Научная статья на тему 'Позитивное мышление как условие долголетия'

Позитивное мышление как условие долголетия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3327
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДОЛГОЛЕТИЕ / МЫСЛЕОБРАЗ / ИНФОРМАЦИЯ / МУДРОСТЬ / МИРОПОНИМАНИЕ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / POSITIVE THINKING / LONGEVITY / THOUGHT IMAGE / INFORMATION / WISDOM / WORLD-VIEW / CULTURE / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шааб Кира Сергеевна

В статье рассматривается влияние позитивного мышления на долголетие человека. Позитивное мышление долгожителя характеризуется жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять только положительные мысли и эмоции. Мысль материальна, следовательно, жизнь человека это результат положительной или отрицательной мыследеятельности, от которой зависит его долголетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE THINKING AS LONGEVITY CONDITION

The article considers the influence of positive thinking on the human's longevity. The positive thinking of the long-liver is characterized by the cheerful world-view, ability to perceive, accumulate and distribute only positive thoughts and emotions. The thought is material; consequently the human life is the result of positive or negative thinking from which the longevity depends.

Текст научной работы на тему «Позитивное мышление как условие долголетия»

УДК 613(075.8)

ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОЛЕТИЯ

© Кира Сергеевна Шааб

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры философии, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается влияние позитивного мышления на долголетие человека. Позитивное мышление долгожителя характеризуется жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять только положительные мысли и эмоции. Мысль - материальна, следовательно, жизнь человека - это результат положительной или отрицательной мыследеятель-ности, от которой зависит его долголетие.

Ключевые слова: позитивное мышление; долголетие; мыслеобраз; информация; мудрость; миропонимание; культура; духовность.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные цели, задачи, стремления. Возникновение этих целей означает, что в окружающей нас действительности есть много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Вселенная бесконечна и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайные глубины неизведанного и нового. Последние научные эксперименты показали, что мысли человека можно фиксировать и визуализировать на особо чувствительных аппаратах. Это позволяет говорить о материальной природе мыслей и необходимости гигиены мышления. Отсюда следует, что жизнь каждого человека -это результат того, как он думает о себе и о мире, который его окружает, поэтому одним из главных условий долголетия является восприятие информации позитивно, мышление в позитивном ключе.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенного нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [1]. В самом общем виде мышление - постановка и решение задач. Между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени «участвует» как в познавательной, так и

в управляюще-преобразовательной деятельности, т. е. является идеальным орудием познания и управления - преобразования. С помощью мысли, в зависимости от ее характеристики (положительной или отрицательной), человек преобразовывает действительность. Негативные и позитивные оценки окружающего мира существовали всегда. Наш мир изначально двойственен. Любые материи, энергии, чувства имеют свою противоположность, без которой они не существуют. Именно эти противоположности держат природу в равновесии: день - ночь, холод - тепло, добро - зло. С древнейших времен перед человеком встала задача «оценивать» поступки своих соплеменников, обучать своих детей тому, что было полезно для племени, а что вредно. Поэтому в процессе формирования системы человеческих ценностей, когда необходимы были точки отсчета, все события, поступки, человеческие качества воспринимались как колебания маятника от положительного к отрицательному, от одного человеческого качества до противоположного ему по значению, в середине была условная «норма», которой желательно было достичь. В мировых религиях, в фольклоре любого народа присутствует борьба сил добра и зла, положительных и отрицательных героев, позитивного и негативного восприятия действительности. Следовательно, решался важнейший для человечества вопрос: как относиться к реальной жизни? Воспринимать ее как высшее благо, как бесценный дар, относиться ко всему происходящему с благодарностью или не принимать ее, считать злом, наказанием, посланным человеку. История развития цивилизации говорит нам, что в

мире человеческих эмоций и оценок, в мире добра и зла, позитива и негатива выигрывает тот, кто выбирает для себя в качестве постоянного ориентира позитивный взгляд на все, что с ним происходит. Это позитивное отношение стало основой мышления долгожителей, активно работающих над улучшением жизни, стремящихся к ее познанию и развитию. Позитивное мышление долгожителя характеризуется жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять только положительные мысли и эмоции. Мысли каждого из нас - сгустки энергии, посланные нами природе, которые возвращаются к нам в виде жизненных обстоятельств. Когда человек о чем-то усиленно и продолжительно думает, большое количество его энергии и информации накапливается в мыслеобразах. Мысле-образ - это индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета (явления). Восприятие - это функция всего организма, всех каналов восприятия. Воспринимая столь многогранно, человек оставляет многомерный мыслеобраз в своем опыте и памяти. Чем больше энергии заложено в мыслеобраз, тем активнее и точнее он будет реализовываться. Энергия мысли может созидать, а может и разрушать. При позитивном мышлении накапливаются положительные эмоции, человека охватывает воодушевление, бодрое настроение, уверенность и радость в предвкушении победы. От качества наших мыслей зависит здоровье, внешний вид, настроение, эмоции и чувства [2]. Можно выделить три основных составляющие позитивного мышления:

1) позитивные убеждения или аффирма-ции - высказывания с акцентом на то, что человек желает иметь (способности, умения, качества и отношения). Строятся аффирма-ции с опорой на будущее время;

2) позитивный настрой - «внутренний стержень» человека, который помогает преодолевать трудности. Умение правильно себя настраивать воплощается в проявлении эмоций радости, интереса, в жизнеутверждающем настроении. Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, что определяет сопричастность, принадлежность личности к окружающей действительности;

3) собственно позитивное мышление, которое позволяет человеку принимать окружающий мир и новые возможности. Человек с позитивным мышлением постоянно открыт эксперименту, открыт для получения новой информации и находится в постоянном развитии. Информативный этап механизма позволяет человеку получать необходимые базовые сведения о процессе позитивного мышления, его свойствах и функциях, осуществить взаимосвязь ранее полученных и новых знаний и повысить культурно-образовательный, интеллектуальный уровень. Внутренний воспитательно-формирующий этап состоит из стадий упорядочения мысле-деятельности и воспитания ярких положительных эмоций, чувств и качеств личности. Этот этап - своеобразное духовное очищение и возрождение человека. Духовное возрождение имеет отражение и во внешнем результативном этапе, когда личность активно демонстрирует свои достижения, развивает и улучшает отношения с членами тех социальных групп, в которые она входит в процессе жизнедеятельности.

Позитивное мышление способно кардинально изменить существование человека. Оно позволяет ему быть активным, деятельным субъектом культурных процессов. Желание изменить себя развивает внутреннюю культуру человека, возрождает к жизни культуру общения, этического взаимодействия людей. Концепция позитивного мышления присутствует в качестве базовой установки во всех культурах мира. Культура на протяжении всей истории человечества имела в своем арсенале не только установку на позитивное качество мышления, но и предлагала человеку разнообразные методики и способы его воспитания и применения. Отработанная в течение веков традиционная система организации жилища, ритма жизни, сна, питания имела целью обеспечить индивиду физический комфорт - важное условие психического и душевного благополучия и долголетия.

Методики, обеспечивающие духовное здоровье, сформулированы во всех мировых религиозных системах. Молитва, пост, процесс медитации - активная мыследеятель-ность добра, обретения спокойствия, радостного мироощущения. В восточных традициях, таких как йога, даосская алхимия бес-

смертия, тантра и др., в течение тысячелетий накоплен огромный опыт по оздоровлению и продлению жизни человека. Восточные мудрецы обобщили его в виде методик, психотехник, способов, систем и довели до искусства. Необходимо отметить, что способов, о которых идет речь, множество, и каждый имеет свой определенный аспект. Так, например, есть практика для достижения долголетия - аюрведа, холистическая система медицины, широко практикуемая в Индии. Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, вселенная, дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. Аюрведа говорит, что человек должен научиться наблюдать свою умственную деятельность, мышление, эмоции, оставаясь в стороне от переживаний. Чтобы способствовать ментальному миру, человек, по рекомендации аюрведы, должен изолироваться от мира и избегать общества и мирских связей. Однако для большинства людей такой подход неприемлем, поэтому аюрведа рекомендует личности учиться быть в миру, но не учиться от мира. При этом подходе человек наблюдает свои привязанности, чтобы определить какие из них создают стресс. Без привязанностей и стрессов жизнь человека становится счастливой, здоровой и умиротворяющей, она создает естественное долголетие [3]. Существует особая группа сакральных практик, позволяющая не только остановить процесс старения как таковой, но и сохранять физическое тело бесконечно долго. Для оздоровления людей широко применяется трансцендентальная медитация. Сторонники трансцендентальной медитации утверждают, что регулярная практика этой формы медитации положительно влияет на поведение, приносит пользу телу и разуму. Как утверждают поклонники трансцендентальной медитации, этот вид медитации имеет множество полезных эффектов, в частности: релаксация и освобождение от стресса, достижение телесного здоровья, достижение состояния энергичности и креативности, достижение душевного покоя и счастья. В йога-сутрах Патанджа-ли говорится, что духовная практика может принести человеку успех, только если она будет, во-первых, долгой, во-вторых, непрерывной, а в-третьих, уважительной. Поэтому

такой человек становится просто олицетворенным уважением, накапливая в себе мудрость, которая не имеет географических ограничений и национальной предопределенности. Тем не менее в силу религиознонравственных традиций и государственноиерархического способа социального бытия более успешнее всего мудрость возвысила себя на Востоке. Во всем мире многие века читают поучения восточных мудрецов и притчи восточных поэтов, которые запечатлевают серьезные или шуточные советы, назидания, афористические формулы жизни. Мудрец не может существовать без последователей, без учеников, без почитателей, он претендует на пророчества и проповедническое могущество, и весь строй жизни на Востоке давал возможности для появления учи-телей-мудрецов, у которых не просто учились совокупности знаний, навыков, а которым следовали и боготворили. Восточный мудрец не мог усомниться в своих совершенствах, и потому стиль его поучений никогда не несет неуверенности, противоречивости, относительности. Для восточных мудрецов, для т. н. «посвященных» Востока, был необходим некий другой образ жизни, отношение к трактовке восприятий, мышления, чувства и желания, нежели то, которое имеет человек в обычной жизни, примером тому служат индийские мудрецы. В древнеиндийских Ведах содержатся первые свидетельства активной целенаправленной деятельности человека, его попыток с помощью собственного разума пробудить, вывести в сознание, т. е. на осознаваемый уровень мышления, скрытые сверхвозможности. Подобную человеческую деятельность в европейской культуре позже стали называть духовной работой, духовной жизнью человека. Самой ранней Ведой и самой большой по объему является Ригведа или «Веда гимнов» («риг» - хвалебный стих, песнь, гимн). Первоначально «риги», или гимны, сочинялись в качестве дара, жертвоприношения богам. Считалось, что жизнь человека, его благополучие и долголетие, успех и богатство, блаженство и счастье зависят от этих жертв. Позднее к ригам в качестве жертвоприношения были присоединены «саман» - стих, песня, песнопение, и «яджус» - жертвенная формула, изречение, славословие. Таким образом, возникли другие Веды: Самаведа, или Веда напевов, и

Яджурведа - Веда жертвоприношений. Очень рано у древних индийцев изменился смысл и характер жертвоприношений. Если раньше оно исполнялось в материальном виде - жертвами были предметы или животные, то затем они были заменены на жертву в виде слова. С помощью жертвы в виде слова богов заставляли, принуждали дать то, что люди считали желанным и нужным. Эта словесная форма осуществления собственных желаний и нужд, «заставляющая» богов безотказно выполнять желания человека, является первым документально засвидетельствованным приемом использования слова для приобретения сверхвозможностей. Позднее других Вед были составлены Араньяки и Упанишады. Их обычная датировка - начало -середина I тысячелетия до нашей эры. Араньяки, буквальный перевод названия которых «лесные книги», - это правила для отшельников и аскетов, которые удалились из общества в лесные шалаши или горные пещеры для самостоятельного освоения приемов управления сознанием. В древние времена считалось, что пренебрежение к своему телу и полное игнорирование окружающего мира являются необходимым условием для эффективного приобретения сверхвозможностей и достижения бессмертия. Упа-нишады - это собственно инструктивная часть Вед. Дословно термин переводится как «сидящий около». Подразумевается, что ученик сидит около учителя и слушает поучения и наставления. В самих текстах слово «упа-нишады» иногда употребляется с оттенком «тайное учение» или «сокровенное знание». По общепринятой интерпретации «тайна» заключалась в следующем: во-первых, тексты могли показаться малопонятными без дополнительных разъяснений, во-вторых, людям, не принадлежащим к трем высшим кастам-варнам (высшие: брахманы, кшатрии и вайшья; шудра - низшая каста), чтение Упанишад было запрещено. В Упанишадах рассматриваются главные человеческие желания и формулируются достойные цели жизни человека. В них же описываются концепции возникновения, развития и строения мироздания. Причем космогонические представления тесно переплетаются и имеют прямые аналогии с представлениями о возникновении и изменении особых состояний человеческой психики. В Упанишадах опре-

деляются пути и методы приобретения сверхвозможностей как единственного способа достижения поставленных жизненных целей, осуществления желаний и чаяний [4]. Несмотря на множество методик, религиозных течений и направлений, всех восточных мудрецов объединяет воля к сохранению жизни - они призывают рассматривать ее как высшую ценность, интересоваться всем новым, принимать себя и окружающих не в воображаемом, а в настоящем, сегодняшнем виде, предлагают учиться концентрации на позитивных мыслях, эмоциях и отстраняться от всех проявлений негатива со стороны окружающего мира. У мудрых долгожителей присутствует благоговение перед жизнью, которое не позволяет пренебрегать интересами мира. Оно постоянно заставляет принимать участие во всем, что совершается вокруг, и чувствовать свою ответственность за совершаемое, дает стремление желать всеми силами души всех видов прогресса, на которые способны человек и человечество, оно заставляет постоянно стремиться к развитию культуры. Благоговение перед жизнью и обусловленное им стремление всесторонне поднимать человека и человечество до уровня высшей ценности ориентируют на совершенные, чистые идеалы культуры, сознательно полемизирующие с действительностью.

Таким образом, мир обладает огромным потенциалом культуры, и задача культурологии применять социальные механизмы включения людей в мир прекрасного и формирования умений мыслить позитивно, потребности к образованию ценностных ориентаций и следованию культурным традициям. Стремление к внутреннему комфорту, к ощущению счастья позволяло и позволяет долгожителям мыслить позитивно, управлять своими эмоциями, открывать для себя новое, самосовершенствоваться. Направлений совершенствования множество, культура дает безграничную массу методов, методологий, способов и технологий этого процесса, содержательно оформляя их в единое целое. Главное сознательно включиться в этот процесс. Именно это и способно в целом обеспечить целостное здоровье мира. Все методики, способы, которые учат человека правильно мыслить, позволяют ему жить в гармонии с окружающим миром, а главное, с самим собой.

Оптимистичный, радостный, уверенный в себе человек может жить, творить, развиваться, преобразовывать ноосферу и насыщать все вокруг себя позитивными мыслями. Способность к позитивному мышлению должна рассматриваться у человека не как внешнее правило жизни, а как основной принцип его жизнедеятельности. При этом основу данного принципа составляет умение не просто не замечать все отрицательные моменты, а способность на все негативное, антигуманное смотреть сквозь призму оптимизма и конструктивности и делать привычку мыслить позитивно возможностью выхода из довлеющего негативизма. Поэтому задача культурологии как науки, объединившей в себе достижения философии, психологии, социологии, видя в каждом конкретном человеке единство его внутренних и внешних,

природных и культурных, физических и духовных черт и проявлений, - чутко реагировать на потребности личности, предоставляя те нормы и ценности, которые будут способствовать гармоничному развитию человека и, как следствие этого, долголетию.

1. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1990. С. 494.

2. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. М., 1999.

3. Аюрведа. СПб., 1992.

4. Мещеряков В. Сверхвозможности человека. М., 2007.

Поступила в редакцию 1.G4.2G11 г.

UDC 613(075/8)

POSITIVE THINKING AS LONGEVITY CONDITION

Kira Sergeyevna Shaab, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Philosophy Department, e-mail: [email protected]

The article considers the influence of positive thinking on the human’s longevity. The positive thinking of the long-liver is characterized by the cheerful world-view, ability to perceive, accumulate and distribute only positive thoughts and emotions. The thought is material; consequently the human life is the result of positive or negative thinking from which the longevity depends.

Key words: positive thinking; longevity; thought image; information; wisdom; world-view; culture; spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.