УДК 613(075.8)
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОЛЕТИЯ
© Кира Сергеевна Шааб
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры философии, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается влияние позитивного мышления на долголетие человека. Позитивное мышление долгожителя характеризуется жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять только положительные мысли и эмоции. Мысль - материальна, следовательно, жизнь человека - это результат положительной или отрицательной мыследеятель-ности, от которой зависит его долголетие.
Ключевые слова: позитивное мышление; долголетие; мыслеобраз; информация; мудрость; миропонимание; культура; духовность.
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные цели, задачи, стремления. Возникновение этих целей означает, что в окружающей нас действительности есть много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Вселенная бесконечна и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайные глубины неизведанного и нового. Последние научные эксперименты показали, что мысли человека можно фиксировать и визуализировать на особо чувствительных аппаратах. Это позволяет говорить о материальной природе мыслей и необходимости гигиены мышления. Отсюда следует, что жизнь каждого человека -это результат того, как он думает о себе и о мире, который его окружает, поэтому одним из главных условий долголетия является восприятие информации позитивно, мышление в позитивном ключе.
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенного нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [1]. В самом общем виде мышление - постановка и решение задач. Между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени «участвует» как в познавательной, так и
в управляюще-преобразовательной деятельности, т. е. является идеальным орудием познания и управления - преобразования. С помощью мысли, в зависимости от ее характеристики (положительной или отрицательной), человек преобразовывает действительность. Негативные и позитивные оценки окружающего мира существовали всегда. Наш мир изначально двойственен. Любые материи, энергии, чувства имеют свою противоположность, без которой они не существуют. Именно эти противоположности держат природу в равновесии: день - ночь, холод - тепло, добро - зло. С древнейших времен перед человеком встала задача «оценивать» поступки своих соплеменников, обучать своих детей тому, что было полезно для племени, а что вредно. Поэтому в процессе формирования системы человеческих ценностей, когда необходимы были точки отсчета, все события, поступки, человеческие качества воспринимались как колебания маятника от положительного к отрицательному, от одного человеческого качества до противоположного ему по значению, в середине была условная «норма», которой желательно было достичь. В мировых религиях, в фольклоре любого народа присутствует борьба сил добра и зла, положительных и отрицательных героев, позитивного и негативного восприятия действительности. Следовательно, решался важнейший для человечества вопрос: как относиться к реальной жизни? Воспринимать ее как высшее благо, как бесценный дар, относиться ко всему происходящему с благодарностью или не принимать ее, считать злом, наказанием, посланным человеку. История развития цивилизации говорит нам, что в
мире человеческих эмоций и оценок, в мире добра и зла, позитива и негатива выигрывает тот, кто выбирает для себя в качестве постоянного ориентира позитивный взгляд на все, что с ним происходит. Это позитивное отношение стало основой мышления долгожителей, активно работающих над улучшением жизни, стремящихся к ее познанию и развитию. Позитивное мышление долгожителя характеризуется жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять только положительные мысли и эмоции. Мысли каждого из нас - сгустки энергии, посланные нами природе, которые возвращаются к нам в виде жизненных обстоятельств. Когда человек о чем-то усиленно и продолжительно думает, большое количество его энергии и информации накапливается в мыслеобразах. Мысле-образ - это индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета (явления). Восприятие - это функция всего организма, всех каналов восприятия. Воспринимая столь многогранно, человек оставляет многомерный мыслеобраз в своем опыте и памяти. Чем больше энергии заложено в мыслеобраз, тем активнее и точнее он будет реализовываться. Энергия мысли может созидать, а может и разрушать. При позитивном мышлении накапливаются положительные эмоции, человека охватывает воодушевление, бодрое настроение, уверенность и радость в предвкушении победы. От качества наших мыслей зависит здоровье, внешний вид, настроение, эмоции и чувства [2]. Можно выделить три основных составляющие позитивного мышления:
1) позитивные убеждения или аффирма-ции - высказывания с акцентом на то, что человек желает иметь (способности, умения, качества и отношения). Строятся аффирма-ции с опорой на будущее время;
2) позитивный настрой - «внутренний стержень» человека, который помогает преодолевать трудности. Умение правильно себя настраивать воплощается в проявлении эмоций радости, интереса, в жизнеутверждающем настроении. Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, что определяет сопричастность, принадлежность личности к окружающей действительности;
3) собственно позитивное мышление, которое позволяет человеку принимать окружающий мир и новые возможности. Человек с позитивным мышлением постоянно открыт эксперименту, открыт для получения новой информации и находится в постоянном развитии. Информативный этап механизма позволяет человеку получать необходимые базовые сведения о процессе позитивного мышления, его свойствах и функциях, осуществить взаимосвязь ранее полученных и новых знаний и повысить культурно-образовательный, интеллектуальный уровень. Внутренний воспитательно-формирующий этап состоит из стадий упорядочения мысле-деятельности и воспитания ярких положительных эмоций, чувств и качеств личности. Этот этап - своеобразное духовное очищение и возрождение человека. Духовное возрождение имеет отражение и во внешнем результативном этапе, когда личность активно демонстрирует свои достижения, развивает и улучшает отношения с членами тех социальных групп, в которые она входит в процессе жизнедеятельности.
Позитивное мышление способно кардинально изменить существование человека. Оно позволяет ему быть активным, деятельным субъектом культурных процессов. Желание изменить себя развивает внутреннюю культуру человека, возрождает к жизни культуру общения, этического взаимодействия людей. Концепция позитивного мышления присутствует в качестве базовой установки во всех культурах мира. Культура на протяжении всей истории человечества имела в своем арсенале не только установку на позитивное качество мышления, но и предлагала человеку разнообразные методики и способы его воспитания и применения. Отработанная в течение веков традиционная система организации жилища, ритма жизни, сна, питания имела целью обеспечить индивиду физический комфорт - важное условие психического и душевного благополучия и долголетия.
Методики, обеспечивающие духовное здоровье, сформулированы во всех мировых религиозных системах. Молитва, пост, процесс медитации - активная мыследеятель-ность добра, обретения спокойствия, радостного мироощущения. В восточных традициях, таких как йога, даосская алхимия бес-
смертия, тантра и др., в течение тысячелетий накоплен огромный опыт по оздоровлению и продлению жизни человека. Восточные мудрецы обобщили его в виде методик, психотехник, способов, систем и довели до искусства. Необходимо отметить, что способов, о которых идет речь, множество, и каждый имеет свой определенный аспект. Так, например, есть практика для достижения долголетия - аюрведа, холистическая система медицины, широко практикуемая в Индии. Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, вселенная, дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. Аюрведа говорит, что человек должен научиться наблюдать свою умственную деятельность, мышление, эмоции, оставаясь в стороне от переживаний. Чтобы способствовать ментальному миру, человек, по рекомендации аюрведы, должен изолироваться от мира и избегать общества и мирских связей. Однако для большинства людей такой подход неприемлем, поэтому аюрведа рекомендует личности учиться быть в миру, но не учиться от мира. При этом подходе человек наблюдает свои привязанности, чтобы определить какие из них создают стресс. Без привязанностей и стрессов жизнь человека становится счастливой, здоровой и умиротворяющей, она создает естественное долголетие [3]. Существует особая группа сакральных практик, позволяющая не только остановить процесс старения как таковой, но и сохранять физическое тело бесконечно долго. Для оздоровления людей широко применяется трансцендентальная медитация. Сторонники трансцендентальной медитации утверждают, что регулярная практика этой формы медитации положительно влияет на поведение, приносит пользу телу и разуму. Как утверждают поклонники трансцендентальной медитации, этот вид медитации имеет множество полезных эффектов, в частности: релаксация и освобождение от стресса, достижение телесного здоровья, достижение состояния энергичности и креативности, достижение душевного покоя и счастья. В йога-сутрах Патанджа-ли говорится, что духовная практика может принести человеку успех, только если она будет, во-первых, долгой, во-вторых, непрерывной, а в-третьих, уважительной. Поэтому
такой человек становится просто олицетворенным уважением, накапливая в себе мудрость, которая не имеет географических ограничений и национальной предопределенности. Тем не менее в силу религиознонравственных традиций и государственноиерархического способа социального бытия более успешнее всего мудрость возвысила себя на Востоке. Во всем мире многие века читают поучения восточных мудрецов и притчи восточных поэтов, которые запечатлевают серьезные или шуточные советы, назидания, афористические формулы жизни. Мудрец не может существовать без последователей, без учеников, без почитателей, он претендует на пророчества и проповедническое могущество, и весь строй жизни на Востоке давал возможности для появления учи-телей-мудрецов, у которых не просто учились совокупности знаний, навыков, а которым следовали и боготворили. Восточный мудрец не мог усомниться в своих совершенствах, и потому стиль его поучений никогда не несет неуверенности, противоречивости, относительности. Для восточных мудрецов, для т. н. «посвященных» Востока, был необходим некий другой образ жизни, отношение к трактовке восприятий, мышления, чувства и желания, нежели то, которое имеет человек в обычной жизни, примером тому служат индийские мудрецы. В древнеиндийских Ведах содержатся первые свидетельства активной целенаправленной деятельности человека, его попыток с помощью собственного разума пробудить, вывести в сознание, т. е. на осознаваемый уровень мышления, скрытые сверхвозможности. Подобную человеческую деятельность в европейской культуре позже стали называть духовной работой, духовной жизнью человека. Самой ранней Ведой и самой большой по объему является Ригведа или «Веда гимнов» («риг» - хвалебный стих, песнь, гимн). Первоначально «риги», или гимны, сочинялись в качестве дара, жертвоприношения богам. Считалось, что жизнь человека, его благополучие и долголетие, успех и богатство, блаженство и счастье зависят от этих жертв. Позднее к ригам в качестве жертвоприношения были присоединены «саман» - стих, песня, песнопение, и «яджус» - жертвенная формула, изречение, славословие. Таким образом, возникли другие Веды: Самаведа, или Веда напевов, и
Яджурведа - Веда жертвоприношений. Очень рано у древних индийцев изменился смысл и характер жертвоприношений. Если раньше оно исполнялось в материальном виде - жертвами были предметы или животные, то затем они были заменены на жертву в виде слова. С помощью жертвы в виде слова богов заставляли, принуждали дать то, что люди считали желанным и нужным. Эта словесная форма осуществления собственных желаний и нужд, «заставляющая» богов безотказно выполнять желания человека, является первым документально засвидетельствованным приемом использования слова для приобретения сверхвозможностей. Позднее других Вед были составлены Араньяки и Упанишады. Их обычная датировка - начало -середина I тысячелетия до нашей эры. Араньяки, буквальный перевод названия которых «лесные книги», - это правила для отшельников и аскетов, которые удалились из общества в лесные шалаши или горные пещеры для самостоятельного освоения приемов управления сознанием. В древние времена считалось, что пренебрежение к своему телу и полное игнорирование окружающего мира являются необходимым условием для эффективного приобретения сверхвозможностей и достижения бессмертия. Упа-нишады - это собственно инструктивная часть Вед. Дословно термин переводится как «сидящий около». Подразумевается, что ученик сидит около учителя и слушает поучения и наставления. В самих текстах слово «упа-нишады» иногда употребляется с оттенком «тайное учение» или «сокровенное знание». По общепринятой интерпретации «тайна» заключалась в следующем: во-первых, тексты могли показаться малопонятными без дополнительных разъяснений, во-вторых, людям, не принадлежащим к трем высшим кастам-варнам (высшие: брахманы, кшатрии и вайшья; шудра - низшая каста), чтение Упанишад было запрещено. В Упанишадах рассматриваются главные человеческие желания и формулируются достойные цели жизни человека. В них же описываются концепции возникновения, развития и строения мироздания. Причем космогонические представления тесно переплетаются и имеют прямые аналогии с представлениями о возникновении и изменении особых состояний человеческой психики. В Упанишадах опре-
деляются пути и методы приобретения сверхвозможностей как единственного способа достижения поставленных жизненных целей, осуществления желаний и чаяний [4]. Несмотря на множество методик, религиозных течений и направлений, всех восточных мудрецов объединяет воля к сохранению жизни - они призывают рассматривать ее как высшую ценность, интересоваться всем новым, принимать себя и окружающих не в воображаемом, а в настоящем, сегодняшнем виде, предлагают учиться концентрации на позитивных мыслях, эмоциях и отстраняться от всех проявлений негатива со стороны окружающего мира. У мудрых долгожителей присутствует благоговение перед жизнью, которое не позволяет пренебрегать интересами мира. Оно постоянно заставляет принимать участие во всем, что совершается вокруг, и чувствовать свою ответственность за совершаемое, дает стремление желать всеми силами души всех видов прогресса, на которые способны человек и человечество, оно заставляет постоянно стремиться к развитию культуры. Благоговение перед жизнью и обусловленное им стремление всесторонне поднимать человека и человечество до уровня высшей ценности ориентируют на совершенные, чистые идеалы культуры, сознательно полемизирующие с действительностью.
Таким образом, мир обладает огромным потенциалом культуры, и задача культурологии применять социальные механизмы включения людей в мир прекрасного и формирования умений мыслить позитивно, потребности к образованию ценностных ориентаций и следованию культурным традициям. Стремление к внутреннему комфорту, к ощущению счастья позволяло и позволяет долгожителям мыслить позитивно, управлять своими эмоциями, открывать для себя новое, самосовершенствоваться. Направлений совершенствования множество, культура дает безграничную массу методов, методологий, способов и технологий этого процесса, содержательно оформляя их в единое целое. Главное сознательно включиться в этот процесс. Именно это и способно в целом обеспечить целостное здоровье мира. Все методики, способы, которые учат человека правильно мыслить, позволяют ему жить в гармонии с окружающим миром, а главное, с самим собой.
Оптимистичный, радостный, уверенный в себе человек может жить, творить, развиваться, преобразовывать ноосферу и насыщать все вокруг себя позитивными мыслями. Способность к позитивному мышлению должна рассматриваться у человека не как внешнее правило жизни, а как основной принцип его жизнедеятельности. При этом основу данного принципа составляет умение не просто не замечать все отрицательные моменты, а способность на все негативное, антигуманное смотреть сквозь призму оптимизма и конструктивности и делать привычку мыслить позитивно возможностью выхода из довлеющего негативизма. Поэтому задача культурологии как науки, объединившей в себе достижения философии, психологии, социологии, видя в каждом конкретном человеке единство его внутренних и внешних,
природных и культурных, физических и духовных черт и проявлений, - чутко реагировать на потребности личности, предоставляя те нормы и ценности, которые будут способствовать гармоничному развитию человека и, как следствие этого, долголетию.
1. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1990. С. 494.
2. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. М., 1999.
3. Аюрведа. СПб., 1992.
4. Мещеряков В. Сверхвозможности человека. М., 2007.
Поступила в редакцию 1.G4.2G11 г.
UDC 613(075/8)
POSITIVE THINKING AS LONGEVITY CONDITION
Kira Sergeyevna Shaab, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Philosophy Department, e-mail: [email protected]
The article considers the influence of positive thinking on the human’s longevity. The positive thinking of the long-liver is characterized by the cheerful world-view, ability to perceive, accumulate and distribute only positive thoughts and emotions. The thought is material; consequently the human life is the result of positive or negative thinking from which the longevity depends.
Key words: positive thinking; longevity; thought image; information; wisdom; world-view; culture; spirituality.