Научная статья на тему 'Позитивные и негативные аспекты членства Украины в ВТО для агропродовольственного сектора страны'

Позитивные и негативные аспекты членства Украины в ВТО для агропродовольственного сектора страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скидан О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позитивные и негативные аспекты членства Украины в ВТО для агропродовольственного сектора страны»

чение участия фермеров в сельскохозяйственном производстве; - усиление обязательной модуляции путём переориентации части прямых выплат на сельское развитие; - отмена обязательных условий по сокращению посевных площадей; - минимизация рисков. Возникающих в связи с заболеваниями животных; - реализация сельскохозяйственной продукции, которая соответствует европейским и мировым стандартам безопасности.

Второе направление, это реформирование ЕАП относительно пересмотра бюджета на 2010 г в рамках финансовых перспектив на 2007-2013 гг Планируется обсуждение всех статей бюджета ЕС на более продолжительный период осуществления ЕАП, то есть после 2013 г Причём важность финансирования ЕАП становится второстепенной проблемой по сравнению с необходимостью реформирования ЕАП в целом.

Путём постоянных изменений в структуре ЕАП ЕС в рыночных прогнозах на период до 2013 г планируется 18%-е увеличение сельскохозяйственных доходов в ЕС-27 в реальном исчислении и на единицу трудовых затрат (11% для “старых” членов и повышение на 42,5% для “новых”). В целом, по оценке экспертов, перспективы развития сельскохозяйственных рынков и доходов фермеров характеризуются как благоприятные.

На пользу новым изменениям в ЕАП ЕС и активизации экспортной политики стран ЕС на мировом

агропродовольстенном рынке сыграют также объективные факторы глобального влияния. Речь идёт о таких, как: - рост импорта продовольствия, в частности, зерновых в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии; - уменьшение экспортного предложения со стороны основных стран - экспортёров зерна (США, Канада) вследствие использования его для производства биотоплива; - дефицит водных ресурсов в некоторых странах-экспортёрах зерна. Относительно последствий реформ сахарного сектора, которые проводились в рамках ЕАП, следует ожидать увеличение производства биоэтанола из сахарной свёклы, что в свою очередь, благоприятно скажется на стабилизации посевных площадей под эту культуру, особенно в более конкурентоспособных регионах ЕС.

Таким образом, все достижения последних реформ ЕАП ЕС на современном этапе ещё требуют полного завершения, поскольку изменения в ведении сельского хозяйства всё меньше соответствуют требования общества относительно безопасности и качества агропродовольственной продукции; прямые платежи и субсидии необходимо сбалансировать путём уменьшения их объёмов; большие размеры взносов вызывают всё больше нареканий со стороны стран -основных плательщиков денег Поэтому вероятность допущения сокращения в дальнейшем аграрного бюджета ЕАП ЕС остаётся значительной.

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЛЕНСТВА УКРАИНЫ В ВТО ДЛЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА СТРАНЫ

О.В. Скидан, д.э.н., доц. Житомирского национального агроэкологического университета

Членство Украины в ВТО с мая 2008 г. обеспечило создание достаточно весомых предпосылок для интеграции государства в европейское экономическое пространство, формирования правовых принципов стабильного ведения бизнеса и международной торговли, благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций и т.п. Сельское хозяйство являлось важнейшей составляющей переговорного процесса в рамках вступления Украины в ВТО. Основной целью успешного завершения этих переговоров было обеспечение надлежащего уровня поддержки агропродовольственного сектора страны и создание условий для поддержания конкурентоспособности национального сельскохозяйственного производителя после вступления в ВТО.

Несмотря на то, что со вступлением в ВТО государство вынуждено было осуществить определенную либерализацию доступа к рынку, Украине удалось отстоять свою позицию и достичь компромисса относительно принципиальных вопросов переговоров. Благодаря своей позиции, Украина не имеет обязательств перед ВТО по сокращению внутренней поддержки, предоставляющейся через «желтые» программы. Есть лишь обязательство не превышать определенный годовой совокупный уровень поддержки. Ежегодный совокупный уровень поддержки, аккумулирующий отдельные «желтые» программы поддержки, не должен превышать для Украины 3 млрд 43 млн грн. (609 млн долл. США по курсу 2008 г. или 430 млн долл. США по курсу 2009 г.). При этом возможности предоставления поддержки не ограничиваются указанным показателем. Дополнительно Украина может каждый год тратить на желтые программы до 5% от годовой стоимости производства валовой продукции сельского хозяй-

ства и до 5% от годовой стоимости по каждому отдельному продукту.

Как и все страны - члены ВТО, Украина не имеет ограничений на так называемые «зеленые» программы внутренней поддержки сельского хозяйства, влияние которых на торговлю отсутствует или является минимальным, при условии, что эти программы отвечают условиям, определенным в Соглашении ВТО по сельскому хозяйству. Бюджетное финансирование программ «зеленой корзины» может быть увеличено Украиной, так как оно не ограничивается со стороны ВТО, - на расходы по созданию инфраструктуры, развитию консалтинга, маркетинговых услуг, охране окружающей среды, обучению, инспекции продукции, формированию современной системы технических стандартов, ускорению работы по их гармонизации с международными и европейскими.

Наибольшие споры во вступительном процессе вызывал вопрос о доступе на украинский рынок сахара-сырца из тростника. Вопрос заключался в необходимости обеспечения минимального доступа на отечественный рынок в соответствии с правилами ВТО (не менее 5% от внутреннего потребления). Тариф на сахар белый и сахар-сырец на уровне 50%, но не менее 300 евро за т означал фактическое закрытие рынка, неприемлемое не только для членов ВТО, но и для украинского потребителя, - Украина в течение последних лет ежегодно дополнительно принимала квоты на льготный импорт сахара. В ходе сложного переговорного процесса было согласовано предложение украинской стороны о введении ежегодной тарифной квоты в объеме 260 тыс. т (влиятельные страны - члены ВТО настаивали на 480 тыс.

т) со ставкой ввозной пошлины 2% в пределах квоты на ввоз сахара-сырца из тростника, который является оптимальным объемом для защиты рынка, обеспечения конкуренции и создания страхового фонда на случай неурожая сахарной свеклы. В то же время вне пределов квоты украинская сторона отстояла защитный таможенный тариф со ставкой 50%.

Важным достижением стало также сохранение Украиной права применения специального режима налогообложения НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей путем аккумуляции (по ставке 20% относительно всей реализованной сельскохозяйственной продукции, независимо от того, импортирована она, или произведена на территории Украины), что в условиях недостатка свободных бюджетных средств является весомым механизмом непрямой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (ежегодно около 2 млрд грн. или 250 млн долл. США).

Анализ макроэкономических показателей аг-ропродовольственного сектора экономики Украины с целью определения системных изменений в связи со вступлением в ВТО усложнен развертыванием с ноября 2008 г. мирового финансового кризиса и неблагоприятной ценовой конъюнктурой на международном аграрном рынке. В то же время ключевые макроэкономические показатели развития агропродоволь-ственного сектора свидетельствуют об отсутствии системных изменений в объемах импорта, экспорта, поступлений в бюджет и производства продукции сельского хозяйства, которые были бы связаны исключительно со вступлением Украины в ВТО.

Внешнеторговый оборот агропродовольствен-ной продукции Украины в 2008 г. достиг 17,3 млрд долл. США, что в 1,7 раза больше, чем в 2007 г. Позитивное внешнеторговое сальдо составило 4,4 млрд. дол. США. Сравнительно с соответствующим периодом предыдущего года экспорт увеличился на 73,4% до уровня 10,8 млрд долл. США, импорт - на 57,1% и составил 6,5 млрд долл. США. Однако структура экспорта агропродовольственной продукции существенно изменилась. Увеличение объемов экспорта наблюдалось по 5 основным товарным позициям, а именно: маслу подсолнечному (14,3%); пшенице (14,23%); ячменю (12,45%); семенах рапса (11,14%) и кукурузе (5,94%). Уменьшение уровня диверсификации делает агропродовольственный сек-

тор Украины более зависимым от мировой конъюнктуры на рынках указанной продукции.

Кризисные явления 2009 г. повлекли сокращение объемов внешней торговли. Экспорт агропродовольственной продукции уменьшился по сравнению с 2008 г. на 12,4% и составил 9,5 млрд дол. США, импорт сократился на 16,5%. Позитивное внешнеторговое сальдо составило 4,1 млрд долл. США.

Наряду с позитивными сторонами членства в ВТО возникли и негативные аспекты этого процесса. В частности, либерализация импорта привела к значительному насыщению национального рынка импортным мясом и мясопродуктами. Это ускорило процесс уменьшения поголовья крупного рогатого скота, которое сократилось в Украине с 5490 тыс. голов на начало 2008 г. до 4917,6 тыс. гол. в соответствующем периоде 2010 г., т.е. на 10,4%.

Кроме того, низкие внутренние стандарты на продукцию повлекли насыщение рынка товарами низкого качества. Так, в ЕС проверяют 74 нормы содержания антибиотиков в сельскохозяйственной продукции, в Украине - лишь 3. Отечественные нормы содержания свинца в молоке и мясе в пять раз выше западноевропейских. Микробиологические показатели безопасности украинского молока в 3-10 раз превышают нормы ЕС.

Таким образом, нерешенной остается проблема совершенствования систем стандартизации, сертификации, применения санитарных, фитосанитарных мероприятий и технических регламентов. Такое совершенствование для государства имеет особенное значение и может быть обеспечено лишь в виде кардинальной реформы всей отечественной системы технического регулирования, которая должна стать более эффективной и прозрачной.

Установленный уровень государственной поддержки сельского хозяйства предоставляет достаточные возможности для защиты агропродовольственно-го сектора Украины в условиях членства в ВТО и отвечает современным потребностям. Необходимо, однако, реформирование самого механизма предоставления такой поддержки в соответствии с принципами ВТО. Поиск оптимальных путей для усовершенствования поддержки сельского хозяйства и мониторинга обязательств, принятых в рамках ВТО является одним из главных направлений аграрной политики Украины на ближайшую перспективу.

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Гаврильченко, асп. Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. П. Василенко

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) - это всемирное признание национального сегмента экономики конкурентоспособным. На сегодня главная задача состоит в необходимости сохранения достигнутого уровня. Особенно остро вопрос стоит по отношению к сельскому хозяйству, которое в меру своей специфики выделено в отдельную сферу регулирования в рамках ВТО (Соглашение о сельском хозяйстве). Согласно последнего для осуществления успешных экспортных операций со странами ЕС, отечественные производители должны придерживаться требований Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным нормативам и Соглашения по техническим барьерам в торговле [1]. Указанные соглашения благодаря увеличению объемов экспорта

дают возможность Украине стимулировать собственное экономическое развитие, но из-за несоответствия продукции отечественного производства стандартам качества продуктов питания, экспортные возможности Украины в страны ЕС сильно ограничиваются. Наряду с этим правила ВТО требуют применения санитарных и фитосанитарных нормативов не только для внешнего, но и для внутреннего рынка, что предполагает увеличение затрат на производство продукции и соответственно уменьшение рентабельности сельскохозяйственных производителей. Ситуацию обостряют намерения Кабинета Министров Украины относительно отмены обязательной государственной сертификации продуктов питания, которые на практике могут привести к появлению на рынках некачественного и вредного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.