Научная статья на тему 'Качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции в условиях требований Всемирной торговой организации'

Качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции в условиях требований Всемирной торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции в условиях требований Всемирной торговой организации»

т) со ставкой ввозной пошлины 2% в пределах квоты на ввоз сахара-сырца из тростника, который является оптимальным объемом для защиты рынка, обеспечения конкуренции и создания страхового фонда на случай неурожая сахарной свеклы. В то же время вне пределов квоты украинская сторона отстояла защитный таможенный тариф со ставкой 50%.

Важным достижением стало также сохранение Украиной права применения специального режима налогообложения НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей путем аккумуляции (по ставке 20% относительно всей реализованной сельскохозяйственной продукции, независимо от того, импортирована она, или произведена на территории Украины), что в условиях недостатка свободных бюджетных средств является весомым механизмом непрямой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (ежегодно около 2 млрд грн. или 250 млн долл. США).

Анализ макроэкономических показателей аг-ропродовольственного сектора экономики Украины с целью определения системных изменений в связи со вступлением в ВТО усложнен развертыванием с ноября 2008 г. мирового финансового кризиса и неблагоприятной ценовой конъюнктурой на международном аграрном рынке. В то же время ключевые макроэкономические показатели развития агропродоволь-ственного сектора свидетельствуют об отсутствии системных изменений в объемах импорта, экспорта, поступлений в бюджет и производства продукции сельского хозяйства, которые были бы связаны исключительно со вступлением Украины в ВТО.

Внешнеторговый оборот агропродовольствен-ной продукции Украины в 2008 г. достиг 17,3 млрд долл. США, что в 1,7 раза больше, чем в 2007 г. Позитивное внешнеторговое сальдо составило 4,4 млрд. дол. США. Сравнительно с соответствующим периодом предыдущего года экспорт увеличился на 73,4% до уровня 10,8 млрд долл. США, импорт - на 57,1% и составил 6,5 млрд долл. США. Однако структура экспорта агропродовольственной продукции существенно изменилась. Увеличение объемов экспорта наблюдалось по 5 основным товарным позициям, а именно: маслу подсолнечному (14,3%); пшенице (14,23%); ячменю (12,45%); семенах рапса (11,14%) и кукурузе (5,94%). Уменьшение уровня диверсификации делает агропродовольственный сек-

тор Украины более зависимым от мировой конъюнктуры на рынках указанной продукции.

Кризисные явления 2009 г. повлекли сокращение объемов внешней торговли. Экспорт агропродовольственной продукции уменьшился по сравнению с 2008 г. на 12,4% и составил 9,5 млрд дол. США, импорт сократился на 16,5%. Позитивное внешнеторговое сальдо составило 4,1 млрд долл. США.

Наряду с позитивными сторонами членства в ВТО возникли и негативные аспекты этого процесса. В частности, либерализация импорта привела к значительному насыщению национального рынка импортным мясом и мясопродуктами. Это ускорило процесс уменьшения поголовья крупного рогатого скота, которое сократилось в Украине с 5490 тыс. голов на начало 2008 г. до 4917,6 тыс. гол. в соответствующем периоде 2010 г., т.е. на 10,4%.

Кроме того, низкие внутренние стандарты на продукцию повлекли насыщение рынка товарами низкого качества. Так, в ЕС проверяют 74 нормы содержания антибиотиков в сельскохозяйственной продукции, в Украине - лишь 3. Отечественные нормы содержания свинца в молоке и мясе в пять раз выше западноевропейских. Микробиологические показатели безопасности украинского молока в 3-10 раз превышают нормы ЕС.

Таким образом, нерешенной остается проблема совершенствования систем стандартизации, сертификации, применения санитарных, фитосанитарных мероприятий и технических регламентов. Такое совершенствование для государства имеет особенное значение и может быть обеспечено лишь в виде кардинальной реформы всей отечественной системы технического регулирования, которая должна стать более эффективной и прозрачной.

Установленный уровень государственной поддержки сельского хозяйства предоставляет достаточные возможности для защиты агропродовольственно-го сектора Украины в условиях членства в ВТО и отвечает современным потребностям. Необходимо, однако, реформирование самого механизма предоставления такой поддержки в соответствии с принципами ВТО. Поиск оптимальных путей для усовершенствования поддержки сельского хозяйства и мониторинга обязательств, принятых в рамках ВТО является одним из главных направлений аграрной политики Украины на ближайшую перспективу.

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Гаврильченко, асп. Харьковского национального технического университета сельского

хозяйства им. П. Василенко

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) - это всемирное признание национального сегмента экономики конкурентоспособным. На сегодня главная задача состоит в необходимости сохранения достигнутого уровня. Особенно остро вопрос стоит по отношению к сельскому хозяйству, которое в меру своей специфики выделено в отдельную сферу регулирования в рамках ВТО (Соглашение о сельском хозяйстве). Согласно последнего для осуществления успешных экспортных операций со странами ЕС, отечественные производители должны придерживаться требований Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным нормативам и Соглашения по техническим барьерам в торговле [1]. Указанные соглашения благодаря увеличению объемов экспорта

дают возможность Украине стимулировать собственное экономическое развитие, но из-за несоответствия продукции отечественного производства стандартам качества продуктов питания, экспортные возможности Украины в страны ЕС сильно ограничиваются. Наряду с этим правила ВТО требуют применения санитарных и фитосанитарных нормативов не только для внешнего, но и для внутреннего рынка, что предполагает увеличение затрат на производство продукции и соответственно уменьшение рентабельности сельскохозяйственных производителей. Ситуацию обостряют намерения Кабинета Министров Украины относительно отмены обязательной государственной сертификации продуктов питания, которые на практике могут привести к появлению на рынках некачественного и вредного

для здоровья импорта, а также содействуют развитию недобросовестной конкуренции. Кроме того, отечественные экспортеры окажутся в довольно невыгодном положении, поскольку ранее Украина подписала с рядом стран соглашение о взаимном признании сертификатов. Учитывая вышесказанное, становится очевидной необходимость исследования и усовершенствование уровня защиты отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Среди первоочередных мероприятий повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса существенное значение имеет осуществление взвешенной паритетной государственной политики и приведение законодательства Украины в соответствие с нормами и правилами ВТО. Учитывая это, для целей постепенной адаптации экономических отношений нашей страны к правилам ВТО, утверждена краткосрочная программа действий - «План первоочередных мероприятий по выполнению обязательств Украины в рамках членства в ВТО» (распоряжение Кабинета Министров Украины от 17 декабря 2008 г. № 1570-р) и среднесрочная - «План мероприятий по адаптации украинской экономики к требованиям ВТО» (распоряжение Кабинета Министров Украины от 30 октября 2008 г. № 1381-р). Оба документа направлены на повышение конкурентоспособности национальной экономики, что полностью отвечает взятым нашим государством обязательствам и учитывает интересы отечественных производителей. В отношении сельского хозяйства реализация предусмотренных мероприятий предполагает в частности продолжение работы по усовершенствованию существующих и внедрение новых программ государственной поддержки сельского хозяйства согласно нормам ВТО; усовершенствование инфраструктуры аграрного рынка; продолжение работы, направленной на развитие двусторонних отношений с иностранными государствами с целью продвижения отечественной сельскохозяйственной продукции на внешний рынок; повышение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции отечественного производства; обеспечение перехода к использованию международных стандартов как основы для разработки технических регламентов и т.п. [4].

С целью повышения эффективности функционирования внутреннего рынка, увеличения доли конкурентоспособной отечественной продукции, усовершенствования механизма регулирования внутреннего рынка в условиях интеграции в мировой рынок, а также его наполнения высококачественными и безопасными товарами (роботами, услугами), постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 2009 г. № 828 была принята Государственная целевая экономическая про-

грамма развития внутреннего рынка на период до 2012 года. Среди мероприятий развития добросовестной конкуренции, согласно данной программы, - реализация эффективной таможенно-тарифной политики, реформирование налоговой системы, приведение системы предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования в соответствие с международной практикой [3].

Наряду с этим вся законодательная работа (ее координирует Минэкономики) согласно Закону о ратификации Протокола о вступлении Украины в ВТО осуществляется с максимально возможным учетом интересов отечественных товаропроизводителей. Так, Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» по применению норм специального режима налогообложения для сельхозпроизводителей при реализации собственной продукции» от 21 мая 2009 г. № 1403 - VI предусматривает сохранение косвенной поддержки аграриев в условиях членства в ВТО [2]. Кроме того, режим аккумуляции сельхозпредприятиями налога на добавленную стоимость распространяется на все операции по поставке аграрной продукции собственного производства, а также на продукты переработки, включая продажу молока и мяса перерабатывающим предприятиям, и подакцизные товары. То есть в рамках членства в ВТО, с целью надлежащей поддержки сельхозпроизводителей, Украина сохранила право применения специальных режимов налогообложения НДС как альтернативы прямой бюджетной поддержке, учитывая ограниченность финансовых ресурсов государства. Благодаря этому в распоряжении производителей в 2007 г. осталось 5,7 млрд грн., а в 2008 г. - 6 млрд [4].

Однако следует учесть, что формирование эффективной системы управления конкурентоспособностью агропромышленной продукции после вхождения Украины в ВТО и шаги относительно дальнейшей ее интеграции в мировое экономическое сообщество, требуют осуществления соответствующих мероприятий и со стороны самих товаропроизводителей. Действенным инструментом при этом выступает контроль качества продукции, так как эта составляющая регуляторной системы нашего государства далека от совершенной: отсутствует система рыночного надзора за безопасностью и качеством товаров, а национальные стандарты не отвечают международным, в частности европейским, что порождает наличие недобросовестной конкуренции.

В целом в отечественной экономической литературе и практике хозяйственной деятельности различают следующие показатели качества сельскохозяйственной продукции (рис. 1).

Рисунок 1. Показатели качества сельскохозяйственной продукции

Конечно, определение некоторых из этих пока- коточного и высокотехнологичного оборудования и

зателей предполагает наличие определенного высо- возможно лишь в специальных лабораторных услови-

ях, однако большинство из них предприятие может определять самостоятельно. Например, исследование состояния лабораторного обеспечения сельхозпредприятий Украины дает основания утверждать, что все основные показатели качества молока (базовая доля белка, базовая доля жира, плотность, кислотность, степень чистоты за эталоном, бактериальная загрязненность) могут быть определены непосредственно в местах получения продукции (на механизированных животноводческих фермах). Колебание исследуемых показателей на протяжении дня являются незначительными, поэтому их определение достаточно проводить единовременно путем осуществления контрольного измерения. С целью организации эффективного контроля качества, эти показатели должны фиксироваться в первичных носителях информации и относиться в состав их обязательных реквизитов. При этом важным моментом является учитывание требований международных стандартов качества (табл. 1) [5].

Основным первичным документом по оприходованию молока является Журнал учета надоя молока (ф. № 112). Он ведется ежедневно по группе (бригаде) доярок (операторов) на протяжении 15 дней. С учетом разработанных нами предложений Журнал учета надоя молока будет иметь следующий вид (табл. 2). Для учета ежедневного движения молока в течении месяца на каждой ферме ведут Ведомость движения молока (ф. № 114), которая также нуждается в аналогичном усовершенствовании. Важность внедрения указанных мероприятий объясняется также значительным отста-

ванием показателей качества отечественной молочной продукции от европейских, в то же время цена украинского молока вплотную приблизилась к европейскому уровню.

Таблица 1. Требования стандартов стран ЕС к молоку, которое поступает на перерабаты-___________вающие предприятия______________

Показатель Значение показателя

Базовая доля белка, % 3,2

Базовая доля жира, % 3,6

Бактериальная загрязненность, тыс/см3 Сорт «Экстра» до 100

Количество соматических клеток, тыс/см3 Сорт «Экстра» Германия - до 300 Франция - 100-500 Англия - 50-250

Таким образом, глобализация современной экономики требует от субъектов хозяйствования и государства консолидации усилий для формирования крепкого базиса конкурентоспособности. Объединение и стимулирование мероприятий товаропроизводителей по повышению уровня контроля качественных показателей с государственной поддержкой развития сельскохозяйственного производства даст возможность увеличить производство высококачественной сельхозпродукции, позволит повысить спрос и получить прибыль в размерах, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства в аграрном секторе экономики Украины и укрепления его конкурентоспособности.

Таблица 2. Журнал № учета надоя молока (ф. № 112) (2 страница)

Число

Фамилия, имя, отчество № п/п Обслуживалось коров Надоено молока, кг Содер- жимое жира, % Содержимое белка, % Плотность, кг / куб. м Кислотность, град. Т Степень чистоты за эталоном, класс Подпись оператора машинного доения

всего из их доилось утром в полдень вече- ром Всего

Итого за день

Зав. фермой ______________ ______________________

подпись фамилия, имя, отчество

Источники

1. Угода про сільське господарство // Актуальні питання аграрної політики: зб. робіт / упоряд. В. Дем'янчук та ін. -К., 2002. - С. 370 - 412. - (Проект "Аграрна політика для людського розвитку").

2. Закон України "Про внесення змін до Закону України "Про податок на додану вартість" щодо застосування норм спеціального режиму оподаткування для сільгосп-товаровиробників при реалізації власної продукції" від 21 травня 2001 р. № 1403 - VI // Відомості Верховної Ради України. - 2009. - № 41 (09.10.2009). - С. 599

Бригадир _________ _______________________

подпись фамилия, имя, отчество

3. Постанова Кабінету міністрів України від 5 серпня 2009 р. № 828 "Про затвердження Державної цільової економічної програми розвитку внутрішнього ринку на період до 2012 року" // Офіційний вісник України. - 2009. - № 60 (17.08.2009). - С.2120

4. Завдяки СОТ Україна розширила ринки // Урядовий кур'єр. - 2009. - № 82 (3988). - С.3

5. Про стан молочної галузі та шляхи її поліпшення // Агробізнес сьогодні. - 2006. - № 3(88). - С. 12-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.