. в работе «Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике». Постулат о значимости и эффективности «мягкой силы» во внешней политике государств становится все более актуальным и используется в качестве теоретического руководства на политическом уровне. Авторами проанализированы концепции о влиянии мягкой силы в геополитическом пространстве Монголии и Азиатском регионе, выделены ее позитивные и негативные стороны.
Ключевые слова: «мягкая сила», правительство, геополитика, разумные силы, технология международных отношений, политические средства влияния на разум.
POSITIVE AND NEGATIVE POLES OF SOFT POWER
Nyamaakhuugiyn Batjargal, Master of Political science, Consulting Professor, Institute of Foreign Languages, Mongolian State University of Science and Technology.
34 Baga Toiruu, Ulan-Bator, 14191 Mongolia. E-mail: [email protected], mon_mind_study@ yahoo.com
Gotovyn Tuya, PhD in Philology, Professor, Institute of Foreign Languages, Mongolian State University of Science and Technology.
34 Baga Toiruu, Ulan-Bator, 14191 Mongolia. E-mail: tuyag@ mail.ru
In this article the strategy of «soft power» in the foreign policy is considered that was formulated by J. Nye, a famous American expert in politics in 1990 and developed by him in 2004 in the book «Soft power: the means to success in world politics». The postulate on significance and efficiency of «soft power» in foreign policy of the state becomes more topical and it is used as the theoretical guidance at the political level. The authors have analyzed the concepts of the influence of soft power in the geopolitical space of Mongolia and Asian region, its positive and negative sides are highlighted. Keywords: «soft power», government, geopolitics, smart power, technologies of international relations, political tools of influence on mind.
В эпоху глобализации и усиления геополитической конкуренции инструментарий «мягкой силы» стал рассматриваться политиками и теоретиками в качестве важного ресурса внешнеполитической мощи страны, претендующей на роль мирового центра или полюса власти, иными словами, на статус современной великой державы. При этом необходимо учесть, что за последние 10 лет возросла роль информации в жизни современного человека, в результате чего отмечаются положительные и отрицательные последствия применения информационных технологий, их сильное влияние на сознание людей.
Американский исследователь Р. Бедески предлагает прогноз из четырех возможных моделей развития - пророссийскую, прокитайскую, проамериканскую и промонгольскую. Он отмечает, что наиболее перспективной является модель развития, при которой Монголия займет доминирующее положение в Северо-Восточной Азии. На наш взгляд, данный подход является лишь одной из форм «мягкой силы», напоминающей о возможных путях развития Монголии с присутствием политики США, а отнюдь не моделью развития.
Поскольку общественное сознание любой страны опирается на традиции и обычаи, то данную проблематику на эмпирическом уровне необходимо рассматривать в связи с политической идеологией, что и было впервые предпринято известным ученым, профессором Дж. Наем.
Дж. Най - американский политолог, разработавший ряд направлений в рамках неолиберализма, в том числе теорию комплексной взаимозависимости. Является ведущим экспертом по международным вопросам, окончил Гарвардский университет. С 1995 г. - профессор Школы государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете; член Американской академии искусств и наук, Академии дипломатии, исполнительного комитета Трехсторонней комиссии. Дж. Най возглавлял Международный институт стратегических исследований. Занимал высокие правительственные посты: в 1977-1979 гг. - помощник заместителя госсекретаря по вопросам поддержки безопасности, науки и технологии, председатель группы Национального совета безопасности по вопросам нераспространения ядерного оружия; в 1993-1994 гг. - председатель Национального разведывательного совета; в 1994-1995 гг. - заместитель министра обороны по вопросам международной безопасности. В ходе президентской кампании Дж. Керри ученый претендовал на место советника по национальной безопасности.
Именно идеи Дж. Ная и взгляды его последователей заложили основу неолиберальной школы международных отношений, а теория «мягкой силы» стала активно упоминаться в политическом, экономическом и дипломатическом контекстах.
Несмотря на широкое использование в рамках политики современных межгосударственных отношений, метод «мягкой силы» не имеет четкой концепции и реализуется государствами по-разному, сообразно их внутренним интересам и потребностям. Подобное положение дел исследователи трактуют с точки зрения политической деятельности стран. Однако мы полагаем, что это вполне стандартное явление, свойственное обществу, в котором развиваются новые теории и концепции.
Нельзя не согласиться и с тем, что «мягкие силы», всколыхнувшие массы и находящие все большее распространение на международной арене, в случае применения их в своем классическом понимании во внешней политике могут стать значимым орудием в решении общечеловеческих проблем. Но, к сожалению, большие державы часто акцентируют внимание на лишь геополитически выгодном положении стран, стремятся эффективно навязывать свое влияние вопреки политике международных отношений и интересам регионов.
В связи со всем вышеперечисленным в данной статье предпринята попытка обобщить, проанализировать результаты проведенных исследований, касающихся «мягкой силы» в Монголии.
Технология «мягкой силы» феноменальна, прежде всего, своим влиянием на политику и сознание народов стран, вступивших в международные отношения, и является критерием оценки стабильного развития общества. Именно поэтому, на наш взгляд, данный метод, который до недавнего времени находились вне рамок исследований, хотя и использовался обществом в протяжении долгого времени, смог реально доказать свою абсолютную значимость.
Влияние «мягких сил» в Монголии четко прослеживается в летописи истории, с момента, когда Монголия 320 лет назад добровольно вошла в состав государства Манж Чин. Исследованные нами исторические источники и документы (Договор о добровольном вхождении Монголии в состав государства Манж Чин) свидетельствуют о том, что еще в XVII в. монгольские государственные деятели успешно реализовали технологию, которая в настоящее время обозначается как «мягкая сила», сделав правильный выбор в отношении стратегии внешней политики. Это подтверждается историческим документом, свидетельствующим об использовании монгольскими государственными деятелями «мягких отношений», что выразилось в их неизбежном принятии пунктов Договора о защите своих прав относительно суверенитета Монголии по отношению к государству Манж Чин.
Тот факт, что ни одно государство кроме Монголии, заключившей такой Договор с мощной державой Манж Чин, поработившей в то время почти все государства Восточной Азии, еще раз свидетельствуют о силе влияния феномена «мягких сил» государственной политики Монголии того времени. Как мы знаем из истории, ни одна административная единица, находящаяся в тот период под влиянием Манж Чин, не смогла договориться с ней о недопущении заселения на своей территории других народов.
После распада империи Манж Чин в 1910 г. китайские гоминдановцы проводили международную политику и пытались оставить Монголию под своим влиянием. Только обращение в этот период монгольских государственных деятелей к царской России при помощи использования «мягких отношений» помогло Монголии отстоять свои геополитические интересы. Тем самым суверенитет Монголии был признан крупными державами после 11-ой Мировой войны, что стало результатом «мягких
отношений» со стороны монгольских государственных деятелей, получивших поддержку со стороны России. И в настоящее время мы пожинаем плоды мудрости деятельности наших государственных руководителей, которые в критический период политической обстановки в международных отношениях, избрали самую подходящую стратегию мягких методов. Данные исторические данные являются наглядным подтверждением того, что Монголия на протяжении 320 лет умело и успешно претворяла влияние «мягкой силы» в государственной политике страны.
Основными условиями реализации потенциала «мягких сил» в политике государства являются сотрудничество, взаимопонимание и взаимоуважение. На наш взгляд, на научном уровне данный вопрос исследуется, к примеру, в рамках реализации совместного монголо-российского проекта, имеющего своей целью исследование социального сознания монгольской молодежи, а также наших попыток исследования содержания «мягких сил» в Монголии, представляемых в данной статье.
Таким образом, влияние мягких сил не имеет предела и становится неотъемлемой составляющей современной международной политики - комплексным инструментарием решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, науку, культуру и образование, влияющих на мышление народа, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии, которые обеспечивают стабильность развития государства.
Известно, что сегодня использование такой технологии наиболее широко отмечается у экономически мощных держав (США, Китай, Германия, Япония, Южная Корея), для которых она служит средством реализации политики международных отношений. К примеру, никто не будет оспаривать тот факт, что недавнее решение Японии оказать шести странам Южной Азии безвозмездную помощь в размере 6,1 млрд долларов и есть попытка влияния «мягкой силой».
Необходимо отметить: несмотря на то, что при использовании «мягкой силы» большое значение придается роли экономической мощи, немаловажное значение имела и стабильная, беспрерывная деятельность. Монголии в политической сфере присуще активное участие, эффективный инициативный подход в рамках сотрудничества на уровне международных отношений, хотя она в силу своего экономического состояния не имеет возможности проводить гуманитарные мероприятия в широких масштабах.
Понятие «мягкая сила» («soft power») было введено Дж. Наем [19; 20; 21; 22; 23]. Концепция разрабатывалась с 1980-х гг. и стала одной из значимых в мировой политике, экономике и дипломатии. Особую актуальность концепция «мягкой силы» приобретает после вторжения США в Ирак. Книга Дж. Ная, по сути, являет собой изящно завуалированную критику курса Дж. Буша-младшего с позиций политической теории. Главный пафос несогласия автора адресован республиканской политике односторонних действий и опоры на военное превосходство. На страницах своего произведения Дж. Най приводит немало примеров политики администрации Дж. Буша в Ираке, оцениваемой как квинтэссенция всего ошибочного, что накопилось в американской политике. Исследователь приводит постулаты, впервые сформулированные им еще в 1990 г. в работе «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской мощи». Именно тогда им была высказана идея об абсолютном превосходстве США не только по показателям военной силы и экономического могущества, но и по параметрам несилового влияния на международные отношения. Последние Дж. Най и назвал «мягкой мощью» (или «мягкой силой»).
«Мягкая сила» характеризуется тремя основными компонентами: во-первых, культурой и образованием (определяемым как набор значимых для общества национальных и других ценностей, несводимых к массовой культуре), во-вторых, политической идеологией, в-третьих, внешней политикой (имеющей субъективное значение и понимаемой как дипломатия в широком смысле слова).
По сравнению с «жесткими силами» «мягкая» приносит немало трудностей для руководителей стран, поскольку не дает возможности предварительно оценить, что можно ожидать после ее использования. Следует отметить, что «мягкая сила» по отношению к «жесткой» отличается относительно более заметной независимостью от непосредственно государства и правительства страны. При этом в усилении или же ослаблении «мягкой силы» огромная роль принадлежит международной политике. Помимо усиления влияния «мягкой силы» на информацию, общие размеры подобных влияний напрямую зависят от социально-экономического уровня стран, использующих данный инструментарий.
«Мягкая сила» - технология, при которой наряду с защитой геополитических интересов самих государств, происходит манипулятивное воздействие на сознание граждан с последующим привлечением их внимания к обществу других стран. Во всем мире только США являются «новым хозяином истории» эффективно использующим данный метод для защиты своих национальных интересов.
Хаотизация украинского пространства - яркий сюжет опасности влияния инструментариев «сил», оказывающих мощное воздействие на сознание миллионов людей, подобно наркотическому опьянению, что может довести до краха. Данный пример ошибочной деятельности США, Евросоюза, России и Украины является горьким напоминанием того, насколько легко «мягкая сила» трансформируется в «жесткую».
Инструментом усиления возможностей «мягкой силы» является не деятельность силовых организаций, а внедрение возможности контроля информационного потока, который способен развивать систему прямых связей зарубежных стран, влиять на повседневную внешнюю политику, формировать перспективные дружественные связи и, конечно, поддерживать публичную дипломатию.
Дж. Най открыто заявил, что влияние «мягкой силы» - действительно разумный и наиболее дешевый метод попасть под зависимость политики Вашингтона, а также, что «мягкая сила» - ограничение выбора перспектив другими странами, инструмент самовольного преклонения перед интересами США на основе механизма доверия.
В последние годы на Западе, а затем и в России исследователи стали все больше внимания уделять теме «мягкой власти», видя в ней потенциальный ресурс для расширения возможностей оказания влияния на международные процессы.
Научные работы А. Д. Богатурова [5], Дж. Айкенберри [1], К. Н. Уолтца [38], З. Бжезинского [4] и Ф. Фукуямы [30] посвящены исследованию вопросов, связанных с политикой «мягкой силы» и современным развитием американской передовой концепции. Этапы развития мировой современной политической системы рассмотрены в работах М. М. Лебедевой [13], О. Н. Барабанова [3], Д. М. Фельдмана [28] и Ж. Розенау [22]. Альтернативному проекту мироустройства, который выдвигается международными террористическими организациями и может рассматриваться как источник «мягкой власти» для транснационального терроризма, посвящены исследования М. М. Лебедевой [13], А. В. Малашенко [14], Д. Эспозито, Д. Б. Малышевой [15] и др.
Стратегия «мягкой силы» исходит из понимания того, что в современном мире эффективное глобальное лидерство как системный комплексный феномен не может осуществляться исключительно одним государством, и ориентировано на содействие становлению системы глобального коллективного лидерства. Философско-теоретическую основу концепции «мягкой силы» составляют постструктуралистские теории, информационно-коммуникативные подходы к определению феномена власти, а также концепции постиндустриального общества. Вклад в понимание феномена «мягкой силы» внесло и понятие «устойчивое развитие».
Тот факт, что в международных отношениях долгосрочная перспективная политика «мягкой силы» более результативна, чем «жесткая», можно проследить по стремлению со стороны России и КНР расширить и укрепить связи с латиноамериканскими странами. В силу того, что подобная деятельность отсутствовала со стороны США, многие латиноамериканские страны отдалились, и это способствовало подрыву имиджа США.
Несмотря на стремительное распространение в международном пространстве, концепция «мягкой силы» еще не достигла значимых результатов в Индии, КНР, Латинской Америке и Карибских странах. Пока США и Евросоюз разбирались в вопросах международных отношений, КНР смогла в короткие сроки завоевать всю Африку и заложить крепкий фундамент в Южной Америке. На наш взгляд, это можно рассматривать как реальное проявление восточной концепции «мягкой силы». По мнению Дж. Ная, наиболее ярко проявляет себя «мягкая сила» Китая через активные действия в культурной сфере. Традиционная культура Китая всегда обладала особой притягательностью для иностранцев. В настоящее время в мире существует 400 Институтов Конфуция, обучающих иностранцев китайскому языку и занимающихся популяризацией культуры Поднебесной, и это чрезвычайно успешное начинание.
Свидетельством того, что нынешняя китайская модель развития базируется на концепции «мягкой силы», служит пословица «используй мягкие средства, чтобы побороть силу». Следовательно, данная стратегия уже сотни веков тому назад практиковалась в политике Китая. Еще в VII в. до н.э. в трактате древнекитайского мыслителя Сунь Цзы «Искусство войны» содержится следующая стратагема: «Избегай сильных сторон противника, используй его слабости» [27].
Сегодня для осуществления своих целей руководство Китая также широко использует стратегию «мягкой силы». Если в 2007 г. на XVII съезде КПК [18] бывший руководитель КНР Ху Цзиньтао впервые вскользь упомянул этот вопрос, то нынешний руководитель, Си Цзиньпин, постоянно призывает активнее применять «мягкую силу». В качестве основного инструмента Китай активно использует дипломатию во всех геополитических направлениях. Резкий скачок развития Китая, про-
изошедший в последние десять лет, неразрывно связан с ростом влияния страны на международном уровне. На IV Пленуме ЦК КПК 16-го Созыва, который проходил в сентябре 2004 г., была поставлена задача по распространению китайской культуры вовне для дальнейшего укрепления международного влияния.
В последнее время Китай в рамках публичной дипломатии постепенно усиливает свое влияние на развивающиеся страны при помощи организации культурного, научного обмена, сотрудничества в торговых сетях, инвестирования и оказания гуманитарной помощи. Результат такой деятельности -успешное укрепление позиций в Юго-Восточной Азии, Тихоокеанских странах, Центральной Азии, Африке и Латинской Америке.
Форма сотрудничества группы «БРИКС», в которую входят Бразилия, Россия, Индия и ЮжноАфриканская республика, - наглядный пример реального выражения мощного единства «мягких сил» нескольких государств. По мнению исследователей, к 2050 г. сумма экономической мощи группы «Брикс» достигнет неимоверных мировых уровней. Это объясняется тем, что ее участники владеют самыми богатыми и экономически выгодными мировыми богатствами: Бразилия богата сельскохозяйственной продукцией, Китай имеет мощную производственную базу, Южно-Африканская республика обладает большими природными ресурсами, Россия - минерально-сырьевыми запасами, а Индии - дешевой рабочей силой. Население этих стран в совокупности составляет 43% всего населения планеты. Такие факты заставляют задуматься над тем, насколько мощна эта развивающаяся группа.
Известно, что некоторые российские исследователи отрицают практику использования «мягкой силы» в России, а другие видят в этом слабую сторону ее политики.
На совещании послов и постоянных представителей РФ «Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности» 9 июля 2012 г. В. В. Путин сказал, что традиционные, привычные методы международной работы освоены российской дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например, так называемой «мягкой силы», безусловно, есть над чем подумать [23]. Это свидетельствует о резком возрастании за последние несколько лет интереса к «мягкой» силе в России.
Отмечается усиление внимания к «мягкой силе», применяемой в мировой политике с целью увеличения потенциала международных отношений и обеспечения перспективного развития. Так, сегодня в Евразийском регионе кроме России и Китая активно проводят свою деятельность США, Турция и Индия.
Дж. Най отмечает: «"Мягкая сила" России постепенно тает, что может вызвать катастрофические последствия. Президент Российской Федерации В. Путин уже попытался использовать для продвижения интересов своего государства метод принуждения, однако это привело лишь к ужесточению экономических санкций против России. На сегодняшний день российскую экономику не способны поднять даже самые высокоценные ресурсы России, такие как нефть и природный газ. Не способно помочь российской экономике и недавно подписанное с Китайской Народной Республикой соглашение, по которому природный газ в Китай в течение тридцати лет будет продаваться по минимальной стоимости». По нашему мнению, такое заявление автора носит несколько односторонний характер.
Самым допустимым субъектом, способным реализовать стратегию «умная сила» считается международное общество, преследующее единые цели.
В выступлении В. В. Путина в газете «Известия» от 2011 г. выдвинута идея о создании мощного национального единства европейских, азиатских и тихоокеанских регионов [20]. Нельзя не согласиться с тем, что в XXI в. эта концепция имеет самые вероятные возможности своей реализации. В ней представляется будущее человечества, предначертанное ему природно-общественной динамикой времен, получившей название традиции. Поскольку неоспорим тот факт, что наши соседи - Россия и Китай - выполняют роли связующего звена между лидирующим в индустриальном обществе Западом и поднимающимся Востоком, то, несомненно, Монголия тоже будет принимать участие в сотрудничестве по реализации стратегии развития в условиях глобализации.
Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Прежде всего, эта стратегия охватит Евразийские регионы. Визит Си Цзиньпина и В. Путина в 2014 г. в Монголию, договора и соглашения, заключенные во время визита - не простая случайность. Встреча глав Китая, России и Монголии [21] по инициативе президента Монголии Ц. Элбэгдоржа, создание «Степного пути» для формирования экономического коридора - все эти мероприятия содействуют реализации перспектив международно-
го сотрудничества, вносят вклад в развитие Евразии, а также являются предпосылкой для создания мощного международного сообщества.
Одним из важных политических шагов, свидетельствующих, что Россия обратила пристальное внимание на европейскую часть Евразийского пространства, стал договор о поставках российского газа в Турцию в 2015 г., а также соглашение о строительстве «Южного потока» [31]. Никто не будет сомневаться в том, что это и есть проявление «мягкой силы» в экономике и сотрудничестве.
Все вышеперечисленное является доказательством использования Евразийскими странами «мягкой силы» в широких рамках международных отношений.
Дж. Най в своих многочисленных работах подчеркивает: «"Мягкая сила" - это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения». Ясно, что в ответ на такие отношения никакая страна не сможет оказать насилие или нападение, и даже не будет иметь возможности их оказать, а значит, не получив предпочтительных результатов, полностью рассеется в «мягких силах». Если рассматривать это поверхностно, то может показаться , что Дж. Най говорит об общих отношениях. Но если рассматривать разрабатываемую им теорию по отношению к душе человека, то она, не ограничиваясь пределами использования в политике и внешних связях, при ее узком исследовании, может стать, на наш взгляд, комплексной теорией, включающей в себя социальную жизнь, развитие и прогресс. Еще древние восточные мыслители смогли доказать своими эмпирическими исследованиями: если будут правильно заложены основы этой комплексной теории, то ее результаты окажут положительное влияние на любую группу общества.
Необходимо констатировать, что в настоящее время не вызывают восторга правительства стран и государств, ограниченно использующие эту теорию в политике международных отношений. Российский исследователь, В. В. Карякин отметил: «По времени появление "мягкой силы" как инструмента внешней политики Европы совпало с периодом холодной войны. К сожалению, появление этого инструмента в Советском Союзе связано с распространением средств массового воздействия на сознание людей, приведшей к опасности раскола, более того, оно становится инструментом воздействия объекта над субъектом» [10].
За последние 10 лет информационные технологии в корне изменили жизнь людей, общение стало более опосредованным и часто осуществляется при помощи социальных сетей - Facebook, Twitter. Сегодня информационно-сетевые технологии нередко используются для всевозможных информационных «войн». Ведется работа с общественным сознанием, способная негативно повлиять даже на международные отношения. И это есть не что иное, как один из методов обсуждаемой нами «мягкой силы».
Таким образом, можно заключить, что в современной мировой политике заметно возрастает роль гибких факторов, усиливается влияние «мягких», «умных» инструментов воздействия на систему международных отношений.
Дж. Най разрабатывает новую концепцию - «умная сила», суть которой он объясняет следующим образом: «Вообще, сила - это возможность влияния в целях достижения нужных результатов. "Мягкая сила" делает это с помощью убеждения, притяжения и сотрудничества, "жесткая" - с помощью принуждения и вознаграждения. Сегодня же важнейшее значение приобретает "умная сила" -способность координировать и комбинировать возможности и ресурсы "мягкой" и "жесткой" сил».
Мощные державы стремятся использовать политику «мягкой силы», но делают это по-разному. К примеру, внешние культурные обмены Китая представлены двумя направлениями: образовательным и культурным. Самым заметным успехом китайской стратегии «мягкой силы» стало распространение за рубежом Институтов Конфуция, задачей которых является преподавание китайского языка и знакомство с культурой. Подобный подход отмечается и в Германии, которая популяризует немецкий язык и традиции посредством создания фондов им. Конрада Аденауэра и Фридриха Эберта.
Тем не менее, самые большие успехи в использовании влияния «мягких сил» принадлежат США. Говоря о природе «мягкой силы» применительно к Соединенным Штатам, Дж. Най, прежде всего, обращает внимание на роль американских образовательных центров, служащих точками притяжения для студентов из разных государств. По мнению Дж. Ная, не меньшее значение имеет и американская массовая культура, в лучших образцах которой присутствуют «послания свободы, раскрепощения и демократизма», что находит отклик у жителей разных стран и представителей различных культурных традиций. На наш взгляд, говоря о внешней политике США, нужно коснуться событий, происходящих на Украине. Высказываются мнения, что все произошедшее - результат американской политики «мягкой силы». Используя свое превосходство в финансово-экономическом плане, США
способствовало разжиганию национальной распри между Украиной и Россией. Это яркий пример потери основного значения «мягких сил».
Обобщая вышеперечисленное, нам представляется возможным утверждать, что «мягкая власть» в мировой политике - это способность влиять на формирование интерпретаций политических вопросов, попадающих в глобальную информационную сферу таким образом, чтобы они отражали интересы отдельного государства или группы государств. Однако при этом следует отметить, что при любом раскладе мнения об одном государстве в других странах могут складываться совершенно субъективно и быть отличными друг от друга.
Литература
1. Айкенберри Дж. Подъем Китая и будущее Запада // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.global affairs.ru/number/n_11636
2. Анализ современной культурной «мягкой силы» КНР // [Электронный ресурс]. - URL: http://www. cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-WHXU201006005.htm
3. Барабанов О. Н. Основные концепции глобального управления // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gua.convdocs.org/docs/241/index-1581144.html
4. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lib.ru/POLITOLOG/AMERICA/bzhezinskij.txt
5. Богатуров А. Д. Современные глобальные проблемы - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 592 с. // [Электронный ресурс]. - URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2013_3-2_44.pdfhttp://www.twirpx.com/ file/1254665/
6. Ваплер В. Я., Гронская Н. Э., Гусев А. С., Коршунов Д. С., Макарычев А. С., Солнцев А. В. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы управления. - 2010. - №1.
7. Дежина И. Г. Российская наука как фактор «мягкого влияния» // [Электронный ресурс]. - URL: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=495
8. Дмитриев Т. Очарование «мягкой силы»: Соединенные Штаты теряют культурно-идеологическое влияние в мире // Политический журнал. - №94.
9. Казаринова Д. Феномен «мягкой силы». Стратегия мягкой силы в политике государств-членов двадцатки // Свободная мысль XXI. - 2011. - №3.
10. Карякин В. В. Ситуация на Каспии стабилизируется, когда политика перестанет вертеться вокруг трубы // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riss.ru/jomsocial/profile/594-karyakin-vladimir-vasilevich
11. Китайская политика «мягкой силы» в Центральной Азии // [Электронный ресурс]. - URL: http://cdmd. cnki.com.cn/Article/CDMD-10755-2010174592.htm
12. Костырев А. Г. «Разумная сила», общественная дипломатия и социальные сети как факторы международной политики // Полис: политические исследования. - 2013. - №2.
13. Лебедева М. М. Мировая политика. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 365 с.
14. Малашенко А. В. Просто террорист. - М.: Терра-Книжный клуб, 2008.
15. Малышева Д. Б. Центрально-Азиатский узел мировой политики. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 100 с.
16. Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения // Свободная мысль XXI. - 2004. - №10.
17. Овчинский В. С., Сундиев И. Ю. «Организационное оружие»: функциональный генезис и система технологий ХХ! века // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trueinform.ru/modules.php?file
18. О задачах и проблемах компартии Китая в свете требований IV пленума ЦК КПК // [Электронный ресурс]. - URL: http://riss.ru/analitycs/2179/
19. Пономарева Е. Г. Железная хватка «мягкой силы» // Однако. - 2013. - №6 // [Электронный ресурс]. -URL: http://www.odnako.org/magazine/material/show_24128 (дата обращения 05.10.2013).
20. Путин В. В: Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня... // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oko-planet.su/first/83475
21. Путин В., Си Зиньпин, Ц. Элбэгдорж нар юу ярив? // [Электронный ресурс]. - URL: http://www. inet.mn/?left=yes&vdate=&vfile=5&vl=archive&vmet_id=69374&vmet_main=9191&vofile=&vpage=&vt
22. Розенау Ж. Управление неуправляемым: проблема глобального... // [Электронный ресурс]. - URL: http ://polit-inform.ru/showObj ect/obj ID/89
23. Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ruszim.org.zw/index.php?catid=82.
24. Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. - М., 2012. - 252 с.
25. Совещание послов и постоянных представителей России // [Электронный ресурс]. - URL: http:// президент.рф/news/15902 (дата обращения 05.10.2013).
26. Страны БРИКС способны удовлетворить потребности российской промышленности // [Электронный ресурс]. - URL: http://glagol-info.com/news/132404-strany-briks-sposobny-udovletvorit-potrebnosti-rossijskoj-promy shlennosti
27. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве / пер. с др. кит. В. А. Шабана. - СПб.: Альманах Ф2, 2008.
28. Фельдман Д. М. Политология конфликта. - М., 1997.
29. Филимонов Г. Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Закон и право. - 2013. - №9.
30. Фукуяма Ф. Идет ли Америка безвозвратно к упадку и разложению? // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1386914400
31. «Южный поток» закрыт, но РФ активизирует сотрудничество по газу // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.1prime.ru/INDUSTRY/20141201/
32. Clinton: Use «Smart power» in diplomacy. - CBS News. - 2009. - 13 января.
33. Keohane R. O. Multilateralism: an agenda for research // International Journal. - Vol.45. - P.731-764 с.
34. Косенко С. В. Мягкое могущество в твердой упаковке. - М.: Изд-во МГИМО, 2011. - 416 с.
35. Kroenig M., McAdam M., Weber S. Taking soft power seriously // Comparative Strategy. - 2010. - Vol.29. - №5. - P.415-416.
36. Nye J. S. Soft power // Foreign Policy. - 1990. - №80.
37. Nye J. S. Think again: soft power // Foreign Policy. - 2006. - February 23.
38. Waltz K. N. Man, the state and war: a theoretical analysis. - N.Y.: Columbia University Press, 1959.
References
1. Ikenberry J. The Rise of China and the Future of the West. Foreign Affairs, January/February 2008.
2. Analiz sovremennoi kul'turnoi «myagkoi sily» KNR [The Analysis of China's Cultural "Soft Power"]. Available at: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-WHXU201006005.htm
3. Barabanov O. N. Osnovnye kontseptsii global'nogo upravleniya [The Basic Concepts of Global Governance]. Available at: http://www.gua.convdocs.org/docs/241/index-1581144.html
4. Bzhezinskii Z. Velikaya shakhmatnaya doska (Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy) [The Grand Chessboard (American Primacy and Its Geostrategic Imperatives)]. Available at: http://www.lib.ru/POLITO-LOG/AMERICA/bzhezinskij.txt
5. Bogaturov A. D. Sovremennye global'nye problemy [Today's Global Challenges]. Moscow: Aspekt-Press, 2010. 592 p. Available at: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2013_3-2_44.pdfhttp://www.twirpx.com/file/ 1254665/
6. Vapler V. Ya., Gronskaya N. E., Gusev A. S., Korshunov D. S., Makarychev A. S., Solntsev A. V. Ideya imperii i «myagkaya sila»: mirovoi opyt i rossiiskie perspektivy [The Idea of Empire and "Soft Power": World Experience and Russian Prospects]. Voprosy upravleniya - Governance Issues. 2010. No.1.
7. Dezhina I. G. Rossiiskaya nauka kak faktor «myagkogo vliyaniya» [Russian Science as a Factor of "Soft Power"]. Available ar: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=495
8. Dmitriev T. Ocharovanie «myagkoi sily»: Soedinennye Shtaty teryayut kul'turno-ideologicheskoe vliyanie v mire [The Charm of "Soft Power": The United States Loses the Cultural and Ideological Influence in the World]. Poli-ticheskii zhurnal. - №94.
9. Kazarinova D. Fenomen «myagkoi sily». Strategiya myagkoi sily v politike gosudarstv-chlenov dvadtsatki [The Phenomenon of "Soft Power". The Strategy of Soft Power in Policy of the G-20 States]. Svobodnaya mysl'XXI-Free Thought of the 21st Century. 2011. No. 3.
10. Karyakin V. V. Situatsiya na Kaspii stabiliziruetsya, kogda politika perestanet vertet'sya vokrug truby [The Situation in the Caspian Sea will be Stable if the Policy won't Depend on the Pipe]. Available at: http://www. riss.ru/jomsocial/profile/594-karyakin-vladimir-vasilevich
11. Kitaiskaya politika «myagkoi sily» v Tsentral'noi Azii [China's Policy of "Soft Power" in Central Asia]. Available at: http://cdmd.cnki.com.cn/Article/CDMD-10755-2010174592.htm
12. Kostyrev A. G. «Razumnaya sila», obshchestvennaya diplomatiya i sotsial'nye seti kak faktory mezhdu-narodnoi politiki ["Reasonable Force", Public Diplomacy and Social Networks as the Factors of International Policy]. Polis: politicheskie issledovaniya - Polis: Political Studies. 2013. No. 2.
13. Lebedeva M. M. Mirovayapolitika [World Policy]. Moscow: Aspekt-Press, 2007. - 365 s.
14. Malashenko A. V. Prosto terrorist [Just a Terrorist]. Moscow: Terra-Knizhnyi klub Publ., 2008.
15. Malysheva D. B. Tsentral'no-Aziatskii uzel mirovoi politiki [Central Asian Joint of World Policy]. Moscow: Institute of World Economy and International Relations RAS Publ., 2010. 100 p.
16. Nye J. «Myagkaya» sila i amerikano-evropeiskie otnosheniya ["Soft" Power, and the US-European Relations]. Svobodnaya mysl'XXI - Free Thought of the 21st Century. 2004. No.10.
17. Ovchinskii V. S., Sundiev I. Yu. «Organizatsionnoe oruzhie»: funktsional'nyi genezis i sistema tekhnologii XXI veka Elektronnyi resurs]. - URL: http://www.trueinform.ru/modules.php?file
18. O zadachakh i problemakh kompartii Kitaya v svete trebovanii IVplenuma TsK KPK [On the Objectives and Problems of the China Communist Party in the Light of the 4th CPC Central Committee Plenum Requirements]. Available at: http://riss.ru/analitycs/2179/
19. Ponomareva E. G. Zheleznaya khvatka «myagkoi sily» [Iron Grit of "Soft Power"]. Odnako. 2013. No. 6. Available at: http://www.odnako.org/magazine/material/show_24128 (accessed October 05, 2013).
20. Putin V. V: Novyi integratsionnyi proekt dlya Evrazii - budushchee, kotoroe rozhdaetsya segodnya... [V. V. Putin: A New Integration Project for Eurasia is a Future that Borns Today ...]. Available at: http://www.oko-planet.su/first/83475
21. Putin V., Si Zin'pin, Ts. Elbegdorzh nar yuu yariv? Available at: http://www.inet.mn/?left=yes&vdate=&v file=5&vl=archive&vmet_id=69374&vmet_main=9191&vofile=&vpage=&vt (in Mong.)
22. Rosenau J. Upravlenie neupravlyaemym: problema global'nogo... [Management of Unmanageable: the Global Problems ...] Available at: http://polit-inform.ru/showObject/objID/89
23. Rossiya v menyayushchemsya mire: preemstvennost' prioritetov i novye vozmozhnosti [Russia in the Changing World: the Continuity of Priorities and New Opportunities]. Available at: http://www.ruszim. org.zw/index.php?catid=82
24. Smirnov A. I., Kokhtyulina I. N. Global'naya bezopasnost' i «myagkaya sila 2.0»: vyzovy i vozmozhnosti dlyaRossii [Global Security and "Soft Power 2.0": Challenges and Opportunities for Russia]. Moscow, 2012. 252 p.
25. Soveshchanie poslov i postoyannykh predstavitelei Rossii [The Meeting of Ambassadors and Permanent Representatives of Russia]. Available at: http://prezident.rf/news/15902 (accessed October 5, 2013).
26. Strany BRIKS sposobny udovletvorit' potrebnosti rossiiskoi promyshlennosti [The BRICS Countries are Able to Meet the Needs of the Russian Industry]. Available at: http://glagol-info.com/news/132404-strany-briks-sposobny-udovletvorit-potrebnosti-rossijskoj-promyshlennosti
27. Sun Tzu. Traktat o voennom iskusstve [Treatise on the Art of War]. St Petersburg: Al'manakh F2 Publ., 2008.
28. Fel'dman D. M. Politologiya konflikta [Political Conflict]. Moscow, 1997.
29. Filimonov G. Yu. Aktual'nye voprosy formirovaniya strategii «myagkoi sily» vo vneshnei politike Rossiiskoi Federatsii [Actual Issues of "Soft Power" Strategy in the Foreign Policy of the Russian Federation]. Zakon i pravo -Law and Rights. 2013. No. 9.
30. Fukuyama F. Idet li Amerika bezvozvratno k upadku i razlozheniyu? [Whether America Irrevocably Comes to Decline and Decay?]. Available at: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1386914400
31. «Yuzhnyi potok» zakryt, no RF aktiviziruet sotrudnichestvo po gazu ["South Stream" have been Closed, but the Russian Federation Intensifies Gas Cooperation]. Available at: http://www.1prime.ru/INDUSTRY/20141201/
32. Clinton: Use «Smart power» in diplomacy. CBS News. 2009. January 13.
33. Keohane R. O. Multilateralism: an agenda for research. International Journal. V. 45. Pp. 731-764.
34. Kosenko S. V. Myagkoe mogushchestvo v tverdoi upakovke [Soft Power in a Solid Package]. Moscow: MGIMO Publ., 2011. 416 a
35. Kroenig M., McAdam M., Weber S. Taking Soft Power Seriously. Comparative Strategy. 2010. V. 29. No. 5. Pp. 415-416.
36. Nye J. S. Soft Power. Foreign Policy. 1990. No. 80.
37. Nye J. S. Think Again: Soft Power. Foreign Policy. 2006. February 23.
38. Waltz K. N. Man, the State and War: a Theoretical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, 1959.